Сколько штраф за езду без страховки в белоруссии

Обновлено: 18.05.2024

Последствия управления автомобилем в Республике Беларусь и за рубежом (на примере Польши) без зеленой карты

Последствия управления автомобилем без зеленой карты

Аннотация

В преддверии отпускной пары особую важность приобретает необходимость напомнить требования действующего страхового законодательства автовладельцам как въезжающим из-за рубежа в Республику Беларусь, так и выезжающим из Республики Беларусь за ее пределы.

В систему входит на сегодняшний день около 50 стран. Одним из участников системы является Республика Беларусь.

Согласно пунктам 1 и 2 Приложения 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (СР.4), принятой Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, в каждой стране правительство официально признает одну единственную организацию, создаваемую уполномоченными страховщиками в качестве национального страхового Бюро.

В соответствии с пунктом 4.2. Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совет Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающего заявку на вступление в Ассоциацию, обязательно должен действовать Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Если транспортное средство использовалось в дорожном движении на территории Республики Беларусь без заключения договора страхования или дольше срока его действия, то лицо, управляющее транспортным средством, привлекается к административной ответственности, при этом договор страхования не заключается.

При отсутствии страхового сертификата, соответствующего требованиям, установленным в настоящем пункте, и отказе водителя заключить договор страхования “Зеленая карта” с белорусским страховщиком транспортное средство не подлежит вывозу с территории Республики Беларусь.

Вместе с тем, если все-же транспортное средство выедет за пределы Республики Беларусь без такого договора, либо срок его действия закончится во время нахождения за пределами Республики Беларусь и не будет приобретена новая зеленая карта, схожие меры ответственности будут применены и к белорусским автовладельцам за рубежом.

При этом, размеры санкций установлены статьей 88 названного закона отличаются от отечественных в несколько раз.

В частности, в соответствии со статьей 88 вышеназванного Закона, размер штрафа составляет для:

  • легковых автомобилей – 2 минимальных размера оплаты труда Республики Польша (МРОТ РП);
  • грузовых автомобилей и автобусов – 3 МРОТ РП;
  • иных автомобилей – 1/3 МРОТ РП.
  • до 3 дней – оплачивается 20% полного размера штрафа;
  • от 4 до 14 дней – 50% штрафа;
  • свыше 14 дней – 100% штрафа.

При выявлении же нарушения таможенными и пограничными службами Польши при выезде из Республики Польша, штраф уплачивается в полном размере на месте и уменьшению должностными лицами таможни, пограничной службы не подлежит.

В соответствии с пунктом 4.2. Устава Совета Международной ассоциации национальных бюро страхования автотранспортных средств (Совет Бюро автостраховщиков) в стране Бюро, подающего заявку на вступление в Ассоциацию, обязательно должен действовать Закон об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

Градация оплаты Легковые автомобили Грузовые автомобили и автобусы Иные автомобили
Просрочка более 14 дней – 100% 4 200 zł 6 300 zł 700 zł
Просрочка от 4 до 14 дней – 50% 2 100 zł 3 150 zł 350 zł
Просрочка до 3 дней – 20% 840 zł 1 260 zł 140 zł

Если водитель иностранного транспортного средства покидая территорию Польши не представит документ о заключении договора страхования, действительный включительно до дня выезда, пограничный или таможенный контроль не позволит пересечь данному автомобилю границу без уплаты штрафа в размере, указанном выше. В случае отсутствия денежных средств водитель должен будет оставить транспортное средство на хранении на границе.

Белявский С.Ч.
судья экономического суда Гродненской области

— Начну с того, что 2020-й можно назвать худшим за всё время существования предприятия. К счастью, в этом году ситуация кардинально поменялась. В январе к нам буквально хлынул поток автомобилистов, которые так ждали отвязки дорожной пошлины от техосмотра.

Техосмотр

А в марте здесь вообще всем обрывали телефоны! Запись была забита на месяц вперёд, но люди всё равно звонили и просили вклинить их в очередь. Я сам, если честно, не смог вовремя заехать на станцию! Пришлось месяц ждать.

— Но скоро стало понятно: система не совершенна. Чтобы попасть в объектив камеры фотофиксации, нужно ещё нарушить скорость. И только после этого проверят, есть ли у тебя техосмотр. Что произошло, когда водители это осознали?

— Статистика, конечно, начала падать, а с ней и количество желающих пройти техосмотр. Их число уменьшалось каждый месяц. Тем не менее всего за этот год было выдано более 1,5 миллиона разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Это более чем в два раза превышает результат нашей работы за 2020-й.

— Давайте вернёмся к дорожному налогу. Его должен уплачивать раз в год каждый, кто владеет транспортным средством. Но у многих представителей старшего поколения машина всю зиму стоит в гараже в ожидании дачного сезона. Мотоциклы проводят на крытых парковках и того больше. Тем не менее их владельцы вносят в казну столько же, сколько те, кто каждый день пользуется личным авто. Как-то не очень честно получается.

— Честного и справедливого варианта, который устроил бы всех, не найти. Столько лет обсуждали, как этот транспортный налог взимать. У меня волосы дыбом вставали от предложений!

Вопрос с сезонной оплатой тоже поднимался. Но, чтобы её контролировать, пришлось бы дополнительно и камеры задействовать, и программу извещения под это делать.

Самым простым вариантом, который к тому же не требовал бы дополнительных вложений, был имеющийся на сегодня. Его можно сравнить с налогом на недвижимость. Есть у тебя дом за городом — неважно, живёшь ты в нем или нет, всё равно пошлину надо уплачивать. А не нужна тебе такая дача или машина в гараже — так продай. Тем более по сравнению с пошлиной налог был уменьшен. Я на данный момент не вижу других альтернатив.


— Будут автомобилисты проходить техосмотр вовремя или нет — это во многом сегодня зависит от Госавтоинспекции. Вот выпишут человеку пару раз штраф — может, и одумается. Как у вас налажена работа с ГАИ? Довольны ли вы количеством совместных рейдов?

— С ГАИ мы бы хотели сотрудничать на регулярной основе. У нас на дорогах работает много патрульных машин ДПС. Ежемесячно они проводят различные рейды: и по шинам, и по нетрезвым водителям. Потом сообщают: вот выявлено столько-то нарушителей. А что мешало заодно проверить и техосмотр у тех, кого останавливали? Ведь чем чаще об этом будут говорить и писать — тем больше шансов, что мы наконец-то достучимся до автолюбителей.

Что ещё хотелось бы поменять в работе ГАИ? Если во время аварии никто не пострадал — в статистике Госавтоинспекции нигде не будет отражено, был автомобиль технически исправен или нет. А ведь ДТП могло произойти из-за проблем в тормозной системе или тусклого света фар. Я неоднократно пытался эту мысль донести до руководителей ГАИ. Но у них свои какие-то взгляды на статистику.

Да и к страховым организациям есть вопросы. Если машина не прошла техосмотр, то как ей можно полис открывать? Должно быть так: сначала проверка состояния ТС, потом получение страховки и лишь после — допуск к дорожному движению. Это несложно реализовать: нужно лишь желание всех заинтересованных органов.

— Но не даст ли такой метод кнута обратный эффект? Ведь, возможно, тогда на дорогах станет меньше водителей с действующей страховкой…

— Страховые компании как раз этого и боятся. Но я считаю, что нужно не тушить пожар, а его предупреждать. Страховая включается в работу только тогда, когда автомобиль уже получил повреждения. А нужно работать над тем, чтобы аварий было как можно меньше. И при должном контроле ГАИ, как я уже говорил, без страховки и техосмотра никто ездить не будет.

Те, кто застал 1990-е годы, когда не было обязательного страхования, наверняка помнят: автовладельцы в большинстве случаев сами разбирались, как возмещать ущерб. И не дай бог рядовому гражданину врезаться в какой-нибудь дорогой Mercedes — потом всю жизнь расплачиваться будет! Думаю, никто к этому возвращаться не хочет.

— Сейчас мы работаем над заключением соглашения с Таможенным комитетом, чтобы за границу на автомобиле без техосмотра выехать было нельзя. Мы уже получили положительный ответ от заинтересованных органов. Осталось только отладить все механизмы. Конкретную дату не назову, но в ближайшее время всё заработает.

Читайте также: