Чем отопить салон автомобиля зимой при неработающем двигателе

Обновлено: 08.05.2024

Наверное, для многих автовладельцев не единожды приходилось садиться в автомобиль, даже зимой, когда на улице довольно холодно. Стужа, метелица, ну и двигатель внезапно мог начать ненормально работать. В такой ситуации, собственно, необходимо вызывать поддержку. Хотя, бывают ситуации, что нет возможности достаточно быстро получить помощь в заглохшей машине. Поэтому, как согреться в машине зимой будет очень полезно узнать всем владельцам автомобиля.

В большинстве случаев, способов борьбы с морозом, находясь внутри собственной машины, сейчас достаточно большое количество. Чтобы в этом более детально разобраться, необходимо ознакомиться с самыми действенными и результативными методами согревания зимой в заглохшем автомобиле.

Самые доступные и эффективные способы для согревания зимой в машине

В качестве страховки можно заведомо теплее одеваться, чтобы в случае непредвиденных происшествий спасать себя теплой одеждой, к тому же, можно запросто брать с собой теплую одежду и возить ее в багажнике собственного автомобиля. Казалось бы, что это весьма простой способ, но в то же время, он один из самых действенных для безопасности и комфорта.

Автономная газовая горелка

Автономная горелка, работающая на газу, в последний период времени стала достаточно популярным атрибутом среди водителей дальнобойщиков и предусмотрительных автовладельцев. На сегодняшний день существует достаточно большой выбор различных моделей, отличающихся между собой по габаритам, вместительности газового баллона и стоимости. Выбрав для себя подходящий вариант, можно с уверенностью сказать, что наличие газовой горелки в личном автомобиле гарантирует то, что при возникновении ситуации, когда автомобиль застрянет в неблагоприятных условиях, горелка обеспечит теплые длительные условия пока ситуация с машиной решится.


Портативная горелка Webasto Thermo E 320

Чтобы полноценно пользоваться горелкой, необходимо постоянно возить с собой дополнительный полностью заправленный газом баллон. Например, для легкового транспорта подойдет пятилитровый баллон и совсем не займет много места.

Мощности портативной горелки газового типа вполне хватит для обогрева салона автомобиля, даже более того, ее придется включать на минимум расхода газового топлива, иначе в машине будет очень жарко. Ведь при средней активности небольшой мощности, ею можно обогревать целое большое помещение, а салон автомобиля тем более ей под силу. Относительно топливного расхода, то одного полного баллона газа хватит на достаточно длительный период времени, поскольку средний расход газа будет составлять в пределах около 80-100 грамм в час. При таком расходе топлива целого баллона будет достаточно практически на целый день пребывания в салоне. Единственное, что еще необходимо будет периодически проветривать салон, во избежание отравления или недостатка кислорода. Как бы это было не странно, но сама газовая горелка является довольно комфортной и нетяжелой при перевозке и использовании, к тому же она весьма малогабаритная. Эти особенности выгодно ее отличают по своей эффективности.

Постоянно возить ее с собой не создает практически никаких неудобств, лишь только кроме баллона, который тоже должен все время быть в багажнике. Кроме этого, следует следить за наличием вспомогательного оборудования и следует не забывать взять с собой зажигалку, редуктор и шланг, ведь без этих составляющих компонентов ее невозможно использовать.

Теплая одежда, газеты и журналы

К примеру, собственный автомобиль заглох и не поддается ремонту с помощью самостоятельных попыток. Поначалу, может помочь автомобильная печка, но и для ее работы требуются необходимые условия. Может в баке машины очень мало бензина, а греться придется достаточно длительный период времени или печка может быть неисправна. Другими словами, очень полезно зимой возить с собой теплую дополнительную одежду, например, это может быть теплая куртка, штаны от зимнего костюма, ватные штаны, зимний комбинезон или лыжный костюм, пару свитеров и теплые носки.

Есть интересный народный метод, если необходимо уберечь себя от простуды и защитить ноги от морозного холода, можно в собственную обувь, дополнительно к стелькам поверх них постелить газету или страницы из любого журнала в несколько слоев. Поскольку бумага обладает низким уровнем проведения тепла, то она послужит хорошим дополнением для этой теплой обуви.

Беспламенная грелка Zippo для рук

Хорошо показала себя и специальная беспламенная грелка Zippo для рук. Внешне она напоминает огромную зажигалку данной компании, но и греет отлично. Любопытно будет знать, что ее применяли многие бойцы еще во времена первой мировой войны, что не замерзнуть в боевых окопах. Эта зажигалка, в каком-то смысле, представляет собой аналог газовой горелки, но с меньшими габаритами, весом и более компакта. Она так же заслуживает должного внимания для согревания.

Свечи из парафина

Как это ни удивительно, но некоторое количество парафиновых свеч должен иметь в своей машине каждый водитель, особенно если он часто оказывается сам в дороге и ездит на большие расстояния в зимний период. Наличие парафиновых свечек дает отличные шансы, чтобы хоть немного согреть салон машины. Для начала получения тепла от воплощения этого способа согревания необходимо зажечь пару свечек. Правда, у них есть один существенный недостаток, они поглощают немалое количество кислорода из воздуха, поэтому постепенно станет трудно дышать.

Хочется подчеркнуть то, что вероятнее всего, 3-4 свечей будет мало. Здесь оптимальным советом будет рекомендация взять в машину 10-20 штук свечей. Они весят очень мало и занимают немного места, поэтому являются стоящим вариантом для запасного тепла.

Термос – достойный вариант для согревания в машине зимой

Давно забытым способом для отличного теплового согревания является термос, лучше всего пусть это будет большого объема термозащитная колба, поскольку большое количество горячих напитков позволит достаточно эффективно и длительный период времени согреться в салоне машины. Точнее не он лично, а его содержимое в виде любимых горячих напитков, желательно именно сладких напитков, ведь сахар дает тоже небольшой тепловой эффект в виде быстрого подъема энергии и внутреннего тепла.

Очень горячий чай оказывает отличное влияние на внутреннее кровообращение, что дает выраженный согревающий эффект и ощутимо расширяет кровеносные сосуды, точно такой же эффект оказывает горячий кофе. Здесь необходимо обратить внимание на то, что специально для таких ситуаций лучше всего подойдет чай из чабреца. Вот именно этот чай согреет довольно быстро. Уже давно известно, что вещества, находящиеся в данном растении, весьма полезны для человеческого организма. Еще со стародавних времен очень замерзших путников грели непосредственно именно этим чаем, давая его попить в большом количестве и обязательно теплым.

Дополнительные способы помогающие согреться

Кроме вышеперечисленных способов для эффективного согревания в машине зимой, существуют еще некоторые методы, обладающие средней или более низкой эффективностью, множество из которых взяты из народных методик и древнего опыта. Одни из них обладают малым уровнем эффективности, а другие представляют собой довольно необычные способы согревания тела, но все они в той или иной степени оказывают эффект.

Варианты для улучшения эффективности согревания

  • Натирание стоп уксусом или барсучьим жиром или всего тела уксусом
  • Изготовление самодельной грелки, имеющей открытый тип пламени и работающей на сухом спирте, подсолнечном масле или обычном этиловом спирте
  • Использование купленного жилета с регулируемым подогревом
  • Физическая активность в виде гимнастических упражнений и бега на месте, с периодическим отдыхом
  • Засыпание автомобиля снегом при возникновении ситуации, когда длительное время придется оставаться одному в морозных условиях

Весьма очевидно, что существует достаточно много способов для согревания в зимний период времени в салоне автомобиля, поэтому, любой предусмотрительный автовладелец сможет обезопасить себя и своих пассажиров от влияния морозных холодов. Существующий выбор способов чтобы согреться, огромен, и каждый среди них найдет подходящий вариант.

Современные автомобили умеют управлять климатом в салоне и подогревать все поверхности, с которыми контактирует водитель.

Но холодным зимним утром подогрев руля или сиденья порадует далеко не сразу, ведь в салоне все равно холодно. Классическая автомобильная печка работает за счет тепла от радиатора охлаждения двигателя, поэтому, пока он не прогреется, тепло в салоне не станет.

В этой статье мы расскажем об устройствах, которые помогут прогреть салон быстрее и ездить зимой с комфортом.

В 2022 с новыми знаниями

Как и чем люди прогревают машину

Самый дешевый вариант — запустить двигатель заранее и вернуться в теплую квартиру. Но если машина стоит во дворе, так делать нельзя: стоянка автомобиля с работающим дольше пяти минут двигателем в жилых зонах запрещена — за это предусмотрен штраф 500 Р .

Дело не столько в законе, сколько во вреде окружающим. Большинство машин не соответствуют современным экологическим нормам, ну или соответствуют по документам, а по факту в них давно нет катализатора. За 10—15 минут участок у подъезда можно задымить так, что у прохожих будет темнеть в глазах от удушья. Стоять с работающим двигателем вне жилых зон можно сколько угодно.

Есть немало устройств и сервисов, которые позволяют запустить двигатель дистанционно. Они никак не связаны с топливной системой, их не нужно подключать к внешним источникам энергии: все работает от бортовой сети. Проблема в том, что такие устройства не меняют сути дела: у машины запускается двигатель.

Проблему решают отопители и подогреватели: они могут быть автономными и неавтономными. Первые работают где угодно за счет подключения к топливной системе автомобиля — они более популярны в России. В них есть специальный котел с камерой внутреннего сгорания и маленький электродвигатель. Все это потребляет кратно меньше топлива и не душит всех вокруг выхлопными газами.

Неавтономные существенно дешевле и работают от обычной розетки 220 В. Такие подогреватели давно используют, например, в Финляндии. В России к ним стоит присмотреться тем, кто живет в собственном доме.

Сигнализация с функцией запуска двигателя

Сколько стоит: от 15 000 Р с установкой

Многие сигнализации не только защищают автомобиль, но и позволяют управлять им. Водитель может нажать кнопку на брелоке сигнализации и запустить таким образом двигатель автомобиля. Охранные функции при этом сохраняются. Но это не лучший вариант для популярных у угонщиков авто: общий уровень защиты машины при использовании автозапуска все-таки ниже.

Более современные сигнализации позволяют контролировать машину с помощью приложения на смартфоне. Например, можно смотреть за состоянием машины: приложение покажет остаток бензина в баке и уровень заряда аккумулятора. В некоторых случаях через приложение можно не только запустить двигатель, но и включить подогревы. Возможность такого подключения зависит от машины, модели сигнализации и квалификации установщика.

За систему только с брелоком придется заплатить не меньше 15 тысяч рублей вместе с установкой в специализированном сервисе. Цена дорогой сигнализации с 4G-модемом для быстрой и надежной связи машины с телефоном может доходить до 50 тысяч — тоже вместе с установкой. Для связи с автомобилем через сотовую сеть придется ежемесячно платить абонентскую плату через отдельную симкарту, а это дополнительные 150—250 рублей в каждый месяц.

Оригинальный ключ от автомобиля KIA и брелок от сигнализации Scher-Khan не работают друг без друга. Открыть автомобиль, запустить двигатель и начать движение можно только при наличии и брелока, и ключа

Автономные подогреватели двигателя и салона

Сколько стоит: от 20 000 Р с установкой

Подогреватели салона в народе называют автономками и чаще используют в грузовиках. По сути это отдельная печка, которая работает независимо от штатных систем отопления автомобиля, ей нужно только подключение к топливному баку. Такие подогреватели редко используют в легковых автомобилях.

Для обогрева двигателя устройство подключают в разрыв патрубков охлаждения: жидкость подогревается и перекачивается по системе охлаждения двигателя с помощью циркуляционного насоса. Простые модели подогревают либо только двигатель, либо только салон.

Более продвинутые модели подключаются и к двигателю, и к системе отопления салона. Тип топлива значения не имеет: автономные подогреватели бывают для дизельных и бензиновых машин. Но у таких устройств есть и недостатки:

  1. Повышенная нагрузка на аккумулятор. Подогреватель пользуется его энергией 20—40 минут , но генератор не работает, поэтому аккумулятор не сможет восполнить потери. Срок службы аккумулятора у машины с автономным отопителем заметно короче.
  2. Высокая цена. Автономный подогреватель минимальной мощности не получится установить меньше чем за 20 тысяч рублей. На оборудование известной фирмы с полным набором возможностей вроде прогрева салона и управления с телефона можно потратить 80 тысяч и более. Самостоятельно установить всю систему сможет только очень продвинутый автолюбитель с навыками механика, опытом обслуживания своего автомобиля и хорошо оборудованным рабочим местом: необходим подъемник. Лучше не рисковать и доверить эти работы специализированному сервисному центру.

Сервисы автопроизводителей

Сколько стоит: от 0 Р в зависимости от комплектации машины. Хотя это спорно, ведь за более дорогую комплектацию все-таки приходится платить и сервис — ее неотъемлемая часть

Многие машины, выпущенные за последние 10 лет, имеют функцию дистанционного управления с завода. Ее могут предоставлять в виде платной или бесплатной опции, а могут продавать по подписке.

Удобно, если автомобиль сразу продают с такой опцией: не нужно платить за установку дополнительной сигнализации и вмешиваться в электронику новой машины. Но возможности таких систем могут быть ограничены: нередко из приложения машину можно открывать и закрывать, включать и выключать световые приборы, но запуск двигателя недоступен. У автомобилей некоторых марок сервис работает только первые два-три года, а потом нужно регулярно платить абонентскую плату.

Некоторые автомобили можно запускать со штатного ключа. Например, после 2020 года такая возможность есть у KIA — двигатель проработает 15 минут. Но обратной связи нет, поэтому владелец, который с балкона на пятом этаже нажал эту кнопку, может спуститься к холодной машине: сигнал не дошел, двигатель не запустился.

Модули дистанционного запуска

Сколько стоит: от 9000 Р с установкой

Эти устройства расширяют возможности штатного ключа. В автомобиль ставят специальный модуль и подключают его к различным электронным блокам. Для запуска двигателя нужно подержать одну из кнопок на ключе несколько секунд или нажать на нее же несколько раз: как именно это будет работать, зависит от настроек конкретного модуля. Обратной связи нет — можно, как в случае с KIA выше, прийти к непрогретой машине.

Базовые настройки доступны через специальное приложение и блютус, но чаще их программируют заранее, при установке. Можно выбрать время работы двигателя после запуска или количество попыток запуска — актуально после холодной ночи.

В продаже много китайских модулей запуска, есть и отечественные. Разбег цен большой: от 3000 до 30 000 Р и дороже. Главные отличия связаны с безопасностью. Хороший модуль не делает штатный иммобилайзер более уязвимым или даже усиливает защиту автомобиля, а дешевый делает машину доступной даже для простых хулиганов.

Модуль для дистанционного запуска автомобилей Mercedes-Benz — около 40 000 Р . Но есть и более дешевые аналоги

Подогреватели двигателя без помпы

Сколько стоит: от 4000 Р с установкой

Самый дешевый и простой во всех отношениях способ подогреть двигатель. Такие устройства можно сравнить с обычным кипятильником, но в специальном корпусе. Подогреватель этого типа ставят в разрыв одного из патрубков в системе охлаждения автомобиля. Его подключают к обычной розетке 220 В, а он нагревает жидкость в системе охлаждения двигателя.

Помпы внутри нет, жидкость циркулирует благодаря простейшим физическим законам, но гораздо медленнее, чем в устройствах с помпой. При нагреве жидкости в корпусе создается избыточное давление, жидкость устремляется в верхний патрубок и далее вверх по всей системе. Более холодная жидкость поступает в корпус через нижний патрубок — и всё повторяется. Эффективность такого способа не очень велика: чтобы прогреть двигатель, потребуется более часа.

Подогреватель двигателя с помпой

Сколько стоит: от 5000 Р с установкой

Как следует из названия, в этих приборах есть помпа. Еще ее называют циркуляционным насосом. Такое устройство не только нагревает охлаждающую жидкость, но и обеспечивает ее циркуляцию по системе. Это делает подогреватель более эффективным и удобным. Жидкость нагревается быстрее — достаточно 30 минут. Нет необходимости выбирать самую нижнюю точку для установки: подогреватель можно установить в любом удобном месте.

Принудительная циркуляция жидкости дает более равномерный нагрев. Температура у таких приборов выше, удается добиться +65…+85 °С. Это почти рабочая температура двигателя. При достижении верхнего порога температуры прибор автоматически отключится. Цена на подогреватели с помпой выше: устройства отечественных производителей стоят 3500—6000 Р . Установка тоже доступна без профессионального сервиса.

Внешний подогреватель салона

Сколько стоит: от 7000 Р с установкой

Эти устройства никак не влияют на запуск двигателя. Их задача — создать комфортную температуру в салоне. Принцип работы — как у домашнего фена. Воздух нагревается тэном и циркулирует благодаря вентилятору. Энергия аккумулятора не расходуется, такие подогреватели подключают к сети 220 В.

Устройство экономит время: стекла и крышу не нужно чистить от снега и льда. Установка такого обогревателя не потребует особых знаний, но придется повозиться с безопасным и удобным подключением, чтобы машина не сгорела. Цены на подогреватели салона — от 5000 Р .

С приходом холодов многие автомобилисты вспоминают об одном из важнейших устройств — отопителе салона. Притом случается это, в большинстве случаев, именно когда печка внезапно перестаёт исправно исполнять свои функции, а в машине становится невыносимо зябко. Разбираемся, почему капризничает автомобильная печка, и улучшаем работу штатного отопителя.

Как устроена автомобильная печка

Прежде чем разбираться в причинах плохой работы штатного автомобильного отопителя, нелишним будет вникнуть в принцип его работы. В двух словах, функционирует это нехитрое устройство следующим образом.

В абсолютном большинстве современных автомобилей за нагрев салона отвечает система охлаждения двигателя: горячая охлаждающая жидкость, проходящая через рубашку блока цилиндров мотора, движется по патрубкам в радиаторы — основной (системы охлаждения двигателя) и радиатор отопителя (который находится в салоне автомобиля). Через последний небольшим вентилятором прогоняется поступающий в салон автомобиля воздух. Подогретые горячим радиатором воздушные потоки распределяются по воздуховодам и создают внутри автомобиля комфортную температуру.

Таким образом, нагрев воздуха внутри автомобиля в первую очередь связан с температурой двигателя и жидкости, его охлаждающей — чем она выше, тем легче и быстрее прогревается салон. Однако в системе есть множество иных компонентов, повышающих или снижающих эффективность штатной печки — заслонки, клапаны, фильтры, радиаторы, вентиляторы и сами воздуховоды. Изучим влияние каждого из компонентов на работу печки и попробуем заставить их функционировать эффективнее.

Отметим, что прежде чем заниматься поиском неисправности отопителя, нелишним будет запомнить следующее. Разные модели автомобилей в силу своих конструктивных особенностей по-разному отапливают салон, особенно в условиях морозных российских зим. Нормальной, по мнению специалистов, считается ситуация, когда при — 25°С за бортом работающая на полной мощности печка нагревает нижнюю часть салона машины до +16°С, а верхнюю — до +10°С. Однако это лишь минимально допустимая температура, которая для большинства водителей комфортной не является.

Загрязнение радиатора отопителя

Эффективность работы радиатора отопителя зависит от трёх основных факторов — площади его эффективной поверхности и материалов, пропускной способности и температуры проходящей через него охлаждающей жидкости.

Этот небольшой по размерам радиатор прячется за центральной консолью машины и почти недоступен для ревизии обычным автомобилистам. Проконтролировать состояние детали визуально крайне проблематично, а замена её на новую выливается порой в многочасовую разборку и сборку всей передней части машины (разумеется, за нескромную плату).

Радиатор печки — деталь весьма нежная и боящаяся любых загрязнений — как внешних, так и внутренних. При длительной эксплуатации автомобиля рёбра радиатора забиваются пылью и грязью, попадающей в систему вместе с забортным воздухом. А тонкие трубки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, зарастают грязью изнутри. В результате эффективность системы резко падает — воздушный поток уменьшается, а температура радиатора снижается. Это наиболее вероятная причина похолодания в салоне автомобиля зимой.

Что делать:

По прошествии нескольких лет эксплуатации машины лучше всего заменять радиатор отопителя на новый, не дожидаясь, пока он начнёт плохо выполнять свои обязанности. Загрязнение этого элемента системы неизбежно, и предотвратить его невозможно. Кроме того, с годами возникает реальная опасность нарушения герметичности салонного радиатора, что в отдельных случаях приводит к внезапному прорыву трубок и сильнейшим ожогам передних седоков. Но чаще радиатор начинает понемногу подтравливать охлаждающую жидкость — она затекает под напольное покрытие салона, вызывает неприятный запах и сильное запотевание стёкол изнутри, а также способствует процессам коррозии кузова.

Неисправность термостата

Неисправный термостат, помогающий поддерживать температуру охлаждающей жидкости в системе в рамках заданных значений — вторая наиболее вероятная причина холода в салоне зимой.

Эта небольшая деталь служит для автоматического перераспределения потоков охлаждающей жидкости в системе. В режиме прогрева двигателя термостат закрывается и позволяет антифризу циркулировать только по малому кругу, большой круг (включающий основной радиатор охлаждения) подключается лишь тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигает нормального значения. Вилка работы обычного механического термостата довольно мала — всего лишь 10–15 градусов от полного закрытия до полного открытия. При зависании клапана в открытом положении антифриз постоянно циркулирует по большому кругу, что, в условиях минусовых температур, не позволяет ему нормально разогреться. Печка автомобиля, разумеется, также плохо прогревается.

Косвенным признаком этой неприятности является неправильное положение указателя температуры на приборной панели — стрелка либо не поднимается до нормального значения, либо сильно скачет.

Что делать:

Запомните: без исправного термостата в салоне вашего автомобиля зимой никогда не будет по-настоящему тепло. Чтобы выявить его неисправность, воспользуйтесь простым и эффективным приёмом. Откройте капот и отыщите все шланги системы охлаждения мотора. Затем найдите толстые патрубки, идущие к радиатору, и осторожно потрогайте их рукой. Спустя несколько минут после запуска мотора они должны оставаться холодными. Если они быстро начинают нагреваться, термостат не закрывается до конца и его следует заменить.

Отказ помпы

Охлаждающая жидкость прогоняется по контурам системы охлаждения и отопления салона водяным насосом — помпой. Она, в свою очередь, приводится во вращение приводом газораспределительного механизма. Чем выше обороты двигателя, тем большее давление создаёт помпа и тем быстрее бежит по радиаторам и патрубкам горячий антифриз (а значит, и отдаёт тепло в салон). На некоторых моделях автомобилей помпа ломается коварнейшим образом — крыльчатка устройства отваливается или начинает прокручиваться на валу вхолостую. При сильных холодах это не приводит к резкому перегреву двигателя, а вот температура в салоне стремительно падает, вводя в ступор владельца машины.

Что делать:

В случае подобной поломки или недостаточной эффективности помпы следует заменить её на новую. При её отказе велика вероятность серьёзного повреждения двигателя, поэтому экспериментировать не стоит.

Завоздушивание системы охлаждения

Немалые неприятности приносит зимой и неочевидная, но очень неприятная неисправность — завоздушивание системы охлаждения двигателя. Такая поломка случается при попадании воздуха извне в контуры, по которым циркулирует антифриз — при негерметичности патрубков и их соединений, протечках в радиаторах или при поломке крышки расширительного бачка. Напомним, что система представляет собой замкнутый контур, в котором при работе поддерживается определённое рабочее давление (без него антифриз попросту закипит). При попадании в контуры воздуха извне печка также перестаёт нормально топиться — происходит примерно то же самое, что и в обычных квартирных радиаторах отопления.

Что делать:

Чтобы выгнать воздух из системы, в первую очередь, вам нужно отыскать источник его проникновения — прохудившийся шланг или иное проблемное место. Затем — устранить протечку или подсос воздуха и довести уровень антифриза до нормы (обычно завоздушивание сопровождается систематическим падением уровня ОЖ в бачке). И, разумеется, выпустить воздух через специальный спускник (обычно на одном из верхних шлангов под капотом). Данная поломка сопровождается бульканьем под торпедо. Если слышите эти звуки, проблема точно есть, и работу печки можно и даже нужно улучшить.

Загрязнение воздушных магистралей

Нередко ни одной из названных ранее неисправностей обнаружить не удаётся, но печка всё равно греет посредственно. Не исключено, что дело в самих воздушных магистралях, моторчике отопителя или воздушном фильтре.

Что делать:

Прежде всего, обратите внимание на моторчик отопителя и режимы его работы. Электронный блок, регулирующий мощность подачи воздуха, нередко перестаёт нормально переключаться и зависает в одном из нижних положений. Сам двигатель также со временем изнашивается и рано или поздно полностью перестаёт работать. Этому предшествуют шелестящие или скрипящие звуки.

Проверьте состояние салонного фильтра. Будучи грязным, он создаёт сильное сопротивление потоку воздуха и не даёт печке нормально прогреть салон в сильные холода.

Проконтролируйте работу створок, регулирующих направление и мощность воздушных потоков. Иногда они перестают нормально перекрывать каналы подачи и снижают эффективность системы в определённых положениях.

Следите за состоянием испарителя кондиционера — при отсутствии фильтра (на бюджетных моделях) вся грязь оседает именно в нём, при этом промыть систему крайне сложно.

Не забывайте о чистоте самого радиатора отопителя. С годами он также обрастает грязью несмотря на все фильтры и меры профилактики.

Полезные лайфхаки

Ну и, напоследок, несколько полезных лайфхаков для улучшения работы печки в условиях русской зимы.

Закрываем радиатор

На некоторых моделях автомобилей, продающихся на российском рынке, штатно устанавливаются электрические створки радиатора охлаждения или прикладываются пластиковые экраны, установив которые, можно частично перекрыть поступление набегающего воздуха к радиатору охлаждения. Это простой и эффективный способ ускорить прогрев салона и улучшить работу печки в сильные холода. При отсутствии таких устройств вы можете изготовить их самостоятельно. Однако важно соблюсти все меры предосторожности, дабы не допустить самовоспламенения экранов — они не должны соприкасаться с горячими элементами подкапотного пространства.

Уменьшаем поток воздуха через печку

В сильные холода некоторые автолюбители повышают прокачку воздуха через радиатор отопителя до максимума, и удивляются, что печка всё равно плохо прогревает салон. Секрет прост: проходя через печку на большой скорости, внушительные объёмы холодного воздуха попросту не успевают прогреться. Уменьшив скорость работы моторчика, вы усилите нагрев салона.

Приоткрываем окно

В отдельных случаях хорошему прогреву салона мешает сама конструкция автомобиля, точнее, непродуманная система вентиляции. При неработающих клапанах вентиляции кузова и хорошей герметизации дверей в салоне создаётся повышенное давление, а воздух почти не выходит наружу. Моторчику отопителя с каждой минутой становится всё сложнее нагнетать кислород в автомобиль. Слегка опустив одно из стёкол, вы усилите прокачку воздуха через печку и, возможно, улучшите климат в своей машине.

Экспериментируйте, и вы, несомненно, найдёте наилучший способ повышения эффективности работы печки конкретно для вашего автомобиля!

Ехать, находясь в статичной позе, в промороженном за ночь салоне автомобиля просто опасно для здоровья. Но именно утром времени на качественный прогрев автомобильного салона и не хватает. В такой ситуации лучше принять нужные меры заблаговременно.


Надо ли прогревать автомобиль в зимний период

Сам по себе автомобиль в обязательном полном прогреве не нуждается. Это не означает, что можно в сильный мороз, едва добившись более-менее устойчивого вращения коленвала двигателя, сразу начинать движение в обычном режиме. Но и дожидаться полного прогрева агрегатов и кузова до номинальной рабочей температуры тоже крайне нежелательно.

При работе двигателя на холостых оборотах прогрев идёт очень медленно. Будет неоправданно много времени потрачено на рост температуры, израсходован ресурс и топливо. Кроме того, трансмиссия в таком режиме не прогревается, а современный двигатель настолько экономичен, что может вообще не набрать рабочую температуру без нагрузки.

Гораздо выгодней начинать движение на малой скорости и пониженных передачах через несколько минут, когда стрелка указателя лишь сдвинется с крайнего положения, тогда прогрев ускорится, часть нагрузки будет создавать холодное масло в агрегатах, а в салон поступит больше тепла.

Что надо сделать для быстрого прогрева салона

На протяжении первых километров нужно постепенно добавлять нагрузку, что ещё более ускорит нагрев. Это совершенно не повредит двигателю и не создаст условий для неравномерного теплового расширения деталей. Ускоренное повышение температуры масел и смазок уменьшит износ.

Используем штатный отопитель салона

При наличии крана управления потоком жидкости через радиатор отопителя его следует полностью открыть. Тепло сразу же начнёт поступать в салон, причём температура проходящего воздуха будет подниматься постепенно, что убережёт стёкла от критических перепадов.


Дополнительные системы обогрева

Если автомобиль снабжён дополнительными электрическими обогревателями сидений, стёкол, руля и зеркал, то их необходимо включить на максимальный режим.

Работающий на средних оборотах двигатель сможет обеспечить нагревательные элементы энергией, а они, в свою очередь, через генератор зададут дополнительную нагрузку, мотор быстрее выйдет на номинальный тепловой режим.

Электронагреватель воздуха

Иногда в автомобиле устанавливают дополнительные электрические обогреватели салона. Они отличаются от основной печки тем, что выходят на рабочий режим практически сразу, не дожидаясь нагрева двигателя. Поэтому направлять нагретый ими воздух категорически нежелательно на те же стёкла. Стремление быстро их разморозить может закончиться трещинами.


Помочь с прозрачностью стёкол во время начала движения поможет простой приём проветривания салона, который надо применять заблаговременно, перед постановкой машины на стоянку.

Салон надо проветрить, опустив стёкла, иначе снижение температуры накопившегося внутри влажного воздуха приведёт к появлению точки росы, когда лишняя влага осядет на стёклах и замёрзнет. Забортный холодный воздух имеет низкую влажность, и стёкла утром останутся прозрачными.

Прогрев во время движения

Двигаясь с небольшой скоростью, не стоит ожидать интенсивного естественного обмена воздуха. Для этого придётся включить вентилятор на максимальную скорость в режиме внутренней циркуляции. Забор наружного воздуха только затянет процесс.

Обороты двигателя надо поддерживать на среднем уровне, выбирая передачу в ручном режиме даже при автоматической коробке. Иначе автомат начнёт экономить топливо, сбросив обороты до минимума, что не обеспечит хорошей циркуляции антифриза штатным насосом охлаждения. На некоторых машинах монтируется дополнительный электрический насос, чья производительность не зависит от частоты вращения коленвала.

Оборудование, устанавливаемое дополнительно

В регионах, где температура зимой постоянно держится на уровне минус 20 градусов и ниже, производительности штатных систем может не хватать, приходится применять дополнительные меры. Это же касается автомобилей со значительным объёмом салона, особенно с дизельными и турбированными двигателями, имеющими высокий КПД и выделяющими мало тепла при работе.

Топливный предпусковой обогреватель


Эти же системы обеспечивают разогрев двигателя перед пуском. Для этого через них электрической помпой прогоняется антифриз из системы охлаждения двигателя.

Устройство может включаться дистанционно или по установленной программе таймера, что гарантирует к нужному моменту времени прогретый, готовый к быстрому пуску двигатель и тёплый салон автомобиля.

Электрический предпусковой обогреватель

Того же эффекта можно добиться пропуская охлаждающую жидкость через электрообогреватель. Но он потребляет слишком много электроэнергии, что практически исключает его питание от штатного аккумулятора и означает необходимость подвода к автомобилю сетевого напряжения. В остальном управление и функции будут теми же, что в случае топливного нагревателя.


Дистанционный запуск

Автомобильная охранная система может иметь в своём составе функцию дистанционного запуска двигателя. При установке трансмиссии автомобиля в нейтральное положение и включении стояночного тормоза, с пульта управления в нужный момент подаётся команда на запуск мотора, после чего начинает работать штатный отопитель, органы управления которого заранее установлены в режим максимальной эффективности. К моменту появления водителя двигатель и салон автомобиля будут прогреты.

Если мороз настолько силён, что запуск двигателя станет затруднённым или невозможным, то систему можно запрограммировать на периодическое включение. Тогда температура не снизится до критической величины и автомобиль гарантированно запустится.


Дополнительными мерами по комфортной эксплуатации автомобиля зимой могут стать:

Стремление повысить температуру не должно приводить к противоположной проблеме – перегреву двигателя. Зимой надо точно так же внимательно следить за его температурой, как и летом.

Низкая температура снаружи не спасёт от перегрева, если нарушена работа системы охлаждения, а двигатель работает с повышенной нагрузкой из-за сложных условий движения по зимним дорогам.

Читайте также: