Водитель в штате есть а автомобиля нет

Обновлено: 01.05.2024

Главные темы месяца

Это нужно открывать все НПА по водителям и изучать. На форум не полагайтесь. Там действительно очень много всего. Начиная от оформления листа собеседования с водителем при приеме (это обязательный документ с длительным сроком хранения), ежедневного медицинского осмотра водителей и т.д.

мы принимать не будем внешних, своих курьеров переведем. просто я даже не знаю что ещё смотреть. обучение механика по пред рейсовым осмотрам и ответственного по БДД уже организовываю. знать бы что ещё нужно (((

Цитата
шахти написал:
мы принимать не будем внешних, своих курьеров переведем

Как минимум Письма Минтранса, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей,
Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.

Если у Вас нет Консультанта или Гаранта, надеюсь их статья поможет. И не важно, что у вас "не прием" - преим или перевод не имеет значения.

Оглавление:
1. Что учитывать, когда вы ищете кандидата на должность водителя автомобиля
2. Что учитывать при заключении с водителем трудового договора
3. Можно ли принять водителя по совместительству
4. В каких случаях нужно проводить стажировку водителя автомобиля
5. Какие медосмотры нужно проводить водителям автомобилей
6. Какие "специальные" инструктажи надо проводить для водителей автомобилей
7. Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей
8. Что делать, если у водителя прекращено действие права на управление автомобилем
9. Что делать, если у водителя приостановлено действие права на управление автомобилем

1. Что учитывать, когда вы ищете кандидата на должность водителя автомобиля
К водителям автомобилей применяются повышенные требования при приеме на работу. Они должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медосмотр (ст. 328 ТК РФ).
Поэтому перед приемом водителя на работу:
• проверьте его водительское удостоверение. Оно должно быть российского образца, так как управлять автомобилем с иностранными правами запрещено. Исключение - ситуация, когда водитель - гражданин государства, где русский язык официальный (например, гражданин Киргизской Республики). Это обусловлено п. п. 4, 13 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения.
Убедитесь, что в водительском удостоверении в соответствующих графах проставлены разрешающие отметки, которые подтверждают право на управление транспортными средствами определенных категорий и входящих в них подкатегорий (п. п. 1, 7 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, п. 5 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения). Если таких отметок нет, допускать водителя к управлению автомобилем запрещено (абз. 1, 2 п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения).
Обратите внимание! Временно продлеваются российские национальные водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно. При этом сохраняется возможность их замены. Водителя, управляющего транспортом с таким удостоверением, не привлекают к ответственности по ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26, ст. 12.32 КоАП РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 275, Информация МВД России, Методические рекомендации (утв. МВД России)). Порядок и сроки замены указанных водительских удостоверений утверждены Приказом МВД России от 09.06.2020 N 410. Срок замены - по 31 декабря 2020 г. включительно;
• проверьте у водителя наличие квалификации и стажа работы. Это требуется при приеме только некоторых водителей, например, тех, которые будут заниматься перевозкой опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Категории таких водителей и требования к квалификации и стажу, которым они должны соответствовать, приведены, в частности, в Приказе Минтранса России от 28.09.2015 N 287. Узнать, есть ли у водителя необходимые квалификация и стаж работы, можно соответственно из документов об образовании и (или) о квалификации, из трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности (абз. 3 ч. 1 ст. 65, ст. ст. 66, 66.1 ТК РФ, п. п. 7, 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения);
• направьте водителя на предварительный медицинский осмотр, по итогам которого будет ясно, может он работать у вас водителем или нет. Вам будет направлено заключение медицинской организации о наличии или отсутствии противопоказаний по управлению автомобилем. Если кандидат откажется проходить медосмотр или будут выявлены противопоказания, его нельзя допускать к работе (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 76, ст. 214, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, п. п. 12, 13, 14 Порядка проведения медосмотров работников);
• проведите с водителем собеседование. Дополнительно можно организовать письменное тестирование. Результаты внесите в специальные листы собеседования и храните их минимум пять лет (п. 9, абз. 2 п. 10, п. 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).
Лист собеседования с водителем не имеет утвержденной формы. Разработайте его самостоятельно. Главное - отразить в листе основные результаты собеседования (тестирования): соответствует ли уровень знаний водителя квалификационным требованиям (абз. 1 п. 10, п. 11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).
Кроме указанной информации внесите в лист собеседования следующие данные:
• Ф.И.О. соискателя;
• данные лица, проводившего собеседование (тестирование);
• категорию транспортного средства, для работы на котором принимается соискатель;
• профессиональные и квалификационные требования к соискателю (см. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287);
• оценочный результат собеседования (тестирования);
• иную информацию.
Только если кандидат соответствует требованиям, перечисленным выше (квалификация, стаж и т.д.), а также иным установленным трудовым законодательством, вы можете принять его на работу (п. 12 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения).

2. Что учитывать при заключении с водителем трудового договора
Трудовой договор заключите по тем же правилам, что и обычно, а именно включите информацию, в частности, о месте работы, оплате труда, условиях труда на рабочем месте, условие об обязательном социальном страховании и другие сведения и условия, указанные в ч. 1, 2 ст. 57 ТК РФ.
Особое внимание уделите трудовой функции, характеру работы, а также режиму труда и отдыха.
Поскольку с выполнением работы по должности водителя связаны некоторые ограничения (например, по режиму работы), то в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ опишите трудовую функцию следующим образом: водитель автомобиля. Так она определена, например, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102.
В качестве характера работы укажите разъездной характер работы или работу в пути (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Проверьте, прописано ли в вашем коллективном договоре (при наличии) или в локальном нормативном акте условие о возмещении расходов на служебные поездки таких работников. Если нет, то их можно указать в трудовом договоре. А именно пропишите размеры и порядок возмещения расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных и иных расходов, которые водитель будет делать с вашего разрешения или ведома (ст. 168.1 ТК РФ)
Указывая режим труда и отдыха водителя в трудовом договоре, учтите все нюансы, указанные ниже.

3. Можно ли принять водителя по совместительству
Да, можно, но есть ограничения.
Так, работник не вправе работать водителем автомобиля по совместительству, если работа по основному месту связана с управлением транспортным средством (ч. 5 ст. 282, ч. 1 ст. 329 ТК РФ).
Рекомендуем до заключения трудового договора письменно уведомить его об этом ограничении. Это позволит снизить риск привлечения к ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение ч. 1 ст. 329 ТК РФ, если впоследствии будет установлено, что у вашего совместителя работа по основному месту связана с управлением транспортным средством.

4. В каких случаях нужно проводить стажировку водителя автомобиля
Проводить стажировку водителя автомобиля нужно, если (ч. 1 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):
1) он впервые принимается на работу по этой должности;
2) у него был перерыв в работе более одного года;
3) при приеме на работу он был переведен на другой тип транспортного средства.
Таким образом, если вы принимаете на работу водителя, проведите его стажировку после заключения трудового договора и до того, как допустите водителя автомобиля к самостоятельной работе.
Порядок проведения стажировки и требования к ней содержатся, в частности, в п. п. 13 - 23 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения.
Нарушение порядка проведения стажировки может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

5. Какие медосмотры нужно проводить водителям автомобилей
Помимо предварительного медицинского осмотра, о котором упоминалось выше, вы также должны организовывать проведение за свой счет периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров (абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Периодические медицинские осмотры нужно организовывать для водителей не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н). А для тех работников-водителей, кому еще не исполнился 21 год, - ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медосмотров работников).
Правила их проведения определены в разд. I, III Порядка проведения медосмотров работников.

См. также: Как организовать периодические медосмотры водителей

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности (п. 4 ч. 2 ст. 46 Закона об охране здоровья, п. 4 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 1 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Согласно разъяснениям Минтранса России предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.
Если вы осуществляете перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно также организовывать послерейсовые медосмотры (абз. 4 п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, абз. 2 п. 6 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Их следует проводить после рейса, если его продолжительность составляет более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один и более рейсов (Письмо Минтранса России от 08.04.2019 N ДЗ-531-ПГ).
Водитель автомобиля руководителя организации, например, должен проходить послерейсовый медосмотр, так как руководитель организации для него является пассажиром, перевозку которого он осуществляет.
Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров определены в Порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

6. Какие "специальные" инструктажи надо проводить для водителей автомобилей
Если вы осуществляете перевозки автомобильным транспортом, то должны проводить вводные, предрейсовые, сезонные, специальные инструктажи. Во время таких инструктажей до водителей автомобилей нужно доводить информацию, которая содержится в п. 16 Правил обеспечения безопасности перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (например, о том, как действовать в ситуации, когда по независящим от них причинам невозможно соблюсти график движения) (п. п. 2, 17 указанных Правил).
Порядок проведения таких инструктажей определен п. п. 18 - 21, 23 упомянутых Правил.
Допускать к работе водителя автомобиля, не прошедшего соответствующий инструктаж, запрещено (п. 22 Правил обеспечения безопасности перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7).
За нарушение этого требования вас могут привлечь к ответственности по ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ.

7. Какой режим труда и отдыха должен быть установлен у водителей
Водителям устанавливается режим рабочего времени и времени отдыха с особенностями, которые обусловлены спецификой их деятельности. Например, увеличенная продолжительность рабочего дня (смены) для некоторых категорий водителей, ограничения при введении ненормированного рабочего дня, более длительный, чем у обычных работников, ежедневный и еженедельный отдых.
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены отдельные нормы времени управления транспортным средством и времени отдыха (разд. 26 Правил дорожного движения РФ).
Далее рассмотрим их подробно.

7.2. Особенности режима отдыха водителей
Устанавливая режим отдыха водителей, учтите, в частности, следующее:
• ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены) накануне отдыха (абз. 1 п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) должен предшествовать или следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна быть минимум 42 часа (ст. ст. 107, 110 ТК РФ, п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• перерыв для отдыха и питания так же, как и у других работников, должен быть от 30 минут до двух часов. Как правило, перерыв предоставляется в середине рабочей смены. Если по графику водитель работает больше восьми часов, можете предоставить ему два таких перерыва. Время и конкретную продолжительность перерыва нужно установить с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению с водителем (п. 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены свои нормы отдыха. Например, такие водители обязаны делать перерыв в управлении транспортным средством не позднее чем через 4,5 часа с момента начала вождения (его очередного периода). Перерыв должен быть как минимум 45 минут. Он может быть разделен на части, первая из которых должна составлять - не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут (п. 26.1 Правил дорожного движения РФ).

7.3. Особенности режима труда и отдыха водителей при суммированном учете
Устанавливая суммированный учет рабочего времени водителей, учтите, в частности, следующее:
• продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Но есть исключения. Они предусмотрены п. п. 10 - 12 указанного Положения. Так, водителю руководителя организации можно установить рабочий день (смену) до 12 часов (при условии, что управлять автомобилем он будет не больше девяти часов в день (смену)) (п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• время управления автомобилем в течение рабочего дня (смены) не должно превышать 9 часов. Исключения из этого правила предусмотрены п. п. 17, 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (п. 16 указанного Положения). В частности, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более двух раз в неделю. При этом общая продолжительность управления автомобилем в течение недели должна быть ограничена 56 часами, в течение двух недель подряд - 90 часами (п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей);
• ежедневный (междусменный) отдых водителю надо предоставить продолжительностью не менее 12 часов (п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Его можете сократить только в случаях, предусмотренных абз. 4 - 6 п. 25 указанного Положения;
• выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) водителям с суммированным учетом надо устанавливать согласно графикам работы (сменности), а число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения об особенностях режима работы и отдыха водителей);
• учетный период устанавливается в один месяц (абз. 1 п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей). Увеличить его можно в исключительных случаях. Например, учетный период можно увеличить до шести месяцев при перевозке пассажиров на курортах в летне-осенний период, а также при других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ (абз. 2 п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Обратите внимание, что при междугородных перевозках продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов, если это позволит водителю до окончания рабочего дня (смены) доехать до места отдыха. При этом должны соблюдаться ограничения времени управления автомобилем, предусмотренные п. п. 16, 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей) (п. 10 указанного Положения).

8. Что делать, если у водителя прекращено действие права на управление автомобилем
Если вам стало известно, что у водителя прекращено действие права на управление автомобилем, то такого работника нельзя допускать к его управлению (абз. 3 п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Иначе вас могут привлечь к ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ.
Если работнику запрещено управлять автомобилем в соответствии с медицинским заключением, то увольняйте его по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, а если он лишен водительских прав или истек срок их действия - по п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но учтите, что увольнение возможно, только если этого работника не получится перевести на другую подходящую ему работу (такой работы нет или работник отказывается от перевода) (ч. 3 ст. 73, ч. 2 ст. 83 ТК РФ).
Обратите внимание! Временно продлеваются российские национальные водительские удостоверения, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. (включительно). Они действительны до их замены, возможность которой сохраняется и в период продления срока действия удостоверений. Граждане, управляющие транспортом с таким удостоверением, не привлекаются к ответственности по ч. 1 и 3 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26, ст. 12.32 КоАП РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 275, вопрос 21 Обзора по отдельным вопросам судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), Информация МВД России, Методические рекомендации (утв. МВД России)). Порядок и сроки замены указанных водительских удостоверений утверждены Приказом МВД России от 09.06.2020 N 410. Срок - по 31 декабря 2020 г. включительно.

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

2. Обязана ли организация обеспечить прохождение предрейсового медицинского осмотра заместителя директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист следует оформлять на срок, не превышающий одного месяца.

По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров. Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

1. Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

2) регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

3) в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Кроме этого, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид", водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Как видно в отношении обязательности наличия путевого листа в составе документов, предъявляемых водителем организации сотрудникам органов полиции, в п. 2.1.1 ПДД указано, что такой документ должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.

Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее - Обязательные реквизиты). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. При этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). В свою очередь, нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем УАТ РФ, а призваны лишь развивать и дополнять его положения.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.).

Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в суд при рассмотрении спора о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра указал, что положения ст. 20 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 212 ТК РФ не ставят выполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению периодических медицинских осмотров в зависимость от конкретной должности (рода занятий) работника, а указывают на вид осуществляемой деятельности данным работником, а именно деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, и, как следствие, признал правомерным привлечение работодателя к ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, не занимающий фактически должности водителя (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).

7 сентября 2017 г.

*(1) Смотрите: Вопрос: Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

О личном автотранспорте в служебных целях., Сотрудники по служебной надобности передвигаются на личных автомобилях.

Добрый день!
У меня сегодня появился такой вопрос:
1. Надо ли проводить инструктаж по тб для водителя легкового автотранспорта, если нет договора аренды автомобиля , но выписываются путевки.
С ув.

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
но выписываются путевки
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
но выписываются путевки

На основании того. что им выдается бензини ЕГО НАДА списывать, а договоров никаких нет. А работа у них такая мотаться по районам и без машины никуда, Вот и думаю, кого бы застрелить в офисе.

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
На основании того. что им выдается бензини ЕГО НАДА

т.е. просто так. можно сказать даром. без всяких договоров!? Оригинально!

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Вот и думаю, кого бы застрелить в офисе.
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Надо ли проводить инструктаж по тб для водителя легкового автотранспорта, если нет договора аренды автомобиля , но выписываются путевки.
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
На основании того. что им выдается бензини ЕГО НАДА
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Вот и думаю, кого бы застрелить в офисе.
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Надо ли проводить инструктаж по тб для водителя легкового автотранспорта, если нет договора аренды автомобиля , но выписываются путевки.

Юрист у нас хорошенькая, первый месяц работает, а до этого никого не было. Вот и расхлебываем.
а в должностных про движение на ТС не сказано.

Цитата
м.Евгений пишет:
ГК Договор аренды транспортного средства с экипажем.
По другому в этой стране ничего НЕ поедет

Ну да, РБДТЛ пока в то самое место змеюка не цапнет, не почешеться. остается только осаго и каско.
Работа есть а как выполнишь, на своем авто, велике, лыжах или пешедралом - это твои проблемы. Ты В Росиии, ДЕТКА!

Здесь нет правильного ответа, здесь только приемлемый!

Посчитайте затраты на то чтобы сделать все как надо.
Многое зависит - кто в штате - водитель или просто "менеджер"

потом на аренду ТС с экипажем + возможные риски.

Да, понимаю. но у нас в должностных инструкциях про транспорт ничего нет. Поэтому, сделалю инструкцию, общую для водителей, ознакомлю и приложу в папочку.

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
но выписываются путевки.

Выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не являющемуся водителем, организация не обязана, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего ей автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях.

Цитата
м.Евгений пишет:
А всё остальное - предрейсовый MO, обучение БДД, выпуск на линию, ответственный - у Вас есть?bxtuj 'njuj ytn/

МО нет, только механик на выписке путевок, так-то у нас еще есть автофургоны продуктовые, там порядок, что положено все есть, а вот с менегерами ничего нет.

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
но выписываются путевки.
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Ну вот такого напридумывали.

Ну так найдите невыдуманное.
Вы пишите:

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Надо ли проводить инструктаж по тб для водителя легкового автотранспорта,

Конечно НАДО! Тут и вопросов нет, но тут же пишите:

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
а вот с менегерами ничего нет.

А Ваш манагер пошлет Вас с вашим инструктажем для водителя и будет прав. Другое дело если Вы хотите Вашим работникам компенсировать затраты на горючее и прочие расходы, то это не так делается. И не всегда нужны путевки.

Очень гиперпространственный вопрос для 50% предприятий России!

Можно уйти в черную зону, кстати - не знаю, на чём ты ездишь, это твое дело. в должностной нет - а на нет и суда с инструктажом нет! Здесь, кстати проведенной инструктаж по ОТ и БД тбудет лишней уликой в злонамеренности РБТД.
В серой - втихую возмещать ГСМ
В белой - делать все согласно 196-ФЗ. Тогда перевозки встанут САМИ.
ибо невозможно соблюсти все требования, разработанные для водителей, применить к разъезжающим сотрудника

Цитата
Евгений Вишняков пишет:
Добрый день!
У меня сегодня появился такой вопрос:
1. Надо ли проводить инструктаж по тб для водителя легкового автотранспорта, если нет договора аренды автомобиля , но выписываются путевки.
С ув.
Цитата
Евгений Вишняков пишет:
МО нет, только механик на выписке путевок, так-то у нас еще есть автофургоны продуктовые, там порядок, что положено все есть, а вот с менегерами ничего нет.

Если есть служба автотранспорта значит водители проходят инструктажи обучение отправляете этих манагеров к инженеру по БДД или как у вас там отвественный называется и все, Отдельную инструкцию я думаю не надо разрабатывать достаточно инструкции по ОТ для водителя легкового автомобиля.
Пишите приказ на основание ФЗ 196 всем кто использует автомобиль и т д
На самом деле все проводится формально расписываю в журнале путевки штампуют на два а то и на неделю веред и т д
В случае чего ДТП все формальности соблюдены росписи есть инструктажи есть путевые оформленны должным образом. Главное что отвественный за автотранспорт и тот кто подписывает путевки за механика был аттестован в УГАДН

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

2. Обязана ли организация обеспечить прохождение предрейсового медицинского осмотра заместителя директора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации. Путевой лист следует оформлять на срок, не превышающий одного месяца.

По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение предрейсовых медицинских смотров. Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции:

1. Прежде всего отметим, что в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

2) регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

3) в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Кроме этого, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид", водитель обязан предъявлять сотрудникам полиции документ, подтверждающий факт установления инвалидности. Как видно в отношении обязательности наличия путевого листа в составе документов, предъявляемых водителем организации сотрудникам органов полиции, в п. 2.1.1 ПДД указано, что такой документ должен быть у водителя лишь в установленных законодательством случаях.

Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ), а также п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (далее - Обязательные реквизиты). Однако необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 1 УАТ РФ он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. При этом под перевозчиком в целях данного Закона понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ РФ). В свою очередь, нормы Обязательных реквизитов были разработаны в соответствии с положениями УАТ РФ и в связи с этим не должны иметь сферу действия более широкую, чем УАТ РФ, а призваны лишь развивать и дополнять его положения.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2016 по делу N 7-70/2016).

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Отметим, что путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца (пункты 9, 10 Порядка). Как буквально следует из указанной нормы значение в данном случае имеет цель использования автомобиля. Из вопроса видно, что заместитель директора использует указанный автомобиль в служебных целях, соответственно, организация обязана оформить путевой лист на автомобиль независимо от того, управляет ли заместитель указанным автомобилем по доверенности, либо на ином основании (например, приказ о закреплении служебного автомобиля за указанным работником). Иными словами, доверенность в рассматриваемой ситуации не может отменить обязанность работодателя по оформлению путевого листа. Кроме того, в указанной норме предусмотрен максимальный срок, на который может быть оформлен путевой лист. В то же время, предусматривая максимальный срок, законодательство при этом не предусматривает норм административной ответственности за оформление указанного путевого листа на более длительный срок. Единственным последствием несоблюдения требований к оформлению путевого листа, возможно, являются налоговые последствия в части признания правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли организации (п. 1 ст. 252 НК РФ)*(1).

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.).

Однако, учитывая, что автомобиль используется им для поездок регулярно при исполнении должностных обязанностей, на наш взгляд, велика вероятность того, что контролирующие органы и (или) суд могут признать, что работник исполняет функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего предрейсовый осмотр работника, к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Так, в суд при рассмотрении спора о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за непроведение предрейсового медицинского осмотра указал, что положения ст. 20 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи со ст. 212 ТК РФ не ставят выполнение работодателем возложенных на него обязанностей по проведению периодических медицинских осмотров в зависимость от конкретной должности (рода занятий) работника, а указывают на вид осуществляемой деятельности данным работником, а именно деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, и, как следствие, признал правомерным привлечение работодателя к ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в ситуации, когда автомобилем работодателя управлял сотрудник, не занимающий фактически должности водителя (решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2016 по делу N 12-351/2016).

7 сентября 2017 г.

*(1) Смотрите: Вопрос: Компания приобрела автомобиль бизнес-класса для директора по развитию бизнеса. Какие документы следует оформить организации в целях налогообложения прибыли для подтверждения использования директором автомобиля в интересах организации (для производственных и управленческих нужд)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).

Читайте также: