Возмещение расходов по ремонту арендованного автомобиля

Обновлено: 07.05.2024

По договору аренды транспортного средства (ТС) без экипажа арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Расходы на содержание арендованного транспортного средства, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, по общему правилу несет арендатор. Однако в договоре аренды стороны могут предусмотреть иные правила .

Как правило, в баке транспортного средства при его передаче арендатору находится некоторое количество топлива. Зачастую у сторон возникают затруднения с тем, как оформить такую передачу, как ее классифицировать и отразить в учете. Выразить свою позицию по таким вопросам мы попросили экспертов — лидеров мнений:

Статкевича Виктора, аудитора, советника по налоговым и финансовым вопросам юридической компании REVERA, члена экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков, автора многочисленных публикаций в печатных изданиях и электронных базах данных;

Участникам опроса было предложено высказать мнение по следующим вопросам.

Вопрос 1. Нужно ли в договоре указывать, что автомобиль передается с топливом, а также прописывать его конкретное количество и стоимость:

— при передаче транспортного средства арендатору;

— его возврате арендодателю?

Зависит ли это от того, кто несет расходы на эксплуатацию переданного в аренду транспортного средства?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты сошлись во мнении, что факт нахождения в баке топлива необходимо документально фиксировать. Где конкретно — есть разные позиции: в договоре, в приложениях к нему, документах на передачу автомобиля. Мнения, надо ли указывать количество и стоимость топлива, тоже разошлись.

Дмитрий Жилевский отмечает, что гражданское законодательство не обязывает фиксировать количество и (или) стоимость топлива в баке ТС на момент его передачи (возврата) в аренду. Однако сторонам целесообразно при передаче ТС в аренду и при его возврате фиксировать остатки топлива в баке, включая его конкретное количество и стоимость в договоре и (или) акте приема-передачи ТС, вне зависимости от того, кто несет расходы на эксплуатацию переданного в аренду ТС.

Рациональность отражения в документах такой информации эксперт обосновывает ее важностью для целей бухучета и определения нормируемых затрат при налогообложении прибыли .

Леонид Фридкин согласен с тем, что сведения о наличии топлива в баке ТС должны указываться в договоре. Эксперт отмечает, что отсутствие указания на наличие, количество и стоимость топлива в баке, а также условия о том, кто несет расходы за топливо, не позволят сторонам договора аренды достоверно отразить бухгалтерские и налоговые последствия хозяйственных операций.

Виктор Статкевич поддерживает позицию о том, что информация о движении топлива (его наличие, количество, вид, стоимость и т.п.), находящегося в баке ТС на момент его передачи в аренду и при его возврате, должна быть документально зафиксирована. Это можно делать в договоре. Однако, по мнению эксперта, данную информацию целесообразно отражать не в договоре аренды, а в документах, которым непосредственно оформлена передача автомобиля (например, акте приема-передачи). Это связано с тем, что заключение договора и передача ТС могут осуществляться не одновременно. Соответственно, указать точное количество топлива на момент его передачи непосредственно в договоре будет затруднительно или вообще невозможно.

Эксперт считает, что в договоре аренды можно просто указать факт того, что автомобиль, возможно, будет передан с топливом в баке, количество и стоимость которого определяется сторонами на момент передачи и указывается в акте.

Виталий Раковец рекомендует указывать информацию о том, что при передаче ТС в аренду в его баке находится топливо, поскольку фактически имеет место передача ТМЦ от одной организации в пользу другой организации. По мнению эксперта, указывать данную информацию следует в договоре и (или) в приложениях к нему (в спецификациях) независимо от того, кто несет расходы по эксплуатации ТС.

Необходимость указания стоимости топлива зависит от того, какие правоотношения возникают при его передаче. Например, при продаже топлива в договоре нужно указать его стоимость, а при его передаче в качестве своего рода принадлежности ТС, когда топливо указано в спецификации, — нет.

Анна Свентицкая считает, что топливо, находящееся в баке автомобиля, является одной из характеристик объекта аренды в силу ч. 1 п. 2 ст. 582 ГК. Поэтому обязанность арендодателя по передаче в аренду автомобиля с топливом в баке должна быть отражена в договоре аренды. Конкретную марку топлива и его количество можно отразить в договоре и в акте приема-передачи ТС либо только в акте. Что касается стоимости топлива, то его не надо отражать, если по условиям договора аренды она учтена при формировании размера арендного платежа.

Аренда автомобиля у физического лица и расходы на ремонт

Организация хочет взять в аренду у физического лица грузовой автомобиль для использования в предпринимательской деятельности. Правомерно ли будет относить на затраты не только расходы на приобретение ГСМ, но и расходы на ремонт и покупку запасных частей? Достаточно ли для этого в договоре аренды прописать обязанность арендатора проводить ремонт автомобиля?

Расходы на ремонт автомобиля несет арендатор только по договору аренды транспортного средства без экипажа. Признание таких расходов может быть рискованным при применении УСНО.

Обоснование. Гражданское законодательство предусматривает два варианта договора аренды транспортного средства с разным распределением между сторонами обязанностей по несению расходов, связанных с его эксплуатацией.

Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Обязанности сторон договора по осуществлению расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 644 и 646 ГК РФ:

– арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Эта императивная норма, которая не может быть изменена по соглашению сторон, позволяет арендатору признавать расходы на ремонт автомобиля, арендованного у физического лица;
– арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено настоящим договором. Таким образом, по умолчанию арендатор несет расходы на оплату ГСМ, иное может быть предусмотрено договором.

Итак, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении (на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при уплате налога на прибыль и пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении УСНО) при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения. В эту категорию могут быть включены расходы на мойку автомобиля, балансировку колес, шиномонтаж, стоянку, охрану.

Обратим внимание, что в п. 2 ст. 260 НК РФ сказано: расходы на ремонт признаются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Минфина, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом (письма Минфина РФ от 01.02.2011 № 03 03 06/1/51, от 13.12.2010 № 03 03 06/1/773).

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила распределения между сторонами расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 634 и 636 ГК РФ:

– арендодатель (физическое лицо) обязан поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Данное правило сформулировано императивно, не допускает установления иного варианта соглашением сторон;
– арендатор (организация) несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе затраты на оплату топлива и других расходуемых в процессе его эксплуатации материалов и на уплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды. Иначе говоря, арендатор (организация) по умолчанию несет затраты на оплату ГСМ и иных расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов.

Таким образом, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении (на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при уплате налога на прибыль и пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении УСНО) при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения.

Расходы на ремонт и приобретение запасных частей, осуществленные арендатором, нельзя считать экономически оправданными, так как в силу прямого указания закона они возложены на другую сторону договора.

7 декабря попал в ДТП. Являюсь пострадавшей стороной. В результате ДТП сильно повреждена ходовая часть автомобиль, в связи с чем на нем невозможно передвигаться. Автомобиль застрахован по КАСКО.

Я работаю зам. директора строительной организации. Характер работы связан с постоянными командировками (передвижения на автомобиле по Москве и МО, ближайшие регионы) - работа на стройплощадках, договорные встречи, закупка материалов и оборудования.

Возможно ли с виновника ДТП взыскать расходы понесенные на эвакуацию авто с места ДТП и расходы потраченные на аренду автомобиля на время ремонта?

Заранее благодарен, Евгений.

Ответы на вопрос:

Евгений, для этого нужно доказать в судебном заседании причинно-следственную связь, между расходами, понесенными Вами за время восстановления автомобиля, и случившимся ДТП.

С Уважением, Генеральный директор правового центра "Зевс", Степанов Вадим Игоревич.

Евгений, если в договоре КАСКО у вас не прописаны ваши случаи, а эвакуация авто весьма часто включается в перечень страховки, то вы вправе, при условии наличия договора аренды транспортного средства и доказательств оплаты вами аренды авто потребовать с виновной стороны компенсации понесенных вами расходов на аренду, госпошлины для обращения в суд, оплаты юридических услуг, почтовых услуг и т.д.

Вы с договором КАСКо и правилами страховой ознакомьтесь. Право на возмещение расходов есть, если в судебном порядке сможете документально подтвердить.

Евгений, если Вашей организации нужны по работе Ваши передвижения, то именно она должна предоставить Вам транспорт или компенсировать расходы на аренду. По КАСКО страховались Вы лично, а не организация. Так что думаю расходы по аренде под большим вопросом. Добивайтесь возмещения реальных убытков.

Похожие вопросы

Можно ли по осаго получить возмещение за аренду автомобиля.

После дтп автомобиль сильно поврежден, не восстановлен до решения страховой по каско. По работе необходимо тс. пришлось оформить договора аренды автомобиля. Виновник дтп установлен.

Я попал в ДТП, виновник аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. Мой автомобиль, застрахованный по КАСКО, признан не подлежащим к восстановлению. Страховка покрывает полную стоимость автомобиля. После оформления страховки, через некоторое время у официального дилера на автомобиль было установлено дополнительное оборудование. Имею ли я право дополнительно взыскать ущерб с виновника аварии, покрывающий стоимость дополнительного оборудования, моральный, и иной, связанный с дополнительными сложностями ввиду отсутствия ТС для посещения постоянной работы в другом городе.

Наша организация как подрядчик завезла на стойплощадку имущество (строительные механизмы, инструмент и т.д.), стойплощадка по акту приема-передачи принадлежит подрядчику до момента сдачи объекта, с декабря 2013 г. работы практически завершены и подрядчику стали необходимы строительные механизмы и инструмент на другом объекте, но заказчик запретил вывозить имущество и закрыл доступ подрядчику на стройплощадку. Подрядчик был вынужден арендовать строительные механизмы и инструмент и третьих лиц. Писались заявления в полицию и прокуратуру по факту удержания имущества Заказчиком, но результата ноль. В мае Подрядчик продал все имущество расположенное на стройплощадке третьему лицу. Подрядчик решил подать заявление в суд о взыскании стоимости аренды строительных механизмов и инструментов.

Подскажите пожалуйста на каких статьях основывать требования Подрядчику? Убытки или возмещения всех доходов, которые Заказчик извлекло или должно было извлечь за все время владения данным имуществом или неосновательное обогащение?

В результате ДТП пострадала задняя и передняя части автомобиля. При калькуляции ремонта по КАСКО установлена необходимость замены заднего крыла, вытягивание задней части и крыши, остальные детали под замену. Окрас: дверь, крыша, задняя часть и крыло. КАСКО Росгосстрах. В договоре явно указано, что возмещения УТС нет. Возможно ли в таком случае взыскать УТС с виновника ДТП, или возможность взыскания со страхователя всё-таки есть? Авто 6 месяцев, первое ДТП, я не виновник ДТП.

Чтобы взыскать средства на ремонт моей машины, сильно постпадавшей в ДТП. В аварии пострадали 3 автомобиля. ДТП произошло в Москве. Два участника ДТП (пострадавшие) проживают в Москве. Третий участник (виновник) проживает в Брянской области. Каско нет ни у кого. Страховая компания виновника по ОСАГО может выплатить всего 120-160 тыс. руб. На ремонт моей машины Тайота Камри по предварительным расчетам потребуется около 400 000 руб. Как взыскать с виновника ДТП, проживающего в Брянской области, необходимые средства на ремонт авто?

Мой припаркованный автомобиль пострадал в дтп. (в него ударилась проезжающая машина), авто не на ходу, требуется ремонт ходовой части и кузова. Я работаю в фирме на собственном авто (не такси), после дтп на время ремонта остался без работы.

По состоянию на 2021 год по ОСАГО в случае ДТП можно взыскать различные расходы – от фактически причинённого ущерба повреждённому автомобилю потерпевшего в виде ремонта или выплаты до компенсации услуг эвакуатора и платного хранения машины на стоянке. Но что, если Вы вынуждены были воспользоваться услугами проката или аренды автомобилей на то время, пока Ваше авто было в ремонте либо не на ходу после ДТП до осуществления ремонта или выплаты страховой компанией?

Покрывает ли ОСАГО стоимость аренды на время ремонта?

И да, и нет. Забегая вперёд, отметим, что шансы получить выплату в виде компенсации за прокат машины составляют примерно 50%. И вот почему!

Порядок возмещения вреда в 2021 году регулирует ФЗ-40 "Об ОСАГО". Именно он устанавливает порядок осуществления такого возмещения. Но вот перечня, за что именно положена компенсация потерпевшему, в этом законе нет. Поэтому стороны руководствуются здравым смыслом и другими положениями закона.

Так, статья 1 указанного выше ФЗ говорит о том, что договор страхования подразумевает возмещение вреда имуществу, жизни или здоровью потерпевших. Ни о какой компенсации связанных с повреждением имущества услуг в виде аренды автомобиля на время ремонта не говорится.

С другой стороны, статья 6 закона приводит исчерпывающий список того, что ОСАГО не покрывает, и услуг по прокату автомобилей там нет.

Суть ответа на вопрос о компенсации стоимости арендованной машины в то время, пока Ваш автомобиль ремонтировался, сводится к тому, что фактически Вы понесли дополнительные расходы, которые должны быть возмещены. Но и общественный транспорт никто не отменял.

Но пункт 4.12 Правил страхования, утверждённых Банком России, в то же время говорит о том, что:

4.12. При причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежат:
.
иные расходы, произведённые потерпевшим в связи с причинённым вредом (в том числе эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в медицинскую организацию).

Как видим, иные расходы всё же подлежат компенсации. А список в скобках дан с пометкой "в том числе", то есть список не исчерпывающий.

Судебной практики по вопросу именно проката автомобилей на время ремонта на 2021 год практически нет. Но ввиду смежных решений и постановлений судов различных инстанций можно сделать вывод о том, что при предъявлении иска в суд о возмещении услуг аренды:

  • суд либо откажет в возмещении проката авто на время ремонта на основании того, что Вы могли воспользоваться более дешёвым общественным транспортом,
  • либо судья частично удовлетворит иск о возмещении расходов на использование арендованной машины, уменьшив сумму иска до "разумных" пределов; а вот разумность эта в денежном выражении предстанет уже на личное усмотрение судьи.

Здесь существенную роль в Вашу пользу сыграет, например, предоставление документов о том, что от Вашего места жительства до места работы общественный транспорт вообще не ходит. Такими документами могут послужить адрес регистрации в паспорте, справка с места работы и распечатка схемы маршрутных сетей загородного района.

Но решить данный вопрос на уровне требования к страховщику вряд ли удастся, потому как страховые компании всеми правдами и неправдами пытаются уменьшить сумму выплаты.

Можно ли получить выплату за пользование услугами такси?

Это уже более реально, но только в случае, если речь идёт о вреде здоровью и обоснованности поездки именно на такси. Если потерпевший в ДТП получил травму, из-за которой ему по меньшей мере некомфортно передвигаться на автобусе, троллейбусе, трамвае или метро, то компенсировать услуги использования такси вполне возможно. Вот пример судебной практики по этому вопросу.

А вот передвижение на такси по городу просто из-за простоя собственной машины в ремонте или если она оказалась не на ходу, сложнее, и здесь ровно по аналогии с возмещением услуг аренды автомобилей – суд может сослаться не отсутствие необходимости ездить на такси за имением общественного транспорта.

Можно ли взыскать напрямую с виновника?

Можно. Никто не запрещает подать иск к виновнику – причём, одновременно со страховой компанией. Это позволяет сделать возможность привлечения самого виновника в качестве соответчика, а страховой компании основным ответчиком или наоборот. А судья уже определить надлежащего ответчика по компенсации либо услуг такси, либо аренды автомобиля.

Как правильно попытаться взыскать?

В первую очередь, необходимо подать требование (досудебную претензию) страховщику о такой компенсации, приложив в обязательном порядке в случае пользования такси чеки об оплате услуг с указанием маршрута передвижения.

А в случае аренды автомобиля обязательно нужно приложить следующие документы:

  1. договор с организацией по услугам проката автомобилей,
  2. все чеки, подтверждающие фактическую оплату,
  3. желательно приложить копии организационно-правовых документов об осуществлении услуг фирмой.

При отсутствии удовлетворения такого требования от виновника придётся подавать исковое заявление в суд. Оно подаётся по месту нахождения основного ответчика. При сумме иска менее 50 тысяч рублей, исковое подаётся в мировой суд, более 50 000 – в районный или городской.

Читайте также: