Факторы влияющие на налоговые доходы

Обновлено: 04.07.2024

Анализ экономической политики и ситуации в России. Исследование регионов-аутсайдеров по показателю самоокупаемости и определение путей для повышения налоговых доходов. Уровень экономического развития и уровня инфляции в стране в современный период.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 02.09.2018
Размер файла 354,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

Анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет региона

Кирпищиков Дмитрий Андреевич

В данной работе исследуются факторы, влияющие на налоговые поступления в региональные бюджеты. Анализ исполнения доходной части бюджетов регионов показывает, что наибольшую долю имеют доходы от налогов, что также отмечается российскими исследователями. Исследуемая выборка включает в себя данные по всем регионам Российской Федерации за период 2010-2016 гг. В рамках данной работы анализируется модель с фиксированными эффектами. Результаты исследования показали, что значимыми детерминантами налоговых доходов являются ВРП на душу населения, уровень инфляции, доля убыточных организаций, доля сельскохозяйственного сектора в ВРП, доля экспорта в ВРП и среднедушевые доходы населения. В связи с этим результатами рассмотрены инструменты по оказанию влияния на налоговые доходы бюджетов регионов.

In present paper we are investigating the factors which influencing tax revenue in regional budgets. Their revenue part shows that the tax revenue has the most share which also highlighted by Russians researchers. Data consist of the information about Russians regions over 2010-2016 years. In this paper model with fixed effects is used. The results show that GRP per capita, inflation, share of unprofitable organization, share of agriculture sector, share of export and income per capita have the significant impact on tax revenue. In connection with these results and theoretical background we also emphasise instruments which have effect on these.

Многие страны сталкиваются с проблемой нехватки финансов, которые необходимы для улучшения и поддержания качества здравоохранения, образования и других сфер жизни общества. Задача увеличения доходов также стоит и перед Российской Федерацией. В свою очередь в статье 41 Бюджетного Кодекса РФ выделяются три вида доходов бюджетов: налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Российские исследователи (Аландаров, 2014; Большова, 2014 и др.) отмечают, что доля налоговых поступлений в бюджеты как региональных, так и других уровней, превышают другие виды доходов. Более того, их доля увеличивается из года в год - такой вывод можно сделать исходя из данных Федеральной службы государственной статистики. В связи с возрастающей долей налоговых поступлений необходимо понимать, какие факторы на них влияют и поэтому немаловажны исследования, посвященные анализу потенциала увеличения налоговых доходов территорий. Актуальность данного вопроса подкрепляется тем, что повышение налоговой нагрузки не является эффективной мерой воздействия, поскольку это может привести к повышению неопределенности и сжатию инвестиционной активности (Министерство финансов РФ, 2017).

Однако в настоящее время исследователи акцентируют своё внимание либо на отдельно взятых регионах, анализируя их налоговую структуру (Большова, 2014; Белогорская, Сорокина, Тетерина 2016), либо на развивающихся странах (Gupta, 2007; Javid, Arif, 2012). Тем не менее, в исследованиях можно выявить схожий набор показателей, которые используются как на макроуровне, так и на уровне регионов.

Таким образом, целью работы является выявление и анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет регионов Российской Федерации.

В данной работе будет использована выборка по субъектам Российской Федерации за период 2010-2016 гг., собранная с использованием открытых источников на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики.

Работа организована следующим образом: в первом разделе внимание уделено обзору литературы и выделению рассматриваемых показателей. Второй раздел посвящен методологии исследования: описание используемой модели, выбранного метода, характеристика выборки и эмпирический анализ. В третьем разделе - интерпретация полученных результатов. В заключении представлены общие выводы и ограничения исследования.

1. Теоретическое обоснование

1.1 Текущая экономическая политика и ситуация в России

Рис. 1. Соотношение доходов и расходов региональных бюджетов в среднем по Российской Федерации, млн. руб.*

* Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Москва, 2017. С. 1152-1156.

Закономерным является следующий вопрос: что включается в доходы бюджета? Так в 41 статье Бюджетного кодекса РФ закреплено три их вида:

- Налоговые поступления - доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним;

- Неналоговые доходы - это доходы от использования, продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные виды неналоговых доходов;

- Безвозмездные поступления - дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

Итак, определив виды поступлений, обратимся к её структуре в региональных бюджетах, представленную в таблице 1.

Таблица 1. Структура региональных доходов в среднем по РФ, в млн. руб.*

*Сост. по истичникам: 1. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2017. С. 1152-1156.

Отчёт по форме №1-НМ по состоянию на 2010-2016 гг. Федеральная налоговая служба

Таким образом, для регионов РФ характерна незначительная доля неналоговых поступлений, которые, как отмечено выше, включают в себя доходы от продажи или использования государственного имущества и ряд других источников. В то же время можно отметить возрастающую долю налоговых доходов:

Рис. 2: Структура доходов региональных бюджетов в среднем по РФ*

*Сост. по истичникам: 1. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2017. С. 1152-1156.

Отчёт по форме №1-НМ по состоянию на 2010-2016 гг. Федеральная налоговая служба.

Данные, приведенные на гистограмме (рис. 2), показывают, что в среднем доля налоговых доходов субъектов РФ к 2016 году возросла практически на 10% в сравнении с 2010 годом. Факт роста налоговых поступлений также отмечается российскими исследователями (Аландаров, 2014; Большова, 2014). Следовательно, налоги играют наиважнейшую роль в формировании доходной части бюджета, таким образом, выполняя свою первичную функцию.

Рис. 3: Самоокупаемость регионов в среднем по Российской Федерации, в млн. руб.*

*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2017. С. 1152-1156.

Полянская (2015) в своём исследовании отечественной системы налогообложения отмечает, что при правильной организации налоги обеспечивают возрастающее поступление средств в бюджет. С другой стороны, проводимая Правительством политика оптимизации межбюджетных трансфертов выдвигает на передний план финансовую самостоятельность регионов, то есть их способность к покрытию расходной части бюджета за счёт собственных средств. В соответствие с гистограммой, представленной на рисунке 3, можно отметить положительный тренд касательно самоокупаемости регионов РФ, а также улучшение данного показателя примерно на 10% за период 2010-2016 гг.

С другой стороны, важно отметить то, что закладывалось в основу бюджетной политики до 2020 года. Так одной из целей политики является обеспечение сбалансированного и устойчивого исполнения бюджетов субъектов. Достичь этого планируется за счёт принятия и реализации программ оздоровления государственных финансов, сформированные по ряду направлений, одними из которых являются:

- Увеличение налоговых и неналоговых доходов;

- Оптимизация бюджетных расходов.

Вновь можно отметить значимость для бюджетной политики налоговых доходов. В то же время оптимизация расходной части бюджета, предполагает её стабильный ежегодный прирост.

В части социально-экономической политики предлагается ряд инструментов. Во-первых, оптимизация налоговых льгот и пресечение злоупотребления ими. В частности, это касается единого сельскохозяйственного налога - уточнение касательно исчисления и уплаты НДС.

Во-вторых, для стимулирования инвестиционной активности предлагается ввести налоговый вычет, предоставление которого остаётся на усмотрении субъектов РФ.

В-третьих, расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по выплате налогов для организаций. Эта мера может помочь организациям в случае непредвиденных трудностей отсрочить налоговый платёж, тем самым высвобождая финансовые ресурсы для покрытия расходов или инвестирования.

Таким образом, государственное управление в части бюджетной, и, как следствие, налоговой политики, принимает во внимание важные аспекты и особенности социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов. Понимание того, какие факторы оказывают влияние на столь значимую часть доходов региональных бюджетов, даст возможность избежать увеличения налоговой нагрузки, к чему в свою очередь стремится государство.

1.2 Обзор литературы

Среди исследований в данной области можно выделить работу Леглера и Шапиро (Legler & Shapiro, 1968), которые оценивали налоговую структуру восьми штатов США за период 1945-1964. В оцениваемой модели рассматривались такие налоги, как налог на прибыль, на топливо, алкогольные напитки, на доход граждан и другие. Целью авторов не было выявление ключевых факторов, влияющих на налоговые поступления, однако в модель были включены показатели подушевого дохода и численности населения, так как в исследуемых штатах наблюдался рост данных факторов. В свою очередь, результаты показали, что некоторые штаты имеют налоговую структуру, которая не увеличивает доходы бюджета в ответ на рост специфичных для этих штатов показателей. Леглер и Шапиро выявили значимое влияние включенных социально-экономических показателей, но в тоже время не все налоговые ставки влияли на суммарные налоговые поступления штатов. В связи с этим авторами были даны рекомендации для изменения ставок по некоторым налогам.

Примерно с 80-ых годов в исследованиях начали появляться показатели, относящиеся к политике. Так Рао (Rao, 1979) в своей работе рассматривал влияние политических факторов, а именно силы партии в тот или иной период времени, а также различных экономических показателей, а именно: выплачиваемый процент от дохода первичного сектора, доход на душу населения в постоянных ценах и индексы потребительских цен в столицах. Для оценки данных, включающих в себя около двадцати наблюдений по каждому из четырёх выбранных штатов, Рао воспользовался методом наименьших квадратов. Автором не было обнаружено значимого влияния со стороны политических партий, в то время как увеличение налоговых поступлений в большей мере являлось причиной роста уровня цен.

Схожая идея также прослеживается в работе Порка (Porca, 2002). В ней он выделял три, по его мнению, основные детерминанты налоговых поступлений в бюджет, оценивание которых позволяет корректировать политику, с целью обеспечения её задач и функций. С другой стороны, это является своего рода расширением подхода, описанным Роусом и, в некотором роде, его детализация. В работе Порка этими детерминантами являются:

- Отраслевые факторы - результаты деятельности компаний;

- Политические факторы - влияние решений, принимаемых политиками, на налоговые сборы;

- Налоговая конкуренция - различия в налоговых ставках между регионами.

Следовательно, можно считать, что Порка объединил налоговое законодательство (L) и регулирующий орган - правительство (A) в одно целое. Также он обратил внимание на условия налогообложения в регионах - налоговая конкуренция.

Таким образом, исследователи обратили внимание на рассмотрение факторов, относящихся к политическим, а также на условия и функционирование налогового законодательства.

В настоящее время сформировался набор показателей, которые традиционно применяются исследователями в данной области. В то же время в центре внимания налоговые поступления бюджетов стран, а не их субъектов. Среди такого рода исследований можно выделить работу Гупта (Gupta, 2007). Ниже представлены некоторые детерминанты налоговых поступлений, которые им использовались:

- Отношение импорта к ВВП;

- Отношение иностранных поступлений к ВНД;

- Доля сельского хозяйства в ВВП;

- Отношение долга к ВНД;

- Политическая и экономическая стабильность;

В данной работе использовались данные более чем по ста странам за двадцать пять лет. Для анализа автором были применены несколько методов, среди которых можно выделить метод наименьших квадратов для оценки модели с фиксированными эффектами и анализ динамической модели на основе панельных данных при помощи обобщенного метода моментов.

Также можно выделить работу Джарифа и Арифа (Javid & Areif, 2012). Авторами были выделены следующие показатели:

- ВВП на душу населения;

- Торговое сальдо к ВВП;

- Демографические факторы: рост населения;

- Институциональные факторы: контроль коррупции;

- Политические факторы: уровень инфляции.

Методология авторов была во многом основана на работе Гупта. В своей работе они анализировали панельный тип данных и отметили, что модель с фиксированными эффектами лучше, чем со случайными эффектами. Исследуя развивающиеся страны Азии, авторы получили результаты, которые во многом совпадают с Гупта. Например, отрицательное влияние долга на сумму налоговых поступлений в бюджет и положительного влияния ВВП на душу населения.

Подход Гупта также использовался и в ряде других работ. Так, например, Гамбаро (Gambaro, 2007) исследовала влияние иностранных инвестиций на налоговые поступления. Этот показатель также был рассмотрен в работе Гупта и оба автора обнаружили его положительное влияние. Однако Гамбаро в своей работе ссылается на более раннее его исследование от 2003 года, где им были получены противоположные результаты. Автор полагает, что причина этого кроется, во-первых, в рассмотрении гораздо меньшего временного периода (1970-2000 у Гупта и 1990-2000 у Гамбаро), а во-вторых, в рассмотрении только безвозмездных поступлений, без займов. Таким образом, Гамбаро отмечает, что небольшой временной период отражает наиболее актуальные тенденции.

В свою очередь, в работе Аяза и Ахмада (Ajaz & Ahmad, 2010), использовались данные по 25 развивающимся странам за период 1990-2005 гг. Главной целью авторов было выявление влияния коррупции на налоговые доходы, в связи с чем анализировались следующий набор показателей:

- Доля сельскохозяйственной отрасли в экономике;

- Подушевые доходы населения;

- Индекс потребительских цен, отражающий уровень инфляции.

Как и в других исследованиях (Merrifield, 2000; Gupta, 2007, Javid & Arif, 2012), было обнаружено негативное влияние коррупции. Вместе с тем, результаты авторов свидетельствуют о значимости влияния на налоговые поступления рассматриваемых показателей: уровень инфляции, доля сельскохозяйственного сектора и открытость экономики. В то же время, авторы не обнаружили значимого влияния со стороны подушевого дохода.

Далее обратимся к ряду российских работ, в которых исследовалось влияние различных факторов на налоговые сборы.

В целом, рассмотрение данного вопроса многими авторами сводилось к тому, чтобы на примере отдельно взятого региона проанализировать те или иные показатели, которые формируют данную часть дохода бюджета. Так, например, Белогорская, Сорокина и Тетерина (Белогорская, Сорокина, Тетерина, 2016) в своей работе оценили влияние инвестиций в основной капитал и фонда оплаты труда на налоговые доходы Чувашской Республики. Также авторы коснулись результатов деятельности контролирующих органов и недополученных доходов из-за предоставления льгот.

Во-первых, необходимо отметить те факторы, которые, по мнению авторов, оказывают влияние на налоговые поступления бюджетов РФ. Так авторами было выделено четыре группы факторов:

- Экономические: налоговая политика, уровень развития экономики, уровень занятости населения, уровень инфляции и др.;

- Социальные: налоговая культура и уровень социальной ответственности налогоплательщиков;

- Правовые: налоговое и бюджетное законодательство;

- Налогового администрирования: эффективность налогового контроля.

В своём анализе авторы работали с панельным типом данных и остановились на анализе влияния инвестиций в основной капитал и фонд оплаты труда на суммарные налоговые поступления. Также их расчёты показали, что за 2015 год, на рост налоговых доходов всех уровней повлияли валовый региональный продукт и инфляция. Схожие выводы были сделаны и Большовой (Большова, 2014).

Косарев (Косарев, 2016), на примере Белгородской области, из всего перечня предложенных в работе факторов, остановился на оценке влияния показателей налоговой нагрузки, численности занятого населения, индексе потребительских цен и средней заработной плате.

В работах, которые представлены выше, можно отметить схожий набор факторов, а также их объединяет использование данных за один или два года. С другой стороны, Кортяев (Кортяев, 2013) среди прочих показателей выделил изменение законодательной базы. В Российской Федерации трёхуровневая бюджетная система и поступления от налогов распределяются между ними в соответствии с Бюджетным Кодексом. В связи с этим, Кортяев отмечает, что в 2009 году налоговая ставка по налогу на прибыль снизилась с 24% до 20%, а также изменились доли распределения между федеральным и региональным бюджетом: с 6,5% и 17,5%, до 2% и 18% соответственно. Очевидно, что это также отразилось на суммарных налоговых поступлениях региональных бюджетов.

Для обобщения вышесказанного ниже приведена таблица, в которой представлены анализируемые исследователями факторы.

Таким образом, можно отметить ряд показателей, которые традиционно включались в анализ исследователями: ВВП на душу населения, доход на душу населения, доля сельскохозяйственного сектора и уровень инфляции.

Читайте также: