Банк россии не имеет право осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства

Обновлено: 10.05.2024

от 4 октября 2011 года N 123н

____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 декабря 2019 года на основании
приказа Минфина России от 30 августа 2019 года N 137н
____________________________________________________________________

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной налоговой службы М.В.Мишустина.

И.о. Министра финансов
Российской Федерации
А.Г.Силуанов

Приложение

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами

I. Общие положения

1.1. Наименование государственной функции

1. Функция по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (далее - резиденты и нерезиденты).

1.2. Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

2. Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и ее территориальные органы (далее - налоговые органы) осуществляют государственную функцию в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

1.3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

1.4. Предмет государственного контроля

4. Предметом государственного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство).

1.5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля

5. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

6. В соответствии с частью 7 статьи 23 Закона N 173-ФЗ налоговые органы, а также их должностные лица обязаны:

осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством.

1.6. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю

7. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

обжаловать действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, а также их должностных лиц.

8. В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

представлять налоговым органам документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

1.7. Описание результата исполнения государственной функции

9. Результатом исполнения государственной функции является составление налоговым органом акта проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а в случае выявления нарушений валютного законодательства - составление протокола об административном правонарушении в порядке и в сроки, предусмотренные КоАП.

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции

10. Информация о режиме работы налоговых органов, о порядке получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, иные сведения и информация по исполнению государственной функции размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет: http://www.nalog.ru, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также на информационных стендах в налоговых органах.

11. Адрес ФНС России: 127381, г.Москва, ул.Неглинная, д.23, телефон (автоинформатор): 913-00-09, телефакс: 913-00-05.

Режим работы налоговых органов: с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45.

В выходные и праздничные дни налоговые органы не работают.

12. Перечень налоговых органов, сведения об их местонахождении, а также справочные телефоны приводятся в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.

2.2. Срок исполнения государственной функции

13. При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП, а также положение пункта 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения

14. Перечень административных процедур:

Проведение проверки и оформление результатов проверки.

15. Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.

Блок-схема в Бюллетене не приводится. - Прим.ред.

3.1. Проведение проверки и оформление результатов проверки

16. Целью проведения налоговыми органами проверок является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства.

17. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства (далее - проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов (далее - должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении налогового органа, ответственном за проведение проверок.

18. Основанием для начала административной процедуры является получение документов и информации из внутренних и (или) внешних источников (в том числе, одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок).

19. Отбор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 17 настоящего Административного регламента, на основании подготовительной работы, включающей в себя изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

В этих целях используется следующая информация:

информация и документы, получаемые налоговыми органами из внешних источников, представленные органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля, правоохранительными и контролирующими органами, а также из иных источников;

сведения об открытии (закрытии) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и сведения о движении денежных средств по этим счетам (вкладам);

другие сведения, прямо или косвенно указывающие на возможность совершения нарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства при осуществлении валютных операций;

информация, полученная при проведении мероприятий налогового контроля.

20. Критерием принятия решения о проведении проверки являются мотивированные предложения должностных лиц налоговых органов, проводивших изучение и анализ деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям, а также поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 28.1 КоАП.

21. Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (далее - Поручение). В зависимости от основания проведения проверки в Поручение включаются вопросы, отражающие все виды валютных операций или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

22. Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках.

23. Должностные лица налоговых органов, которым в соответствии с пунктом 21 настоящего Административного регламента поручено проведение проверки, организуют работу и несут ответственность за ее исполнение.

24. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

25. В целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

проверяемого резидента (нерезидента) на основании частей 1 и 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ;

уполномоченных банков в соответствии с частью 6 статьи 22 и частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ запрос налогового органа о представлении копий указанных в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения валютного законодательства с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

26. Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе на основании соглашений, приказов и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.

Читайте также: