Имеет ли право инструктор по вождению выходить из машины

Обновлено: 25.04.2024

К 2021 году в нормативно-правовые акты было внесено несколько поправок, изменивших порядок предоставления услуги обучения водительскому мастерству. Теперь даже первые навыки вождения может преподавать только автоинструктор.

Соответствующее требование закреплено в п. 1.2 ПДД. В нем указано, что обучать вождению может лишь педагогический работник в рамках организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения водителей транспортных средств. Т.е. инструктор в автошколе. Новые правила действуют в РФ с 2020 года на основании ПП РФ № 1374 (от 20.12.2019).

Чуть ранее в 2013 году отменили право граждан сдавать экзамены в ГИБДД после самостоятельной подготовки без прохождения обучения в автошколе. Теперь частные автоинструкторы могут заниматься только с лицами, получившими водительские права. Если новички-автомобилисты желают улучшить качество своего вождения.

Родитель больше не имеет права посадить за руль автомобиля сына-подростка где-нибудь на проселочной дороге, чтобы последний приобрел начальные навыки управления ТС. Такое деяние рассматривается в качестве административного правонарушения.

Требования к обучающему лицу

Не каждый человек, имеющий водительские права, может стать автоинструктором и заниматься подготовкой других лиц к сдаче экзамена в ГИБДД. Для этого необходимо удовлетворять ряду требований. Основные из них указаны непосредственно в п. 1.2 ПДД:

  • Инструктор является педагогическим работником с подтвержденной квалификацией.
  • Осуществляет обучающую деятельность в соответствии с профессиональными стандартами.

Прочие требования к автоинструкторам изложены в иных нормативно-правовых актах (например, в Письме Минобразования № АК-2726/06 от 18.09.2015):

  • Наличие высшего или среднего профессионального образования. При отсутствии профильного образования имеется диплом о получении дополнительного педагогического образования по обучающему курсу продолжительностью не менее 250 часов.
  • Отсутствие судимости в прошлом.
  • Осуществление профессиональной деятельности по основному трудовому договору с автошколой. Индивидуальное предпринимательство и самозанятость в данной сфере не допускаются.
  • Наличие открытых водительских прав по категориям и подкатегориям, в соответствии с которыми ведется обучение.
  • Регулярное прохождение профессиональной аттестации и повышение квалификации (не реже одного раза в 3 года).

К работе автоинструкторов допускаются только лица, прошедшие медосмотр (раз в полгода). Плюс в соответствии с ТК РФ такие сотрудники должны изучить инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

К автоинструкторам предъявляют несколько дополнительных требований:

  • Личный стаж вождения таких лиц должен составлять более 3х лет.
  • Отсутствие факта изъятия водительского удостоверения в течение последних 3х лет.



Во время обучения практическим навыкам езды инструктор в соответствии с п. 21.3 ПДД обязан иметь при себе водительское удостоверение и документ, подтверждающий право обучать управлению автотранспортом иных лиц.

Можно ли учиться вождению самому, не выезжая на дорогу

После внесения изменений в ПДД первоначальным навыкам вождения запрещено обучаться где-либо помимо специально оборудованных закрытых площадок и автодромов (п. 21.1 ПДД). И даже здесь езда допустима только на специально оборудованном автомобиле совместно с инструктором автошколы. Из текста документа можно сделать вывод, что выезд на дорогу для продолжения обучения запрещен, пока обучающийся не усвоит первоначальные навыки вождения.

Конечно, на частных территориях, куда закрыт свободный доступ, данный факт проверить затруднительно. Но с поездками по открытым проселкам и т.п. лучше не рисковать, чтобы не быть подвергнутым административному наказанию.

Требования к местам, где проводится обучение

Первичные навыки вождения автолюбители получают на автодромах, которые должны соответствовать особым техническим стандартам. Необходимые нормы представлены в Приложении № 1 Постановления Правительства № 1097 (от 24.10.2014).

Автодромом именуется технический комплекс сооружений, используемый для обучения вождению, имеющий стационарное оборудование и соответствующую разметку.

Закрытой площадкой в указанной связи называется местность с твердым покрытием для проведения испытательных упражнений при обучении вождению. Она имеет разметку и съемное оборудование.



Площадка и автодром должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь ограждение, ограничивающее допуск на их территорию посторонних людей и транспортных средств.
  • Обладать общей площадью, необходимой для обучения и проведения испытаний в рамках обучения вождению по определенным категориям и подкатегориям.
  • Иметь дополнительное осветительное оборудование, которое включается при снижении естественной освещенности до 20 люксов.
  • Зоны для проведения испытаний должны иметь асфальтовое (бетонное) покрытие без существенных повреждений.
  • Продольный наклон специального наклонного участка на территориях допускается в пределах 8 – 16 %.
  • В зонах, отведенных для движения ТС, должен быть построен водоотвод.
  • В местах движения автомобиля не должно быть предметов, не относящихся к обустройству автодрома или площадки.

После получения первоначальных навыков вождения допускается выезд обучающихся на дороги и автомагистрали совместно с инструктором автошколы.

Можно ли учиться на своем автомобиле с инструктором

Установка оборудования на учебные автомобили осуществляется строго на основании ГОСТ Р 55887-2013. В частности, в таком транспортном средстве предусмотрено специальное место для инструктора, дублирующие органы управления, учебные знаки отличия на стеклах и крыше. Такие конструкторские изменения вносятся в документы на ТС.

Учебные автомобили в автошколах проходят регулярное техобслуживание во избежание ДТП вследствие неисправностей.



Конечно, автопарк некоторых школ не отвечает ожиданиям учеников. Естественно, что кто-то желает обучаться навыкам езды на своей машине. Закон прямо этого не запрещает. Если автовладелец переоборудует свое ТС в соответствии с указанным ГОСТом, и будет соблюдать иные нормы, то теоретически такое обучение возможно. На практике данную ситуацию сложно представить, т.к. переоборудование – дело дорогостоящее и хлопотное. Проще найти школу вождения с хорошим автопарком.

Наказание за нарушение ПДД при обучении вождению

Ответственность за нарушение правил движения при учебной езде несет инструктор в соответствии со ст. 12.22 КоАП РФ. За данное деяние предусмотрен административный штраф в размере 500 рублей. К таковым нарушениям относится отсутствие при себе необходимого удостоверения или учебного знака на стекле автомобиля и любого иного подпункта, указанного в п. 21 ПДД.

Наказание может быть более существенным в зависимости от ситуации. Например, за учебную езду в жилых зонах инструктор заплатит административный штраф в размере до 3 тыс. рублей (ст. 12.28 КоАП РФ).

А передача управления транспортным средством лицу, не имеющему на это право, наказывается уже штрафом в 30 тыс. рублей в соответствии со ст. 12.7 КоАП РФ. Т.е. именно такое наказание ожидает водителя, который не является инструктором автошколы и при этом решит обучать вождению иных лиц.

Здравствуйте. Учусь в автошколе, инструктор сегодня сделал вывод, что вождение - это не для меня. Общее время вождения 3часа. Никак не могу совладать с перекрёстком, по прямой еду нормально, а вот перед перекрёстком путаю педали. ПАНИКА. Инструктор нервничает, стучит кулаком по панели. В общем, хочу спросить, есть такой круг людей, которые не поддаются обучению? С понедельника хочу бросить нафиг вождение и дальше пешком ходить. Живу в селе, это одна автошкола на весь район, да и частных инструкторов не сыщешь.

Ответ.
Добрый день! Обучиться вождению автомобиля физически могут все желающие, не зря единственный критерий - достижение 16-ти летнего возраста и прохождение медицинского осмотра. Кому-то проще, кому-то сложнее, но уверяем вас, что способности есть у всех.

ответ
Как я вас понимаю!Я в начале обучения даже по прямой проехать не могла. Через 3-5 занятий тоже хотела бросить все это, но где-то на 7 занятии у меня какое-то озарение произошло, я стала понимать, как и что делать. И все пошло как по маслу. Но мне повезло с инструктором, он вселял в меня надежду и верил в меня. Хотя в конце обучения сам признавался,что мой случай был очень трудным:)

Вам инструктор попался не очень )
Всегда можно индивидуально подойти к обучению.
А зачем вы сразу в город? Может лучше по площадке круги понаматывать?

В учебнике Headway Intermediate на стр. 96 рассказывается история про одного священника по имени Питер Ньюман, который сдал на права после 632 уроков вождения. Он потратил на занятия 9000 фунтов, 17 лет, 5 раз разбивал машину. Дело было в том, постоянно путал сцепление и тормоз. Все инструкторы говорили, что он абсолютно безнадежен.
Потом он пересел на машину с автоматической коробкой передач, и тогда Бог услышал его молитвы, и он сдал на права!
Так что если поставить перед собой цель, то, рано или поздно, эта цель будет достигнута.

Так это же "за бугром"!
А у нас на АКП экзамены не принимают.
Я бы тоже с удовольствием отказалась от "лишней" педали (учусь сейчас).

Я — человек, не поддающийся вождению. У меня есть права уже больше 10 лет. Но, начиная с какого-то времени, мысль о том, чтобы сесть за руль, вызывает панику. Иногда (раза два в год) муж сажает меня насильно, чтобы я не забыла, как скорости переключать. Еду нормально, но из за руля выхожу, как с войны возвращаюсь. Прочитала В.Леви "Преодоление страха", но что-то не помогло.

Ольга, Вы не неподдающийся вождению, просто у Вас на сегодняшний день нет необходимости в этом, а соответственно и большого желания. Как только одно из них появится, нужно подобрать спокойного и уравновешенного инструктора, тем более как Вы говорите муж сажает за руль, это дорогого стоит! Обычно мужья не имеют такого терпения (личный пример), нужен спокойный инструктор и будете ездить с удовольствием.

Инструктор не тот, кто "клево ездит", а тот, кто может найти подход к КАЖДОМУ и донести науку до КАЖДОГО. Найдите такого.

Паника-это конечно страшный враг и его вам придется преодолеть,у меня к счастью не было такого,как то сразу удачно сел и поехал,но вот с инструктором тоже не очень повезло,и поверьте мне из-за инструктора тоже можете теряться за рулем,так что не верьте ему,когда садитесь за руль будьте расслаблены,но при этом всегда сконцентрированы на дороге. А про перекресток,по собственному опыту понимаю как там инструктора любят мозги мучать. хотя при сдаче главному инструктору,тоесть не своему мне в итоге сказали что все отлично,а мой инструктор мне всегда говорил что я плохо вожу

Научиться вождению может каждый, но стать преподавателем могут единицы- это от бога. Поэтому объясните своему водиле что он даун и поменяйте инструктора

Здравствуйте Ирина, у меня давно был ученик у которого не обеих рук, причем по плечи, протезом он поворачивал руль только на пол оборота, чтоб повернуть больше ему приходилось останавливаться. Любой может ездить!! Просто к каждому нужен свой подход. Этот парень потом выиграл две гонки.

А мой инструктор (хороший человек!) почему то не даёт полную информацию.
До последнего урока (осталось 2 занятия по вождению, дальше за доп. деньги. ) не объяснял мне упражнение "эстакада".
На вопрос -"Почему?" отвечает — "У тебя ещё город плохо получается, куда тебе на горку." Я настояла и горку мы сегодня сделали — ничего сложного нет. Манера обучения спокойная, немногословная. Немногословная настолько, что вместо того, чтобы обращать моё внимание на знаки (а после теории дорога — это нечто совсем другое, всё иначе выглядит!) он говорит, что бы я вспоминала и БЫСТРО реагировала. Я всё вспоминаю, но не так быстро, как нужно.
И перед светофором-переходом-лежачим полиц-м то "Сначала сцепление, потом тормоз, то наоборот. ". Когда спрашиваю "Так как правильно?", отвечает "Ну, ты сама ДОЛЖНА понимать, чувствуй машину, слушай меня". Словом мотай на ус.
Такое впечатление, что все эти недоделки и недоговорки для того, что бы я вынуждена было потом брать доп. уроки.
Меня спасает то, что я имею опыт занятий с другим, очень спокойным и хорошо всё объясняющим инструктором. Он научил меня не боятся встречных машин и пешеходов))
Но и негативный опыт — тоже опыт. Есть такое понятие "чёрный учитель". Если ты сумеешь научиться у такого, тебе всё не почём.

И, всё-таки, очень хочется спокойного "говорливого" (по существу)преподавателя!
"Добью" все запланированные уроки и пойду заниматься к другому инструктору, на другой машине и в другом рам районе!

И ВСЁ СДАМ САМА.

Помню, что уроки вождения когда-то были для меня очень интересными. Поначалу не всё было легко, но с практикой многое приходит. Так что, чем больше практики — тем Вы будете увереннее в своем вождении.

Я почувствовала кайф от вождения только через полтора года. Не торопитесь, сначала всем страшно.
Появится автоматизм со временем, появится и комфорт, и удовольствие от вождения. Терпение. ..

Когда я училась водить машину мой инструктор часто повторял "ууууууу, убийца" в шутку. То я в поворот на скорости не меньше 40 шла, то перекресток норовила пролететь когда мне хотелось то еще чего-нибудь. Но терпеливо учил, ситуации создавал близкие к экстремальным чтобы научить реагировать правильно. Я благодарна ему безмерно просто. Вроде 6 лет уже за рулем)))
Научитесь обязательно. Если чувствуете что дело не идет на улучшение — смените инструктора.

Вчера начал первое вождение. 3 раза прокатился по площадке, на следующее утро выполнил все упражнения без ошибок и без помощи инструктора. Затем повторил ещё 2 раза все упражнения. Инструктор сразу вывела в город. При этом за руль сел впервые. Кому то даётся легко, а кому то трудно. Главное верить в себя и в свои навыки вождения, а главное преодолеть страх на дороге. Признаюсь, страх на дороне был, и может будет ещё так 2-3 занятия. Главное выучить все знаки, не торопиться. Как говориться "Поторопишься, людей насмешишь" в нашем случае "Поторопишься, создаш аварию" что мне помогло перед обучением в автошколе?
1. Выучил все знаки.
2. Решал билеты каждый день и с перерывами каждые 3-4 дня.,чтобы не зубрить ответы. Поверьте. Зубрёжки не получится таким методом.
3. Просматривал все видео в ютубе про сдачу экзаменов в ГИБДД,очень хорошо помогает самому смотреть на дорогу и действовать так как считаешь нужно.
Мой Вам совет, не зубрить билеты. Панику откинуть на последнее место, прислушиваться к инструктору, но чтобы прислушиваться, для начала нужно найти общий язык. И всё пойдёт по маслу. И вообще, задайте вопрос себе. А готов ли я? Нужно мне это? И ещё один совет. Слышите команду от инструктора или от инспектора, не бойтесь проговаривать в слух, рассказывайте какие знаки видите и т.д. Это заметит инспектор и Вам же будет плюс. Удачи на экзамене.

Добрый день! Я самозанятый инструктор по вождению (есть лицензия и специально оборудованная машина), вместе с учеником ИЕМЮЩИМ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ (т.е. сдавшим в свое время площадку на экзаменах в ГИБДД) отрабатывал фигуру параллельная парковка, среди расставленных конусов. Отработка происходила на загородной огромной общественной парковке, которая ,как правило, всегда свободна и задействована только во время общественных праздников (тогда там вводят оцепление). На парковку приехала дама на минивене с 5ю детьми , выпустила их на велосипедах и самокатах кататься, ей явно не понравилось, что кроме нее есть другие люди и она перед своим уездом вызвала сотрудников ГИБДД. Приехавшие сотрудники сказали , что местные жители недовольны, что здесь проводят обучение и попросили забрать конусы и покинуть парковку. Вопросы: какие пункты ПДД были мной нарушены или других Законов? Правомочны ли действия сотрудников ? Могу ли я с человеком , имеющим водительское удостоверение отрабатывать элементы вождения на общественной парковке? С уважением, Владимир.


Вопрос спорный. Попробую дать свое толкование сложившейся у Вас ситуации.

Если Вы находились на парковке, на которой нанесена разметка и установлен соответствующий знак, то полагаю, Вы нарушили требования дорожной разметки, а именно:

Приложения 2
к Правилам дорожного движения
Российской Федерации, в котором указано следующее:

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Так как на парковках границы парковочных мест обозначены линиями 1.1. (так называемые сплошные) и чисто теоретически их нельзя пересекать даже на парковке.

Плюс ко всему, парковка, если она действительно оборудована линиями разметки и знаками, предназначена именно для стоянки, но не для движения транспортных средств. для движения транспортных средств предназначена дорога.

Согласно п. 1.1. ПДД

Есть также определение понятия парковка в том же пункте правил:

Для получения более подробной консультации Вы можете обратиться в чат. Услуги в чате оказываются на платной основе.

С уважением, Гриневич Анна.

Здравствуйте. Дали 200 часов отработки за пьяное вождение. У нас нет сотрудника по надзору ( в декрете) . Через какое время могут анулировать отработку

Добрый день!В транспортной организации (которая является бюджетным учреждением, соответственно его имущество закреплено на праве оперативного управления) хотят при отборе водителей на работу до заключения трудового договора проводить проверку его навыков вождения на служебном автомобиле в условиях городского движения. Вопрос:1. Насколько будет правомерно передавать особо ценное движимое имущество (служебный автомобиль) лицу, которое еще не является работником этой организации? 2. Правомерно ли обязывать потенциальных работников проходить дополнительный экзамен по вождению?

здравствуйте, на меня на парковке наорал мужчина. Дело было так. снег, сугробы. припарковалась, но не очень хорошо, т.е. близко к другой машине с пассажирской стороны. по-другому не получилось. забуксовала и пришлось немного правее заехать (других мест на тот момент не было в зоне видимости). Пришел водитель машины и начал на меня орать, без матов, но орал так что довел до истерики. типа я такая плохая парковаться не умею. на все мои уговоры не орать на меня- щас отъеду в другое место, чтобы ему было удобнее сесть в его машину, он продолжал орать, я не могу когда на меня орут, расстроилась, расплакалась (стаж вождения 11 лет, всякое бывало с парковкой, и если как-то плохо парковалась, то только из-за каких-то причин, не связанных с уровнем моего вождения и это 2-3 случая за все 11 лет). А тут еще снег, каша, повело немного машину не по той траектории. в итоге его ора я поспешила отъезжать и въехала в сугроб и застряла. ни вперед ни назад. пока откапывала лопатой колесо из сугроба, этот мужик орал не переставая, что вот он спешит, а из за меня он тут врямя теряет, т.к. я еще и забуксовала, такая я неумеющая ездить, и кто меня за руль посадил и что права у меня отобрать надо и т. д. . довел меня до истерики, со мной был маленький ребенок, который от его ора тоже начала плакать (нам всего 7 месяцев). кое как выехала, припарковалась в другом месте. есть ли какое-нибудь воздействие административное. матов не было, но орал, что у меня психика не выдержала. хочу наказать, можно ли наказать? свидетелей нет, но уже третий день у меня от его ора руки трясутся и сплю плохо. Что можно по закону, чтобы его наказать хоть самым минимальным штрафом, является ли это оскорблением личности?

Добрый день! Созрел еще вопрос. Относительно преподавания в частном порядке контр-аварийного вождения, детали следующие: - преподается индивидуально на машине клиента - курс не превышает 72 часов - занятия проводятся на автодромах (арендованных по часам либо просто закрытых спец площадках). - предназначен для тех, у кого уже есть стаж вождения, и кто хочет отточить навыки /(как частный случай для тех, кто поменял машину и не может к ней приноровиться (включая технические особенности) - без выдачи аттестатов и сертификатов об окончании курса. Чувствую, здесь больше требований. Вопросы: - может ли это считаться индивидуальной преподавательской практикой без лицензирования - какие требования к квалификации инструктора и какие документы, - есть ли спец требования к площадкам для занятий - с какими документами нужно ознакомиться по этому поводу В Екатеринбурге существуют школы так называемого экстремального вождения, но на каких основаниях - не совсем ясно. Сейчас есть идея внедрить это в небольшом городе.

Сегодня выбор автоинструкторов настолько разнообразен, что иногда просто невозможно определиться с тем, кто будет вкладывать тебе в серое вещество навыки, которые в будущем помогут славно управлять сотней лошадей под капотом. Потому мы предъявляем к инструкторам повышенные требования, которым они изо всех сил стараются соответствовать.

Помните, что самая главная обязанность вашего наставника по вождению – обучить вас управляться с автомобилем и обеспечить максимальную безопасность на время прохождения учебной программы.

Но если говорить об обязанностях инструктора по вождению шире, то их регламентирует заключенный с работодателем трудовой договор согласно Трудовому кодексу, а также иные нормативные акты. При этом у инструктора должно быть за плечами, как минимум, законченное среднее образование, курсы спецподготовки, а также стаж вождения, достаточный для того, чтобы исполнять роль указки для начинающих. Что касается стажа, то его определяет учреждение, принимающее автоинструктора на работу.

Знание – сила, знание автоинструктора – мощь

Итак, инструктор обязуется в совершенстве знать правила безопасности на дороге и уметь в экстренной ситуации применить навыки экстремального вождения.

Кроме того, от автоинструктора требуется совершенное знание устройства эксплуатируемого авто, принципов действия всех механизмов, агрегатов и приборов машины.

Также учитель вождения должен знать все об основных сортах горюче-смазочных материалов, уметь разбираться в видах топлива и быть компетентным в его характеристиках.

Инструктор не должен спасовать и в том случае, если в пути случится поломка: он обязан уметь выявить неисправность и устранить ее.

Кроме всего вышеперечисленного, к автоинструктору предъявляются следующие требования: он обязан знать все о влиянии разных погодных условий на обстановку на дороге; владеть приемами оказания первой медицинской помощи при травмах, отравлениях, а также внезапном ухудшении здоровья; четко знать порядок экстренной эвакуации в случае дорожно-транспортного происшествия. И самое главное – он обязан выполнять абсолютно все должностные инструкции. Это не все, но главные требования к инструктору по вождению.

Обязанности инструктора по вождению

Мария фон Эбнер-Эшенбах как-то сказала, что даже самый необыкновенный человек должен выполнять самые обыкновенные обязанности. Автоинструкторы – яркий тому пример. У них обязанностей больше, чем зубов в пасти кровожадной акулы.

Одна из главных их обязанностей – это тот инструмент, которым любит пользоваться начальство инструкторов. Дело в том, что учитель вождения обязан руководствоваться не только нормативными актами и правилами внутреннего распорядка нанявшей его организации, но и указаниями своего непосредственного руководства. Но это только начало. Дальше следует список обязанностей, о которых рассказывает должностная инструкция инструктора по вождению.

▪ соблюдать санитарную и противопожарную безопасность, а также выполнять все правила, имеющее отношение к охране труда;
▪ ремонтировать и обслуживать автомобиль, поддерживая его в должном техническом состоянии;
▪ самостоятельно проводить заправку автомобиля горюче-смазочными материалами;
▪ проверять перед поездкой техническое состояние автомобиля;
▪ обучать учеников навыкам вождения и управления транспортным средством;
▪ контролировать знания учащихся и соблюдение ими правил дорожного движения;
▪ сопровождать ученика в поездках даже в том случае, если тот идеально владеет автомобилем и знает ПДД;
▪ проводить под роспись инструктаж по охране труда и технике безопасности;
▪ в начале каждого рабочего дня проходить обязательное медицинское обследование.АВТОИНСТРУКТОР ОБЯЗУЕТСЯ, А ПРИ ЖЕЛАНИИ И ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНЕТСЯ:

Инструкторская ответственность

Автоинструктор несет ответственность в том случае, если он виновен в причинении материального ущерба. Однако ответственность инструктора по вождению наступает лишь в тех случаях, которые указаны в гражданском и трудовом законодательстве.

Как и каждый работяга, инструктор отвечает за ненадлежащее исполнение своих прямых должностных обязанностей, которые указаны в трудовом договоре и должностной инструкции.

Последний пункт ответственности касается автонструкторов ровно настолько, насколько и всех других граждан России, которые отвечают за те правонарушения, которые были совершены в процессе осуществления трудовой деятельности. В зависимости от ситуации и тяжести правонарушения, отвечать придется согласно административному, гражданскому или, не приведи Будда, уголовному законодательству.

Инструкторские обязанности и некоторые недосказанности

При выборе автоинструктора необходимо четко осознавать, что самая главная его обязанность – привить своему ученику навыки вождения, которых будет достаточно для того, чтобы без проблем сдать экзамены не только в школе, но и в неприветливой ГАИ.

Что бы это могло значить? Снова имеем дело с размытыми формулировками? Нет, тут с должностными обязанностями инструктора по вождению все предельно ясно. Он обязан научить своего подопечного трогаться с места, заезжать задом и передом в бокс, парковаться задним ходом между машинами, уметь совершать разворот в условиях ограниченного пространства, выполнять слалом, лавируя между конусами, проезжать перекрестки и разворачиваться на них, выполнять повороты, перестраиваться на другую полосу во время движения, проезжать с соблюдением ПДД остановку и пешеходный переход и выполнять обгон. Если вы освоите все перечисленное выше, можете не бояться ни злых экзаменаторов в автошколе, ни деньголюбивых госавтоинспекторов.

Главная обязанность наставника - адекватность

То, о чем мы сегодня с вами поговорили – это далеко не полный перечень тех обязанностей, которые должен выполнять любой мало-мальски грамотный автоинструктор. Если вы хотите узнать больше, то можете ознакомиться с трудовым договором и внутренней документацией автошколы, в которых все интересующие вас положения прописаны более подробно.

Правовая база, понятие и основные правила учебной езды


Правила прохождения обучения на управление транспортными средствами регулируются несколькими нормативными актами:

В конце 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1734, которым были внесены изменения в положения, касающиеся правил проведения учебной езды. В частности, были ужесточены положения, касающиеся допуска учеников к обучению и вождению автомобиля на дорогах общего пользования.

Точного понятия учебной езды в ПДД или в иных нормативных актах не дается, однако требования к ней, излагаемые в Правилах и иных нормативных документов, позволяют его дать. С точки зрения законодательства, учебная езда – это комплекс мероприятий, направленных на получение и закрепление общих навыков управления автомобилем при вождении в городе.

Выполнение упражнений на автодроме, направленное на получение первоначальных навыков управления автомобилем, не является учебной ездой.

Чтобы научиться водить машину, все же лучше обратиться на курсы и ниже вы узнаете почему.

Организация учебной езды требуют соблюдения определенных требований:

  • к обучающемуся лицу (ученику);
  • к обучающему (инструктору);
  • к автомобилю или иному ТС, используемому для учебной езды;
  • к местам, где проводится обучение.

Требования к обучающемуся лицу

Согласно ПДД обучающимся лицом признается ученик, заключивший официальный договор с обучающей организацией (автошколой) и имеющий первоначальные навыки вождения. Отдельными положениями правил установлены дополнительные требования к ученикам, в частности к их возрасту. Минимально допустимый возраст начала обучения зависит от категории прав, на которую обучается ученик:

  • с 16 лет – на ТС категорий B, C и C1 (легковые и грузовые автомобили массой не более 7,5 тонны), а также A, A1 и M (мотоциклы и мопеды);
  • с 20 лет – на ТС категорий D, D1, Tm и Tb (автобусы, трамваи и троллейбусы);
  • с 18 лет – военнослужащие при обучении на категории D и D1.

Также с 2020 года вступили в силу изменения, касающиеся последовательности проведения обучения. Пункт 21.1 ПДД РФ гласит, что обучение первоначальным навыкам управления ТС проводится на автодромах или на закрытых площадках. До того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навыки, он не сможет выехать на дороги общего пользования для учебной езды.

До 2020 года текст этого пункта звучал несколько иначе – его можно было понять так, что лишь первое занятие обязательно проводится на автодроме, а затем инструктор может выпустить ученика на обычную дорогу. Теперь же до того момента, пока ученик не усвоит все первоначальные навык вождения, он не будет признан обучающимся лицом, а инструктор не имеет права выпускать его на дорогу. Усвоение навыков должно быть подтверждено документально. Если ученик выполнил все упражнения на площадке и доказал получение навыков первоначального вождения, он признается обучающимся и может выезжать на дороги общего пользования, но только вместе с инструктором.

Требования к обучающему вождению (инструктору)


Минимальный набор требований к обучающему вождению (инструктору) раскрыт в ст. 1 ПДД РФ. Согласно ПДД, обучающий вождению – это педагогический работник обучающей организации (автошколы):

  • имеющий подтвержденную квалификацию;
  • соответствующий профессиональным стандартам.

Дополнительные требования к инструкторам перечисляются в нормативных актах, относящихся к области трудового законодательства и охраны труда. Автоинструктором может быть лицо:

  • с общим образованием не ниже среднего профессионального;
  • имеющее дополнительное педагогическое образование продолжительностью не менее 250 часов в случае отсутствия профильного;
  • имеющее водительские права тех категорий, на которые он обучает учеников;
  • не имеющее ограничений для занятия педагогической работой (судимости);
  • прошедшее предварительный медосмотр при устройстве на работу и проходящее периодические медосмотры;
  • прошедшее профессиональную аттестацию и проходящее программы повышения квалификации с периодичностью не менее 1 раза в 3 года;
  • прошедшее инструктаж по охране труда.

Также к числу рекомендуемых требований относится наличие стажа вождения не менее 3 лет и отсутствие фактов лишения прав управления ТС в течение 5 лет.

Требования к учебному автомобилю


ПДД и Основные положения по допуску ТС к эксплуатации устанавливают и требования к автомобилю, на котором проводится обучение. Учебный автомобиль должен иметь:

  • дополнительную (дублирующую) педаль сцепления (для ТС с механической коробкой передач);
  • дополнительную педаль тормоза;
  • зеркало заднего вида для ученика.

Требования к местам, где проводится обучение

ПДД прямо запрещают учебную езду в жилых зонах и дворовых территориях. Ранее запрещалось проводить обучения и на автомагистралях, однако с 2020 года это положение было отменено.

Также пунктом 21.1 ПДД утверждено, что обучение первоначальным навыкам вождения допускается исключительно на закрытых площадках и автодромах. Лишь после того, как ученик научится управлять автомобилем, он перестанет представлять значительную опасность для окружающих и сможет выезжать на дороги общего пользования.

Таблица требований для проведения обучения управлению ТС

Требования к обучающемуся лицу:

  • Наличие договора с автошколой
  • Минимальный возраст от 16 до 20 лет в зависимости от категории
  • Наличие первоначальных навыков вождения, доказанное на автодроме

Требования к обучающему (инструктору)

  • Официальная должность автоинструктора в автошколе
  • Наличие квалификации и прохождение аттестации
  • Наличие действующих прав соответствующей категории

Требования к учебному автомобилю

Требования к местам обучения

  • Запрещается обучение в жилых зонах и дворовых проездах
  • До момента получения первоначальных навыков вождения запрещается выезд на дороги общего пользования

Как можно и как нельзя учиться вождению


В соответствии с ПДД и основными правилами допуска ТС обучением вождению признается исключительно управление учеником автошколы специально оборудованного и отмеченного специальными знаками автомобиля вместе с инструктором, который является сотрудником обучающей организации. Автоинструктор должен располагаться на переднем пассажирском сидении с доступом к дублирующим педалям.

Все остальные варианты обучения не признаются учебной ездой и могут быть расцениваются как нарушение правил дорожного движения. Нельзя обучать человека вождению без наличия специального образования и трудоустройства в автошколе. Частные инструкторы, которые раньше были легальны, ушли в прошлое.

Родственник, друг, знакомый и т. д., посадивший за руль своего автомобиля новичка без прав, нарушает ПДД, так же как и само лицо, в данной ситуации севшее за руль. Это положение касается не только дорог общего пользования, но и открытых (общественных) автодромов. Нельзя приехать на автодром и начать учить водить девушку, сына, дочь и т. д., не имеющих водительского удостоверения. Сотрудники ГИБДД вполне могут приехать на такой автодром (площадку) и проверить правильность проведения обучения. Если будет выявлен факт совершения правонарушения, то и автовладелец, и водитель будут наказан штрафами.

Однако такие положения могут не касаться автодромов и площадок на частной территории, в закрытых автоклубах и т. д., к которым сотрудники ГИБДД не имеют свободного доступа.

Теоретически, на таких территориях можно посадить за руль не имеющего прав человека и не понести никакой ответственности. Формально такие действия являются нарушением ПДД, однако доказать правонарушение фактически нет возможности. Вся ответственность за нештатные ситуации на таких закрытых площадках ложится на их собственника.

Аналогично является нарушением управление учебным автомобилем лицом, не проходящим обучение в автошколе. Даже если машина оборудована по всем правилам, а рядом сидит инструктор со всеми разрешающими документами. Если ученик не числится в автошколе, то он и автоинструктор понесут наказание

Ну и последний случай проведения незаконного обучения – вождение учеником ТС, не предназначенного для учебной езды. Если у автомобиля нет дополнительных педалей или отличающих знаков, то собственник в лице автошколы или автоинструктор как должностное лицо понесут наказание за административное правонарушение.

Наказания за нарушение ПДД

Нарушения Правил дорожного движения при проведении обучения наказываются в соответствии с положениями Кодекса об административных нарушениях. Если инструктор не имеет подтвержденного права на проведение обучения, но передаст управление ТС лицу, заведомо не имеющему водительских прав, он будет наказан штрафом в размере 30 тыс. руб. (п.3 ст. 12.7 КоАП РФ). Управление автомобилем без наличия водительского удостоверения облегчит кошелек нарушителя на сумму от 5 до 15 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Иные нарушения при организации и проведении учебной езды приведут к тому, что инструктор будет предупрежден или наказан штрафом в размере 500 руб. (ст. 12.22 КоАП РФ). Однако такой штраф взимается лишь в тех случаях, когда нарушение незначительное, например, если инструктор не имеет при себе разрешающих документов или автомобиль не оборудован предупреждающими знаками учебной езды.

Читайте также: