Виды экономических потерь от дтп по секторам субъектов национальной рыночной экономики

Обновлено: 04.03.2024

- низкое качество функционирования автомобильного транспорта и его инфраструктуры, недостатки в организации его движения, что влечет разнообразные негативные последствия, как то нарушение сроков перевозок, дискомфортность перевозок пассажиров, обусловленная переполнением автобусов и нерегулярностью их движения, потери (хищение) грузов, ухудшение их потребительских свойств;

- значительный экологический ущерб, наносимый эксплуатацией автотранспортных средств окружающей среде вследствие их плохого технического состояния, отсутствия в их конструкции систем и устройств экологической защиты;

- недостаточная развитость дорожной сети (десятая часть населения России проживает в условиях бездорожья, ряд регионов имеют сезонные транспортные связи, а отдельные районы страны не имеют постоянных связей вообще);

- нестабильность финансового обеспечения отрасли в целом, что связано с отсутствием закрепленных источников финансирования и невозможностью использования для этих целей доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;

- отсутствие четких формулировок и взаимоувязки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки финансовой деятельности органов управления дорожным хозяйством разных уровней;

- недостаточная эффективность процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

Необходимо отметить, что, являясь мощным рычагом подъема экономики, автомобилизация несет с собой много отрицательных явлений, одним из которых являются народнохозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий. В странах с развитой автомобилизацией наблюдается тенденция роста парка транспортных средств и числа, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Однако тяжесть последствий аварийности определяется не только ростом парка подвижного состава автомобильного транспорта, а зависит от уровня деятельности по предотвращению аварийности и совершенствованию организации дорожного движения в стране. Это обусловливается значительными темпами роста количества транспортных средств на автомобильных дорогах и активизацией работы по улучшению организации дорожного движения. Эта деятельность требует значительных материальных затрат, для обоснования которых необходима достоверная информация о потерях народного хозяйства страны от ДТП.

При этом следует учитывать, что не все потери в настоящее время имеют статистическую оценку, ряд потерь на сегодня не поддаются учету (или не учитываются) в денежном выражении (к ним можно отнести опозданий рабочих на производство, потери от простоя транспортных средств в пробках на дорогах и т. п.).

Сегодня все развитые страны мира ежегодно выделяют огромные средства на развитие сети коммуникаций, прежде всего, на развитие сети автомобильных дорог. В США в дорожную отрасль ежегодно инвестируется 109-110 млрд. долларов (при этом перед конгрессом ставится вопрос об увеличении расходов еще на 100 млрд. долларов); Япония вкладывает в дорожное строительство 107 млрд. долларов; Германия – 50 млрд. евро. Россия же с ее огромным бездорожьем тратит на эти цели не более 7 млрд. долларов.[6]

В России сроки службы автомобилей на 15-20 % ниже, чем в США и странах Западной Европы; а межремонтные сроки в 1,5-2 раза короче. Расход горюче-смазочных материалов в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в развитых странах мира. Из-за плохих дорожных условий стоимость обслуживания автомобилей увеличивается в 2,5-3,4 раза, а сроки службы автомобильных покрышек сокращаются в 1,5-1,8 раза. На дорогах ежегодно теряется значительная часть перевозимой по ним сельскохозяйственной продукции.[8]

Таким образом, сложившийся уровень ущерба от функционирования автомобильного транспорта России подтверждает актуальность и необходимость научной и практической проработки вопросов оценки и предупреждения экономических потерь от угроз в сфере автотранспорта, а особенно в сфере дорожно-транспортных происшествий, а также вопросов обеспечения экономической безопасности в указанной сфере.

Главным признаком ДТП (с позиции законодателя) является причинение вреда (ущерба), который может по-разному проявляться: физический ущерб (гибель или ранение человека), материальный ущерб (повреждены транспортные средства, груз, сооружения). На практике же, круг негативных последствий ДТП указанным перечнем не исчерпывается. Ряд экономических потерь остаются за рамками официального определения и, как правило, государственными органами не учитываются (потери связанные с простоем транспорта, подготовкой персонала, потерей рабочего времени). В целом, потери от дорожно-транспортных происшествий могут быть классифицированы различным образом. В частности, по направленности потери могут быть прямыми и косвенными.[9]

Прямые потери – потери части национального дохода страны в результате гибели пострадавших, а также получения ими инвалидности или временной нетрудоспособности; выплата пенсий, затраты на медицинскую помощь, компенсация по страхованию, расходы, связанные с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений, порча или утрата груза.

Косвенные потери – это потери, связанные со снижением производительности и подготовки нового специалиста для замещения погибшего, затраты государственных органов, затраты, связанные с заторами движения и простоями транспортных средств, с нарушением сроков доставки грузов и пассажиров, с нарушением ритмичности работы предприятий и невыполнением плановых перевозок.

По характеру потери могут делиться на: потери от вовлечения человека в ДТП (гибель, ранение, инвалидность человека); потери от повреждения транспортного средства и грузов (восстановление ТС, ремонт, порча грузов, нарушение ритмичности работы автопредприятий, невыполнение обязательств по перевозкам); потери от повреждения дорог и дорожных сооружений и средств организации дорожного движения; затраты на расследование причин ДТП.

В условиях рыночной экономики не может быть рассчитан и установлен норматив ущерба от гибели или ранения человека в абсолютном исчислении, который может быть использован в течение длительного периода. Данная Методика позволяет произвести точный расчет стоимостной оценки ущерба на каждый конкретный год. Это связано с тем, что эта оценка зависит от величины валового внутреннего продукта (ВВП), как основного показателя экономического потенциала страны.

В основе российской системы оценки лежит тезис о том, что величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия включает в себя указанные автором ранее составляющие: ущерб в результате гибели и ранения людей, повреждения транспортных средств, порчи груза, повреждения дороги.

В методике содержатся формулы расчета стоимостных оценок ущерба по категориям. В частности, стоимостная оценка ущерба в результате гибели или ранения людей, которая включает:

- экономические потери из-за отвлечения из сферы производства людей, погибших или получивших телесные повреждения;

- затраты на оказание пострадавшим первой медицинской помощи и лечение;

- выплаты пенсий (инвалидам, семьям погибших);

- оплату по временной нетрудоспособности.

Важным разделом Методики явились стоимостные оценки (нормативы) ущерба от ДТП по категориям, а также предусмотренные параметры корректировки указанных нормативов в зависимости от изменения экономической ситуации (динамики инфляции и т. д.).

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате ДТП погибает около 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. человек получают ранения, причем на страны с низким и средним уровнем доходов приходится около 90% всех погибших и пострадавших в ДТП.[11]

Рис. 1. Динамика количества ДТП и пострадавших в них в России за 2001-2008 г. г.[12]

Положительной тенденцией является улучшение динамики тяжести последствий ДТП, т. е. снижение количества погибших по отношению к пострадавшим, что имеет важное социально-экономическое значение для общества.

В соответствии с Методикой[13], рассмотренной автором в параграфе 1.2. исследования, социально-экономический ущерб от ДТП по различным категориям в 2006 году составил 462 млрд. руб.

Мировой экономический ущерб от ДТП составляет 518 млрд. долларов США в год. Экономические издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом, оцениваются в среднем в 1 % внутреннего валового продукта в странах с низким уровнем доходов, примерно в 1,5% – в странах со средним уровнем доходов и 2% – в государствах с высоким уровнем доходов. Так, в США ущерб от ДТП определяется в размере 230 млрд. долларов (2,3% ВВП), в странах Евросоюза – 180 млрд. евро (примерно 203 млрд. долларов США). В странах Центральной и Восточной Европы и странах СНГ ущерб от ДТП равен примерно в 1,5 % ВВП, или 9,9 млрд. долларов США[14].

Рис. 2. Динамика социально-экономического ущерба от ДТП за 2000- 2006 г. г.[15]

Рис. 3. Структура социально-экономического ущерба от ДТП в 2006 г. г.[16]

Важным элементом социально-экономического ущерба от ДТП являются его негативные демографические последствия для России, среди показателей которых в рамках настоящего исследования следует выделить: снижение численности населения страны, уровня здоровья россиян, продолжительности жизни человека, продолжительность трудоспособного периода, естественного прироста, искажение возрастной пирамиды населения, снижение среднего возраста раненых в ДТП, ожидаемая продолжительность здоровой жизни человека.

В настоящее время национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения действуют во многих странах, но единообразия в формах разрабатываемых программ нет. Во многих странах они представляют собой самостоятельный документ (в Республике Корея, Малайзии, Австралии, Турции, Австрии, Италии, Финляндии, Болгарии, Норвегии, Литве). В некоторых государствах программы обеспечения безопасности дорожного движения являются частью более глобальных программ.

Для анализа социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение ущерба от ДТП, можно применить Методику оценки эффективности инвестиционных проектов[17], утвержденную Минэкономики, Минфином в 1999 году. В соответствии с ней эффективность в себя включает две главных составляющих: общественную (социально – экономическую) и коммерческую эффективность. А для оценки эффективности мероприятий, направленных на снижение социально-экономического ущерба от ДТП, можно предложить двухэтапную схему. Предварительно определяется общественная значимость проекта. Приведенный автором анализ объемов социально-экономического ущерба от ДТП ее подтверждает и говорит о крупномасштабности проблемы.

Одним из главных условий прогрессивного функционирования экономики России является ее эффективный транспортный комплекс. Сегодня наиболее развитой его составляющей является сфера автомобильного транспорта, которая по своей значимости конкурирует с транспортом железнодорожным благодаря собственной мобильности, маневренности, гибкости, организации. Как показывают исследования, доля автомобильного транспорта в составе ВВП России и национального дохода может быть оценена примерно в 6,5% и 5% соответственно. Высокая значимость рассматриваемого сектора непосредственным образом определяет его взаимосвязь с развитием экономики Российской Федерации в целом и обеспечением ее экономической безопасности. Основное назначение автотранспортной сферы – перевозка людей и грузов, а экономическая эффективность такого перемещения определяется его издержками, которые резко возрастают вследствие ДТП. Очевидно, что эффективность выше, чем меньше издержки, поэтому главной задачек организационного экономического регулирования является минимизация общественных издержек (ущерба), связанных с организацией автотранспортного процесса и ДТП. При этом следует учитывать, что эффективность управления дорожным движением зависит сразу от целого комплекса факторов. В частности:

1. Время перемещения грузов и пассажиров будет зависеть от скорости транспортных средств;

2. Состояние проезжей части от профессиональных качеств водителей и т.д.

Мероприятия по предотвращению ДТП непосредственно влияют на уровень экономических затрат при перевозках и следовательно на экономику государства, обеспечивают дополнительный прирост продукции в отраслях материального производства, имеют важный социально экономический эффект, связанный с комфортным пребыванием пассажиров в пути, сэкономленном свободном времени, сокращением случаев ранений и смерти при ДТП, а улучшение дорожных условий влечет снижение вредных выбросов, затрат на топливо и т. д.

Негативной стороной и главной угрозой экономической безопасности в схеме автотранспорта являются ДТП, а точнее – социально-экономические потери общества от них (приблизительно 2-3% ежегодного ВВП). В 2009 году такие потери составили 462 миллиардов рублей. Между тем по утверждению экспертов уровень финансовых потерь в нашей стране занижен минимум в 2 раза. В основе таких расхождений лежат различные методические подходы к определению наносимого ущерба. Так, нормативная величина одного смертного случая от ДТП в России, применяемая при расчете ущерба в 14 раз ниже размера принятого в Евросоюзе, в 3 раза ниже чес в Канаде, и в 45 чем с США. В последние годы, в виду возрастания объемов наносимого ущерба, значимость оценки потерь возрастает, так как суммарные потери от тяжести последствий ДТП ложатся на общество дополнительным бременем, снижают возможности для использования публичных финансов в интересах повышения благосостояния граждан. В рамках интеграционных процессов в 43 странах (членов европейской конференции министров транспорта) проводится работа по внедрению единых критериев оценки уровня риска и методик комплексной оценки потерь, участниками конференции данного сообщества важность учета социально-демографических, экономических потерь от ДТП и выработки единой методики к их определению. Огромный ущерб от ДТП выдвигает проблему его оценки и снижение в ряд первоочередных социально-экономических задач страны, что является основой для многочисленных исследований по различным аспектам рассматриваемой проблемы.

Традиционно основу определения уровня безопасности движения на автомобильных дорогах составляет сбор статистики и анализ данных о ДТП. Все больше внимания уделяется изучению и внедрению экономических методов оценки ущерба, которые позволяют выявить соотношение закономерностей и случайностей между причинами ДТП и факторами аварийности.

Это диктует необходимость совершенствования методов экономической оценки социально-экономических масштабов и последствий ДТП, механизмов предотвращения и минимизации ущерба о них, выбора эффективных комплексных организационно-экономических мероприятий по повышению БДД и усиления на этой основе экономической безопасности нашей страны.




Высокие темпы автомобилизации, как одно из наиболее выразительных проявлений технического прогресса в последние годы в нашей стране подняли ряд проблем. Наиболее масштабный среди них является проблема обеспечение безопасности дорожного движения. Решение этого вопроса продолжает оставаться крайне неудовлетворительным, а число жертв ДТП недопустимо высоким. Проблема обеспечения БДД имеет социально-экономическое содержание и определяется не только важностью народно-хозяйственных задач, в решении который учувствует транспорт, но и тяжестью и масштабами потерь от ДТП.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДТП

Рассмотри факторы, влияющие на количество ДТП и степень их тяжести. Количество раненых в ДТП определяется тремя основными группами факторов:

1. Интенсивность движения, то есть объем деятельности, связанный с поездками и видом транспорта, где могут произойти происшествия;

2. Риск происшествия, то есть вероятность быть вовлеченным в ДТП на километр, проезжаемый по автомобильной дороге.

3. Риск ранения, то есть вероятность получить ранение при участии в ДТП.

Последствие ранений для качества жизни пострадавших зависит от тяжести ранений (степень тяжести ранения), и успешного лечения ранений в медицинских учреждениях, или вне их.

Обычно количество ранений рассматривается, как произведение определяющих основных групп факторов. Из этого следует, что количество раненых можно сократить тремя способами: сократить интенсивность движения, сократить риск происшествия и риск ранения. Социальная острота проблемы обеспечения БДД заключается в том, что в ДТП погибают и получают увечья сотни людей, абсолютное большинство которых является активной работоспособной частью населения страны. Риск происшествия в дорожном движении подвержен влиянию целого ряда факторов риска. Под факторами риска понимаются все факторы, которые (при прочих равных условиях) способствуют увеличению риска происшествия. Различают следующие факторы риска, связанные с:

1. Способов вождения или типом транспортного средства;

2. Дорожными условиями;

3. Факторами физической окружающей среды;

4. Участниками дорожного движения.

Эти потери слагаются из затрат на выплату пособий и пенсий по оказанию медицинской помощи и на лечение пострадавших, производственные потери и многие другие расходы, такие как административные расходы следственных органов, сокращение ущерба ДТП, приоритетная задача. Безопасное движение на улицах и дорогах зависит от ряда условий: состояние транспортных средств, поведения пешеходов, уровня организации движения. Однако главным условием БДД является хорошая профессиональная подготовка водителей, которая определяется совершенствованием техники и тактики режимов вождения.

ПРИЧИНЫ ДТП ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ

По вине водителя происходит около 80% ДТП, и это число постоянно растет. 80% из них происходит с автомобилями физических лиц. На долю аварий по вине водителей приходится 85% всех раненых, и 80% погибших в ДТП. Каждое 4-ое ДТП совершается водителями со стажем до трех лет, из них 40% водителями первогодками. Основные причины ДТП по вине водителя:

1. Превышение скорости (30%)

2. Управление автомобилем в состоянии опьянения (20%)

3. Выезд на полосу встречного движения (13%)

ПРИЧИНЫ ДТП ПО ВИНЕ ПАССАЖИРА

В России последствия ДТП характеризуются для пассажира особой тяжестью (на 100 пострадавших приходится 9 погибших). В 2004 году впервые число пострадавших в ДТП пассажиров превысило число пострадавших пешеходов. Последние годы сложилась тенденция увеличения количества ДТП с участием детей – пассажиров.

ПРИЧИНЫ ДТП ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДА

Самым распространенным видом ДТП в России является наезд на пешехода. Тяжесть последствий ДТП из-за нарушений ПДД пешеходами в 1,5 раза выше, чем ДТП, произошедших по вине водителей (на 100 пострадавших пешеходов 16 погибших.

Прочие причины ДТП

На ряду с уже упоминавшийся низкой транспортной культурой и отсутствия понимания участниками дорожного движения возможных последствий ДТП, важными причинами сложившейся высокой аварийности в России являются: недостатки в организации движения пешеходов, неудовлетворительное эксплуатационное состояние пешеходных переходов и прилегающих к ним участков улиц и дорог, отсутствие необходим условий удобного перехода пешеходами проезжей части.

В зарубежных странах ОСАГО оказывает существенное влияние на БДД в части профилактики ДТП и снижение тяжести их последствий. Некоторые меры реализуются всем страховым сообществом, а некоторые силами отдельных страховых компаний. Одной из самых распространенных форм участия страхового сообщества в ОБДД во многих странах является финансирование пропаганды дорожной безопасности. Отдельные страховые компании принимают различные меры для уменьшения количества ДТП и снижение тяжести их последствий. Например:

1. Использование систем слежения за скоростью машины и ее местоположением;

2. Использование бортовых регистраторов (аналогов авиационных черных ящиков);

3. Стимулирование использования активных подголовников.

СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАНЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКА УЩЕРБА ОТ ДТП

Мировая практика показывает разные подходы к определению размеров социально-экономического ущерба от ДТП. В таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Нидерланды, Венгрия и Турция учитываются следующие факторы:

1. Потери производственного времени из-за отвлечений из сфер производства погибших или получивших ранения людей;

2. Затраты на оказание первой медицинской помощи и лечение;

3. Ущерб от повреждения или уничтожения транспортных средств;

4. Ущерб от повреждения грузов и дорожных сооружений;

5. Затраты на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью и имуществ у граждан;

6. Страховые выплаты и ущерб, причиненный собственности граждан.

В Венгрии ущерб определяется с учетом возраста пострадавших. В Нидерландах при расчетах потерь от ДТП исходят из усредненных данных по всем пострадавшим в возрасте от 16 до 65 лет. При определении ущерба дополнительно учитываются:

1. Страховая компенсация;

2. Затраты, связанные с деятельностью страховых компаний и правоохранительных органов;

3. Затраты пожарных подразделений по ликвидации последствий ДТП.

В Англии дополнительно учитываются:

1. Расходы правоохранительных органов и страховых компаний;

2. Моральный и физический ущерб, причиненный пострадавшему, его родственникам и даже друзьям.

Так же принимается во внимание место совершения ДТП, а именно категория дороги, категория участников движения и время суток. В настоящее время в Англии рассматривается возможность иного подхода к оценке ущерба от ДТП, суть которого заключается в определении суммы, которую люди готовы заплатить для снижения риска ДТП.

В США дополнительно учитывают:

1. Затраты на содержание страховых компаний и правоохранительных органов, в том числе и судов;

2. Затраты на проведение различных правительственных программ по БДД.

В Германии дополнительно учитывают:

1. Стоимость социальной (профессиональной) реабилитации;

2. Затраты правоохранительных органов и содержание страховых компаний.

В расчете принимается работоспособный возраст до 65 лет.

Во Франции дополнительно принимают во внимание:

1. Затраты на содержание правоохранительных органов;

2. Затраты связанные с похоронами погибших;

3. Моральный ущерб, наносимый родственникам и друзьям, пострадавшим в ДТП.

Важной задачей реализуемой в рамках целевых программ ОБДД является выработка современных методологических подходов к определению потерь в различных секторах экономики. Эти подходы должны быть положены в основу новой методики позволяющей обеспечить полноту учета материальных (финансовых) потерь. В том числе потерь бюджетной системы РФ по реализации государственных гарантий прав граждан на бюджетные услуги и социальные выплаты лицам вовлеченным в ДТП и членам их семей. Основные виды расходов бюджетной системы на ликвидацию последствий ДТП представлены в следующей таблице:

Уровень бюджетной системы Расходные обязательства
Дорожное хозяйство Здравоохранение и социальное обслуживание Государственное управление и местные самоуправления
1.Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонты. Ликвидация последствий ДТП на автодорогах Федерального значения. При необходимости: - Оказание высокотехнологичной, дорогостоящей медицинской помощи; - Финансовое обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий; - Выплата пенсий и оказание мер социальной поддержки по установленному перечню. Финансовое обеспечение деятельности федеральных органов управления и профильных бюджетных учреждений, осуществляющих расследование ДТП восстановление движения, организацию судопроизводства, оформление пенсионных выплат инвалидам и при утере кормильца выдачу справок и документов по запросам потерпевших.
2.Бюджет субъекта РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ликвидация последствий ДТП на автодорогах регионального значения. - Оказание амбулаторной и стационарной помощи в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания; - Оказание мер социальной поддержки по установленному перечню. Принятие мер по расследованию ДТП и восстановлению движения силами правоохранительных органов, финансируемых за счет бюджета субъекта РФ, а так же оформление социальных пособий; выдача справок и документов по запросам потерпевших.
3.Местные бюджеты Ликвидация последствий ДТП на автодорогах местного значения. Оказание скорой и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, и больничных организациях. Оформление социальных пособий, а так же выдача справок и документов по запросам потерпевших.

Особо важными принципами в методологии определения ущерба от ДТП являются:

1. Принцип полноты учета прямых и косвенных потерь, нанесенных экономике в разрезе ее секторов;

2. Принцип учета различий в функционировании экономических механизмов, в каждом из секторов экономики.

Необходимость учета понесенных расходов в отдельности по каждому из секторов экономики, прежде всего, обусловлена сформировавшимися за годы реформ новыми общественно-экономическими отношениями. Пришедшими взамен административно-государственным. Рассмотрим виды экономических потерь в каждом секторе экономики:

1. Сектор общественных финансов

- Потери налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов различных уровней.

- Расходы бюджетов различных уровней на скорую, первичную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь и высокотехнологичное дорогостоящее лечение, расходы на оказание медицинской помощи, амбулаторных участков не входящих в систему территориального фонда обязательного медицинского страхования.

- Расходы дорожных служб на ликвидацию последствий ДТП.

- Расходы пенсионного фонда РФ (пособия по потере кормильца, пенсии по инвалидности, выплаты на погребение, ежемесячные денежные выплаты).

- Расходы фонда социального страхования РФ (расходы на реабилитацию пострадавших, оплата больничного листа, выплаты на погребение, недополученная часть налоговых поступлений с единого социального налога).

- Расходы фонда обязательного медицинского страхования РФ.

2. Рыночный сектор

- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и грузов.

- Издержки, связанные с простоем ремонтируемых транспортных средств.

- Неустойки, связанные с невыполнением договорных обязательств.

- Потери доходов в связи с не укомплектованностью штата, из-за временной нетрудоспособности или гибели работника.

- Выплаты по искам, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО.

3. Сектор домашних хозяйств

- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и имущества.

- Потери заработной платы пострадавшего в ДТП.

- Расходы на платные медицинские услуги.

- Дополнительные расходы на медицинскую реабилитацию.

- Дополнительные расходы на профессиональную реабилитацию.

- Расходы на ритуальные услуги, превышающие государственные выплаты на погребение.

- Выплаты по искам гражданской ответственности, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО

Цель курса заключается в изучении теоретических основ и методических рекомендаций по оценке социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий в механизме обеспечения экономической безопасности России.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

- изучить непосредственную взаимосвязь экономической безопасности России и необходимость снижения масштабов социально-экономических потерь общества от дорожно-транспортных происшествий;

- проанализировать современные методические подходы к социально-экономической оценке ущерба от дорожно-транспортных происшествий;

- выявить масштабы, тенденции и последствия дорожно-транспортных происшествий на современном этапе, их влияние на экономическую безопасность государства;


  1. Структура социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте РФ. Социально-экономические основы оценки ущерба от ДТП в контексте экономической безопасности страны.

В сфере автотранспорта выделены следующие группы угроз, непосредственным образом связанные с экономической безопасностью:

- ущерб от дорожно-транспортных происшествий из-за низкого уровня дорожно-транспортной дисциплины водителей и пешеходов, технической неисправности автотранспортных средств, неудовлетворительного состояния дорог и недостатков в организации движения;

- низкое качество функционирования автомобильного транспорта и его инфраструктуры, недостатки в организации его движения, что влечет разнообразные негативные последствия, как то нарушение сроков перевозок, дискомфортность перевозок пассажиров, обусловленная переполнением автобусов и нерегулярностью их движения, потери (хищение) грузов, ухудшение их потребительских свойств;

- значительный экологический ущерб, наносимый эксплуатацией автотранспортных средств окружающей среде вследствие их плохого технического состояния, отсутствия в их конструкции систем и устройств экологической защиты;

- недостаточная развитость дорожной сети (десятая часть населения России проживает в условиях бездорожья, ряд регионов имеют сезонные транспортные связи, а отдельные районы страны не имеют постоянных связей вообще);

- нестабильность финансового обеспечения отрасли в целом, что связано с отсутствием закрепленных источников финансирования и невозможностью использования для этих целей доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог;

- отсутствие четких формулировок и взаимоувязки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки финансовой деятельности органов управления дорожным хозяйством разных уровней;

- недостаточная эффективность процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

Необходимо отметить, что, являясь мощным рычагом подъема экономики, автомобилизация несет с собой много отрицательных явлений, одним из которых являются народнохозяйственные потери от дорожно-транспортных происшествий. В странах с развитой автомобилизацией наблюдается тенденция роста парка транспортных средств и числа, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Однако тяжесть последствий аварийности определяется не только ростом парка подвижного состава автомобильного транспорта, а зависит от уровня деятельности по предотвращению аварийности и совершенствованию организации дорожного движения в стране. Это обусловливается значительными темпами роста количества транспортных средств на автомобильных дорогах и активизацией работы по улучшению организации дорожного движения. Эта деятельность требует значительных материальных затрат, для обоснования которых необходима достоверная информация о потерях народного хозяйства страны от ДТП.

При этом следует учитывать, что не все потери в настоящее время имеют статистическую оценку, ряд потерь на сегодня не поддаются учету (или не учитываются) в денежном выражении (к ним можно отнести опозданий рабочих на производство, потери от простоя транспортных средств в пробках на дорогах и т.п.).

Сегодня все развитые страны мира ежегодно выделяют огромные средства на развитие сети коммуникаций, прежде всего, на развитие сети автомобильных дорог. В США в дорожную отрасль ежегодно инвестируется 109-110 млрд. долларов (при этом перед конгрессом ставится вопрос об увеличении расходов еще на 100 млрд. долларов); Япония вкладывает в дорожное строительство 107 млрд. долларов; Германия - 50 млрд. евро. Россия же с ее огромным бездорожьем тратит на эти цели не более 7 млрд. долларов.

В России сроки службы автомобилей на 15-20 % ниже, чем в США и странах Западной Европы; а межремонтные сроки в 1,5-2 раза короче. Расход горюче-смазочных материалов в нашей стране в 1,5 раза выше, чем в развитых странах мира. Из-за плохих дорожных условий стоимость обслуживания автомобилей увеличивается в 2,5-3,4 раза, а сроки службы автомобильных покрышек сокращаются в 1,5-1,8 раза. На дорогах ежегодно теряется значительная часть перевозимой по ним сельскохозяйственной продукции.


  1. Структура социально-экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте РФ. Общая классификация потерь от ДТП на автотранспорте.

Прямые потери – потери части национального дохода страны в результате гибели пострадавших, а также получения ими инвалидности или временной нетрудоспособности; выплата пенсий, затраты на медицинскую помощь, компенсация по страхованию, расходы, связанные с восстановлением транспортных средств, дорожных сооружений, порча или утрата груза.

Косвенные потери – это потери, связанные со снижением производительности и подготовки нового специалиста для замещения погибшего, затраты государственных органов, затраты, связанные с заторами движения и простоями транспортных средств, с нарушением сроков доставки грузов и пассажиров, с нарушением ритмичности работы предприятий и невыполнением плановых перевозок.

По характеру потери могут делиться на:

- потери от вовлечения человека в ДТП (гибель, ранение, инвалидность человека);

- потери от повреждения транспортного средства и грузов (восстановление ТС, ремонт, порча грузов, нарушение ритмичности работы автопредприятий, невыполнение обязательств по перевозкам);

- потери от повреждения дорог и дорожных сооружений и средств организации дорожного движения; затраты на расследование причин ДТП.


  1. Причины смертности населения России в мирное время.

  1. Особенности современной мировой практики оценки ущерба от ДТП.

  1. Методы определения стоимости человеческой жизни. Определение среднестатистической стоимости жизни человека.

  1. Методы определения стоимости человеческой жизни. Теория человеческого капитала.

  1. Методы определения стоимости человеческой жизни. Субъективная оценка стоимости человеческой жизни.

  1. Основные виды расходов бюджетной системы РФ на ликвидацию последствий ДТП.

  2. 1. Потери производственного времени из-за отвлечений из сфер производства погибших или получивших ранения людей;

  3. 2. Затраты на оказание первой медицинской помощи и лечение;

  4. 3. Ущерб от повреждения или уничтожения транспортных средств;

  5. 4. Ущерб от повреждения грузов и дорожных сооружений;

  6. 5. Затраты на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью и имуществ у граждан;

  7. 6. Страховые выплаты и ущерб, причиненный собственности граждан.

Уровень бюджетной системы Расходные обязательства

Дорожное хозяйство Здравоохранение и социальное обслуживание Государственное управление и местные самоуправления

1.Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонты. Ликвидация последствий ДТП на автодорогах Федерального значения. При необходимости: - Оказание высокотехнологичной, дорогостоящей медицинской помощи; - Финансовое обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий; - Выплата пенсий и оказание мер социальной поддержки по установленному перечню. Финансовое обеспечение деятельности федеральных органов управления и профильных бюджетных учреждений, осуществляющих расследование ДТП восстановление движения, организацию судопроизводства, оформление пенсионных выплат инвалидам и при утере кормильца выдачу справок и документов по запросам потерпевших.

2.Бюджет субъекта РФ и территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ликвидация последствий ДТП на автодорогах регионального значения. - Оказание амбулаторной и стационарной помощи в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания; - Оказание мер социальной поддержки по установленному перечню. Принятие мер по расследованию ДТП и восстановлению движения силами правоохранительных органов, финансируемых за счет бюджета субъекта РФ, а так же оформление социальных пособий; выдача справок и документов по запросам потерпевших.

3.Местные бюджеты Ликвидация последствий ДТП на автодорогах местного значения. Оказание скорой и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, и больничных организациях. Оформление социальных пособий, а так же выдача справок и документов по запросам потерпевших.

Особо важными принципами в методологии определения ущерба от ДТП являются:

1. Принцип полноты учета прямых и косвенных потерь, нанесенных экономике в разрезе ее секторов;

2. Принцип учета различий в функционировании экономических механизмов, в каждом из секторов экономики.

Необходимость учета понесенных расходов в отдельности по каждому из секторов экономики, прежде всего, обусловлена сформировавшимися за годы реформ новыми общественно-экономическими отношениями. Пришедшими взамен административно-государственным. Рассмотрим виды экономических потерь в каждом секторе экономики:

1. Сектор общественных финансов

- Потери налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов различных уровней.

- Расходы бюджетов различных уровней на скорую, первичную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь и высокотехнологичное дорогостоящее лечение, расходы на оказание медицинской помощи, амбулаторных участков не входящих в систему территориального фонда обязательного медицинского страхования.

- Расходы дорожных служб на ликвидацию последствий ДТП.

- Расходы пенсионного фонда РФ (пособия по потере кормильца, пенсии по инвалидности, выплаты на погребение, ежемесячные денежные выплаты).

- Расходы фонда социального страхования РФ (расходы на реабилитацию пострадавших, оплата больничного листа, выплаты на погребение, недополученная часть налоговых поступлений с единого социального налога).

- Расходы фонда обязательного медицинского страхования РФ.

2. Рыночный сектор

- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и грузов.

- Издержки, связанные с простоем ремонтируемых транспортных средств.

- Неустойки, связанные с невыполнением договорных обязательств.

- Потери доходов в связи с не укомплектованностью штата, из-за временной нетрудоспособности или гибели работника.

- Выплаты по искам, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО.

3. Сектор домашних хозяйств

- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и имущества.

- Потери заработной платы пострадавшего в ДТП.

- Расходы на платные медицинские услуги.

- Дополнительные расходы на медицинскую реабилитацию.

- Дополнительные расходы на профессиональную реабилитацию.

- Расходы на ритуальные услуги, превышающие государственные выплаты на погребение.

- Выплаты по искам гражданской ответственности, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО


  1. Виды экономических потерь от ДТП по секторам субъектов национальной рыночной экономики.

1. Сектор общественных финансов
- Потери налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов различных уровней.
- Расходы бюджетов различных уровней на скорую, первичную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь и высокотехнологичное дорогостоящее лечение, расходы на оказание медицинской помощи, амбулаторных участков не входящих в систему территориального фонда обязательного медицинского страхования.
- Расходы дорожных служб на ликвидацию последствий ДТП.
- Расходы пенсионного фонда РФ (пособия по потере кормильца, пенсии по инвалидности, выплаты на погребение, ежемесячные денежные выплаты).
- Расходы фонда социального страхования РФ (расходы на реабилитацию пострадавших, оплата больничного листа, выплаты на погребение, недополученная часть налоговых поступлений с единого социального налога).
- Расходы фонда обязательного медицинского страхования РФ.
2. Рыночный сектор
- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и грузов.
- Издержки, связанные с простоем ремонтируемых транспортных средств.
- Неустойки, связанные с невыполнением договорных обязательств.
- Потери доходов в связи с не укомплектованностью штата, из-за временной нетрудоспособности или гибели работника.
- Выплаты по искам, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО.
3. Сектор домашних хозяйств
- Потери, в следствии повреждения транспортных средств и имущества.
- Потери заработной платы пострадавшего в ДТП.
- Расходы на платные медицинские услуги.
- Дополнительные расходы на медицинскую реабилитацию.
- Дополнительные расходы на профессиональную реабилитацию.
- Расходы на ритуальные услуги, превышающие государственные выплаты на погребение.
- Выплаты по искам гражданской ответственности, превышающие суммы компенсации ОСАГО и АВТОКАСКО
- Моральный ущерб.

Читайте также: