Бухгалтерский и налоговый учет картриджа для принтера

Обновлено: 11.05.2024

Налоги & бухучет

Практически ни один офис в настоящее время не обходится без принтера, ксерокса, сканера или МФУ (многофункционального устройства), а незаменимой их составляющей является картридж. По сути, речь идет о контейнере с чернилами. Ясное дело, что чернила расходуются, а контейнер изнашивается. Поэтому неудивительно, что приходится часто осуществлять заправку картриджа чернилами, а со временем осуществлять ремонт или даже замену картриджа. Сейчас посмотрим, как отразить в учете потраченные на это суммы.

Что такое картридж?

Картридж — это специальный сменный блок к какому-либо оборудованию, содержащий в себе несколько узлов и деталей в защитной оболочке. Другими словами, это расходный материал для принтера, сканера или МФУ, включающий в себя, главным образом, красящее вещество: чернила (для струйного принтера) или тонер (для лазерного принтера).

Такие картриджи могут иметь разные стоимости и приобретаться как в составе принтера, так и отдельно. В частности, от этого будет зависеть, как их отражать в учете. Для начала классифицируем картридж для целей бухучета.

Классифицируем картридж

Рассмотрим два варианта классификации картриджа в зависимости от того, приобретался он (1) в составе принтера или отдельно либо как (2) самостоятельный объект учета.

В первом варианте картридж учитывается как составляющая часть объекта ОС или МНМА, поскольку очевидно, что срок службы принтера или МФУ превышает один год. А решающим фактором для разделения между ОС и МНМА будет стоимостный критерий, установленный предприятием в приказе об учетной политике. Если принтер дорогостоящий, то включаем в состав ОС, а подешевле — в объект МНМА.

А вот относительно второго варианта заметим, что сам по себе картридж не подпадает под определение объекта ОС — он не является законченным устройством, выполняющим определенные самостоятельные функции (п. 4 П(С)БУ 7), а потому не может также считаться МНМА.

По большому счету картридж признать МБП тоже не получится. Ведь Инструкция № 291 к ним в первую очередь относит инструменты, хозинвентарь, специальное оснащение, спецодежду и др., т. е. предметы, для которых характерна обособленность и возможность выполнения самостоятельной функции.

Поэтому считаем, что в бухгалтерском учете сам картридж целесообразнее всего рассматривать как расходный материал независимо от срока его использования

Операция по заправке и замене картриджа

Ясное дело, картридж без принтера или МФУ использовать не получится. Он выполняет свою функцию исключительно в составе этого устройства — как его неотъемлемая составляющая. По мере использования чернил или тонера картридж подлежит заправке.

Со временем, когда картридж выработает свой ресурс, его меняют на новый. То есть замена/заправка картриджа происходит не по причине поломки, а в связи с израсходованием содержащегося в нем красящего вещества либо выработкой определенного ресурса. Как видим, ничего общего с ремонтом, модернизацией или другими видами улучшения оргтехники эти процедуры не имеют — картридж не повышает скорость печати, не добавляет к существующим возможностям техники новые и не изменяет существующие. То есть

замена и заправка картриджа служат исключительно для того, чтобы поддерживать оргтехнику в работоспособном состоянии

А раз так, то все эти манипуляции с картриджем — это для целей бухгалтерского учета, попросту техническое обслуживание принтера или МФУ.

Затраты на техобслуживание оргтехники с привлечением сторонней организации включаем в расходы отчетного периода и отражаем в зависимости от направления ее использования в составе:

— административных расходов (Дт 92);

— расходов на сбыт (Дт 93);

— прочих расходов операционной деятельности (Дт 94).

Налоговоприбыльный учет

Налоговый учет картриджа, который числится в составе принтера, ведется в общем порядке. В частности, малодоходные плательщики, которые не проводят корректировки финрезультата на разницы, указанные в разд. III НКУ, отражают операции с ОС в учете по налогу на прибыль исключительно по бухгалтерским правилам.

Плательщики, проводящие корректировки финрезультата, корректируют бухучетный результат на разницы, указанные в ст. 138 НКУ.

Что касается непосредственно расходов, связанных с заменой и заправкой картриджа, то здесь руководствуемся только правилами бухучета

То есть затраты на расходные материалы (на техобслуживание) фактически уменьшают финрезультат, а значит, и объект обложения налогом на прибыль. Причем все плательщики, независимо от объема доходов, никаких разниц по этим операциям не рассчитывают.

Налог на добавленную стоимость

Традиционно приведем примеры заправки и замены картриджа в проводках.

Пример. Предприятие решило заменить картридж, который учитывался в составе принтера, отнесенного к ОС. Для этого оно приобрело картридж стоимостью 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

Кроме того, сторонняя организация выполнила работы по заправке картриджа, который установлен в МФУ. Стоимость работ сторонней организации составила 120 грн. (в том числе НДС).

Читайте также: