Кто виноват в дтп если впереди идущий автомобиль резко затормозил

Обновлено: 02.05.2024

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Пункт 10.1 не менялся с самого введения Правил дорожного движения как подзаконного акта и до 2020 года. Вышеуказанная трактовка звучит так ещё с 1993 года.

Единственная попытка изменить этот пункт подзаконного акта заключалась в общественной инициативе №77Ф12974, где инициатор указал, что 10.1 фактически вводит презумпцию виновности водителя в своём последнем абзаце, и обосновав это тем, что, например, даже при ДТП с пешеходом, переходящим проезжую часть в запрещённом месте на запрещающий сигнал светофора да ещё и состоянии опьянения, водителю всё равно вменяют нарушение 10.1 и делают того виноватым.

Инициатива не была принята к рассмотрению ввиду малого числа проголосовавших.

Препятствие на дороге и неверно выбранная водителем скорость движения

Родной город СтрахованиеБрокеры здесь, чтобы убедиться, что вы получаете скидки на автострахование

Наши местные страховые брокеры будут не только относиться к вам, как к нашей собственной семье, но мы также будем помогать вам в любом случае, когда речь заходит о ваших страховых требованиях. У нас всегда есть полезный голос, и мы будем рады помочь вам прояснить, как или если вы можете воспользоваться этой скидкой на страхование автомобиля. Поэтому запомните: даже если провокатором ситуации являетесь не вы, любые последствия вашего маневра могут быть записаны на ваш счет.

А как же гуманность?

Но ведь ситуации разные. Одно дело сознательно протаранить чужую машину, а если на дороге ребенок и торможение уже однозначно не поможет? Ситуация из правовой области переходит в морально-этическую.

С точки зрения ПДД, не важно, какой тип опасности перед вами: открытый колодезный люк или пятилетняя девочка — в первую очередь нужно тормозить. Но для большинства из нас разница есть.

Так вот, запомните простое правило: в подавляющем большинстве аварийных ситуаций торможение имеет приоритетный статус. Оно может быть кратковременным или до полной остановки, по прямой или совмещенное с маневром. Тем не менее, уворачиваться от опасности следует, если есть близкая к стопроцентной уверенность, что маневр не спровоцирует новых аварий.

А вы уверены, что хорошо знаете ПДД?

Имея стаж, каждый автомобилист считает себя профессионалом. Он уверенно управляет автомобилем! Скорее всего, многие из водителей не задумываются о том, что правила меняются, а память стирает нюансы, полученные во время учебы в автошколе.


Комментарии к пункту 10.1 ПДД

Фактически, данный пункт Правил является универсальным. Очень часто его приписывают, когда водитель наехал на любое неподвижное (или даже подвижное) препятствие на дороге – стоящее транспортное средство, какой-либо мусор, упавшие деревья или столбы, животные (лоси, крупный рогатый скот и другие).

В частности, пункт 10.1 предписывает:

Из логики нарушения этого пункта можно установить, что он является ещё и прецедентным – считается, что 10.1 ПДД не нарушен до тех пор, пока не создался прецедент – авария. Если ДТП нет, нет и факта неверно выбранной скорости движения – то есть скорость считается безопасной.

Про ненаказуемое превышение

10.1 Правил дорожного движения 2020 года как раз даёт понять, что ненаказуемого превышения в принципе не может быть. Вам не будет выписан штраф за превышение, если величина такого превышения скорости будет не более чем на 20 км/ч.

Но отсутствие наказания не означает отсутствия нарушения. И яркий тому пример – ДТП, где даже малейшее превышение может стать причиной отягчающих обстоятельств или в редких случаях обоюдной вины.

Нарушение пункта 10.1 ПДД

Экстренное торможение и виновность в ДТП

Вопрос:

Ответ юриста:

Правилами дорожного движения от 23.10.1993 №1090 действительно установлен запрет резкого торможения (пункт 10.5), если оно не предотвращает дорожно-транспортное происшествие. Но и для водителя, едущего следом, существуют строгое правило соблюдения дистанции, которое и предназначено для того, чтобы избежать наезда (п.9.10 ПДД). Конкретное расстояние определяет водитель в зависимости от состояния дороги, погоды, технического состояния самого автомобиля.

В Вашем случае ответственность за происшедшее возлагается на Вас, так как из-за занижения дистанции Вы допустили столкновение. Доказать вину первого водителя будет очень сложно:

1. Каждый водитель должен предпринять меры, чтобы не случилось дорожно-транспортного происшествия, которое может привести к гибели или травме людей, повреждениям машины, перевозимых грузов и иным последствиям на дороге. Поэтому первый водитель возможно и применил экстренное торможение по каким-то причинам – кольнуло в сердце так, что пришлось резко затормозить; неожиданно возникшая неисправность в машине; состояние дороги – яма, ухаб; внезапно выскочившая кошка или какой-то подозрительный предмет на дороге. Как видите причин много, а надо доказать, что их не было вообще. Если только сам водитель не признает вину?

2. Вами не указано, с какого регистратора имеется запись. Если это запись с Вашего регистратора, то она всё равно не покажет всю обстановку дороги перед впереди шедшим автомобилем. Если это запись с его регистратора – то может и получится доказать вину. Но шансов очень мало.

Задайте свой вопрос юристу!

ДТП из-за колеи на дороге — кто виноват?

Произошло ДТП с большегрузными машинами вследствие колеи на дороге. Нашу машину выкинуло на полосу встречного движения, вследствие чего произошло столкновение лоб в лоб…

Сбили маму — виновник ДТП неизвестен

Сбили маму. Виновник отвёз её в больницу, данных по поводу аварии узнать не можем, так как инспектор будет только через день…

Суд признал виновным в ДТП. Моя машина не пострадала.

Перед перекрестком, подъезжая к светофору, остановился на красный сигнал. Загорелся зелёный, я поехал. Услышав звук тормозов, я остановился…

ДТП из-за срабатывания подушки безопасности

Я ехал по трассе. Сработала подушка безопасности, вследствие чего я съехал с дороги … сказали что подушка сработала после того как я съехал с трассы, а не до того…

Как считается срок исковой давности по ДТП?

ДТП — какие правила действуют при движении во дворе?

Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим. Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе…

Наезд на пешеходном переходе — порядок действий водителя

Произошёл непреднамеренный наезд на пешехода в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Человека не было видно из-за остановившегося троллейбуса…

Экспертиза после ДТП: присутствовать или нет?

Я признан виновником ДТП. Пришло извещение о проведении независимой экспертизы. Обязательно ли мне присутствовать на независимом осмотре автомобиля?

ДТП в жилой зоне, движение задним ходом, помеха справа

Я ехал по жилой зоне. Второй участник аварии отъезжал от подъезда справа, двигался задним ходом и совершил столкновение с моим автомобилем…

С кого будет взыскан ущерб от ДТП, если виновник пешеход?

Я совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Установлена вина пешехода…

Кто будет выплачивать ущерб от ДТП?

Я зацепил легковой автомобиль, но не заметил этого. Уехал. На нем остались повреждения. Кто будет выплачивать ущерб — я или страховая?

Что делать если виновник ДТП сбежал?

Я попал в аварию по чужой вине. Горе-водитель с места столкновения сбежал, но я запомнил марку и номер его автомобиля. Оповестил звонком сотрудников ДПС…

Как привлечь к уголовной ответственности пьяного водителя-военнослужащего?

Стоял на светофоре (горел красный свет). В зад моего автомобиля въехала машина, за рулем которой был пьяный военнослужащий на личном транспорте…

Обвиняют в том, что покинул место ДТП. Как поступать?

Я выехал со двора, а через 3 часа мне звонит инспектор ГИБДД и говорит о том, что я повредил бампер припаркованному в этом же дворе автомобилю и скрылся с места ДТП…

Отъехала от места ДТП — скрылась с места ДТП или нет?

При въезде во двор повредила чужую машину. С места аварии отъехала, припарковала свою машину и вызвала ГИБДД…

Поворачиваю налево, а меня обгоняют. ДТП. Кто виноват?

Я притормозил, включил левый указатель поворота и начал выполнять поворот налево. При выполнении маневра меня обгоняет другой автомобиль и задевает переднее левое крыло…

ДТП с пострадавшими. Можно ли подать гражданский иск?

В меня врезался пьяный водитель. В отношении этого самого водителя возбудили уголовное дело, я — свидетель. Как мне подать иск о возмещении материального вреда?

Виновник скрылся с места ДТП. ГИБДД бездействует.

Стоящую во дворе машину повредил грузовик, скрывшийся с места происшествия. Свидетели есть, номер записан. ГИБДД бездействует…

Обвиняют в том, что скрылся с места ДТП, хотя уехали оба водителя.

Я виновен в ДТП. Потерпевший предложил решить вопрос на месте, не дожидаясь ГИБДД. Я не отказался, но у меня и моей подруги не оказалось с собой таких денег…

Не заметил пешехода и сбил его. Что мне грозит?

На дорогу упал пьяный мужчина, я его не заметил и сбил (летальный исход). Все оформили и дело у следователя, но они ничего не говорят…

Соответствуют ли повреждения автомобиля конкретному ДТП?

Кто оплачивает ущерб, если виновник ДТП был пьян?

Муж перебрал, захотел сесть за руль. Я возражала, ведь прав у него нет, лишен. Он все равно сел. Нас занесло, мы ударили дорогую иномарку…

Экстренное торможение и виновность в ДТП

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

дтп в задний бампер

В пункт 9.10 в ПДД РФ указана следующая важная информация: управляющий автотранспортом обязан соблюдать такую дистанцию по отношению к впереди идущей машине, чтобы при экстренной остановке удалось избежать ДТП.

Шофёр, въехавший в задний бампер по причине несоблюдения скоростного режима и ошибочного выбора дистанции, будет признан виновным в случившемся.

Чтобы предотвратить неприятные ситуации на дороге, помните, что быстрое нажатие на педаль тормоза не приведёт к мгновенной остановке транспортного средства. Соблюдение дистанции – один из важных факторов безаварийного движения.

В п.1. раздела 10 ПДД РФ говорится о том, что шофёр должен оценивать дорожную ситуацию (рельеф местности, условия видимости, погоду), техсостояние и вес собственного автомобиля, а также общую массу транспортируемого груза. Всё это будет влиять на своевременность остановки.

О резком торможении

Не забывайте о требованиях к впереди идущей машине. Согласно п.10.5 водителю запрещено прибегать к экстренному торможению на дорогах общего пользования, если этого не требуется для предотвращения аварии. Однако в самих правилах нет чёткого пояснения данного понятия.

Наличие следов от покрышек на асфальте или резкое нажатие на педаль тормоза не делают торможение экстренным на законном основании. Поэтому многое зависит от лица, которое рассматривает дело и определяет наличие нарушения п.10.5.

авария на дороге

Когда виноват водитель авто, ехавшего сзади?

В каких ситуациях водитель сзади идущего автомобиля не виноват?

На дорогах бывают разные ситуации. В ППД РФ имеются определённые оговорки о виновности шофёра. Например, водитель сзади не виноват в следующих случаях:

1. Автомобиль, который двигался впереди, резко затормозил из-за непредвиденных обстоятельств:

Участники дорожного движения обязаны соблюдать дистанцию, чтобы предотвратить столкновение даже при незапланированном торможении. Однако если впереди движущаяся машина врезалась в какое-то препятствие (например, дорожное ограждение) и резко встала на месте? Это может возникнуть из-за невнимательности, неисправности с тормозной, рулевой системой или по другой причине.

Тормоза не позволят мгновенно остановить автомобиль. В результате произойдёт удар. При этом шофёр второй машины будет невиновен, так как не смог избежать аварии.

2. Если въехавшего в зад ударила другая машина:

Рассмотрим ситуацию, когда водитель въехал в зад автомобиля из-за того, что его ударили самого. По трассе друг за другом передвигалось 3 авто. Первое притормаживает (перед светофором, поворотом, объездом препятствия и т.д.), второе, находясь на безопасной дистанции, также начинает останавливаться. Третье врезается во вторую машину, которая, двигаясь по инерции, ударяет первую.

В такой ситуации виновным будет признан шофёр третьего ТС. Именно последний не соблюдал ПДД, что стало причиной случившегося.

дтп в городе

Обратите внимание, что при групповых авариях часто возникают спорные ситуации. Виновность того или иного водителя зависит от следующих факторов:

  1. Соблюдалась ли необходимая дистанция для предотвращения аварии.
  2. Учитывались ли особенности погоды и общая скорость движения потока.
  3. Наличия файлов с авторегистраторов и показаний свидетелей.

Только точное восстановление картины автоаварии позволит разобраться в произошедшем.

  • водитель автотранспортного средства сдавал назад и совершил наезд;

Согласно п. 8.12. перед началом выполнения такого манёвра шофёр должен убедиться, что не создаёт помех для прочих водителей. Сдавать назад запрещено на перекрёстках и мостах, пешеходных переходах, ж/д переездах, а также в других местах, где плохая видимость (менее 100 м).

  • автотранспортное средство находилось в неположенном месте, было едва различимо из-за неблагоприятных погодных условий, особенностей рельефа местности.

Если водитель въехал в заднюю часть переднего автомобиля, который был неправильно припаркован, например, находился на трамвайных путях или располагался в зоне с плохой видимостью, то он не будет наказан. Здесь можно сфотографировать место происшествия и предоставить материалы с авторегистратора, на которых будут сразу видны нарушения владельца другого ТС.

Об автоподставах

дорожная автоподстава

На дорогах можно столкнуться и с автоподставщиками, которые провоцируют ДТП и стараются разойтись миром как можно быстрее после получения с жертвы денег. От таких людей спасёт сохранение спокойствия и хладнокровие, наличие регистратора и своевременный вызов представителей ГИБДД.

Как правило, автоподставщики работают на нескольких машинах. Будьте внимательны и аккуратны. Позвоните близким и знакомым, вкратце расскажите о неприятной ситуации и сообщите место, где находитесь.

Как доказать невиновность?

Чтобы доказать, что наезд на впереди идущий автомобиль был совершен не по вашей вине, необходимо использовать:

Для доказательства невиновности можно привлечь свидетелей. Это могут быть водители и пассажиры другого автотранспорта, пешеходы, находящиеся рядом с местом происшествия.

Возникшие споры по определению виновного в случившемся могут разрешаться в судебном порядке. Инстанция вынесет решение о единоличной или обоюдной ответственности.

Обратите внимание, что пассажиры вашего автотранспортного средства являются заинтересованными в исходе дела лицами. Их показания не будут учитываться в суде. Поэтому лучше взять контакты у других людей на месте происшествия.

Как избежать аварии?

Несколько советов, которые позволят минимизировать вероятность неприятных инцидентов на трассе:

Безопасность дорожного движения обеспечивается соблюдением правил. Однако, в современных условиях это практически невозможно. На дороге все равно будут встречаться люди, которые закрывают глаза на штрафы и на то, что они своими маневрами мешают движению других людей. Почти каждый автомобилист хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда автомобиль, который едет впереди, резко тормозит. Соответственно, такие ситуации могут приводить к возникновению дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрим, есть ли шанс у водителя избежать столкновения в таком случае.

Можно ли избежать ДТП, если автомобиль спереди резко затормозил

Для начала вспомним, что экстренное торможение влечет за собой и другие неприятные последствия. Например, автомобиль может уйти в занос, особенно часто такое происходит на скользком дорожном полотне, когда на поверхности лежит снег или лед.

Второй неприятный момент заключается в том, что транспорт может стать полностью неуправляемым из-за блокировки колес. Такому чаще всего подвержены автомобилисты, которые используют в морозную погоду летнюю или лысую резину. Третье последствие - преждевременно изнашиваются такие элементы, как колодки, диски, трансмиссия и протектор. Последний неприятный исход заключается в повышенном топливном расходе, так как энергия, которая затрачивается на ускорение и разгон, уходит зря.

Как можно избежать аварии . От аварийной ситуации на дороге сегодня не застрахован никто. Однако, вероятность возникновения такого происшествия зависит от выбранной скорости и свойств торможения. Простыми словами, нужно просто соблюдать Правила дорожного движения, а именно, держать дистанцию между автомобилями. Это позволит избежать столкновения, если вдруг едущий впереди транспорт применит резкое торможение. Кроме того, стоит брать во внимание и сторонние параметры - загруженность транспортного средства, погодные условия и прочее.

Можно ли избежать ДТП, если автомобиль спереди резко затормозил 3

Если автомобиль не оборудован системой ABS, водитель вынужден самостоятельно находить момент для полной блокировки, ведь наиболее эффективно транспорт тормозит на грани перед остановкой. Самое главное - не допустить тот момент, когда колеса перестанут вращаться, так как управление полностью выйдет из под контроля. В таком случае рекомендуется нажимать на педаль тормоза. Лучше всего заранее знать, как ведет себя автомобиль в момент экстренного торможения. Можно провести эксперимент на участке, где не передвигаются автомобили.

Если же автомобиль оборудован системой ABS , ситуация упрощается в несколько раз. Электроника не позволяет колесам блокироваться, что обеспечивает максимальное торможение. Если спереди резко остановился транспорт, нужно выжать педаль тормоза до упора.

Можно ли избежать ДТП, если автомобиль спереди резко затормозил 4

Кто виновен . По закону, в такой ситуации учитывается сразу два пункта Правил дорожного движения. В пункте 9.10 ПДД говорится, что водитель, который едет сзади, должен соблюдать необходимую дистанцию, что поможет быстро остановиться, если спереди возникнет препятствие. В пункте 10.5 указано, что водитель не может резко тормозить. Это позволено только в тех случаях, если нужно предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Практика показывает, что наказание несут оба водителя.

Можно ли избежать ДТП, если автомобиль спереди резко затормозил 5

Итог . На дороге очень часто может возникнуть ситуация, когда один водитель резко тормозит, а другой не успевает предпринять меры и врезается сзади. Специалисты выделяют некоторые рекомендации, которые помогут избежать такой ситуации.

Михаил Рыбкин

Александр Рухлин

Сергей Владимирович

Максим Лептюхов

Неработающие стоп сигналы впереди идущего ТС. Но это необходимо доказать. не путать с габаритными огнями.

Александр Чалышев

99% будет не прав задний. Я однажды въехал в "попу" парню без стоп-сигналов, инспектор видел, что стопы не горят (удар не сильный), но тем не менее я не соблюдал дистанцию и виноват

Алексей Селиванов

Максим Лептюхов

Юрий Мозговой

Максим, судиться очень сложно,долго и дорого.въехал в зад орлу с тонированными фонарями,хорошо,что сразу потребовал экспертизу на светопропускание.Но почти полтора года нервов,сил и денег.Не смотря на запись с регистратора.

DELETED

как правило возможна обоюдка. но да или неработающие стопаки(тонированные) или экстренное торможение без причины , но ОЧЕНЬ сложно доказуемое, и как бы там сразу интервал-дистанция

Геннадий Федотов

при чем тут экстренное торможение без причины? Дистанцию соблюдай и всё. А вообще на скоростном шоссе иногда задом едут, когда съезд прошляпят и в зад запросто влететь, но тут надо доказать.

Дмитрий Горин

А я вот доказал что я прав!Ехал по крайней левой полосе,впереди ехало ТС сос коростью 40 км/час,впереди него были ремонтные работы(ямы)и он резко меня подрезал.Как ни странно я смог доказать свою правоту.Но один фиг обидно.

Сергей Гусев

Миша Ефимов

ехали с одногруппником в крайней левой полосе,с правого ряда решила повернуть на лево аднимистративная волга,соответственно мы всандалили в зад!огромное спасибо сотруднику гибдд
за понимание,признали виновника быдло на волге,хотя тот орал в три горла мол задний виноват и приехавшие всед дипломаты.

Евгений Исаев

Александр Чалышев

пишут некоторые про дистанцию, только есть одно НО. Да, водитель обязан её соблюдать. Я соблюдал дистанцию до впереди едущего авто с УЧЕТОМ того, что впередиидущий авто ИПРАВЕН, то есть работают стоп-сигналы и я вовремя среагирую на ситуацию (это их прямое назначение - проинформировать). А так как он допустил эксплуатацию с грубейшей неиспраностью, то пусть его "дерут". На практике вышесказаное без автоюриста не действует конечно же)))

Виталик Казаров

А если авто тормозит на понижайке? Или если в авто впереди прилетит встречка, думаете у неё стопы будут гореть? Кому потом будете предъявлять?

Александр Чалышев

"тормозит на понижайке" и педаль тормоза в пол вещи разные и ,как следствие, время на реакцию разная.
"прилетит встречка" . ну это уже не в это теме и абсолютно другая ситуация
наверное сейчас будет вопрос " а если выбежит (не дай Бог) ребенок, у него нет стопов. ". Только это уже к соблюдению скоростного режима
про негорящие стопу можно привести такую параллель:
выходишь не пешеходный переход с уверенностью, что автомобиль остановится (пропустит). Также и сзади едущий автомобиль ждет, что стопы загорятся.

Виталик Казаров

Александр, если воткнуть не ту передачу - можно очень хорошо затормозить) Согласен, такого почти никогда не бывает, но всё же возможно)
А "прилетит встречка" - это как раз та самая ситуация, когда водитель передней машины может неожиданно затормозить без стопов, и не будет в этом виноват. А учитывая, что машина при этом может остановиться даже быстрее, чем при экстренном торможении, водитель, не соблюдающий дистанцию не оставит себе шансов. Кстати, не обязательно встречке прилетать, машина впереди может резко уйти в другую полосу, а за ней может стоять другое авто, например, поворачивающее налево и пропускающее встречку. В этот раз стопы будут гореть (у стоящей машины), но водителю, ждущему стоп-сигналы от другой машины, это уже не поможет.
И вот такие ситуации - не редкость, к сожалению.

Юрий Панченко

Андрей Кондратовский

Негорящие или наглухо затонированные стопы никак не могут являться прямой причиной виновности в ДТП впереди едущего автомобиля. Максимум что можно давить на то, что техническая неисправность стоп-сигналов впереди едущего автомобиля, усугубило ситуацию и вытащить данное ДТП на обоюдку.
Сделать виноватым в ДТП первый автомобиль можно только в трех случаях:
1. Если он въехал в Вас сам задним ходом,
2. Если он выполнял маневр с нарушением ПДД (например перестроился в ваш ряд не уступив Вам дорогу, где Вы даже применив экстренное торможение не смогли избежать столкновения),
3. Отсутствие знака "Ш", на автомобиле с шипованной резиной. Но это будет работать только в зимний период.

Еще спорным моментом является неправильное применение задних противотуманных фонарей, которыми чисто гипотетически можно ослепить взади едущего водителя, и на фоне неработающих стоп-сигналов, он не в состоянии будет обнаружить начало процесса остановки переднего автомобиля.

Читайте также: