Автомобиль для директора налогообложение

Обновлено: 14.05.2024

О НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ ПРИ ПОКУПКЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Часто предприятия, применяющие специальные режимы налогообложения, не оценивают или не всегда правильно оценивают возможность приобретения транспортных средств (ТС) на других системах налогообложения, чтобы достигнуть большей экономии на налогах. А ведь транспортное средство — дорогостоящий актив, и продавец ТС, как правило, является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Варианты действий для достижения максимальной налоговой экономии разные. В данной статье мы рассмотрим, на какой системе налогообложения выгоднее всего приобрести транспортное средство, оценим все нюансы, а также их влияние на итоговый результат.

Конечно, создавать новую организацию, которая будет плательщиком НДС, воспользуется эффектом от ситуации, но будет при этом неработоспособна, смысла нет. Однако многие хозяйствующие субъекты имеют в своей структуре две и больше организаций, работающих на разных режимах налогообложения. Более того, от применения специального налогового режима при определенных условиях предприятие может отказаться.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим (п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).

Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иной режим налогообложения со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

Как видим, совершать такую покупку огульно нельзя.

Нужно учесть, что предприятие на спецрежиме не является плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому при приобретении объектов основных средств (ОС) на специальных режимах налогообложения предъявленные продавцами суммы НДС учитываются в стоимости приобретенных объектов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Только при УСН (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка 15 %) эти расходы пригодятся, так как уменьшат налогооблагаемую базу по единому налогу.

ОПРЕДЕЛИМ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПКА ТС ПРИНЕСЕТ МАКСИМАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ЭФФЕКТ

Сопоставим три системы налогообложения — ЕНВД, УСН, ОСНО (в разрезе двух объектов налогообложения), чтобы определить, на какой из них выгоднее приобрести транспортное средство. Для этого будем учитывать все особенности и нюансы каждой системы налогообложения.

Поскольку все значения стоимостных показателей налоговой декларации указываются в полных рублях, то есть значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля, в своих расчетах будем использовать эти правила округления.

Для ЕНВД, единого налога при УСН, НДС и налога на прибыль в качестве отчетного (налогового) периода выступает квартал, однако мы проведем исчисления за месяц, чтобы упростить расчет. Если понадобится, полученные итоги можно экстраполировать на необходимый период. Предположим, что плановая выручка поступит на расчетный счет компании в отчетном периоде, все расходы будут оплачены в этом же периоде.

Для полноценного всестороннего анализа нам нужны базовые вводные и расчетные показатели, которые мы структурировали по системам налогообложения.

Общие данные:

Транспортная организация, оказывающая услуги по перевозке грузов, решила приобрести новый КамАЗ стоимостью 3 504 000 руб. (в том числе НДС — 584 000 руб.; стоимость без НДС — 2 920 000 руб.).

Получены следующие плановые показатели:

  • ежемесячный доход от оказания транспортных услуг — в среднем 347 830,80 руб.;
  • транспортный налог в квартал — 2625 руб. (ежемесячный расчетный показатель составит 875 руб. (2625 руб. / 3 мес.));
  • ежемесячная величина прочих расходов — 4282 руб. без НДС;
  • заработная плата водителя (окладная система) — 30 000 руб.;
  • сумма страховых взносов от зарплаты водителя — 9060 руб.;
  • стоимость ГСМ (согласно данным о загрузке машин) — в среднем 134 400 руб. в месяц (в том числе НДС — 22 400 руб.; стоимость без НДС — 112 000 руб.).

Расчеты по ЕНВД

Сделаем вспомогательный расчет величины ЕНВД, исходя из того, что базовая доходность на одну машину составляет 6000 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), коэффициент-дефлятор К1 на 2019 г. — 1,915, корректирующий коэффициент К2 на 2019 г. — 0,6. Ставка налога составляет 15 %.

В итоге получим сумму ЕНВД за один месяц:

6000 руб. × 1,915 × 0,6 × 15 % = 1034 руб.

Расчеты по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов)

Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ при применении УСН расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС принимаются с момента ввода данных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Если предположить, что ОС было приобретено в первом квартале отчетного года, то на уменьшение налогооблагаемой базы по УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) будет отнесено 876 000 руб. (3 504 000 руб. / 4 квартала).

Еще одна особенность упрощенной системы налогообложения — необходимость в определенных случаях уплачивать минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы.

Если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивается минимальный налог. Следовательно, даже если организация получит убыток, ей все равно придется заплатить не менее 1 % минимального налога.

Расчеты по ОСНО

Ежемесячная сумма амортизации составит:

2 920 000 руб. / 85 мес. = 34 352,94 руб.

НА ЗАМЕТКУ

Далее определим, на какой системе налогообложения выгоднее работать при приобретении транспортного средства.

Д. В. Кислов, канд. экон. наук

Мы живем в век скоростей, поэтому наличие автомобиля у работника – это зачастую не роскошь, а производственная необходимость. Многие сотрудники имеют разъездной характер работы - менеджеры по продажам, торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию клиентов, директор может использовать свой личный автомобиль для поездок в командировки. Результат их труда во многом будет зависеть от степени мобильности. Все больше компаний практикуют использование личных автомобилей сотрудников в служебных целях. Как это правильно оформить?

01. Что является личным авто и служебной необходимостью

Использование личного авто в служебных целях необходимо компенсировать, это Закон.

При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).

Служебные цели - это деятельность оформленного в штат сотрудника организации, нацеленная на выполнение целей организации или исполнение своих должностных обязанностей.

В результате использования личного автомобиля в служебных целях возникает вопрос как это оформить. Есть два варианта возместить сотруднику использование личного автомобиля в служебных целях:

  1. выплачивать компенсацию за использование личного авто в служебных целях;
  2. заключить договор аренды транспортного средства.
  3. На самом деле, есть еще вариант безвозмездного использования авто, но он не укладывается в экономическую целесообразность и личные интересы сотрудника. Не принимаем его в расчет.

02. Компенсация за использование личного транспорта

2.1 Чем регулируется

    ;
  • ст. 264 НК РФ, (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92) .

2.2 Как оформить

Компенсация-это не заработная плата, а отдельный вид выплат, который устанавливается приказом по предприятию. Порядок оформления и работы может быть таким:

  1. Разрабатываем Положение об использовании личного автомобиля в служебных целях - порядок, нормы,
  2. Вносим Изменения в трудовой договор,
  3. Устанавливаем Приказом размер компенсации конкретному сотруднику или списку лиц.
  4. Каждую служебную поездку оформляем Путевым листом, либо записью в специальном журнале,
  5. Все расходы на содержание автомобиля (покупка топлива, масла, посещение СТО) подтверждаем документально и вместе с Заявлением сдаем в бухгалтерию,
  6. Бухгалтер проверяет документы и осуществляет выплату. Работодатель вправе отказать сотруднику в компенсационных выплатах, если они осуществлялись не для служебных целей.

2.3. НДФЛ и страховые взносы с компенсации на авто

Компенсация на использование личного авто в служебных целях не облагаются:

  • НДФЛ в пределах сумм, установленных Соглашением сторон трудового договора (ст. 217 НК РФ),
  • Страховыми взносами в пределах сумм, определяемых Соглашением (ст. 422 НК РФ)

2.4 Налог на прибыль

При расчёте налога на прибыль сумму компенсации включаем в прочие расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу в пределах норм (ст. 264 НК РФ).

Нормы компенсации зависят от объема двигателя:

  1. 1200 руб. – для легковушек с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно;
  2. 1500 руб., если объем двигателя больше 2000 куб. см;

С оставшейся суммы компенсации придется заплатить налог на прибыль.

Все расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Использование транспортного средства должно быть связано с исполнение трудовых обязанностей работника организации (разъездной характер работы, служебные цели). Если вы выплатили компенсацию за использование личного автомобиля, но при этом:

  • Автомобиль не использовался или использовался не в служебных целях (нет подтверждающих документов);
  • Сотрудник находился в отпуске или болел;
  • У вас нет подтверждающих документов.

- то будьте готовы заплатить с этой суммы НДФЛ, страховые взносы и включить эту сумму в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Пример: Как правильно списать на расходы компенсацию (в пределах нормы)

2.5 Транспортный налог

03. Аренда личного автомобиля

3.1 Чем регулируется

3.2 Как оформить

Заключаем Договор аренды транспортного средства. При заключении договора можно и нужно ориентироваться на средний уровень стоимости аренды в регионе. Установите в договоре аренды личного авто в служебных целях не фиксированную плату, а в привязке ее ко времени работы, пробегу или количеству выездов.

Что нужно прописать в договоре:

  • на какой срок будет арендовано авто,
  • кто сможет еще пользоваться машиной,
  • за какую плату будет происходить сделка,
  • как будут возмещаться расходы – с их расчетом или определенной суммой ежемесячно,
  • какие права останутся у владельца на транспорт, какие будут у арендодателя,
  • в каких целях будет использоваться транспорт – для перевозки пассажиров, для транспортировки документации, для перевозки руководителя организации,
  • на какое расстояние будет ездить водитель

При заключении договора аренды стоит обратить внимание сотрудник является собственником автомобиля или управляет им по доверенности. Договор оформляйте на собственника (права и обязательства возникают у него), а подпишет соглашение сотрудник. Арендная плата будет доходом собственника, а не сотрудника.

Основные виды аренды:

  1. С экипажем. Автомобиль содержит его владелец. Он же оплачивает ремонт, запчасти и другие принадлежности. Можно ли заключить договор аренды транспортного средства с экипажем с сотрудником организации? Да, но только если сотрудник – индивидуальный предприниматель и у него есть шофер и механик. (ст. 635 ГК РФ) .Если данные условия не соблюдаются - договор будет недействительный (ст. 168 ГК РФ). Если все же решили заключить данный вид договора то советуем разбить его на два - договор аренды транспортного средства и договор оказания услуг, связанных с управлением и технической эксплуатации транспортного средства;
  2. Без экипажа. Работник только предоставляет машину без каких-либо услуг. Управлять автомобилем может как сам владелец машины, так и любой сотрудник организации. При аренде автомобиля без экипажа все расходы на содержание автомобиля несет организация-арендатор. Арендатор автомобиля без экипажа обязан: страховать переданный ему автомобиль, проводить его текущий и капитальный ремонт, вернуть автомобиль арендодателю в том состоянии, в котором арендатор его получил. А вот страховую выплату в случае повреждения автомобиля в аварии вправе получить только собственник автомобиля.

3.3 Налогообложение

С арендной платы удерживаем НДФЛ:

  • 13%-с резидента РФ ,
  • 30%-с нерезидента РФ.

Страховые взносы НЕ начисляются, если заключен договор аренды без экипажа (ст. 420 НК РФ, ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

При аренде ТС с экипажем начисляйте страховые взносы только со стоимости услуг по управлению автомобилем, оплату за аренду взносами не облагайте. В данном случае необходимо начислить страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. Взносы на обязательное социальное страхование начислять не нужно. Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний платить нужно только в том случае, если в договоре аренды автомобиля с экипажем прописана такая обязанность.

3.4 Учет расходов

Арендную плату могут полностью учесть в налоговых расходах как компании на ОСН, так и компании на УСН. При расчете налога на прибыль при заключении договора аренды без экипажа учитываем всю сумму фактических затрат - бензин, ТО, ремонт, страховка, мойка, парковка, ГСМ, ремонт и другие расходы.

Компании на УСН «доходы минус расходы - включают в состав затрат (ст. 346.16 НК);:

  • суммы арендной платы;
  • затраты на ГСМ и другие расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля.

Все затраты должны быть обоснованными и подтверждены документами. Если вы все же решили упростить себе задачу - не заключать договор аренды и не оформить должным образом выплату компенсации, а просто выплачиваете сотруднику суммы его затрат по чекам ГСМ, то будьте готовы к тому что налоговики признают данные выплаты экономически необоснованными и вам придется заплатить все полагающие налоги с этих сумм.

Пример. Аренда авто в служебных целях - как отнести на расходы

Нет. Налоговики могут признать данный договор фиктивным, так как нет экономического обоснования использования личного автомобиля в служебных целях (заполненных путевых листов нет, журнала регистрации поездок - нет,чеков на ГСМ - тоже нет). Налоговые инспектора признают данные выплаты компенсацией, а именно заплатить НДФЛ и страховые взносы со всей суммы, включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

04. Что лучше - выплата компенсации за авто или сдать в аренду?

Сравнительная таблица двух вариантов.

Что сравниваем Компенсация за использование авто в личных целях Аренда авто у физлица
Кто получает Только работник организации Любое лицо
Что получает Компенсацию по ТК Арендную плату по ГК
Как оформляется Доп. соглашением к трудовому договору Договором аренды
НДФЛ Освобождается Облагается. Арендатор является налоговым агентом
Страховые взносы Не подлежит обложению Страховыми взносами облагается только договор аренды с экипажем со стоимости услуг по управлению ТС
Включение в расходы Включить в расходы можно в пределах норм. Сверх норм - есть отличия ОСН и УСН. Включить в расходы можно всю сумму

Чаще всего эти варианты сравнивают с точки зрения налогов, всё остальное практически одинаково. Выплачивать же работникам компенсацию за использование ими своего автотранспорта в служебных целях выгодно, только когда сумма не превышает нормы. А это бывает очень редко, практически никогда. По нашему мнению выгоднее заключать договор аренды автомобиля сотрудника вместо выплаты им компенсаций.

Фирммейкер, март 2021
Ирина Воробьева, Ольга Круглова (Усс)
При использовании материала ссылка обязательна

Генеральный директор, как ни крути, лицо компании, и автомобиль — часть его имиджа. Прибытие на деловую встречу на излишне скромной машине может ударить по деловой репутации, стать поводом для пересудов и даже подорвать доверие к организации. В этом материале мы рассмотрим существующие варианты приобретения авто бизнес-класса и наглядно продемонстрируем, какой из них наиболее выгоден.

Приобретение оптимального для успешного бизнесмена автомобиля E-класса сопряжено с серьезными расходами и иногда требует вывода внушительных средств из оборота компании. Есть несколько вариантов покупки транспортного средства. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

На зарплату

Самый простой и очевидный вариант — купить машину на собственные средства. Для этого достаточно выдать самому себе жалованье в размере стоимости автомобиля и заплатить автодилеру за понравившуюся модель. Как это часто бывает, самый легкий путь на поверку оказывается самым затратным. Давайте посчитаем.

При оформлении автомобиля в личное пользование придется заплатить страховой взнос в Пенсионный фонд (22%), заплатить налог на доходы физических лиц (13%), оплатить медицинскую страховку (5,1%) и сделать взнос в Фонд социального страхования (2,9%). В итоге придется переплатить 43% от стоимости автомобиля. Если же ваш бюджет строго ограничен, придется выбирать более дешевый вариант автомобиля.

Плюсы:

  • Простота;
  • Нет налога на прибыль (прибыль направлена на выплату зарплаты);
  • Нет налога на дивиденды.

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС).

Резюме: Приобретение автомобиля на зарплату — способ сколь простой, столь и затратный. Минусы настолько перевешивают плюсы, что мы смогли придумать только одно оправдание такому шагу: нежелание лишний раз нагружать бухгалтерию. Но выгода слишком высока чтобы от неё отказываться.

Дивиденды в помощь

Можно пойти другим путем и купить автомобиль на дивиденды. Для этого вам надо выплатить себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли организации. Это поможет сэкономить на НДФЛ и страховых взносах. Но при этом придется уплатить налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%), что сводит достоинства такого способа покупки к минимуму.

К тому же есть и другой существенный минус. В уставе большинства организаций прописана определенная периодичность выплаты дивидендов: как правило, раз в квартал или раз в год. Это обстоятельство не позволит сделать срочную покупку.

Плюсы:

  • Нет НДФЛ, поскольку он не взимается с полученных физлицом дивидендов;
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата;
  • На 2% дешевле, чем при покупке на зарплату.

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто;
  • Зависимость от периодичности выплат дивидендов.

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше — но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

Покупка на фирму

Также можно оформить автомобиль на фирму. И в этом случае переплаты будут. равны нулю! Не придется платить налоги на прибыль, дивиденды, НДФЛ и страховые взносы!

Более того, оформление на организацию позволит отнести траты на топливо, масло, сервис, шиномонтаж, стоянку и прочие издержки, связанные с владением автомобилем, на расходы компании. Такой ход сократит налогооблагаемую базу, что обеспечит фирме дополнительную экономию по налогу на прибыль.

Но и это еще не все. Покупка автомобиля на компанию позволяет НДС со стоимости автомобиля поставить к зачету. В этом случае фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль;
  • Нет страховых взносов на ФОТ;
  • Нет НДФЛ;
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля;
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами.

Минусы:

  • Собственником автомобиля является компания. Если вы владелец компании, то по факту машина принадлежит вам.

Резюме: Оформление автомобиля на фирму сводит финансовые издержки к нулю, позволяя точно уложиться в бюджет. То есть по факту дает возможность приобрести автомобиль классом выше.

Итоги

Бывают исключительные обстоятельства, когда приобретение автомобиля на зарплату или дивиденды оказываются самым приемлемым вариантом. В подавляющем же большинстве случаев оформление автомобиля на фирму является самым разумным и выгодным вариантом. Здесь стоит напомнить, что юридические лица обычно приобретают авто в лизинг — ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

Другие статьи

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

- не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);

- может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель - образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Роструд .

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объектах ;

работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положена .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция ;

работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) ;

работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя ;

положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счет ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб. Также организацию может наказать и трудовая инспекция - привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ШКЛОВЕЦ ИВАН ИВАНОВИЧ - Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

"Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата".

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации - от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя - от 1000 до 5000 руб. ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издержек .

п. 2 ст. 209 ГК РФ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 N 1090

ст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ

ч. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ

Письма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 22-2-897; Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1

Определение Мосгорсуда от 12.10.2010 N 33-29136

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 N 33-771/2013

Апелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 N 33-7293/13

Апелляционное определение ВC Республики Хакасия от 21.05.2013 N 33-1251/2013

Определение Приморского краевого суда от 15.12.2010 N 33-10823

Апелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 N 33-2925/2012

Читайте также: