Порядок действий водителя при посадке в автомобиль

Обновлено: 17.05.2024

При выполнении следующих важных правил следует учитывать особенности вашей антропометрии. Если в статье встречается показатель угла наклона руки в 120 градусов, то ввиду особенностей вашего роста необходимо отрегулировать все остальные показатели до соответствующих значений (длину сиденья, высоту рулевого колеса и т.д.).

Также, важным фактором является чувство комфорта после регулировки всех составляющих по ниже описанной памятке. Не бойтесь экспериментировать и отходить от заданных значений (в мерах допустимой нормы). Так как особенности строений разных людей индивидуальны, нормативы волей-неволей будут применимы одним и невозможны для других. Анализируйте полученную информацию и определяйте наиболее важные из них.

Подбор положения сиденья

Это основа всех основ. Именно с настройки этого фактора начинается процесс создания места, удовлетворяющего все требования. Правильная посадка водителя полностью зависит положения сиденья. Перед настройкой необходимо учитывать особенности роста и веса водителя. Обеспечьте максимальный комфорт за рулем, а после приступайте к регулировке.

  • В сидячем положении необходимо чтобы запас хода до края сиденья был равен минимальному 3-4 сантиметра.
  • Ноги должны свободно доставать до педалей.
  • Уровень сгиба ноги в колене должен быть приблизителен 120 градусам.
  • Угол наклона спинки водительского кресла должен быть равен 75-90 градусам (в зависимости от дальности поездки).
  • Спина должна полностью контактировать со спинкой кресла.
  • Подголовник должен быть строго отрегулирован до высоты затылка.

Регулировка руля и положение рук

Завершив регулировку высоты и длины кресла следует переходить к расположению рук на рулевом колесе. Правильная посадка за рулем – это одно из самых главных условий, так как от него напрямую зависит управляемость автомобилем. Следует учитывать возможность быстро провести требующийся маневр, без предварительной смены положения тела и рук. При настроенном доступе до рулевого колеса, это позволяет сохранить драгоценные миллисекунды.

Автомобильные эксперты и инструктора автошкол советуют разделять рулевое колесо на условный циферблат и дают советы отходя от следующих значений:

Очень важно научится не отпускать руль, особенно при совершении резких маневров (если речь не идет об автомобиле с автономным интерфейсом управления). Перехваты руля осуществлять поочередно, не допуская свободному раскруту последнего.

Ремень безопасности

Не будем лукавить: уровень использования ремня безопасности в нашем регионе рекордно низкий, при лидировании в таблице аварийности на дорогах. Однако, следует помнить, что вышеперечисленные настройки позиции и регулировки правильной посадки ни к чему не приведут, если не использовать эту пассивную меру безопасности. Крайне важно знать, как правильно пристегнуться чтобы датчики измерения объема подушек безопасности сработали правильно. Итак, как это сделать:

  • пристегнутый ремень не должен контактировать с горлом;
  • пристегнутый ремень должен идти диагонально от плеча по всей груди до бедра;
  • фиксировать водителя/пассажира к креслу (вы должны ощущать нажим, но без фанатизма);
  • зажим фиксатора должен удерживать защелку ремня даже при серьезном силовом воздействии на него.

Ремни безопасности не должны сильно вдавливать туловище и прижимать к сиденью, но натяжку желательно чувствовать.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Когда мы заняли правильное и удобное для нас место, и проверили доступность к важным элементам управления необходимо убедиться в качественном доступе к осматриваемым зонам. Чтобы не вертеть головой по сторонам, и быть предельно сконцентрированным на проезжаемом участке впереди себя, следует предварительно настроить зеркала заднего вида и боковые зеркала. Настройка зеркал заднего вида и боковых зеркал проводится в строгом соответствии заданным нормам:

  • внешние наружные зеркала должны освещать дорожное покрытие и небо в соотношении 1:1 (условный горизонт посередине);
  • во внешних наружных зеркалах должна быть видна ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида (внутреннем) должно отображаться заднее стекло автомобиля.

Правильное положение ног водителя на педалях

Правильное расположение ног также важно, как и расположение рук на рулевом колесе (о нём вы можете прочитать чуть выше). Предельно важен этот пункт для обладателей автомобилей на МКПП, так как им необходимо периодически отрывать ногу от поверхности педали во время движения. Следующие правила помогут правильно разместить ноги на педалях, и значительно повысить эффективность управления:

Дельные советы перед началом движения

Следует отметить, что подобные манипуляции перед каждой поездкой проводить не требуется. Единожды настроив под себя сиденье, спинку кресла, рулевое колесо и зеркала вам больше не нужно будет проводить схожие действия каждый раз (возможно, изредка необходима будет подрегулировка). Однако, прежде чем трогаться с места важно совершить несколько незначительных, но крайне важных алгоритмов, которые значительно повысят эксплуатационный срок вашего автомобиля. Новичкам, необходимо заучить следующий перечень правил:

  • если ваш автомобиль имеет МКПП, перед запуском двигателя убедитесь, что ручка находится на позиции Р, или выжмите педаль сцепления;
  • проверьте угол обзора в зеркалах (возможно, во время вашего отсутствия произошла несанкционированная смена положения зеркал);
  • Если автомобиль находится в подчинении у 2-х или более водителей, проверяйте и настраивайте положение кресла индивидуально под себя.

Не бойтесь быть аккуратным и внимательным к наименьшим деталям и оплошностям. Важно приучить себя как можно раньше реагировать на малейшие изменения в перемене комфорта и безопасности. Соблюдение вышеописанных положений значительно увеличит ваш уровень управляемости авто, и повысить безопасность. В следующем материале мы детально рассмотрим советы и правила как правильно рулить и управлять транспортным средством.

Чтобы не стать участником дорожной аварии в процессе ожидания автобуса, либо, уже, будучи пассажиром "маршрутки", или, по крайней мере, избежать серьезных травм, необходимо

помнить и придерживаться некоторых правил соблюдения безопасности:

- стоя на остановке в ожидании маршрутного транспортного средства, необходимо отойти подальше от края тротуара, не наступать на поребрик. Стоять на краю тротуара нельзя, потому что автобус (а также какие-либо иные транспортные средства) иногда заносит и он может задеть стоящих на краю проезжей части пешеходов или даже сбить.

- на остановке необходимо вести себя культурно – не возиться, не толкаться, не бегать и суетиться, т.к. подобными действиями можно случайно вытолкнуть на проезжую часть рядом стоящих людей.

- ещё необходимо помнить: ни в коем случае нельзя выходить на дорогу, чтобы посмотреть — не идёт ли автобус или маршрутка.

- не стоит забывать, что пешеход не должен выходить на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода!

- в случае прибытия автобуса к остановке: если он едет не по нужному маршруту, необходимо спокойно отойти в сторону, чтобы не мешать посадке в автобус тем пешеходам, которым нужен этот автобус. Если к остановке подошёл нужный автобус — садиться в него необходимо только тогда, когда он полностью остановится. Садиться в автобус нужно спокойно, без спешки и суеты, не отталкивать других пассажиров, чтобы первому войти в автобус. Безопаснее осуществлять посадку и высадку через переднюю дверь — эта дверь лучше видна водителю через боковое зеркало.

- нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.

- не следует запрыгивать в автобус в последнее мгновение, когда двери уже начали закрываться. Водитель перед отправкой следит за движением других транспортных средств и может, закрывая двери, защемить пытающегося на ходу запрыгнуть в салон автобуса пешехода.

- войдя в автобус, нельзя задерживаться на ступеньках и у входа, необходимо пройти в салон, чтобы не мешать другим пассажирам войти или выйти из автобуса.

- если в автобусе есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям, но стоит помнить: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Запрещается бегать по салону и толкать других пассажиров. Не стоит забывать, что в случае, если автобус резко затормозит, можно упасть самому и "уронить" других людей. При передвижении стоя, необходимо обязательно держаться за поручни. В противном случае при резком торможении существует риск не удержаться и получить травму.

- ни в коем случае нельзя высовываться в окна автобуса и выставлять в них какие-либо предметы.

- не следует в автобусе громко разговаривать, а то и кричать, включать мобильный телефон или плеер на полную громкость. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы. И вообще пассажиры должны выполнять все распоряжения водителя и кондуктора.

- к выходу из автобуса лучше готовиться заранее: необходимо спросить у других пассажиров, собираются ли они выходить на нужной вам остановке, подойти ближе к дверям, но не спускаться на ступеньки, т.к. открывающиеся двери могут защемить.

- выходить из автобуса разрешается только после его полной остановки и открытия дверей, спокойно, без суеты и спешки. В первую очередь стоит помочь сойти маленьким детям, пожилым людям, инвалидам.

- в случае, когда после выхода из автобуса надо перейти на другую сторону улицы, необходимо обязательно дойти до ближайшего пешеходного перехода или перекрестка. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- и ещё одно правило необходимо помнить: не обходите маршрутный транспорт ни спереди ни сзади, дождитесь, когда он отъедет.

Если с Вами ребенок или несколько детей, не стоит забывать и о дополнительных правилах безопасного поведения:

- не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Привыкайте сами и приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.

- в ожидании автобуса, стоя на остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.

- переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

- при высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси, легкового автомобиля всегда выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

- р одители обязаны при входе и выходе из транспорта, крепко держать ребенка за руку, следить за тем, чтобы ребенок крепко держался за поручень во время движения автобуса, не допускать, чтобы ребенок высовывал руки и голову в открытые форточки транспортного средства.

ГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Верхнепышминский"

На территории Свердловской области за последнюю неделю наблюдается устойчивое похолодание

Госавтоинспекция Свердловской области информирует, что в настоящее время имеется возможность изготовления дубликатов государс

Доводим до сведения автолюбителей, что с 30.12.2013 года вступили в силу изменения в "Кодекс Российской Федерации об админист

При правильной посадке водитель чувствует себя комфортно и способен быстро реагировать на любые внештатные ситуации. Чтобы добиться оптимального положения за рулем, необходимо отрегулировать водительское кресло так, чтобы управление автомобилем было эффективным, а водитель не испытывал дискомфорта даже во время продолжительной езды.

Важность правильной посадки за рулем автомобиля

За рулем многим водителям приходится проводить по несколько часов в день. Бывают и длинные переезды, при которых находящийся за рулем человек испытывает повышенные нагрузки на позвоночник. Если его рабочее место будет неудобным, езда станет некомфортной и небезопасной.

Находясь за рулем, надо сидеть правильно, и причин этому несколько:

  • Если тело человека, управляющего авто, находится в неправильном положении, он будет быстро утомляться. Затечет шея, появится усталость в мышцах, захочется поскорее встать или изменить положение тела. Правильная посадка уменьшит напряжение в позвоночнике и мышцах, позволит водителю ехать без неприятных ощущений.
  • Находясь в правильном положении, водитель имеет возможность быстро реагировать на любые ситуации, встречающиеся на дорогах.
  • При правильной посадке кровь в организме циркулирует в обычном режиме.
  • Если во время аварийной ситуации колени и локти водителя будут выпрямлены, то даже при небольшом толчке его конечности будут травмированы. Такая ситуация происходит из-за того, что при возникновении опасности у водителя руки инстинктивно упираются в руль, а ноги – в педали. При слегка согнутых конечностях риск травмирования заметно снижается.
  • Нахождение в сидячем положении признано самым вредным для человека. У людей, имеющих сидячую работу (в том числе и у водителей), есть профессиональные заболевания, связанные с постоянным нахождением в положении сидя. Чтобы минимизировать их появление и развитие, необходимо следить за своим положением в водительском кресле.

Как правильно сидеть за рулем?

Правильная посадка в водительском кресле предполагает определенное положение всех частей тела относительно руля и педалей.

Положение ног.

Настраивая водительское кресло, прежде всего ориентируются на положение ног. Положение нижних конечностей особенно важно для водителей автомобилей с механической коробкой передач, так как им время от времени приходится отрывать правую ногу от педалей.

Советы по положению ног:

  1. Одна из ног должна постоянно контактировать с педалью. Любой автоинструктор оповестит новичка, что правая нога должна постоянно находиться на педали газа. Ею же при необходимости нажимают на тормоз.
  2. Чтобы нажать ту или другую педаль, приходится переносить вес стопы, не отрывая от пола пятку.
  3. Нажимая на педаль, силу надо прикладывать центральной частью стопы.
  4. Левая нога управляет педалью сцепления. Стопа должна находиться на полу. Она не должна все время находиться на сцеплении.
  5. Главная ошибка заключается в прямых ногах. Ноги держать прямыми никак нельзя. Даже когда водитель выжимает сцепление, в колене должен быть небольшой сгиб.
  6. Травматичной также является поза, при которой водитель вынужден отрывать таз от кресла, чтобы качественно отжать одну из педалей. Если случится удар, его энергия будет передана бедру.

Важно подобрать для вождения правильную обувь. Лучший вариант – спортивная обувь. Каблук – нежелательный элемент. Рекомендуемые материалы: верх – натуральная кожа, подошва – микропористая резина.

Положение рук.

Чтобы уверенно управлять машиной и быстро реагировать на любые неожиданности, нужно правильно держать руль. Чтобы руки располагались оптимальным образом, необходимо отрегулировать наклон спинки.

На первых порах на руле необходимо держать обе руки. Только опытные водители могут управлять машиной одной рукой, но даже им не рекомендуется злоупотреблять своей опытностью, особенно на большой скорости. Вторую руку приходится отрывать от руля для переключения передач, постановки машины на ручной тормоз, включения приборов.

Рекомендации по положению рук:

  1. Не следует крепко сжимать руль руками.
  2. Руки на руле должны находиться чуть ниже 2 и 10 часов (при проекции часового циферблата на руль). Во многих современных авто именно в этих местах выполнены приливы для удобного положения рук на руле.
  3. Чтобы спинка была правильно наклонена, руки следует вытянуть таким образом, чтобы кисти обхватывали руль на 12 и на 6 часах. Приняв такое положение, подгоняют спинку кресла.

Положение тела и головы.

Большинство водителей прекрасно знают, почему от долгого вождения у них болит спина. Тем не менее, многие из них игнорируют главное правило посадки. Оно гласит, что между спиной человека, управляющего машиной, и спинкой кресла должно быть максимальное соприкосновение.

Другие особенности посадки за рулем:

  1. Осанка. Шея и позвоночник должны лежать на одной линии. Благодаря ровной осанке у водителя:
    • повышено внимание во время движения;
    • высокая координация движения;
    • хорошо работает вестибулярный аппарат.
  2. Голова. Подголовник устанавливают так, чтобы верхняя часть затылка соприкасалась с его верхней частью.
  3. Живот. Между животом водителя и рулем должно быть свободное пространство – не меньше 30 см. Подпирать животом руль недопустимо. Только правильная посадка позволяет маневрировать, не отрывая рук.

Нельзя сидеть, держа спину вертикально, но и полулежачее положение неприемлемо. Спинка должна иметь небольшой наклон в стороны пассажирских сидений.

Посадка за рулем

Правильность посадки также определяется расположением тела относительно руля и ремня безопасности:

  • По высоте руль должен быть выставлен так, чтобы водитель имел возможность видеть приборную панель. При этом его кисти должны находиться ниже, чем плечи.
  • Высота посадки регулируется под каждого водителя индивидуально. Одним нравится низкая посадка. Ее сторонники утверждают, что они в таком положении лучше чувствуют машину. Другие предпочитают сидеть повыше, считая, что это улучшает обзор. Специалисты же рекомендуют выставить высоту кресла так, чтобы руль находился на уровне подбородка.
  • Ремень следует отрегулировать так, чтобы он не тер шею и не болтался под рукой. У ленты, направленной через плечо, должно быть хорошее натяжение. В противном случае современная система безопасности не только не спасет водителя от травмирования, но еще и станет причиной дополнительных увечий.
  • Владельцы современных авто также могут отрегулировать поясничный упор. Он не предусмотрен для выпрямления позвоночника или механического массажа. Единственная его задача – облегчение положения спины. Благодаря упору водитель чувствует себя комфортнее во время длительных поездок. Упор выставляют так, чтобы он поддерживал позвоночник, но не оказывал на него давления.

В среднем на адаптацию и формированию привычки к правильной посадке уходит 14-28 дней.

Особенности посадки при нестандартной комплекции.

Стандартной антропометрией считается высота от 165 до 175 см и вес до 90 кг. Сложнее всего приходится людям с нестандартными конечностями. Чтобы они комфортно чувствовали себя за рулем, помимо регулировки кресла применяют и другие хитрости.

Секреты посадки за рулем для людей с нестандартной антропометрией:

  • Руки слишком короткие. Туловище должно находиться в идеально вертикальном положении, а ноги следует немного согнуть. Можно сделать изгиб рычага управления коробкой передач, чтобы не приходилось наклоняться вперед при переключении скоростей.
  • Руки слишком длинные. Спинка сиденья должна быть отклонена больше стандарта в 75-90 градусов. Ягодицы следует сдвинуть на край сиденья. Из-за такой посадки шея водителя устает быстрее, но при длинных руках приходится свыкнуться с этим неудобством.
  • Ноги слишком длинные. Между туловищем и ногами должен быть угол чуть меньше 90 градусов.
  • Недостаточно сильные руки. Нужен руль больших размеров. Необходим широкий захват в верхней части руля.

Распространенные ошибки при посадке за рулем.

Ошибки посадки допускают не только новички, но и водители со стажем. За погрешности регулировки посадочного места приходится расплачиваться болью в спине, дискомфортом, плохой реакцией и даже ухудшением безопасности.

Самые распространенные ошибки посадки:

О правилах посадки за рулем, можно также узнать из следующего видео:

Даже если вам кажется, что правильная посадка за рулем вам неудобна, постарайтесь преодолеть себя и принять необходимую позу. Через 3-4 недели езды вы привыкнете сидеть правильно и почувствуете преимущества нового положения. Ваши поездки станут комфортнее, а автомобиль – послушнее.

На этом у меня сегодня все. Если вы хотите дополнить статью или задать вопрос — пишите комментарии.

Итак, первым делом, садясь за руль любого автомобиля, необходимо настроить посадку водителя. Наверняка, все замечали водителей, которые держатся за руль, положив на него локти и буквально упираясь животом — такой себе кролик, выглядывающий из-за пригорка (рис. 2.1а). Другая крайность — когда водитель отодвигает кресло далеко назад и вдобавок откидывает спинку сиденья (рис. 2.1b) и в таком полулежачем положении на вытянутых руках держит руль кончиками пальцев. Как первый, так и второй способ посадки не обеспечивают надлежащего контакта водителя с автомобилем, в итоге человек за рулем быстро устает, поскольку все действия либо ограничены, либо для их выполнения приходится отрывать спину от кресла или елозить по сиденью.

Неправильная посадка водителя за рулем


Рисунок 2.1 Неправильная посадка водителя за рулем автомобиля.

Существуют два показателя, по которым можно определить правильность посадки водителя (рис. 2.2). Первый заключается в том, что при полностью выжатой педали сцепления пятка левой ноги должна стоять на полу, а колено находиться в легком сгибе. Нажимая на педаль тормоза правой ногой, водитель в таком положении может, упираясь спиной в спинку сиденья, создать хорошее нажимное усилие. Как правило, на современных автомобилях этого не нужно делать, но иногда бывает так, что приходится тормозить с большим усилием.

Правильная посадка за рулем автомобиля


Рисунок 2.2 Правильная посадка водителя за рулем автомобиля.

Обратите особое внимание
Еще одной причиной того, что ноги должны быть слегка согнуты, является то, что в случае даже незначительного столкновения автомобиля с препятствием существует риск, что на прямой ноге может возникнуть перелом, в то время как согнутая в колене нога лишь погасит удар.

Вторым показателем правильности посадки водителя является положение туловища относительно руля — ненапряженные в локтях руки должны лечь запястьями на верхушку руля, при этом лопатки от спинки кресла не должны отрываться.

Этих двух параметров вполне достаточно для того, чтобы настроить кресло водителя надлежащим образом. Наличие большого количества настроек положения кресла или рулевого колеса в современных автомобилях позволяет лишь настроить посадку более точно. Главное — настроить удобное положение ног, а затем проверить и подкорректировать посадку под положение рук относительно руля.

Итак, перемещая кресло вперед-назад, добиваемся такого расстояния, чтобы носком левой ноги педаль сце- пления выжималась до упора, пятка этой же ноги находилась на полу, а колено находилось в легком сгибе.

Угол наклона спинки кресла должен составлять примерно 75 градусов. У каждого человека есть поясничный и шейный прогибы, и если у сидящего в кресле человека поясничный прогиб ни на что не опирается, то очень быстро возникнет усталость. В связи с этим изначально необходимо настроить спинку так, чтобы нижняя часть туловища как можно плотнее углублялась в кресло, а спина прилегала к спинке по всей длине (рис. 2.3). В некоторых современных автомобилях поясничная опора регулируется отдельно — как уже было сказано, это позволяет отрегулировать удобную посадку с большей точностью. То же самое относится к регулируемой по высоте и вылету рулевой колонке, которой также оборудованы некоторые автомобили. В случае если кресло уже отрегулировано под максимально удобную посадку, а положение рук относительно руля при этом не соответствует норме, можно изменить положение рулевого колеса для достижения желаемого результата.

Правильое положение спины водителя


Рисунок 2.3 Правильое положение спины водителя.

Пятка правой ноги водителя должна располагаться между педалями газа и тормоза (рис. 2.4) — при таком положении возможно наиболее быстрое перемещение ноги с одной педали на другую. К тому же, вовсе не обязательно жать на педаль всей стопой, хотя, конечно же, касаться педали одними кончиками пальцев тоже неправильно (рис. 2.5).

Правильное положение ног водителя на педалях


Рисунок 2.4 Правильное положение ног водителя на педалях.

Как правильно жать на педаль


Рисунок 2.5 Как правильно жать на педаль.

К слову сказать.
Отдельного упоминания в контексте обсуждения посадки за рулем заслуживает женская одежда. Узкие длинные юбки не годятся для вождения автомобиля, поскольку они сковывают движения ног и мешают свободно управлять автомобилем.

Настройка зеркал

Следующим этапом подготовки к вождению является настройка зеркал. Зеркала заднего вида — это инструмент, который позволяет ориентироваться в пространстве и понимать, что вообще происходит вокруг машины, не поворачивая для этого головы.

Что же должно быть видно в зеркалах заднего вида?

В небольшом секторе левого или правого наружного зеркала с места водителя должна быть видна часть автомобиля с ручкой задней двери; всё остальное пространство зеркала должно примерно поровну распределяться между небом и землей (рис. 2.6).

Вид в наружных зеркалах заднего вида


Рисунок 2.6 Вид в наружных зеркалах заднего вида.

Во внутреннем (центральном) зеркале заднего вида с места водителя должно быть полностью видно заднее стекло автомобиля (рис. 2.7).

Центральное зеркало заднего вида


Рисунок 2.7 Центральное зеркало заднего вида.

Как правило, стекло центрального (внутреннего) зеркала плоское и не искажает изображения, в то время как на боковых (наружных) зеркалах изображение может искажаться, из-за чего расстояние до отражаемых предметов может казаться меньше, чем есть на самом деле (рис. 2.8).

Основными зеркалами я склонен считать боковые, поскольку перед выполнением любого маневра на автомобиле (поворота или перестроения) водителю необходимо сначала посмотреть в зеркало с соответствующей стороны. Центральное зеркало нужно, в частности, при возникновении необходимости торможения (например, при появлении пешехода, который собирается переходить дорогу). В этом случае перед началом торможения стоит глянуть в зеркало, чтобы убедиться, что следующая сзади машина находится на достаточном расстоянии и тоже успеет вовремя остановиться. Конечно же, здоровье пешехода в любом случае приоритетнее, чем поврежденная корма автомобиля, однако забывать об остальных участниках дорожного движения также не следует.

Случай из жизни
Девушка, которая твердо знает правило о том, что нужно уступать дорогу пешеходам, заметив подходящего к дороге человека, не глядя в зеркало, резко затормозила; пешеход, как оказалось, даже и не думал переходить дорогу — он просто подошел к краю проезжей части, а вот таксист, который ехал за машиной, оказался слишком торопливым и настиг внезапно затормозивший автомобиль.

Техника руления

В отличие от тормозов, поворачивание автомобиля происходит практически сразу же после поворота руля.

Примеры неправильного положения рук на рулевом колесе


Рисунок 2.9 Примеры неправильного положения рук на рулевом колесе.

На самом же деле существует три основных способа вращения рулевого колеса, благодаря которым можно решить любую проблему, возникшую на дороге.

Правильное положение рук на рулевом колесе


Рисунок 2.10 Правильное положение рук на рулевом колесе.

Руление без отрыва рук в пологих поворотах


Рисунок 2.11 Руление без отрыва рук в пологих поворотах.

Пример поворота с большим радиусом дуги


Рисунок 2.12 Пример поворота с большим радиусом дуги.

К слову сказать.
На большинстве современных автомобилей рулевое колесо оснащено специальными выступами или углублениями, расположенными на ободе, которые предназначены для удобного расположения рук на руле и косвенно — для контроля центрального положения руля (рис. 2.13).

Ориентиры центрального положения рулевого колеса


Рисунок 2.13 Ориентиры центрального положения рулевого колеса.

Для прохождения поворота с меньшим радиусом дуги (пример — на рис. 2.16), руления предыдущим способом может оказаться недостаточно. В этом случае перед поворотом рука, соответствующая повороту (левая — при повороте налево, правая — при повороте направо), заранее выкладывается на верхушку руля — просто соскальзывает со своего первоначального положения, после чего делается поворачивание руля на необходимую величину (рис. 2.15). При этом кисть разворачивается, а пальцы раскрываются, благодаря чему диапазон поворачивания значительно увеличивается и, в случае необходимости, руль можно будет довернуть еще дальше. Такой доворот в 10—20 градусов дает возможность интенсивно маневрировать, поскольку на высокой скорости каждый дополнительный градус поворота руля — это значительное отклонение автомобиля в сторону. В любом случае, после прохождения поворота рука, которая не отрывалась от руля, возвращает его на место, а вторая рука сползает в исходное положение.

Руление для поворотов с малым радиусом дуги


Рисунок 2.15 Руление для поворотов с малым радиусом дуги.

Пример поворота с малым радиусом дуги


Рисунок 2.16 Пример поворота с малым радиусом дуги.

Хват


Рисунок 2.14 Хват может быть закрытым (большие пальцы рук вНутри) — характерно для трассы, или открытым (большие пальцы снаружи) — характерно для города.

Активное маневрирование


Рисунок 2.17 Руление до упора для активного маневрирования: при таком способе руления большие пальцы находятся снаружи рулевого колеса, так как при быстром вращении руля существует вероятность удариться пальцем и перестать думать о дороге, а начать думать о пальце.

К слову сказать.
Некоторые автошколы придерживаются мнения, что вращать руль нужно ТОЛЬКО короткими перехватами, ни в коем случае не перекрещивая рук. Такой способ руления они называют силовым. Главной мотивацией при этом является тот факт, что в случае срабатывания подушки безопасности, перекрещенные в этот момент руки, станут причиной получения травм. Если же руки будут перемещаться перехватами, всё время находясь на ободе рулевого колеса, то раскрытие подушки безопасности не представляет для них угрозы. Всё это, пожалуй, верно. Но подумайте — с чего бы срабатывать подушке безопасности, если управлять автомобилем правильно.

Для того чтобы руль свободно вращался, я обычно использую специальные поворотные подставки под передние колеса автомобиля (рис. 2.19). При этом колеса легко поворачиваются при выключенном двигателе, не создавая лишних нагрузок на автомобиль. Благодаря такому нехитрому приспособлению удается не только проверить скорость руления ученика, но и использовать автомобиль в качестве полезного тренажера.

Поворотные подставки под передние колеса


Рисунок 2.19 Поворотные подставки под передние колеса для отработок руления.

Переключение передач

После того, как все три способа руления уже освоены, весьма полезным будет упражнение, направленное на то, чтобы согласовать руки, ноги и голову.

Для этого ученику необходимо выжать сцепление, включить первую передачу, отпустить сцепление и прокрутить руль до упора вправо. Затем сцепление снова выжимается, включается вторая передача, отпускается сцепление и руль вращается до упора влево. При каждом переключении передач левая рука удерживает руль, а правая — переключает передачу. Переключаясь и вращая руль таким образом, ученик доходит до высшей передачи, после чего весь процесс повторяется, но теперь в сторону понижения передач. Очень полезно не подсматривать — для этого я обычно использую темные очки, в которых ничего не видно. Проделав такое упражнение несколько раз, человек обычно четко знает, где и какая передача у него находится, к тому же, все движения получают согласованность и точность. Жалеть времени на выполнение такого упражнения не стоит, поскольку впоследствии всё окупится сторицей: при движении по дороге все необходимые для управления автомобилем движения будут происходить машинально. Кроме того, как правило, после выполнения этого упражнения результаты скорости руления улучшаются в среднем на две-три секунды.

Не бейте по рулю


Рисунок 2.21 Не бейте по рулю, рука должна перемещаться по касательной вскользь, словно вы гладите собаку.

К слову сказать.
В некоторых продвинутых автошколах существует практика обучения вождению, когда первые два часа занятий проходят за партами, к которым прикручен руль (рис. 2.22), и всё, чем занимаются люди в это время — это учатся правильно располагать руки на рулевом колесе и крутить его от упора до упора. И это не пустая трата времени, а очень ценный опыт. Очень часто можно слышать, что со- временные автомобили оборудованы гидро- или электроусилителями руля и у них небольшая глубина поворота, вследствие чего скоростное руление неактуально. Всё это верно и хорошо, но дорожные ситуации иногда требуют очень высокой скорости руления и, к сожалению, зачастую сноровки у людей не хватает.

Учебный класс


Рисунок 2.22 Учебный класс.

Читайте также: