Штраф за перегруз грузового автомобиля украина

Обновлено: 07.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

За перегруз – 51 000 гривен штрафа: остановят ли новые правила автоперевозчиков-нарушителей

Перегруженные грузовые автомобили на автомобильных дорогах Украины уже не первый год называют одним из факторов разрушения дорожной инфраструктуры страны. Одно время власти даже лелеяли планы введения специального сбора от большегрузного транспорта за проезд. Те планы так и не были реализованы, зато уже с августа грузовые автоперевозчики начнут платить штрафы в десятки тысяч гривен.

В июне 2020 года в Верховную Раду поступил законопроект, предлагавший установить административную ответственность за перевозку грузов по автомобильным дорогам Украины и за отказ от прохождения весогабаритного контроля. Документу понадобился ровно год, прежде чем 29 июня нардепы во втором чтении окончательно приняли предложение своих коллег и приняли новый закон, который еще спустя месяц, 2 августа, был подписан президентом Владимиром Зеленским.

Перегруз – плати, отказался взвешиваться – тоже плати

Суть нового закона сводится к введению в Кодекс об административных правонарушениях Украины ряда статей, которые предполагают рост или введение административной ответственности за нарушение правил весогабаритного контроля.

Так, если в ходе взвешивания выяснится, что авто:

- перегружено на 2% – штраф составит 1700 гривен, в настоящий момент за это ответственности нет;
- за перегруз на 2-5% – штраф в 5100 гривен, в настоящий момент штрафов за это также нет;
- за перегруз на 5-10% – штраф в 8500 гривен;
- за перегруз авто на 10-20% – штраф составит 17 000 гривен;
- при перегрузе на 20% – 34 000 гривен;
- если вес груза превышает норму на более чем 30% – 51 000 гривен, в настоящий момент данная норма отсутствует.

Еще одним нововведением стал штраф в 51 000 гривен за отказ проходить весогабаритный контроль.

Также с введением нового закона могут оштрафовать на 34 000 гривен за нарушения в документах на груз и на 51 000 гривен в случае невыполнения законных требований сотрудников "Укртрансбезпеки". Накладываться данные штрафы будут на грузоотправителя-физическое лицо или руководителя юридического лица, которое предоставляет перевозчику груз и заполняет документы на него.

В центре Киева у военного грузовика на ходу отказали тормоза: фото и видео последствий

Важным условием для наложения штрафа становится фото-, кино- и видеосъемка нарушения, прежде фиксация нарушения могла проводиться только в автоматическом режиме посредство WIM-комплексов (взвешивание в движении), которых в Украине в мае насчитывалось более 50, но 37 из них были подключены к единой сети.

В целом, по данным Государственного агентства по безопасности на транспорте, в 2020 году был осуществлен весогабаритный контроль 700 тысяч транспортных средств, выписаны 14 тысяч протоколов о его нарушении с наложением на виновных 137 млн грн. штрафов за перегруз.

По мнению эксперта Украинского института будущего, основателя ГО "Инфраструктурный совет" Владимира Шульмейстера, новые изменения не смогут изменить ситуацию с перегрузом на украинских дорогах к лучшему по двум причинам.

"Прежде всего, 51 000 гривен как максимальный штраф по-прежнему слишком мал. К примеру, в Польше штраф составляет до 5 тысяч евро (159,5 тыс. грн. по курсу НБУ – прим. ред.), а в Германии и вовсе до 10 тысяч", – говорит собеседник "Телеграфа".

По мнению эксперта, новый закон просто приведет к росту расценок на коррупционном рынке услуг, связанном с весогабаритным взвешиванием, не более.

"Если не будет жесткого выполнения закона, то никакого эффекта не ожидаю. При повышении наказания – растут тарифы: когда официальный штраф за нарушение ПДД был 10 гривен, то откупались на месте, оплатив 5. Когда штраф подняли до 500, стали откупаются 200 гривнами. Аналогичная ситуация может быть тут. Нужны показательные кейсы по "разрыву" нарушителей и жесткий общественный контроль за соблюдением – тогда будет толк", – уверен Владимир Шульмейстер.

Читайте также: