Что такое непомерные налоги

Обновлено: 09.05.2024

Цель исследования: отразить значимость эффективной налоговой системы в финансовой стабильности государства.

– анализ фискальной и социальной функции налогов;

– изучить основные причины выпадающих доходов бюджета.

Практическое применение данной статьи состоит в том, что исследование содержит раскрытие некоторых причин выпадающих доходов. Органам государственной власти, уполномоченных в области налогообложения для увеличения доходных поступлений в бюджет не нужно повышать налоговые ставки, а нужно решить проблемы коррупции и урегулировать вопросы списания долгов из – за приоритетности геополитических интересов.

Ключевые слова: налоги, фискальная функция, выпадающие доходы.

Selivanova V.A.

COLLECTION OF EXORBITANT TAXES IS THE WAY OF INVOKING ROBBERY, ENEMY ENRICHING, LEADING TO STATE RUIN (SYN DZY, CHINESE THINKER)

Abstract

Аim of research: To reflect the importance of tax system in state financial stability.

Objects of research:

-to analyze of fiscal and social tax functions;

-to study the main reasons of budget falling-out incomes.

Practical application of this article is to disclose several reasons of budget falling-out incomes.

Public authorities, dealing with taxation, shouldn’t rise tax rates to increase budgetary receipts, there’s the need to solve problems like corruption and to regulate the questions of debt forgiveness out of the priority of geopolitical interests.

Keywords: taxes, fiscal function, falling-out incomes.

Налоги представляют собой одно из наиболее древнейших изобретений человека. Налоги появились вместе с появлением первых форм государственности и использовались правительством как главный источник средств содержания органов государственной власти, а также для материального обеспечения государства своих функций. Стоит отметить, что ни одно государство не может функционировать без взимания налогов, таким образом, налоги представляют собой один из признаков государства.

Принято считать, что налоги представляют собой своеобразную плату государству, которое в обмен предоставляет своим гражданам защиту их прав, свобод и законных интересов. Действительно, основная цель государства – это создание настолько комфортных условий для своих граждан, что бы те не задумывались об улучшении своей жизни.

Например, согласно, статье второй Конституции Российской Федерации – человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства [1] .

Принято выделять две основные функции налогов: фискальная и социальная. Фискальная функция, которая призвана выражать общественное предназначение налогов, то есть формирование дохода бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, которое осуществляется посредством добровольного исполнения налогового бремени и налогового контроля.

Социальная функция налогов должна наиболее полно проявляться в условиях социального государства, в случае провозглашения политики направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, как указано в пункт 1 статьи 7 Конституции России [2] .

Для осуществления данной цели государству требуются эффективные механизмы её реализации, которые в свою очередь не возможны без финансовых возможностей. Соответственно, чем выше налоги, тем большими финансовыми возможностями обладает государство. Однако, не стоит забывать, что основной целью взимания налогов должно быть обеспечения комфортного жизнеобеспечения граждан данного государства. При этом, перед государством стоят и другие цели, например, обеспечение обороноспособности и защита собственного суверенитета. Естественно, что осуществление данных функций осуществляется за счёт всё тех же налогов. В связи с этим перед государством стоит невероятно важная задача – правильное распределение денежных средств полученных от налогов.

Ежегодно в России расходуются колоссальные средства налогоплательщиков по усмотрению органов исполнительной власти. Оборонный комплекс, научные разработки, запуск космических объектов, проведение международных конференций, спортивных соревнований, строительство государственных объектов, – всё это лишь малая часть расходования денежных средств налогоплательщиков, на нужды государства. Бесспорно каждый хочет жить в сильной стране, что бы он мог гордиться своим государством и правительством, а поддержание международного авторитета невозможно без финансовых затрат, однако в нашей стране, в настоящее время затраты на нужды государства приобрели поистине невообразимые масштабы.

Руководство страны списывает многомиллионные долги других государств, руководствуясь геополитическими интересами. В настоящее время основными сырьевыми источниками пополнения государственного бюджета являются поступления от продажи – нефти, газа и иных природных ресурсов. Однако, при этом на внутреннем рынке стоимость удельной единицы измерения газа или бензина выше, чем при их экспорте.

Конечно, политический вес играет огромное значение при международном сотрудничестве, однако, по моему мнению, данные меры являются чрезмерными, и неэффективными.

Другим важным аспектом, при налогообложении является соблюдение баланса между величиной налогов и предоставлением услуг, взамен полученных средств. Ведь если налоги слишком высоки, и расходуются не рационально – это ведёт к общественным недовольствам.

В случаях, когда налоги высоки на столько, что индивид начинает задумываться о не правомерных способах заработка – это говорит, о несостоятельности государства. В такой ситуации общество теряет доверие к государству, что на первоначальном этапе может привести к росту преступности, а в дальнейшем привести к массовым беспорядкам и даже попыткам свержения действующего правительства.

[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237 от 25 декабря.

[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237 от 25 декабря.

И пока ученные всего мира бьются над созданием философского камня или эликсира бессмертия (но это не точно), мы поговорим о более приземленной теме — списании налоговой задолженности.

И прежде, чем вести речь о списании налоговой задолженности, нужно немного разобраться, как же все-таки она образуется.

Налоговое бремя физического лица

Какие основные налоги должен платить гражданин Российской Федерации как физическое лицо? Этих налогов несколько:

Обязанность по уплате подоходного налога возникает у гражданина при получении дохода (например, при получении заработной платы, при получении дохода от сдачи квартиры в аренду или ее продажи. Самозанятость — тоже работа. И с доходов от нее тоже надо платить налоги.);

У вас нет машины, но налоговая требует с вас
транспортный налог? Закажите звонок юриста

Налог на доходы физических лиц

Если вы работаете наемным работником в компании или в государственном учреждении, то обязанность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога возлагается на вашего работодателя.

При получении дохода от сдачи квартиры в наем, продажи или безвозмездного приобретения имущества, вы обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию в установленный законом срок.

По действующему законодательству ваш доход облагается налогом на доходы физических лиц в следующем размере:

  • 13 %, если сумма дохода не превышает 5 млн.рублей в год;
  • 15 %, если сумма дохода превышает 5 млн.рублей в год.

Налоговая ставка — 15% — платится не со всей суммы дохода, а только с той части, которая превышает 5 млн. рублей.

Например, ваш доход за год составил 6 млн.рублей. НДФЛ будет рассчитан следующим образом: 13% от 5 млн. рублей — это 650 тыс. рублей и 15% от 1 млн. рублей — это 150 тыс. рублей. Итого НДФЛ составил 800 тыс. рублей.

Доход, полученный в результате продажи имущества, или получения имущества в результате дарения, облагается по ставке 13%, даже если его стоимость превышает 5 млн.рублей.

Например: у вас есть в собственности квартира, и вы хотите ее продать. Чтобы не платить подоходный налог с полученного от продажи квартиры дохода нужно, чтобы прошел минимальный срок владения имуществом, который по закону составляет:

  • 3 года, если квартира была вам подарена, получена по наследству или в результате приватизации;
  • 5 лет, если квартира была вами куплена.

Есть еще и такое понятие, как налог с процентов по депозитам в банках. Его ввел президент своим указом в апреле 2020 года. Его обязаны платить все граждане, чьи вклады в банках превышают 1 млн. рублей.

Сумма налога должна в 2022 году впервые появиться в личных кабинетах граждан, у которых есть такие вклады. Рассчитывать эту сумму должна ваша инспекция по месту прописки. Платить налог тоже надо обычным путем — или картой на сайте ФНС, или распечатать квитанцию и заплатить в банке, который работает с платежами в бюджет физ лиц. Но в банке придется заплатить и комиссию за перевод.

Считаете, что налоговая неверно подсчитала ваши
налоги? Закажите звонок юриста

Налог на имущество физического лица

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, размер которого, например, в Москве, устанавливается законом города Москвы.

Налог рассчитывается на основе кадастровой стоимости недвижимости, умноженной на налоговую ставку в размере:

  • 0,1 % — при стоимости недвижимости менее 10 млн.рублей;
  • 0,15 % — при стоимости недвижимости от 10 до 20 млн.рублей;
  • 0,2 % — при стоимости недвижимости от 20 до 50 млн. рублей;
  • 0,3% — при стоимости недвижимости более 50 млн.рублей.

Также законом предусмотрены налоговые вычеты – часть недвижимого имущества, которая не облагается налогом:

  • 50 метров для жилого дома;
  • 20 метров для квартиры;
  • 10 метров для комнаты.

По закону, все эти расчеты должна производить налоговая инспекция и высылать вам уже готовые квитанции с указанием сумм налогов.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие законами соответствующего субъекта Российской Федерации. Транспортный налог начисляется за автомобильный, водный и воздушный транспорт.

Транспортный налог на автомобильный транспорт исчисляется как произведение мощности транспортного средства на налоговую ставку. В Москве налоговая ставка составляет от 12 до 150 рублей в зависимости от мощности автомобиля.

  • 1,1 — для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. рублей и не старше 3 лет;
  • 2 — для автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не старше 5 лет;
  • 3 — для автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн. рублей и не старше 10 лет, а также дороже 15 млн. рублей и не старше 20 лет.

Ну, как вы уже, наверное, догадались, этими расчетами тоже должны заниматься не вы, а налоговая инспекция.

Итак, когда мы разобрались в том, как происходит образование налоговой задолженности, пришло время поговорить о том, как же от нее избавиться, хотя бы частично.

По действующему российскому законодательству налоговая инспекция не может самовольно списать с ваших счетов денежные средства, в счет погашения задолженности, как это делается в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей. Если у вас имеется задолженность, то налоговая инспекция обязана обратиться в суд в установленном законом порядке.

Налоговая инспекция вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (8 дней) подать на вас заявление в суд о взыскании налоговой задолженности, при условии, что ваша задолженность составляет более 10 тысяч рублей.

Если вы вдруг подумали, что государство с радостью простит вам налоговую задолженность менее 10 тысяч рублей, то спешу вас огорчить. Налоговая будет ждать 3 года, пока ваша налоговая задолженность не преодолеет планку в 10 тысяч рублей и шестимесячный срок пойдет от этой даты.

Если же размер вашей налоговой задолженности не преодолеет сумму в 10 тысяч рублей, то налоговую это сильно огорчит, но все равно не остановит, она подождет 3 года и обратится в суд.

Есть ли шанс умерить аппетиты государства и списать налоговую задолженность, хотя бы частично? Ну, конечно, ДА! Иначе, какой был бы смысл в этой статье?

Чтобы списать налоговую задолженность, для начала нужно разобраться, по какому налогу, и за какой период она была начислена.

Надумали списать долги перед государством?
Закажите звонок юриста

Например. Вы сняли с учета и продали автомобиль, но квитанции с начисленным транспортным налогом продолжают вам поступать, так как по какой-то причине ГИБДД не передала налоговой инспекции данные о снятии автомобиля с учета.

В данном случае будет достаточно обратиться в налоговый орган, с заявлением о перерасчете транспортного налога и копиями документов, подтверждающих снятия автомобиля с учета и его продажу.

Аналогичная ситуация может возникнуть с имущественным налогом на квартиру, гараж, участок или дом. Принцип действия такой же, как при транспортном налоге.

Ну, тут тоже все относительно просто, главное сохранять чеки, если вы платите наличными деньгами, копии которых нужно будет предоставить в налоговую инспекцию.

Кроме того вы вправе обратится в суд с административным иском к налоговой инспекции о признании налоговой задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена налоговым органом, безнадёжной к взысканию и обязанности по её уплате прекращённой.

Если переводить с юридического языка на русский. У вас есть задолженность по налогам, но, по какой-то причине, налоговая инспекция не успела ее с вас взыскать в установленный законом срок.

В 2018 году по поручению президента Российской Федерации была проведена налоговая амнистия. Для граждан списанию подлежала налоговая задолженность, образовавшаяся до 1 января 2015 года по транспортному, земельному налогам, а так же налогу на имущество физических лиц.

Скорее всего, одной из причин такой меры была осознанная государством бесперспективность по взысканию таких задолженностей через суд.

Ну, а тем, кто заплатил, и у кого долгов не было, государство, разумеется, ничего возвращать не стало.

Как избавиться от долгов, если я — ИП?
Закажите звонок юриста

Если вдруг вы — ИП

После чего человек решает прекратить статус индивидуального предпринимателя и отвечать по налогам как физическое лицо.

Итак, если налоговая инспекция законно и обоснованно начислила вам непомерные налоги, и срок взыскания по которым, еще не истек, у вас остается два выхода.

К сожалению, легкого среди них нет:

При этом возможно обращение в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налоговой задолженности.

Да, второй вариант — это радикальный способ. Но на сегодняшний день это единственный законный способ списать имеющуюся задолженность, в том числе налоговую.

У данной процедуры есть свои особенности, которые описаны в статьях на этом сайте, посвященных банкротству физических лиц.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.


Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2020 - 2021 годах

Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 - 2022 гг. намечено значительное количество мер налогового регулирования, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности налогоплательщиков.

Но в 2020 году условия реализации экономической и налоговой политики сильно изменились. Правительству пришлось принимать беспрецендентные в послевоенной истории меры, направленные на сдерживание быстрораспространяющейся по территории РФ пандемии новой коронавирусной инфекции. Предпринятые действия привели к сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.

В связи с этим экономическая политика в 2020 году, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: