Достижения налоговой службы за последние годы

Обновлено: 01.05.2024

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

Какие цели преследуют налоговики?

  1. «Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
  2. Снижение издержек государственного управления.
  3. Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции, и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ – будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

В качестве критериев оценки будут использоваться:

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года – в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию – 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в опытную эксплуатацию.

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ. Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9%, в 2022 – 10%, в 2023 году – 11% налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с задолженностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/[email protected]

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД – Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

НБО – налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

«- досье проверки: чат и форум;

– типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

В этом документе 19 страниц, и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к Приказу ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/[email protected] Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10% налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2202 году – 20%, а к 2023 году – минимум 50%.

Но, зная, как работает господин Егоров, я вас уверяю, все это произойдет гордо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году – не меньше 240, а в 2023 году – не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100% легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает – с этого тоже собираются брать налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90%.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган – это фискальный орган. Что такое налог? Налог – это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована… Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дороги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость. Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег. Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Спасибо и удачи в делах.

Ссылка на документы:

Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.

Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.

Владимир Туров


У нового премьер-министра Михаила Мишустина была привычка на прежней работе: представляясь рядовым сотрудником ФНС, звонить людям, столкнувшимся с налоговыми проблемами, чтобы разобраться в ситуации, рассказывают его бывшие подчиненные. Впрочем, мог Мишустин, по их словам, инкогнито позвонить и тем, кто не платит налоги, чтобы создать им проблемы. Мишустин вообще любит шоу – играет на рояле, пишет песни и стихи, может ярко выступить на конференции, а потом подолгу общаться с ее участниками, например с предпринимателями, на ходу раздавая поручения решить проблемы, о которых ему рассказали.

Айтишник в налогах

В налоговой службе Мишустин впервые оказался в 1998 г., затем возглавлял Роснедвижимость и Агентство по управлению особыми экономическими зонами. Но спустя 10 лет вновь вернулся в бизнес – стал президентом UFG Capital Partners и управляющим партнером UFG Asset Management, среди основателей которого был его бывший руководитель в налоговой службе Борис Федоров. Мишустин – опытный и успешный инвестор, комментирует его работу в UFG гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев (передал через представителя).

В 2010 г. Мишустин вновь вернулся на госслужбу уже в роли руководителя налоговой службы. Тогда бизнес находился с ней в традиционном противостоянии. Возмещение НДС оборачивалось длительными судами, налоговики пытались конфисковывать акции в бюджет, фактически планировали бизнес за компании, оценивая эффективность их расходов. Бизнес же не отказывал себе в нелегальных схемах, с легкостью прятал заработанное в офшорах, уклонялся от НДС, выстраивал длинные цепочки из однодневок.

Бросить бизнес, не заплатив налоги, стало куда труднее. ФНС активно участвует в процедурах банкротства: за январь – сентябрь 2019 г. поступления от таких дел выросли на 8,2% до 89,5 млрд руб. Число заявлений о привлечении владельцев или руководителей бизнеса к субсидиарной ответственности почти утроилось – до 1200, а взысканная сумма увеличилась с 3 млрд до 183 млрд руб.

ФНС наладила контакты с другими странами, активно участвовала в рабочих группах ОЭСР по международному налогообложению. Мишустин неоднократно предупреждал бизнес, что мир будет становиться все более прозрачным. В самой России было принято законодательство, обязавшее платить налоги с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний, страна присоединилась к автоматическому обмену налоговой информацией. В 2018 г. Россия обменивалась данными уже с 70 юрисдикциями, в том числе офшорными. Тем, кто не успел вернуть активы в Россию, власти предоставили возможность воспользоваться амнистией капитала, обещая сохранность предоставленных информации и документов. Бизнес поверил не сразу, зато во время второго этапа амнистии подал уже 12 000 деклараций примерно на 35 млрд евро. Но в сентябре 2019 г. стало известно, что ФСБ использовала спецдекларацию в уголовном деле и деле о банкротстве предпринимателя Валерия Израйлита, и изначально позицию ФСБ поддержали сразу несколько судов. Вмешаться пришлось Верховному суду и депутатам – они уточнили гарантии амнистии в разъяснении и поправках в законодательство.

Правительство оценило эффективность ФНС, превратив ее в фискальную суперслужбу: в январе 2016 г. ФНС был передан контроль за информационными потоками таможни и Росалкогольрегулирования (президент одобрил создание единой системы сбора данных трех служб), а также сбор страховых социальных взносов. Это был серьезный удар по социальному блоку правительства, рассказывал федеральный чиновник. Тогда же чиновники начали обсуждать объединение ФНС с таможней и даже возможную передачу Росстата налоговой службе. Власти пытались придумать, как распространить удачный опыт ФНС на другие службы, но, вместо того чтобы найти хороших менеджеров, пытались навесить на ФНС решение чужих проблем, вспоминает бывший федеральный чиновник. Сейчас с помощью данных ФНС правительство рассчитывает менять систему социальной поддержки – заняться этим и предстоит Мишустину уже в качестве премьера: служба создает единый реестр домохозяйств и их имущества, который позволит выявлять действительно нуждающихся в поддержке. Налоговая система вышла за пределы решения фискальных задач, писал Мау: фактически налоговое ведомство стало центром сбора самой разной микро- и макроэкономической информации, что позволяет при помощи больших данных существенно лучше понимать социально-экономические процессы.

Налоговый сервис

Цифровые сервисы и тщательный предпроверочный анализ позволили службе стать менее заметной для бизнеса. ФНС начала сокращать количество выездных проверок – налоговики старались проводить их, если были уверены в нарушениях. Проверок становилось все меньше, а суммы доначислений резко выросли: в 2016 г. в среднем за одну проверку налоговики доначисляли 13,6 млн руб., в январе – сентябре 2019 г. сумма почти утроилась и достигла 36,2 млн руб., число проверок сократилось с 26 000 до 7100.

Где живет и сколько зарабатывает Михаил Мишустин


Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений налогов текущего и прошлого годов. По итогам января-августа 2020 года поступления снизились на 12 процентов и составили 13,2 триллиона рублей, тогда как в июне и августе — на 17 и 14 процентов соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 триллиона рублей. Об этом на заседание расширенной коллегии ФНС России рассказал глава ведомства Даниил Егоров.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль — 2,7 триллиона рублей, НДС — 2,6 триллиона рублей, НДФЛ — 2,5 триллиона рублей, НДПИ — 2,6 триллиона рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6 процента. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года — поступило 2,6 триллиона рублей, что на 1,4 процента меньше.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику — поступило 4,56 триллиона рублей — на 2 процента больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ — 2,5 триллиона рублей с 2,6 процента роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19 и 14 процентов. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне — на 2,8 процента, в июле — на 6,1 процента, в августе — на 14,5 процента.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7 процента по сравнению с мартом, а в августе + 4 процента.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65 процентов: с 4,9 до 1,7 тысяч. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15 процентов — до 135 миллиардов рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5 процента — до 64 миллиардов рублей. 48 процентов от них были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 миллиардов рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1 процента на 1 января 2020 года, составив 7,5 процента на 1 августа.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с распространением пандемии: субсидии на сохранение численности работающего персонала получили 2,2 миллиона компаний с 7,5 миллиона работников на 90,9 миллиарда рублей. Субсидии на дезинфекцию и профилактику — 293 тысяч компаний с 1 миллиона сотрудников на 11,6 миллиарда рублей.

Освобождение от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года — 2 миллиона субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций на 75 миллиардов рублей по уже поданным декларациям, компаниям были предоставлены отсрочки на 30 миллиардов рублей, а рассрочки — на сумму более 25 миллиардов рублей.

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы Ситуационные центры. За весь период им поступило более 20 тысяч обращений. Эта информация позволила Правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли Долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года Долговые центры работают девяти регионах: Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти субъектах России.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно – плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: