Ремонт автомобиля как оформить в бухгалтерии

Обновлено: 01.05.2024

Сотрудник организации попал в ДТП по своей вине. Работник готов возместить расходы на ремонт автомобиля из своей зарплаты. Организация выполнила ремонт, ей выставили счет на запчасти на сумму 40000, в т.ч. НДС20%.

Вопрос

Как правильно нам отразить в бухучете приход от поставщика, как отразить (принять) входящий НДС. И как потом отразить компенсацию от работника?

Ответ специалиста

Вопрос: Принадлежащий организации автомобиль попал в ДТП. Стоимость ремонта компенсирована страховой фирмой. Вправе ли организация (плательщик НДС) принять к вычету НДС, предъявленный автосервисом?

Обоснование: Глава 21 НК РФ не предусматривает особенностей применения вычетов в ситуации, когда работы по восстановлению застрахованного имущества налогоплательщика оплачивает страховая фирма. В связи с этим Минфин неоднократно указывал, что суммы НДС, предъявленные в отношении работ по восстановлению имущества, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ, независимо от того, что стоимость восстановительных работ компенсируется налогоплательщику-страхователю страховой организацией (см. Письма от 25.08.2017 N 03-07-11/54642, от 15.04.2010 N 03-07-08/115, от 29.07.2010 N 03-07-11/321).

Аналогичного мнения придерживается ФНС (Письмо от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@).

Таким образом, принять НДС к вычету можно при соблюдении общих условий: наличие счета-фактуры, принятие результатов работ к учету, использование автомобиля для осуществления операций, облагаемых НДС.

Однако у налогоплательщиков, получивших страховое возмещение по уже произведенным расходам с предъявленной суммой НДС, может возникнуть вопрос о правомерности вычета налога.

Ответ можно найти в письмах компетентных органов. Так, ФНС России в Письме от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@ подчеркнула: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику в отношении работ по восстановлению здания, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ, независимо от того, что стоимость указанных работ компенсируется налогоплательщику страховой организацией. Аналогичная позиция содержится в Письмах Минфина России от 15.04.2010 N 03-07-08/115, от 29.07.2010 N 03-07-11/321.

Пример. Работник фирмы признан виновным в ДТП, в результате которого был причинен ущерб служебному транспорту и автомобилю пострадавшей стороны - частного лица. По каско машина не застрахована.

Ущерб, причиненный ТС частного лица, оценен в 60 000 руб. Страховая компания выплатила страховку по ОСАГО - 57 000 руб. Фирма возместила пострадавшей стороне непокрытую сумму затрат - 3000 руб.

На ремонт собственного авто фирмы пришлось затратить 47 200 руб., в т.ч. НДС - 7200 руб.

В целом материальный ущерб составил 50 200 руб. (3000 + 47 200). Эти деньги работник обязан выплатить работодателю, при этом их сумма не превышает его среднего месячного заработка. Размер ущерба удерживается частями из заработной платы, составляющей 60 000 руб. В учете отражаются следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 76-2

- 3000 руб. Отражена задолженность перед пострадавшей стороной за ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 76-2 Кредит 51

- 3000 руб. Пострадавшей стороне выплачен ущерб, не покрытый страховым возмещением;

Дебет 91-2 Кредит 60

- 40 000 руб. Отражена стоимость ремонта служебного авто;

Дебет 19 Кредит 60

- 7200 руб. Учтена предъявленная сумма НДС;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

- 7200 руб. НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

- 47 200 руб. Произведен расчет с автосервисом;

Дебет 73-2 Кредит 91-1

- 50 200 руб. Сумма ущерба отнесена на виновное лицо;

Дебет 20, 25, 26 (44) Кредит 70

- 60 000 руб. Начислена зарплата работнику;

Дебет 70 Кредит 68 "НДФЛ"

- 7800 руб. (60 000 x 13%). Удержан НДФЛ;

Дебет 70 Кредит 73-2

- 10 440 руб. ((60 000 - 7800) x 20%). Удержана часть суммы ущерба из зарплаты работника.

Статья: Учесть аварию (Лазарева Я.) ("Расчет", 2012, N 11)

Сумма НДС, предъявленного организации по выполненным ремонтным работам, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке, если выполнены необходимые условия, установленные пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ. А именно: автомобиль используется в деятельности, облагаемой НДС, указанные работы приняты к учету, от исполнителя ремонтных работ получен счет-фактура. Налоговый вычет применяется независимо от того, что стоимость ремонта компенсируется виновным лицом.


На данный момент можно заметить то, как увеличивается количество самых разных автосервисов. Популярность этого бизнеса оправдана тем, что эта отрасль приносит владельцам СТО существенную прибыль. С каждым годом количество машин на дорогах увеличивается и автовладельцев, нуждающихся в обслуживании машин становится все больше. Нередко, автолюбители приобретают недорогие машины китайского производства, а они, как известно, нуждаются в частом ремонте. Таким образом, организация собственного СТО может стать отличным способом заработка. Самое главное — это грамотная организация автосервиса.

Прибыльность ниши автосервисов

Существует огромное количество мелких автосервисов, но, несмотря на это, определить точную их иерархию довольно сложно, так как мелкие автосервисы с легкостью конкурируют с сетевыми СТО. Как правило, организация, в штате которой находится небольшое количество сотрудников, может приносить прибыль не менее двух тысяч долларов ежемесячно.

Для грамотной организации автосервиса потребуется официальная регистрация, учет работы автосервиса, наличие всех необходимых документов, которые нужно получить из государственных органов и многое другое.

Что нужно учесть, собираясь открыть собственное СТО

Если вы решили открыть собственный автосервис, то должны как следует продумать основные нюансы.

Перечень предоставляемых услуг

СТО должно предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

  • Продажу запасных частей для машин.
  • Продажу прочих комплектующих и их последующую установку.
  • Проведение ремонтных работ автомобиля.
  • Подготовка б/у автомобиля для продажи.

Нельзя забывать и о том, что любая из перечисленных услуг может включать в себя огромный перечень дополнительных работ и операций. Все, услуги, которые вы хотите оказывать клиентам своего будущего автосервиса, необходимо подробно расписать, чтобы знать, какое оборудование вам необходимо будет приобрести и, какое помещение вам нужно искать.

Учет в автосервисе

  • Во-первых, необходимо учитывать уставной капитал сервиса и следить за его изменениями.
  • Во-вторых, бухгалтерский учет автосервиса включает в себя внимательную работу с денежными средствами.
  • Разбираться в расчетных данных с поставщиками.
  • Уметь работать с основными имеющимися средствами и нематериальными активами.

Отвечая на вопрос: как организовать учет в автосервисе сложно сокращать понятия, так как данная часть бизнес-организации очень объемна. Лучшим выходом из ситуации, когда владелец не имеет должных бухгалтерских навыков, которые помогут ему вести учет клиентов СТО или пытаться начать учет в автосервисе с нуля и многое другое, будет принятие на работу бухгалтера-профессионала, который бы взялся вести учет СТО и следил за порядком в бухгалтерии вашего автосервиса.

Вне зависимости от того, какой вид учета вам надо произвести - учет клиентов автосервиса или учет автотранспортных средств в автосалонах, а также, учет запчастей в автосервисе — все эти вопросы лучше всего доверять специально обученному специалисту, таким образом, вы сэкономите собственное время, которое пришлось бы тратить на изучение основ бухгалтерии.

Помимо бухгалтеров, вы можете вести бухгалтерский учет, используя разнообразные системы учета СТО — существует достаточно большое количество программ, которые созданы для облегчения организации такой деятельности, как бухгалтерский учет.

Именно при помощи бухгалтерской отчетности владелец сможет следить за всей работой предприятия и сотрудников. Плюс ко всему, к такому предприятию, как СТО, налоговый учет имеет прямое отношение и нельзя относиться к данной части бизнеса несерьезно.

Выбор месторасположения

Не последнюю роль в организации автосервиса играет и такой фактор, как выбор наиболее подходящего места. Так, от СТО до жилых домов расстояние не должно быть меньше пятидесяти метров. Если вы хотите, чтобы автосервис еще и играл роль рекламы, то наиболее подходящий вариант — это выбрать место рядом с автомагистралями или гаражными кооперативами.

Подбор оборудования

Выбирать оборудование необходимо уже после того, как был составлен перечень оказываемых в автосервисе услуг. В зависимости от услуг подбирается техника и прочие инструменты, которые будут нужны для ремонтных работ.

Рабочий персонал

Огромную роль играет рабочий коллектив автосервиса. Важно, чтобы все сотрудники были высококвалифицированными специалистами в своей отрасли. Ведь именно от людей, которые будут заниматься ремонтом и обслуживанием автомобилей зависит прибыльности вашего бизнеса.

Рекламная кампания

Для того чтобы о вашем автосервисе узнало наибольшее количество человек, нужно позаботиться о проведении рекламной кампании. В качестве рекламы можно использовать как объявления на страницах газет, тематических сайтах, так и использование билбородов и прочего. Все зависит от ваших финансовых возможностей и от того, на какой контингент автомобилистов вы хотите повлиять.

После того, как автосервис начнет работать в отлаженном режиме, ни в коем случае нельзя расслабляться. В первые месяцы работы необходимо заниматься привлечением постоянных клиентов — находить разнообразные пиар-ходы и поощрительные бонусы для того, чтобы клиентская база автосервиса пополнялась. В качестве премиальной системы можно ввести дисконтные карты или какую-либо систему скидок, например, если клиент приехал заменить масло в автомобиле уже в десятый раз, то в десятый раз ему полагается бесплатное обслуживание.

Бизнес в отрасли автосервиса может приносить достаточно большое количество прибыли. Все зависит от того, как вы организуете, процесс работы своего автосервиса — при большом желании и любви к своей деятельности это не составит для вас труда, и вы обязательно добьетесь успеха.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 16.09.2015 г.

Организация приобрела легковой автомобиль, который будет использоваться директором для рабочих поездок. Директор является единственным учредителем и единственным работником в организации.

Какими документами подтверждаются расходы на капитальный ремонт автомобиля в налоговом учете при условии, что ремонт выполняется сторонней компанией и организация применяет метод начисления?

Может ли путевой лист иметь свободною форму, содержащую все необходимые реквизиты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы на капитальный ремонт служебного автомобиля в налоговом учете могут быть подтверждены актом выполненных работ.

Если организация не является автотранспортной, то она вправе разработать свою форму путевого листа, содержащую все необходимые реквизиты.

Обоснование вывода:

Капитальный ремонт автомобиля

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными, в частности, в соответствии с законодательством РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат.

Поскольку понятие "капитальный ремонт" налоговое законодательство не содержит, суды с учетом ст. 11 НК РФ в целях налогообложения признали необходимым руководствоваться понятием указанного термина в том значении, в каком оно используется в соответствующей отрасли законодательства (смотрите постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 по делу N А19-3291/2013).

Так, п. 1.16 Руководящего документа РД 37.009.026-92 "Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)", утвержденного приказом по Департаменту автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 N 43 (далее - Положение), определено: ремонт - это комплекс работ (операций) по устранению возникших отказов (неисправностей) и восстановлению полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.

При этом ремонт может быть как текущим, так и капитальным (п. 1.26 Положения).

Минфин России предлагает считать ремонтными работы, не влекущие изменений функций объекта и его эксплуатационных характеристик, осуществляемые с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии (письма Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358).

При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письма Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365).

При этом стоимость проведения работ в соответствии с главой 25 НК РФ не является критерием для их отнесения к ремонту (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).

Судебная практика

Аналогичный подход содержится и в арбитражной практике. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 22.08.2013 N Ф09-7461/13 по делу N А47-13822/2012 указал, что налоговое законодательство разделяет только понятие ремонт, который может быть как текущим, так и капитальным, и понятие капитальные вложения.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 N 09АП-5008/2007 также сказано, что ". работы по замене двигателя автокрана на двигатель с техническими параметрами, идентичными первоначальным, которые к моменту замены выработали свой ресурс, не относятся к реконструкции, достройке, дооборудованию, модернизации или техническому перевооружению. Произведенная операция по замене двигателя правильно квалифицирована как капитальный ремонт, а затраты правомерно включены заявителем в состав расходов по ст. 260 НК РФ".

Таким образом, у организации имеются основания для отражения затрат на капитальный ремонт собственного автомобиля в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Для подтверждения необходимости ремонта и, соответственно, оправданности расходов можно применять смету и дефектные ведомости. Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению. При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7). В акте дается краткая характеристика основных узлов и агрегатов, описываются выявленные дефекты. Форма дефектной ведомости утверждается в учетной политике. Кроме того, нелишним будет составить смету расходов, а также издать приказ, который подпишет руководитель, о направлении автомобиля в ремонт.

При проведении ремонта силами подрядчиков подтверждающим документом будет соответствующий акт выполненных работ. Унифицированная форма акта выполненных работ по капитальному ремонту автотранспорта Госкомстатом РФ не утверждена, поэтому его можно составить в произвольной форме с соблюдением перечня необходимых реквизитов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

По окончании ремонта также может быть оформлен Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3, утверждена Постановлением N 7). Этот акт, согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, служит для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. По нашему мнению, заполнять или не заполнять форму N ОС-3 при текущем ремонте, каждая организация решает самостоятельно в зависимости от характера произведенного ремонта. Форма N ОС-3 подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт автомобиля осуществляет специализированная сервисная мастерская, в качестве договора на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту применяется заказ-наряд. Его оформление производится в соответствии с требованиями п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, далее - Правила). Заказ-наряд должен содержать информацию о перечне запасных частей, предоставленных исполнителем (п. 16 Правил). Согласно п. 35 Правил потребитель обязан проверить с участием исполнителя объем и качество оказанной услуги (выполненной работы), исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту, и принять оказанную услугу (выполненную работу). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемо-сдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем.

Согласно п. 18 Правил передача автотранспортного средства на ремонт оформляется приемо-сдаточным актом. В нем указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.

Напомним, что на основании ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. При этом Минфин России в письме от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1 указал, что в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат, в частности, акты выполненных ремонтных работ.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт служебного автомобиля в налоговом учете могут быть подтверждены актом выполненных работ, а целесообразность такого ремонта - дефектной ведомостью.

Форма путевого листа

Форма N 3 "Путевой лист легкового автомобиля", утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Если организация не является автотранспортной, то она вправе разработать свою форму путевого листа, содержащую реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214).

Кроме того, представители финансового и налогового ведомства считают, что путевой лист, как документ, подтверждающий расходы на приобретение ГСМ, должен содержать также обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее - Приказ N 152):

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139308).

В соответствии с требованиями п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" самостоятельно разработанную форму путевого листа необходимо утвердить учетной политикой организации.

При этом, как указано в п.п. 9, 10 Приказа N 152, путевой лист следует оформлять на каждый автомобиль, используемый хозяйствующим субъектом в служебных целях, на один день или срок, не превышающий одного месяца. То есть если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, путевой лист, составленный с такой периодичностью, с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, подтверждает расходы налогоплательщика (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77).

Для подтверждения экономической обоснованности расходов на содержание служебного автомобиля в путевом листе целесообразно указывать маршрут следования автомобиля с указанием адреса и наименования организации.

Поддерживать транспортное средство в пригодном для эксплуатации состоянии, а также для того, чтобы вернуть ему первоначальные эксплуатационные характеристики, можно посредством его ремонта, модернизации либо переоборудования. В данной статье представлен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета затрат, связанных с ремонтом автотранспорта, формирования резерва на ремонт основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Ремонт текущий, средний, капитальный

В соответствии с п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 (далее - Положение), в зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса и производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание (п. п. 2.13, 2.14 Положения). Автобусы и легковые автомобили направляются на капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова (п. 2.17 Положения).

Текущий ремонт предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния (п. 2.18 Положения).

В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей в случае их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает:

  • замену двигателя, требующего капитального ремонта;
  • диагностирование Д-2 технического состояния автомобиля и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей;
  • окраску кузова;
  • другие необходимые работы, обеспечивающие восстановление исправности автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года. Нормативы и рекомендации по проведению среднего ремонта автомобиля и его агрегатов разрабатываются с учетом достигнутого уровня надежности конкретного вида автотранспортных средств и приводятся в ч. 2 Положения.

Ремонт автомобиля нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают на основании технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Надо учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденный приказом или распоряжением руководителя учреждения. Эта система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведение их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.

Любой ремонт делают с одной целью - поддержать основные средства в рабочем состоянии. При этом ни текущий, ни средний, ни даже капитальный ремонт не улучшает технические характеристики ТС, не изменяет его назначение и не придает новые качества отремонтированным транспортным средствам. Если это произошло, то речь идет не о ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции объекта. Это важно, ведь затраты на проведение данных работ увеличивают первоначальную стоимость улучшенных объектов в бухгалтерском (п. 27 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01)) и налоговом (п. 2 ст. 257 НК РФ) учете. Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют.

Бухгалтерский учет расходов на ремонт

В бухгалтерском учете затраты на ремонт, в зависимости от специфики деятельности предприятия и периодов проведения ремонта, можно учитывать следующим образом:

  • сумма затрат на ремонт в полном объеме относится в состав текущих расходов того периода, в котором они были произведены (п. 27 ПБУ 6/01, п. п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
  • создается резерв на ремонт ОС в целях равномерного формирования расходов (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ , п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС ).

Отражение операций по ремонту ТС в составе текущих расходов

Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета расходов, связанных с ремонтом автотранспортного средства.

Пример 1. Автономное учреждение приняло решение заменить изношенный двигатель на автомобиле ГАЗ-3110 "Волга", используемом для административно-управленческих нужд. Для ремонта был приобретен двигатель стоимостью 45 500 руб. (в том числе НДС (18%) - 6940,68 руб.). Стоимость проведенного автосервисом ремонта - 9000 руб. (в том числе НДС (18%) - 1372,89 руб.). После замены двигателя технические характеристики автомобиля не изменились, поэтому учреждение данные работы квалифицировало как капитальный ремонт.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Резерв на ремонт ТС

Приняв решение об образовании резерва расходов на ремонт ОС, организация должна оформить документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений, ими могут быть:

  • дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ);
  • данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств;
  • сметы на проведение ремонтов;
  • нормативы и данные о сроках проведения ремонтов;
  • итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.

Сумма ежемесячных отчислений определяется исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Ежемесячная сумма резервных отчислений на ремонт будет равна 1/12 годовой суммы затрат по утвержденной смете (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).

Пример 2. После технического осмотра ТС автономным учреждением была составлена годовая смета затрат на их ремонт. Она составила 400 000 руб.

Ежемесячная сумма резервирования составит 33 333 руб. (400 000 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете эта сумма отражается следующим образом:

Дебет счетов 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"

Кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (по видам резервов).

По мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, независимо от способа их выполнения (хозяйственного или с привлечением подрядчика) списываются:

Дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (по видам резервов)

Кредит счетов 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 96 "Резервы предстоящих расходов".

Когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их эксплуатации и существенным объемом данных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, можно не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета учета резервов предстоящих доходов и расходов в корреспонденции с кредитом счета прибылей и убытков в качестве внереализационных доходов (п. 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС).

Пример 3. На основании сметы на ремонт автономное учреждение запланировало в 2007 г. провести ремонт двух легковых автомобилей на сумму 360 000 руб. В августе один автомобиль отремонтирован собственными силами учреждения, затраты составили 100 000 руб. В октябре ремонтом другого автомобиля занималась сторонняя организация. Стоимость работ - 200 000 руб. (в том числе НДС (18%) - 30 508,48 руб.). Автономное учреждение находится на общей системе налогообложения.

Определим ежемесячную сумму отчислений в резерв на ремонт. Она составит 30 000 руб. (360 000 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Пример 4. Изменим условия примера 2. Автономное учреждение начало продолжительный ремонт легковых автомобилей в августе 2007 г. и закончило в январе 2008 г., то есть ремонт осуществлялся в течение 6 мес. Ежемесячные затраты на ремонт собственными силами составили 25 000 руб., общая сумма за 2007 г. - 150 000 руб. (25 000 руб. x 6 мес.).

В учете будут сделаны следующие записи:

Зам. главного редактора журнала

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: