Обязанности слесаря по ремонту автомобилей 5 разряда

Обновлено: 07.05.2024

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей используется как приложение к трудовому договору. У большинства работодателей эта инструкция, благодаря рекомендациям от Роструда и выгодам её практического использования, входит в типовой перечень трудовой документации, имея статус правового документа. Для того чтобы избежать проблем с контролирующими органами и потенциальных трудовых конфликтов, должностная инструкция должна быть корректно составлена и оформлена.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

1. Общие положения

  1. Слесарь по ремонту автомобилей отвечает за плановый, оперативный и профилактический ремонт автопарка компании.
  2. В ходе исполнения должностных обязанностей слесарь по ремонту автомобилей подчиняется руководителю транспортного цеха.
  3. Слесарь по ремонту автомобилей принимается на свою должность и увольняется с неё директором компании, по представлению руководителя транспортного цеха.
  4. Лицо, претендующее на данную должность, обязано отвечать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее профильное образование;
    • рабочий стаж по техническому обслуживанию автомобилей от 1 года.
  5. Слесарь по ремонту автомобилей обязан владеть навыками в следующих областях:
    • правилах безопасности по проведению ремонтно-технических работ;
    • алгоритмах проведения всего спектра ремонтных работ с автомобилем;
    • принципах работы автомашин, особенностях их конструкций и агрегатов;
    • стандартах, применяющихся при осмотрах автотранспорта;
    • принципах работы с технической документацией по машинам;
    • критериях, по которым оценивается его работа;
    • технологиях, инструментах и оборудовании, применяющиеся при ремонте автомашины;
    • принципах взаимодействия с шоферами ремонтируемых автомобилей;
    • правилах замены неисправных деталей и агрегатов требуемых машин;
    • критериях тестирования автомобиля и его агрегатов;
    • специфических особенностях работы с автомобилями разных марок и классов;
    • способах выявления неисправностей автомобиля и его составляющих;
    • правилах подбора и установки запасных частей и агрегатов;
    • принципах использования электронных систем автомобиля;
    • правилах, регулирующих пользование предоставленными работодателем инвентарем, спецодеждой и инструментами.
  6. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется при работе:
    • соответствующими нормативами, стандартами, ПДД;
    • документами компании;
    • положениями этой инструкции.
  7. Во время отсутствия слесаря по причине болезни, отпуска или командировки его функции переходят к другому слесарю, выбранному руководителем транспортного цеха.

2. Функции

В компании на слесаря по ремонту автомобилей возлагаются следующие функции:

  1. Проведение необходимых ремонтных мероприятий по указанию своего руководителя.
  2. Применение специальной аппаратуры для выявления проблем в функционировании автомашин.
  3. Проведение мероприятий по профилактике, тестированию и испытаниям автомобилей и их агрегатов.
  4. Слесарная обработка составляющих автомашины.
  5. Чистка необходимых деталей машин и их разбраковка.
  6. Балансировка узлов и деталей ремонтируемых автомобилей.
  7. Контроль за заменой изношенных и неисправных составляющих автомашины.
  8. Поддержание порядка на месте работы.
  9. Бережное обращение с инструментами, спецодеждой и инвентарем.
  10. Взаимодействие с коллегами по транспортному цеху для решения текущих рабочих вопросов.
  11. Донесение до руководства информации о проблемных моментах в сфере своей ответственности.
  12. Отслеживание ситуации с наличием необходимых запчастей и агрегатов.
  13. Соблюдение установленных стандартов по технологической и пожарной безопасности.
  14. Ведение необходимого документооборота по правилам компании.

3. Ответственность

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность в следующих случаях:

  1. Неисполнение своих рабочих функций — в пределах, закрепленных в документах компании и трудовом законодательстве.
  2. Совершение правонарушений на рабочем месте — в тех пределах, которые прописаны в соответствующих статьях законодательства.
  3. Нанесение ущерба работодателю по причине некомпетентных действий — в соответствии с нормами действующего законодательства.

4. Права

Слесарь по ремонту автомобилей наделяется компанией следующим комплексом прав:

  1. Внесение предложений руководителю транспортного цеха по возможным мерам для улучшения своих рабочих процедур.
  2. Получение от сотрудников компании информации, нужной для выполнения своих должностных обязанностей.
  3. Получение премий и доплат по мере выполнения плановых показателей, установленных в соответствующих документах компании.
  4. Получение от компании рабочей спецодежды, а также части инструментов и инвентаря, необходимых в своей работе.
  5. Участие в собраниях сотрудников структурного подразделения по текущим рабочим вопросам.

Особенности написания должностной инструкции

В отечественном законодательстве нет положений по составлению должностной инструкции. На практике данный документ составляется путем приспосабливания работодателем содержания типовых инструкций для своих нужд. Формы этих инструкций, как правило, стандартны и включают следующие базовые разделы, оговаривающие основные аспекты деятельности работника:

  • Общая часть.
  • Обязанности служащего.
  • Его права.
  • Его ответственность.

Дополнительно к этим разделам многие компании, особенно крупные, добавляют те, где конкретизируют отдельные аспекты работы сотрудника, на которых им хочется заострить внимание. Наиболее популярны следующие дополнительные разделы:

  • Порядок должностных связей сотрудника.
  • Условия его работы.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.
  • Требования к квалификации.

На объем и тщательность инструкции сильно влияют размер и отраслевая принадлежность компании-работодателя. Крупные фирмы стремятся к возможно большей формализации своих контактов с сотрудниками, устраняя необходимость вручную распутывать отношения с сотнями работников со множеством функций. У таких нанимателей должностная инструкция носит возможно более исчерпывающий характер.

Внимание! Как образец для должностных инструкций могут использоваться профессиональные стандарты, чье применение регламентировано ст. 195.3 ТК.

Общий раздел

В разделе даны основные параметры, на которые должен ориентироваться сотрудник. Здесь освещены следующие вопросы:

  • Кому подчиняется сотрудник.
  • От кого зависит его наём и увольнение.
  • Кто берет на себя его обязанности в случае временного отсутствия.
  • Каковы требования к навыкам и квалификации кандидата.
  • Чем руководствуется сотрудник в своей деятельности.

Требования по навыкам сотрудника могут довольно сильно различаться, в зависимости от отраслевой сферы деятельности работодателя и его размеров. В любом случае данные навыки должны примерно соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Если слесарей по ремонту машин несколько и они спокойно заменять друг друга, то имеет смысл составить для них типовую инструкцию. Если слесарь один, специализируется на ремонте машин какой-то одной марки или класса, то следует составить для него индивидуальную инструкцию, отобразив его специфику.

Функции

Раздел отведен под описание должностных функций слесаря. Сюда входят не только обязанности по ремонту автомобилей, но и те, которые касаются его повседневной деятельности в цехе — поддержание порядка на рабочем месте, хранение инструментов, кооперация в работе с другими сотрудниками. Обязательно нужно отдельно написать про обязанность соблюдать требования по пожарной и технологической безопасности.

Внимание! Многие работодатели практикуют предоставление слесарям необходимых рабочих инструментов и инвентаря. В таком случае требуется отдельно упомянуть обязанность слесаря бережно обращаться с ними, обеспечивая их сохранность.

Ответственность

Раздел содержит список нарушений, за которые работодатель может привлечь сотрудника к ответственности. Обычно здесь упоминают несколько основных нарушений, в общей форме описывая меры наказания, избегая конкретики, которая все равно определяется в ходе судебных и административных разбирательств.

Права

Заключительная часть стандартной инструкции содержит список прав, которыми наделяется сотрудник на рабочем месте. Для слесаря по ремонту машин этот перечень довольно типовой и совпадает с правами других технических специалистов.

Сама инструкция может составляться как приложение к трудовому договору или как локальный правовой акт. В любом случае она должна быть согласована с юристом и сотрудником отдела по персоналу. После окончания процесса согласования документ направляют к руководителю компании. Сам сотрудник знакомится с ним в процессе устройства на работу. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после проставления подписей всеми сторонами: принимаемым на работу сотрудником, руководителем компании, другими лицами, участвовавшими в согласовании документа.

Сама инструкция должна быть оформлена с соблюдением всех параметров официального документа. В ней должны присутствовать дата составления, расшифровка подписей, перечень реквизитов компании.

Копия документа может быть выдана сотруднику или выложена в локальную сеть компании, но тогда необходимо удалить все его персональные данные.


Разряды слесарей по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей – 1-й разряд

Характеристика работ. Разборка простых узлов автомобилей. Рубка зубилом, резка ножовкой, опиливание, зачистка заусенцев, промывка, прогонка резьбы, сверление отверстий по кондуктору в автомобиле, очистка от грязи, мойка после разборки и смазка деталей. Участие в ремонте под руководством слесаря более высокой квалификаций.

Должен знать:
— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;
— назначение и правила применения простого слесарного и контрольно-измерительного инструмента;
— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

1. Автомобили — слив воды из системы охлаждения, топлива . из баков,” тормозной жидкости из гидравлической тормозной системы.
2. Фильтры воздушные и масляные тонкой и грубой очистки — разборка.

Слесарь по ремонту автомобилей – 2-й разряд

Характеристика работ. Разборка грузовых автомобилей, кро1 ме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м и мотоциклов. Ремонт, сборка простых соединений и узлов автомобилей. Снятие и установка несложной осветительной арматуры. Разделка, сращивание, изоляция и пайка проводов.. Выполнение крепежных работ при первом и втором техническом обслуживании, устранение выявленных мелких неисправностей. Слесарная обработка деталей по 12—14-м квалитетам (5—7-м классам точности) с применением приспособлений, слесарного и конт-.рольно-измерительного инструмента. Выполнение работ средней сложности по ремонту и сборке автомобилей под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать:
— основные сведения об устройстве автомобилей и мотоциклов;
— порядок сборки простых узлов;
— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;
— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;
— способы выполнения крепежных работ и объемы первого и второго технического обслуживания;
— назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительного инструмента;
— основные механические свойства обрабатываемых материалов;
— назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
— правила применения пневмо- и электроинструмента;
— основные сведения о допусках и посадках, квалитетах (классах точности) и параметрах шероховатости (классах чистоты обработки);
— основные сведения по электротехнике и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

1. Автомобили — снятие и установка колес, дверей, брызговиков, подножек, буферов, хомутиков, кронштейнов бортов, крыльев грузовых автомобилей, буксирных крюков, номерных знаков.
2. Картеры, колеса — проверка, крепление.
3. Клапаны — разборка направляющих.
4. Кронштейны, хомутики — изготовление.
5. Механизмы самосвальные — снятие.
6. Насосы водяные, вентиляторы, компрессоры — снятие и установка.
7. Плафоны, фонари задние, катушки зажигания, свечи, сигналы звуковые — снятие и установка.
8. Приборы и агрегаты электрооборудования — проверка, крепление при техническом обслуживании.
9. Провода — замена, пайка, изоляция.
10. Прокладки — изготовление.
11. Рессоры — смазка листов рессор с их разгрузкой.
12. Свечи, прерыватели-распределители — зачистка контактов.
13. Фильтры воздушные, масляные тонкой и грубой очистки — разборка, ремонт, сборка.

Слесарь по ремонту автомобилей – 3-й разряд

Характеристика работ. Разборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и- автобусов длиной свыше 9,5 м. Ремонт, сборка грузовых автомобилей, кроме специальных и дизельных, легковых автомобилей, автобусов длиной до 9,5 м. Ремонт и сборка мотоциклов, мотороллеров и других мототранспортных средств. Выполнение крепежных работ ответственных резьбовых соединений при техническом обслуживании с заменой изношенных деталей. Техническое обслуживание; разборка, ремонт, сборка, регулировка и испытание агрегатов, узлов и приборов средней сложности. Разборка ответственных агрегатов и электрооборудования автомобилей. Определение и устранение неисправностей в работе узлов, механизмов, приборов автомобилей и автобусов. Соединение и пайка проводов с приборами и агрегатами электрооборудования. Слесарная обработка деталей по 11 — 12-м квалитетам (4—5-м классам точности) с применением универсальных приспособлений. Ремонт и установка сложных агрегатов и узлов под руководством слесаря более высокой квалификации.

Должен знать: устройство и назначение узлов, агрегатов и приборов средней сложности; правила сборки автомобилей и мотоциклов, ремонта деталей, узлов, агрегатов и приборов; основные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования; ответственные регулировочные и крепежные работы; типичные неисправности системы электрооборудования, способы их обнаружения и устранения; назначение и основные свойства материалов, применяемых при ремонте электрооборудования; основные свойства металлов; назначение термообработки деталей; устройство универсальных и специальных приспособлений и средней сложности контрольно-измерительных инструментов; допуски и посадки, квалитеты (классы точности) и параметры шероховатости (классы чистоты обработки).

1. Автомобили легковые, грузовые автобусы всех марок и типов — снятие и установка бензобаков, картеров, радиаторов, педалей тормоза, глушителей; замена рессор.
2. Валы карданные, цапфы тормозных барабанов — подгонка при сборке.
3. Вентиляторы — разборка, ремонт, сборка.
4. Головки блоков цилиндров, шарниры карданов — проверка, крепление.
5. Головки цилиндров самосвального механизма — снятие, ремонт, установка.
6. Двигатели всех типов, задние, передние мосты, коробки передач, кроме автоматических, сцепления, валы карданные — разборка.
7. Контакты — пайка.
8. Крылья легковых автомобилей — снятие, установка.
9. Насосы водяные, масляные, вентиляторы, компрессоры — разборка, ремонт, сборка.
10. Обмотки изоляционных приборов и агрегатов электрооборудования — пропитка, сушка.
11. Реле-регуляторы, распределители зажигания — разборка.
12. Седла клапанов — обработка шарошкой, притирка.
13. Фары, замки зажигания, сигналы — разборка, ремонт, сборка.

Слесарь по ремонту автомобилей – 4-й разряд

Характеристика работ. Ремонт и сборка дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов длиной свыше 9,5 м. Разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и замена их при техническом обслуживании. Обкатка автомобилей и автобусов всех типов на стенде? Выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов. Разбраковка деталей после разборки и мойки. Слесарная обработка деталей по 7—10-м квалитетам (2—3-м классам точности) с применением универсальных приспособлений. Статическая и динамическая балансировка ответственных деталей и узлов сложной конфигурации. Составление дефектных ведомостей.

Должен знать: устройство и назначение дизельных и специальных грузовых автомобилей и автобусов; электрические и монтажные схемы автомобилей; технические условия на сборку, ремонт и регулировку агрегатрв, узлов и приборов; методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов, приборов; правила и режимы испытаний, технические условия на испытания и сдачу агрегатов и узлов; назначение и правила применения сложных испытательных установок; устройство, назначение и правила применения сложного контрольно-измерительного инструмента; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; периодичность и объемы технического обслуживания электрооборудования и основных узлов и агрегатов автомобилей; систему допусков и посадок, квалитетов (классов точности) и параметров шероховатости (классов чистоты обработки).

1. Блоки цилиндров двигателей — ремонт и сборка с криво-шипно-шатунным механизмом.
2. Валы распределительные — установка в блок.
3. Генераторы, стартеры, спидометры — разборка.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — испытание.
5. Гидротрансформаторы — осмотр и разборка,
6. Головки блока цилиндров дизельного -двигателя — сборка, ремонт, испытание на герметичность, установка и крепление.
7. Двигатели всех ТИП9В — ремонт, сборка.
8. Колеса передние — регулировка угла сходимости.
9. Колодки тормозные барабанов, амортизаторы, дифференциалы — ремонт и сборка.
10. Компрессоры, краны тормозные—разборка, ремонт, сборка, испытание.
11. Коробки передач автоматические—разборка.
12. Коробки передач механические — сборка, испытание на стенде.
13. Кузова автомобилей самосвалов, механизмы самосвальные — установка, регулировка подъема и опускания.
14. Мосты передние и задние сцепления, валы карданные‘— ремонт, сборка и регулировка.
15. Оси передние—проверка и правка под прессом в холодном состояние.
16. Подшипники коренные — замена вкладышей, шабрение, регулировка.
17. Поршни — подбор по цилиндрам, сборка с шатунами, смена поршневых колец.
18. Приборы и агрегаты электрооборудования сложные — проверка и регулировка при техническом обслуживании.
19. Редукторы, дифференциалы — ремонт, сборка, испытание и установка в картер заднего моста.
20. Реле-регуляторы, распределители зажигания — ремонт, разборка.
21. Сальник коленчатых валов, ступицы сцепления, пальцы шаровые рулевых тяг, поворотные кулачки — замена.
22. Тормоза гидравлические и пневматические — разборка.
23. Управления рулевые — ремонт, сборка, регулировка.
24. Шатуны в сборе с поршнями — проверка на приборе.
25. Шатуны — смена втулок в верхней головке шатуна с подгонкой по поршневому пальцу; окончательная пригонка по шейкам коленчатого вала па отвесу в четырех положениях.
26. Электропровода автомобилей — установка по схеме.

Характеристика работ. Регулировка и испытание на стендах и шасси сложных и ответственных агрегатов, узлов и приборов, автомобилей и замена их при техническом обслуживании. Проверка деталей и узлов электрооборудования на проверочной аппаратуре и проверочных приспособлениях. Установка приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть. Выявление и устранение сложных дефектов и неисправностей в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов автомобилей и приборов электрооборудования. Сложная и ответственная слесарная обработка, доводка деталей по 6—7-м квалитетам (1—2-м классам точности). Статическая и динамическая балансировка деталей и узлов особо сложной конфигурации. Диагностирование и регулировка систем и агрегатов грузовых и легковых автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность движения.

Должен знать: конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей и автобусов; технические условия на ремонт, сборку, испытания и регулировку особо сложных и ответственных агрегатов и электрооборудования; электрические монтажные схемы любой сложности и взаимодействие приборов и агрегатов в них; причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и устранения; устройство испытательных стендов.

1. Агрегаты и приборы электрооборудования — установка по полной схеме, включение в сеть, проверка- и регулировка их при техническом обслуживании.
2. Валы коленчатые с маховиками — балансировка.
3. Генераторы, стартеры, спидометры — ремонт, сборка, испытание, устранение дефектов.
4. Гидроподъемники самосвального механизма — сборка и испытание.
5. Гидротрансформаторы — ремонт, сборка.
6. Двигатели всех типов и марок — испытание на стенде, регулировка, диагностирование.
7. Приборы для проверки трансмиссии, рулевого управления, расходомеры и газоанализаторы — обслуживание, тарировка, ремонт.
8. Мосты передние и задние — замена и регулировка подшипников. Тормоза, рулевые управления, системы освещения и сигнализации — диагностирование.
9. Распределители зажигания, реле-регуляторы — проверка на стенде, регулировка, устранение дефектов.
10. Тормоза гидравлические и пневматические—-ремонт, сборка, установка и регулировка.
11. Цилиндры, коренные и шатунные подшипники — проверка после испытания на стенде, устранение неисправностей и окончательное крепление всех соединений.

Характеристика работ. Ремонт, сборка, регулировка, испытание на стендах и шасси и сдача в соответствии с техническими условиями особо сложных и ответственных агрегатов и узлов автомобилей различных марок. Проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов, автомобилей легковых и грузовых и автобусов. Оформление приемо-сдаточной документации.

Должен знать: конструктивные особенности автомобилей и автобусов различных марок; технические условия на ремонт, испытания и сдачу особо сложных и ответственных агрегатов и узлов; способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей; порядок оформления приемо-сдаточной документации; правила ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования.

1. Коробки передач автоматические — сборка, регулировка, испытание.
2. Стенды для проверки тягово-экономических и тормозных качеств автомобилей — обслуживание, ремонт, тарировка.
3. Приборы для проверки систем электрооборудования, зажигания, пневматических тормозных систем, гидроусилителей рулевого управления — обслуживание, ремонт, тарировка и регулировка.

Слесарь по ремонту автомобилей – специалист широкого профиля, а значит и круг функциональных обязанностей у него довольно обширен. Именно поэтому зона ответственности сотрудника должна быть отражена на официальной бумаге и утверждена руководителем организации.

В этой статье мы расскажем о том, как должна быть составлена должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей нового образца, а также представим вашему вниманию несколько готовых вариантов данного документа.

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей

Как составить: общие положения

Основной его задачей является проверка технического состояния автомобилей при помощи специализированного диагностического оборудования и выполнение операций по техобслуживанию и ремонту транспортных средств.

Работник подчиняется руководителю техцентра (СТО) и находится в оперативном подчинении у мастера смены. При этом назначается на должность и освобождается от нее слесарь приказом гендиректора предприятия по представлению непосредственного руководителя сотрудника.

Для успешной работы слесарю по ремонту и обслуживанию автомобилей необходимо средне-специальное образование и знание:

  • правил разборки, ремонта и дефектовки узлов, деталей, приборов и агрегатов;
  • правил техники безопасности;
  • устройства и принципов работы ремонтируемого оборудования;
  • способов восстановления изношенных деталей;
  • технических условий на регулировку, испытания и приемку оборудования после ремонта;
  • допусков, посадки и классов точности;
  • устройства и способов применения контрольно-измерительных инструментов и специальных приспособлений.

Должностные обязанности: на что имеет право автослесарь и его ответственность

Основные трудовые функции слесаря по ремонту автотранспорта включают в себя:

  • проведение диагностики и профилактического осмотра автотранспортных средств;
  • выбраковку, слесарную обработку и статическую балансировку узлов и деталей;
  • выполнение работ по разборке, сборке и ремонту механизмов автотранспортных средств;
  • выполнение работ по установке, замене и регулированию запчастей, агрегатов и оборудования согласно оформленному заказ-наряду;
  • устранение выявленных в ходе диагностики дефектов и неисправностей по согласованию с мастером смены;
  • обеспечение качества ведения работ, внесение необходимых коррективов в методы и способы наладки;
  • поддержание чистоты на рабочем месте, использование необходимой спецодежды, средств индивидуальной защиты, ограждений и приспособлений;
  • участие в работах по внедрению прогрессивных методов восстановления и ремонта оборудования, а также мероприятий по сокращению простоев оборудования, увеличению сроков его службы, предупреждению производственного травматизма и аварий;
  • знание и соблюдение инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
  • участие в оказании помощи пострадавшим и ликвидации аварии;
  • знание приемов доврачебной помощи;
  • знание расположения и умение пользоваться средствами пожаротушения.

Кроме того, работник должен докладывать непосредственному руководству о:

  • выявленных неисправностях оборудования;
  • случаях травмы, полученной лично или другими работниками;
  • лицах, нарушающих положения инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности.

Права слесарей по ремонту автотранспорта являются стандартными и включают в себя право на ознакомление с проектами решений руководства в отношении его работы, внесение предложений по совершенствованию работы и требование от руководства предоставления необходимых условий труда.

Отдельным разделом рабочей инструкции необходимо прописать зону ответственности сотрудника, в том числе за:

  • ненадлежащее исполнение трудовых функций (в рамках действующего трудового законодательства);
  • нарушение производственной и трудовой дисциплины, правил техники безопасности и промышленной санитарии (в рамках действующего трудового законодательства);
  • правонарушения, совершенные в процессе осуществления рабочей деятельности (в рамках действующего административного, уголовного и гражданского законодательства);
  • причинение материального вреда (в рамках действующего гражданского и трудового законодательства).

Образцы должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

Типовая

Согласно ЕТКС существует 7 разрядов слесарей по ремонту автомобилей. Так как должностные обязанности и зона ответственности каждого из них различны, ниже мы разместили примеры готовых документов для каждой категории рабочих.


1 разряда


2 разряда


3 разряда



4 разряда


5 разряда


6 разряда


7 разряда


Автослесаря-механика


Бригадира слесарей по ремонту автомобилей


По ремонту автомобилей и тракторов


Следует отметить, что в должностной инструкции автослесаря автосервиса должна быть учтена специфика деятельности сотрудника. Так, ремонт газового оборудования автомобилей значительно отличается от ремонта электрооборудования, а обслуживание грузовых автомобилей — не то же самое, что и обслуживание легковых. Именно поэтому все нюансы работы сотрудника должны быть отражены в документе, а сам работник ознакомлен с ними под роспись. В противном случае юридической силы документ иметь не будет.

I. Общие положения

1.1. Должностная инструкция регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности слесаря по ремонту автомобилей: должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения и связи по должности.
1.2. Слесарь по ремонту автомобилей относится к категории рабочих.
1.3. Слесарь по ремонту автомобилей назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.4. Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно главному механику.
1.5. Во время отсутствия слесаря по ремонту автомобилей его права и обязанности возлагаются на других специалистов компании, о чем генеральным директором компании выпускается соответствующее распоряжение.
1.6. На должность слесаря по ремонту автомобилей назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (программы подготовки квалифицированных рабочих).
1.7. Слесарь по ремонту автомобилей должен знать:
• назначение, устройство и правила применения ручного слесарно-монтажного, пневматического и электрического инструмента, универсальных и специальных приспособлений;
• технологию проведения слесарных работ;
• допуски, посадки и система технических измерений;
• конструктивные особенности узлов, агрегатов и систем автомобильного транспортного средства (далее — АТС);
• технические и эксплуатационные характеристики АТС;
• порядок оформления и ведения сопроводительной документации АТС;
• наименование, маркировку технических жидкостей, смазок, моющих составов, горюче-смазочных материалов и правила их применения и взаимозаменяемости, в том числе в зависимости от сезона;
• устройство, принцип действия контрольно-измерительных инструментов, методы и технология проведения контрольно-измерительных операций, в том числе с применением специального диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений;
• методы проверки герметичности систем АТС;
• устройство и принципы действия механического и автоматизированного инструмента и оборудования;
• номенклатура запасных частей и материалов, применяемых в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• устройство и принцип действия диагностического оборудования;
• методики проведения тестирования узлов, агрегатов и систем АТС;
• устройство и принципы действия испытательных стендов узлов, агрегатов и систем АТС;
• инструкции по эксплуатации стендового оборудования и работе с ним;
• процедуры и правила дефектовки деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• принципы действия гидравлических, термодинамических систем и пневмосистем;
• принципы и методы осуществления шиномонтажа;
• электрические измерения и электроизмерительные приборы;
• принципы действия электронных систем АТС;
• принципы передачи и распределения электрической энергии;
• методики проведения функциональных тестов;
• особенности работы программного обеспечения диагностического оборудования;
• технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение и режимы работы электронного оборудования АТС и правила его эксплуатации;
• особенности конструкции АТС;
• технология обновления программного обеспечения электронного оборудования АТС и диагностических программных продуктов;
• виды технических носителей информации;
• принципы передачи данных в мехатронных системах АТС;
• принципы работы датчиков мехатронных систем и исполнительных механизмов АТС;
• методы проведения расчетов электрических, электронных и микропроцессорных систем;
• методы работы с протоколами обмена данных в интерфейсе программного обеспечения оборудования;
• принципы действия электронных устройств;
• основы трудового законодательства и требования охраны труда.
1.8. Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь:
• применять в работе ручной слесарно-монтажный, пневматический и электрический инструмент, оборудование и оснастку в соответствии с технологическим процессом;
• проверять герметичность систем АТС;
• проверять работоспособность узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять давление воздуха в шинах и при необходимости доводить до нормы;
• производить затяжку крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• проверять соответствие номеров номерных узлов и агрегатов АТС паспорту АТС;
• проверять соответствие комплектности АТС сопроводительной документации организации-изготовителя АТС;
• проверять соответствие моделей деталей, узлов и агрегатов АТС технической документации;
• визуально выявлять внешние повреждения АТС;
• производить уборку, мойку и сушку АТС;
• монтировать составные части АТС, демонтированные в процессе доставки АТС;
• проверять уровень горюче-смазочных материалов, технических жидкостей и смазок и при необходимости производить работы по их доливке и замене;
• заменять расходные материалы после замены жидкостей;
• проверять моменты затяжки крепежных соединений узлов, агрегатов и систем АТС;
• измерять зазоры в соединениях, биение вращающихся частей, люфты в рулевом управлении АТС;
• демонтировать составные части АТС;
• производить регулировку узлов, агрегатов и систем АТС;
• пользоваться справочными материалами и технической документацией по ТО и ремонту АТС;
• выбирать контрольно-измерительный инструмент в зависимости от погрешности измерения и проводить контрольно-измерительные операции;
• применять механический и автоматизированный инструмент и оборудование при проведении работ по ТО и ремонту;
• использовать специальные приспособления для поиска неисправностей в узлах, агрегатах и механических системах АТС;
• использовать инструменты, приспособления для разборки/сборки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• измерять размеры деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• осуществлять шиномонтаж;
• осуществлять подготовительные работы по установке узлов, агрегатов и механических систем на испытательный стенд;
• настраивать стенды для проведения тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• вводить в систему управления стендом значения контролируемых параметров;
• анализировать полученные результаты тестирования узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить дефектовочные работы деталей, узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• анализировать возможность восстановления и ремонта дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить замену дефектной детали узлов, агрегатов и механических систем АТС на новую;
• производить настройку и регулировку деталей узлов, агрегатов и систем АТС;
• оценивать результаты регулировки узлов, агрегатов и механических систем АТС;
• производить тестовые проверки электронного оборудования АТС с целью обнаружения неисправностей;
• определять и выбирать методы диагностики мехатронных систем АТС;
• диагностировать мехатронные системы АТС с использованием диагностического оборудования, программного обеспечения и специальных приспособлений с целью выявления неисправностей;
• анализировать взаимодействие компонентов и взаимное влияние выходных параметров мехатронных систем АТС;
• использовать лучшие практики эксплуатации и технического обслуживания электронного оборудования АТС;
• применять стандартное программное обеспечение и специализированное программное обеспечение, предназначенное для диагностики мехатронных систем АТС;
• производить контрольно-измерительные операции с применением диагностического оборудования и специальной оснастки для последующей дефектовки и замены/восстановления компонентов мехатронных систем АТС;
• производить работы по наладке и вводу в эксплуатацию, калибровке и перепрограммированию мехатронных систем АТС;
• анализировать возможность подключения дополнительных внешних устройств с целью расширения технических возможностей АТС;
• контролировать параметры и надежность электронного оборудования и мехатронных систем АТС;
• читать электронные схемы.
1.9. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется в своей деятельности:
• законодательными актами РФ;
• Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
• приказами и распоряжениями генерального директора;
• настоящей должностной инструкцией.

II. Должностные обязанности слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей выполняет следующие должностные обязанности:

2.1 техническое обслуживание, диагностика и ремонт автотранспорта;
2.2 контроль технического состояния автотранспорта;
2.3 проведение планово-предупредительного ремонта по графику;
2.4 замена узлов и агрегатов;
2.5 шиномонтаж.

III. Права слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей имеет право:

3.1. Запрашивать у главного механика и других работников компании информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей, разъяснения и уточнения по выданным поручениям.
3.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора, касающимися исполняемых должностных обязанностей, с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
3.4. Требовать предоставления рабочей одежды и места для переодевания.
3.5. Информировать главного механика о нарушениях трудового законодательства в компании.
3.6. Разрабатывать и вносить на рассмотрение главного механика предложения по организации труда в рамках своих должностных обязанностей.
3.7. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с документами, содержащими оценку его деятельности, и давать по ним разъяснения.

IV. Ответственность слесаря по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность:

4.1. За невыполнение, несвоевременное или халатное исполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.3. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, трудовой дисциплины.
4.4. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальности информации.

V. Взаимоотношения и связи по должности

5.1 Слесарь по ремонту автомобилей работает в режиме нормированного рабочего дня по графику 40-часовой рабочей недели, утвержденному генеральным директором компании.
5.2. Под руководством главного механика планирует свою работу на отчетный период.
5.3. Представляет главному механику отчет о проделанной работе за отчетный период.
5.4. Получает от главного механика нормативно-правовую информацию и знакомится с ней под роспись.
5.5. Доводит до сведения главного механика информацию, полученную в ходе работы.
5.6. Оперативно взаимодействует с другими специалистами компании в целях повышения качества работы.
5.7. Исполняет должностные обязанности других специалистов компании в соответствии с распоряжением генерального директора компании.


VI. Заключительные положения

6.1 Сотрудник знакомится с должностной инструкцией под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора.
6.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, другой — у сотрудника.
6.3. Сотрудник знакомится под роспись с изменениями в должностной инструкции, касающимися общих положений, должностных обязанностей, прав, ответственности и оформленными соответствующим распоряжением генерального директора компании.

С инструкцией ознакомлен:

Читайте также: