Ошибки водителей грузовых автомобилей

Обновлено: 05.05.2024

Следуя сведениям из первого документа, каждая транспортная единица должна быть оснащена специальным цифровым устройством, предназначенным для осуществления контроля за работой водителя. Режим труда и продолжительность рабочего дня работника, занятого управлением ТС, должен соответствовать второму приказу Министерства.

Принципы формирования графика

Согласно вышеприведённому документу, формируется и принцип графика рабочего дня.


В соответствии с ним, схема должна быть следующей:

    Рабочий день не должен превышать 9 часов в сутки. В случае непредвиденных увеличений разрешённого срока — не более 10 часов подряд, но не чаще, чем 2 раза в неделю.

В момент составления графика работы водителей необходимо придерживаться некоторых операций, входящих в состав его действий в течение рабочей смены:

  1. Время, которое он проводит непосредственно занимаясь управлением ТС.
  2. Остановка с целью кратковременного перерыва.
  3. Отдых после прибытия в назначенное место.
  4. Занятость обязательными работами перед рейсом и после него, относящиеся к проверке технического состояния ТС и исправной работы механизмов.
  5. Осуществление ремонтных работ и мелких технических неисправностей с которыми использование ТС невозможно (действия могут выполняться своими руками или на СТО).
  6. Осуществление наблюдения за грузом с целью его охраны на промежуточных пунктах остановок или по прибытию в назначенное место до начала разгрузки.
  7. Присутствие внутри ТС в момент движения (при осуществлении управления двумя водителями).
  8. Иные манипуляции, выполняющиеся работником в течение всего следования по маршруту.

Варианты учета рабочего времени

Согласно ему, для этой категории работников действует 2 варианта учёта рабочего времени:

  1. Ежедневный — продолжительность трудовой смены в соответствии с пределами, установленными действующим законодательством.
  2. Суммированный — продолжительность рабочей смены отличается. Присутствуют длинные трудовые дни, не укладывающиеся в норматив, при этом общий объём времени за неделю соответствует нормативам.

Ежедневный

В данном случае, водитель работает в пределах соответствия с установленными нормами — по 8 часов в сутки, в течение 5 дней в неделю, с общей суммой 40 часов. В случае 6-дневной — смена снижается на 1 час.

Таблица 1. Авто? Пример графика ежедневного рабочего дня водителя.

Действия Фактическое время Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр 15 минут 15 минут
Управление автомобилем 4 часа 4 часа
Обед 30 минут
Управление автомобилем 2 часа 2 часа
Специальный перерыв для отдыха 15 минут 15 минут
Управление автомобилем 1 час 30 минут 1 час 30 минут
Итог 8 часов 30 минут 30 минут

Суммированный

В данном случае происходит расчёт не за 1 неделю, а за полный отработанный месяц. В некоторых ситуациях величина определяется исходя из времени отработанного за сезон. При этом продолжительность 1 рабочего дня не может превышать 10 часов.

В дополнение следует добавить ряд ситуаций, когда допускается увеличение до 12 часов:

  1. При занятости водителя в осуществлении международных и междугородных перевозках. Как говорилось ранее, это необходимо для того, чтобы дать водителю время добраться до места полноценного отдыха.
  2. Для людей, занятых управлением автобусов на городском и пригородном маршруте.
  3. Водителям, относящимся по роду своей занятости к п. 12, II раздела приказа Минтранса № 15.

При ненормированной занятости

Вариант ненормированного рабочего дня для водителей в России предусмотрен на основании п. 14 вышеизложенного раздела приказа № 15. Он может применяться к лицам, занятым управлением транспортных средств, использующихся в экспедициях и полевых работах.

Что говорит закон в 2019 году про тахографы на грузовые автомобили читайте здесь.

Данное решение в отношении работника принимается индивидуально руководителем организации. В этом случае расчёт времени осуществляется отталкиваясь от нормальной еженедельной нормы, при гарантированном предоставлении времени, предназначенного для отдыха.

Таким образом, для данной категории работников, закон предусматривает вариант любой продолжительности рабочего дня при условии общего количества рабочего времени не более 40 часов за неделю.

Особенности графика при наличии двух водителей

Данная ситуация является обязательной в случае поездок длительностью более 12 часов, согласно выдержке из п. 10, II раздела Приказа Минтранса № 15 представленной на фото:

Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу

Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.

Таблица 2. Отдых водителя.

Показатель Действующая норма Возможные отклонения
Обеденный перерыв и отдых 45 минут 15 и 30 раздельно
Междусменный или ежедневный 11 часов 9, но не больше 3 раз за 1 неделю
Еженедельный 45 часов Не меньше суток

Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.

Наиболее распространённые из них представлены далее:

  1. Снижение междусменного интервала отдыха до 9 часов в случае работы, связанной с городскими и пригородными перевозками. В данном случае для работника необходимо предоставлять время необходимое для восстановлений не менее 2 суток по окончании второй смены.
  2. До 11 часов при занятости водителя в междугородных перевозках. Дополнительное время для отдыха предоставляется в размере равном потерянной величине часов за прошедший период.

В качестве примера можно привести фотографию графика РТО для водителей пригородных автобусных рейсов:

Для работодателей можно дать следующие рекомендации: несоблюдение и нарушение режима труда, отдыха и оплаты рабочего времени может обратиться для них возможными блокадами и забастовками со стороны работников, права которых нарушаются.

Обложка

Договор аренды автомобиля Образец

Дефектная ведомость на автомобиль

Договор мены автомобилей

doverennost-general-avto

Штраф за нарушение

Исходя из этого, в соответствии в рядом дополнительной документации, осуществить контроль за их установкой, обслуживанием и соблюдением РТО могут сотрудники следующих ведомств:

Любой из вышеназванных сотрудников может проверить соблюдение РТО и возбудить в отношении нарушителя административное дело по ст. КоАП № 11.23 «Управление ТС или его выпуск на линию… «.


В зависимости от ситуации, мера наказания может быть следующей:

    1. Штраф от 1 000 до 3 000 руб. для физлиц;
    2. От 5 000 до 10 000 руб. для должностных при несоблюдении следующих условий:
      • отсутствие прибора учёта РТО на всех ТС, попадающих под действие приказа № 36;
      • эксплуатация ТС с неисправным прибором учёта;
      • невыполнение калибровки или просроченный период следующей поверки;
      • использование устройства или дальнейшее обслуживание в мастерских не имеющих сертификата на осуществление аналогичной деятельности. Проверить наличие законного разрешения на выполнения аналогичных работ можно на официальном сайте Минтранса: rosavtotransport.

    2. Штраф от 1 000 до 3 000 руб. по пункту № 2 данной статьи при обнаружении следующих нарушений:

    • просроченная или отсутствующая карта водителя или карта предприятия;
    • карта не вставлена в слот;
    • использование чужой карты;
    • несоблюдение РТО, например время непрерывного управления превышает установленные нормы.

    Исходя из представленной информации, можно сделать заключение, что все водители задействованные в транспортировке груза на большие расстояния обязаны соблюдать данные нормы в соответствии с вышеизложенными законодательными актами.

    Как происходит установка тахографа читайте здесь.

    Какое требование об обязательном оснащении транспортных средств тахографами в этой публикации.

    Данное решение позволит не только избежать возможных штрафов, но и снизить вероятность попадания в ДТП, пребывая в состоянии сильной усталости и выматывания.

    Поэтому все тем, кто задумывается о том, как обойти режим, установленный Министерством транспорта рекомендуется задуматься о возможных последствиях.

    Видео: Режим труда и отдыха водителя — как планировать.

    Режим труда и отдыха водителей является важным моментом в обеспечении безопасности дорожного движения, имеющего значение как при транспортировке грузов в пределах РФ, так и на междугородных перевозках. Чрезмерная концентрация внимания, требуемая при управлении такими транспортными средствами, усталость, которая сказывается через определенное количество времени, проведенного за рулем, часто становятся причинами ДТП, приводящих к причинению ущерба имуществу и гибели участников ДД, пешеходов. В связи с этим на международном уровне при помощи специальных устройств — тахографов осуществляется контроль соблюдения графика управления грузовыми автомобилями.

    Существующие нормы режима работы

    График работы для водителей-международников составляется их непосредственными руководителями и впоследствии доводится до ведома подчиненных. В случае оформления такого графика, предоставления его водителям, осуществления достаточного контроля со стороны должностных лиц, ответственность за несоблюдение уже будет лежать полностью на работниках, нарушивших установленные требования и нормы разработанного для них режима труда и отдыха

    В большинстве случаев графики отдыха и работы составляются с периодичностью один раз на следующий месяц и в них подробно указывается режим начала и окончания смены с отражением времени, которое отводится на промежуточный отдых, питание, а также перерывы между продолжительными периодами. Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законодательными нормами, рабочее время, которое водитель будет проводить непосредственно за рулем, может быть несколько увеличено, но при наличии действительных оснований для такого действия.

    Способы учета времени

    Учет времени работы, который применяется в отношении водителей, выполняющих перевозку на грузовых транспортных средствах, может существовать в двух возможных вариациях:

    • Ежедневный — в данном случае на каждые сутки установлен отдельный график. Как показывает практика, применять его для водителя международника не совсем удобно, поскольку тут невозможно учитывать сторонние факторы, которые присутствуют при таких видах перевозок (удаленность стоянок, простой на таможне и т.д.);
    • Суммированный учет времени. В таком случае длительность рабочих дней на протяжении определенного периода может несколько отличаться, но в целом общее количество часов за календарный месяц не должно превышать установленные нормы. Такой способ составления графика является наиболее удобным при выполнении грузовых перевозок, особенно тех, которые относятся к международным.

    Факторы, которые учитываются при составлении графика водителя грузового ТС

    Составляя график рабочего времени, работодатель водителя должен учитывать следующие операции и действия, которые работник выполняет в процессе рабочего дня:

    • Непосредственное управление транспортным средством;
    • Остановки для отдыха на короткое время;
    • Отдых по прибытию в пункт следования;
    • Выполнение обязательных работ перед поездками и после них, касающиеся технического состояния машины и проверки исправности механизмов;
    • Прохождение медицинского осмотра, который должен осуществляться перед выходом водителя в рейс;
    • Стоянки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
    • Простои, причиной которых не будет вина водителя;
    • Проведение работ, которые будут связаны с устранением поломок или мелких неисправностей, препятствующих дальнейшему выполнению движения для перевозки груза. Такие работы могут осуществляться как на специальных станциях обслуживания, так и производиться самостоятельно, в зависимости от причины поломки и места, где это произошло;
    • Охрана грузов и транспортного средства, как на промежуточных остановках, так и на конечных пунктах;
    • Присутствие водителя в салоне ТС во время движения (если грузовым транспортом осуществляют управление два лица);
    • Прочие действия, которые может выполнять водитель ТС на протяжении пути следования для перевозки груза и простоя.

    Таким образом, разработанный график должен учитывать все факторы, имеющие место при выполнении операций по перевозке грузов. К примеру, если у водителя установлен рабочий день на протяжении 8 часов, то он должен включать в себя операции, которые будут осуществляться при его участии — погрузка, прохождение медицинского осмотра, перевозка, проведение ремонта и т.д.

    Разумеется, соблюдение такого графика для водителей, которые осуществляют перевозки на длительные расстояние не всегда представляется возможным. Некоторая корректировка может производиться, но она не должна идти вразрез у установленными правилами.

    Нормы отдыха и работы

    В соответствии с действующим регламентом ЕСТР к рабочему дню водителя и отдыха применяются следующие нормы, указанные в таблице:

    Показатель Существующая норма, часов Возможное отклонение
    Выполнение других видов работ (максимум) 13 Допускается до 15 часов не более 3 раз на протяжении 2 недель
    Управление ТС и выполнение других видов работ (максимум) 6
    Время управления ТС без перерыва, даже кратковременного (максимум) 4,5
    Управление ТС в течение суток (максимум) 9 До 10 часов, но не больше, чем 2 раза за одну неделю
    Управление ТС в течение 1 недели (максимум) 56 90 на протяжении 2 недель
    Кратковременный перерыв (минимум) 45 минут 15 и 30 минут раздельно
    Ежедневный отдых (минимум) 11 9 не более 3 раз в неделю
    Еженедельный отдых (минимум) 45 Не менее 24

    Особенности выполнения норм при наличии двух водителей


    Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:

    • Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
    • При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
    • При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
    • Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
    • Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
    • Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться — 9 часов — только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
    • На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.

    Видео: Режим труда и отдыха водителей

    Ответственность за нарушение установленных норм

    При привлечении к административной ответственности штраф за нарушение режима может быть следующим:

    • При управлении ТС без применения тахографа работники могут штрафоваться на сумму от 1000 до 3000 рублей, должностные лица и ИП — от 5000 до 10000 рублей;
    • При использовании тахографа, но параллельном нарушении установленного режима работы-отдыха от 1000 до 3000 рублей. Данный штраф может применяться только в отношении водителей ТС.

    Водителям, которые задействованы в перевозке грузов на большие расстояния, стоит соблюдать подобные требования и режим, установленный работодателем с учетом законодательных норм и требований. Такое действие предотвратит необходимость оплаты штрафов и, что самое главное, позволит совершать движение без опасности потерять управление ТС по причине чрезмерной усталости.

    Читайте также: