Требования для вождения автомобиля

Обновлено: 27.04.2024

Управление автомобилем требует не только знаний ПДД, но и владение необходимыми навыками вождения. Без них эксплуатация ТС будет опасной для других участников дорожного движения. Поэтому значительная часть учебного процесса в автошколе посвящена учебной езде.

Подробнее про учебную езду

Учебное вождение контролируется на законодательном уровне и делится на два этапа – занятия на автодроме и поездки по городу.

Езда на автодроме

Это первая часть практических занятий. Инструктор научит ученика трогаться с места, переключать передачи, двигаться задним ходом, выполнять различные маневры.

Без владения базовыми навыками управления, согласно п. 21.2 ПДД, кандидата в водители не допустят к вождению в городе.

Практические занятия на автодроме будут посвящены выполнению стандартных (базовых) упражнений, необходимых для сдачи экзамена в ГАИ: разворот, змейка, параллельная парковка, эстакада и заезд в гараж задним ходом.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Езда по городу

Второй этап практики – вождение по городу. Именно в поездках по городским маршрутам объединяется теория и практика. Ученик совершенствует не только навыки управления ТС, но и тренирует внимательность: обращает внимание на знаки и сигналы светофора, следит за маневрами других участников движения.

Первое занятие в городе рекомендуется проводить на дорогах с низкой интенсивностью движения и небольшим количеством дорожных знаков.

Со временем ученик сможет приступить к более сложным участкам.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Где учебная езда запрещена?

Ученики не имеют достаточных навыков и опыта вождения, поэтому правилами дорожного движения установлены ограничения на места учебной езды. Она запрещена:

  • в жилых зонах (п. 17.2);
  • в дворовых территориях (п. 17.4);
  • на автомагистралях, обозначенных знаком 5.1 (п. 16.1);
  • на дорогах для автомобилей, обозначенных знаком 5.3 (п.16.3).

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Список территорий, на которых запрещено учебное вождение, может быть дополнен местной автоинспекцией. Информация требует уточнения.

Допустимая скорость

ПДД отдельно не регламентируют скорость движения автомобиля при учебной езде. Поэтому в процессе обучения необходимо следовать общим скоростным ограничениям: в городских условиях – не более 60 км/час, вне населенного пункта – не более 90 км/час.

На практике большинство инструкторов советуют ученикам придерживаться скорости 40-50 км/час.

Более низкая скорость затруднит движение других водителей. А при езде на высокой скорости, неопытный ученик может не успеть среагировать на непредвиденную ситуацию (например, внезапных выход пешехода на проезжую часть).

Допустимое время суток

Вождение в городе для начинающего водителя требует высокой внимательности и осторожности. Во время учебной езды необходимо исключить фактор плохой видимости, мешающий нормальной оценки дорожной ситуации.

Поэтому все занятия проводятся только в светлое время суток.

Штрафы ГИБДД за учебную езду

Учебное езда на автомобиле по городу должно осуществляться в строгом соответствии с установленными правилами дорожного движения. За их нарушения, как ученика, так и инструктора могут привлечь к ответственности.

Ответственность ученика

Правовой статус обучающегося вождению в российском законодательстве не установлен. Поэтому его ответственность при нарушении ПДД определить сложно.

Больше всего споров возникает в случае ДТП по вине ученика с нанесением вреда имуществу. Некоторые автошколы перекладывают возмещение убытков на клиента, прописывая данный пункт в договоре. Перед его заключением рекомендуется внимательно изучить раздел об ответственности сторон.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Ответственность инструктора

Учебная езда регулируется правилами, предусмотренными 21 разделом ПДД. За их нарушение инструктора могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 500 рублей, согласно ст.12.22 КоАП.

Помимо этого, обучающий вождению, согласно п. 1.2 ПДД, приравнен к водителю, поэтому вся ответственность во время учебной поездки, в том числе, за действия ученика, ложится на него.

Например, ученик превысил скорость, и нарушение попало в объективы камер. Штраф в этом случае будет выписан на имя инструктора, так как считается, что он не предпринял своевременных мер для предотвращения нарушения.

Возможны и более тяжкие случаи, влекущие уголовную ответственность. Если ученик собьет насмерть пешехода, то инструктора могут лишить свободы и водительских прав.

Требования к автомобилю для учебной езды

С 2014 года все учебные автомобили должны быть оснащены оборудованием в соответствии с государственным стандартом. Обязательно наличие:

  • дублирующих педалей, работающих независимо от основных. Движения ученика не должны повторяться на стороне инструктора. Но не наоборот. Данное требование обязательно для автомобилей, используемых на экзаменах. Для всех остальных учебных ТС допускается использование старых систем, чтобы инструктор смог контролировать действия ученика;
  • аудио- или видео-регистратора, записывающего процесс обучения;
  • звуковых или световых сигналов, срабатывающих при использовании дублирующих педалей.

Нововведения направлены на оптимизацию процесса обучения.

Также они исключают вмешательство со стороны инструктора во время сдачи экзамена.

Как располагается знак ученика?

Учебный автомобиль отличается от остальных не только внутренним оборудованием. Он должен быть выделен внешне специальным опознавательным знаком в виде белого треугольника в красной рамке с буквой У. Он должен располагаться на крыше учебного авто, чтобы выделять ТС среди общего потока. Знак можно продублировать на стекле или дверях автомобиля.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Требования к автодрому

Площадка, на которой обучаются базовым навыком вождения, должна отвечать требованиям безопасности, а ее обустройство обеспечивать выполнение базовых элементов.

На автодроме необходимо создать имитацию реальных дорожных условий: оборудовать перекресток (регулируемый и нерегулируемый), пешеходный переход, установить дорожные знаки.

Все, что нужно знать про учебную езду на автомобиле

Является ли экзамен учебной ездой?

Вопрос о том, является ли практический экзамен вождения в ГИБДД учебной ездой или нет, остается открытым. Законодательство не регламентирует этот момент. На практике возможны две ситуации.

  1. Экзамен сдается на том автомобиле, на котором проходило обучение в автошколе. В этом случае, помимо кандидата в водители, присутствует инструктор (обучающий) и экзаменатор. Такое вождения можно считать учебным, следовательно, экзамен можно считать учебной ездой.
  2. Практическая часть сдается на автомобиле ГИБДД только с экзаменатором без инструктора. В этом случае такое вождение нельзя считать учебным, так как нет обучающего.

Можно ли въезжать во двор во время учебной езды или экзамена?

По правилам, учебное вождение во дворах и жилых зонах запрещено. Подобное нарушение карается штрафом.

Во время экзамена также не рекомендуется это делать.

Если инспектор попросить заехать во двор или развернуться, нужно ответить, что дворовая территория является запрещенным местом для учебного вождения. На это замечание инспектор даст свое разъяснение по данному моменту.

Значительное внимание в процессе обучения водителей уделяется учебной езде, регулируемой разделом 21 ПДД. Она должна осуществляться только на оборудованном учебном автомобиле. Первое занятие всегда проводится только на автодроме, требования к которому установлены ГОСТом. Как только ученик освоит минимальные навыки управления ТС, он будет отрабатывать свои умения в реальных условиях.

Пройдя полный учебный курс в автошколе, гражданин допускается к экзамену на получение водительских прав.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Человеку, который ранее никогда не садился за руль, на начальном этапе вождение может показаться достаточно сложной наукой. Однако все не так страшно.

В статье освещены принципы управления автомобилем для начинающих и секреты, позволяющие быстрее приобрести этот навык.

Основные правила вождения для начинающих водителей

Первое, что следует запомнить — автомобиль источник повышенной опасности. Он может причинить вред имуществу, здоровью и жизни как окружающих, так и самого водителя. Поэтому каждому новичку, планирующему в ближайшем будущем сесть за руль, нужно помнить о следующих основах управления авто:

  1. В первую очередь необходимо детально изучить ПДД и научиться применять эти знания на практике. Большинство аварий случается из-за незнания правил дорожного движения или их игнорирования. Поэтому четкое понимание ситуации на дороге и правил поведения в конкретном случае, придаст водителю дополнительную уверенность.
  2. Новичку также обязательно нужно освоить принципы безопасного управления машиной. К примеру, плавно начинать движение и торможение, контролировать скорость, заранее указывать другим участникам движения о начале выполнения того или иного маневра и т.д.
  3. Чтобы научиться хорошо управлять машиной, мало знать одни лишь ПДД. Новичку также важно получить общее представление об устройстве автомобиля, расположении основных органов управления и выполняемых ими функциях.
  4. За рулем также важно сохранять спокойствие — пребывая в состоянии паники, человек не может принимать здравые решения, поэтому способен совершить множество ошибок. На дороге такое поведение непростительно, так как любая ошибка может стоить здоровья, а иногда и жизни.
  5. Внимательность — водителю следует постоянно контролировать ситуацию на дороге. Знаки, разметка, сигналы светофора, пешеходы, другие участники дорожного движения — все это необходимо держать в поле зрения. Причем важно не только ездить по правилам, но и уметь заранее предугадать действия других водителей, чтобы вовремя среагировать.
  6. Для начинающих водителей немаловажным навыком будет развитие скорости реакции. На дороге достаточно часто случаются непредвиденные ситуации. Для избежания негативных последствий необходимо научиться быстро реагировать на происходящее.

Практически всем перечисленным навыкам обучают в автошколе. Однако важно правильно выбрать заведение.

В автошколе ТЕХНИКА вы сможете освоить все необходимые навыки вождения как на механике, так и на автомате. Обучением занимаются опытные преподаватели и инструкторы. А что еще важно – никаких доплат после подписания договора от вас не потребуют.

Перед посадкой в автомобиль

Одно из основополагающих правил, о котором следует помнить, планируя садиться за руль — если в этот день или накануне вы употребляли алкоголь, от поездки лучше воздержаться.

Кроме того, перед посадкой в автомобиль необходимо проверить:

  • Наличие водительского удостоверения и полиса ОСАГО (если он оформлен в бумажном варианте). Согласно российскому законодательству, каждый водитель обязан возить с собой эти документы (за исключением электронного ОСАГО, его достаточно открыть на своем смартфоне или любом другом устройстве). В случае игнорирования этого требования могут быть выписаны следующие штрафы: 5000-15000 рублей (за отсутствие прав) и 500-800 рублей (если нет страховки или водитель не вписан в нее).
  • Работоспособность тормозов, фар ближнего и дальнего света, габаритных огней, руля, стеклоочистителя (особенно, если ожидаются осадки) и других составных частей, при неисправности которых управлять машиной запрещается.

Если предстоит дальняя дорога, то предварительно проверьте давление в шинах. Оно не должно быть избыточным или наоборот недостаточным, так как от этого показателя во многом зависит управляемость машины, скорость износа протектора, комфорт во время езды, уровень риска повреждения шины.

До начала движения

Сев за руль, не спешите трогаться с места. Есть несколько действий, которые нужно выполнить до начала движения.

Первым делом, пристегните ремень. Так вы обеспечите личную безопасность на дороге и избежите штраф в 1 000 рублей.

Кроме того, на итоговом экзамене в ГАИ одна из частых причин пересдачи — непристегнутый ремень безопасности.

Далее для своего удобства необходимо настроить:

  • водительское сидение;
  • зеркало заднего вида, находящееся в салоне;
  • боковые зеркала.

Также, перед тем как тронуться, не забудьте снять машину с тормоза.

Начало движения

Чтобы начать движение, вставьте ключ в зажигание и запустите двигатель автомобиля. Если машина стоит в передаче, то предварительно ее необходимо поставить в нейтральное положение, выжав сцепление.

Убедитесь в безопасности выезда на дорогу, а также оповестите других участников движения о своем намерении.

На этом этапе выполните три действия:

  • включите левый поворотник;
  • посмотрите в зеркала заднего вида;
  • пропустите приближающиеся транспортные средства, после чего начните движение.

Трогаться всегда нужно строго с первой передачи, повышая ее по мере увеличения скорости. Об особенностях управления авто на МКПП (механика) и АКПП (автомат) подробнее написано дальше в статье.

Гараж

Особую сложность представляет заезд в гараж. Выполнять такой маневр нужно как на экзамене в ГАИ, так и после. Поэтому важно научиться правильно это делать.

Итак, базовые правила заезда в гараж:

  • при выполнении маневра не стоит спешить;
  • обязательно нужно пользоваться зеркалами заднего вида;
  • чтобы удачно заехать в бокс, произведите своевременный и быстрый поворот руля в нужном направлении;
  • важно соблюдать достаточную дистанцию между машиной и стенами гаража.

Детальнее этот момент можно разобрать на курсах в автошколе ТЕХНИКА.

Парковка

Для того чтобы правильно парковаться, начинающему водителю в первую очередь нужно изучить соответствующий раздел ПДД (п. 12 Пост. Прав. РФ от 23 октября 1993 года № 1090). Здесь подробно написано, в каких случаях можно, а когда нельзя парковать машину, какие знаки действуют в этой сфере, указано, как авто должно располагаться на парковочном месте и т.д.

В целом, научиться правильно парковаться помогут следующие советы для начинающих:

  • обратите внимание, нет ли рядом запрещающих знаков;
  • визуально оцените, достаточно ли пространства для выполнения маневра;
  • учтите, что парковка задним ходом более удобна в сравнении с обычной;
  • руки располагайте в верхней части руля: так удобнее делать повороты;
  • паркуйтесь медленно: так снижается риск допущения ошибки.

Город

Сложности здесь связаны с большим потоком других транспортных средств, пешеходов, светофоров и т.д.

Правила вождения по городу сводятся к следующему:

  • перед выполнением любых маневров (перестроение, остановка, повороты и т.д.) включайте левый или правый поворотник – так вы подадите сигнал другим участникам дорожного движения;
  • обязательно уделите повышенное внимание изучению правил проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, т.к большая часть ДТП происходит именно на пересечении дорог;
  • помимо знаков и сигналов светофора также нужно быть крайне внимательным к пешеходам и велосипедистам, при необходимости уступать им дорогу;
  • начинайте тормозить заранее, чтобы идущие сзади машины были проинформированы о вашей остановке;
  • двигаясь в плотном потоке, придерживайтесь его средней скорости.

Отдельно стоит упомянуть, что первое время многие новички сталкиваются с нетерпеливыми сигналами от других водителей. В такой ситуации не стоит суетиться и спешить. Каждый маневр нужно выполнять обдуманно, заранее убедившись в его безопасности, а на реакцию других водителей лучше не обращать внимания.

Особенности вождения для начинающих на механике

Управление машиной с механической коробкой передач имеет принципиальные отличия от автомата. Вождение на автомобиле с ручной трансмиссией считается более сложным. Однако, научившись ездить на МКПП, водитель в дальнейшем сможет сесть за руль любой машины.

Итак, управление авто на механике имеет следующие особенности:

  • водитель должен самостоятельно переключать скорости (всего их 4-5, а также задняя), для этого каждый раз необходимо нажимать на педаль сцепления;
  • при остановке машину следует поставить на нейтральную передачу;
  • чтобы начать движение, необходимо выжать сцепление, включить первую передачу (движение начинается строго с нее), немного нажать на газ и одновременно плавно отпустить педаль сцепления;
  • при переключении скоростей во время движения на сцепление необходимо нажимать резко.

Многие водители на начальном этапе испытывают сложности с переключением передач. К примеру, не попадают в нужную с первого раза, отвлекаются от дороги во время выбора другой скорости и т.д. Чтобы облегчить процесс и довести его до автоматизма, полезно потренироваться с переключением передач при выключенном двигателе (предварительно выжав сцепление). В автошколе ТЕХНИКА , кстати, этот навык отрабатывается до полного автоматизма под присмотром инструкторов.

Что помнить при езде на автомате?

Главный плюс АКПП — не нужно самостоятельно переключать скоростные режимы.

Управляя машиной на автомате, помните о следующих правилах:

Выбор автоматической коробки передач в разы облегчает управление машиной. Однако, если изначально водитель обучался в автошколе на АКПП, после получения прав сесть за руль автомобиля с механической коробкой передач он не сможет. В этом случае необходимо будет снова пройти обучение, но уже по вождению на механике.

Таким образом, вождение лишь на первый взгляд кажется сложной задачей. Научиться ездить за рулем может практически каждый человек. Главное — строго соблюдать ПДД, помнить об основах безопасной езды, быть внимательным на дороге и как можно больше практиковаться. Так как навыки управления машиной приходят только с опытом.

Специалисты из автошколы ТЕХНИКА смогут оказать профессиональную помощь начинающим водителям. Прямо сейчас вы можете записаться на курс по вождению на МКПП или АКПП. Также у нас можно обучиться на категорию А .

sdacha-na-prava

Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.

Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.

Содержание

Теоретический экзамен

teoreticheskiy-ekzamen

Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.

Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.

Автодром

sdacha-praktiki-gibdd

Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:

При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.

Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.

Вождение в городе

sdacha-prav-gorod

Наиболее сложной частью экзамена считается вождение в городе. Оно проходит на определённых маршрутах, включающих в себя сложные перекрёстки и участки дороги, где запрещена остановка и стоянка.

На пассажирском сидении, справа от курсанта, находится его инструктор. На заднем сиденьи располагается инспектор, который ведёт записи о том, как курсант проходит экзамен, и фиксирует ошибки. Некоторые грубые ошибки автоматически засчитывают курсанту провал всего экзамена.

В первую очередь нужно пристегнуть ремень безопасности. Если ученик забыл это сделать, экзамен считается проваленным. Далее следует провести регулировку сидения и зеркал под себя. После автомобиль снимается с ручника и включается сигнал поворота, сигнализирующий о намерении отъехать от обочины на проезжую часть. Если что-то из этого не выполнено, экзамен считается проваленным.

Как проходит вождение в городе

В ходе теста инспектор ГИБДД, сопровождающий курсанта, может просит его выполнить определённые манёвры, например, разворот на перекрёстке или показать движение на определённой передаче. Грубыми ошибками считается, если автомобиль заглох — ученик бросил сцепление, или если манёвр был выполнен некорректно — не включен сигнал поворота или была создана аварийная ситуация.

Крайне внимательно нужно считывать дорожные знаки. На тихих улочках нередко встречается ограничение скорости в 20 километров в час. Превышение даже на пять километров в час в таком случае может стоить курсанту сданного экзамена.

В конце инспектор просит курсанта припарковать автомобиль, но не нужно сразу сворачивать на обочину. Останавливаться можно только там, где разрешена стоянка, и нужно быть уверенным, что по пути не было запрещающего знака или нет других препятствующих факторов (например, выезда из двора напротив места остановки). Но не стоит и затягивать с манёвром: если выбирать место слишком долго, экзамен будет считаться проваленным.

Как оценивается экзамен в городе

kak-ocenivaetsya-sdacha-na-prav

Всего у экзаменуемого есть 5 баллов. За каждую ошибку его лишают определённого количества баллов. Грубые ошибки оцениваются в 5, средние — в 3, а мелкие — в 1 балл.

  • не уступить дорогу транспорту, у которого преимущество;
  • не уступить дорогу пешеходу с преимуществом;
  • выезд на встречную полосу, где это не разрешено;
  • выезд на встречные трамвайные пути;
  • проезд на красный свет;
  • невыполнение требований знаков приоритета или дорожной разметки;
  • пересечение стоп-линии при остановке;
  • нарушение правил обгона, поворота, разворота, движения задним ходом, превышение скорости;
  • вмешательство инструктора (использование дополнительных педалей);
  • игнорирование задания экзаменатора.

Всё вышеперечисленное приводит к провалу экзамена. Средних и мелких ошибок меньше, если их составить вместе. Список едва нагонит полный перечень грубых нарушений. Математически вычисляется, что курсант имеет право на одну среднюю ошибку или на четыре мелких, при условии, что он не допустит более ни одного нарушения:

  • нарушение правил остановки или стоянки — 3 балла;
  • не включен сигнал поворота при манёвре — 3 балла;
  • не использована в установленных случаях аварийная сигнализация или знак аварийной остановки — 3 балла;
  • выезд на перекрёсток в заторе — 3 балла;
  • не пристёгнут ремень безопасности — 3 балла;
  • использование телефона во время движения — 3 балла;
  • несвоевременно поданный сигнал поворота — 1 балл;
  • выбор скорости движения без учета дорожных и метеорологических условий — 1 балл;
  • слишком медленное движение без необходимости — 1 балл;
  • резкое торможение без необходимости — 1 балл;
  • заглох во время экзамена — 1 балл.

Чтобы успешно пройти экзамен в ГИБДД, нужно преодолеть все его этапы и выполнить команды инспектора, не допустив серьёзного или двух средних нарушений.

После финальной остановки в правильном месте инспектор ставит удовлетворительную оценку, с которой можно идти собирать документы, оплачивать пошлину и получать своё честно заработанное водительское удостоверение.

Как подобрать первый автомобиль

первый автомобиль

Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.

Перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

WhatsApp

Правовые акты на сегодняшний день предусматривают ряд противопоказаний к управлению авто. Среди них в большинстве психические расстройства, нарушения зрения, отсутствие конечностей и остро и внезапно проявляющиеся заболевания преимущественно связанные с головным мозгом. Но есть и разного рода ограничения и особые показания. В этой статье мы рассмотрим полный перечень самых распространённых заболеваний, выясним, можно ли ездить с ними за рулём, далее приведём полный перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами, актуальный на 2021 год и разрешим вопрос, с какими болезнями водить машину точно можно.

Медицинские противопоказания – что говорит закон?

В автомобильном праве 2021 года есть всего один настоящий закон, который регулирует возможность вождения в зависимости от наличия тех или иных болезней. Это Федеральный закон "О безопасности транспортных средств", конкретно, его статья 23. При этом, вы не найдёте в этой норме конкретных указаний на те или иные противопоказания – к примеру, диабет, эпилепсия, астма, состояния после инсульта, беременность и другие.

Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, но и там нет конкретных заболеваний, при которых нельзя водить машину. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10. Но ниже мы выясним, можно ли управлять автомобилем при конкретном заболевании, которое интересует вас.

Обратите внимание, что, помимо противопоказаний, есть ещё 2 вида предписания для состояний и болезней. Таким образом, в общей сложности их 3:

  1. к управлению транспортными средствами – это заболевания, при которых запрещается вождение любых ТС,
  2. медицинские к езде – это особые условия, только при соблюдении которых вы можете сесть за руль: наличие медицинских приспособлений, помогающих управлять, конструктивных элементов (например, подрулевого переключателя скоростей или парктроников),
  3. к управлению – они, соответственно, ограничивают право вождения только на определённых категориях авто (например, на мотоциклах, фурах или всех грузовых машинах).

Здесь следует отметить, что есть всё же ещё и столь популярный нормативный акт – ПДД, который запрещает нам (пункт 2.7) управлять автомобилем в болезненном или утомлённом состоянии. Да, это практически недоказуемо инспектором, и штрафов и других видов наказаний за это нет (кроме состояния опьянения). Поэтому выбор под вашу персональную ответственность.

Вождение и заболевания

Как запрещают водить авто при болезнях?

Самое важное, что нужно знать – это ваше личное чувство ответственности за жизни других участников дорожного движения, среди которых много детей и беременных. Мы пишем об этом, потому что формально до очередного медицинского обследования в целях получения справки для ГИБДД никто может не узнать о наличии у человека опасной болезни, с которой водить не просто запрещено, но и очень рискованно и неразумно. И главная проблема взаимодействия ведомств в 2021 году в том, что врач автоматически не передаёт информацию в ГАИ о появившемся заболевании.

То есть фактически, если у водителя появились, к примеру, припадки эпилепсии через год после того, как он получил впервые или поменял права, то ещё 9 лет он может ездить с этой опасной болезнью. Да инспектор может выявить болезнь случайным образом и ранее. Либо автолюбитель попадётся на лишение прав, которое предусматривает медосвидетельствование как условие для возврата водительского удостоверения.

Но законодательно вообще отнять у вас право управления может только суд. В целом же, возможны 3 варианта, когда у вас не будет такого права:

  • если вы не получали права никогда,
  • если вас лишили прав,
  • если суд постановил прекратить такое право из-за появившегося медицинского противопоказания к управлению (статья 28 ФЗ О БДД).

Почему в последнем случае отнять такое право может только суд, а оно не прекращается автоматически? Потому что именно на это указал Верховный суд в одно из своих недавних Постановлений Пленума:

Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истёк, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.

Читайте также: