Альтернативный налог на недропользование

Обновлено: 16.06.2024

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено при систематическом нарушении пользователем недр установленных правил пользования недрами, связанных с уплатой платежей и налогов, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, водными объектами

Основанием для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством РФ.

В связи с этим, поступление информации от ФНС России о фактах систематического нарушения пользователями недр установленных правил пользования недрами в части неуплаты налогов, сборов и иных платежей, может рассматриваться как основание для начала административной процедуры по принятию решения о досрочном прекращении права пользования участками недр.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 июня 2020 г. N СД-4-3/9549@

О НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.06.2020 N 02-19-30/13750 по вопросу о досрочном прекращении правом пользования недрами в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой организациями-недропользователями налогов и сборов, связанных с пользованием недрами.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 июня 2020 г. N 02-19-30/13750

О НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) при неуплате или несвоевременной уплате организациями-недропользователями налогов и сборов и сообщает.

Правовые механизмы, позволяющие инициировать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами в случае неуплаты пользователями недр налогов, сборов и иных платежей за пользование недрами, в настоящее время закреплены в законодательстве о недрах.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.

Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

При этом согласно части 2 статьи 39 Закона о недрах пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, кроме перечисленных в статье разовых, регулярных платежей и сборов за участие в аукционах (конкурсах).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами является одним из оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Таким образом, право пользования недрами может быть досрочно прекращено при систематическом нарушении пользователем недр установленных правил пользования недрами, связанных с уплатой платежей и налогов, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, водными объектами.

Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 95Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, основанием для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации.

В связи с этим, поступление информации от ФНС России о фактах систематического нарушения пользователями недр установленных правил пользования недрами в части неуплаты налогов, сборов и иных платежей, может рассматриваться как основание для начала административной процедуры по принятию решения о досрочном прекращении права пользования участками недр.

Обращаем внимание, что в практике Роснедр и ФНС России имеются случаи досрочного прекращения права пользования недрами в связи с неуплатой налогов и иных платежей за пользование недрами.

Таким образом, в действующем законодательстве существуют механизмы досрочного прекращения права пользования недрами в связи с неуплатой налоговых платежей или иных платежей и сборов, связанных с пользованием недрами, по представлению ФНС России. Учитывая изложенное, закрепление специальных оснований в законодательство о недрах Российской Федерации для реализации данных процедур считаем нецелесообразным.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 43

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;

5) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

6) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, осуществляемое по совмещенной лицензии при пользовании недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ)

НДПИ — это прямой налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый в федеральный бюджет с недропользователей. По специфике он очень похож на сбор. Главное отличие последнего в том, что он является возмездным: уплачивается за оказание государственными органами конкретных услуг организациям и гражданам и служит компенсацией затрат государства.

НДПИ облагаются не только нефть и природный газ, но и золото, уголь, песок, железо и иное природное сырье. Если предприятие занимается комплексными добывающими работами, не ограничивающимися одним полезным ископаемым, расчет налога усложняется, поскольку для каждого вида сырья предусмотрены свои процентные ставки и коэффициенты.

Полезные ископаемые в России (за исключением общераспространенных, таких как песок, отдельные виды глины, мел) являются собственностью государства, и для их добычи необходимо встать на учет в качестве плательщика НДПИ и получить специальное разрешение.

Постановка налогоплательщика на учет производится в течение 30 календарных дней со дня выдачи лицензии на пользование недрами. Административная процедура осуществляется по месту нахождения земельного участка. Если недра находятся за пределами РФ, постановка на налоговый учет производится по местонахождению организации-пользователя.

НДПИ уплачивается недропользователем напрямую в федеральный бюджет в зависимости от количества или стоимости добытых полезных ископаемых.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ

Налоговый период для НДПИ — календарный месяц. Налог рассчитывается отдельно по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода. Сумма НДПИ, подлежащая уплате, определяется как общая стоимость или количество добытых полезных ископаемых, умноженные на ставку, установленную статьей 342 НК РФ.

Налоговая база определяется как:

  • количество добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр природного газа, нефти, газового конденсата (кроме добычи на новых морских месторождениях), угля, комплексных многокомпонентных руд (на территории Красноярского края);
  • стоимость добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр иных полезных ископаемых, а также углеводородного сырья, включая нефть, природный газ и газовый конденсат, на новых морских месторождениях.

Размер налоговой базы налогоплательщик определяет самостоятельно по каждому добытому полезному ископаемому в отдельности.

Способы определения стоимости добытых ресурсов:

Последний способ применяется при отсутствии реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде. Расчетная стоимость добытых ресурсов определяется самостоятельно налогоплательщиком на основании сведений налогового учета. При этом используется порядок признания доходов и расходов, как при расчете налога на прибыль организаций.

Для определения расчетной стоимости учитываются расходы, понесенные плательщиком при добыче полезных ископаемых:

  • прямые — затраты на оплату труда, материальные расходы, амортизация основных средств, участвующих в разработке недр, суммы страховых взносов;
  • косвенные — затраты на ремонт и обслуживание основных средств, разработку месторождений полезных ископаемых, утилизацию спецтехники, консервацию и расконсервацию участков недр.

Расчетная стоимость отдельного ресурса определяется путем выделения части расходов, понесенных на его добычу, из общей суммы расходов в общем количестве добытых полезных ископаемых. Последнее определяется в единицах объема или массы следующими методами:

Декларация по НДПИ подается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика отдельно за каждый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

СТАВКИ НДПИ В 2021 ГОДУ В РФ

Статьей 342 НК РФ установлены налоговые ставки по НДПИ двух видов:

  • адвалорные (в процентах) — применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого;
  • специфические (в рублях за тонну) — используются в отношении налоговой базы, выраженной в виде количества добытого полезного ископаемого.

Ставки НДПИ в 2021 году варьируются от 0 (0 рублей) до 8 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА, который определяется статьей 342.8 НК РФ.

Льготная налоговая ставка в размере 0 % (0 рублей) применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • природных ресурсов из остаточных запасов или ранее списанных мест разработки;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, которые добываются как сопутствующие при разработке других видов ресурсов, а также извлекаемых из недр при строительстве подземных сооружений;
  • минеральных вод для курортных или лечебных целей (кроме непосредственной реализации);
  • подземных вод для сельскохозяйственных целей;
  • полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, из вмещающих и вскрышных (разубоживающих) горных пород (в пределах проекта нормативов).

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДПИ

Плательщиками НДПИ признаются индивидуальные предприниматели и организации, добывающие полезные ископаемые на основании специального разрешения на право пользования недрами.

Объектом обложения НДПИ являются природные ресурсы:

Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, установлен статьей 337 НК РФ.

Объектом налогообложения не признаются:

  • подземные воды и общераспространенные в РФ полезные ископаемые, которые не числятся на балансе государства в качестве запасов природных ресурсов, извлеченные из недр индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • полезные ископаемые, которые изъяты из недр при создании, ремонте, реконструкции и использовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих культурное, научное, санитарно-оздоровительное, эстетическое или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, добытые из отходов или отвалов собственных горных разработок, если добыча облагалась налогом в общеустановленном порядке.

НДПИ НА РАЗНЫЕ РЕСУРСЫ В 2021 ГОДУ

Объектом обложения НДПИ является лигатурное (самородное) золото и содержащие его полупродукты, получаемые при добыче драгоценных металлов. Ставка налога при добыче полупродуктов и концентратов, содержащих золото, составляет 6 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА.

Объектом обложения НДПИ среди прочих является нефть обессоленная, обезвоженная и стабилизированная. Ставка налога — специфическая в рублях за 1 тонну. При расчете НДПИ на нефть необходимо ставку умножить на коэффициент, отражающий динамику мировых цен (Кц). Полученное значение уменьшается на показатель Дм, определяющий особенности добычи. Размер Дм устанавливает статья 342.5 НК РФ. При добыче нефти с 1 января 2017 года применяется ставка 919 рублей за 1 тонну. Кроме того, подпункты 9, 20 и 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ содержат основания для применения ставки 0 рублей.

Согласно классификации НК РФ песок как объект обложения НДПИ является:

Для указанных типов сырья применяется ставка 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ). Если полезное ископаемое относится к категории общераспространенных и добывается индивидуальным предпринимателем для собственных нужд, то НДПИ не подлежит уплате (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ). На практике последнее условие относится к большинству типов песка.

Если возникли сложности с исчислением НДПИ, нужна консультация налогового специалиста или помощь в заполнении деклараций, обращайтесь в консалтинговая компания RUSTAX. Мы оказываем профессиональную налоговую поддержку среднему и крупному бизнесу.

СУТЬ УСЛУГИ

Услуга компании RUSTAX нацелена на защиту интересов тех, кто платит НДПИ:

  • Проанализируем деятельность организации и подскажем, какие природные ресурсы можно вывести из числа объектов налогообложения или применить к ним льготную ставку 0 %.
  • Проконсультируем при определении объектов, налоговой базы и порядка исчисления НДПИ.
  • Проверим правильность исчисления налога на добычу полезных ископаемых и оценим риски предъявления требования ИФНС о его доплате, возможном начислении штрафов и пеней.
  • Расскажем о возможностях избежать увеличения НДПИ, оптимизируем деятельность предприятия с точки зрения менеджмента и финансовой дисциплины, сократим налоговую нагрузку.
  • Поможем с оформлением документов и деклараций, возвратом (зачетом) излишне уплаченных сумм налога.

В рамках проверки наши специалисты представят экспертное заключение о применяемом порядке исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Мы рассчитаем правильную сумму платежа в бюджет, применяя предусмотренные гл. 26 НК РФ преференции и льготы для бизнеса. Также клиенты получат консультацию, как избежать рисков при исчислении и уплате налога.

Оптимизация налоговых платежей проводится путем подбора подходящего метода для определения количества добытого сырья. Для одних организаций выгоднее использовать прямой метод, когда полезные ископаемые взвешиваются. Для других предприятий предпочтительнее косвенный метод, где вычисляется доля полезных ископаемых в общем объеме добытых ресурсов.

Также компания RUSTAX проанализирует, какие технологические процессы используются при добыче сырья, виды потерь ресурсов при проведении работ.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Использование правильного порядка расчета налога и применение предусмотренных законом льгот помогут сэкономить на платежах в бюджет и добиться увеличения прибыли бизнеса. После аудита, проведенного нашими экспертами, все, кто платит налог, смогут:

  • учитывать все расходы на добычу полезных ископаемых, чтобы снизить размер платежа в бюджет;
  • обосновать цены на добытое сырье и избежать дополнительных запросов со стороны ФНС РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Плательщики налога смогут увеличить прибыль и сократить финансовые издержки. Если у организации есть дочерние фирмы, тоже уплачивающие налог на добычу сырья, оптимизация методов расчета позволит сократить расходы и повысить рентабельность зависимых производств. Мы гарантируем результат за счет специализации исключительно на налоговом праве, а также большого опыта специалистов в администрировании объектов нефтегазовой и металлургической отраслей.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).


Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Какие фирмы являются налогоплательщиками НДПИ

Налогоплательщиками НДПИ признаются юрлица и ИП, которые имеют статус пользователей недр земли (п. 1 ст. 334 НК РФ). При этом плательщиками НДПИ также признаются предприятия Республики Крым и Севастополя, которые:

Субъект уплаты НДПИ должен быть поставлен на учет по месту расположения используемого им участка недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Далее в статье мы рассмотрим особенности этой процедуры, а пока уделим внимание такому аспекту, как лицензирование деятельности плательщиков НДПИ. Дело в том, что главное условие приобретения фирмой статуса плательщика НДПИ и, соответственно, легального начала практической добычи полезных ископаемых — это оформление лицензии на пользование участком недр.

Если вам нужно рассчитать НДПИ, воспользуйтесь разъяснениями и примерами из "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Как оформляются лицензии на пользование недрами

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в этом материале.

Постановка на учет плательщиков НДПИ: нюансы

Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

  • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
  • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

Итоги

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: