Директор не хочет платить налоги что делать главному бухгалтеру

Обновлено: 03.05.2024

Одной из ключевых фигур любой организации, особенно крупной, является главный бухгалтер. Именно его ошибки (при сдаче налоговой отчетности, учете и т.п.) могут дорого обойтись компании. При этом отвечать за них придется, в основном, не главбуху, а самой компании.

Ответственность главбуха

Хотя за допущенные ошибки в своей работе главбух может нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственности, взыскать с него деньги пострадавшей компании не всегда представляется возможным.

Штрафы для главного бухгалтера и компании

В 2019 году были повышены штрафы для должностных лиц и бухгалтеров в частности.

Так штраф для допустившего в первый раз ошибку бухгалтера составляет от 5 до 10 тыс. рублей. При повторной ошибке — от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификация на 1-2 года. Это при том, что ни один из отчетных налоговых и бухгалтерских документов не содержит подписи главбуха.

При всей значимости этих сумм, они не идут ни в какое сравнение со штрафами, которые должна будет заплатить непосредственно провинившаяся компания.

К примеру, за несданную вовремя налоговую декларацию, штраф для компании с ежегодным оборотом около 60 млн. рублей может достигать полумиллиона рублей. И это только за одну декларацию. Неуплата или неполная уплата налога грозит штрафом до 300 тыс. рублей (без учета пени, начисляемых за каждый день просрочки).

Как привлечь главбуха к ответственности

Привлечь бухгалтера к материальной ответственности можно только через суд. Причем как в рамках трудового, так и гражданского законодательства.

В рамках трудового законодательства одним из существенных аргументов при судебных разбирательствах является трудовой договор.

!Бухучет_Грамотный бухгалтер
!Бухучет_Грамотный бухгалтер

должностные обязанности с указанием круга ответственности (в частности, составление и ведение налоговой отчетности);

условие о полной материальной ответственности, а именно обязательство возместить штрафы и пени, полученные компанией по вине главбуха.

При отсутствии в трудовом договоре указания на полную материальную ответственность, бухгалтер отвечает лишь в пределах своей средней месячной зарплаты.

В рамках гражданского законодательства потребуются документы подтверждающие ошибки главбуха. Например, неуплаченные вовремя налоги.

Без гарантии возврата

Однако, даже наличие всех вышеперечисленных документов не гарантирует компании победу в судебном разбирательстве. Особенно при разбирательстве в рамках трудового законодательства. Дела, рассматриваемые в рамках гражданского кодекса, тоже не часто заканчиваются победой. Прецеденты в основном связаны с исками предъявляемыми генеральным директорам, а не главным бухгалтерам.

К тому же судебные разбирательства требуют времени и денег. Причем без гарантии их возврата.

Один из способов гарантированно снизить риски компании, связанные с ошибками главбуха — страхование его профессиональной ответственности.

Страхование профессиональной ответственности

Страхование профессиональной ответственности — это финансовая защита страхователя от исков со стороны третьих лиц из-за ошибок допущенных им во время исполнения своей профессиональной деятельности.

Возможно также застраховать не только риски допустить ошибку или упущение, но и расходы, связанные с судебными и иными разбирательствами. Причем перечень профессиональных видов деятельности, которые могут быть застрахованы не ограничен только бухгалтерами.

Наиболее востребовано страхование профессиональной ответственность среди медработников, компаний, которые оказывают экспертные услуги, готовят документы различного типа, представляют интересы других лиц (например, при сопровождении гражданско-правовых сделок и т.д.

Более того, согласно российскому законодательству, некоторые виды деятельности подлежат страхованию в обязательном порядке.

К таким, в частности, относятся:

некоторые виды аутсорсинга (например, ведение бухучета);

деятельность арбитражных управляющих;

Виды рисков при страховании профессиональной ответственности

Выделяют четыре группы рисков:

физические: нанесение вреда жизни и здоровью (врачи, водители и т.п.);

материальные: причинение ущерба материальным объектам (строители, ремонтники);

финансовые: денежные потери в результате профдеятельности (банковских служащие, бухгалтера);

моральные: причинение морального ущерба (для всех, кто по роду своей деятельности тесно контактирует с людьми).

Обращайтесь к специалистам

Чтобы избежать возможных проблем, которые могут возникнуть из-за ошибки или упущения сотрудника (в данном случае, бухгалтера), рекомендуем Вам с самого начала обращать внимание на правильное составление трудового договора. А также рассмотреть возможность страхования профессиональной ответственности.

Идеальный вариант при составлении важных документов и выборе программы страхования - помощь квалифицированного специалиста.

Так, обратившись в компанию “РосКо”, которая предоставляет широкий спектр услуг, а именно: юридические, аудиторские, аккредитационные, бухгалтерские, регистрационные, кадровые, Вы можете быть уверены, что составленные при нашем профессиональном участии документы будут соответствовать всем необходимым требованиям и гарантированно уберегут Вас от любых неожиданностей.

Если бухгалтер допустит ошибки в своей работе, его могут наказать, причем не только руководитель, но и ИФНС. К нему может применяться несколько видов ответственности согласно разным кодексам.

Административная ответственность бухгалтера за ошибки в бухучете

При грубых ошибках в учете или ненадлежащем исполнении профессиональных функций к бухгалтеру применяется ответственность согласно положениям КоАП РФ. При этом используется ст. 15.11 кодекса, но есть существенный момент — вина бухгалтера должна быть доказана, а также должны быть соблюдены сроки исковой давности.

Ответственность назначается за любые ошибки, ведущие к искажению показателей бухотчетности. Также нарушением, за которое предусматривается административная ответственность, является оформление мнимых сделок или объектов.

По ст. 15.11 КоАП РФ штраф составляет 5 000-10 000 руб. При совершении нарушения повторно ответственность существенно ужесточается — штраф 10 000-20 000 руб. или дисквалификация на 1-2 года.

Однако штрафные санкции к бухгалтеру не применяются, если показатели бухотчетности были искажены:

  • по вине иных лиц, составивших неверные первичные документы;
  • из-за того, что иные лица не передали в бухгалтерию первичные документы.

Административная ответственность за ошибки в налоговом учете

Если бухгалтер нарушает положения налогового законодательства, он также несет ответственность по Административному кодексу. Наиболее распространенная ответственность по ст.15.5 за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности (деклараций и расчетов). Штраф составляет 300-500 руб.

За неподачу в ИФНС годовой бухотчетности и аудиторского заключения штрафные санкции устанавливаются по ст. 19.7 КоАП РФ. Они составляют 300-500 руб.

В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.

Если документ, например, декларация соответствует требованиям, налоговая инспекция проверяет его и не позднее следующего дня направляет вам через сервис, например 1С:Отчетность, квитанцию об отказе или приемке вашей отчетности. Настоятельно рекомендуем отслеживать эти уведомления, так как 1С:Отчетность автоматически формирует и отправляет извещения о результатах приема. Если вдруг пришел отказ в приеме отчетности, то документооборот завершится и сервис окрасит его красным цветом.

Возможна ответственность и по ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ на 500-1 000 руб. Ее применяют, если были нарушены сроки направления заявления о постановке на учет в ИФНС.

Если налогоплательщик не исполнит законное требование специалистов ИФНС, то его накажут по ст. 19.4 КоАП РФ на сумму 2 000-4 000 руб.

Дисциплинарная ответственность бухгалтера

По ст. 192 ТК РФ дисциплинарная ответственность подразделяется на замечание, выговор и увольнение. Данные меры применяются ко всем сотрудникам, в т.ч. и бухгалтерам.

Кроме того, работодатель может расторгнуть с бухгалтером трудовой договор и по дополнительному основанию — непрофессионализм работника, вследствие которого компания получила ущерб. Данный момент указан в п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — работодатель вправе по своей инициативе прекратить трудовой договор в связи с принятием необоснованного решения главбухом, если из-за него произошло нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу компании.

Материальная ответственность бухгалтера

К бухгалтеру применяется материальная ответственность, в т.ч. и за ошибки в бухучете. Она возникает, если работодателю нанесен прямой действительный ущерб.

Согласно ст. 238 ТК РФ бухгалтеру необходимо компенсировать вред компании, из-за которого произошло снижение имущества или денег.

Однако бухгалтер является наемным сотрудником, а потому он не несет материальной ответственности за налоговые правонарушения. Минфин в своем Письме от 22.08.2014 г. № 03-04-06/42105 пояснил, что административный штраф, уплаченный по вине сотрудника, считается ущербом компании, а потому она вправе требовать его компенсации с работника. Но штраф, выписанный за налоговое правонарушение, которое было совершено бухгалтером, нельзя считать ущербом компании.

Штраф представляет собой меру ответственности за неправильное выполнение налогоплательщиком своих обязательств. В качестве налогоплательщика подразумевается сама компания, а не ее наемный сотрудник — бухгалтер.

Ответственность за налоговые нарушения, например, при несоблюдении сроков сдачи отчетности или неуплату налогов, несет компания. Бухгалтер не обязан компенсировать ей штрафы за совершенные налоговые правонарушения. К примеру, об этом сказано в Апелляционном определении Мосгорсуда от 26.03.2019 г. № 33-13062/2019.

Бухгалтер неверно рассчитал зарплату и выплатил ее в большей сумме, чем нужно было. Соответственно, работодатель получил материальный ущерб, т.к. были неправомерно израсходованы деньги.

Работодатель может взыскать с бухгалтера ущерб, но только в пределах среднего месячного заработка работника. Для этого руководитель должен издать соответствующее распоряжение. В других случаях работодателю придется возмещать ущерб через суд.

Данный вариант происходит, если с бухгалтером не подписан договор о материальной ответственности. Тогда по ст. 241 ТК РФ причиненный ущерб возмещается, но только в пределах оплаты труда бухгалтера за месяц. Чтобы была возможность потребовать возмещения ущерба в полном размере, нужно подписать с сотрудником договор о полной материальной ответственности.

1С Комплект поддержки ИТС - это комплекс услуг и полезных сервисов, гарантирующий актуальность, работоспособность программы, круглосуточную поддержку, удобство работы в 1С, а также доступ к десятку справочников, включая раздел "Консультации по законодательству".

Гражданско-правовая ответственность бухгалтера

Гражданским кодексом предусмотрена ответственность в форме взыскания вреда — для этого применяются ст. 15 и 1064 ГК РФ.

При возникновении недоимки налоговики предъявляют руководителю или главбуху иск, по которому требуется взыскание ущерба, причиненного бюджету вследствие неуплаты налоговых платежей.

При таком разбирательстве ответчиками выступают руководитель и главбух, поскольку они после проведения налоговой проверки, но до подачи данного иска могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ за неуплату налогов с компании.

Уголовная ответственность бухгалтера

Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов или страхвзносов, а также не исполняет обязанности в качестве налогового агента, предусмотрена уголовная ответственность.

По ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ главбуха могут привлечь к ней, если будет доказательство, что он умышленно принимал участие в совершении преступления. В дополнение к этому необходимо, чтобы у налогоплательщика была задолженность по налогам или взносам в крупном (от 5 млн. руб.) или в особо крупном размере (от 15 млн. руб.).

При совершении преступления в первый раз возможно освобождение от уголовной ответственности. Но для этого требуется заплатить всю задолженность, а также штрафы и пени.

Главбуха довольно сложно привлечь к такого рода ответственности, поскольку есть затруднения в доказательстве умышленности действий по уходу от уплаты налогов. Нужно доказать именно, что был преступный умысел, а не ошибка в учете из-за недостаточного уровня квалификации.

Ответственность бухгалтера после увольнения

Бухгалтер несет административную ответственность за те ошибки, которые он допустил, когда работал в компании, т. е. был должностным лицом. А можно ли привлечь его к ответственности после увольнения, ведь он уже не является должностным лицом?

Ответ — да, можно. Даже в ситуации увольнения не наступает освобождение бухгалтера от административной ответственности, если ошибки были совершены им при выполнении профессиональных обязанностей у данного работодателя. Но есть сроки исковой давности привлечения к этой ответственности, и они указаны в ст. 4.5 КоАП РФ.

Подведем итог. Составление и представление бухгалтерской и бюджетной отчетности важный этап в работе бухгалтера. Для того, чтобы отчетность была достоверной, необходимо вести учет с соблюдением законодательных норм, внимательно отражать на счетах учета информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сверять соответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм. Искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение может быть признано правонарушением, попадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Генеральный директор без трудового договора и заработной платы — это распространенная ситуация в небольших развивающихся компаниях. Разберемся, допустима ли такая ситуация, соответствует ли она законодательным нормам и как правильно оформить руководителя.

Начнем с вопроса: может ли генеральный директор работать без заработной платы? Все зависит от статуса работника. К примеру, если это опытный и квалифицированный управленец, привлеченный в бизнес со стороны, то платить придется в любом случае. Вряд ли топовый менеджер согласится работать как волонтер.

Другой вопрос: может ли директор не получать зарплату, если он учредитель? Может. Но может и получать. Ситуация актуальна для слабого, только набирающего обороты бизнеса, когда предприниматель старается раскрутиться. Дополнительные затраты в виде собственной зарплаты непринципиальны и нерациональны.

Позиция чиновников

Нормативного ответа на обозначенные вопросы в действующих редакциях законодательства нет. Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законы и нормативные акты не содержат однозначного ответа, может ли директор ООО — учредитель работать без зарплаты.

Трудовое соглашение должно быть заключено между работодателем и наемным сотрудником. Но в соответствии с последней рекомендацией чиновников, учредитель ООО не может заключить трудовой контракт сам с собой (Письмо Роструда от 06.03.2013 № 177-6-1). Собственник уполномочен лишь возложить обязанности по руководству и управлению фирмой самостоятельным распоряжением. Следовательно, при отсутствии трудового контракта нет и речи о заработной плате и иных формах вознаграждений за труд.

С позицией представителей Роструда однозначно согласились чиновники из Минфина, выразив свое мнение по вопросу, может ли директор работать без зарплаты, в Письме от 17.10.2014 № 03-11-11/52558.

Ведомственные письма не относятся к нормативным актам, а действуют лишь в статусе разъяснений и рекомендаций. Следовательно, однозначно полагать, что учредитель может трудиться без оплаты, не следует. К тому же учтите, что чиновники могут изменить свою позицию.

Принципы оформления

Может ли генеральный директор не начислять себе заработную плату, решает сам руководитель компании. Если гендиректор все же решил сэкономить на себе, то специального оформления ситуация не требует. Достаточно издать распоряжение о возложении обязанностей руководителя на создателя — учредителя фирмы. Причем указывать нормы по оплате труда в данном приказе не нужно.

Трудовое соглашение составлять и подписывать тоже не следует. В табель учета рабочего времени и в расчетную ведомость не включается директор и учредитель в одном лице, зарплата не начисляется.

Образец приказа о возложении полномочий


Что отразить в отчетности ПФР

Споры возникли по заполнению отчетности в Пенсионный фонд России по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Бухгалтеры в растерянности, что включать в отчетность, если в ООО один директор и ему не начисляется зарплата.

Последние разъяснения Минфина устранили противоречия — они даны в Письме от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846. Теперь сведения о единственном учредителе должны быть отражены в пенсионной отчетности за 2020 год.

Как назначить генерального

Разобравшись, может ли учредитель и директор в одном лице не начислять себе зарплату, определим, как быть, если заработок начислять все же нужно. Например, гендир решил отказаться от благотворительности и назначить себе вознаграждение за непосильный труд. В таком случае необходимо оформить аналогичный приказ о назначении на должность. Порядок оплаты труда гендиректора может быть установлен на общем собрании участников ООО. Решением учредительного совета может быть заключение трудового договора с гендиректором; затем оформляется приказ о назначении или приказ о вступлении в должность.

Если деятельность приостановлена

Что делать, если деятельность компании приостановлена? Если зарплаты не было, то начислять ничего не нужно. Следовательно, может ли генеральный директор не получать зарплату? Ответ: может. При приостановке деятельности компании оформлять дополнительные распоряжения не требуется.

Но если заработок все же был назначен, тогда необходима дополнительная документация. Например, гендиректор должен издать распоряжение об отпуске без сохранения заработной платы либо оформить распоряжение о простое с сохранением части среднего заработка, согласно нормам ТК РФ. Но без оформления дополнительных бумаг прекратить выплаты нельзя.

Атмосфера доверия – одно из условий успешного функционирования любого трудового коллектива. Но чрезмерная открытость генерального директора по отношению к главному бухгалтеру зачастую более опасна, чем недостаток взаимопонимания.

К услугам консалтинговых компаний нередко прибегают, когда дела идут – хуже некуда. Например, генеральный директор оказывается перед фактом, что главбух нецелевым образом использует средства, а затем исчезает, оставляя после себя ворох проблем. Или руководитель становится объектом шантажа со стороны подчиненных.

Клиент – гендиректор и учредитель группы из нескольких небольших компаний, на рынке не первый год, особых финансовых проблем не было. Главный бухгалтер, по совместительству она же еще и финансовый директор группы, работает несколько лет, доказала свою лояльность. Учредитель согласился на ее просьбу стать акционером, чтобы повысить мотивацию и привлечь в компанию клиентов, развивая новые направления деятельности.

Спустя полгода начались сюрпризы… На компанию посыпались требования и штрафы от ФНС и кредиторов. Встал вопрос: куда исчезли со счета деньги, предназначенные на выплату налогов?

Существуют два возможных варианта действия в этой ситуации: проводится аудит (если это допустимо уставом компании) или анализ финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет выявления рисков за период 3 последних года.

При недоплате налогов действия очевидны – срочно оплатить их с целью недопущения начисления штрафов и пеней. При переплате (бывает и такое) принять меры к тому, чтобы сумма переплаты была зачтена в счет оплаты налогов будущих периодов.

Параллельно необходимо провести инвентаризацию всех активов: основных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, учет малоценных быстроизнашивающихся предметов. В описанном случае, в ходе инвентаризации на балансе были выявлены несуществующие активы и активы уже непригодные к эксплуатации из-за технического состояния. Их наличие на балансе увеличивает чистые активы. А новый акционер (бывший финансовый директор) требует выплатить действительную стоимость доли по завышенным ею же чистым активам.

Соответственно, по итогам инвентаризации специализированной компании была заказана техническая экспертиза. В заключении содержались выводы о непригодности имущества к эксплуатации, на его основании составлен комиссионный акт об утилизации, несуществующее имущество было списано либо утилизировано. Таким образом, была произведена расчистка активов.

Анализ задолженности показал, что и там не все в порядке. Оказалось, что главбух намеренно держала на балансе общества дебиторскую задолженность, которая давно подлежала взысканию, но этим никто не занимался – хотя это обязанности как раз финансового директора.

За счет расчистки кредиторской и дебиторской задолженности, их частичного списания, были расчищены остальные активы. Значительные объемы дебиторской задолженности удалось взыскать. По итогам работы с кредиторами был составлен график выплат кредиторской задолженности.

Кроме того, с помощью независимых экспертов генеральный директор проанализировал все расходы общества. В данном случае были выявлены регулярные необоснованные затраты, лишние сим-карты к телефонам, которыми никто не пользовался, но за них регулярно платили, ненужные федеральные телефонные номера – у компании собственная мини-АТС, и одного номера ей вполне достаточно. Контракты были расторгнуты. Также компания отказалась от подписки на бумажные версии журналов: в электронном виде издания втрое дешевле и т.д.

Поскольку привлечение в штат высокопрофессионального бухгалтера в наше время дорогое удовольствие, которое не всем по карману, для проведения экспресс-аудита и восстановления бухучета можно выбрать специалиста на аутсорсе. Сертифицированные специалисты бухгалтерской компании, параллельно с проведением аудита и внесением изменений в отчетность, оперативно займутся сдачей текущей отчетности и бухгалтерским учетом клиентов. Таким образом, удастся избежать длительного процесса передачи дел.

Если анализ показывает грубые и существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета требуется пересдача бухгалтерской отчетности. Принятые меры позволят защитить генерального директора от финансовых рисков – необоснованных расходов, рисков выставления налоговых требований, рисков по трудовому законодательству и так далее.

Читайте также: