Может ли контрольное управление президента проводить налоговую проверку

Обновлено: 13.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью. Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой. Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  1. Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  2. Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  3. Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  4. Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  5. Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  6. Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  7. Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  8. Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  9. Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  10. Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  11. Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  12. Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  13. Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  14. Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  15. Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Виды налогового контроля

В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:

  • предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
  • оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
  • последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).

На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Выездные налоговые проверки

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Другие действия для налогового контроля

Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

  • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
  • инвентаризация имущества;
  • истребование и выемка бумаг и предметов;
  • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение экспертов.

Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.


Важнейшее качество грамотного менеджера – это умение правильно, ловко и своевременно делегировать полномочия. Это же касается и самого главного менеджера страны – Президента. Обеспечить все управленческие функции самостоятельно ни один государственный гарант не силах. Но при наличии правильного аппарата управления деятельность президента потенциально становится эффективной и успешной.

В Российской Федерации главным подразделением, которое находится непосредственно в подчинении главы государства, является Администрация Президента.

Подразделения и отделы Администрации Президента

Администрация Президента – постоянно действующий орган власти, который реализует деятельность Президента России и обеспечивает исполнение его решений и законов. Собственно, Администрация состоит из самостоятельных подразделений, каждое из которых исполняет специфические функции, но взаимодействует и сотрудничает с другими. Кроме аппарата советников президента, Совета безопасности и президентской канцелярии, в группу равноправных подразделений входят также Управления. Эти структуры отвечают за отдельные сферы президентского влияния, например Управление по внешней/внутренней политике, экспертное управление, по вопросам госслужбы и кадров, по обеспечению конституционных прав. Одним из самых важных считается Главное Контрольное управление Президента РФ. Это отдельное подразделение, которое имеет своего начальника и заместителя и свою властную иерархию, но подчиняется главе государства.

Контрольное управление Президента РФ

Что такое Контрольное управление Президента России?

Контрольное управление является важным системным звеном Администрации, которое следит за исполнением решений и законов главы государства региональными и федеральными органами власти. КУ было создано в 1991 году, вместе с Администрацией. Штат управления в настоящее время насчитывает 158 человек, не учитывая служащих в территориальных подразделениях.

Адрес Контрольного управления Президента РФ: Старая площадь, 8, 3 подъезд (станция метро "Китай-город").

Какие законы регулируют сферы влияния и деятельности контрольного управления?

Управление руководствуется в своей деятельности статьями Конституции РФ и рядом федеральных законов. Но преимущественно обязанности и полномочия КУ изложены в Указе Президента N 729 "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента РФ". Указ был отредактирован в 2011 году, поправки касались полномочий работников Управления: и устаревших, и переписанных еще с советского указа пунктов.

Главное контрольное управление Президента РФ

Каковы основные задачи Контрольного управления?

Как понятно из названия этого органа, КУ отвечает за контроль над соблюдением президентских указов, а именно за:

  1. Проверку исполнения поручений Президента и Главы Администрации остальными структурными подразделения Администрации.
  2. Контроль над реализацией проектов общенационального масштаба.
  3. Проверку деятельности федеральных органов, направленной на исполнение указов и распоряжений Президента РФ.
  4. Проверку реализации посланий и прочих программных документов президента.
  5. Своевременное информирование Президента и Главы Администрации о результатах проверок и выявленных правонарушениях.
  6. В некоторых случаях подготовка планов по устранению правонарушений.

Контрольное управление администрации Президента РФ

Ключевые функции КУ

Важно отметить, что деятельность Контрольного управления Администрации Президента РФ направлена на проверку исполнения указов Президента федеральными органами исполнительной власти. Контроль над исполнением законов каждым гражданином – это слишком масштабная задача для столь узкопрофильного подразделения.

К числу специфических функций КУ относятся:

  • составление плана, организация и реализация проверок и прочих контрольных мероприятий;
  • рассмотрение и анализ докладов об исполнении указов Президента;
  • проверка деятельности остальных подразделений президентской Администрации по особому поручению Президента или Главы Администрации;
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
  • контроль над тем, как подразделения Администрации производят распределение финансов, следуя смете.

Главное Контрольное управление Президента РФ проводит также тщательное изучение и анализ работы контролирующих органов в других странах мира и разрабатывает предложения по усовершенствованию контроля на основании изученного опыта. Также Главное управление координирует работу уполномоченных представителей Администрации в федеральных округах.

Управление непосредственно участвует в коррекции выявленных нарушений и предупреждении потенциальных, принимает участие в разработке методичных материалов и данных для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Права и полномочия КУ как контролирующего органа

Для выполнения своих функций Контрольное управление Администрации Президента РФ имеет право:

  • На создание комиссий и привлечение работников Аппаратов управления, сотрудников исполнительных и правоохранительных органов, представителей Президента во всех федеральных округах.
  • На направление своих работников на совещания и заседания Правительства РФ и коллегий федеральных исполнительных органов.
  • На вызов должностных лиц для дачи письменных или устных показаний по поводу уклонения от исполнения или некорректного исполнения федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента РФ.
  • На пользование банками и базами данных федеральных органов власти и Администрации Президента.
  • На привлечение ученых, узкопрофильных специалистов, научных сотрудников для осуществления специфических расследований и консультаций, в том числе и на договорной основе.

Контрольное управление Президента России

Ответственность за результаты проверок КУ

В установленном порядке КУ наделено правом вносить президенту Предложения о привлечении к ответственности отдельных служащих государственного аппарата за игнорирование, неисполнение, нарушение или ненадлежащее исполнение законов и указов главы государства. А также Контрольное управление Президента РФ вправе вносить предложения о временном отстранении госслужащих, которые допустили должностные проступки.

В ходе проверок служащие органов исполнительной власти, которые были привлечены к дисциплинарной ответственности, теряют право на получение премий, наград, повышений в течение года или больше, в зависимости от тяжести нарушения. По инициативе Контрольного управления они даже могут быть направлены на переаттестацию, понижены в должности или уволены.

А за проступки, которые являются небезопасными для правильного режима работы системы госуправления, или за преднамеренные преступления со злоупотреблением служебным положением служащих могут привлечь к административной или даже уголовной ответственности.

Контрольное управление президента РФ Кульба

Также КУ имеет право отправлять материалы о выявленных в ходе проверок нарушениях в органы Прокуратуры, службы безопасности и Следственный Комитет.

Какие особые права имеют работники КУ при проведении проверок?

Таким образом, работники Контрольного управления имеют право входа во все здания, занятые органами исполнительной власти, самоуправления государственными организациями, при проведении проверок и прочих ревизионных мероприятий.

Попытки не пропустить представителей КУ на территорию объекта проверки рассматриваются как препятствие деятельности, классифицируются как дисциплинарные или административные правонарушения.

Структура Контрольного управления Президента РФ

Структура КУ практически не отличается от структуры остальных 11 управлений при Администрации. Во главе отдела стоит руководитель, у него есть заместители, штатные инспекторы по рабочим направлениям.

Глава президентской Администрации лично утверждает структуру и численность штата Контрольного управления.

Контрольное управление президента РФ адрес

Главу Управления назначает на должность, переводит или освобождает от должности Президент РФ по рекомендации Главы Администрации.

Главы отделов и другие служащие утверждаются на должность и освобождаются от нее Руководителем Администрации Президента по рекомендации Главы Контрольного управления Президента РФ.

Главы территориальных подразделений Управления в федеральных округах (окружных инспекций) назначаются по представлению Главы КУ.

Материально-техническое, информационное, правовое, документальное, транспортное и социальное обслуживание работников КУ – это ответственность Управления делами Президента.

Обязанности и функции начальника Контрольного управления Президента РФ

Начальник делегирует полномочия и распределяет функции внутри управления. Он определяет обязанности и раздает должностные инструкции заместителям, начальникам департаментов и референтам, а также издает распоряжения по правилам внутреннего распорядка в Контрольном управлении.

 Кириенко контрольное управление Президента рф

Заключает от имени Администрации договора со специалистами, институтами или научно-исследовательскими организациями о сотрудничестве для проведения работ, которые находятся в ведении КУ.

Директор КУ несет полную ответственность за выполнение задач всеми сотрудниками перед Главой Администрации и Президентом РФ.

Кто в настоящее время занимает пост начальника Управления?

По официальным данным, Чуйченко за 2011 год задекларировал доход в размере 32,5 миллионов рублей, доход его супруги составил почти столько же - 32 миллиона рублей.

Заместители начальника Контрольного управления

Заместители директора КУ, начальники департаментов несут ответственность за исполнением возложенных на них функций и обязанностей в соответствии с листом распределения должностных обязанностей.

Заместитель Главы Контрольного управления Президента РФ Кириенко А. А. ответственен преимущественно за контроль над исполнением указов Президента в регионах и федеральных округах. В частности, в последний год он контролирует ход работ по реконструкции главного аэропорта Камчатского края.

В 2011 году Кириенко, как и его начальник Чуйченко, были награждены Орденом Почета.

Структура контрольного управления Президента РФ [1]

Заместитель директора Контрольного управления Президента РФ Кульба Андрей Владимирович (1960 года рождения) выполняет также функции члена консультационного совета рабочей группы по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций при Администрации Президента. В последнее время Кульба, как и Кириенко, курирует контрольную деятельность в восточном регионе. В частности, он несколько раз проводил инспекции строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Читайте также: