Штраф за отсутствие маршрутной карты грузового автомобиля

Обновлено: 06.05.2024

Если водите служебный или коммерческий автомобиль, нужно оформлять путевой лист. Диспетчер организации составляет его, чтобы избежать штрафов, учесть расходы и передвижения и сэкономить на налогах. Рассказываем, кто должен оформлять такой документ, какой у него период действия и какой штраф за отсутствие путевого листа.

Штраф за езду без путевого листа

от 500 до 30 тыс. руб.

Статьи 12.3, 12.31.1 КоАП

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, который дает сотруднику право управлять служебной машиной. Его составляет диспетчер организации и указывает там имя водителя, время работы, цель поездки, потраченное топливо, данные о предрейсовом техническом и медицинском контроле, путь следования и другое.

До 2013 года была утвержденная форма листа, теперь она свободна — главное указать в нем все необходимое:

Документ помогает организации учитывать время работы и расход топлива, контролировать работу водителя. Если компания работает на общей системе налогообложения или упрощенке с налогом 15%, расходы по листу можно будет вычесть из налогов. Это выплата по закону. Для этого нужно сохранить чеки с АЗС.

Для ГИБДД и других контрольных организаций путевой лист — доказательство того, что водитель и машина не представляют опасности для движения.


Форма путевого листа по приказу Минтранса РФ. Можно использовать ее или другую — главное, указать эти данные. Если данных не будет хватать, могут выписать штраф за отсутствие путевого листа у ИП

Кто обязан оформлять путевые листы

Путевые листы сотрудникам-водителям по закону оформляют компании и ИП, которые:

  • перевозят пассажиров и багаж, например, такси;
  • перевозят грузы, например, доставляют документы;
  • занимаются рейсовыми перевозками на маршрутках, автобусах, трамваях, троллейбусах.

Если сотрудники ездят на служебной машине по собственным делам, путевой лист необязателен. Расходы компании на бензин считаются их личным доходом. На личной машине путевой лист также не нужен.

Период, на который выдают путевой лист

Путевой лист выдают на один день или смену — она может длиться до 24 часов. На больший срок лист выдают только в случае командировки.

Лист нужно оформить до начала рейса, а если за день их несколько — до первого рейса.

Виды нарушений по КоАП РФ

Штраф за отсутствие путевого листа легкового автомобиля. Это нарушение, если машина служебная и водитель едет на ней по рабочему заданию, например, для доставки пиццы.

Штраф за отсутствие путевого листа такси. Его получит водитель, если при себе не будет документа.

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП. Для индивидуальных предпринимателей установлены те же штрафы, что и для компаний.

Неправильное оформление. Если в листе нет отметок о медицинском и техническом осмотре, для компании или ИП возможен крупный штраф.

Отсутствие отметки о медосмотре или техосмотре. Это недопустимо, если водитель профессионально занимается перевозками. Если нарушение обнаружит инспектор, будет штраф.

Какой штраф за отсутствие путевого листа

Для водителя. Если водитель на служебной машине выполняет рабочее задание без путевого листа, сотрудник ГИБДД может оштрафовать его на 500 рублей.

Если это первый подобный штраф и водитель в целом редко нарушает ПДД, инспектор имеет право ограничиться предупреждением.

Для должностного лица. Сотрудника, ответственного за выпуск машины на линию, не штрафуют за то, что у водителя нет путевого листа. Однако если листа нет, значит, ответственные сотрудники не провели:

  • предрейсовый и послерейсовый медосмотр,
  • предрейсовый технический контроль машины.

Штраф за такое нарушение — 5000 рублей.

Для ИП или организации. Компанию или предпринимателя также оштрафуют, если служебная машина неплательщика не прошла технический контроль, а водитель — медосмотр. Но штраф выше — 30 000 рублей.

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП

Штраф за путевой лист для ИП — 30 000 рублей. Такой штраф оформят в ГИБДД, если у водителя не окажется путевого листа или в документе не будет допуска к рейсу от медика и дежурного механика. Штраф за отсутствие путевого листа ИП также выпишут, если документ просрочен — больше 24 часов.

Штраф за отсутствие путевого листа у юридического лица

Штраф за отсутствие путевого листа у юридического лица тот же, что и для ИП — 30 000 рублей. Камеры пока не научились распознавать наличие путевого листа, поэтому протокол о нарушении выпишет инспектор на дороге. Даже если водитель ничего не сообщит работодателю, письмо все равно пришлют на юридический адрес компании. Чтобы не ждать письма, лучше проверять штрафы самостоятельно — сделать это можно с помощью сервиса массовой проверки .

Просроченный путевой лист

Срок действия путевого листа — 24 часа, если только это не командировка. Если инспектор остановит авто и обнаружит, что срок документа истек, выпишет штраф за просроченный путевой лист водителю. Вернувшись в отдел, инспектор передаст информацию специальной группе, которая работает с юрлицами — они оформят штраф на ИП или юрлицо. На механика штраф выписывают редко потому, что должность линейного механика, как правило, есть только в крупных компаниях, а там за этим тщательно следят.

Водитель получит штраф 500 рублей, механик 5000 рублей, а руководитель — 30 000 рублей.

Отсутствие подписи механика в путевом листе

Штраф за отсутствие подписи механика в путевом листе — это предупреждение для водителя и руководителя. Если машина не будет проверена перед рейсом, может случится авария и пострадают люди.

Отсутствие медосмотра в путевом листе

Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе поможет предупредить ДТП — у водителя может быть плохо с сердцем, он пьян или просто не выспался. Пока автопилоты не установлены в каждом авто, за управление машиной ответственен только водитель. За его состояние и отвечает предрейсовый медик.

Штраф за неправильное заполнение путевого листа

Форма путевого листа может быть любой, лишь бы в ней была та же информация, что и на утвержденном бланке выше, от Минтранса. Если в документе ее не будет и инспектор окажется особо бдительным — он оформит протокол о нарушении, последует штраф за неправильное заполнение путевого листа.

Как и где оплатить штраф за путевой лист

Такие штрафы лучше платить в первые 20 дней, чтобы получить скидку. Вот сервисы, на которых долг можно проверить и погасить.

Проверка покажет, какой штраф за отсутствие путевого листа

Проверка покажет, какой штраф за отсутствие путевого листа


После оплаты квитанция сохраняется в личном кабинете. Если потребуется оспорить платеж, под рукой будет информация о том, какой штраф за езду без путевого листа в РФ

После оплаты квитанция сохраняется в личном кабинете. Если потребуется оспорить платеж, под рукой будет информация о том, какой штраф за езду без путевого листа в РФ

Если хотите регулярно проверять штрафы на юрлицо, подпишитесь на сервис массовой проверки .

С 15 июля вступают в силу нормы Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за перевозку пассажиров без карт маршрутов и хранение автобусов в ночное время вне установленных мест.

В областном минтрансе считают, что эти нормы позволят навести порядок в автобусных перевозках: убрать с дорог нелегалов и повысить качество и безопасность обслуживания пассажиров.

Новые правила ужесточают условия работы автоперевозчиков

Министр транспорта Архангельской области Вадим Кривов заявил, что с 18 июля на дорогах области проводятся мероприятия, направленные на выявление лиц, осуществляющих перевозки без карты маршрута и других разрешительных документов. К проверке перевозчиков подключены сразу несколько ведомств: представители минтранса, ГИБДД, Ространснадзора и органы местного самоуправления.

– Министерством проведена большая работа по выдаче карт маршрутов, которые будут являться фактически основным документом, подтверждающим право перевозчика работать на маршруте. Подготовлено порядка 220 таких карт, – сказал глава транспортного ведомства.

За выход на маршрут без карты предусмотрен штраф: на водителя в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.

Устраивать охоту на нарушителей и проводить какие-то спецоперации, по словам начальника управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО Ильи Пинаевского, никто не собирается.

– Мы не собираемся делать из этого ажиотажа. Мы будем работать целенаправленно, планово, систематически, – сказал он.

Да и при большом желании сделать это не удастся, так как в региональном Управления государственного автодорожного надзора по данному направлению работает всего 15 инспекторов. К тому же, по признанию Пинаевского, полностью проблему все равно не решить.

Ночуем дома

Другая норма Кодекса административных нарушений касается стоянки автобуса в ночное время. Согласно новым требованиям будут определены места для стоянок и создан их реестр.

– Автобусные стоянки есть у многих перевозчиков, только теперь они должны быть внесены в реестр. Они должны соответствовать определенным требованиям и охраняться, – рассказал Илья Пинаевский. – Те перевозчики, которые будут оставлять свои автобусы не в отведенных для этого местах, будут нести административную ответственность.

За нарушение данного требования также предусмотрен штраф: на водителя – в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц – десяти тысяч рублей, на юридических лиц – двадцати тысяч рублей.

Если граждане увидят, что автобус на ночь припарковался в неположенном месте, например, на обочине дороги или во дворе, они могут обратиться с жалобой в региональное управление государственного автодорожного надзора.

Кроме того, нарушение правил посадки и высадки из автобуса в неустановленных местах влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей. За повторное совершение правонарушения – еще пять тысяч рублей.

Реально ли обновление автобусного парка?

Теоретически вышеуказанные нововведения должны способствовать обновлению автобусного парка. По словам министра транспорта, перевозчиков пытаются убедить переходить на нормальные низкопольные комфортабельные автобусы. Однако все заключенные договора не содержали требований к автобусам, поэтому остается действовать только малодейственным методом убеждения. По крайней мере, с теми автобусниками, которые уже имеют на руках действующий контракт. Получается, что пока не закончится срок их действия, придется иметь дело с тем, что есть.

Помимо убеждений никаких стимулирующих мер не предпринимается. На сегодняшний день из областного бюджета не предусмотрено дотаций для автобусных перевозок. А учитывая масштаб Архангельской области, порой очень трудно найти перевозчика, который соглашался бы ходить в населенные пункты, где живет всего несколько человек.

Это касается и областного центра – есть протяженные и островные маршруты, на которых очень низкий пассажиропоток. Как сообщил исполняющий обязанности начальника отдела автомобильного транспорта и связи управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства департамента городского хозяйства областного центра Анатолий Смирнов, такие маршруты приходится дотировать из бюджета города. На сегодняшний день дотации превышают два миллиона рублей.

Администрацией города планируется провести смену подвижного состава общественного транспорта, но это необходимо сделать, по словам Анатолия Смирнова, цивилизованно. Поэтому был заключен муниципальный контракт на сумму порядка шести миллионов рублей с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры, который разработает план оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования на территории Архангельска.

Он добавил, что на сегодня одно из муниципальных предприятий уже закупает новые автобусы ПАЗ-3203. Им планируется заменить 40 автобусов. Новые ПАЗы можно уже видеть на улицах города на маршруте №60.

Шило на мыло

Обновление автопарка – мера, действительно, нужная и необходимая Архангельску. Однако есть некоторые сомнения относительно ее качества. Несомненно, плюсом является то, что на маршруте №60 маршрутки заменены на новые ПАЗ-3203. Также подобные машины закупает другой крупный городской перевозчик, но взамен привычных древних ПАЗиков.

У новой модели автобуса отсутствует бесступенчатый вход в салон и площадка для размещения инвалидных колясок.

– Что касается штрафов, то они коснуться как легальных, так и нелегальных перевозчиков. Как минимум, новые нормы позволят очистить улично-дорожную сеть и дворовые территории от отстаивающихся в ночное время автобусов. Также на дорогах сократиться излишнее количество автобусов за счет ухода нелегалов, – добавил Антон Чулков.

Напомним, что с января в Архангельске перестал работать маршрут 1у. Сейчас на очереди маршруты №8, 22у и 55.

Как мы уже писали ранее, по информации областной Ассоциации автотранспортников, уже в этом году перевозчики заменят порядка 40 древних пазиков на новые современные низкопольные автобусы малого и среднего класса, а в 2017 году закупят еще 70 новых машин. Во-вторых, было рекомендовано оптимизировать городскую маршрутную сеть, сократив маршруты-дублеры. Сегодня в Архангельске действуют 45 маршрутов, осуществляющих перевозки по семи основным направлениям. Ежедневно на линию выходит до 480 автобусов. По оценкам специалистов, это перебор.

Оптимизация городской сети будет проводиться согласно исследованиям САФУ 2013 года. Дело не в количестве автобусов и маршрутов, а в качестве подвижного состава. Если будут ездить не пазики, а автобусы большой вместимости, то они спокойно смогут справляться с пассажиропотоком. Со вступлением в силу федерального закона с улиц Архангельска должны уйти нелегальные маршруты: №№ 8, 22у, 55, 104у. Тогда существенно разгрузятся центральные улицы города. На пассажире это никак не скажется, за исключением маршрута №55, так как он имеет большую протяженность – от Маймаксы до Майской горки. Кроме того, муниципальные маршруты (такие, как №№ 4, 41, 104) не должны дублировать внутригородские маршруты, а заканчиваться на определенных муниципалитетом конечных остановках. Ассоциация автотранспортников предложила сократить до 20 процентов автобусов на маршрутах, работающих в южном направлении и проходящих по Ленинградскому проспекту: №№ 5, 5у, 5э, 7у, 22, 42, 43, 44, 64.

Ждем вступления новых норм в силу

Перевозчики, которые работают на дорогах Архангельска более 20 лет, как, например, ИП Дурандин, осуществляющий перевозки по маршрутам №64 и 110, надеются, что вступившие в силу нормы КоАП приведут в порядок городские пассажирские перевозки.

Маршрутные карты перевозчиком получены, наличие охраняемой стоянки тоже не стало для них новинкой.

– Это является обязательным условием лицензирования. Но есть одиночки, которые оставляют автобусы во дворах, и за это надо предусматривать ответственность, – говорит представитель перевозчика.

ИП Дурандин заключил договор с муниципалитетом на шесть лет в 2014 году.

Договором у нас предусмотрена смена подвижного состава по согласию с органами местного самоуправления. Мы будем стараться его обновлять, но сейчас тариф удерживают на такой низкой планке, что это невозможно. Власти должны знать, что пересаживая нас на автобусы большого класса, они должны будут либо переложить расходы на плечи пассажиров, значительно увеличив стоимость перевозки, либо предусматривать дотации, – добавляет Вера Дурандина.

Илья Пинаевский, начальник управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и НАО:

– Полностью избавиться от проблемы невозможно, как невозможно избавиться от преступности. Мы будем стараться загнать ее в какие-то рамки. Все зависит от того, насколько действенно будет наказание.

Вадим Кривов, министр транспорта Архангельской области:

– Многие договора с перевозчиками заключались на пять-семь лет. Тогда в договорах не было прописано требований к автобусам. Во всех новых договорах, которые будут заключаться сейчас, мы будем стараться прописывать требования к автобусам, – сказал Вадим Кривов.

маршрут

Организации, которые предоставляют водителям рабочие автомобили, обязаны заполнять путевые листы. Они необходимы, чтобы верно начислять зарплату водителю, осуществлять контроль за использованием транспорта, вести учет затраченных бюджетных средств.

Также путевой лист — это один из основных документов, подтверждающих затраты организации на топливо. Если в путевом листе нет сведений о маршруте, то у налоговой может возникнуть вопрос об обоснованности затрат на ГСМ.

Кто занимается путевыми листами на предприятии

Так как путевые листы являются важным документом для учета средств в транспортном отделе, доступ к путевым листам есть у кадровика, бухгалтера, начальника транспортного отдела, оператора-таксировщика и других ответственных лиц, которые так или иначе взаимодействуют с транспортным отделом.

Кто заполняет путевой лист в организации

Заполнением путевых листов на предприятии могут заниматься разные люди. В транспортных организациях этим занимаются диспетчеры. В других фирмах данную обязанность возлагают на бухгалтера или менеджера, или оператора-таксировщика. Вообще, заполнять путевые листы может любой сотрудник в фирме, если это прописано в рабочей инструкции.

Для того чтобы назначить сотрудника ответственным за путевые листы, необходимо выпустить приказ. В документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Название организации;
  2. Сведения о работнике и основная информация о его должности;
  3. Дата выхода на работу;
  4. Отсылка к нормативным актам, которыми руководствуется специалист — расписание, должностная инструкция, положение о работе подразделения.

Кто выдает путевые листы водителям в организациях

После того, как диспетчер или другое ответственное лицо вносит данные о водителе, автомобиле, организации и др., путевой лист распечатывают и выдают водителю. В некоторых организациях путевой лист заполняет специальный терминал. Задача водителя ― подойти к терминалу и вписать свой идентификационный номер.

image 11.jpg


Такие терминалы обычно стоят при входе на работу

Кто может подписывать путевые листы в организации

Всего на путевом листе должно стоять три подписи. В первую очередь, расписывается работник, который его заполняет. Как уже было сказано выше, это может быть любой сотрудник, в чьей должностной инструкции есть такая обязанность.

Второй обязательной подписью на листе является подпись механика. Перед тем, как водитель выходит на линию, он должен обязательно пройти техническую проверку автомобиля. Если транспорт исправен, механик подтверждает готовность к эксплуатации своей подписью в путевом листе.

Третья подпись — подпись медика. Компания может принять на работу штатного врача или заключить договор с медицинским учреждением с лицензией на проведение медицинского осмотра.

Frame 3.jpg


Подпись водителя, который пользовался автомобилем, не обязательна

Кто проверяет путевые листы у организации

Проверку путевых листов могут осуществлять многие государственные организации. Работники ФНС с помощью них выявляют ошибки при учете ГСМ и уменьшении налога на прибыль. Трудовая инспекция проверяет соблюдение прав работника предприятия, например, на отдых. Путевые листы также помогают сотрудникам ГИБДД понять, насколько правомерно управление водителя автомобилем. Возможность просматривать путевые листы есть и у налоговых инспекторов при проведении выездных или камеральных проверок.

Frame 2.jpg


Если представители других служб запрашивают путевые листы, то организация вправе отказать

Электронный учет путевых листов на предприятии

Организации обязаны не только создавать путевые листы на каждую поездку сотрудника, но и хранить их на протяжении нескольких лет. Также необходимо вести учет всех выданных бланков. Для этого используют специальный журнал формы №8.

Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.

Цепочка довольно длинная и неудобная. В итоге диспетчерам приходится работать сразу с несколькими программами, водители долго не могут приступить к работе, а организации страдают из-за низкой эффективности рабочих процессов.

Программа для путевых листов: что умеет и как работает

Чтобы упростить процесс работы с путевыми листами, организации закупают специальные программы. И хотя это экономит время, многие процессы остаются не автоматизированными. Например, диспетчер обрабатывает информацию по маршруту, а механик составляет график водителей. Если водитель поменяется, механик переделывает график в программе и заново отправляет диспетчеру. Путевой лист тем временем заполняется в другой программе. В спешке вводятся данные другого водителя и автомобиля, обновляется и печатается новый путевой лист. Диспетчер проверяет информацию, и, если находит ошибку, механик повторяет все заново.

Group 901.jpg


Готовый распечатанный бланк

Чтобы получить готовый лист, водитель:

  1. Проходит медкомиссию с отметкой: печатью или электронной цифровой подписью.
  2. Называет механику ФИО или предъявляет допуск с печатью о медосмотре в бумажной форме.
  3. Ждет несколько секунд, пока механик отправит путевой лист в печать нажатием одной клавиши. Документ автоматически формируется программой.
  4. Получает путевой лист и приступает к выполнению заявки.
  5. Система одна для всех сотрудников. Поэтому диспетчер сразу видит график работ, который сформировал механик.

Вся информация, которая возникает в процессе работы автопарка, записывается в базу данных. Можно также восстановить:

  • маршрут по карте: плановый и по факту;
  • начало и конец маршрута;
  • количество заказов;
  • запланированное и фактическое время работы;
  • переписку с диспетчером;
  • какие кнопки нажимал водитель, а какие — диспетчер;
  • телефонные разговоры;
  • пробег автомобиля.

Можно настроить интеграцию с программами:

ГЛОНАСС или GPS — взаимодействие со спутниковыми системами дает возможность видеть отклонения от маршрута и оперативно реагировать на них.

Журнал учета путевых листов в электронном виде

Чтобы отслеживать движение путевых листов, существует журнал учета. Раньше его можно было заполнять только по форме №8, но с января 2013 года правила стали мягче. Теперь компании вправе разработать собственную форму журнала учета, при условии, что в ней будут отражены следующие данные: номер путевого листа, дата выдачи, ФИО водителя, табельный номер, гаражный номер автомобиля, подпись диспетчера, бухгалтера. Также не запрещается вести журнал в электронном виде, но только если его можно будет в любой момент распечатать.

Регламент оформления путевых листов на предприятии

Хотя форма заполнения путевого листа стала более вольной, в ней есть обязательные сведения, без которых путевой лист будет считаться недействительным.

Frame 4.jpg


Данные, которые необходимы в путевом листе в 2021 году

Порядок выдачи путевого листа в организации

В каждой фирме определен свой порядок выдачи путевого листа, в зависимости от внутренних норм работы. В основном, все начинается с заполнения документа диспетчером, после проставляются отметки медика и механика, дальше водитель выходит на смену, а в конце дня снимает показатели с одометра, ДУТа, вносит в путевой лист и ставит свою подпись. Вновь ставятся подписи механика и медика, затем путевой лист сдается диспетчеру.

Нужна ли печать (штамп) организации на путевом листе в 2021

Печать или штамп организации не является обязательным элементом в путевом листе. Достаточно основных реквизитов организации. Также нет никаких распоряжений, которые бы обязывали медика или механика ставить свою печать на путевом листе.

Срок хранения путевых листов в организации

Минимальный срок хранения путевых листов установлен приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 и составляет 5 лет. Срок может быть увеличен, если в течение этого времени не происходила проверка ГИТ. Обратите внимание, что документы на хранение в архиве уходят только со следующего календарного года. Представьте, что вы создали два путевых листа: один 1 января 2020 года, второй — 31 декабря 2020 года, оба документа уйдут на хранение 1 января 2021.

Если в организации путевой лист ― это единственный документ, который подтверждает опасные условия труда, то срок хранения возрастает от 50 до 75 лет.

Сколько хранятся путевые листы в организации и как происходит процедура их уничтожения

Как уже было сказано, путевые листы должны хранится не меньше пяти лет, но только если состоялась проверка ГИТ или ревизия. Так как законы довольно неоднозначны, мы советуем хранить документы не менее 7 лет, и только после этого назначать процедуру уничтожения документов. Чтобы уничтожить старые путевые листы, необходимо собрать комиссию и оформить акт. Уничтожить путевые листы можно двумя способами: сжигать или разрезать шредером на мелкие кусочки.

Штраф без путевого листа на организацию

Изменения в путевых листах с 2021 году

С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Минтранса № 368, в результате чего добавилось несколько обязательных для заполнения пунктов:

  1. Сведения о перевозке ― необходимо указать, что перевозится: груз, пассажиры и багаж, дети.
  2. Сведения о транспортном средстве ― теперь необходимо указывать марку автомобиля.
  3. Порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле.
  4. Возможность вести журнал в электронном виде.

Электронный путевой лист — проект Минтранса

Электронные путевые листы: как это работает

Сейчас участники пилотного проекта заполняют путевые листы в печатном и электронном виде, если к 2024 году проект покажет высокие результаты, начнется переход на электронные путевые листы в других регионах.

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта (приказ МинТранса № 542).

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:

выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:

снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

В рамках данной статьи мы рассмотрим несколько важных для любого водителя вопросов относительно условий заполнения, штрафов и санкций за отсутствие или использование чужой карты тахографа. Также вы узнаете кто имеет право штрафовать водителя или организацию.



Кто может наложить штраф на водителя за езду без карточки тахографа?

Полное право наложить штраф на водителя за отсутствие карточки тахографа имеет любой сотрудник ДПС.

Также, штраф можно получить по следующим причинам:

  • Отсутствие сертификатов соответствия техническому регламенту Таможенного союза (Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 710).
  • Сертификат о соответствии требованиям по электромагнитной совместимости внутренних составляющих прибора.
  • Верифицирующие подлинность прибора документы, которые подтверждают установку, калибровку и пломбирование прибора в аккредитованной мастерской.
  • По любым причинам, из-за которых водитель транспортного средства не может предоставить инспектору распечатку показаний прибора.
  • Отсутствие, полная неисправность бортового самописца (без обоснований причины), а также отказ в доступе к данным тоже расценивается как серьёзное нарушение.

Для чего необходима карта тахографа:

  • Для выгрузки информации о ходе осуществления маршрута в целях доказательства нарушения или подтверждения соблюдения режима труда, отдыха, скоростного трафика и маршрута.
  • Идентификации водителя в сфере коммерческих грузоперевозок.
  • Регистрации информации об условиях работы водителя.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Внешне карта представляет собой микрочип с необходимой информацией, который в содействии с бортовым самописцем (тахографом) позволяет отслеживать действия водителя на предмет нарушения условий работы и передвижения.

Единственными условиями к карте водителя являются:

  • Актуальный срок действия (карта выдаётся сроком на три года).
  • Отсутствие любых дефектов, повреждений, деформаций.
  • Соответствие бортовому прибору.
  • Наличие и корректная работа.

Оформить заказ - на карту для тахографа.

Мера наказания установлена статьёй 11.23 КоАП, в которой сказано, что электронный ключ является частью бортового самопишущего устройства, и его отсутствие приравнивается к неготовности прибора к эксплуатации.

Положения статьи 11.23 несут следующую информацию:

  • Владелец транспортного средства (магистрального грузовика, тягача, школьного автобуса и так далее), осуществляющий транспортировку грузов или перевозку пассажиров на коммерческой основе, обязуется следить за тем, чтобы транспортное средство (личное или во владении компании работодателя) не проводила рейсов по заданному маршруту с неисправным бортовым самописцем (тахографом).
  • Отсутствие одной из составляющих приравнивается к неисправности устройства. В данном и случае речь идёт о карточке тахографа, так как все данные об установленной скорости, маршруте, времени труда и отдыха считываются именно с неё.
  • Самостоятельная настройка и калибровка устройства приравнивается к нарушению.
  • Водитель, нарушивший режим труда и отдыха, а также все вышеперечисленные условия будет оштрафован.



За осуществление перевозки без карты водителя тахографа предусмотрены следующие штрафы:

  • Для транспортных компаний и организаций, владеющих маршрутом перевозки – от 5000 до 10000 тысяч рублей.
  • Для водителей – от 1000 до 3000 тысяч рублей.

Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!

Когда водитель может быть освобождён от штрафа за отсутствие карточки тахографа?

Конечно же, есть случаи, когда водитель может быть освобождён от наказания. Штраф не налагается на водителя, который совершает поездку без карточки тахографа в том случае, если карта была утеряна или сломалась в пути. Однако при условии, что он сможет доказать это сотрудникам ДПС.

В случае корректного обоснования и предоставления инспекторам доказательств, водитель получает полное право осуществлять деятельность по своему маршруту без карточки в течение 15 рабочих дней. При этом необходимо вести все записи о ходе маршрута вручную.

Читайте также: