Апостол сборщик податей и налогов

Обновлено: 18.05.2024

Об апостоле Матфее, составившем жизнеописание Иисуса Христа через 8 лет после его смерти и вознесения, история сохранила мало достоверных фактов. Его Евангелие, основанное на личных наблюдениях, положило начало второй части Библии: Новому Завету. Около 20 лет Матфий посвятил проповеди христианства среди язычников в странах Малой Азии и Северной Африки.

Краткая биография святого Матвея

Святой Матфей входит в число 12 апостолов, сопровождавших Спасителя при жизни и продолживших его дело после воскрешения и вознесения в Царство Небесное.

Происхождение и житие до встречи с Иисусом

О происхождении Матфея известно, что он был родным братом апостола Иакова Алфеева. До встречи с Иисусом Христом он служил сборщиком податей (мытарем) в римскую казну в городе Капернауме (Галилея). Иудеи ненавидели мытарей, считая их предателями.

Левий Матфей не знал пощады к должникам, умел извлечь для себя выгоду из своей должности, был человеком состоятельным

Апостольство

Однажды он сидел на берегу озера в ожидании рыбаков, чтобы взять налог в пользу кесаря. От своего брата он был наслышан о Мессии, его проповедях и чудесах. Когда к нему в окружении множества людей подошел Христос и позвал идти за собой, Левий, не раздумывая, оставил мытницу и пошел за Спасителем. Матфей стал учеником Иисуса, бросив семью и дом. Фарисеи пытались обличить Христа, что он приблизил к себе такого корыстного и безжалостного человека. На эти слова Спаситель ответил, что он пришел привести к покаянию не праведников, а грешников.

апостол матфей

Подробностей о проповеднической жизни святого сохранилось немного. По выпавшему ему жребию он отправился нести Слово Божие в государства Малой Азии (Сирию, Мидию), Северной Африки (Эфиопию). Закончил свой жизненный путь Левий Матфей в местности, где проживали язычники-каннибалы.

В городе Мирмены апостол обратил в христианскую веру несколько десятков эфиопов и основал небольшую церковь. Епископом в ней он назначил своего попутчика, благоверного Платона. Поднявшись на склон горы, Матфей горячо молился Богу, чтобы он дал ему силы и красноречие для убеждения язычников принять христианство.

Ночью святому было видение, в котором Господь в лице юноши передал ему жезл с наказом установить у входа в храм. Матфей во сне услышал слова Иисуса Христа, что из этого жезла вырастет дерево, богатое плодами, а у корней откроется источник. Язычники, утолив голод и жажду плодами дерева и водой из источника, забудут свои кровожадные обычаи и станут верными христианами благообразного вида.

Утром Матфей спустился с горы и направился к храму. По дороге ему встретились сын и жена царя эфиопов, Фулвиана. Одержимые бесом, они пришли в неистовство, увидев в руках Матфея жезл. Святой осенил их крестным знамением с именем Иисуса Христа и изгнал нечистого.

апостол матфей

Освобожденные от происков нечистого духа царица и царевич последовали за апостолом. Епископ Платон вышел навстречу святому Матфею, который установил жезл у входа в церковь. На виду у всех свершилось чудо: вместо жезла появилось высокое дерево с густой листвой и плодами, а у корней забил источник.

Весть о чуде облетела город. Люди пришли к храму, чтобы вкусить плодов и испить воды. Апостол, стоя на возвышении, проповедовал эфиопам Слово Божие на понятном для них языке. И все, кто слышал его, уверовали в Христа, и крестил их Матфей в источнике. С каждым крестившимся случалось новое чудо: черты лица его смягчались, а кожа светлела.

Конец жизни

Фулвиан, узнав об исцелении жены и сына, возрадовался, но нечистый проник в его душу и осквернил ее. Злые мысли пришли в голову царя, и он решил погубить проповедника. В эту же ночь Господь предупредил Матфея во сне о предстоящих испытаниях и обещал оградить его от страданий и мук. Утром царь приказал 4 воинам схватить апостола в церкви и привести к нему. Но, приблизившись к храму, воины ослепли и не смогли выполнить приказ повелителя. В гневе Фулвиан послал сотню вооруженных солдат к храму с тем же приказом. Но они не смогли схватить Матфея. При попытке подойти к нему ближе, яркое светящееся облако закрыло апостола, скрыв от глаз.

Испуганные воины бросили оружие и в страхе бежали прочь. Фулвиан не поверил своим подчиненным и в ярости, со множеством слуг, сам направился к церкви, чтоб схватить Матфея. Но и его постигла та же участь: тьма закрыла его глаза, когда он протянул руку, чтобы схватить святого.

апостол матфей

Царь в страхе стал умолять проповедника простить его и вернуть зрение. Перекрестив глаза Фулвиана с Божьим именем, святой даровал прозрение. Царь благодарил апостола, а в душе копил на него злобу. Он не поверил в Божью силу, а решил, что это происки злого колдуна. Ласково разговаривая с Матфеем, Фулвиан взял его за руку и повел во дворец. Божьим провидением святому открылись помыслы злодея, и он прямо сказал ему, что готов на мучения, чтобы доказать истинность своей веры в Бога.

Лицемерный царь сбросил маску благодарности и приказал уложить апостола на спину, вбив в руки и ноги гвозди. На его тело слуги сложили хворост и смолу и разожгли огонь. Но пламя, взметнувшись вверх, сразу угасло. Святой был жив и невредим и славословил Христа. Народ эфиопский, увидев такое чудо, стал молиться Господу.

Бес, сидевший в Фулвиане, подстрекал его на еще большее зверство. Громогласно обвинив Матфея в колдовстве, благодаря которому он смог погасить огонь и остаться невредимым, царь велел принести еще больше дров. Апостола обложили со всех сторон хворостом, зажгли огонь и стали поливать его смолою.

Охваченный ужасом царь стал умолять Матфея погасить огонь и остановить змея. Святой сотворил молитву Господу, и огненный змей превратился в растекшуюся по земле лужу. В остывающем пепле лежал нетронутый жаром пламени Матфей. Фулвиан отдал приказ извлечь святого из костра, но тот, сотворив последнюю молитву, испустил дух.

икона святого

По приказу повелителя святого одели в дорогие одежды, положили на золотые носилки. Но внушенные нечистым сомнения все еще были живы в уме Фулвиана. И после смерти апостола он придумал новое испытание. По его приказу тело святого положили в железный сундук и бросили в море.

Царь сказал своим придворным, что поверит в истинность Бога, которого проповедовал Матфей, если его тело, спасенное от огня, не тронет вода. Ночью Платону явился во сне Матфей и наказал идти утром к морскому берегу и забрать его мощи. Наутро, в сопровождении верующих, епископ пришел к морю и увидел на берегу железный сундук со святыми останками. Узнав о чуде, Фулвиан воистину поверил в Господа и просил прощения у мощей Матфея. Он просил Платона крестить его в христианскую веру и научить заповедям Божьим.

Во время крещения епископ услышал голос, повелевавший назвать Фулвиана именем Матфея. В последующие годы Матфей-Фулвиан отрекся от власти и вскоре стал епископом эфиопской церкви, будучи последователем святого апостола.

Значение и почитание святого в православии

Евангелие от Матфея датируется 41 годом от Р. Х. Апостол написал ее по просьбе иудеев-христиан из Палестины на арамейском наречии. Содержание первой Новозаветной части Библии ориентировано на палестинских евреев. Матфей акцентирует внимание верующих на связь Иисуса Христа с ветхозаветными пророками, предрекавшими пришествие Мессии из колена Авраамова. Евангелие апостол начинает с родословной Иисуса. Затем он повествует о Божественной сущности Христа, о воплощенном в человеке Сыне Божьем.

апостол матфей

В последних главах Матфей рассказывает об отречении народа израильского от своего Царя, его казни и воскрешении. Более других евангелистов Матфей уделил внимание проповедям Иисуса Христа, беседам и напутствиям ученикам. По преданию, святой апостол скончался около 60 года от Р. Х. День памяти – 29 ноября и 13 июля по григорианскому календарю. Мощи святого с X века хранятся в кафедральном соборе города Салерно (Италия).

Иконография

На иконах святой Матфей изображается со свитком или книгой, как первый биограф Иисуса Христа.

Молитва

О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Во второй день Рождественского поста Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Святой апостол и евангелист Матфей, именуемый также Левием (Мк.2,14;Лк.5,27), апостол из двенадцати (Мк.3,18;Лк.6,45;Деян.1,13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк.2,14), был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи.
Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (Мф.9,9), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников.
Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф.9,13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел безчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф.10,6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале восемь лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.
В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.
Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.
В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию.
Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Тропарь, глас 3-й
Усердно от мытницы ко звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве: моли милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4-й
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав Час судный.

Величание
Величаем тя, апостоле и евангелисте Христов Матфее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший!
Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего,
Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Матфей, именуемый также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), апостол из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), брат апостола Иакова Алфеева (Мк. 2, 14). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (Мф. 9, 9), оставил свою должность и пошел за Спасителем.

Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу (+ 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, / явльшуся на земли человеком за благость, / Тому последовав, апостол избранный явился еси / и благовестник Евангелия вселенней велегласен. / Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве, / моли милостиваго Бога / да грехов оставление подаст душам нашим.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Святой Апостол и Евангелист Левий Матфей, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера). Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря (сборщик податей и налогов). Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.

Апостол и Евангелист Матфей (†60), изображение №1

Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мытарь – сборщик податей.

В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеров и пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.

Христос, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к мытарям (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7), и ел с мытарями и грешниками (Лк 15:1).

В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.

Один из мытарей – Матфей (или Левий), стал апостолом Иисуса Христа (Мф 10:3; Мк 2:14), другой — Закхей — Его последователем (Лк 19:2).

В Библии фарисеи упоминаются в книгах Нового завета и в основном противостоят Иисусу Христу, испытывают его, не принимают его учения.

Фарисеи верили в духов и воскресение мертвых (Деян 23:6, 24:15 и далее), помимо закона (который они стремились исполнять как волю Божию (Флп 3:5)), соблюдали множество внешних установлений и заповедей, которыми дополнили закон.

Образ фарисея очень ярко представлен в притче Христа о мытаре и фарисее (Лк 18:9-15), которые вошли помолиться в Иерусалимский храм. Христос оправдывает мытаря, который смиренно и просто признавал свою греховность и только просил у Бога милости. Нет оправдания фарисею, который хвалился тем, что строго исполняет закон, и в своем высокомерии дерзал ставить себя выше мытаря, которого почитал человеком грешным. Фарисей забыл, что судить человека – дело не другого человека, а Бога.

Отношения Христа и фарисеев не сводились только к конфронтации. Некоторые фарисеи приглашали Христа к себе в дома (Лк 7:36, 11:37, 14.1),

К числу фарисеев принадлежал Савл (будущий апостол Павел), Никодим (Ин 3:10), который впоследствии вместе с Иосифом Аримафейским снял с креста тело Иисуса Христа и организовал его погребение, а также Гамалиил (Деян 5:34).

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

В основном книжники были из левитов — из колена Левиина, предназначенного для священнослужения. Они переписывали книги Священного Писания, изучали и толковали Закон, хранили в памяти и записывали предания. Они были богословами и юристами. Особый характер книжничество получило со времен Ездры (Ездр. VII, 11). После вавилонского плена еврейский народ в значительной степени потерял не только знание закона Моисеева, но и самого языка, на котором он был написан. Нужно было не только поучать народ в законе, но и переводить закон на народный язык и истолковывать его смысл. С этой целью Ездра учредил особый класс книжников, или законников, которые образовали комиссию, известную под названием великой синагоги, а впоследствии — синедриона. Со II в. до Р.Х., при формировании школ фарисеев и саддукеев, появились книжники из фарисеев и саддукеев. Некоторые книжники-фарисеи выходили из простого народа и всю жизнь свою посвящали его благу, заботясь о его просвещении и нравственно-религиозном развитии. Влияние на народ книжников было очень велико, они пользовались огромным авторитетом.

Книжниками-фарисеями были святые апостол Павел и его учитель Гамалиил.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: “Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?” А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых”.

Господь же, услышав слова их, сказал им: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9:13).

“Смотри, – говорит Иоанн Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.”

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к “погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Апостол и Евангелист Матфей (†60), изображение №3

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Апостол и Евангелист Матфей (†60), изображение №4

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском, точнее, арамейском языке. Об этом нам свидетельст­вует Папий, еп. Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова. Но первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян, и до нас дошел только очень древний греческий перевод. Ученые предполагают, что на греческий язык с арамейского язы­ка Евангелие было переведено самим евангелистом Матфеем.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Апостол и Евангелист Матфей (†60), изображение №5

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран), Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Апостол и Евангелист Матфей (†60), изображение №6

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола.

Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия – одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.


Апостол Матфей помогает, когда его просят об укреплении веры и о защите от искушений.
До призвания в апостолы на службу Господу, Матфей был что сборщиком налогов.
Поэтому считается, что он стал покровителем тех, кто имеет отношение к финансам. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись проверяющие органы.

АПОСТОЛ МАТФЕЙ — ЖИТИЕ СВЯТОГО

Апостол Матфей (называемый Левием) – это родственник апостола Иакова Алфеева и, до того времени, как сам стал апостолом, он был состоятельным человеком. В Галилее он служил сборщиком податей (был мытарем).

Призвание апостола Матфея

Когда Иисус Христос проповедовал веру в Капернауме, Он, в сопровождении людей, пошел к морю, где узрел мытаря Левия, которому просто сказал:

— спрашивали книжники учеников Иисусовых.
Услышав такой вопрос, Господь ответил им:

После своего призвания, Матфей оставил свою благополучную жизнь и превратился в верного ученика Христа, больше не отлучаясь от Своего Учителя.
После своего соединения с другими апостолами, будущий евангелист Матфей всегда был с Господом. Он ходил с Ним в Галилею и Иудею, слушал проповеди и учился вере в Бога, он видел многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Он был среди тех апостолов, кто своими глазами видел, как страдал на Кресте их любимый Учитель, Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение на небо.

Матфей пишет евангелие

После того, как на Пятидесятницу Святой Дух сошел на апостолов, один из них, евангелист Матфей проповедовал веру в Иерусалиме и близлежащих селениях. Через восемь лет после преславного Воскресения Иисуса Христа, по просьбам христиан и других апостолов, именно Матфей написал первое Евангелие, из которого люди могли узнать о земной жизни и учении Спасителя.

Апостол Матфей нес благую весть во многих странах: в Македонии, Сирии, Персии, Парфии и Мидии, был в Эфиопии.
По наставлению Святаго Духа, апостол оказался на территории жестокого чернокожего народа, в городе Мирмены. Здесь он устроил церковь, в которой стал епископом его спутник Платон и обратил несколько человек в веру.
Однажды, когда Матфей и прихожане молились Богу, неожиданно для всех Сам Господь Иисус Христос явился молящимся, дал апостолу жезл, чтобы тот водрузил его возле дверей храма.
Желая исполнить волю Бога, Матфей стал устанавливать жезл. И тут, вдруг, на виду у всех присутствующих, железная палица превратилась в дерево, на котором сразу появились ветки, листья и огромные сочные плоды. Жители этого города сразу прознали о таком чуде, стали приходить к дереву, пробовать вкусные плоды и пили чистую воду из колодца рядом с церковью. Кроме этого все удивились, когда апостол Матфей стал проповедовать им Евангелие на знакомом для них языке. После таких чудес многие сразу уверовали в Иисуса Христа, и после крещения апостола Матфея, они превратились в христиан.

Местный правитель Фульвиан, когда узнал о произшедших изменениях, сильно рассердился и приказал четырем стражникам схватить и доставить к нему возмутителя их спокойствия. Когда воины подошли к церкви, все неожиданно погрузилось во мрак, стало до такой степени темно, что ничего нельзя было разглядеть. На следующий день правитель послал другой отряд, но в этот раз воины оказались ослеплены необычайно ярким светом и опять приказ царя выполнен не был.

Мученичество Матфея

Но все-таки Фульфиану удалось обманом завлечь Матфея в свой дворец, где он обвинил апостола в колдовстве и приговорил к сожжению в огне. Костер разожгли, но когда стали приводить приговор в исполнение, он затух, нисколько не повредив Матфея. Палачи опять разожгли огонь и стали лить на него горючую смолу, которая зажглась, потом неожиданно разлилась и брызнула своим огнем на мучителей. При этом возникла угроза пожара. После того, как Фульфиан стал просить святого, которого и в этот раз сохранил Господь, пощадить его – огонь сразу же потух.
После увиденных чудес, Фульфиан вознамерился освободить апостола от мучений, но по воле Божией святой, помолясь, скончался.
Решив воздать Матфею особые почести, тело Апостола одели в дорогие одежды, положили на золотой одр и торжественно внесли его во дворец.
Князь еще не стал безоговорочным ревнителем Христовой веры и, видимо поэтому, решил устроить еще одну проверку. Он приказал поместить тело Матфея в металлический ковчег, который герметично залили оловом и бросили в море.
Фульфиан сказал всем придворным, что это последнее испытание должно показать истинную силу Господа. Этой же ночью, когда железный ковчег с мощами бросили в воду, святой апостол явился епископу Платону и открыл ему место, где ковчег был обнаружен следующим утром.
Теперь уже князь полностью уверовал во Христа и в Его веру, исповедовал Его Единым истинным Богом, который сотворил такие чудеса через Своего святого апостола — не дал тому сгореть в огне и утонуть в воде. После того, как ковчег был доставлен во дворец, правитель припал ко святым мощам Матфея, стал просить у него прощения, покаялся в грехах и захотел покреститься.
Видя искренность Фульвиана, епископ Платон объяснил ему истины святой веры, после чего, огласив, крестил правителя. Во время возложения руки на голову новокрещенного, свыше послышался голос, который велел:

Так, по крещении, правитель принял имя святого апостола Матфея. В христианской жизни князь хотел быть похожим на святого: он тоже отказался от мирских благ, свою власть, богатство передал в другие руки, сам стал горячим молитвенником за людей и за эти заслуги даже был возведен в пресвитеры. Через три года епископ Платон скончался. В видении пресвитера Матфея, явился святой Апостол Матфей и уговорил его стать епископом после блаженного Платона.
Став епископом, Матфей положил многие силы в деле благовещения, много людей, благодаря его проповедям отошли от идолопоклонничества и обратились в христианскую веру.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Апостоле Христов Матфее, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благочестии Христ ове.

Читайте также: