Водитель попал в дтп на машине работодателя без страховки

Обновлено: 27.04.2024

Один мужчина в Санкт-Петербурге ехал на Хонде и врезался в Киа. От сильного удара сзади Киа в свою очередь въехала в стоящий впереди ГАЗ. В результате аварии у Киа были сильно повреждены оба бампера, задняя дверь, номерные знаки, парктроники, капот, радиатор — всего повреждений набралось на 300 тысяч рублей.

Водитель Хонды предъявил полис ОСАГО, выданный одной крупной страховой компанией. Удивительно, но действовать он начинал как раз в день ДТП, с 00:00. Владелица Киа написала в эту компанию заявление о выплате. Но страховщик отказался оплачивать ремонт ее автомобиля, заявив, что водитель Хонды купил этот полис уже после аварии.

Тогда женщина прибавила к стоимости ремонта компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя — и пошла в суд. Иск она подала к страховой компании водителя Хонды.

Аргументы сторон

Владелица Киа. Автогражданская ответственность всех водителей должна быть застрахована. Закон обязывает водителей делать эту страховку, чтобы пострадавшие не бегали за виновниками аварий и не ждали годами денег на ремонт автомобиля. Каждый водитель покупает полис, а страховая компания гарантирует, что оплатит ремонт пострадавшей стороне.

Я — та самая пострадавшая сторона, мой автомобиль поврежден. Этот мужчина, водитель Хонды, принес полис ОСАГО. В полисе написано, что он действует с нуля часов того дня, когда произошло ДТП. Я не знаю, когда он его оформил, до или после аварии, и не хочу знать. Раз там написано, что он действует, значит, заплатите мне за ремонт и не морочьте голову.

Страховая компания. В момент аварии автогражданская ответственность виновника еще не была застрахована. По документам столкновение произошло в 10 утра, а полис был выдан не раньше 11:40 — то есть через полтора часа после ДТП. С этого времени полис и начал действовать.

Страховой риск — это случайное событие, которое может наступить, а может не наступить. В этом и заключается смысл страховки: защищать от предполагаемых опасностей. Если неблагоприятное событие произошло до заключения договора страхования и пострадавший хочет компенсировать убытки за счет страховой компании, это уже не страхование, а мошенничество. Поэтому страхование распространяется только на случаи, которые произошли после заключения договора страхования и вступления его в силу.

Виновник аварии попал в аварию без страховки, а потом быстренько съездил в ближайшую страховую, оформил ОСАГО и хочет, чтобы мы за него все выплатили. Хорошо придумал! Это недобросовестное поведение и злоупотребление правами. Пусть сам компенсирует убытки этой женщине.

Водитель Хонды. Кажется, я оформил страховку за день или два до аварии, точно не помню. На полисе написано, что он действовал во время ДТП, поэтому пусть платит страховая, а я никому ничего не должен.

Что сказали суды

Страховой агент, который выписывал этот полис, подтвердил, что оформил его после 11 утра в день столкновения. Чтобы оформить полис, необходимо сделать запрос в электронную базу РСА. Этот запрос был направлен в 11:42. Раньше этого времени выдать полис было невозможно.

Страховой полис ОСАГО подтверждает факт заключения договора страхования. В законе сказано, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии. Но можно договориться и о других условиях.

У мужчины на руках был подлинник страхового полиса с печатью и подписью представителя страховщика. На полисе указано, что он действует с 00:00 этого же дня, то есть до того, как его оформили в офисе. Так тоже можно. Получается, что страховой агент от имени компании и этот мужчина так договорились.

Если страховая компания считает, что агент поступил недобросовестно и нарушил права компании, она может предъявить иск к этому агенту. Но это уже будет дело для другого суда.

А пока что страховая компания должна выплатить ущерб, причиненный истцу: страховое возмещение — 337 264 Р , штраф — 168 632 Р , компенсацию морального вреда — 5000 Р , расходы на оплату услуг представителя — 25 000 Р . Всего 535 896 Р .

Страховая компания не согласилась с таким решением суда и подала апелляцию.

Городской суд (апелляция): 🧔👈

Коллеги из районного суда все перепутали. На момент ДТП гражданская ответственность мужчины застрахована не была. Это подтверждают документы и свидетели.

Страховой полис был изготовлен и выдан уже после того, как имуществу истца был причинен ущерб. Это значит, что столкновение не является случайным и поэтому не может быть признано страховым случаем.

Взыскивать ущерб со страховой компании нельзя. Решение отменяем, в иске этой женщине отказываем. Страховая ничего никому платить не должна.

С таким решением не согласилась пострадавшая. Она подала жалобу в вышестоящую инстанцию — президиум городского суда.

Городской суд (кассация): 👉👉🏢

Апелляционная инстанция ошиблась, а вот первоначальное решение районного суда было правильным. Страхование может распространяться и на случаи, произошедшие до заключения договора страхования, если об этом прямо сказано в договоре.

В спорном полисе ОСАГО прямо написано, что он начал действовать раньше, чем был оформлен. Это абсолютно законно.

Решение апелляционной инстанции отменяем, решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна компенсировать ущерб потерпевшей.

Страховую компанию такое решение не устроило. Так дело дошло до Верховного суда.

Цель страхования гражданской ответственности автовладельцев — защита потерпевших и возмещение причиненного вреда. Потерпевшая в этой истории защищена меньше всего, потому что не может влиять на условия договора страхования ответственности виновника аварии. Владелица Киа не знает и не должна знать, при каких условиях виновник аварии купил свой полис ОСАГО, поэтому может полагаться на сведения, указанные в полисе страхования.

По закону страховая компания обязана за счет собственных средств возместить причиненный вред. Исключение — хищение бланков полисов, да и то только если страховая компания обратилась в полицию до наступления страхового случая. Во всех остальных ситуациях страховщик несет ответственность перед потерпевшим, в том числе когда бланк полиса использовали несанкционированно, нарушили порядок его выдачи или исказили указанные в нем данные.

Страховая компания могла заявить, что агент этот бланк полиса использовал несанкционированно — например украл или ранее списал как испорченный. Но она никаких таких заявлений не сделала.

Полис ОСАГО, который предъявил мужчина, — подлинный, оформлен как полагается, на бланке с печатью. Все остальное неважно: надо было смотреть, какие полисы выписываете.

Получается, страховая компания отказалась выплатить истцу возмещение по подлинному полису ОСАГО. Это нарушает принцип гарантированного возмещения вреда потерпевшему. Женщина вообще не участвовала в отношениях между виновником и ответчиком и не должна отвечать за их договоренности. А суд чуть не оставил ее без денег.

Президиум городского суда правильно отменил решение апелляционной инстанции.

Решение районного суда оставляем в силе. Страховая компания должна выплатить женщине 535 896 Р .

Это что же теперь, без ОСАГО ездить можно?

В большинстве страховых компаний полис ОСАГО начинает действовать со следующего дня — и уж точно не раньше момента оплаты. Почему в этой истории получилось по-другому , можно только гадать.

Для владелицы Киа эта история закончилась благополучно, а вот для водителя Хонды и страховой компании она еще вообще не закончилась. Возможно, страховая решит взыскать ущерб со страхового агента, а может, дело дойдет и до виновника аварии. Будем следить и расскажем вам, чем все закончилось.

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

зачем осаго если платит виновник

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

зачем оформлять осаго если виновник платит

К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.
  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.


Здравствуйте. Ситуация следующая: жена попала в ДТП, у виновника ДТП отсутствует страховка, газель оформлена на фирму, а водитель на ней работает неофициально. Если смысл подавать на него в суд, повреждений на машине жены примерно в районе 25 000 рублей


И если подавать, то на кого, на водителя или на хозяина газели? Или может попробовать договарится
Всем заранее спасибо

Комментарии 140


Можно и в суд, подаете на владельца тс — то есть на юрика. а там уже с водителя сами взыщут


конечно же договорится попробуйте, для начала


Не на водилу, а на хозяина авто- фирму! И раскрутить по полной программе!


Хозяин в данном случае при чем?В ПДД чётко сказано что водитель должен иметь при себе управляя ТС.


Полагаю, имеется ввиду "Статья 1068. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником 1. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей".

Но тут есть закавыка с "газель оформлена на фирму, а водитель на ней работает неофициально".


Это не закавыка, а ответ.Есть водитель совершивший ДТП.Он управлял авто без соответствующий документов.Его ведь не под дулом пистолета посадили.Сел сам, последовало наказание, правда в его случае не 800 рублей, а больше.


> Есть водитель совершивший ДТП

Отлично. Вопрос в другом, если вы не заметили, а именно "с кого требовать ущерб причиненный в ДТП". Здесь есть варианты.

> управлял авто без соответствующих документов

Ага. За это ему положен штраф. 800 рэ. Данный штраф, к слову, никак не связан с ответственностью за последствия ДТП.

> Его ведь не под дулом пистолета посадили

Под каким дулом? Вы вообще обо что?

> Сел сам, последовало наказание

Может сам сел, может работодатель посадил.
И не наказание последовало, а ДТП.


Обьясню попроще. буквально через 15 минут поеду на авто сына, он приехал в гости издалека.В страховке меня нет.Вдруг что, расхлебывать ему что-ли.Еще проще сын-фирма, я водила без ничего, кроме прав.


> поеду на авто сына. в страховке меня нет. Вдруг что, расхлебывать ему что-ли? Еще проще сын-фирма, я водила без ничего

Если просто едете на машине сына и виноваты в ДТП, то расхлёбывать вам. Обычно вариант выглядит так — страховая сына выплачивает пострадавшему ущерб, далее требует с вас все свои траты.

Если же "сын-фирма" и вы на него работаете, то у пострадавшего есть вариант попробовать доказать ваши с сыном трудовые отношения и потребовать ущерб с сына как с работодателя.


До вас не дошло, честно говоря до меня тоже тяжело доходило.Особенно владелец с собственником, то есть разница между ними.Потом обьяснили на реальном примере в жизни.


> До вас не дошло

Боюсь, не дошло до вас. ))

> Особенно владелец с собственником, то есть разница между ними

На всякий случай, я нигде не использовал ни один из упомянутых терминов.
На всякий случай, я, как юрист с многолетним стажем, знаю "разницу между ними".
На всякий случай, владелец это тот кто сидит за рулем автомобиля. А собственник это тот кто данный авто купил.


Все правильно.Наверное мы друг друга неправильно понимаем.Думаю ничего страшного, бывает.В споре рождается истина.


> До вас не дошло

Боюсь, не дошло до вас. ))

> Особенно владелец с собственником, то есть разница между ними

На всякий случай, я нигде не использовал ни один из упомянутых терминов.
На всякий случай, я, как юрист с многолетним стажем, знаю "разницу между ними".
На всякий случай, владелец это тот кто сидит за рулем автомобиля. А собственник это тот кто данный авто купил.

Добрый вечер! У меня случилась похожая ситуация, попал в дтп 7.06 второй участник вину отрицал, гаишники отправили дело на дознание. Удалось найти запись с камеры, там видно что он ехал на красный, сегодня позвонили из группы разбора, сказали что признали его виновником. Самое хреновое что у чела нет осаго и говорит что машину купил за несколько дней до дтп, дкп в простой письменной форме, при чем сам текст написан черной ручкой, а дата синей. Подозреваю что дату вписал после дтп. На прошлую хозяйку этой машины осаго есть, это видно по базе рса, но у виновника дтп полиса естественно нет. Вопрос — как мне сейчас действовать, есть ли шанс решить вопрос в своей страховой или только судиться с ним?


У попавших в ДТП по вине водителей без полиса ОСАГО появился реальный шанс возместить ущерб, даже если у нарушителей нет денег и источника дохода. Речь идет о случаях, когда виновник управлял чужим автомобилем, и его владелец проигнорировал обязанность водителя страховать свою ответственность.

В качестве примера юрист привел один из подобных случаев из своей недавней практики. 17 июня 2019 года в седан Cadillac ATS врезался автомобилист за рулем фургона Volkswagen Caravelle, который решил проскочить на красный сигнал светофора. Оба автомобиля получили серьезные повреждения, а у пассажира Cadillac врачи зафиксировали еще и легкий вред здоровью. За рулем Caravelle с оклейкой клининговой компании находился гражданин Украины — полиса ОСАГО у него не было. Автомобиль принадлежал не ему, а некой Татьяне К. Приехавшие на место инспекторы ГИБДД оформили аварию, виновником которой указали водителя Volkswagen.


Когда владелец Cadillac ATS решил подать в суд на виновника ДТП и возместить стоимость ремонта, в полиции сообщили, что мужчину лишили прав и депортировали из-за ряда других нарушений. Тогда владелец разбитого американского седана составил иск к владелице автомобиля, которая оказалась матерью хозяина клининговой компании. Хотя было очевидно, что виновник работал в этой компании, официально он нигде не числился, да и автомобиль на балансе компании не состоял. Поэтому сделать компанию соответчиком не получилось.

Для оценки стоимости восстановительного ремонта своего Cadillac ATS истец обратился в независимую экспертную организацию. В соответствии с заключением специалиста, расчетная стоимость ремонта оказалась даже выше стоимости самого автомобиля — 1 704 594 руб., а с учетом износа — 1 523 600 руб. При том, что среднерыночная стоимость такого автомобиля — 1 076 000 рублей. Годные остатки иномарки можно было продать за 355 тыс. рублей. Эксперт таким образом пришел к выводу о конструктивной гибели автомобиля истца и определил сумму к взысканию — от стоимости аналогичной машины вычел цену годных остатков и получил 721 тыс. рублей. Ответчики на осмотр автомобиля не пришли. Не явились ответчики и на последующее судебное заседание, никаких возражений на иск и результаты экспертизы они не предоставили.

28 августа состоялось судебное заседание Одинцовского городского суда Мособласти. Там сторона истца представила полученную из ГУ МВД по Москве карточку учета фургона Volkswagen, где владелицей числилась Татьяна К. На основании этого, а также протокола ГИБДД, судья пришла к выводу, что собственник автомобиля не обеспечила его сохранность и не контролировала, кто пользуется принадлежащим ей источником повышенной опасности. Кроме того, получалось, что она не выполнила требования закона об ОСАГО по страхованию гражданской ответственности.


Кроме того, суд частично удовлетворил требования истца о ряде других компенсаций. Ему присудили выплату морального вреда в размере 20 тыс. руб. на основании медицинской документации, подтверждающей обращение на получение первичной медпомощи. Также суд обязал выплатить истцу расходы на проведение экспертизы — 10 тыс. руб. и госпошлины — 10 410 руб.

По словам эксперта, ответственный собственник может быть освобожден от ответственности, если, например, передал автомобиль по договору аренды с указанием необходимости его застраховать, либо у собственника это ТС выбыло противоправно, например, если машину угнали.

Также оказалось, что некоторые недобросовестные собственники подделывают договоры аренды и подписывают их за водителей-виновников ДТП. Однако существует возможность проверить действительность таких документов — например, с помощью запроса в Налоговую службу узнать, исполнялся ли договор, переводились ли по нему платежи.


Попавшим в подобную ситуацию водителям эксперт советует внимательно оценивать ситуацию: привлечь к ответственности можно попробовать и собственника, и водителя. Все зависит от их статуса и платежеспособности, а в дальнейшем соразмерность ответственности будет определять суд.


Эксперт также дал полезный совет тем автомобилистам, которые не смогли получить компенсаций от водителей без ОСАГО и привлечь к ответственности собственников в течение последних трех лет. Теперь, по словам Афанасьева, можно смело обращаться в суд с исками к собственникам и добиваться выплат. Исковая давность по таким делам составляет три года.

Попал в ДТП без страхового полиса

В соответствии с законодательством РФ каждому водителю необходимо оформить полис ОСАГО. Если виновник ДТП без страховки, потерпевшему не положена выплата возмещения от страховщика. В таком случае пострадавший может взыскать деньги за причиненный ущерб с виновника аварии. С другой стороны, многих интересует, как происходит возмещение убытков, если потерпевший в ДТП управлял автомобилем без страхового полиса. Любому водителю полезно знать, что делать после аварии, если если нет ОСАГО при ДТП.

Возмещение ущерба при ДТП

Статья 12.37 КоАП РФ устанавливает штрафные санкции за управление машиной без страховки в размере 800 рублей. Однако штраф не так страшен, как отсутствие страхового полиса при аварии.

Главным принципом возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, является обязанность страховой компании виновника аварии оплатить нанесенные им убытки потерпевшему. Однако данное правило действует в случае, если у виновной стороны имеется полис ОСАГО. Но что делать при отсутствии у лица, причинившего ущерб, действующей страховки?

Если у виновника аварии нет страхового полиса

Из статьи 1064 ГКРФ следует, что убытки возмещаются лицом, по вине которого они возникли. Даже в случае, если гражданская ответственность водителя не застрахована. Таким образом, если автовладелец, виновный в аварии, не имеет страховки, он будет оплачивать ремонт машины потерпевшего за счет собственных средств. При этом на виновника ДТП возлагается обязанность уплатить штраф за езду без полиса ОСАГО, также и компенсировать моральный ущерб пострадавшему, если суд вынесет такое решение.

Как правило, споры по автопроисшествиям без полиса ОСАГО решаются в судебном порядке, однако возможны и другие варианты урегулирования конфликта.

Существует 3 способа взыскания ущерба:

  1. Добровольное возмещение на месте происшествия.
  2. Досудебное взыскание ущерба.
  3. Судебное разбирательство.

Наименее благоприятным исходом из перечисленных является обращение в судебную инстанцию.

Добровольная компенсация потерь на месте ДТП

Этот вариант является довольно распространенным способом возмещения убытков, возникших в результате автоаварии. На практике он применяется при минимальном ущербе. Как правило, водители, не оформляющие полис ОСАГО, стараются ездить аккуратнее и выплачивать убытки сразу на месте ДТП.

Если виновник согласен возместить нанесенный ущерб по частной договоренности, но не имеет необходимой суммы и просит отсрочку, необходимо:

  • оформить расписку об обязательстве уплаты компенсации с указанием срока;
  • обменяться контактами;
  • зафиксировать все повреждения на фото и видео;
  • по возможности снять видео с согласием виновника оплатить убытки.

Можно взять в качестве залога какую-нибудь ценную вещь, которой располагает виновный. Это не относится к документам, а тем более к паспорту. Поскольку данное действие будет рассматриваться как нарушение закона.

Самой большой сложностью при оплате убытков на месте является определение всех повреждений автомобиля, и соответственно – размера компенсации. Нередко уже при ремонте авто выявляются скрытые дефекты.

Денежная компенсация потерь сразу является лучшим вариантом решения проблемы, поскольку в дальнейшем виновник аварии может передумать возмещать ущерб и попробовать избежать ответственности с помощью юриста. В таком случае, не имея официальных документов из Госавтоинспекции, сложно выиграть судебный процесс даже при наличии у потерпевшего расписки, фото и видеоматериалов.

При достижении обоюдного согласия и выплате суммы ущерба сразу после аварии, пострадавший пишет расписку об отсутствии претензий к виновнику ДТП.

Досудебное возмещение убытков

Чтобы урегулировать спор необходимо попробовать разрешить его мирно без участия суда. Для этого во время оформления происшествия нужно проследить, чтобы инспектор сделал отметку об отсутствии у виновника аварии страховки.

Следующий шаг –фиксация данных виновного лица:

  • фамилия, имя и отчество;
  • адрес регистрации и проживания;
  • телефон.

Затем готовятся документы и составляется юридическая претензия.

Чтобы грамотно оформить бумагу нужно приготовить:

  1. Заключение независимого эксперта о повреждениях и калькуляцию ущерба.
  2. В случае, если авто не подлежит восстановлению, – отчет о его стоимости.

Законодательство не содержит типового бланка юридической претензии. Документ составляется письменно в свободной форме.

В претензии необходимо указать:

  • маршрут;
  • место аварии;
  • дату происшествия;
  • участников столкновения;
  • обстоятельства ДТП;
  • сумму ущерба.

Приводимые в тексте претензии факты нужно подкреплять ссылками на нормативные акты, выводы эксперта, имеющимися в наличии документами. Обстоятельства ДТП не должны противоречить данным, содержащимся в бумагах ГИБДД. Поэтому все сведения, указываемые в претензии следует внимательно сравнивать на соответствие с протоколом и справкой из Госавтоинспекции.

Сумма убытков должна равняться той, которую указал в заключении независимый эксперт. Превышение допустимо за счет включения расходов на проведение экспертиз, услуги хранения, перевозки, работу юриста и эксперта, а также морального вреда. Все суммы необходимо подтвердить документально или приложить расчеты.

В качестве доказательств к претензии прилагаются:

  • документация ГИБДД (протокол, справка о происшествии, постановление об административном правонарушении);
  • письма-уведомления с приглашением виновника на осмотр, экспертизу;
  • заключение независимого эксперта-оценщика;
  • правоустанавливающие и регистрационныедокументы на авто;
  • квитанции, подтверждающие расходы.

Претензия направляется виновнику аварии на почтовый адрес. Документ следует отослать заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Выданные на почте квитанции следует хранить на случай судебного разбирательства.

Большинство виновников происшествий после получения до судебной претензии предпочитают возместить ущерб добровольно, не доводя дело до судебной инстанции. В противном случае, при подаче иска с виновника будут взысканы судебные издержки и моральный вред.

Обращение в суд

Исковое заявление подается в суд по адресу регистрации виновного в ДТП. Если размер требований превышает 50 000 рублей – дело рассматривает районный суд, в ином случае – мировой судья.

К иску необходимо приложить аналогичные документы, как и к юридической претензии. В судебное заседание потребуется предоставить оригиналы. Если потерпевший обратился за юридической помощью нужно оформить доверенность. Кроме прочих документов, необходимо приложить:

  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • копии искового заявления по количеству участников.

В иске следует указать ту же информацию, что и в досудебной претензии, но более подробно. Дополнительно к озвученным необходимо добавить требования о взыскании морального вреда и судебных издержек.

В соответствии с законом исковая давность равняется 3-м годам.

Если страховой полис отсутствует у потерпевшего

Оказавшись в ситуации, когда нет страховки у пострадавшего, что делать знают немногие. При наличии у виновника аварии действующей страховки, возмещение ущерба будет произведено страховой компанией лица, причинившего вред. При этом оплата должна быть произведена в полном объеме согласно установленным страховым тарифам. Потерпевшему в этом случае потребуется заплатить штраф за езду без оформления полиса ОСАГО.

Если же у обоих участников происшествия автогражданская ответственность не застрахована, компенсация потерь пострадавшему будет производиться виновником самостоятельно.

Если страховой полис виновника ДТП поддельный

Фальшивая страховка у лица, виновного в аварии, по последствиям приравнивается к ее отсутствию. В этом случае обязанность по компенсации причиненного ДТП ущерба возлагается на виновника аварии.

Если будет выявлен факт подделки полиса ОСАГО автолюбителя могут:

  • лишить водительских прав;
  • привлечь к административной или уголовной ответственности;
  • оштрафовать на существенную сумму.

При подозрении на недействительность страховки пострадавший может:

В ситуации, когда страховщик уже выплатил потерпевшему денежную компенсацию по поддельному полису, он может предъявить регрессный иск с требованием вернуть понесенные компанией расходы.

В заключение: что нужно делать после аварии для возмещения ущерба

Чтобы получить компенсацию убытков, возникших в результате ДТП, потерпевшему следует соблюдать следующих алгоритм действий:

  1. Включить аварийную сигнализацию и выйти из машины.
  2. Автомобиль с места ДТП не перемещать!
  3. Расставить аварийные знаки.
  4. При наличии пострадавших – оказать им первую помощь или вызвать бригаду Скорой помощи.
  5. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции. При отсутствии специального номера – позвонить в полицию.
  6. Осмотреть и зафиксировать повреждения путем фото и видеосъемки.
  7. Выяснить, были ли свидетели происшествия.
  8. Обменяться контактами с виновником аварии и свидетелями.
  9. Дождаться сотрудников ГИБДД, проследить за оформлением места ДТП и получить необходимую документацию для последующего взыскания ущерба.

Затем нужно обратиться к независимому эксперту, уведомить виновника о дате, времени и месте проведения осмотра и экспертизы авто. При соблюдении правил оформления аварии, можно взыскать денежные средства за причиненный ущерб с виновника даже при отсутствии у него страхового полиса.

Читайте также: