Установка тахографов на грузовые автомобили закон 2016

Обновлено: 02.05.2024

Цифровой тахограф на грузовую машину ставится практически всегда — абсолютное большинство грузовых транспортных средств попадают под требования законов об оснащении техники бортовыми самописцами. И если ранее контрольными приборами оборудовали только грузовики, которые выполняли коммерческие рейсы, то с конца 2019 года такие приборы ставят даже на автомобили, которые находятся в собственности частных лиц.

Самостоятельно монтировать тахограф на грузовые авто нельзя — без активации и пломбировки приор будет считаться неисправным. Поэтому для оснащения транспортного средства контрольным устройством владелец обязан посетить сервисный центр любой из компаний, у которых есть лицензия на выполнение таких работ.

Необходимость установки тахографов на грузовые автомобили

Основная причина, по которой начали ставить тахографы на грузовые автомобили — потребность в объективном контроле пробега. Ранее, при использовании аналоговых моделей, контроль осуществляло в основном руководство транспортного предприятия. Но в последние годы основной целью внедрения тахографы стала борьба с переутомлением водителей в результате переработок. Потому сегодня тахограф на грузовик ставят прежде всего для контроля рабочего времени: важно, чтобы водитель проводил за рулем не больше установленной нормы, и не попал в аварию из-за усталости.

Тахограф на грузовой автомобиль

Оснащение грузовой техники тахографами регулируется в первую очередь приказами Минтранса РФ:

  • №273 от 21 августа 2013 г.
  • №348 от 16 декабря 2015 г.

Особняком стоит Приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года, который вносит рад изменений в действующие нормативные акты. Согласно этому документу, тахограф на личный грузовой автомобиль тоже нужно ставить — а сроки обязательного оснащения грузового транспортного средства зависят от категории автомобиля (N2/N3) и экологического класса. Большую часть машин нужно оборудовать контрольными самописцами до июня 2021 года, машины, принадлежащие многодетным семьям — до начала 2022 года.

Приказ Минтранса №440 для грузовых транспортных средств

Еще недавно при принятии решения о том, нужно ли оснащать грузовик тахографом, в первую очередь учитывались положения приказа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 г. Но 28.10.2020 года был принят приказ №440, который пришел на смену предыдущему документу.

Закон о тахографах на грузовые автомобили

Приказ 440 вступил в силу с начала текущего, 2021 года. В нем содержатся:

  • Требования к бортовым контрольным устройствам
  • Перечни транспортных средств, которые нужно оснащать цифровыми приборами
  • Сведения о правилах установки, эксплуатации и обслуживания тахографов

Именно приказ №440 сейчас является основополагающим нормативным документом в сфере тахографии для транспортных средств.

Когда нужно устанавливать тахограф на грузовые авто

Тахограф на грузовую машину, которая используется при выполнении коммерческих рейсов, ставится, если:

  • Автомобиль относится к категории N2, т.е. его масса составит от 3,5 до 12 тонн.
  • Автомобиль относится к категории N3 — т.е. его масса превышает 12 тонн.

В указанные категории авто, подлежащие оснащению бортовыми контрольными приборами, попадают также самосвалы. Раньше необходимость оснащения самосвала (особенно находящегося в частной собственности) тахографом была спорной, теперь, после изменений в нормативах, такую технику обязательно оборудуют самописцами. Единственное исключение касается самосвалов, которые эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Тахографы для личных грузовиков

Ранее (до ноября 2019) грузовик, который находился в собственности частного лица, можно было оснастить самописцем на добровольной основе — но требования об оборудовании транспортного средства самописцем не было.

По новому законодательству тахографы на частный грузовой автомобиль ставятся на тех же условиях, что и на технику в собственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Если масса грузовика превышает 3500 кг, то в указанный срок его нужно оснастить бортовым цифровым самописцем.

Грузовые перевозки на личном грузовике

До ноября 2019 года существовала своего рода правовая коллизия:

  • С одной стороны, на личный грузовик не нужно было ставить тахограф.
  • С другой — если владелец грузовика использовал его для перевозки любого груза, ему нужно было доказывать некоммерческий характер рейса (для коммерческой перевозки тахограф обязателен).

После изменений в законодательстве ситуация упростилась: любой грузовик, вне зависимости от формы собственности, должен быть оснащен тахографом. Таким образом, выполняя коммерческую перевозку на личном грузовике, его собственник должен дополнительно позаботиться только о том, чтобы не нарушить правила ведения предпринимательской деятельности.

Когда тахограф ставить не нужно?

Грузовой транспорт и тахографы

В нормативных документах прописаны исключения для обязательной установки тахографов. Оснащение бортовыми цифровыми самописцами будет необязательным для:

  • Военной техники.
  • Техники, которая не покидает пределы предприятия и не перемещается по дорогам общего пользования.
  • Транспортных средств, принадлежащих спецслужбам.
  • Тракторов или самоходных машин, прошедших регистрацию в гостехнадзоре.
  • Учебной техники.

Кроме того, в нормативах приводится обширный перечень спецтехники. Ее также можно не оснащать тахографами, не опасаясь штрафов. Это транспортные средства, принадлежащие службе скорой помощи, автобетононасосы, эвакуаторы, пожарные автомобили, грузовики, эксплуатируемые МЧС, передвижные медицинские комплексы и т.д.

Монтаж тахографов на грузовые авто

По действующему в РФ законодательству монтаж на грузовые транспортные средства аналоговых (шайбовых) устройств для контроля пробега не допускаемся. Разрешено использование только цифровых приборов, соответствующих таким требованиям:

  • Постоянная регистрация скорости движения ТС, его маршрута.
  • Фиксация сведений о времени начала движения, его продолжит лености, времени остановки.
  • Возможность фиксации периодов отдыха и другой деятельности водителя.
  • Работа со смарт-картами установленного образца для идентификации лица, управляющего ТС.

Данные, поступающие от периферических устройств, должны храниться в тахографа в зашифрованном виде и иметь защиту от несанкционированного удаления/редактирования. Для этого конструкция бортовых приборов предусматривает наличие шифровальных элементов. Если грузовик выполняет рейсы только в пределах РФ, то на него нудно устанавливать устройство с модулем СКЗИ. Для международных рейсов обязательно оборудование техники тахографом стандарта ЕСТР.

Установка тахографа на грузовые автомобили

На рынке есть несколько моделей тахографов, которые соответствуют приведенным в перечне требованиям. Чаще всего грузовики оснащают моделями Атол DRIVE 5/ Атол DRIVE Smart, VDO DTCO, Штрих ТАХО-RUS, Меркурий ТА-001 и др.

Установка тахографа на грузовые автомобили выполняется только в сертифицированном сервисном центре. Перед установкой прибора может потребоваться модификация самого автомобиля — замена спидометра, подключение цифрового датчика скорости, монтаж кронштейнов для крепления устройства в кабине транспортного средства и т.д.

Далее работы ведутся по такой схеме:

  • Подключение тахографа к сети питания и датчикам автомобиля.
  • Установка и подключение антенн.
  • Пломбирование корпуса прибора.
  • Пломбирование всех подключений.
  • Сервисные работы — настройка, калибровка и активация.

Только после активации прибора с получением уникального цифрового ключа от ФСБ РФ автомобиль можно эксплуатировать. При этом водителю важно знать ограничения на максимальное время управления автомобилем и не превышать установленные законом рамки.

Замена аналогового тахографа цифровым

Вопрос о целесообразности замены старого шайбового тахографа новым цифровым устройством утратил актуальность еще несколько лет назад:

  • Да, ранее на грузовиках могли использоваться контрольные приборы аналогового типа.
  • С 2018 года в РФ допускается эксплуатация только цифровых приборов — ЕСТР или СКЗИ.

Таким образом, наличие аналогового устройства по закону приравнивается к полному отсутствию самописца с соответствующими правовыми последствиями. Замена будет обязательной для всех категорий ТС.

Сроки переоснащения

Сегодня вся техника, которая по закону оснащается контрольными устройствами с блоками СКЗИ, уже должна быть переоборудована. Для грузовиков в нормативной базе предусматривались такие граничные сроки:

  • Машины для перевозки опасных грузов — до 1.04.14.
  • Грузовики снаряженной массой более 15, 12 и 3,5 тонн — до 1.07.14, 1.09.14 и 1.04.15 соответственно.
  • Машины, на которых ранее стояли аналоговые приборы — до 1.07.16.
  • Машины, на которых ранее стояли цифровые приборы без СКЗИ — до 1.01.18.

Если по той или иной причине переоборудование не было проведено — установить тахограф нужно как можно раньше.

Штраф за эксплуатацию грузового автомобиля без тахографа

Тахограф на грузовик

Основной документ, который регламентирует штрафные санкции — статья 11.23 КоАП РФ. Согласно действующему законодательству, штрафы назначают за:

  • Эксплуатацию транспортного средства без тахографа.
  • Эксплуатацию грузового автомобиля с неисправным тахографом (в качестве неисправности рассматривают любые отклонения от нормального функционирования — как поломку прибора, так и невозможность распечатки данных).
  • Превышение времени вождения.

Сумма штрафа зависит от того, кто будет признан ответственным за нарушение. Максимум для водителя (физического лица) — 5 тыс. рублей, для должностного лица — 10 тыс. рублей, ИП и юрлицам придется оплачивать штрафы до 25 и 50 тыс. рублей соответственно.

Чтобы избежать штрафных санкций, владельцам грузовой техники нужно оснащать ее тахографами, строго соблюдая требования законодательства. Сделать это можно, поручив монтаж контрольного прибора сертифицированной организации.

Возможная отмена тахографов в 2021

Новость об отмене обязательной установки тахографов в 2021 году периодически появляется в социальных сетях и даже на профессиональных ресурсах — но она не имеет ничего общего с реальным положением дел:

  • Основа таких слухов — вступившее в силу 1 января 2021 года постановление Правительства РФ №1742, которое признает утратившими силу ряд документов — в том числе регулирующих оснащение ТС тахографами.
  • Авторы таких новостей не учитывают, что на смену утратившим силу документам приходят новые. Так, порядок оснащения ТС тахографами регламентирует приказ № 438, который действует по 1.01.2027 года.

Следовательно, ни о какой отмене тахографов речь не идет — а потому оснащать машины цифровыми средствами контроля нужно в установленном законом порядке.

Для кого обязательна установка тахографа

Основная цель применения тахографов заключается в предотвращении ДТП из-за усталости водителя. Ведь любому работнику, согласно части 1 статьи 108 ТК РФ, необходим перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до двух часов. А для водителей этот момент регулируется еще и абзацем 1 пункта 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года №15. Согласно абзацу 2 пункта 24 этого документа, если водитель работает по графику сменности и длительность ежедневной работы превышает восемь часов, то перерыв должен предоставляться два раза в день в пределах общей продолжительности, установленной ТК РФ.

Тахограф же позволяет контролировать режим труда и отдыха водителя. Поэтому установка данных приборов обязательна для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих коммерческий автотранспорт.

К сведению
С 2016 года использование на территории России аналоговых тахографов запрещено. Разрешены только цифровые устройства, поскольку аналоговые не оснащены блоком СКЗИ — средства криптографической защиты информации. Следовательно, такие приборы нельзя назвать надежными в плане возможностей фальсификации данных.

Конструктивно тахограф представляет собой моноблок со следующими основными компонентами:

  • датчиками движения;
  • антенной для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS;
  • антенной для приема сигналов GSM/GPRS;
  • управляющим микроконтроллером;
  • блоком СКЗИ;
  • блоком энергонезависимой памяти;
  • автоматическими устройствами (слотами) для считывания чип-карт (карты водителя);
  • термопринтером (при распечатке выводится дата и время, номер автомобиля, информация о владельце карты и о рабочем дне водителя);
  • дисплеем и органами управления;
  • соединительными разъемами;
  • аккумуляторной батареей.

Моноблок устанавливают в кабине машины таким образом, чтобы водитель легко мог дотянуться до панели с кнопками управления, а экран находился перед его глазами. На дисплее отображается информация о работе системы. Чтобы обеспечить питание, систему контроля подключают к бортовой сети машины. Емкость батареи должна позволять прибору работать автономно при выключенном двигателе.

Кроме того, устройство предоставляет его собственнику такие возможности, как:

  • Отслеживание местоположения авто. В случае угона прибор работает как маячок — транспортное средство можно найти с помощью спутниковых систем связи.
  • Контроль скорости и поведения водителя на дороге в целях обеспечения безопасности и соблюдения ПДД.
  • Оценка квалификации сотрудников логистических отделов, отвечающих за планирование маршрутов и организацию доставки.
  • Контроль расхода топлива в целях оптимизации маршрутов и предотвращения воровства.
  • Возможность хранить личные карты водителей. Именно индивидуальные карты сохраняют информацию об организации рабочего дня водителей.
  • Контроль над режимом труда и отдыха водителя. Контролирующие органы и владелец тахографа всегда могут узнать, когда и где водитель воспользовался временем, отведенным на отдых.

Тахограф изобрели в Европе, когда автомобильные грузоперевозки были на пике своего развития, а у предпринимателей возникла необходимость контролировать машины и наемных работников. Появление тахографа позволило оптимизировать логистические маршруты и повысило эффективность работы водителей.

Правила установки тахографов на транспортные средства

В соответствии с разделом II Порядка оснащения транспортных средств тахографами:

Установка тахографа необходима для машин класса М2, М3, N2, N3 (смотрите Приложение №2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года №36 в редакции от 30 января 2018 года). Это пассажирский, в том числе общественный, автотранспорт, в котором более чем восемь мест для сидения (не включая водителя), а также грузовики, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Следует также обратить внимание на то, что с 1 ноября 2019 года [2] вступили в силу следующие нормативные акты:

В связи с правовыми нововведениями расширился перечень обязанностей физических лиц — эксплуатантов грузового и пассажирского автотранспорта, определенного в законодательстве, о чем было указано выше. В частности, согласно абзацу 10 пункта 1 и пункту 3 статьи 20 Закона №196-ФЗ, водители обязаны:

  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок, осуществляемых посредством автотранспорта и общественного наземного электрического транспорта (троллейбусов);
  • соблюдать нормы отдыха водителя и времени, отведенного на вождение автомобиля, в соответствии с правилами дорожного движения;
  • обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5.27.1 и статьей 11.23 КоАП РФ, административная ответственность перевозчиков, должностных лиц и водителей за неиспользование на транспортных средствах тахографов была дифференцирована (см. табл. 1).

Таблица 1. Объем ответственности различных категорий лиц за нарушения, связанные с использованием/неиспользованием тахографа

Вид нарушения

Категория лиц

Размер штрафа, в рублях

Управление транспортным средством без тахографа

Выпуск на линию транспортного средства без тахографа

Должностное лицо ИП Организация

7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (режима труда и отдыха водителей)

Водитель Должностное лицо ИП Организация

1500–2000 7000–10 000 15 000–25 000 20 000–50 000

Проверка наличия работоспособного тахографа или контрольного устройства регистрации режима труда и отдыха водителей, отвечающего требованиям Европейского соглашения (ЕСТР/AETR), то есть также тахографа, стала обязательной с 1 ноября 2019 года (смотрите постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 года №1008 в редакции от 30 сентября 2019 года).

Так, чтобы пройти техосмотр, придется убедиться в том, что установленный тахограф:

  1. невскрытую пломбировку;
  2. знак, официального подтверждающий тип устройства;
  3. настройку/калибровку, произведенную не ранее чем за два года до прохождения техосмотра;
  4. табличку с данными о характеристическом коэффициенте ТС и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения (но табличка может быть размещена и на самом автомобиле);
  5. регистрацию в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (после проведения поверки).

Сведения о работоспособных приборах отныне заносятся в диагностическую карту (см. рис. 1).



Рис. 1. Новые пункты на лицевой стороне диагностической карты

Конечно, следует сказать и о типах автотранспорта, который оснащать тахографами необязательно, это:

Сроки и стоимость установки

Первым делом перед монтажом мастер по установке проверяет документацию на транспортное средство, производит его осмотр, определяет, есть ли необходимость в замене имеющихся спидометра и датчика скорости на более современные устройства, и меняет их, если нужно. После этого он соединяет между собой спидометр, моноблок и датчик скорости и проверяет прибор в действии. Специалист ставит пломбы на все разъемы и участки соединения и запускает блок СКЗИ с помощью карты мастерской, после чего настраивает исходные параметры [3] .

Цена установки тахографа в России варьируется от 7000 до 12 000 рублей. Стоимость зависит от типа машины, срочности заказа, необходимости выезда к клиенту и от ценовой политики мастерской. Таким образом, установка приборка на иностранную грузовую машину обойдется в сумму порядка 12 000 рублей, на КАМАЗ — в сумму от 10 000 рублей, на автобус тахограф можно установить примерно за 7000 рублей [4] .

Сколько же стоит тахограф в России? Цена на большинство устройств колеблется в диапазоне от 27 000 до 40 000 рублей [5] . Сумма достаточно велика, однако штраф для юридических лиц за отсутствие прибора может быть куда больше.

Как было сказано выше, законодательно определено, что установкой тахографа может заниматься только специализированная компания, которая, завершив монтаж оборудования, направляет данные о тахографе и блоке СКЗИ в реестр Росавтотранса. Поэтому для установки устройства необходимо выбрать мастерскую, у которой есть выданное Агентством автомобильного транспорта разрешение на проведение работ по монтажу, активации, ремонту и техобслуживанию тахографов, а также лицензия на работу со средствами криптографического шифрования, полученная в Управлении ФСБ.

Где можно заказать оборудование?

  • прилегающего земельного участка длиной 20 метров и/или испытательного стенда для проведения калибровки прибора на транспортном средстве;
  • производственных помещений, смотровой ямы, гаражного подъемника или гаражного опрокидывателя, поверенного оборудования, средств измерений, необходимых инструментов для выполнения работ по установке тахографов;
  • обученного в лицензированном учебном центре персонала;
  • помещения для защищенного хранения информации и карт мастерской.

Тахограф — технически сложный прибор, и, конечно, стоит внимательно выбирать не только установщика оборудования, но и модель, а также производителя устройства. Решение о выборе тахографа должно укладываться в нормативные требования — нельзя водить автомобиль с устройством, которое не было освидетельствовано в Минтрансе. Поэтому обращайте внимание на тех изготовителей, которые в полной мере учитывают предписания ведомства.

карта

Установив тахограф, можно значительно повысить эффективность использования служебного транспорта и предотвратить его нецелевую эксплуатацию.

деньги

Стоимость тахографа во многом зависит от степени его функциональности и от характеристик.

тахограф

Покупать тахограф следует у проверенных поставщиков, которые предоставляют гарантии на устройство.

монтаж

Некоторые компании не только занимаются продажей тахографов, но и оказывают полный спектр услуг по установке и настройке приборов, а также по замене их составляющих.

спутник

Использование систем спутникового мониторинга — современный, доступный и простой способ, позволяющий решать задачи транспортной логистики.


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Приказы Минтранса России №36 и №273 включены в перечень правовых актов, соблюдение требований которых оценивается Ространснадзором при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. А выявлению нарушений, допущенных при установке, модернизации и эксплуатации тахографов, уделяется особо пристальное внимание. Поэтому не забывайте, что повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, специалисты мастерской должны производить не реже чем один раз в три года.

Самосвал с тахографом

Тахограф - специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель - предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приложение №2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами".

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон "О БДД" добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 - 5 000 рублей - для водителя.
  • 7 000 - 10 000 рублей - для должностного лица.
  • 15 000 - 25 000 - для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 - 50 000 - для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2021 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:

С 1 января 2021 года согласно Постановлению Минтранса №440 вступают в силу новые правила, вносящие коректировку в ПМ №36 об оснащения тахографами транспортных средств. Включает регламент установки на категорий и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

1. Утвердить:

1.1 Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.

1.2 Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.

1.3 Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.

1.4 Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.

1.5 Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021г. и действует до 1 января 2027г.

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности. Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия

В тахографе должны применяться следующие типы карт:

1) карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

Расположение и обозначения должны соответствовать:


2) карта контролера обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств;

Расположение и обозначения должны соответствовать:


З) карта мастерской обеспечивает идентификацию и аутентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств;

Расположение и обозначения должны соответствовать:


4) карта предприятия — обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств С использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Расположение и обозначения должны соответствовать:


Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Оснащению тахографами подлежат:

Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

5. Водителю должна передаваться одна карта водителя.

10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.

11. Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести РТ-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит РП4-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
З) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.

12. Водителям запрещается:
1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
2) использование тахографа без карты водителя;
З) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства

1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:
1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;
2) техническое обслуживание тахографа;
З) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее модернизация тахографа);
4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:
1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
2) настройку тахографа.

5. Настройка тахографа должна включать:
1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (К), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес О), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:
1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;
4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
5) замены блока СКЗИ тахографа;
6) нарушения пломбировки тахографа.

7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа. После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил. После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:
1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;
2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.
При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

Читайте также: