Статистика выплат по осаго 2020

Обновлено: 16.05.2024

Какие же положительные моменты можно отметить накануне уходящего года?

1. Запуск новой автоматизированной информационной системы АИС ОСАГО 2.0 в конце июля 2020.
За ее основу взята взаимосвязанная информация об автомобиле, его владельце и договоре, что позволяет намного качественнее получать уникальные данные по каждому водителю, повышает качество анализа страховщиками рисков, а также дает возможность более индивидуально рассчитывать тариф "автогражданки".
2. Очередной этап индивидуализации тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), стартовавший в сентябре 2020.
Расширился тарифный коридор, в пределах которого страховая компания устанавливает базовый тариф. Это выгодно, как страховщикам, так и автовладельцам. Благодаря новым тарифным факторам страховщикам теперь можно использовать изменения в законе об ОСАГО, вступившие в силу 24 августа. А конкретно, они смогут назначать более высокую цену полисов для нарушителей ПДД и снижать стоимость для аккуратных водителей.
Так, стоимость полиса по итогам третьего квартала составила 5,5 тыс.рублей (+0,1 тыс.рублей за год).
Подчеркнем, что 77% российских водителей поддерживают индивидуализацию ОСАГО и формирование персональных тарифов.
3. Запуск мобильного приложения "Помощник ОСАГО" на всей территории России в ноябре 2020. С помощью данного приложения мелкие ДТП по европротоколу теперь можно оформлять всего-лишь за 15 минут в онлайн-виде.

Автомобильные эксперты также подвели итоги уходящего 2020 года на авторынке России. Продажи автомобилей сократились, но все не так плохо, как ожидалось. Автопроизводители настроены оптимистично, а еще очень рассчитывают, что приобретать машины россияне будут в онлайн-режиме.

Заслуживает внимания, разумеется, и развитие электронных продаж, которое ускорили страховщики. Почти все компании уже перевели в онлайн процесс продажи полисов. Показатель близится к 100%, следует из оценки "Эксперт РА". Пандемия коронавируса вынудила страховщиков ускорить развитие электронных продаж в связи с ограничениями. Обычно онлайн оформляются полисы по моторным видам страхования (ОСАГО и каско).

Стоит отметить, что урегулирование убытков при наступлении страхового случая также переводится в онлайн. Согласно оценкам крупных страховщиков на рынке, дистанционно уже сейчас урегулируется до 30% убытков. К слову, в основном по каско и ОСАГО.

"Цифровая трансформация страхования в России - неизбежный процесс, который в ближайшие годы станет основным драйвером отрасли. Страховщики, предлагающие качественный цифровой клиентский опыт, постепенно будут становиться компаниями первого выбора и укреплять лидерство, потому что сегодня для розничного клиента первоочередное значение имеют удобство и скорость получения услуги. А в этом цифре нет равных", - прокомментировал президент ВСС Игорь Юргенс.

В целом, пандемия оказала сильное влияние на рынок автострахования. Эксперты рассказали, к чему же в итоге привел кризисный 2020 год.

Так, на данный момент не заметен рост цен страховок, а также отсутствует рост платежеспособности населения из-за пандемии, поделился Дмитрий Большаков, замгендиректора САО "Ресо-Гарантия".

Одним из положительных результатов пандемии как раз и является цифровая трансформация. Совершить полный переход на цифровое страхование уже сейчас готовы 75% россиян, показал "Индекс Застрахованного", подготовленный Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) и AC&M-Consulting.

Согласно данным Центрального Банка РФ, за 5 лет объем страховых продуктов, проданных онлайн, был увеличен почти в 20 раз. В первую очередь, такую динамику обеспечило обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), страхование выезжающих за рубеж и страхование от несчастных случаев.

"Ситуация с мерами, принимаемыми в России для недопущения распространения инфекции, накладывает отпечаток на отрасль", — поделился президент РСА Игорь Юргенс с экспертами страхового рынка. В заключение, отметим, что сейчас рынок ОСАГО уже стабилен.

Как изменения 2019 года отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО в 2019 году, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридически лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2019-м

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

отказ в компенсации по ОСАГО

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Важно! По европротоколу выплаты от страховой компании возможны при участии в аварии только двух транспортных средств. В противном случае процедура оформления ДТП будет стандартной. Также в аварии не должно быть травм у водителей и должны отсутствовать потерпевшие (погибшие) третьи лица. Но если раньше оформить аварию по европротоколу можно было только при отсутствии разногласий, то теперь этого не требуется.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Стоимость обязательного автострахования определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от нескольких коэффициентов, которые регулярно обновляются. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты используются для расчета в 2021 году.

  1. Формулы расчета
  2. Базовая ставка (ТБ)
    1. Таблица базовых ставок
    1. Что влияет на стоимость ОСАГО?
    2. Имеет ли страховая компания право самостоятельно определять цену обязательной автостраховки?
    3. Как рассчитать цену ОСАГО самостоятельно?

    Формулы расчета

    При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.

    В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2021 году, рассчитываются по следующей формуле:

    Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).

    Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.

    Базовая ставка (ТБ)

    Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).

    До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.

    Таблица базовых ставок

    Базовый коэффициент ОСАГО на 2021 года приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.

    Категория и тип ТС

    Величина тарифа, руб. в год

    Мопеды, квадроциклы и мотоциклы

    с максимальным количеством пассажиров в пределах 16

    с максимальным количеством пассажиров свыше 16

    для регулярных маршрутных перевозок

    массой менее 16 тонн включительно;

    массой свыше 16 тонн

    Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей)

    Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.

    Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.

    Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

    Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.

    Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.

    Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1. Минимальное значение показателя составляет 0,5, максимальное установлено на уровне 2,45.

    Класс вождения на начало срока действия годовой страховки

    Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя)



    Департамент статистики и аналитики Лаборатории Умного Вождения проанализировал массив данных ЦБ по рынку автострахования за первые 9 месяцев 2020 года и выделил ключевые тенденции на рынке автострахования в этом году.


    В первые девять месяцев 2020 года доля автосегмента по начисленной премии во всем рынке страхования составила 28,3%, показав незначительный прирост по сравнению с тем же периодом 2019 года. При этом доля ОСАГО выросла на 0,6%, а каско – сократилась на 0,3%.

    ОСАГО не компенсировал падение 2019 года, дальнейший рост подстегнут штрафы с камер

    Сборы по ОСАГО за первые 9 месяцев 2020 года выросли на 6,4%, однако этот рост объясняется резким падением сборов в 2019 году, когда люди массово стали отказываться от приобретения ОСАГО. Снижение страховых сборов за первые 9 месяцев 2019 года составило 6,7%, в 2020 году оно компенсировано не было.

    Графики (рынок страхования).008.jpg

    По итогам 2020 и в следующем году следует ожидать ещё большего роста сборов за счёт увеличения количества заключённых договоров. В частности, введение автоматических штрафов за отсутствие ОСАГО по камерам вынудит покупать полис тех, кто раньше этого не делал.

    Либерализация тарифов ОСАГО прекратила снижение страховой премии

    Стоит также отметить прекращение снижения средней страховой премии, что является отчасти следствием постепенной либерализации страховых тарифов и возможности страховщикам вводить индивидуальные относительно высокие тарифы для рисковых сегментов и отдельных водителей.

    Графики (рынок страхования).010.jpg

    На данном этапе либерализация цен привела к повышению тарифов, потому что страховые компании стали отсеивать клиентов с большим риском (давать им высокий тариф). В дальнейшем, либерализация, наоборот, сыграет на снижение цен: страховщики начнут персонализировать тариф водителям с низким риском (некоторые уже начали) и тарифы пойдут вниз.

    Каско в стагнации, страховые премии снижаются, проникновение у физлиц – 9 из 100 автомобилей

    Последние 5 лет наблюдается стагнация рынка каско. В 2020 года есть небольшой рост количества действующих договоров, но он был обеспечен прежде всего ростом выданных автокредитов. Положительно выглядит снижение средней премии по каско, которое объяснимо как конкуренцией страховщиков за безубыточных клиентов, особенно при пролонгации, так и выбором клиентами продуктов с усечённым покрытием (франшиза, тотал+угон).

    Графики (рынок страхования).015.jpg

    Отметим низкий уровень проникновения страхования каско в сегменте физических лиц. По каско застраховано лишь 9 автомобилей из 100, которые застрахованы по ОСАГО.

    Графики (рынок страхования).017.jpg



    80% убытков по каско – ДТП

    Количество страховых выплат соответствует частоте 15 - 20%. При этом 0.5% от всех убытков приходится на угоны/хищения автомобилей, 7% — на противоправные действия третьих лиц, около 80% — на ДТП, остальное — на другие типы убытков. Средний размер страховой выплаты в 2020 году вырос, как и годом ранее, однако общий уровень выплат не превышает 60%.

    ios_scan_1664647162.jpg

    Анализ рынка каско, особенно физических лиц, показывает, что потенциал для развития рынка, очень велик. Проблема с платежеспособным спросом и заинтересоватью клиента приобретать полис добровольно, а не в рамках требования автокредита.

    Текущий уровень средней премии и уровень выплат, а также распределение убытков показывает, что возможно существенное снижение средних тарифов, но при условии снижения частоты заявления страховых случаев (особенно ДТП). Такая возможность появится при переходе к индивидуальной тарификации, которая учитывает персональный страховой риск автомобиля и водителей.

    Это одна из составляющих так называемого умного страхования, интерес к которому снова набирает обороты на страховом рынке России.

    Наш опыт показывает, что при персональной оценке рисков на основе телематики у более, чем 65% клиентов уровень риска в два и более раз ниже средней оценки. Для этих клиентов можно сделать премию существенно ниже, что увеличит проникновение страхования каско.

    Covid-19 обрушил Зеленую карту

    Сборы по продукту Зелёная карта также ожидаемо серьёзно упали в основном из-за отсутствия возможности у автомобилистов в этом году выехать за рубеж из-за ограничений: Договоров заключили на 63,4% меньше, чем к концу третьего квартала 2019.

    Страховщики отказываются от ДСАГО

    Падение сборов ДСАГО в первые 9 месяцев 2020 года составило почти 35%, а договоров было заключено на 40% меньше. В сегменте физических лиц падение еще больше. Это связано в основном с тем, что сами страховщики отказываются от этого вида страхования.

    По физическим лицам расширение имеется лишь у 12 автомобилей из 1000, притом что лимит выплат по ОСАГО и средняя стоимость автомобилей, которые ездят по дорогам, говорит о теоретической востребованности продукта. Однако высокий уровень выплат в предыдущие годы ещё нескоро вернёт страховщикам интерес к этому виду страхования.





    Этот год стал непростым испытанием для нас всех, но несмотря на это мы продолжаем спасать автомобили от угона, принимать участие в международных премиях, а также не забываем развивать сотрудничество с отечественными и зарубежными компаниями

    Читайте также: