Два налоговых требования за один налоговый период

Обновлено: 25.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ниже даны таблицы кодов налоговых периодов, способов и мест представления налоговой декларации.

Коды налоговых периодов по НДС

Согласно Приказу ФНС от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ (ред. от 28.12.2018).

Код Наименование периода
01 Январь
02 Февраль
03 Март
04 Апрель
05 Май
06 Июнь
07 Июль
08 Август
09 Сентябрь
10 Октябрь
11 Ноябрь
12 Декабрь
21 I квартал
22 II квартал
23 III квартал
24 IV квартал
51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организаци
71 Январь, при реорганизации (ликвидации) организаци
72 Февраль, при реорганизации (ликвидации) организаци
73 Март, при реорганизации (ликвидации) организаци
74 Апрель, при реорганизации (ликвидации) организаци
75 Май, при реорганизации (ликвидации) организаци
76 Июнь, при реорганизации (ликвидации) организаци
77 Июль, при реорганизации (ликвидации) организаци
78 Август, при реорганизации (ликвидации) организаци
79 Сентябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
80 Октябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
81 Ноябрь, при реорганизации (ликвидации) организаци
82 Декабрь, при реорганизации (ликвидации) организаци

Коды налоговых периодов по УСН

Согласно Приказу ФНС России от 26 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/99@.

Код Наименование периода
34 Календарный год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации, а также при прекращении деятельности в качестве ИП
95 Последний налоговый период при переходе на иной режим налогообложения
96 Последний налоговый период при прекращении предпринимательской деятельности (в т.ч. в отношении которой налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения)

Коды налоговых периодов по ЕНВД

Согласно Приказу ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@.

Код Наименование периода
21 I квартал
22 II квартал
23 III квартал
24 IV квартал
51 I квартал при реорганизации (ликвидации) организации
54 II квартал при реорганизации (ликвидации) организации
55 III квартал при реорганизации (ликвидации) организации
56 IV квартал при реорганизации (ликвидации) организации

Коды налоговых периодов по налогу на прибыль

Согласно Приказу ФНС России от 19 октября 2016 г. N ММВ-7-3/572@.

Код Наименование периода
13 Первый квартал по консолидированной группе налогоплательщиков
14 Полугодие по консолидированной группе налогоплательщиков
15 Девять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
16 Год по консолидированной группе налогоплательщиков
21 Первый квартал
31 Полугодие
33 Девять месяцев
34 Год
35 Один месяц
36 Два месяца
37 Три месяца
38 Четыре месяца
39 Пять месяцев
40 Шесть месяцев
41 Семь месяцев
42 Восемь месяцев
43 Девять месяцев
44 Десять месяцев
45 Одиннадцать месяцев
46 Год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации
57 Один месяц по консолидированной группе налогоплательщиков
58 Два месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
59 Три месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
60 Четыре месяца по консолидированной группе налогоплательщиков
61 Пять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
62 Шесть месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
63 Семь месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
64 Восемь месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
65 Девять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
66 Десять месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
67 Одиннадцать месяцев по консолидированной группе налогоплательщиков
68 Год по консолидированной группе налогоплательщиков

Примите во внимание: коды 35-46 и 57-68 указываются налогоплательщиками, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Коды налоговых периодов по налогу на имущество организаций

Согласно Приказу ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Код Наименование периода
21 I квартал
17 Полугодие (2 квартал)
18 9 месяцев (3 квартал)
51 I квартал при реорганизации организации
47 Полугодие (2 квартал) при реорганизации организации
48 9 месяцев (3 квартал) при реорганизации организации
34 Календарный год
50 Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации

Коды способов представления налоговой декларации

Код Наименование способа
01 На бумажном носителе (по почте)
02 На бумажном носителе (лично)
03 На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично)
04 По телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью
05 Другое
08 На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (по почте)
09 На бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично)
10 На бумажном носителе с использованием штрих-кода (по почте)

Коды мест представления налоговой декларации

Код Наименование места
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
210 По месту нахождения российской организации
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком

Итак, как вы заметили, коды налогового периода являются уникальными для каждого вида налоговых деклараций, в том числе по налогам на прибыль, на имущество организаций, при УСН и ЕНВД. Поэтому следует внимательно отнестись при их выборе.

Назначение кодов

Код налогового периода подлежит обязательному включению в налоговые декларации и в платежные документы на уплату налогов. При этом сами коды дифференцируются в зависимости от вида декларации, а также в зависимости этапа деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Например, предприятие в стадии ликвидации имеет отдельный код налогового периода – 050.

Назначение кодов налогового периода – сведение к минимуму сведений, касающихся конкретного отчетного периода по конкретному виду декларации.

Как известно, налоговые периоды определяются по календарным отрезкам времени, равным месяцу, кварталу, полугодию, девяти месяцам и году.

Каждый из перечисленных календарных периодов имеет свое цифровое обозначение в привязке к виду сдаваемой декларации.

Например, в соответствии с Приказом № ММВ-7-3/572@ от 19 октября 2016 года, установлены следующие коды налоговых периодов по декларациям по налогу на прибыль с нарастающим итогом:

  • 21 для периода, равного кварталу;
  • 31 для периода первого полугодия;
  • 33 для периода, равного 9 месяцам;
  • 34 для периода, охватывающего 1 год.

При ежемесячно сдаваемых декларациях коды налоговых периодов войдут в цифровой ряд от 35 до 46, и каждая группа из цифрового ряда будет соответствовать календарному месяцу, начиная с января и заканчивая декабрем. Для консолидированных групп аналогичный цифровой ряд будет начинаться с 57 и заканчиваться 68.

Представленный на нашем сайте сервис включает в себя все виды кодов налоговых периодов, дифференцированных по виду декларации, виду налога и по режиму налогообложения – ОСН, УСН, ЕНВД.

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

9. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Комментарий к ст. 69 НК РФ

Комментируемая статья закрепляет процедуру, согласно которой при наличии у налогоплательщика сумм налогов (сборов), пеней, штрафов, не уплаченных в установленный срок, налоговый орган направляет ему требование.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое является началом процедуры принудительного взыскания в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ. Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию решения о взыскании налогов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. При этом решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (статья 46 НК РФ) не может быть принято ранее истечения срока для добровольного исполнения требования, который согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ начинает течь с даты получения требования налогоплательщиком.

Такая позиция подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 23.07.2012 N А40-12689/12-116-24.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ регламентирует содержание такого требования.

Однако нарушение данных положений само по себе не может служить основанием для признания недействительным требования налоговой инспекции.

Требование об уплате недоимок, пеней, штрафов может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате.

На это указано в Постановлении ФАС Московского округа от 12.10.2012 N А40-128628/11-75-511.

В пункте 52 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что пунктом 4 статьи 69 НК РФ определен перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате налога.

При рассмотрении споров о признании такого требования недействительным по мотиву неуказания в нем каких-либо из перечисленных сведений судам необходимо учитывать следующее.

В основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 НК РФ, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.

С учетом положений пункта 3 статьи 58 НК РФ аналогичный подход применяется и к требованию об уплате авансовых платежей по налогу.

Приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@ утверждены формы требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей), а также требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Если в требовании нет реквизитов решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, то это влечет отсутствие в требовании необходимых указаний, позволяющих определить конкретные налоговые обязательства предприятия, противоречит статье 69 НК РФ и нарушает права налогоплательщика.

Данная позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2009 N А41-22682/08.

В НК РФ не указано, является ли требование об уплате пени незаконным, если в нем не указан размер недоимки, на которую были начислены пени, а также если в нем не указан срок возникновения недоимки.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 25.04.2012 N А40-128939/10-90-730, в соответствии со статьей 69 НК РФ, пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отсутствие в требовании суммы недоимки, на которую начислены пени, а также других необходимых данных является существенным нарушением прав и интересов налогоплательщика, влекущим отмену требования.

В Постановлении от 11.07.2012 N Ф03-2590/2012 ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что в силу правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поэтому начисление пени без указания недоимки по налогу, срока его уплаты и периода начисления пени нельзя признать соответствующим действительной обязанности налогоплательщика.

В Постановлении ФАС Московского округа от 19.06.2012 N А41-18874/11 суд сделал вывод о том, что требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках подлежат признанию недействительными как принятые с нарушением норм налогового законодательства.

В нарушение пункта 4 статьи 69 НК РФ в требовании не приведен расчет пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период их начисления, что препятствует определению периода возникновения недоимки и проверке размера пени, а также не указаны основания взимания налога, установленные законодательством о налогах и сборах, не известен налоговый период, за который образовалась задолженность, а также срок начисления пени.

В Постановлении от 08.05.2008 N А55-17952/2007 ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что без указания даты образования недоимки и суммы такой недоимки, а также документального подтверждения ее образования невозможно проверить расчет пеней, а также соблюдение налоговым органом сроков, установленных НК РФ для взыскания пеней.

ФАС Московского округа в Постановлении от 24.11.2008 N КА-А40/11050-08 установил, что требование вынесено налоговым органом с нарушением положений статьи 69 НК РФ, поскольку не позволяет определить, на какую недоимку начислены пени, по какому сроку платежа, период начисления и ставку пени.

При данных обстоятельствах налогоплательщик лишен возможности проверить обоснованность начисления пени.

Как отметил ФАС Московского округа, указанные выводы согласуются с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", где указывается, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания недоимки, пеней состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Ссылка налогового органа на то, что данные налоговых деклараций и лицевых счетов налогоплательщика подтверждают правильность исчисления пени, не принята судом, поскольку допустимым доказательством по делу может быть только само требование налогового органа, содержащее все предусмотренные статьей 69 НК РФ сведения.

Спорным на практике является вопрос действительности требования об уплате налога в случае проставления в нем факсимиле вместо подписи.

Как отметил ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 07.09.2012 N А63-11860/2011, поскольку требование об уплате налога является ненормативным актом налогового органа и законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности проставления на требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа факсимильной подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, требование как неподписанный ненормативный правовой акт налогового органа не порождает правовых последствий его неисполнения. С момента направления требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, поэтому направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В письме Минфина России разъяснено, что по общему правилу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа собственноручно и скрепляется печатью налогового органа.

В случае направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи указанное требование в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@, подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица налогового органа.

В то же время в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2012 N Ф03-4512/2012 указана противоположная позиция.

Как отметил суд, налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность использования штампа-факсимиле или иного аналога воспроизведения подписи руководителя (заместителя руководителя) при подписании ненормативных правовых актов. Однако данные нормы не содержат и прямого запрета.

Признавая наличие штампа-факсимиле подписи руководителя на указанных требованиях обстоятельством, не порождающим правовые последствия их неисполнения, нижестоящие суды, по мнению ФАС Дальневосточного округа, не учли, что требование об уплате налога может быть оценено в качестве незаконного и не подлежащего исполнению, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога и если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными. В свою очередь существенными признаются нарушения, которые исключают возможность установить на основе этого требования основания возникновения налоговой обязанности и ее размер.

Такие обстоятельства судом не установлены.

Следовательно, принимая во внимание фактические обстоятельства рассматриваемого дела, свидетельствующие о наличии у предпринимателя реальной обязанности по уплате указанных в требованиях налоговых платежей, что не оспаривается налогоплательщиком, направление в адрес предпринимателя требований с факсимильным воспроизведением подписи начальника налогового органа, как отметил ФАС Дальневосточного округа, не может быть расценено как существенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Положения статей 52 и 69 НК РФ, устанавливающие презумпцию получения налогового уведомления (требования) его адресатом на шестой день с даты направления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщиков.

Данный вывод содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2430-О.

В пункте 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 отмечено, что согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

В пункте 4 письма ФНС России от 09.03.2011 N ЯК-4-8/3612@ указано, что срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составлять не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - не менее 30 календарных дней.

В силу пункта 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Кодекса" направленное налогоплательщику требование должно содержать данные, позволяющие ему убедиться в обоснованности начисления пеней.

Взыскание недоимки за счет денежных средств или за счет имущества налогоплательщика должно осуществляться только после истечения срока, который был указан в требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик лишается права на добровольное исполнение требования.

Данный вывод обусловлен тем, что направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Принятие налоговым органом решения о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика до истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налога является существенным нарушением процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, влекущим признание такого решения недействительным.

Данная позиция является устоявшейся в судебной практике (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04, ФАС Поволжского округа от 30.09.2008 N А57-22547/07, от 30.04.2008 N А57-2811/07).

Каждый гражданин обязан вовремя и в полном объеме отдавать государству налоги. Если этого не делать, налоговая начислит штрафы и пени, обратится в суд, и тогда придется платить бóльшие суммы. В течение какого времени могут требовать неуплаченные налоги?

Вовремя не оплаченные налоги тяжелым камнем повиснут на кошельке в будущем. Всегда тщательно следите за финансовой отчетностью

Существует ли вообще срок давности по налогам

Если вы не заплатили один из налогов, будьте уверены, что ФНС это рано или поздно обнаружит и деньги придется платить. На это отводится срок давности — максимально возможный отрезок времени, когда налогоплательщика обяжут вернуть долг в бюджет страны. Ведомство обратится в суд, который вынесет постановление о принудительном удержании сборов. Но это произойдет только если ФНС подаст заявление до истечения срока давности.

Налоговый кодекс РФ гласит: срок давности по налоговым нарушениям составляет три года. Это время отводится на то, чтобы получить долги и пени с налогоплательщика. Помните, что обязанность платить налоги в бюджет РФ не имеет срока давности. Налогами облагаются доходы как физических, так и юридических лиц и ИП.

Когда ФНС начинает процесс по взысканию денег с неплательщика? Это зависит от нескольких факторов.

  • Если налоговый период составляет календарный год, то отсчет начинается на следующий день после его окончания. Взыскание применят, если финансовая отчетность велась неправильно или поступление денег в казну было задержано. Или деньги были уплачены не в полном объеме.
  • В остальных случаях период исковой налоговой давности начинается на следующий день после того, как были обнаружены нарушения. В этом варианте уклонение от уплаты можно увидеть в ходе проверки на предприятии.

Срок исковой давности — три года. Но не стоит прятаться и пережидать это время: злостных неплательщиков тщательно разыскивают

Андрей скрыл от ФНС свои доходы и уклонился от уплаты налогов, пропустив последний день внесения денег — 30 марта 2021 года. Так как Андрей должен был отчитаться за прошлый год, датой его нарушения считается 30 марта 2020 года. Срок давности в этот раз начинается с началом нового периода и длится три года — с 1 января 2021 года и по 31 декабря 2023 года.

Если деньги нужны прямо здесь и сейчас, то лучше оформить заявку на кредит наличными с низкой процентной ставкой. Совкомбанк предлагает выгодные условия по низкой ставке. Для удобства на сайте есть кредитный калькулятор, где можно рассчитать свой ежемесячный платеж.

Срок давности для физических лиц

ФНС может потребовать возмещения неуплаченных налогов в день, когда было обнаружено правонарушение. Срок исковой давности для физлиц подробно описан в ст. 48 НК. Три года также применяются в качестве исковой давности и к начисленным пеням.

Процедура пополнения неуплаченных налогов определяется их видом.

  • Земельный и имущественный могут требовать только за предыдущие три года до даты вручения требования. Например, в 2021 году у ФНС есть законное основание взимать налоги с 2018 по 2020 гг.
  • Оплату транспортного налога ведомство вправе истребовать также за предыдущие три года. Но иногда автомобиль используется на сезонных работах, а это означает, что с собственника не должны взимать плату за период вне сезона.
  • Срок давности в три года действует и в отношении уплаты НДФЛ: если физическое лицо задолжало за пять лет, ФНС имеет право требовать оплатить только последние три года.

При первом нарушении наказание будет мягким, но системное уклонение от уплаты налогов может привести к аресту до полугода

Срок давности для юридических лиц и ИП

Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.

  • Взыскание долгов в бюджет начинается с того, что ИП или ООО получает требование оплаты в письменной форме.
  • Организация, получив уведомление, обязана погасить долги перед ФНС. Если этого не происходит, то в течение последующих двух месяцев служба уведомляет организацию о принудительном списании средств с ее счетов.
  • Если на счетах не хватает средств для оплаты, ФНС в течение последующих шести месяцев обращается в суд и решает эти вопросы.
  • Если спустя год после получения требования оплаты ООО или ИП не оплатили долг, ФНС имеет законное право описать имущество и конфисковать его.

Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.

Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.

Ответственность за неуплату налогов

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов нельзя, если прошел срок исковой давности. Если налогоплательщик попался на правонарушении впервые, его ожидают минимальные штрафы и мягкое наказание.

Громкий скандал произошел в 2021 году в Татарстане. Директора крупного кранового завода обвинили в уклонении от уплаты налогового обременения в особо крупном размере. По версии следствия, несколько лет руководитель предприятия подавал недостоверную информацию в ФНС, тем самым уклонившись от уплаты в казну 404 млн рублей.

Что грозит неплательщику:

  • исправительные обязательные работы;
  • штрафы;
  • пени;
  • уголовная ответственность;
  • запрет на деятельность;
  • ограничение свободы.

Неустойки начисляются как организациям, так и физическим лицам на следующий день после наступления просрочки. Штрафы составят до 40% от суммы неуплаченного долга. Реальный тюремный срок грозит тем, чьи долги превысят 2,5 млн рублей.

Те, кто на регулярной основе уклоняется от уплаты налогов, рискуют потерять как деньги, так и свободу.

Размер санкции

Юридическое лицо

Физическое лицо

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Весь официальный доход за последние три года или штраф от ста до пятисот тысяч рублей

Руководителя могут приговорить к обязательным работам до пяти лет, арестовать на полгода, поставить запрет на ведение деятельности или запретить занимать определенные должности

Обязательные исправительные работы до трех лет, арест до полугода

В 2010 году Анна решила закрыть свое ИП в Сочи, продать квартиру и переехать в Москву. Девушка продала квартиру, закрыла бизнес, выписалась и зарегистрировалась уже по новому месту жительства. Спустя пять лет Анна получила письмо из налоговой Сочи: оказалось, что за ней числился неоплаченный налог ЕНВД (отменен с 2021 года).

Выяснилось, что Анне начислили этот налог, когда она уже уехала в другой город, а за пять лет набежали крупные неустойки. В ФНС пояснили, что срока давности по этому налогу нет и для разбирательств девушка сама должна явиться в ведомство.

Анна запаниковала, но на помощь пришел юрист. Он предположил, что в 2010 году была проведена камеральная проверка, по итогу которой доначислили налог. ИП Анны уже было ликвидировано, но это не освобождало ее от обременения. Однако служба пропустила все сроки давности обращения в суд, что спасло Анну от выплаты просроченных штрафов и пеней.

Определение сроков давности по уплате налогов кажется запутанным вопросом. Что нужно помнить:

  • Не пытайтесь утаить доходы от государства, не допускайте неуплаты налогов в соответствующее ведомство, исполняйте свои обязательства, возложенные законом.
  • Если вы заплатили в бюджет сверх нужного по закону, вы можете вернуть переплату. Нужно обратиться в налоговую службу с письменным заявлением о возврате переплаты. Можно напрямую обращаться в суд.
  • Будьте готовы к тому, что разбирательство по вашему делу может затянуться.
  • Если вы считаете, что ФНС выставила вам завышенные счета, обращайтесь к юристу.

Держите свою финансовую отчетность прозрачной. Это спасет от проблем и тяжб в будущем. Помните, что мощную государственную машину обмануть невозможно.

Почепский Олег

Исходя из действующих законодательных норм, закрепленных в рамках п. 1 статьи 17 НК РФ и определяющих порядок налогообложения, обязательными условиями для установления налога являются определение налогоплательщиков (организаций или физических лиц), а также сопутствующих элементов, определяющих конкретные критерии и аспекты применения. Перечень последних включает в себя объект, базу, ставку, принципы исчисления и сроки уплаты. Есть и еще один фактор, который также формирует совокупную структуру — налоговые периоды, достаточно часто путаемые с отчетными. Чтобы не допустить ошибок при подаче декларации, важно знать, в чем конкретно разница между ними и как правильно определять этот показатель.

Общее представление

Дефиниция, приведенная в содержании пункта первого ст. 55 НК РФ, раскрывает содержательную специфику рассматриваемого термина. В соответствии с определением, приведенным законодателем, в данном случае речь идет об ограниченном временном интервале, по истечении которого должны быть подведены итоги осуществлявшейся деятельности и сформирована база, подлежащая налогообложению. Окончание налогового периода означает возникновение у субъектов обязательств, которые должны быть погашены в отведенный срок.

Продолжительность подобных отрезков времени определяется нормами Кодекса, устанавливается для каждого типа налога, и варьируется от одного месяца до года. Стоит отметить, что в законодательных положениях также применяется понятие периодичности по подаче отчетности, и в этом случае временные интервалы могут отличаться. Конкретные требования закреплены в содержании НК РФ.

Сколько длится налоговый период

Особенности утверждения

Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Изменение статуса организации

Учреждение юридического лица или ИП после начала календарного года.

Индивидуальный налоговый период завершится вместе с окончанием общего, и будет короче, чем следующий за ним.

Продление базового срока, объединяющего как оставшийся укороченный, так и будущий нормативный отрезок.

Ликвидация и реорганизация.

Крайний интервал определяется началом стандартного периода и датой окончания существования организации.

Стоит отметить, что, если предприятие было создано после 1 января, и снято с регистрации меньше чем за 12 месяцев, фактическая продолжительность установленного налогового периода будет меньше года. Все указанные принципы действуют в отношении налогов годичного характера, тогда как для квартальной и ежемесячной периодичности корректировка должна согласовываться с территориальной инспекцией ФНС.

Коды в 2021 году

Суммы обязательств перед государственными бюджетами различных уровней фиксируются в содержании подаваемой субъектом хозяйственной деятельности декларации (в тех случаях, когда отчетность предусмотрена), форма которой предусматривает в качестве одного из заполняемых реквизитов конкретный налоговый расчетный период. Важно учитывать, что отражение сведений осуществляется не словами, а в закодированном виде, что обуславливается машинной обработкой представляемых документов, ускоряющей процесс сведения данных в общей учетной системе.

Отчетная периодичность

Рассматривая специфику временных ограничений, нельзя не упомянуть о рамках, определяемых для подачи отчетов. В этом случае речь идет о сроках, отведенных для подведения промежуточных итогов — расчета авансовых платежей, а также подачи отдельной документации, обязательной для некоторых субъектов налогообложения. Основной критерий, определяющий, чем отличается налоговый период от отчетного — это разница в принципах установления, а также общая продолжительность — как правило, первый интервал может включать в себя сразу элементов второго типа.

Кодификаторы для отчетности в 2021 году

В рамках бухгалтерского учета, порядок ведения которого определяется сводом правил ПБУ и федеральными законами, установлено, что основным временным отрезком, отведенным на подачу отчетов, является календарный год. К числу исключений относятся уже упомянутые ранее ситуации, связанные с учреждением, реорганизацией (но не преобразованием!), а также ликвидацией юридического лица. Порядок оформления не предусматривает использование кодировки — в документах, будь то титульный лист, или таблица с показателями, проставляется обычная дата. Таким же образом оформляется и документация, содержащая сведения о финансовых результатах деятельности.

Продолжительность по видам

Для каждой категории бюджетных обязательств сроки определяются отдельно, исходя из специфики. Рассмотрим их подробнее.

На прибыль

В данном случае стандартным показателем, определенным положениями п. 1 ст. 285 Кодекса, считается календарный год. При этом способ, выбранный для уплаты авансовых платежей, в соответствии с содержанием второго пункта статьи НК РФ, определяет длительность отчетного периода по налогу, которая может составлять от одного до двенадцати месяцев.

Только квартальные выплаты

Квартал, полугодие, девять мес.

Ежемесячное, с доплатой по итогу

Один месяц, два, три и т. д. — до завершения годового периода

На основании фактической прибыли

Стоит отметить, что налогоплательщики в данном случае должны представлять декларацию как по истечении каждого из временных интервалов — данное обязательство регламентировано положениями п. 1 ст. 289, и строго контролируется надзорными органами, что обуславливает необходимость соблюдения озвученного порядка.

Налоговый период 34

Этот код обычно используется в отчетности, подаваемой субъектами на УСН, а также декларантами НДФЛ и налога на имущество юридических лиц, и определяет, что установленный срок приравнивается к одному календарному году. Важный нюанс, который следует учитывать при оформлении документации: в рамках подачи годовой декларации кодовое обозначение применяется субъектами, работающими по ежеквартальной системе, тогда как для тех, кто ежемесячно отчитывается по прибыли, используется кодификатор 46, также обозначающий годовой отрезок.

Налоговый период 31

Код, применяемый в рамках декларирования доходов, полученных в результате осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также в отчетах по налогу на прибыль. Обозначаемый временной интервал — полугодие.

НП 22

Проставляется в отчетности за второй квартал, и используется при заполнении деклараций по НДС, водному сбору, а также ЕНВД.

Акцизы и косвенное налогообложение

В данном случае критерием для определения служит порядковый номер месяца, за который предоставляются сведения:

01-12 — январь/декабрь;
71-82 — аналогичный отрезок при реорганизации или ликвидации.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с положениями, закрепленными в рамках статьи 163, стандартным временным промежутком считается квартал. При этом отчетная периодичность законодателем не предусматривается.

В случае с физическими лицами используется календарный год, что определено положениями ст. 216. Любопытно, что периоды по отчетам, несмотря на отсутствие в правовых нормах данного регламента, фактически существуют. Так, например, обязанностью работодателей является предоставление расчета по форме 6-НДФЛ не только на момент завершения основного отрезка, но и поквартально — это требование статьи 230 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Порядок, аналогичный предыдущему, но на этот раз все временные интервалы закреплены законодательно — год для налоговых (ст. 346.19, пункт первый) и квартал для отчетных (там же, п.2).

Имущество организаций

В данном случае для налогов также применяется годовой период (п. 1, статья 379), а вот для промежуточной отчетности все зависит от имущественной стоимости, выступающей в качестве базы для расчета:

Первый квартал, полугодие, девять месяцев

Важно учитывать, что речь идет о региональном сборе, поэтому субъектные власти вправе самостоятельно принимать решения об отказе от установления временных рамок. Для уточнения информации по конкретному региону достаточно ознакомиться с местным законодательством.

Имущество физических лиц

Налоговый период, исходя из ст. 405, составляет один календарный год. Промежуточная отчетность не предусмотрена.

Транспортный сбор

Стандартная схема определяет годовую и поквартальную периодичность, при этом во втором случае допускается отмена ограничений региональными властями.

Земельный налог

Аналогично предыдущему разделу, с учетом возможности местного муниципалитета не вводить обязательные отчетные периоды.

Платная система налогообложения

Для субъектов, работающих по патенту, общими правилами устанавливается налоговый интервал в один календарный год, однако в 2021 году, на основании п. 1.1 статьи 346.49, в качестве временного отрезка определяется один месяц. В тех случаях, когда разрешение на ведение деятельности выдается на меньший срок, дата его истечения является определяющим критерием.

Единый сельскохозяйственный налог

Регламентируется Кодексом в рамках ст. 346.7, и предусматривает годовую и полугодовую периодичность.

Первый и последний периоды

Рассмотрев стандартные регламенты, стоит уделить внимание ситуациям, когда продолжительность хозяйственной деятельности правового субъекта фактически отличается от установленного периода по датам. Подобные расхождения обуславливаются тем, что учреждение или ликвидация крайне редко привязаны к началу или числу месяца — в законодательстве нет подобных требований. Чтобы лучше разобраться в возможных вариантах, и понять, когда следует предоставлять отчетность, представим их в виде сводных таблиц.

Если общий порядок определяет продолжительностью налогового периода календарный год:

При регистрации предприятия

Первый временной интервал

1 января — 30 ноября

Со дня создания и до 31 декабря включительно

Оставшийся промежуток + следующие 12 месяцев

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало года

С 1 января до даты регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение 12 календарных месяцев

Период фактического существования

Учреждение в декабре и внесение изменений в статус на следующий год

Если законом устанавливается квартальная продолжительность:

Первый временной интервал

Со дня оформления и до окончания текущего

Меньший временной интервал

Оставшийся промежуток + следующие 3 месяца

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало налогового периода

С первичной даты до момента регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение квартала

Период фактического существования

Учреждение за 10 дней до окончания и ликвидация в следующий отрезок

Если законом устанавливается месячный интервал, в качестве первого промежутка берется срок с момента регистрации и до завершения месяца. Обратный порядок применяется при внесении изменений иного типа — начальной датой служит 1-е число, а завершающей — день реорганизации или ликвидации.

Стоит также отметить, что указанные правила применяются не только для организаций, но и для индивидуальных предпринимателей, однако не распространяются на налогоплательщиков, применяющих специальные режимы уплаты налогов. В подобных случаях лучше всего дополнительно изучить регламенты, установленные региональными законодателями, в том числе обладающими правом отмены сроков для промежуточного представления.

Читайте также: