Справка о системе налогообложения как получить

Обновлено: 17.05.2024

Многие предприниматели и компании предпочитают работать на упрощенной системе налогообложения, или УСН.

Низкие ставки налога — от 0 до 15%, — освобождение от уплаты НДФЛ, НДС и несложная налоговая отчетность делают упрощенку привлекательным режимом для бизнеса.

Но иногда предприниматель думает, что работает на упрощенке, а налоговая считает по-другому , и у этого могут быть неприятные последствия.

Почему права на УСН может не быть

Сразу после регистрации компания или ИП по умолчанию находятся на общей системе налогообложения — ОСН, у которой есть свои условия по уплате налогов и сдаче отчетности.

Чтобы применять упрощенку, нужно перейти на нее — то есть подать уведомление в налоговую о переходе на другой вид налогообложения. Обычно это делают при регистрации ИП или компании.

Но может случиться так, что предприниматель ведет деятельность на упрощенке, а в один прекрасный день получает отказ от налоговой — декларацию УСН за очередной год не приняли.

Предприниматель начинает выяснять, в чем дело, звонит в налоговую. Оказывается, что в ФНС нет уведомления о переходе на УСН, поэтому налоговики считают, что предприниматель на упрощенку не переходил, находится на общем режиме и должен платить налоги и сдавать отчетность по ОСН.

Как уведомляют налоговую о переходе

Чтобы перейти на УСН, не нужно получать разрешение налоговой. Но о выборе этого режима ее нужно уведомить. Правила перехода регулирует статья 346.13 Налогового кодекса РФ.

Для уведомления налоговой рекомендована форма 26.2-1. Подать ее можно вместе с документами на регистрацию или в течение 30 дней после. Уведомить можно через представителя, по почте или электронно, а также лично посетив налоговую.

Если пропустить сроки, то перейти на УСН можно только со следующего года, а уведомить налоговую нужно не позднее 31 декабря этого года.

Например, ИП зарегистрировался первого июня 2020 года. Если он не подал форму 26.2-1 при регистрации и в течение 30 дней после, то на УСН сможет перейти с 2021 года, уведомив налоговую до 31 декабря 2020.

Уведомление о переходе ИП или компании на упрощенку хранится в налоговой, а его подтверждение — у налогоплательщика. Но бывает, что уведомление в инспекции отсутствует. Причины могут быть разными: либо налоговики потеряли уведомление, либо сами предприниматели или их представители небрежно подготовили пакет документов. Например, банально забыли подписать форму 26.2-1. Так или иначе, уведомления нет.

В итоге вместо единого налога на УСН у предпринимателя или компании появляется перспектива заплатить все налоги на общем режиме, то есть НДФЛ, налог на прибыль, НДС, имущественные налоги, от которых освобождает режим УСН, штрафы за неуплату налогов и несданную отчетность, пени за просрочку за все время деятельности, когда предприниматель думал, что находится на упрощенке.

Но не все потеряно. В зависимости от конкретных обстоятельств у предпринимателя, скорее всего, есть возможность доказать свое право на УСН.

Что делать, чтобы не потерять право на УСН

Вот пара рекомендаций, которые помогут избежать споров с налоговой и отбить претензии об отсутствии права ИП или компании на упрощенную систему налогообложения.

Правильно заполняйте уведомление о переходе на УСН. Если верно заполнить форму с первого раза, это снимет вопрос о налогообложении в будущем. Форма 26.2-1 довольно простая, но и здесь можно допустить ошибки.

Например, ИП подал уведомление на УСН, но не указал объект налогообложения — доходы или доходы минус расходы. В итоге ИП думал, что находится на УСН, а налоговая инспекция потребовала отчетность и налоги по общему режиму. Налоговики не смогли определить объект налогообложения УСН и посчитали уведомление ошибочным.

Индивидуальному предпринимателю нужно указать в форме:

  1. Фамилию, имя и отчество.
  2. Момент перехода на УСН.
  3. Объект налогообложения.
  4. Контактный телефон.
  5. Код налоговой инспекции — это цифровой код, определяющий конкретную налоговую инспекцию.
  6. Признак налогоплательщика — он указан в примечаниях к форме 26.2-1.
  7. Год, когда подается уведомление.
  8. Некоторые другие реквизиты, например данные представителя, если он подает уведомление, ИНН.

Сохраните доказательство уведомления о переходе на УСН. Это может быть расписка с перечнем документов, поданных при регистрации, или экземпляр формы 26.2-1 с отметкой о принятии. Если налоговая инспекция предъявит вам претензии, вы сразу же сможете доказать свою правоту и избежать лишней волокиты.

Но что делать, если подтверждающих документов нет, и доказать, что уведомление было, нечем?

Право на УСН при применении режима

В судебной практике сформирована правовая позиция: если налогоплательщик достаточно долго применял УСН, а налоговики на это не реагировали, то они не могут ссылаться на отсутствие уведомления.

Например, налогоплательщик уплатил аванс и налоги в режиме УСН, сдавал декларации УСН. Если в налоговой не запрашивали пояснений, а декларации принимали, то суды считают, что право на упрощенку одобрено в ФНС. И если через какое-то время налоговая инспекция вдруг обнаружит, что у нее нет уведомления этого предпринимателя или компании о переходе на УСН, то ссылаться на это уже поздно.

Но на практике споры между налогоплательщиками и налоговиками по этому поводу продолжаются.

Пример из судебной практики

В июле 2019 года до Верховного суда дошло дело о споре между инспекцией ФНС и компанией. Спор возник из-за того, что компания применяла УСН с первого января 2013 года по 31 декабря 2015 года и не уведомила об этом налоговую.

Налоговики выписали штрафы:

  1. На 149 381 Р — за неуплату НДС.
  2. На 67 906 Р — за неуплату налога на прибыль.
  3. На 268 849 Р — за то, что не представили налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество организаций.

Еще компании доначислили недоимку по НДС — 3 694 908 Р и налогу на прибыль — 1 416 530 Р .

Компания обратилась в суд и попыталась отменить решение ИФНС. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций ей отказали, но Верховный суд поддержал.

Верховный суд обратил внимание, что в таком споре важно учитывать не только действия налогоплательщика — уведомил он о переходе на УСН или нет, — но и поведение налоговой инспекции. ИФНС никак не реагировала на то, что компания ранее применяла УСН. Но, обнаружив это спустя несколько лет, пересчитала налоги по ОСН. Такие действия налоговой инспекции являются незаконными.

Если у вас были схожие обстоятельства, вы платили налоги и сдавали декларации на упрощенке, а налоговая их принимала, то отстоять свое право на УСН можно.

Вот как это удалось сделать одной предпринимательнице.

Личный опыт предпринимателя из Балашихи

Ко мне обратилась предпринимательница Мария. У нее возник спор с инспекцией ФНС в Балашихе. Налоговики отказались принять декларацию УСН за 2019 год, так как ИП не уведомила о переходе на упрощенку.

Мария утверждала, что обо всем уведомила. Зарегистрировала ИП 27 ноября 2018 года и вместе с документами подала форму 26.2-1 . Регистрировалась через МФЦ, и подтверждающие документы не сохранились.

В 2019 году она вовремя сдала декларацию УСН и заплатила налог за год и авансовые платежи. Налоговая все приняла, никаких возражений не было. Проблемы начались в 2020 году, когда Мария сдала декларацию УСН за 2019 год.

По каким-то причинам именно в 2020 году налоговики решили обратить внимание, что у них нет уведомления о переходе на упрощенку. ИФНС в Балашихе декларацию не приняла, а в уведомлении об отказе написала, что отсутствует объект УСН.

Что грозило предпринимательнице

Отказ в принятии декларации — это плохо. Если налоговую декларацию не сдать вовремя, то ИФНС блокирует операции по банковским счетам на основании статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Решение о приостановлении операций по счетам могут принять, если декларацию не сдать в течение 10 дней после установленного законом срока. Причем блокировать могут все известные счета предпринимателя. Деньги на эти счета поступать будут, а потратить их можно только на уплату налогов и страховых взносов. Например, заплатить поставщику не получится, снять или перевести деньги со счета тоже. Блокировку снимут, если инспекция отменит свое решение.

В нашем деле до блокировки было далеко — сроки сдачи налоговой отчетности в 2020 году продлили на три месяца из-за пандемии.

Нам повезло: было время на то, чтобы решить конфликт с налоговой. Если бы Мария признала правоту налоговиков, то пришлось бы заплатить весь стандартный набор: недоимку по налогам, пени и штрафы за неуплату.

Как минимум начислили бы 13% НДФЛ с доходов, уменьшенных на величину расходов, пени — 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. А еще штрафы — 20% от неуплаченной суммы налога и до 30% от неуплаченной суммы налога — за непредставление налоговой декларации.

Основания для начисления штрафов и пени: ст. 75, ст. 122, ст. 119 НК РФ

Кроме того, на общем режиме пришлось бы вести деятельность весь 2020 год, перейти на УСН можно было бы только с 2021 года.

Но у Марии были юридические основания не согласиться с ИФНС — правовая позиция Верховного суда, — право ИП на упрощенке признается налоговой инспекцией, если они ранее принимали декларацию у предпринимателя, а также уплату налогов и авансов. Так что предпринимательница решила отстаивать свое право на УСН.

Как решить вопрос с налоговой без суда

Сначала мы пытались решить все миром и убедить налоговую инспекцию, что право на УСН у ИП есть. Для этого отправили письмо в ИФНС Балашихи с просьбой подтвердить право на применение упрощенной системы налогообложения.

Обращение подготовили с учетом правовой позиции Верховного суда РФ, поэтому была надежда, что налоговики с нами согласятся.

В инспекции не согласились и ответили, что не могут принять налоговую декларацию по техническим причинам — из-за перехода на новое программное обеспечение. То есть они бы и рады, но техника не позволяет.

Это оправдание выглядело неубедительным. Существуют специальные основания, по которым декларацию могут не принять, и они указаны в Административном регламенте ФНС России. Такого основания, как технические причины, там нет.

Поэтому мы решили обжаловать действия инспекции. Сразу пожаловаться на инспекцию в суд нельзя. По правилам сначала жалоба должна подаваться в вышестоящий налоговый орган и лишь потом в суд.

Так что Мария подала жалобу на отказ инспекции в Управление федеральной налоговой службы по Московской области.

ст. 139 НК РФ — порядок и сроки подачи жалобы

В нашем случае жалобы оказалось достаточно, чтобы инспекция пошла на диалог.

Содержание жалобы было практически таким же, как и первое письмо в инспекцию — мы просили подтвердить право на УСН, указали те же доводы и позицию Верховного суда. Но направив письмо, мы получили отписку, и только подав жалобу в УФНС, нам удалось решить ситуацию.

Налоговики подтвердили право предпринимателя на УСН с момента регистрации. На исправление ситуации потребовалось два рабочих дня.

Что произошло

По административному регламенту налоговая инспекция, которая получила жалобу, обязана принять меры к устранению нарушения.

Увидев серьезные намерения предпринимателя, налоговики оценили перспективы и решили устранить нарушение прав ИП самостоятельно.

Поскольку конфликт был исчерпан и предпринимательница получила подтверждение права на УСН, мы отозвали жалобу.

Если бы налоговая инспекция стояла на своем, то мы бы не отозвали жалобу и стали доказывать свою правоту в УФНС по Московской области. Если бы там нам тоже не помогли, обратились бы в арбитражный суд. Думаю, что там мы бы отстояли право на УСН с учетом позиций Верховного суда. Но это уже совсем другой процесс и трата времени и денег.

В этой истории все закончилось благополучно для налогоплательщика. Так бывает не всегда.

Если у предпринимателя или компании нет подтверждения подачи уведомления и налоговый орган своевременно реагирует — говорит, что у них нет уведомления о переходе на УСН при первой же подаче декларации, то позиция налогоплательщика проигрышная. Тогда переход на упрощенку возможен только со следующего налогового периода, а до этого придется применять ОСН.

Как проверить, угрожает ли что-то ИП на УСН

Чтобы такого не произошло, будьте внимательны при подаче документов в налоговую инспекцию и обязательно сохраняйте подтверждение — расписку, копию с отметкой о принятии.

Если же подтверждения у вас нет, а сомнения в праве на УСН возникли, то можно сделать следующее.

Сразу после регистрации юрлица или индивидуального предпринимателя сведения о нем ФНС заносит в государственные реестры – единый государственный реестр юридически лиц (ЕГРЮЛ) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Если в деятельности ООО или ИП происходят какие-либо изменения, например, смена директора, ОКВЭД, то в реестрах отражается данная информация. При этом любое заинтересованное лицо может заказать выписку из данных реестров.

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Основные случаи, когда потребуется выписка из ЕГРИП

Необходимость получить подробную информацию о будущем партнере, контрагенте. То есть это один из способов проверки контрагента.

Для обращения в судебные инстанции в случае возникновения спорных, конфликтных ситуаций с контрагентами, которые не удалось урегулировать в досудебном порядке.

При открытии расчетного счета, получения кредита, участия в тендерах.

В любой другой ситуации, когда нужно знать точную информацию о дате, месте регистрации предпринимателя, его анкетных данных и видах его деятельности.

Выписка из ЕГРИП подтверждает, что человек ведет официально предпринимательскую деятельность.

Какие данные можно получить

Выписка из ЕГРИП содержит следующую информацию:

полное имя индивидуального предпринимателя – в точной формулировке, указанной в его гражданском паспорте;

точная дата проведения государственной регистрации предпринимателя – день, с которого ИП может официально начинать свою деятельность;

гражданская принадлежность предпринимателя;

название органа, который провел регистрацию и ИФНС по месту регистрации;

адрес электронной почты, который указывался при регистрации ИП;

коды видов деятельности по ОКВЭД;

все изменения, которые вносились по любым причинам.

Кто может обратиться за получением выписки

Сведения, которые содержаться в реестрах – это отрытая и общедоступная информация. Получить бумажную или электронную версию может любой заинтересованный в ней человек или организация. Сделать это можно на сайте налоговой службы.

Как получить выписку из ЕГРИП

Выписку из ЕГРИП можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Оба варианта абсолютно идентичны и могут применяться с равными возможностями. Сегодня многие сайты предлагают получение выписок, однако доверять можно только одному – сайту ФНС (Федеральная налоговая служба).

Как получить на бумажном носителе

Выписку на бумажном носителе делает ФНС. Регламент этой госуслуги утвержден приказом ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@. За бумажную выписку придется заплатить госпошлину:

200 руб. за обычную выписку (срок изготовления – 5 рабочих дней);

400 руб. за срочную выписку (на следующий рабочий день).

Такие моменты следует обязательно учитывать и заказывать изготовление информации о любой организации или ИП заблаговременно.

Внимание!
Если предприниматель запрашивает выписку о себе (например, для участия в тендере), то ему пошлину платить не надо.

Для получения бумажных выписок из ЕГРИП следует подать соответствующие заявление с указанием целей их получения, количества необходимых экземпляров, способ получения готовой корреспонденции и срочность получения сведений. Кроме того, нужно указать полное имя и ИНН (или ОГРНИП) предпринимателя, в отношении которого запрашивается выписка. Кроме того, заявителю нужно сообщить данные о себе.

Как получить в электронном виде

Быстро и бесплатно запросить выписки из реестров можно не покидая своего рабочего места. Сведения, которые содержаться в электронном документе из ЕГРИП никак не отличаются от данных из бумажного варианта. Получить выписки из ЕГРИП можно на сайте налоговой службы всего за несколько простых шагов:

В строке поиска укажите один из перечисленных параметров организации или ИП – фамилия, ИНН или любую другую известную информацию. Также укажите регион деятельности ИП, если вы его знаете (но это не обязательно).

Выписки из ЕГРИП станут отличными помощниками для построения успешного и процветающего бизнеса. Запросить такой документ можно непосредственно у контрагента или получить его самостоятельно любым из указанных ранее способов.

Как ИП подтвердить доходы в 2021 году – пояснения для каждого налогового режима

Налоговые платежи в России обязательны к перечислению, а для банков (где у ИП открыты счета) налоговые требования – безусловны. А если ФНС решит, что предприниматель заработал больше, чем показывает, ему могут доначислить налог, а банк его тут же спишет. Поэтому нужно точно знать, как предпринимателю подтвердить сумму дохода для налоговой. В статье рассказывается об особенностях подтверждения доходов на разных системах налогообложения.

Индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения (ОСН).

Первый документ, которым ИП на ОСН может подтвердить свой доход за предыдущий календарный год является Декларация 3-НДФЛ, которую он сдает по истечению каждого календарного года (отчетный период) в налоговый орган. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 07.10.2019 N ММВ-7-11/506@. Декларация должна содержать отметку о приёме налоговым органом, либо квитанцию о приеме, если декларация сдавалась через телекоммуникационные каналы связи.

Второй документ – Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций (КУДиР), форма которой утверждена Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г. КУДиР подойдет, если индивидуальному предпринимателю нужно предоставить информацию о доходах в текущем календарном году, за который еще не сдана Декларация 3-НДФЛ. У ИП, на всех режимах налогообложения, кроме ЕСХН, нет обязанности сдавать КУДиР в налоговый орган, она может быть запрошена в ходе проведения камеральных налоговых проверок. КУДиР можно вести в бумажном и в электронном виде. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя нужно распечатать КУДиР (если она ведется в электронном виде), сшить и заверить подписью и печатью (при наличии).

Кроме того, предприниматель может подтвердить свой доход Справкой о доходах индивидуального предпринимателя, которую оформляет самостоятельно. Справка о доходах индивидуального предпринимателя не имеет утвержденной формы, поэтому составляется в свободной форме с учетом требований к первичным документам (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения (УСН)

ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут подтвердить свой доход Декларацией по УСН, утвержденная Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@. В декларации отражается доход, полученный за истекший календарный год. Декларация должна содержать отметку о приёме налоговым органом, либо квитанцию о приеме, если декларация сдавалась через телекоммуникационные каналы связи.

Индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения (ПСН)

При использовании ПСН у предпринимателя два вида дохода – фактически полученный и предполагаемый, от которого рассчитывается стоимость патента.

Предполагаемый доход можно подтвердить Патентом, который предприниматель получает после подачи заявления о переходе на ПСН.

Для учета и подтверждения фактических доходов разработана специальная форма – Книга учета доходов индивидуальный предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (Приложение N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2012 N 135н).

Индивидуальные предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход (НПД, Самозанятые)

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Предприниматели, работающие на ЕСХН единственные, у которых сохранилась обязанность предоставлять КУДиР в налоговый орган в конце отчетного периода.

Для подтверждения своих доходов они могут предоставить КУДиР с отметкой налогового органа за прошедший отчетный период.

Также для подтверждения доходов может быть предоставлена Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу по форме КНД 1151059, в ней отражена общая сумма дохода за истекший отчетный период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

ЕНВД отменяется с 2021 года. Предпринимателям, работающим на ЕНВД, нужно подобрать для себя другой режим налогообложения.


Каждое физическое лицо – предприниматель или компания – юридическое лицо может использовать одну из представленных государством систем налогообложения, при условии соответствия требованиям, установленным в нормативных документах.

Иногда у владельца компании, по тем или иным причинам, возникает вопрос, по какой именно системе работает его фирма. Для этого необходимо подать запрос в налоговую службу на форму 39. Проще говоря, получить Справку о задолженности по налогам. В документе будет указана строчка налога, по которой предприниматель обязан отчитываться и платить соответственно. Мы расскажем, как правильно составить письмо о переходе на УСН или его применении, а также о способах подачи заявления в ИФНС.

Когда подается?

Случаи, когда в ФНС подают заявку на получение справки 39:

  1. Предоставление информации контрагенту.
  2. Участие в тендере, конкурсе, аукционе.
  3. Оформление кредита (для банка).
  4. Решение внутренних вопросов.

Содержание письма

Существует перечень определенных реквизитов:

  • Полное наименование организации (Ф.И.О. физического лица).
  • ИНН (для организаций).
  • Подпись руководителя организации (физического лица).
  • Печать организации.

В запросе можно указать:

О том, как составить запрос в налоговую о предоставлении информации, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете об особенностях оформления запроса в ИФНС об отсутствии задолженности.

Способы подачи

Запрос в налоговую службу может быть представлен лично или уполномоченным лицом непосредственно по месту регистрации налогоплательщика, по почте или в электронном виде.

В случае предоставления прошения лично, целесообразно иметь два экземпляра – один для ФНС, второй – с датой регистрации, для налогоплательщика.

При оформлении прошения в электронном виде (по телекоммуникационным каналам), налогоплательщику отправляется два электронных документа:

  • Подтверждение налоговым органом о дате получения запроса.
  • Квитанция о приёме прошения к рассмотрению.

Сроки получения

Справка предоставляется в течение пяти рабочих дней с момента регистрации запроса в органах ФНС.

Причины отказа в предоставлении

Причинами в отказе могут выступать:

  • Направление запроса в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление данной информации.
  • Отсутствие в запросе всех обязательных реквизитов.
  • Предоставление прошения, уполномоченным лицом налогоплательщика, без прикрепления копии доверенности, подтверждающей в установленном порядке его полномочия.
  • Наличие в запросе оскорбительных выражений или нецензурных фраз.

Способы забрать готовую справку

Оформленный документ можно получить:

    Лично. При выдаче инспектор проверит наличие документов, удостоверяющих личность налогоплательщика или уполномоченного лица. Один экземпляр справки выдаётся получателю, второй – остаётся в органах налоговой службы. На нем ставится отметка о выдаче, дата, фамилия, имя, отчество и подпись получателя.

В случае, если налогоплательщик не получил справку лично в течение пяти рабочих дней, ФНС отправляет документ по почте по адресу, указанном в запросе.

Рекомендуем посмотреть другие наши статьи о том, как составить письмо с запросом о предоставлении документов, состоянии расчетов и для получения акта сверки с контрагентом (в ФСС), на сверку с налоговой, проверку больничного листа, в банк о предоставлении информации, а также как написать документ на английском языке.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам разработана с целью повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для плательщиков налогов, определяет сроки и последовательность действий ФНС, её территориальных органов и должностных лиц.

Читайте также: