Что представляет собой система налогового права рк

Обновлено: 16.05.2024

Представляем рецензию на диссертацию Е.В. Порохова, посвященную современному состоянию налогового права Республики Казахстан. Автор диссертации предлагает фундаментальное исследование проблем налогового права Республики и путей их преодоления

Основные положения исследования

Цель диссертации – комплексное исследование современного состояния налогового права как правового образования в сравнении входящих в его предмет правовых отношений между собой и с однородными отношениями (имущественными, управленческими, охранительными) смежных правовых институтов других отраслей права.


1. Налоговое право – это раздел бюджетного права, полностью подчиненный его целям и задачам по формированию с помощью налогов доходов государственного бюджета, включающий в себя правовые нормы, которые регулируют налоговые отношения. Налоговые правоотношения объединяют в своем составе отношения по организации налоговой системы, налоговые обязательства, отношения по налоговому администрированию и процессуальные отношения по защите и восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках апелляционного налогового производства.


В диссертации раскрывается содержание общей и особенной частей налогового права. По мнению Е.В. Порохова, общая часть налогового права включает организацию налоговой системы, общее налоговое обязательное право, налоговое процедурное право и апелляционное налоговое право. Особенная часть состоит из институтов, устанавливающих и регулирующих отдельные виды налоговых обязательств.


2. Налоговая политика – это деятельность государства в лице его политических субъектов власти по сбору, изучению, анализу, разработке, официальному признанию и последующей реализации основных идей, положений, ориентиров и приоритетов в формировании и развитии налоговой системы государства. Налоговая политика должна официально выражаться в концепции налоговой (или в целом финансовой) политики государства.


3. Налоговое правотворчество – это процесс официального выражения и (или) признания в особом правовом порядке норм налогового права в специально предусмотренных для этого формах налогового права.


4. Налоговый спор – это особое состояние взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, при котором действия одного из них встречают противодействия другого. Налоговые споры непосредственно способствуют выявлению противоправного поведения, вскрытию противоречий в налоговых правоотношениях и предложению путей их разрешения.


5. Налоговое администрирование – это деятельность налоговых органов государства в форме налоговых процедур, выражается в предусмотренных налоговым законом индивидуальных налогово-правовых актах и способствует организации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков посредством постоянного учета и контроля за их надлежащим исполнением.


6. Индивидуальные налоговые правовые акты – это официальные организационно-правовые решения и действия уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, которые не содержат в себе норм налогового права, рассчитаны на одноразовое либо иное ограниченное применение, распространяются на конкретных лиц и порождают у них правовые последствия в налоговых правоотношениях.


7. Апелляционное налоговое производство – это осуществляемая в предусмотренной законом процессуальной форме с целью защиты и восстановления нарушенных прав потерпевших деятельность вышестоящих налоговых органов государства по рассмотрению и разрешению заявлений и жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) на решения и действия нижестоящих налоговых органов и их должностных лиц с вынесением индивидуального правового решения.


8. Предложено с помощью налогового права гарантировать механизм финансового самообеспечения гражданами своих основных конституционных прав и свобод до налогообложения их доходов.


С этой целью с учетом естественного права человека на личную и семейную жизнь гражданина, а также всеобщего и исторического признания семьи в качестве основной и естественной ячейки общества предлагается законодательно установить необлагаемый налогами минимум доходов семьи на уровне реального прожиточного минимума для налогоплательщика и членов его семьи. Также предложено в целях налогообложения признавать лиц, входящих в семью, единым (консолидированным) плательщиком подоходного налога по их общим объектам налогообложения и не подвергать двойному налогообложению доходы каждого из супругов или других совместно проживающих членов семьи при обобществлении их доходов, при потреблении или разделе общего имущества.


9. Предложено рассматривать каждый осуществляемый государством в рамках налогового администрирования вид деятельности как соответствующее организационное налоговое производство: регистрационно-учетное; контрольное; зачетно-возвратное; обеспечительное; правопритязательное; производство по оказанию государственных услуг.


10. Предложено учение о налоговой юстиции как целенаправленной деятельности судебных органов государства по рассмотрению и разрешению налоговых споров в целях защиты и восстановления нарушенных прав участников налоговых правоотношений.

Научная рецензия

Налоговое законодательство Республики Казахстан представляет собой одну из самых развитых и проработанных систем правового регулирования налоговых отношений на постсоветском пространстве. Ушла в прошлое практика заимствования государствами – участниками СНГ образцов правового регулирования налоговых отношений в Российской Федерации. В настоящее время налоговое законодательство многих стран СНГ содержит собственные самобытные подходы к регулированию налоговых отношений, и Республика Казахстан среди них – одна из первых.


В современных условиях, отмечает автор диссертационного исследования, когда государственное регулирование экономических процессов как никогда актуально и востребованно, немалая роль отводится именно налогам. Недооценка имеющегося правотворческого, правоприменительного и праворазъяснительного потенциала государства в налогообложении чревата серьезными отклонениями от заданных ориентиров в налоговой и правовой политике государства. Налоговое право всегда было и остается одним из самых напряженных правовых образований, влияние которого испытывают на себе все слои общества.


К положениям диссертации, которые заслуживают научной поддержки и могут быть рассмотрены как существенный вклад в науку финансового права, следует, в частности, отнести следующие.


Во-первых, в соответствии с определяющим значением естественных прав и свобод человека в принятии и применении налоговых законов автор обосновал предложения:


• гарантировать с помощью налогового права механизм финансового самообеспечения гражданами своих основных конституционных прав и свобод до налогообложения их доходов;


• законодательно установить не облагаемый налогами минимум доходов гражданина на уровне реального прожиточного минимума, гарантирующий финансовое обеспечение реализации человеком и каждым членом его семьи своих основных социально-экономических прав и свобод.


Во-вторых, всемерной поддержки заслуживает предложение автора в целях налогообложения признавать входящих в семью лиц единым (консолидированным) плательщиком подоходного налога по их общим объектам налогообложения и не подвергать двойному налогообложению доходы каждого из супругов и других совместно проживающих членов семьи. Это предложение стимулирует сохранение семьи мерами финансово-правового характера.


В развитие этих положений в законодательстве можно было бы предусмотреть и более льготную (пониженную) ставку налога на доходы физических лиц, если они состоят в семейных отношениях и (или) имеют детей. Такой подход реализован, например, в Швейцарии. Эти меры могли бы стимулировать рождаемость и способствовать сохранению семейных отношений.


В-третьих, в диссертации предложена разработка общего учения о налоговом производстве. Эти предложения также несут в себе научную новизну и заслуживают поддержки.


Диссертационное исследование содержит значительное число и других глубоких научных суждений – в частности, учение о налоговой юстиции. Вместе с тем ряд выдвинутых автором положений представляются дискуссионными.


Такая интерпретация налогового права, выдвигающая на первый план государственные интересы, представляется спорной и нуждается в уточнении, поскольку современное налоговое право должно быть построено на балансе публичных и частных интересов, что признает и сам автор, отмечая, что налоговое право – это право компромисса, построенного на балансе публичных и частных интересов.

Однако эти замечания не портят общего положительного впечатления от диссертации Е.В. Порохова.

Заслуживает особого внимания и то, что научным консультантом по рецензируемой работе был А.И. Худяков, который много сделал для развития финансового законодательства Республики Казахстан и не в последнюю очередь благодаря усилиям которого Казахстан в настоящее время имеет такое развитое налоговое и финансовое законодательство. А.И. Худяков, без сомнения, был одним из самых ярких представителей науки финансового права на постсоветском пространстве, и его уход из жизни стал большой потерей для науки. Тем более заслуживает всемерной поддержки продолжение изучения налогового и финансового законодательства его учениками и на разработанных им научных основах. Опора на работы А.И. Худякова в диссертационном исследовании Е.В. Порохова свидетельствует о правильной методологической базе изучения выбранного предмета исследования.

Докторская диссертация Е.В. Порохова – существенный вклад в развитие науки налогового права. Отметим, что тема диссертационного исследования актуальна не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства и прежде всего для России


Так, новый Налоговый кодекс Республики Казахстан (утвержден Законом РК от 10.12.2008 № 99-IV) содержит немало правовых норм, которые могли бы, будучи заимствованы, улучшить и законодательство России. Например, согласно пункту 5 статьи 189 НК РК резидентами Республики Казахстан признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в Казахстане. Такая норма, признающая резидентами организации, которые управляются с территории соответствующего государства, была бы очень полезна и в российском законодательстве.


Экономическую независимость, политическую стабильность, финансовое благополучие страны и его будущее в том числе, определяет налогово-бюджетное планирование на макроуровне. При этом налогово-бюджетное планирование базируется на стратегических документах развития страны на перспективу и зависит от состояния развития национальной и мировой экономики. Поскольку в настоящее время существуют мощные глобальные и внутренние вызовы. К ним относятся: угрозы продовольственного и энергетического кризиса, острый дефицит воды, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, а также угрозы новой мировой дестабилизации и др. В данных условиях странам очень важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и улучшением качества жизни людей. Эту задачу должно выполнить грамотное налогово-бюджетное планирование на макроуровне, так как через доходную и расходную части государственного бюджета реализуется вся экономическая, фискальная, инвестиционная, инновационная, структурная и социальная политика государства, включающая в себя развитие человеческого капитала. От качества планирования доходов и расходов государственного бюджета страны, способов и механизмов стимулирования развития тех или иных сфер экономики через налоги, государственные расходы, трансферты и др. инструменты государственного регулирования экономики зависит повышение уровня жизни людей. [1]

Ровно 25 лет назад наше государство приобрело свою независимость и потребовало создания собственной налоговой системы. Начало такой системы было положено путем принятия ряда законодательных актов по налоговым вопросам. [2]

Привлечение капитала является не единственным способом понижения налоговых ставок. Следует рассмотреть требование к налоговой системе в целом. Конечно же, есть плюсы в использовании государством налоговых льгот. Во–первых, достижимость быстрого привлечения капитала, особенно в условиях реформирования и стимулирования развития экономики. Также, нельзя забывать о необходимости пополнения бюджета государства. Предоставляя льготы, но, тем не менее, получая хоть какие — то суммы в виде налогов, на уплату которых не была предоставлена льгота, государство имеет возможность пополнить бюджет. [4]

В связи со сложившимися обстоятельствами в Казахстане в 90-х годах была избрана налоговая система согласно североамериканскомустандарту. В системе налоговых отношений вместо действующих налогов, особое место было выделено новой совокупности налогов, которые соответствовали рыночной системе государства. Особенно изменилась экономическая суть многих существующих налогов. Необходимо отметить, что налоговая система пока не стала главным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана. Принятая Конституция РК регулирует правовые отношения в политической, экономической, социальной сферах. Благодаря этому углубились рыночные отношения, создаются и развиваются финансовые институты. Экономика Казахстана все более открытой и доступной для мирового бизнеса. И все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы. [11]

Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране. Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. А все другие функции налоговой системы не выполняются в целом. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ. [5]

В ноябре — декабре 1991 года, в апреле — мае 1992 года с целью оказания технической помощи в области улучшения налогового аппарата находились рабочие группы МВФ в составе Парто Шоме, Франсуа Корфма, Кунрада Ван дер Хидена, Госты Билхолма и Ксавье Марэ.

Налоговая система должна быть построена с учетом общепринятых в мировой практике принципов: справедливости, простоты и экономической нейтральности. Также было важно сократить до минимума количество налогов, их ставок и налоговых льгот, максимально упростить расчеты с бюджетом. И, конечно же, предстояло привести в соответствие с этими задачами и механизм налогового администрирования: до перехода к рыночным отношениям, в условиях жестко централизованной плановой экономики, сбор налогов не представлял особой сложности и не требовал соответствующего специализированного, профессионально подготовленного исполнительного и контролирующего аппарата. [2]

– снижение налогового бремени через сокращение количества действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет,

– приближение к прогрессивному опыту международной практики налогообложения,

– обеспечение справедливости, простоты и ясности в понимании налоговой системы. [6]

Налоговая система любой страны независимо от уровня экономического развития должна обеспечивать решение таких проблем, как сбалансированность государственного бюджета, сокращение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования регионов. И тем самым главной задачей налоговой системы государства является создание условия для выполнения функций, присущие налогам. Эффективное функционирование налоговой системы призваны обеспечивать налоговые органы с помощью налогового администрирования. Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, ориентированную на увеличение уровня собираемости налогов. Такая цель оправдана, так как реформирование налоговой системы и налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнута полная собираемость налогов. [7]

Несмотря на определенные отличия налоговых систем в странах СНГ, может выделить общие направления их совершенствования:

  1. создание стабильной налоговой системы;
  2. установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  3. формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов, содействующие развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности;
  4. повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые нарушения, улучшения налогового администрирования;
  5. повышение ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для Казахстана эти направления совершенствования налоговой системы дополняются следующими: обеспечение оптимального соотношения фискальной и распределительной функции налогов в налоговой системе; упрощение налогового администрирования; снижение уровня налогообложения несырьевого сектора. [8]

В условиях рыночных отношений, а в особенности в переходныйк рынку этап налоговая система считается одним из особенных финансовых регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Насколько правильно построена система налогообложения, находится в зависимости эффективное функционирование народного хозяйства.

В общем, можно сказать, что в ближайшей перспективе ожидаются значительные реформы налоговой системы, в особенности касающиеся эффективности налогообложения. В 2015 году в своем ежегодном Послании народу Казахстана,81 глава государства поставил ряд задач, касающихся налоговой политики. Основой этих задач стала необходимость оптимизации и повышение прозрачности налоговой системы. В дано время перед правительством стоит задача справедливого распределения налоговой нагрузки в экономическом пространстве страны. Так как принцип справедливости при налогообложении является именно тем самым фактором, игнорирование которого снижает эффективность любых реформ. [9]

Таким образом, налоговая политика является неотъемлемой частью экономической политики. В общем перспектива развития налоговой системы вызывает интерес в связи с изменениями стратегических задач, поставленных перед государством. С момента становления и по сегодняшний день налоговая система Казахстана формировалась со сложившимися на тот момент требованиями. Иными словами, налоговая политика РК до настоящего момента являлась активным элементом денежно-кредитной политики, которая была необходима для повышения уровня экономики страны. Действующая модель налоговой системы не требует кардинальных изменений основополагающих задач, но тем не менее, необходимо продолжить реализацию преимущества Казахстана среди других стран мира.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая система, налоговая политика, Казахстан, налоговое администрирование, налог, налоговое законодательство, отношение, страна СНГ, главная задача, государственный бюджет.

Похожие статьи

Проблема налогообложения с социально-философской точки.

налоговая система, налоговая политика, Казахстан, налоговое администрирование, отношение, налоговое законодательство, страна СНГ, налог, государственный бюджет, главная задача.

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики.

Ключевые слова: налогообложение, местные налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая политика. Развитие и форм государственного всегда сопровождаются налоговой системы.

Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, налоговый кодекс, система налогообложения, государство.

Налоговое администрирование как фактор оптимизации.

налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование.

налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

Налоговая культура и подотчетность государства как.

Роль системы налогообложения в экономике государства. налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, государство, функция, социальная дифференциация, научно-технический прогресс, налоговая ставка, какой бюджет, влияние налогов.

Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит. Бюджетно-налоговая политика государства — это политика.

Федеральные налоги как основа налоговой системы.

Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги. Государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных налоговых поступлений.

Читайте также: