Чтобы выйти из финансового кризиса во франции был введен 45 налог на собственников

Обновлено: 17.05.2024

ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ 1789 ГОДА
С.Г. Верещагин
Аннотация: В статье рассматриваются основные причины Великой французской революции — огромный дефицит государственного бюджета и налоговое неравенство сословий французского общества.

Из-за плохого урожая 1788 г. выступления народа против дороговизны приобрели на редкость массовый и грозный характер. Продовольственные трудности усу­гублял общий хозяйственный застой, который совпал с либерализацией международной торговли в середине 80-х годов XVIII столетия.

На фоне этих хозяйственных трудностей обострилась проблема дефицита государственного бюджета.

У монархии не было иного выхода, как только попы­таться заставить и привилегированных платить налоги. Угроза банкротства заставила правительство Людовика XVI вновь повернуться к реформам 8 .

Фискальный иммунитет был одним из существенных атрибутов принадлежности к высшим, привилегирован­ным сословиям. В числе других факторов налоговая исключительность считалась (а подчас и являлась) одной из основ богатства и экономического господства дворянства и верхов духовенства. Первое сословие королевства — духовенство и второе — дворянство по определению были свободны как от основного личного налога — тальи, так и от всевозможных дополнений к нему. Это не значит, однако, что высшие сословия совершенно не участвовали в государственных расхо­дах. Церковь раз в пять лет платила так называемый бескорыстный дар, сумма которого устанавливалась после длительных и обычно не гладко протекавших переговоров с правительством.

Величина и форма сбора прямых и косвенных нало­гов в различных районах королевства были неодинаковы. Одни провинции находились в привилегированном поло­жении по сравнению с другими.

Французские финансы находились тогда в самом пла­чевном состоянии. Государственный долг, составлявший в 1774 г. 1,5 млрд. ливров, возрос к 1788 г. до 4,5 млрд. ливров. Выплата процентов но долгам и их погашение в бюджете 1788 г. составляли самую большую статью — 318 млн. ливров, более половины всех расходов. Все понимали, что прямые и косвенные налоги на третье сословие увеличивать больше нельзя.

В то же время исследование дворянских наказов Генеральным штатам 1789 г. показало, что в подавляющем большинстве наказов (138 из 165 рассмотренных при об­щем числе наказов — около 200) содержалось требование податного равенства 13 .

5 мая 1789 г. в Версале открылись заседания Генеральных штатов. 17 июня депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, т.е. заявили о своем праве представлять население всей страны. Это смелое решение нарушало существующий порядок и фак­тически означало начало революции. 19 июня депутаты от духовенства, среди которых было много приходских священников, большинством голосов приняли решение объединиться с третьим сословием 14 .

23 июня Людовик XVI собрал всех депутатов Генеральных штатов на общее заседание. Он объявил им, что готов ввести равное для всех подданных налого­обложение, реформировать судопроизводство и вообще сделать многое из того, чего добивалось третье сословие. 7 июля 1789 г. депутаты всех сословий объявили себя Учредительным собранием. Фактически они посягнули на одну из прерогатив короля — право определять устройс­тво государства. Под влиянием крестьянского движения Учредительное собрание осуществило первую глубокую реформу. В период с 5 по 11 августа 1789 г. был обсуж­ден и принят декрет (как именовались многие законы революционного времени) об отмене сеньориального строя. Он упразднил повинности, обусловленные личной зависимостью крестьянина, равно как и саму зависимость. Отменялись церковная десятина и некоторые дворянские привилегии.

Повсюду в стране власть сосредоточивалась в руках муниципалитетов, которые в своих документах требовали полного уничтожения феодальных повинностей, ликви­дации кабальной субаренды, нормирования цен на хлеб и лишения политических прав духовенства.

К весне 1790 г. в основном завершилось и реформи­рование налоговой системы. Были отменены все прежние налоги. Вместо них введены три прямых налога: на зе­мельную собственность, движимое имущество и торгово-промышленную деятельность. Учредительное собрание отменило также внутренние пошлины и таможни.

Итак, старые налоги были отменены. Введенные вмес­то них налоги: поземельный, налог с доходов и патентный сбор с промышленной деятельности — в силу разных причин поступали с трудом. Положение казалось отча­янным. Старая власть на местах была уничтожена, новая только нарождалась. Дело взимания податей и налогов на­ходилось в руках муниципалитетов и местных выборных учреждений, которые, не желая ссориться с населением, фактически ничего ни с кого не взыскивали, да и не могли взыскать, не имея сколько-нибудь организованной поли­цейской силы. Таможенные доходы сократились до нуля, торговля и промышленность переживали очень серьезный кризис, казна была пуста.

Правительство вынуждено было впервые начать печатание бумажных денег, которые были названы ассигнатами 16 . Обеспечены они были земельным фондом, конфискованным у церкви. Но потребности государственного бюджета так росли, а поступления были столь ничтожны, что приходилось все чаще и чаще осуществлять эмиссию бумажных денег, которые начали заметно падать в цене 17 . Первые ассигнаты, выпущенные 19 декабря 1789 года, приносили 5% дохода в год. Ассигнаты, выпущенные 17 апреля 1790 года, приносили лишь 3%. Проценты исчис­лялись днями. Ассигнат в 1000 ливров приносил в день 1 су 8 денье, ассигнат в 300 ливров — 6 денье. Последний держатель получал в конце года в любой государственной кассе всю сумму накопившихся процентов.

Финансовый кризис нарастал: это было связано с целым комплексом причин, в первую очередь надо было составить налоговые списки, создать новый налоговый персонал. Муниципалитеты, на которые было возложено взимание налогов, не были подготовлены к этому делу. И налогоплательщики, в особенности аристократы, не торопились с их уплатой. Национальное собрание ничего не хотело получать с помощью налогов на потребление. Оно считало их несправедливыми, так как они ложились одинаковой тяжестью на различные сословия. А меж­ду тем новые расходы прибавлялись к прежним. Из-за голода приходилось покупать много хлеба за границей. Проводившиеся реформы углубляли финансовую про­пасть. К старому долгу, достигавшему около 3 млрд. 119 млн. (причем половина этой суммы состояла в срочных долговых обязательствах), прибавилось более миллиарда, затраченного на ликвидацию старого режима: 149 млн. — на выкуп долга духовенства, 450 млн. — на выкуп уничтожаемых судебных должностей, 203 млн. — на выплату залогов, 150 млн. — на выкуп должностей по ведомству финансов, 100 млн. — на выкуп феодальных десятин и т.д. Таким образом, общая сумма долга, старого и нового, достигала 4 млрд. 262 млн., что требовало на уплату процентов ежегодного расхода приблизительно в 262 млн. ливров. Сверх того расходы на поддержание культа, павшие на государство с отменой десятины, дости­гали 70 млн. и пенсии монахам требовали 50 млн., тогда как расходы различных министерств определялись всего только в 240 млн 18 .

Мирабо также указывал на политическое значение бумажной валюты: люди, наделенные ассигнациями, станут защищать революционную власть, которая создала эти ассигнаты, так как гибель этой власти будет означать гибель их сбережений. В сентябре 1790 г. Учредительное собрание приняло решение о выпуске бумажных денег (папье-моннэ) на сумму 800 млн. ливров 19 .

Распродажа национальных имуществ (конфискован­ных во время Великой французской революции имуществ короля, церкви и эмигрантов) явилась крупнейшим в истории Франции перераспределением собственности. Основой фонда национальных имуществ были земель­ные богатства. Хотя само возникновение национальных имуществ в 1789 г. в значительной мере было связано со стремлением Учредительного собрания, принявшего на себя старый государственный долг, выйти из вставших перед ним финансовых затруднений.

Таким образом, ассигнат являлся в одно и то же вре­мя политическим оружием и финансовым средством. В качестве политического оружия он выдержал испытание, ускорив распродажу церковных имуществ, позволив та­ким образом революции победить ее врагов внутренних и внешних. В качестве средства финансового он не избежал опасностей, предсказанных его противниками, например гиперинфляции. Но эти недостатки при проведении новой политики налогов и финансов в большинстве случаев были порождены политической борьбой, связанной со свержением феодального строя 23 .

Нет ничего удивительного, что женщины инициировали налоговые бунты, так как увеличение налогов всегда приво­дило часть населения к обнищанию и даже ставило под уг­розу их существование. В Кагоре в 1637 г. женщины сожгли в соборе скамью, предназначенную для властей города. В Ажене в 1635 и Кане в 1639 гг. тоже женщины начали бунт, напав на сборщиков налогов. В Монпелье в 1645 г. во главе бунта против налогов стояла бой-баба, призывавшая бороть­ся не на жизнь, а на смерть со спекулянтами, отнимающими хлеб у малых детей. В Лиможе в 1705 г. дома сборщиков налогов были подожжены толпой бедных женщин с детьми, тогда как их мужья так там и не появились 26 .

Последствием таких революционных изменений в налоговой и финансовой сферах явилась невозможность собрать вновь установленные налоги и, следовательно, из-за отсутствия денежных средств невозможность госу­дарством выполнять свои функции. В этой критической социально-политической ситуации ассигнат оказался единственным источником получения средств в государс­твенную казну. Французская революция создала новую финансовую систему, которая заключалась в увеличении количества циркулирующих денежных единиц (привыч­ной расценки) без соответствующего внедрения в оборот каких-либо реальных ценностей. В 1792—1794 гг. ежегодно ассигнат обесценивался на 21-29% 27 .

По мнению некоторых ученых 28 , первопричиной Французской революции стали не те обстоятельства, о которых указано в классических учебниках по истории и политике, а самое банальное перераспределение собствен­ности в рамках страны новым классом-буржуазией. Как часто бывает, за великим историческим событием стоят меркантильные интересы, в данном случае это борьба бур­жуазии за снижение налогового бремени, скупка ею кон­фискованных имуществ и захват политической власти.

Библиография:
1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Ф. Бродель; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. — М.: Прогресс, 1986. — 622 с.

2. Бродель, Ф. Что такое Франция?: в 2 кн.: пер.с фр. Кн. 2. Люди и вещи, ч. 2: Крестьянская экономика до начала XX века. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997.— 511 с.

3. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе (Исслед. процесса воз­никновения страха в странах Зап. Европы, XIV-XVII вв.): пер. с фр. — М.: Голос, 1994. — 408 с.

5. История Франции: в 3 т. Т. 1 / Акад.наук СССР, Ин-т всеобщ. Истории. — М.: Наука, 1972. — 357 с.

6. Коробочко, А. И. Восстание камизаров (1702-1705 гг.) // Средние века: сборник статей. Вып. 3. — М., 1951. — С. 13-29.

7. Люблинская, А. Д. Структура сословного предста­вительства в средневековой Франции // Вопросы истории. — 1972. —№1. —С. 100-113.

8. Манфред, А. 3. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М.: Мысль, 1978. 440 с.

9. Маныкин, А. С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки: учеб. пособие для сту­дентов высш. учеб. заведений. — М.: Слово, 2004. — 606 с.

10. Поршнев, Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой 1645. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

11. Сеннет, Р. Каждый — сам себе дьявол (Париж Умбера де Романа) // Логос. 2002. №3-4. С. 191-208.

12. Чеканцева, З. А. Открытый протест как волеизъ­явление: Франция XVII—XVIII вв. // Европейский альманах 2003: Политические партии и общество. Пресса и цензура. Общественное мнение / отв. ред. А. О. Чубарьян. — 2004. — С. 116-126.

13. Энгельгардт, Р. Ю. Социально-экономическое по­ложение Франции в конце XVII — начале XVIII вв. — Кишинев, 1976. — 243 с.

14. Correspondance des controleurs generaux des finances avec les Intendants des provinces. T. 1-3. Т. Ill / A. de. Boislisle, P. de Brotonne. — 1874-1876.

15. Lavisse E. Histoire de France. — 1911. — T. 7/1.


2 См.: Агония французского абсолютизма / Ред. коллегия: Р.А. Бургете, Т.Б. Длугач, Э.Ю. Соловьев. Гл. Французское про­свещение и революция / М.А Киссель, Э.Ю. Соловьев, Т.И. Ойзерман и др. — М: Наука, 1989. — С. 1.


4 См.: Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. — М., 1979. — С. 14-42; Рюде Д. Народные низы в истории. 1730-1848, — М., 1984. С. 35-48, 107, 133; Шампьон Э. Франция накануне революции по наказам 1789 года. — СПб., 1906. — С. 21.


6 Boulainvilliers Н. Essais sur la noblesse de France contenans une dissertation sur son origine et abaissement. Amsterdam, 1732. P. 41-42.


9 Метивье Ю. Франция в XVI-XV1II вв.: от Франциска I до Людовика XV / пер. с фр. А.В. Голубкова, СВ. Панова. — М.: ACT: Астрель, 2005. — С. 182.


11 Лебедева Е. И. Дворянство и налоговые привилегии накану­не революции // Французская революция XVIII в.: экономика, политика, идеология. — М: Наука, 1988. — С. 75-94.


12 Caionne Ch.-A. de. Reponse de M. de Calonne a l'ecrit de M. Necker, publie en Avril 1789, contenant l'examen des comptes de la situation des finances rendus en 1774, 1776, 1781, 1783 et 1787 avec des observations sur les resultats de l'Assemblee des notables. — L., 1788.— P. 84.


14 Третье сословие — обозначало во Франции с конца средних веков до 1789 г. податное население (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие). Называлось третьим в отличие от первых двух сословий — духовенства и Дворянства, которые не облагались податями (в XVIII в. лишь небольшим общегосударственным налогом).


16 В королевской Франции конца XVIII в. не было бумажных денег. Денежное обращение обеспечивалось металлической монетой. В употреблении были в основном серебряные и золотые монеты различных наименований и достоинств: лу­идор, экю, ливр, франк и др. Исчисление доходов и расходов государства производилось в ливрах, а после введения в 1795 г. метрической системы мер — во франках, при соотношении 81 ливр за 80 франков. С 1721 г. по 1785 г. было отчеканено около 1 млрд ливров золотой монеты и около 2 млрд ливров — серебряной. К началу революции в обращении находилось приблизительно 2,2 млрд ливров. См.: Смирнов A.M. Кризис денежной системы Французской революции. — СПб., 1921. — С. 103-104.


17 Подробнее см.: Тарле Е.В. Создатель бумажных денег // Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. — М.: Наука, 1981.


19 Юровский В.Е. Бумажные деньги Великой французской ре­волюции // Вопросы истории. — 1998. —№8. — С. 151-158.


21 Короткое С.Н. Финансовая политика Французской рево­люции: характер и итоги // От старого порядка к революции. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — С. 93-112.


22 В 1791 г. Жозеф Камбон был назначен главой комитета финансов Конвента и фактически стал руководителем и упра­вителем французских финансов. См.: Короткое С.Н. Буржуа-Монтаньяр в революции: взгляды и деятельность Жозефа Камбона // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — С. 73-79.


23 Верещагин С.Г. Налог как политическая категория: исто­рия и современность: монография. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. —С. 123.


27 Короткое С. Н. Финансовая политика Французской револю­ции: характер и итоги // От старого порядка к революции. Л.: Изд —во ЛГУ, 1988. С. 93-112.

Сдача в аренду недвижимости во Франции: налоги на рентный доход


  1. Сдача в аренду меблированной недвижимости во Франции

Существуют три местных налога на недвижимость, которые могут накладываться на собственников, сдающих меблированное жилье в аренду.

  1. Налог на владение недвижимостью во Франции — Taxe Foncière;
  2. Местные сборы — Contribution Economique Territoriale (CET);
  3. Налог на проживание — Taxe d’Habitation.

Кроме того, арендодатели туристического жилья (гостиницы, chambre d’hôtes, кемпинги и стоянки для домов-фургонов) также должны применять к своим ставкам налог на прибыль, который оплачивается их гостями. Решение о взимании налога в каждой коммуне остается на усмотрение местного совета.

1.1. Налог на владение недвижимостью

Все владельцы недвижимости во Франции платят налог taxe foncière, поскольку это налог, уплачиваемый с владения имуществом.

Однако владельцы Chambre d’hôte или meublé de tourisme в сельских развиваемых районах (Zones de Revitalization Rurale, ZRR) могут требовать освобождения от уплаты налога при условии общего решения местного совета. Большинство советов предоставляют освобождение, но этот аспект необходимо уточнять в каждом отдельном случае.

Вам необходимо ежегодно подавать заявление по форме 6671-D-SD / Cerfa № 15532 в местную налоговую инспекцию до 31 декабря.


Существует отдельная плата за вывоз мусора, которая называется taxe d’enlèvement des ordures ménagères (TEOM), и обычно она взимается вместе с taxe foncière. Соответственно, вам может потребоваться принять отдельные меры по возмещению налога за вывоз мусора с вашего арендатора или признать, что это является частью расходов арендодателя.

1.2. Ставки для бизнеса

Как правило, если вы сдаете в аренду меблированное жилье во Франции на стандартной основе (для проживания жильцов), то несете обязанность по уплате местных коммерческих тарифов (Contribution Economique Territoriale, CET) на арендуемую недвижимость.

Это правило применяется во всех случаях, когда недвижимость представляет собой отдельное жилье, но оно также может применяться, если вы сдаете отдельные комнаты в собственном доме, при условии, что объект сдается для проживания квартиросъемщиков.

Для арендодателей существуют четыре основных исключения из обязательств по бизнес ставкам:

— Во-первых, если вы будете сдавать свой основной дом на сезонной основе, то обязанность платить или не платить налог будет зависеть от уровня дохода, который вы получаете в виде доли от общего дохода, от регулярности сдачи жилья в аренду и считает ли налоговый орган эту деятельность второстепенной по отношению к вашей основной работе или бизнесу во Франции.

Если вы обнаружите, что налоговый орган решил ввести налог, то можете попытаться оспорить решение. Если вы сдаете недвижимость во Франции для стандартного проживания, то местная мэрия может по своему усмотрению отказаться от взимания налога, но вам необходимо будет запросить этот отказ.

— Во-вторых, владельцы chambre d’hôte / meublé de tourisme освобождаются от бизнес ставок при условии, что арендуемое жилье является частью вашего дома, будь то основное или дополнительное место жительства, и не подлежит обратному решению местного совета. То есть, закон предоставляет исключение, но местные советы имеют право отменить его.

Если арендуемый объект не является частью вашего дома, будь то основное жилье или второстепенное место проживания, автоматического исключения не будет.

Любое исключение, которое может быть предоставлено, должно, в таких обстоятельствах, быть проведено по прямому решению местного совета для всех подобных объектов в коммуне.

— В-третьих, вы освобождаетесь от обязанности платить взносы, если предоставляете жилье по низкой цене в соответствии с определенными условиями. Так, максимальная рентная ставка в 2020 году не может превышать 140 евро за квадратный метр (€190 / кв. м в регионе Иль-де-Франс).


— В-четвертых, с 2019 года арендодатели, чей оборот составляет менее 5000 евро в год, освобождены от уплаты налога.

1.3. Налог на проживание

Арендодатели не несут ответственности за taxe dhabitation, если арендатор использует объект в качестве своего основного места жительства. Ответственность за уплату этого налога несет квартиросъемщик (арендатор).

Однако если вы сдаете комнаты в своем собственном доме, то вы также несете ответственность за уплату налога, поскольку эта собственность является частью вашего дома. Обязанность по уплате этого налога несут арендаторы, если они занимают комнату на эксклюзивной основе и используют в качестве своего основного дома. Если цель отличается, то полную ответственность несете вы, как собственник недвижимости во Франции.

Владельцы Chambres d’hôte или meublé de tourisme в сельских районах развития (Zones de Revitalisation Rurale, ZRR) могут требовать освобождения от уплаты налога, а также освобождения от уплаты taxe fonciere, хотя это не является автоматическим правом. Решение о том, применять ли исключение в рамках какого-либо конкретного ZRR, остается на усмотрение каждого местного совета.

Для того чтобы воспользоваться льготой, вам придется ежегодно до 31 декабря подавать заявление в местную налоговую инспекцию, по форме 1205-GD-SD / Cerfa 13567.

Если вы оплачивается бизнес налог на то же имущество, то не должны также нести ответственность за налог на проживание.

Начиная с 2018 года, правительство приступило к планомерной отмене налога taxe dhabitation.


Если вы предоставляете отдельное жилье для туристов (meuble de tourisme), то несете ответственность за оплату телевизионной лицензии за каждую квартиру в своем gîte. Если вы не платите налог на проживание (tax dhabitation) за gîte, то вам необходимо заполнить форму 3310A. Возможно, вам удастся получить ограниченное освобождение, если gîte будет функционировать на ограниченной основе каждый год.

У арендодателя есть определенные юридические обязательства относительно налога на проживание, когда арендатор освобождает их недвижимость во Франции.

В первом случае они (формально) обязаны получить от выезжающего арендатора подтверждение того, что квартиросъемщик оплатил последний счет по налогу на проживание, при условии, конечно, что они занимали имущество по состоянию на 1 января, и это их основной дом, в соответствии с правилами, касающимися обязанностей по налогу.

Если собственник недвижимости во Франции не получил это подтверждение, то в течение одного месяца после того, как арендатор освободит имущество, арендодатель обязан уведомить налоговый орган о том, что арендатор съехал. Этот период увеличивается до трех месяцев, когда арендатор покидает жилье без ведома владельца жилья.

  1. Сдача в аренду немеблированной недвижимости во Франции

Арендодатель несет ответственность за оплату местных сборов в виде налога на имущество (taxe foncière), но арендатор платит местный налог на проживание taxe dhabitation, если проживает в этом жилье по состоянию на 1 января текущего года.

Бизнес-тарифы не подлежат оплате, если доход не превышает €100 000 в год.

Здесь также взимается отдельная плата за вывоз мусора (taxe d’enlèvement des ordures ménagères, TEOM). И собственник также должен принять отдельные меры по возмещению налога за вывоз мусора с арендатора или взять эту обязанность на себя.

И снова, как и в случае сдачи в аренду меблированной недвижимости во Франции, арендодатель обязан выполнить формальности, требуемые в отношении арендатора, который покидает съемное жилье.


На днях вышла статистика по бедности во Франции. В 2014 году в стране было 8,8 миллионов бедных — 14,1% населения. Их средний уровень жизни приблизился к 805 €. Более трети безработных (37%) и одиноких матерей (36%) находятся за чертой бедности (1008 € в месяц). Цифры демонстрируют стабильность: бедных стало лишь на одну десятую процента больше, чем в 2013 году, и их уровень жизни сохранился. Но это статистика обманчива: в реальности, бедность во Франции неумолимо растёт.

Из той же статистики можно почерпнуть интересную информацию: половина французов от 15 до 64 лет живёт на 1679 € в месяц, или меньше. Сумма впечатляет в сравнении с российскими реалиями, но есть некоторые нюансы. Если вы проживаете в парижском мегаполисе или в самой столице, то после уплаты налогов, оплаты жилья и прочих нужд на жизнь остаётся очень и очень мало.

5,3 миллиона французов живут за счёт минимальных социальных выплат

Обеднение большого количества работающих французов за счёт налогообложения и высоких цен не выражает всей полноты картины. Также растёт число бедных и очень бедных, например тех, кто получает минимальные социальные выплаты. В 2009 году утвердили RSA (revenu de solidarité active / доход активной солидарности) для граждан, не получающих вообще никаких доходов. Число граждан, получающих RSA, увеличилось на 71% с 2009 года, и составило на 2015 год 2,53 миллионов семей. Из них 1,6 миллион семей получает базовый RSA (для тех, которые не имеет никаких доходов), остальные — пособие, которое правительство выплачивает тем, кто немного работает и имеет ежемесячные доходы ниже 1000 евро.

По подсчётам правительства, 5,3 миллиона французов состоят в семьях, где получают RSA. Более 40% из них — на конец 2015 года получает RSA более четырёх лет, ещё 12% прибавились за последний год. В двадцати французских департаментах более 60% населения от 15 до 64 лет получают RSA: из них можно перечислить Сен-сан-Дени под Парижем, департаменты бывшего индустриального и шахтёрского севера Франции (Норд, Па-де-Кале, Сомма, Эна, некоторые департаменты на юге (Од, Эро, Буш-дю-Рон) и т. д. Некоторые из этих департаментов приютили довольно большое количество мигрантов из Африки и арабских стран.

Упадок и социальное деклассирование в центре президентской кампании 2017 года

Но кризис выражается не только в сухой статистике. Он ещё и в головах. Острое сознание упадка страны и социального деклассирования целого поколения стало центральной темой в президентской кампании, перед террористической угрозой и ростом числа мигрантов, в том числе мусульман, в исторически католической стране.

Налоги изменить нельзя: когда низы не могут, а верхи… тоже

Но французы настроены пессимистично и не верят. Дело в том, что в стране накопились огромные дефициты. Социальная система в глубоком дефиците — € 9 миллиардов только для общей системы социальной безопасности, не считая департаментов, которые выплачивают социальные пособия по социальным минимумам (РСА) и мигрантам. Долг страны вообще превысил € 2 трлн и приближается к 100% ВВП. В 2007 году, когда Саркози стал президентом, долг только перевалил за € 1 трлн; Саркози и кризис 2008—2010 годов добавили € 600 млрд, а Олланд остальные € 400 млрд. К долгам Франции надо ещё добавить € 1,753 трлн евро пенсионных выплат, € 200 миллиардов долгов, гарантированных правительством, и € 1 трлн прочих долгов, связанных с социальными и пенсионными выплатами.

Развал экономической системы, тем временем, продолжается. Если в 2007 году во Франции закрывались 2 завода в неделю, то теперь уже по заводу в день. Также неуклонно растет число обанкротившихся предприятий: 63 159 в 2015 году, против 62 430 в 2014 и 49 351 в 2005 году, десять лет назад. Большая часть банкротится из-за невозможности платить по социальным обязательствам.

Зато виновного в такой незавидной социально-экономической ситуации уже нашли. Для левых это не желающие делиться прибылью и инвестирующие её в офшоры капиталисты и предприниматели. Для правых — мигранты, которые массово прибывают во Францию и пользуются социальными инфраструктурами, на которые у них льготы выше, чем даже у бедных французов. Или сами же бедные, которым либералы предлагают закрыть часть пособий, что невозможно по политическим причинам: бедные тоже голосуют.

Озлобленные социальными и экономическими трудностями французы верят и тем и другим. Хотя бы потому, что всем понятно, что в стране с вялой экомикой, при всё более ощущаемом экономичесном упадке прокормить и своих бедных, и мигрантов, невозможно. Но на этой ниве правительство накручивает население, вместо того решать накопившиеся экономические проблемы. За глубоким кризисом назревает социальный взрыв.

Читайте также: