Что делать если налоговая не видит платеж по налогу

Обновлено: 02.07.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.

На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.

Сроки перевода налогового вычета

Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.

И вот как формируется срок:

  1. После подачи документов начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца. Можно сказать, что налоговая разбирается, положен ли вообще гражданину налоговый вычет, сколько ему нужно заплатить.
  2. Если камеральная проверка проходит успешно, то при уже поданном заявлении (обычно оно подается сразу при обращении в ФНС) в течение 1 месяца совершается перевод денежных средств на указанные гражданином реквизиты.

Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.

Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.

Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.

Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца

Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.

Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.

Что указано в приказе:

Составляем жалобу правильно

Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:

  • ФИО гражданина и место его жительства, телефон для связи;
  • бездействие какого подразделения ФНС обжалует гражданин, можно указывать конкретных должностных лиц. Но в данном случае подойдет и просто название подразделения;
  • какие именно действия или бездействия обжалуются. В данном случае в свободной форме пишите, что вам не перечисляют налоговый вычет;
  • на каких основаниях гражданин решил, что его права нарушены. То есть тут нужно описать, что вы подали декларации и заявление в такие-то даты, что прошло уже столько времени, а деньги так и не пришли;
  • требования заявителя. В нашем случае — получение выплаты. Но также можно требовать с ФНС пени за задержку — о них ниже;
  • указать удобный канал, по которому вы хотите получить ответ. Например, письменно, в личном кабинете, на электронную почту;
    перечень документов, которые вы прикладываете к обращению.

Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.

Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.

Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени

Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.

Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.

Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:

  • за каждый день пропуска набегают пени в размере 50000*0,0185%. То есть 9 рублей 25 копеек;
  • за 14 дней сумма пени составит 129,5 рублей.

Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.

Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет

  1. Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
  2. Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
  3. Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
  4. В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.

Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.

Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Если налоговая не перечисляет вычет, прежде всего, нужно разобраться с точными сроками перевода и с тем, правильно ли вы все сделали. На практике специально задержки выплат не случаются. Если вы ждете выплату, а ее все нет, значит, этому есть причина, в том числе халатность сотрудников ФНС.

На практике задержки с возвратом налогового вычета встречаются крайне редко. Схема начисления и перевода давно отлажена, ею ежегодно пользуются сотни тысяч граждан РФ. Бробанк.ру рассказывает, почему не приходит налоговый вычет, и что делать в этой ситуации.

Сроки перевода налогового вычета

Для начала рассмотрим, в какие сроки после предоставления комплекта документов ФНС должна перевести деньги налогоплательщику. Это установленный законом период, который разъясняется в письме Минфина от 03-04-05/9949.

И вот как формируется срок:

  1. После подачи документов начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца. Можно сказать, что налоговая разбирается, положен ли вообще гражданину налоговый вычет, сколько ему нужно заплатить.
  2. Если камеральная проверка проходит успешно, то при уже поданном заявлении (обычно оно подается сразу при обращении в ФНС) в течение 1 месяца совершается перевод денежных средств на указанные гражданином реквизиты.

Если вы подаете заявление после проведенной камеральной проверки, то отчет одного месяца начинается с даты подачи.

Получается, что стандартный период расчета и перевода налогового вычета в России — 4 месяца при условии, если заявление на перечисление было подано сразу или во время камеральной проверки. Если оно подается позже, тогда выплату нужно ждать в течение месяца после этого события.

Нужно обратить внимание и на то, что деньги переводятся на банковский счет, зачисление на который не проводится моментально. Срок — в течение 3 рабочих дней. То есть если ФНС сделала перевод в максимально крайний срок, до гражданина деньги могут дойти через 4 месяца и 3-5 дней после подачи всех документов, включая заявление.

Если налоговый вычет не пришел через 4 месяца

Такие ситуации хоть и редко, но действительно случаются. Если с момента подачи документов, включая заявление, прошло больше 4 месяцев и 3 рабочих дней, нужно прояснять ситуацию.

Если налоговая не возвращает вычет в установленный законом срок, направляйте жалобу. По закону это можно сделать уже на следующий день после того, как ваши права нарушены. Схему подачи жалобы разъясняет Приказ ФНС России N ММВ-7-19/343@.

Что указано в приказе:

Составляем жалобу правильно

Если налоговый вычет не приходит, вы составляете жалобу в УФНС, направляя ее через личный кабинет или саму ФНС. Но крайне важно верно составить жалобу, чтобы у вышестоящего органа не было причины ее отменить. Ее содержание также указано в Приказе ФНС России N ММВ-7-19/343@:

  • ФИО гражданина и место его жительства, телефон для связи;
  • бездействие какого подразделения ФНС обжалует гражданин, можно указывать конкретных должностных лиц. Но в данном случае подойдет и просто название подразделения;
  • какие именно действия или бездействия обжалуются. В данном случае в свободной форме пишите, что вам не перечисляют налоговый вычет;
  • на каких основаниях гражданин решил, что его права нарушены. То есть тут нужно описать, что вы подали декларации и заявление в такие-то даты, что прошло уже столько времени, а деньги так и не пришли;
  • требования заявителя. В нашем случае — получение выплаты. Но также можно требовать с ФНС пени за задержку — о них ниже;
  • указать удобный канал, по которому вы хотите получить ответ. Например, письменно, в личном кабинете, на электронную почту;
    перечень документов, которые вы прикладываете к обращению.

Сопроводите свою жалобу копиями или сканами/фото всех документов об обращении за налоговым вычетом, которые есть у вас на руках.

Жалоба составляется в свободной форме без эмоций, пишите только четкие факты. Если обращение будет составлено с нарушениями, не будет отражать всю ситуацию, УФНС в течение 5 дней после получение отклонит жалобу.

Если вам не вернули налоговый вычет в срок, требуйте пени

Крайне мало налогоплательщиков знают, что в случае опоздания перевода налогового вычета они могут требовать с ФНС пени за все дни просрочки. Пени рассчитываются на основании ставки ЦБ РФ на момент нарушения.

Например, на момент создания материала ключевая ставка ЦБ РФ составляет 6,75% годовых. То есть за 1 день просрочки на невыплаченную сумму полагается пеня в размере 6,75/365, то есть 0,0185% в день.

Например, в положенный срок налоговая не выплачивает налоговый вычет в размере 50000 рублей. Срок задержки составил 14 дней. Что получается:

  • за каждый день пропуска набегают пени в размере 50000*0,0185%. То есть 9 рублей 25 копеек;
  • за 14 дней сумма пени составит 129,5 рублей.

Да, размер штрафных санкций для ФНС невелик, но эти деньги — ваше полное право. Поэтому, подавая жалобу в УФНС, указывайте в требованиях не только выплату налогового вычета, но и оплату пеней с указанием суммы за каждый день просрочки.

Подытожим, что делать, если не приходит налоговый вычет

  1. Убедитесь, что срок действительно пропущен. Если при подаче декларации вы сразу подавали заявление, срок получения выплаты — максимум 4 месяца. Если заявление подавалось после камеральной проверки, которая длится 3 месяца, то крайний срок получения денег — 1 месяц после подачи обращения.
  2. Помните о том, что перевод на банковский счет может идти до 3 рабочих дней. Если при этом ФНС отправила деньги в срок, нарушением это являться не будет.
  3. Уже на следующий день после получения выплаты вы можете составить жалобу в УФНС и подать ее через личный кабинет налогоплательщика или лично в подразделении ФНС, где вы подавали заявление.
  4. В течение 15 дней ваше заявление будет рассмотрено вышестоящей инстанцией. Если жалоба будет признана обоснованной, ваши требования оперативно будут удовлетворены. В том числе в части положенных вами пени.

Если и жалоба в УФНС не помогла, вы можете обратиться с заявлением в суд. Если сумма иска больше 50000 — в районный. Если меньше — в мировой. Но на практике такие случае единичные.

Обычно, если налоговая просрочила выплату вычета, подача жалобы очень быстро все решает, деньги поступают еще на этапе рассмотрения, когда ответ не дан. Потому что изначально жалоба попадает в руки ФНС, которая допустила нарушение. Она явно сделает все возможное, чтобы уладить дело без санкций от надзорного органа.

Читайте также: