Причины возникновения дтп на крутых спусках и подъемах

Обновлено: 26.04.2024

Дорогами смерти называют участки, где с завидной регулярностью случаются ДТП с человеческими жертвами. Иногда причины высокой аварийности остаются загадкой, а забирающие жизни трассы окутаны мистическими историями и домыслами…

Мы живем в мире тайн, хотя часто отказываемся это признать. Современный человек – дитя мегаполисов и как правило придерживается глубоко материальных воззрений. Столкнувшись с необъяснимым, ему порой проще закрыть на глаза произошедшее или со скептической снисходительной усмешкой ограничиться дежурными фразами про "глюки". Но червь сомнения будет точить, особенно, когда речь идет о странных, почти мистических обстоятельствах, а в качестве аргументации выступает печальная статистика. Но всегда ли виновниками аварий на дорогах смерти выступают призраки и всякая нечисть или же виной всему объективные причины, потонувшие в суевериях и многочисленных мистических историях?

Лыткаринская трасса

Одна из трасс с поистине черной репутацией – знаменитый лесной участок направления Люберцы-Лыткарино в районе деревни Пехорка, где побилось немало народу. С этим местом связано множество легенд, от которых стынет кровь даже завзятого скептика и циника. В 1989 году грузовик раздавил машину из свадебного кортежа, в которой находилась невеста. Поговаривают, что ее неприкаянная душа обитает в тех местах и своим видом провоцирует аварии. В интернете можно найти видео с призраком или тем, что за него выдают.

По другой версии, совершенно прямая дорога проложена через древнее кладбище и энергетика места влияет на проезжающих совершенно определенным образом. Трассе предписывают тектонический разлом и даже влияние некогда упавшего здесь метеорита. Многочисленные аварии случались здесь в основном до 2003 года. После ремонта и появления лежачих полицейских столкновений стало меньше, но слава Лыткаринского шоссе смерти живет и поныне.

Лефортовский тоннель

Жителям и гостям столицы стоит быть начеку, ибо под носом у них находится настоящая дорога смерти – Лефортовский тоннель.

Проезжающим это грандиозное сооружение может показаться поистине бесконечным. Отчасти так и есть: тоннель – пятый по протяженности в Европе. Увы, не все доезжают до его конца… Байки и сказки? Отнюдь: здесь, что называется, на ровном месте происходили и происходят довольно аварии. Беспристрастные камеры фиксируют выходящие из-под контроля автомобили, взбесившиеся грузовики и автобусы, бьющиеся о стены… Очевидных причин для происходящего, как будто нет, хотя разные городские службы указывают на человеческий фактор, мол, водители превышают скорость, отвлекаются и бьются. Мистические объяснения куда интереснее! Городские легенды гласят, что в тоннеле водятся призраки, а люди иногда испытывают здесь необъяснимый иррациональный страх. Автор этих строк ездит по тоннелю регулярно и ничего подобного не видел, но вынужден признать – находиться здесь… как-то неприятно, причем эти ощущения приходят безотносительно дурной славы места и не имеют под собой никаких объективных причин. Экстрасенсы и парапсихологи утверждают, что подземная магистраль проложена в плохом, гиблом месте с аномальной активностью. По одной из версий, тоннель прорыли сквозь кладбище, вынуждая водителей ощущать на себе негативную энергетику. Как бы то ни было, здесь следует быть настороже.

666 километр трассы Москва-Ростов

Если эти истории вас не напугали, то "сказка на ночь у костра" о "километре 666" трассы Москва-Ростов тянет на сюжет для фильма ужасов. Вот только это не сказка. Участок, отмеченный дьявольским числом, находится у местечка с соответствующим названием Холодный Яр. Воображение рисует низкий туман, тусклый свет луны и колеблющийся призрачный силуэт на обочине, готовый бросится под колеса одинокой машины и забрать жизни находящихся внутри. Но здесь, похоже, все прозаичнее – аварии происходят на крутом склоне со слепым подъемом при неудачном обгоне.

666 километр Крыма

Трасса Темрюк – Краснодар – Кропоткин

Ну и на "десерт". Смертельно опасным по праву считается отрезок трассы Темрюк – Краснодар – Кропоткин в районе станицы Елизаветинской, где аварии с жертвами стали привычным явлением. Например, в 2016 году здесь в течение трех часов произошло три ДТП с участием 13 машин.

Перегон, который называют проклятым, по некоторым данным проложен через старое кладбище – автомобили буквально ездят по костям. Другая теория гласит об энергетической яме. Бред мистиков? Но во все это волей-неволей веришь, учитывая, что история трассы Темрюк – Краснодар – Кропоткин – одна сплошная сводка происшествий. Сомневающимся или считающим дурную славу места преувеличенной советуем просмотреть статистику аварийности в интернете и содрогнуться. Дошло до того, что накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП в ноябре 2017 года сотрудники Госавтоинспекции и ДПС во главе с настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского прошли по участке дороги в районе станицы Елизаветинской крестным ходом…

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Чтобы успешно провести автомобиль по крутым уклонам и подъёмам, автолюбителю потребуется выдержка, внимательность, а главное – определённые знания о технических особенностях автомобиля.

Крутые возвышенности

Подъём представляется новичкам не таким страшным, как спуск. Но это впечатление обманчиво.

Короткий подъём можно преодолеть, в принципе, на любой передаче. Если въезд наверх непродолжительный, автомобиль вполне в состоянии пройти его даже с разгону, но это допустимо только в том случае, если у водителя уже имеется опыт преодоления именно этого подъёма.

Существует три основных методики преодоления возвышенности:

    Применение разгона при прямо передаче.

Выбор метода зависит от крутизны возвышенности, её протяжённости, а также от опыта водителя.

Если возвышенность крутая, а дорога наверх имеет затяжной характер, следует придерживаться следующей тактики:

    выполнять преодоление возвышенности следует исключительно на пониженной передаче;

Если водитель обладает определёнными навыками преодоления затяжных возвышенностей, он может выполнить это, разогнавшись перед началом подъёма и плавно сбросив газ непосредственно когда подъём начинается. Таким образом, запаса скорости как бы хватает до конца подъёма. Чем круче возвышенность, тем быстрее будет падать скорость движения.

При выборе скорости подъёма крайне важно подобрать её так, чтобы не допустить остановки машины на склоне. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, скорость его является минимальной. По этой причине выбирать следует такую скорость, которая позволит при необходимости затормозить. Этот момент особенно важен в ситуациях, когда транспортное средств движется по горной дороге, на которой есть встречная полоса.

На узкой дороге завершать подъём следует по возможности как можно ближе к правой обочине. Это обусловлено тем, что может потребоваться быстро остановиться на участке в пределах видимости.

Ещё один совет от бывалых водителей — никогда не следует пытаться въехать на подъём, с которого не рискнёте спускаться. Причина проста: если подъём по каким-либо причинам осуществить не получится, придётся двигаться вниз, причём двигаться придётся задом, что гораздо сложнее.

Если автомобиль на подъёме забуксовал

Одной из частых проблем при езде по бездорожью и грунтовым автомобильным дорогам является пробуксовка. Случиться это может как на спуске, так и на подъёме. Особенно часто это может произойти в межсезонье, если дорога размокла от дождей или талого снега. В этой ситуации велик риск, что автомобиль застрянет.

Раскачивать автомобиль следует так:

    При выжатом сцеплении активировать заднюю передачу. Одновременно осторожно отпустить сцепление и выжать газ. Двигаться, пока колёса не упрутся в преграду.

Эти действия выполняются до тех пор, пока авто не выберется из ловушки или же пока не станет ясно, что амплитуды движения недостаточно для преодоления преграды.

Если раскачивание авто не приносит положительного результата, не следует очень увлекаться данным приёмом — он может привести к тому, что автомобиль только глубже увязнет.

Крутые спуски

Когда автомобиль входит в крутой спуск, для него действует тот же правило, что и при преодолении крутого подъёма: не нужно торопиться, не нужно газовать и не нужно дёргать руль.

    оптимальная передача должна быть выбрана перед началом спуска;

Если водитель всё-таки допустил излишнее торможение, и колёса пошли юзом, следует прибавить газ для того, чтобы повысить сцепление колёс с дорогой. Как только скольжение прекратилось, газ следует немедленно сбросить.

Как правило, такой манёвр составляет определённую трудность для начинающих водителей. Поэтому, планируя езду на сложных участках дороги, следует заранее потренироваться на таких затяжных спусках, которые не оканчиваются помехой, или же на горной дороге, оборудованной улавливающим тупиком.

Одно из важных правил, которые стоит запомнить водителю, гласит — если крутой спуск предварялся столь же крутым подъёмом, передача у автомобиля и для спуска, и для подъёма должна быть одна и та же. Иными словами, если водитель едет вверх на второй передаче, спускаться в обратном направлении по этому участку следует опять-таки на второй передаче.

Спускаться вообще без торможения также недопустимо. Большая частота вращения коленвала на спуске гарантировано приведёт к тому, что транспортное средство станет неуправляемым. Эта ситуация довольно часто подстерегает новичков, которые без опыта не в состоянии оценить, насколько опасен даже небольшой затяжной спуск, какую инерцию и ускорение движения может обрести автомобиль на склоне.

Если возникла необходимость остановиться на крутом спуске, следует позаботиться о том, чтобы автомобиль не начал произвольное неконтролируемое движение под уклон. Для этого колёса разворачивают, если возможно, в сторону бордюра, либо используют в качестве упора возвышенность, камень, любое препятствие. Автомобиль обязательно ставят на ручной тормоз.

Преодоление кюветов, придорожных рытвин и канав

При переезде через рвы и канавы следует учитывать, что здесь велика вероятность, что автомобиль застрянет из-за пробуксовки, или произойдёт косое вывешивание машины. Переезжать такие препятствия следует на невысокой скорости в перпендикулярном склону направлении.

Всегда следует учитывать габариты автомобиля и то, как он соотносится с шириной и крутизной препятствия. Никогда нельзя пытаться преодолеть препятствие с разгону, поскольку в этом случае велика вероятность получить лобовой удар в передние колёса.

Психологическая нагрузка на водителя

При преодолении подъёмов и спусков, особенно если они длительные, на водителя ложится большая эмоциональная и психологическая нагрузка. Он постоянно отслеживает угол наклона, качество дороги, скорость машины и влияние боковых сил. При этом велика вероятность выпустить из сферы внимания действия других участников дорожного движения. Поэтому скорость движения должна быть минимальной, но такой, что позволит правильно выполнить все необходимые манёвры и не даст машине заглохнуть на опасном склоне.

Любая, даже очень доходчиво и подробно изложенная теория, остаётся пустыми словами без практики. Поэтому начинающему водителю следует в обязательном порядке научиться преодолевать как подъёмы, так и спуски, причём делать это нужно уметь в различных условиях и на различном дорожном покрытии, от весенней хляби до песчаных или каменистых горных дорог. Иными словами, если хотите ездить не только по ровной дороге – учитесь, нарабатывайте практические навыки, которых не заменит ни одно руководство!

Видео об управлении машиной на спусках и подъемах:


Управление автомобилем в условиях преодоления крутых спусков и подъемов является сложным и опасным испытанием для любого водителя независимо от стажа вождения. Для того чтобы преодолеть крутой подъем или спуск требуется не только физическая сноровка, выдержка и внимательность, но и наличие технических знаний вождения в экстремальных условиях.

Преодоление крутых поворотов, спусков или подъемов всегда сопряжено с эмоциональным напряжением, именно поэтому основное внимание водителя направлено на оценку скорости и траектории движения ТС, а также состояния дороги.

Мы попытаемся разобраться в том, какие техники вождения для преодоления спусков и подъемов чаще всего применяются на практике.

Техника преодоления крутых подъемов

Особую сложность вызывает вождение автомобиля при преодолении крутых и скользких подъемов. Опасность скрыта непосредственно в самом маневре – подъеме, который отличается значительной протяженностью, неровностью дорожного полотна и крутизной.

Здесь важно соблюдать основное правило – не выворачивать руль и не добавлять газ на подъеме.

Для преодоления крутых подъемов применяется следующая тактика вождения. При подъеме колеса автомобиля должны двигаться строго по траектории движения, без крутых поворотов и пробуксовки.

Преодоление затяжных подъемов (короткие можно преодолеть с разгона на любой передаче) осуществляется только на низших передачах, при этом передачу стоит выбирать с учетом крутизны уклона и массы автомобиля, чтобы уже в процессе подъема не возникло необходимости в переключении передачи.

Часто более опытные водители используют следующую тактику преодоления крутых подъемов. Разогнавшись на определенной скорости, перед подъемом начинается плавный сброс газа со снижением скорости до вершины подъема. Таким образом, чем круче подъем, тем быстрее будет снижаться скорость в процессе его преодоления.

Следующий этап – преодоление вершины подъема. Скорость преодоления вершины – минимальна. В конце подъема следует продолжить движение на оптимальной скорости, которая бы позволила в нужный момент совершить торможение на определенном участке дороги. Это особенно важно при езде на узкой дороге или при приближении к встречному автомобилю.

Техника преодоления крутых спусков

Как и в случае с подъемами, преодолении крутых спусков проводится очень аккуратно и без какой-либо спешки. Основное правило вождения на спуске – это предотвращение скольжения колес (юза), в противном случае водитель просто не справится с управлением.

Преодоление спусков, как и подъемов, осуществляется с выставленными по траектории движения колесами, на постоянной передаче без использования педали тормоза (если позволяет крутизна спуска).

Тормозить лучше двигателем на пониженной передаче. Для остановки на крутом спуске, а также для предотвращения возможной произвольной езды, колеса должны иметь надежную опору (бордюр, камень, возвышение), а сам автомобиль находиться на ручном тормозе и на первой передаче.

Прежде чем начать спуск, водитель выбирает наиболее оптимальную передачу, которая позволит не задействовать тормозную систему автомобиля с целью избежать скольжения колес (читайте статью: как тормозить на автомобиле).

Выбирая правильную передачу, стоит учитывать состояние дорог (наличие ухабов, ям, выбоин и т.д.), а также технические возможности автомобиля. Важно помнить, что преодолевая крутой спуск, категорически запрещается выключать сцепление и зажигание. Преодоление подъемов и спусков одинаковой крутизны происходит на одинаковой передаче.

Проблема пробуксовки автомобиля при преодолении крутых спусков и подъемов

Как поступить, если преодолевая спуски или подъемы, автомобиль забуксовал? Такая ситуация возможна на мягком грунте или при попадании в глубокую яму.

В этой ситуации пока никто не смог придумать ничего лучше, как следующий порядок действий: первым делом пробуем выбраться из ямы путем раскачки автомобиля, если не получается, подкладываем под ведущие колеса все, что может улучшить сцепление колес с дорогой.

Если и это не помогает, то пробуем откопать колеса автомобиля. Если не поможет и это, то, скорее всего, автомобиль сел на брюхо (днищем лежит на грунте) и в этом случае своими силами уже не выбраться.

Нужно искать трактор или хотя бы грузовой автомобиль, который бы мог легко сдернуть застрявшую машину.

Что касается раскачки автомобиля на уклоне (спуске или подъеме), то здесь стоит сделать пару замечаний.

Во-первых, нужно помнить, что этот прием подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Современные автоматические коробки передач тоже позволяют раскачивать автомобиль, поскольку упершись в препятствие автомобиль так же как и на механике будет немного сдавать назад, но амплитуда этой раскачки все же недостаточна для эффективного преодоления препятствия.

Некоторые автоматы позволяют в движении переключаться на нейтраль, можно попробовать использовать это свойство коробки, но всегда нужно помнить, что коробке это точно не понравится и как она отреагирует, неизвестно.

Второе, что следует учитывать при вытаскивании автомобиля из ямы на уклоне, так это то, что вверх автомобиль сам не отъедет, поэтому раскачивать автомобиль можно только лишь трогаясь вверх по уклону, а выбираться из ямы, соответственно, придется вниз, даже если вам нужно ехать вверх. Впрочем, если уклон не очень крутой, то можно попробовать выбраться и вверх.

И в зависимости от того, куда машина повернута носом (вверх или вниз), нужно включить либо первую скорость либо заднюю.

Если вы ехали вверх и застряли, то это не так страшно, как если бы вы ехали вниз. Скорее всего, вам удастся отъехать назад, вниз по уклону, включив заднюю передачу. Помогать вам будет естественная сила гравитации.

Если же вы двигались вниз и застряли, то пробовать отъезжать придется вверх, что значительно сложнее. Можно и сцепление сжечь, если не иметь достаточного опыта.

В случае, когда выехать из ямы за один прием не получается, то можно попробовать раскачать автомобиль (с учетом всего выше сказанного):

  1. Выжать сцепление, включить заднюю или первую передачу и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно нажимая на газ, проехать сколько получится, пока колеса не упрутся.
  2. Как только автомобиль начал буксовать (этот момент нужно тонко почувствовать, чтобы не закопаться еще глубже), выжать педаль сцепления и дать автомобилю откатиться максимально в обратном направлении.
  3. Затем снова, разогнавшись за счет небольшого высвобожденного пространства, включаем сцепление и пытаемся проехать чуть больше, чем в первый раз, снова до упора колес.
  4. Далее опять выжимаем сцепление, и автомобиль снова откатывается.

Повторяем алгоритм действий, постепенно увеличивая амплитуду раскачки до тех пор, пока не удастся выбраться из ямы или пока не станет очевидно, что этот прием в данной ситуации бесполезен, что тоже исключать нельзя.

К сожалению, дать советы на все случаи жизни не представляется возможным. В конечном итоге все будет зависеть от множества факторов, главные из которых: дорожные условия, наличие подручных средств (возможно у вас с собой автомобильная лебедка будет, а рядом окажется дерево, за которое можно зацепиться), от автомобиля, от мастерства водителя и так далее.

Как бы там ни было в заключении хочется пожелать вам идеальных дорог и прекрасных погодных условий. Береги вас Бог!

ДВ Центр Высшего Водительского Мастерства Лига-М

Подъёмы и спуски в зимний период

Да, секреты есть. И секретов этих очень много.


Кажется, это у медиков есть хороший принцип – не навреди! Например, в нашем случае на обледенелом спуске, да ещё и с поворотом необходимо применять комбинированное торможение, плюс опережающие приёмы стабилизации, и при этом хорошо бы ещё знать и уметь строить правильные траектории: на простых, на сложных, на опасных поворотах. Только весь комплекс базовых знаний и умений, плюс трезвая оценка собственного мастерства поможет вам принять правильное решение: сможете ли вы в данных условиях безопасно спуститься по этой дороге на своей машине.

Итак. Аккуратно подъезжаем к обледенелому спуску. Теперь, зная некоторую терминологию, можете сказать, чего вы боитесь (опасаетесь)? Или так: чего следует опасаться?

если, и это также очень важно, перед спуском вы отчётливо видите прямую, на которой вы, при необходимости, сможете остановиться после спуска – то такой спуск, независимо от % уклона и длины (продолжительности), можно считать простым спуском.
Если перед спуском вы видите, что прямой траектории не получается, и вам, пусть и незначительно, но придётся поворачивать – такой спуск следует считать сложным.

Прежде всего, нужно остерегаться потери управляемости. Если даже начнёт развиваться занос, мы можем его контролировать и стабилизировать автомобиль, но только в том случае, если наша машина остаётся управляемой. Мы можем корректировать траекторию, маневрируя на таком скользком спуске, на котором даже на ногах устоять невозможно. Но только в том случае, если передние колёса держатся за дорогу, то есть пока они по этой дороге катятся.
Сама по себе машина потерять управляемость не может. Потеря управляемости – это всегда ошибка самого водителя. Что же делать и чего делать нельзя?

Итак, ещё до начала движения по спуску, стараемся как можно точнее оценить ситуацию – сам спуск. Предположим, мы видим перед собой ровное заснеженное полотно дороги. Но под тонким слоем свежего снега может быть твёрдый асфальт, а может быть и гладкий лёд! Предполагаем, естественно, что под снегом лёд и дорога на этом спуске настолько скользкая, что остановиться где-то на этом спуске будет просто невозможно.

Можно ли начинать движение? Можно, но только в том случае если:

1) отчётливо видите, что там внизу, после спуска, есть место где вы, при необходимости, сможете затормозить и остановиться, притом, что на протяжении всего спуска ваша машина будет ускоряться;

2) перед вами на спуске нет препятствий, которые придётся объезжать, т.е. вам не придётся маневрировать, и вы можете заранее проложить прямую траекторию. Даже если справа или слева у обочины стоят припаркованные автомобили, а вы видите между ними прямую (естественно, достаточную по ширине относительно габаритов вашей машины);

3) сориентируйте вашу машину на эту прямую ещё до того, как вы начнёте спуск, чтобы не пришлось заниматься коррекцией направления (рулить) во время самого спуска.

Вы знаете, что ещё до того, как вращать руль, водитель с испугу превратил свою машину в неуправляемый снаряд. Одна ошибка накладывается на другую. Непонимание – испуг – паника – ДТП.
Частично задачу решает торможение двигателем. Если вас устраивает скорость движения на выбранной передаче, то вовсе не придётся пользоваться педалью тормоза, другими словами, не придётся провоцировать машину на потерю управляемости и устойчивости. Но на крутом спуске даже на первой передаче машина может разогнаться до скорости выше 30 км/ч. Такая скорость безопасна на простом спуске, где не нужно что-либо объезжать, куда-либо поворачивать. Однако, эта же скорость будет явно завышенной, если на скользком спуске вам нужно войти в поворот под углом 45 градусов и больше.


Сегодня ещё одно общее правило, которое относится не только к зимней дороге, а к безопасности вообще. Обычно кандидатам в водители мы говорим так: ТОРМОЖЕНИЕ И МАНЕВРИРОВАНИЕ – ВЕЩИ НЕ СОВМЕСТИМЫЕ. В том смысле, что нужно делать что-то одно, или тормозить, или руль поворачивать. Оттормаживаться нужно до поворота, т.е. до того, как вы начнёте поворачивать руль в сторону поворота. Конечно, есть приёмы торможения на дуге поворота, да только требуют они специальных знаний и очень точного исполнения. Снижение скорости на дуге поворота – это отдельная тема. А пока обратите внимание, когда вы заканчиваете торможение, всегда ли до поворота? К сожалению, часто на дороге вижу машины, которые только начинают тормозить, уже находясь на дуге поворота. Очевидно, что такой водитель только после того, как машина начала движение в поворот, понимает, что скорость завышена, и спокойно нажимает на тормоз. Он-то спокоен, а я еду сзади, и у меня мурашки по коже бегают. Зимняя – скользкая дорога, а уж скользкий спуск и подавно, таких ошибок не прощает.

Повторю вопрос: всегда ли вы заканчиваете торможение до начала поворота?
В следующий раз поговорим о спуске и торможении на сухой дороге по горному серпантину и, конечно продолжим тему скользкого спуска.

Что делать если всё же скорость на дуге поворота оказалась завышенной?

Сможете ли вы спуститься по этой или по какой другой дороге, вот при таких-то условиях, не знаю. Ответ можно рассчитать по формуле: оценка сложности / (делить на) уровень мастерства + (плюс) мотивация = (и очень часто, поверьте, в ответе) = иди пешком или выбери другой путь.

Читайте также: