Часть денег афины получали из налогов получаемых от

Обновлено: 02.07.2024

Афины прославились демократией, философскими школами и театрами. Римские императоры уважали и одаривали афинян подарками за древнюю славу города.

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

1.jpg

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Греко-персидские войны

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

2.jpg

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Афинский морской союз: расцвет культуры и могущества

Делосский союз, пришедший на смену Эллинскому, был первоначально оборонительным и направленным на борьбу с Персией. Постепенно Афины становились сильнее, и союз утрачивал равноправный характер. В 454 году до н. э. союзная казна была перенесена с Делоса на Афины, и с этого времени говорят уже об Афинском морском союзе.

К 454 году до н. э. в союз входило около 200 полисов, к 431 — около 300. Члены союза, имевшие привилегированный статус, выставляли корабли в союзный флот, остальные — платили налог (форос). Для уплаты фороса территория союза была разбита на 5 округов. Доходы от союзников шли на укрепление военного флота и самих Афин.

Политика Афин в отношении союзников не всегда была мягкой. Восстания подавлялись, и восставшие теряли привилегированный статус. В подвластных городах иногда размещали гарнизоны. С 446 года до н. э. союзники были обязаны пользоваться только афинскими монетами. Чтобы решить проблему перенаселения и бедности афинян — они получали землю вне Аттики, оставаясь гражданами Афин.

5.jpg

Прибыли позволили фактическому правителю Афин Периклу организовать строительные работы и привлечь для этого мастеров со всей Греции. Задачей была перестройка Акрополя, чтобы сделать его достойным сильнейшего города Греции. Возведением храма Парфенона руководители архитекторы Иктин и Калликрат. Автором монументальной скульптуры Афины в храме был скульптор Фидий.

Враги говорили об Афинах, как о городе-тиране. И это было справедливо. В 431 году до н. э. Афины начали войну со Спартой. В ходе войны они потеряли всех союзников и были разбиты на море.

Афины проиграли Пелопоннесскую войну. По условиям мирного договора они теряли все — Длинные стены, флот и морской союз. В 4 веке до н. э. афинянам удалось восстановить морской союз, но он тоже просуществовал недолго.

Между Македонией и Римом

Хотя Афины проиграли войну Филиппу II, полис сохранил независимость. Все время похода Александра на Восток афиняне готовились к возобновлению войны. После смерти царя Афины и несколько других полисов объявили Македонии войну, вошедшую в историю под названием Ламийской (в честь крепости, сыгравшей в ней важную роль).

Хотя на первом этапе эллинам удалось добиться некоторых успехов, а на море афиняне собрали самый большой флот в своей истории, война была проиграна. Город переживал смуты, оказавшись между соперничающими полководцами Александра.

В 317 году до н. э. полководец Кассандр навязал афинянам правителя-философа Деметрия Фалерского. Через 10 лет он был изгнан Деметрием Полиоркетом, сыном полководца Александра Антигона. В почестях, которые граждане Афин дали своим освободителям проявилась новая эпоха, когда прежний гордый аттический город вынужден был раболепствовать перед царями.

Афиняне назвали Антигона и Деметрия богами-спасителями. На некоторое время должность архонта-эпонима была заменена на должность жреца этих богов. На пеплосе Афины, который ткали к каждому празднику Панафиней, были изображены цари-освободители города. На месте, где Деметрий впервые сошел с колесницы, возвели жертвенник. Наконец, к 10 аттическим филам прибавили еще две — Антигониду и Деметриаду. Поскольку от каждой филы заседало 50 членов Совета, этот орган власти из Совета Пятисот стал Советом Шестисот.

Позже Деметрий потерял Афины, затем — снова вернул. В 287 году до н. э. Афины вернули себе свободу, изгнав гарнизон Деметрия, но теперь они жили в изменившемся мире. Пирей, по-прежнему, контролировал македонский гарнизон. Афины зависели от внешних поставок зерна, которое им привозили теперь из Египта.

Афиняне пользовались поддержкой потомков Птолемея I все время существования его государства. Афинские послы регулярно участвовали в Птолемеях, праздниках в память основателя династии в Александрии. Представители Египта участвовали в афинских празднествах, таких как Панафинеи или Птолемеи в честь Птолемея III. В Афинах была учреждена 13-я фила Птолемаида, а члены правящего дома были ее почетными гражданами.

3.jpg

Древнему городу помогали не только Птолемеи. Царь государства Селевкидов Антиох IV в юности несколько лет прожил в Афинах. Став царем, он оплатил возобновление строительства храма Зевса, начатое еще в 6 веке до н. э.

Помогали афинянам и цари Пергама. Афиняне учредили религиозный культ царя Аттала I, ввели 14-ю филу Атталиду и сделали членов царского дома своими почетными гражданами. На средства Эвмена II была возведена Стоя Эвмена, дававшая укрытие от дождя посетителям театра.

В 279 году до н. э. в Грецию вторглись полчища галатов. Полисы должны были снова объединиться для отражения угрозы. Битвы между греческими войсками и кельтами шли в Фермопилах и позже около Дельф. Эллинам удалось отразить нашествие.

Афины послали в общегреческое войско отряд из тысячи гоплитов и пятисот всадников под командованием полководца Каллипа. Портрет Каллипа позже висел в зале заседания Совета пятисот, а щит самого доблестного из воинов, Кидия, с эпиграммой о нем был выставлен в стое, посвященной Зевсу.

Хотя независимость Афин была восстановлена, часть Аттики и Пирей контролировали гарнизоны Македонии. Попытка вернуть Пирей привела к новой войне, в которой Афины вновь попали под македонскую власть в 262 году до н. э. Через 33 года они вернули свободу, а позже и контроль над своими землями.

Когда Греция попала в орбиту политики Рима, Афины стали его союзниками. Они поддерживали Рим в его войнах с Македонией, Селевкидами и Ахейским союзом.

В 1 веке до н. э. Афины несколько раз оказывались между двух огней. Граждане и правители города раз за разом поддерживали проигравшую сторону, и только слава древних афинян спасала их потомков от мести римлян. Когда в Грецию вторглись полководцы Митридата VI, афиняне поддержали понтийцев.

После напряженных боев в 86 году до н. э. римский полководец Сулла взял Пирей и Афины. Впервые после персидского нашествия город был взят и разграблен. Римский полководец позволил солдатам грабить Афины, но приказал не разрушать дома.

Многие произведения искусства были вывезены из Аттики и оказались в Италии. Так по приказу полководца в Рим была отправлена библиотека Аристотеля и его ученика Феофраста. Колонны храма Зевса были увезены, чтобы стать колоннами Капитолия. Часть сокровищ, в их числе — картина художника Зевксиса, утонули у берегов Италии.

После победы при Фарсале Цезарь принял афинских послов. Он простил их, но спросил, сколько еще их будет спасать слава предков. Афиняне ответили возведением статуи Цезаря.

В 44 году до н. э. в Афины прибыли убийцы диктатора Брут и Кассий. Афиняне поддержали их — статуи Брута и Кассия поставили рядом со статуями древних тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Через два года Брут и Кассий потерпели поражение и погибли, но победители не наказали афинян.

Афины были одной из резиденций Марка Антония. Он ходил по городу без знаков отличия, участвовал в философских диспутах и религиозных обрядах, исполнял магистратуры и заслужил любовь горожан. В 32 году до н. э. Клеопатра пожаловала дары городу, чтобы заслужить благосклонность афинян. Когда афинские послы в свою очередь вручили ей почетный декрет, Антоний был в их числе как афинский гражданин.

Афины под властью Рима

После победы Октавиана над Антонием при Акциуме афиняне построили на Акрополе храм в честь богини Ромы и Августа, надеясь вернуть этим расположение принцепса. Август, его жена Ливия и дочь Юлия удостоились божественных почестей. Афиняне также воздвигли памятники Августу как богу-спасителю.

Божественных почестей Афины, наряду с другими полисами, удостоили Гая Цезаря, внука императора. Римляне платили древнему городу заботой и уважением. Ряд уважаемых римлян в эпоху Августа даровали Афинам зерно или деньги. Римляне жили в Афинах, включались в списки граждан и исполняли афинские магистратуры. Сохранилось упоминание, что римская весталка Вибидия удостоилась в Афинах статуи в качестве жрицы этого города.

В дополнение к унаследованным от Классической эпохи в Афинах проводились новые фестивали — в честь новых владык. Афиняне воздвигли памятники Траяну и Адриану.

Тогда же в Парфеноне случился пожар. Вероятно, немного пострадала статуя Афины, которую удалось отреставрировать. С работами по восстановлению статуи связывают появление ее многочисленных уменьшенных копий, сделанных в то время.

Император Адриан был известным любителем эллинской культуры. Он не мог оставить без внимания крупнейший центр эллинского образования. По его приказу воздвигли несколько великолепных зданий. В 112 году н. э. император Адриан исполнил магистратуру архонта-эпонима Афин.

Афиняне попросили его о новом государственном устройстве. И Адриан дал им его — основанное на древних законах Драконта и Солона. По его приказу были завершены 600-летние работы по строительству храма Зевса, начатые еще Писистратом и продолженные Антиохом Епифаном и Августом. Также был построен храм Геры и достроена библиотека.

Император сделал Афины административным и религиозным центром Панэллинского союза. Этот союз должен был объединять не только эллинов, живущих в Европе, но всех эллинов — островитян и жителей азиатских полисов. Построенный в Афинах храм верховного бога стал центром нового союза.

Греки почитали Адриана как воплощение Зевса Олимпийского, и Афины не стали исключением. В Греции императора звали Адрианом Зевсом Себастом Олимпийцем. Прозвание Олимпиец имело особое значение для Афин, потому что такое прозвище было у их древнего политика Перикла, который ассоциировался с золотым веком.

После гибели в Египте любовника Адриана Антиноя многие греческие города почтили его память обожествлением. В афинском Элевсине в честь юного вифинца устроили праздник.

4.jpg

После того как христианство стало государственной религией, в Греции начлась борьба христиан и язычников, которых было много среди образованных эллинов. По приказу Феодосия I храм Парфенон был закрыт, а на его ворота наложена печать.

В 395 году н. э. в Грецию вторгся со своими войсками готский король Аларих. Готы опустошили Македонию, Фессалию и Беотию, после чего Аларих повел их на Афины.

Историк Зосим, один из последних язычников, писал, что король хотел взять и разграбить древний город. Перед Афинами ему открылось видение самой богини, готовой защищать город, и героя Ахиллеса, каким он был после гибели Патрокла. Якобы, устрашенный Аларих отказался от попытки взять город и заключил с афинянами мир. Ему позволили войти в Афины, где гот и эллины обменялись подарками.

Несмотря на это, другие авторы писали, что Аттика подверглась нашествию, а сами Афины были ограблены. Был сожжен храм Деметры в Элевсине. Вероятно, афиняне просто откупились от грозного вождя.

После раздела империи 395 года н. э. Афины стали частью Восточной Римской империи. Греция постепенно приходила в упадок и превращалась в регион, жители которого жили воспоминаниями о славной древности.

По приказу Юстиниана закрытые Парфенон и Эрехтейон превратили в христианские базилики. Бывший языческий храм Афины стал храмом Богородицы и епископской церковью. Его украсили мозаичными изображениями. Для архиерейского места из бывшего театра Диониса перенесли мраморное кресло.

Эпиграмма, обращенная к афинянам, подчеркивает отношение к ним как к людям, живущим памятью о прошлом своего города. Ее автор из Константинополя пишет афинянам, что на устах у них только древние философы, от которых остались одни гробницы. В Константинополе же можно найти новую возвышенную мудрость.

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в V в. д.н.э. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть гланую роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые (например, на содержание госслужащих) налоги, когда определенная госудаственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Налоговое бремя в древности было чрезвычайно высоким. И позднее непомерное налоговое бремя постоянно вызывало раздражение жителей самых разных стран и вело даже к восстаниям (историки насчитывают только в Европе более 80 таких "налоговых бунтов").

1.2. Почему платили налоги?

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара - гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой - теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения - убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

1.3. Кто платил налоги?

Ответ на этот вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того, как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

1.4. С чего платили налоги?

Как показывает история, налоги взимались с чего угодно. Например, в Древнем Риме: от налога на огурцы до сбора с проституток.

2. Древний мир (до V в. д.н.э.)
и Античность (V в. д.н.э. - V в. н.э.)

2.1. Древний Египет

В Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Рис. Налоги Древнего Египта


2.2. Древняя Греция

В Древней Греции тоже существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы - война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

2.3. Древний Рим

Великая Империя, Его государственное устройство стало образцом для государств Европы, которые появились гораздо позднее. Да и налоговая система римлян послужила примером для подражания. Такие понятия, как ценз, акциз, фискал, откупщик, дошли, до нас с тех далеких времен. Пока Рим оставался городом-государством, его налоговая система была не очень сложной. В мирное время налогов не существовало вовсе, а расходы покрывались путем сдачи в аренду общественных земель. Государственный же аппарат фактически содержал себя сам. Избранные магистраты не только исполняли обязанности безвозмездно, но еще и вносили на общественные нужды собственные средства, считая это почетным. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком, для чего раз в пять лет подавали избранным чиновникам-цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении. На основании этих заявлений, ставших прообразом современных налоговых деклараций. и определялась сумма налога (ценз).
Шли годы. Римское государство росло, постепенно превращаясь в империю. Победоносные войны позволяли присоединять к нему все новые и новые земли, получившие название провинций. Усложнялась и налоговая система. На завоеванных землях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности, причем чем более упорное сопротивление оказывали римским легионерам жители покоренных земель, тем более высоким налогом они облагались.

Основные налоги Римской империи,
взимавшиеся в разных провинциях:

1. Сбор на содержание надзора за рынком.
2. Портовые пошлины при погрузке и выгрузке.
3. Дорожная пошлина.
4. Налог за закрепление сделки (налог с продаж).
5. Сбор за ярлык для ослов.
6. Налог на наследство.
7. Сбор за обмен и размен денег.
8. Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати. 9. Сбор со скота.
10. Налог на владение рабами.
11. Налог в продовольственный фонд столицы.
12. Земельный налог.
13. Специальный налог на огороды.
14. Налог на вино.
15. Налог на пшеницу.
16. Налог на огурцы.
17. Сбор с квартирной платы.
18. Сбор с рыботорговцев.
19. Сбор с ломовиков.
20. Сбор с банщиков.
21. Сбор с проституток.
22. Подушная подать.
23. Налог на доход от фиников.
24. Налог на доход с земли под постройкой.
25. Сбор на воздвижение статуй.
26. Сбор на содержание неимущих.
27. Квартирный налог.
28. Пошлины с вина.
29. Сбор на содержание бань.
30. Сбор на содержание именитых гостей.
31. Сбор на содержание речной стражи.
32. Сбор на содержание тюрьмы для недоимщиков.
33. Сбор на содержание гарнизона.
34. Сбор на содержание сторожевых вышек.
35. Сбор на золотой венок в качестве выражения верноподданнических чувств представителю высшей власти.
36. Сбор на жалованье полиции.
37. Сбор на содержание и ремонт плотин.
38. Сбор на содержание сборщиков налогов.
39. Сбор на канцелярские принадлежности для правительственных учреждений.
40. Сбор на устройство зрелищ.
41. Сбор на содержание начальника района.
42. Сбор на благотворительность.
43. Налог на торговый оборот.
44. Налог на мыло.
45. Пошлины ввозные и вывозные.
46. Пошлины на пропуск в ворота.


Римские граждане, проживавшие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Но если в мирные времена они от государственных налогов освобождались, то коренные жители провинций таких налоговых льгот не имели, что служило символом их подчиненного положения. Налоги на доходы отсутствовали - их заменяли налоги на наследство и подушный налог, который платили все граждане Рима (по схеме горизонтальной справедливости).

Сбором налогов в римских провинциях занимались откупщики.


Контролировать их деятельность было довольно сложно, да и налогоплательщику было выгоднее дать взятку, нежели выплачивать непомерно высокие налоги. Коррупция и злоупотребление властью неизбежно вели к экономическому кризису, который разразился в 1 в. до н.э.

Рис. Налоги Древнего Рима

2.4. Налоги в Китае


В начале воцарения Сун наблюдалось расширение пахотных площадей и некоторое увеличение налогоплательщиков по сравнению с периодом Пяти династий. Но процесс концентрации земли приводил к потере крестьянами своего хозяйства, превращению их в арендаторов и сокращению налоговых поступлений. К тому же земельные собственники всячески пытались избежать налогообложения, сократить его. Попытки правительства бороться с этими явлениями не имели успеха .

В результате быстро росло налоговое бремя на крестьянство, что усугублялось нуждами на содержание огромного бюрократического аппарата и изнурительными войнами. Это, в свою очередь, вело к крестьянским восстаниям, которые приобретают довольно широкий размах уже в 90-х годах X в. (например, восстание в Сычуани). В 40-х годах XI в. вспыхивают крупные восстания в Шаньдуне и Хэбэе. В 1120—1122 гг. происходит известное восстание под руководством Фан Ла в Чжэцзяне. Но в целом, несмотря на размах крестьянского движения, оно не переросло в крестьянскую войну и правительству Сун удавалось подавлять восставших.

2.5. Налогообложение в Древней Руси

Началом финансового устройства в Древней Руси является установление даней. По сути, первоначально они были почти единственным источником доходов и служили удовлетворению потребностей князя и дружины. В дальнейшем содержание государственного аппарата потребовало уже реализации других задач. Каждая новая потребность вызывала новую повинность или подать. Для содержания исполнительных органов было установлено так называемое кормление; чрезвычайные подати взимались во время военных действий; для содержания войска появляются не чрезвычайные, а постоянные подати (стрелецкие деньги, хлеб и т. д.).

В целом понятие налога в Древней Руси основывалось на древнем понятии о государстве. Государь рассматривался не как Глава государства, а как вотчинник, и доходы его не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд.

Все население делилось на две большие группы. Первая - класс, свободный от податей (княжеские слуги; духовенство; обеленные - люди, относящиеся к податному сословию, но по каким - либо причинам освобожденные). Вторая - податное сословие (городские обыватели; земледельцы).

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.


3. Средние века
(V - XVI вв. н.э.)

В Византийской империи, где только прямых налогов существовал 21 вид, а также всевозможные косвенные и чрезвычайные налоги, налоговое бремя привело к сокращению налоговой базы и ослаблению государства.
В Западной Европе во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

4. Новое время
(XVI - XIX вв. н.э.)

Современное европейское государство сформировалось в основном в ХVI-ХVII вв., однако его система налогообложения была еще далека от совершенства. После распада феодальной системы основным объектом налогообложения закономерно стала земля - ведь именно она в те времена была главным источником богатства в экономике всех стран. Поначалу размер земельного налога определялся площадью сельскохозяйственных земель, и лишь потом родилась идея брать налог в зависимости от того годового дохода, который землевладелец мог получить от использования своей земли. Затем в североамериканских колониях Великобритании был введен всеобъемлющий налог на собственность. Он взимался не только с земли как таковой, но и с построек на ней, а также личного имущества и ожидаемых доходов людей, которые на этой земле жили.
Значительная часть средств поступала в казну через систему чрезвычайных налогов, а их сбор находился в руках откупщиков, то есть дельцов, которые называли на торгах самую высокую цену за право сбора очередного налога и таким образом откупали его. Деньги поступали в государственную казну, а откупщик занимался сбором налогов, стараясь при этом получить максимальную прибыль за счет комиссионных. Надо ли говорить, к каким злоупотреблениям это приводило и насколько непопулярными личностями были откупщики у населения, если еще средневековый церковный деятель и философ Фома Аквинский называл налоги узаконенной формой грабежа.

Рис. Европейские налоги


Достаточно рациональная налоговая система возникла на рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских странах в основном сложилось административное государство, располагавшее чиновничьим аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме, поступали через систему прямых и косвенных налогов. Прямые налоги в основной массе приходились на подушный и подоходный, ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство от их уплаты освобождались, и налоговое бремя несли буржуазия и крестьянство. Основным косвенным налогом был акциз, размеры которого колебались от 5 до 25%. Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие доходы в казну, налоги на предметы потребления сдерживали развитие торговли. Государство все сильнее нуждалось не только в системе, но и в научной теории налогообложения.
Создателем такой теории считается видный шотландский экономист и ученый XVIII в. Адам Смит. В противовес Фоме Аквинскому он утверждал, что налоги для налогоплательщика - признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", увидевший свет в 1776 г., определил основные принципы налогообложения, не утратившие значения и поныне:
- Принцип справедливости ("Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства).
- Принцип определенности ("Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика. . Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью").
- Принцип удобности ("Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его").
- Принцип экономии ("Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. . Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды").

5. Новейшее время (c XIX в. н.э.)

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Это было вполне закономерно, так как становление после промышленной революции нового устройства экономической жизни общества привело к появлению вместо практически единственного источника доходов - земли - множества видов доходов и богатства.
Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном. А когда войска французского императора были окончательно разгромлены, англичане тут же отменили этот "неприятный" налог, и почти четверть века власти не решались его вновь ввести. Возрожденный спустя десятилетия, он стал образцом для аналогичных налогов в других странах. Но и там он приживался столь же тяжело, как и в Англии.
Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов? Какой путь вернее?
Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений. На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX в., основывается на ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности. Снижаются ставки налога на прибыль корпораций (в США с 46 до 34%, в Великобритании с 45 до 35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того, снижен верхний уровень налогообложения личных доходов физических лиц, расширены интервалы необлагаемого дохода. Но снижение прямых налогов компенсируется ростом косвенных - налога с продаж, налога на добавленную стоимость и ряда других. Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

6. Заключение

Хорошая система налогообложения - динамическое явление. Ведь налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Все это меняется. Вслед должна меняться и налоговая система.

1. \u041f\u0440\u043e\u0446\u0432\u0435\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0410\u0444\u0438\u043d \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043d\u0430 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u0435 \u043a\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438\u043a\u043e\u0439, \u043c\u0440\u0430\u043c\u043e\u0440\u043e\u043c, \u043e\u043b\u0438\u0432\u043a\u043e\u0432\u044b\u043c \u043c\u0430\u0441\u043b\u043e\u043c. 2. \u0410\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441. \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c, \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u0430\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u043c\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u0438. 3. \u0410\u0444\u0438\u043d\u044b \u0441\u043e \u0421\u043f\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 , \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u0438\u044f,

\u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u043b\u0430 \u0421\u043f\u0430\u0440\u0442\u0430 \u0443\u043d\u0438\u0447\u0442\u043e\u0436\u0438\u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0430\u0444\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043e\u044e\u0437 . 4. \u0410\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0442\u0435\u043b\u044c , \u043c\u0435\u043d\u0430\u043d\u0434, \u0441\u043e\u0444\u043e\u043a\u043b , \u044d\u0441\u0445\u0438\u043b, \u0435\u0432\u043f\u0440\u0438\u043f\u0438\u0434 - \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f \u043a\u043e\u0433\u043e \u0432\u044b \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435 , \u0442\u0440\u0430\u0433\u0435\u0434\u0438\u0438\/\u0434\u0440\u0430\u043c\u044b \u0438 \u043a\u043e\u043c\u0435\u0434\u0438\u0438 . 5. \u0412 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435 \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0451\u043d \u043f\u0435\u043e\u043d\u0438\u0439\u0446\u0435\u0432 , \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0433\u0440\u0435\u0446\u0438\u0438 , \u043e\u043c\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u044d\u0433\u0435\u0439\u0441\u043a\u0438\u043c \u043c\u043e\u0440\u0435\u043c. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0446\u0430\u0440\u044c \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f 5 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0438\u043b \u0441\u043e\u044e\u0437 \u0441 \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u0441\u0438\u043b\u044c\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u043f\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0446\u0435\u0432 \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 - \u0413\u0430\u043d\u043d\u0438\u0431\u0430\u043b\u043e\u043c , \u0432\u043e\u0435\u0432\u0430\u043b\u0438 10 \u043b\u0435\u0442 \u0437\u0430\u0442\u0435\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043c\u0438\u0440\u043d\u044b\u043c \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c (\u0411\u044b\u043b\u043e \u0435\u0449\u0451 2 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b - \u043d\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 ) . \u00a0\u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u044f \u0436\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u043c\u0438\u0440\u0435, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u0432 \u041c\u0430\u043a\u0435\u0434\u043e\u043d\u0438\u0438 \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0434 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0410\u043d\u0434\u0440\u0438\u0441\u043a\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0432\u0438\u043b \u0441\u0435\u0431\u044f \u0424\u0438\u043b\u0438\u043f\u043f\u043e\u043c - \u0441\u044b\u043d\u043e\u043c \u0446\u0430\u0440\u044f \u041f\u0435\u0440\u0441\u0435\u044f \u0438 \u0441\u0438\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0435\u0441\u0441\u044b \u041b\u0430\u043e\u0434\u0438\u043a\u0438 . \u0417\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0438\u043b \u0441\u043e\u044e\u0437 \u0441 \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u0441 \u0433\u0440\u0435\u0446\u0438\u0435\u0439 \u0438\u043b\u0438 \u0432 \u043d\u0435\u0439 \u0438 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u043b\u0438 \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u043b\u043e \u043a \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u0435 \u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0435\u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 . 6. 148 \u0433\u043e\u0434 \u0434\u043e \u043d.\u044d , \u0410\u043d\u0434\u0440\u0438\u0441\u043a . 7. \u0426\u0430\u0440\u044c \u041c\u0430\u043a\u0435\u0434\u043e\u043d\u0438\u0438 \u0441 336 \u0433. \u0434\u043e \u043d.\u044d \u0434\u043e 323 \u0433. \u0434\u043e \u043d.\u044d. \u0420\u043e\u0434\u0438\u043b\u0441\u044f 356 \u0433. \u0434\u043e \u043d.\u044d \u0443\u043c\u0435\u0440 323 \u0433. \u0434\u043e \u043d.\u044d \u0432 \u0412\u0430\u0432\u0438\u043b\u043e\u043d\u0435 . \u043d\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u0430 \u0431\u044b\u043b \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444 \u0410\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0442\u0435\u043b\u044c . 8. \u0412 \u043c\u0430\u0435 331 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0434\u043e \u043d. \u044d. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440 \u0434\u0432\u0438\u043d\u0443\u043b\u0441\u044f \u0438\u0437 \u0415\u0433\u0438\u043f\u0442\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u0435\u0432\u0435\u0440, \u0432 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0443 \u041c\u0435\u0441\u043e\u043f\u043e\u0442\u0430\u043c\u0438\u0438, \u0433\u0434\u0435 \u0414\u0430\u0440\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b \u043d\u043e\u0432\u0443\u044e \u0430\u0440\u043c\u0438\u044e. \u0412 \u0438\u044e\u043b\u0435 \u043c\u0430\u043a\u0435\u0434\u043e\u043d\u044f\u043d\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0448\u043b\u0438 \u0415\u0432\u0444\u0440\u0430\u0442, \u0430 \u0432 \u0441\u0435\u043d\u0442\u044f\u0431\u0440\u0435 \u2014 \u0422\u0438\u0433\u0440. \u041e\u0447\u0435\u0440\u0435\u0434\u043d\u0430\u044f \u0431\u0438\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u0440\u0435\u0448\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0443\u0434\u044c\u0431\u0443 \u041f\u0435\u0440\u0441\u0438\u0438, \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043e\u0448\u043b\u0430 1 \u043e\u043a\u0442\u044f\u0431\u0440\u044f \u043f\u0440\u0438 \u0413\u0430\u0432\u0433\u0430\u043c\u0435\u043b\u0430\u0445, \u043d\u0435\u0434\u0430\u043b\u0435\u043a\u043e

Когда смотришь на историческую карту древнего мира и сравниваешь громадные размеры Персидской державы с небольшой территорией Греции, то кажется невероятным, что в борьбе этих двух стран, продолжавшейся всю первую половину V века до нашей эры, Греция вышла победительницей.

Основную роль в победе греков над персами сыграло Афинское государство. Афиняне, создав сильный флот из трехпалубных кораблей с таранами на носу, нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. А на суше греческие фаланги, выступая сомкнутым строем хорошо обученных воинов, одержали победы над многочисленным противником. Основную же массу персидского войска составляла воины из порабощенных племен и народов. Персидские военачальники пускали в ход бичи, чтобы заставлять воинов идти в бой, а греки героически отстаивали свою родную землю. Греческий историк Геродот справедливо называл афинян спасателями Эллады.

После победы над персами наступает блестящая эпоха в истории Афин. Афины становятся могущественной морской державой с высокоразвитыми ремеслами, кораблестроением и торговлей. Много свободных и рабов из пленных, захваченных во время войны, работало в мастерских, рудниках, на строительстве, во флоте. После окончания войн источником обогащения афинской казны стал морской союз, организованный Афинами для борьбы с Персией на море. Денежные взносы союзников, предназначавшиеся на постройку военных кораблей, афиняне стали расходовать на нужды своего государства.

Это время расцвета демократии. Все свободные граждане получали право участвовать в управлении государством. Главным государственным учреждением было народное собрание, в котором могли участвовать все афинские граждане. Народное собрание созывалось обычно 3 раза в месяц, а в исключительных случаях еще чаще.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади — агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около 5 тысяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах — гиматиях, много было трудового люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне и мире и договорах с другими государствами, обсуждало и утверждало законы и рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием — поднятием рук или опусканием камешков в урну.

Кроме участия в народном собрании, простые люди могли избираться на различные государственные должности. Перикл, вождь афинской демократии, ввел оплату труда на некоторых государственных должностях, чтобы ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избранными, могли отрываться от своей работы без заметного ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым.

Больше всего в человеке ценилась любовь к отечеству. Отдать за него жизнь считалось честью. Юноши, достигшие 18 лет, торжественно приносили присягу, что они всеми силами будут способствовать укреплению своего отечества.

Делом государственной важности считался театр. Ему придавали большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тысяч зрителей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось 4−5 пьес. На это время деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств. Расходы на постановки спектаклей возлагались в виде общественной повинности на какого-нибудь богатого гражданина (хорега). За это его награждали бронзовым треножником и оказывали ему всяческие почести.

В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх.

Читайте также: