Беспредел налоговой инспекции 2019

Обновлено: 17.06.2024

Руководители области предпочли не вникать в конфликт между бизнесом и налоговой.

16 января в областном правительстве прошёл круглый стол, на котором региональные власти и бизнес-сообщество должны были обсудить вопросы развития предпринимательства. Формат встречи предполагал наличие дискуссии, однако высказаться удалось не всем и не обо всём. Какие проблемы предпринимателей прозвучали на круглом столе, а что осталось за скобками, читайте в нашем репортаже.

Начали за здравие

В зале заседаний правительства, где проходил круглый стол, был почти аншлаг. Среди первых лиц - губернатор Игорь Васильев, новоиспечённый министр экономического развития и поддержки предпринимательства Владислав Кадыров, руководитель УФНС по Кировской области Светлана Чарушина, члены ВТТП и депутаты ОЗС, плюс представители бизнеса и немногочисленные журналисты.

- У нас сегодня круглый стол, а стол совсем не круглый, - Игорь Васильев начал мероприятие с шутки.

Первым держал слово Владислав Кадыров, который возглавил Минэкономразвития в декабре прошлого года. Он озвучил меры поддержки предпринимателей, которые действуют в Кировской области (налоговые преференции для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития - ТОСЭР, бюджетные кредиты от Кировского областного фонда поддержки предпринимательства, работа с региональным Центром поддержки экспорта и так далее), и подытожил:

- Как видите, помимо преференций ТОСЭР, в регионе есть все необходимые инструменты для развития бизнеса, который, как мы видим, готов развиваться.

- С перечисленными институтами мы работаем уже десятки лет. Ни динамики, ни планов по повышению их эффективности - а повышать её можно и нужно - озвучено не было.

- Наша самостоятельная работа, как и помощь менеджеров из Москвы, без помощи правительства Кировской области, без финансовой поддержки в настоящее время, когда бюджет города Вятские Поляны оставляет желать лучшего, мягко говоря, напоминает бег гусиным шагом, - заявил Нургалеев, переходя на повышенный тон. - То есть развитие происходит очень медленно. Развитие территории без совместной работы всех участников - а это и предприниматели, и администрация города, и правительство области, и, особо хочу выделить, надзорные и фискальные органы - просто невозможно.

Тему работы фискальных органов Равиль Рамильевич затронул неслучайно. Напряжённость во взаимоотношениях с налоговой службой не секрет для кировского бизнес-сообщества. Однако на публичных мероприятиях она звучит нечасто. Поэтому выступление руководителя УФНС Светланы Чарушиной вызвало заметное оживление среди участников круглого стола.

- Вся наша деятельность строго регламентирована и находится под контролем федеральной налоговой службы. Никакой самодеятельности у налогового органа Кировской области нет, - начала свою речь Светлана Геннадьевна.

- За последние пять лет количество выездных проверок сократилось в пять раз. Сегодня у нас проверяется одна организация из тысячи. При проведении контрольных мероприятий совершенно исключён человеческий фактор. Наша цель не наказать налогоплательщика, а обеспечить такую информационную поддержку, которая бы свела на нет все налоговые нарушения. Налоговые органы, как и правительство Кировской области, заинтересованы в стабильной работе предприятий и наполнения бюджета всех уровней.

- Светлана Геннадьевна немного привирает, - заявил он. - Где-то проверяют по 2 - 3 месяца, а нас проверяют полтора года. Вывернули всех наизнанку. Вы не заинтересованы в нормальной работе предприятий. Вы заинтересованы в разовом получении средств. . Наше предприятие из-за налоговой потеряло прибыль в сто раз. А мы говорим о какой-то инвестиционной привлекательности. Вот конкретное предприятие. Кто ответит, когда мы суд выиграем?

Прервать тираду Киселёва попытался Игорь Васильев:

- У нас задача несколько другая, - начал он. - Если есть сервисы в налоговой службе, которые позволяют заранее проверять своих контрагентов, и есть вопросы по тому, как они работают, значит, должен быть налажен ручной механизм взаимодействия.

В ответ на предложение участников круглого стола чаще встречаться с налоговой и обсуждать проблемы Сергей Кисёлев вновь парировал:

- Мы встречались, и не один раз. Но такого беспредела, который сейчас творится в области, я раньше не видел.

На этом дискуссия была прекращена. Уже после окончания круглого стола Сергей Киселёв более подробно рассказал журналисту портала Свойкировский об отношениях с налоговиками.

- У всего предпринимательского сообщества есть претензии к работе налоговых органов. Они проводят гигантское количество проверок и выдвигают огромное количество требований, - рассказал бизнесмен. - У нас в 2017 году началась проверка, было сделано больше 200 запросов, причём эта проверка до сих пор не закончилась. Это отнимает очень много времени от основной работы. И, как доказал кировский ЦУМ в суде с УФНС, эти проверки фактически носят карательный характер. Я согласен с тем, что нужно наполнять бюджет. Но при этом проверки можно проводить другими способами, не разоряя бизнес, а давая ему развиваться.

Равиль Нургалеев также прокомментировал заявление налоговиков о том, что миграция юридических лиц из Кировской области снизилась.

- На самом деле мигрировать уже просто некому. Раньше было проще. В последние 2 - 3 года из-за проверок просто невозможно стало работать. 50% рабочего времени у меня с бухгалтерией уходит на то, чтобы ответить на запросы налоговой. Особенно дико выглядит, когда нашим контрагентам отправляют запросы на 3 - 4 страницы. Это убивает инвестиционную привлекательность региона на корню, - уверен он.

Непонятные итоги

На защиту налоговой службы по окончании круглого стола встал губернатор Игорь Васильев.

Однако некоторые участники круглого стола заявили, что шли на встречу в правительство с совершенно другими целями. Так, по словам Олега Кассина, в таких мероприятиях за последний год стало меньше конструктива.

- Я бы сказал, что со стороны предпринимателей на этом круглом столе было некоторое недопонимание. Я, например, шёл на мероприятие в полной уверенности, что мы будем говорить об инвестиционном климате в Кировской области, но в итоге мы стали говорить о ТОСЭР. Конечно, это может повлиять на его развитие, но лишь отчасти. Между тем вопрос инвестиционного климата сейчас очень важен, потому что денег в бюджете нет и не будет, и никто, кроме нас, эту работу не проведёт. В 2015 году у нас был наилучший результат в инвестиционном рейтинге регионов: мы заняли 15-е место, обошли Москву и Санкт-Петербург. Сейчас другие регионы нас стремительно обходят, потому что не сидят на месте, совершенствуют правовую среду, становятся более дружелюбными к бизнесу, который работает на их территории.

- Я шёл сюда с докладом о той работе, которую я как бизнес-омбудсмен и как гражданское лицо веду с предпринимателями в судах. Предложение, которые я готовил, озвучил депутат ОЗС Владимир Бакин: при урегулировании споров с налоговой привлекать арбитражную практику. Стоит отметить, что риторика УФНС и подходы в последнее время всё-таки меняются. С лета 2017 года на совещаниях и встречах с налоговой, на которых я присутствовал, руководство дало понять, что у налоговой нет цели доводить предприятия до банкротства. Напротив, предприятия должны работать. Также всё чаще применяется досудебная практика урегулирования споров. По крайней мере, те предприятия, которые ко мне обращались, достигли понимания между налоговой и бизнесом было найдено.

Для того, чтобы конструктивно повлиять на ситуацию во взаимоотношениях между бизнесом и органами власти, Андрей Вавилов предлагает приглашать на такие круглые столы депутатов Госдумы от Кировской области, чтобы те, учитывая возникающие вопросы, предлагали изменения в законах. К слову, на вчерашнем круглом столе ни одного депутата Госдумы замечено не было.

Российскую налоговую систему в ближайшие три-четыре года ждет революция. Такой вывод можно сделать на основе анализа изменений в цифровых взаимоотношениях ведомства с бизнесом. Федеральная налоговая служба (ФНС) последовательно идет по пути отказа от интерпретаций Налогового кодекса (НК) к полной стандартизации налогового учета. Итогом станет то, что не компании будут самостоятельно исчислять налоги, а налоговая служба, получив всю полноту данных, будет выставлять уведомление об уплате налогоплательщику. Что ждет бизнес и как заранее подготовиться к изменениям, разбираемся с заместителем директора продукта T1 EasyTax Лидией Черновой и методологом продукта Майей Воробьевой.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Что нового ждет систему налогового мониторинга?

Законодательные новеллы 2020–2021 годов подводят правовую основу для дальнейшей эволюции налогового мониторинга. При этом меняется и способ цифрового взаимодействия. В начале ноября ФНС объявила о том, что с 2023 года начнется постепенный переход к прямому контакту налоговиков с юрлицами.

Сейчас налоговый мониторинг, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществляться тремя способами, напоминает заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова. Первый вариант: инспектору ФНС может быть открыт непосредственный доступ к учетной ИТ-системе предприятия, к необходимой отчетности и документам для осуществления контроля. Второй вариант — это витрина данных, тот же самый функционал с доступом к отчетности, только не внутри учетной системы, а во внешней среде и где инспектор может все проанализировать и проверить. Третий вариант — электронный документооборот, подразумевающий, что соответствующие файлы оперативно отправляются по телекоммуникационному каналу (ТКС) через операторов ЭДО в адрес ФНС.

Но на текущий момент фактически возможны только два сценария: от общения посредством ТКС налоговая служба отказалась в конце прошлого года, когда было сделано заявление, что этот способ будет работать только до 2024 года. Официальные причины отказа — существенные финансовые и временные затраты, снижение безопасности передачи информации и скорости обмена данными.

Бизнес, который мыслит более чем годовыми стратегиями, оказался на развилке: открывать прямой доступ в учетную систему или на витрину данных. Пока размышляли и выбирали ИТ-решение, изменилась парадигма.


Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

Во-вторых, передавать по защищенным каналам связи они будут не привычную налоговую отчетность. Если сейчас российские компании сдают декларации и пакет регистров, подтверждающих данные деклараций, то вскоре они обязаны будут предоставлять стандартные файлы налогового аудита (SAF-T). Их формат еще только разрабатывается ведомством. По сути, это срез учетной системы в отношении какого-то конкретного налога, содержащий полную аналитику по всем операциям, событиям, проводкам, документам. Огромный массив данных, не сгруппированных в декларацию, а представляющих собой слепок с учетной системы, будет отправляться в адрес ФНС.

Этот метод налогового администрирования также используется при налогообложении самозанятых: онлайн-сервисы по контролю за поступлением выручки каждого участника системы позволяют автоматически рассчитать налоги и контролировать сроки их оплаты.

Эти методы используются и в других странах, например в Норвегии, Казахстане, Польше, но точечно. Например, в Норвегии SAF-T-файлы используются в целях налога на прибыль, в Польше — НДФЛ. Те скорости и те масштабы, которые предлагает наша ФНС, можно назвать беспрецедентными, считает Майя Воробьева.

Что сделать, чтобы подготовиться?

Во-первых, серьезным образом модернизировать существующие ИТ-системы компании, уверена Лидия Чернова. Это касается как учетных систем предприятия, так и биллингового ПО для расчетов с клиентами и электронных архивов. Их однозначно придется перестраивать, после того как ФНС выдаст требования к стандартным файлам налогового аудита. Сейчас предполагаемый объем данных в полном объеме не формируется ни в одной из учетных систем.


Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Во-вторых, автоматизировать систему внутреннего контроля, так как данный механизм становиться основным критерием доверия получаемой ФНС информации. Проверять работоспособность и эффективность системы будет само ведомство.

В-третьих, неизбежны кадровые изменения. Функционал традиционной бухгалтерии по отражению фактически совершенных операций будет смещаться в сторону рискориентированного анализа операций до их фактического осуществления.

В любом случае, уверена Лидия Чернова, нужно быть готовым к революционным изменениям в части налогового администрирования — функция ФНС по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов будет заменена на контроль за правильностью отражения операций в целях налогообложения и своевременностью уплаты налогов. При этом функцию исчисления налогов и сборов налоговые органы возьмут на себя, и она будет полностью автоматизирована. Ждать, по-видимому, недолго.

Преимущества решения T1 EasyTax:

• Комплексное решение
Т1 EasyTax — это решение под ключ для клиента

• Импортонезависимость
Продукт является разработкой российской компании

• Размещение
Возможность размещения продукта: cloud и on-premise

• Универсальность
Может взаимодействовать с любой учетной системой: SAP, 1С и другими.

• Актуальность
Полное соответствие актуальным требованиям ФНС РФ

• Удобство
Возможность настроить интерфейсы и ИТ составляющую под каждого клиента

• Техническая поддержка
Осуществление технической поддержки на всех этапах работы продукта

• Методологическое сопровождение
Опытная команда методологов, работающая с ФНС и в области налогового мониторинга с 2016 года, сопровождает весь процесс внедрения.

Читайте также: