Количественный анализ дтп дает оценку аварийности по

Обновлено: 07.05.2024

Презентация на тему: " Лекция 7 Анализ статистических данных о ДТП и его виды. Основные причины и факторы, способствующие возникновению ДТП." — Транскрипт:

1 Лекция 7 Анализ статистических данных о ДТП и его виды. Основные причины и факторы, способствующие возникновению ДТП.

2 Широкое использование при анализе статистических данных о ДТП получили количественный, качественный, топографический и специальный методы, позволяющие:Широкое использование при анализе статистических данных о ДТП получили количественный, качественный, топографический и специальный методы, позволяющие: - оценить уровень аварийности по определенному региону, транспортной системе; - установить величины и характер изменения показателей характеризующих аварийность; - выявить основные причины, факторы и условия, обусловливающие возникновение ДТП; - определить места концентрации ДТП на дорогах.

3 Количественный анализ ДТП – это оценка состояния аварийности (уровня аварийности) на определенной административной территории или в транспортной системе и выявление тенденций в ее изменениях в связи с проводимыми мероприятиями по организации движения.Количественный анализ ДТП – это оценка состояния аварийности (уровня аварийности) на определенной административной территории или в транспортной системе и выявление тенденций в ее изменениях в связи с проводимыми мероприятиями по организации движения. При количественном анализе оценка деятельности автотранспортных предприятий по предупреждению ДТП может быть осуществлена путем сравнения определенных показателей за различные периоды. К таким показателям относятся: - количество ДТП, происшедших по вине работников предприятия; предприятия; - число погибших и раненых при этих происшествиях; - количество ДТП, совершенных водителями в нетрезвом состоянии; состоянии; - состояние транспортной дисциплины водителей.

4 В отечественной и зарубежной практике показатели количества ДТП и количества погибших при ДТП используют в качестве показателей, характеризующих ущерб от ДТП.В отечественной и зарубежной практике показатели количества ДТП и количества погибших при ДТП используют в качестве показателей, характеризующих ущерб от ДТП. Правильная оценка материального ущерба на основе данных о средней величине ущерба от одного ДТП может быть получена только при условии, если анализируется достаточно большое количество ДТП. Применение показателя количества погибших для оценки уровня аварийности в масштабе страны безусловно правильно. Недостатком этого показателя является то, что на уровне автотранспортного управления (объединения) его случайные пульсации составляют 30 – 40%, превышая случайные пульсации показателя количества ДТП в три – четыре раза. Для АТП случайные пульсации этих показателей еще выше. Поэтому использование количества ДТП и количества погибших при этих происшествиях в качестве показателей для оценки уровня аварийности на уровне транспортных управлений и тем более на уровне АТП приводит к неверным выводам.

5 В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для возможности сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент Кт тяжести ДТП, определяемый как отношение числа погибших Σn у к числу раненых Σn р за определенный период времени:В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для возможности сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент Кт тяжести ДТП, определяемый как отношение числа погибших Σn у к числу раненых Σn р за определенный период времени: К т = Σn у / (Σn р ) На величину К т большое влияние оказывает полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

6 Кроме приведенных частных показателей количества и тяжести последствий ДТП, распространение получил комплексный показатель количества и тяжести последствий ДТП вида:Кроме приведенных частных показателей количества и тяжести последствий ДТП, распространение получил комплексный показатель количества и тяжести последствий ДТП вида. где N – количество ДТП; где N – количество ДТП; R – число погибших; R – число погибших; S – получившие телесные повреждения; S – получившие телесные повреждения; A – количество поврежденных автомобилей; A – количество поврежденных автомобилей; - весовые коэффициенты, которые могут быть получены с помощью экспертного исследования или из экономичных оценок материального ущерба ДТП. - весовые коэффициенты, которые могут быть получены с помощью экспертного исследования или из экономичных оценок материального ущерба ДТП.

7 Одним из показателей при количественном анализе является коэффициент виновности, определяемый отношением количества ДТП по вине водителей к общему количеству ДТП с участием водителей автотранспортного управления или предприятия:Одним из показателей при количественном анализе является коэффициент виновности, определяемый отношением количества ДТП по вине водителей к общему количеству ДТП с участием водителей автотранспортного управления или предприятия. Недостатком является то, что он позволяет получить высокую оценку по безопасности движения не только за счет сокращения числа ДТП по вине водителей, но и за счет увеличения общего количества ДТП, в которых водители участвовали, но признаны невиновными. Преимуществом является то, что с его помощью можно установить причины высокой аварийности по видам ДТП.

8 Объективная оценка деятельности АТП по предупреждению ДТП может быть сделана только при широком использовании удельных (относительных) показателей. Объективная оценка деятельности АТП по предупреждению ДТП может быть сделана только при широком использовании удельных (относительных) показателей. Наиболее широкое применение нашли удельные показатели количества ДТП или тяжести последствий ДТП на 1000 водителей, на 1000 транспортных средств, на 1 км протяжения дороги, на 1 млн. км пробега транспортных средств. Из перечисленных наиболее объективным является показатель, называемый показателем относительной аварийности, так как он учитывает важнейший фактор, обуславливающий вероятность возникновения ДТП – величину пробега транспортных средств. Определяется по формуле:, где – количество ДТП за рассматриваемый период; – суммарный пробег ТС за тот же период, км. – суммарный пробег ТС за тот же период, км.

10 Качественный анализ – это выявление причин и факторов, обусловливающих возникновение ДТП и разработку мероприятий для их устранения. При этом выявляются характеристики причин и сопутствующих факторов по составляющим элементам системы АВДС. Самым сложным и в значительной степени еще нерешенным вопросом в изучении ДТП является установление причин. Многочисленные исследования в этой области позволяют сделать вывод, что возникновение ДТП является сложным процессом, который обусловлен не только какой-то причиной, но и неразрывно с ней связанными факторами, определяющими состояние системы АВД и среды, в которой происходит движение. Было установлено, например, что на каждые 100 ДТП приходится 250 и больше причин и сопутствующих факторов.

11 Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.).Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: - карту ДТП; - линейный график ДТП; - масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

12 Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты город или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты город или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде проявляются очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде проявляются очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

13 При оперативном ведении карты удобнее для обозначения ДТП использовать съемные средства, а при разработке отчетных данных для последующего размножения материалов целесообразно прибегать к графическим символам. Карта является важным источником наглядной информации, однако при анализе значительной по масштабам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности достаточно точно наметить места ДТП. Это связанно с тем, что для удобства пользования (в частности, возможности ее фотографирования) карта не должна быть слишком громоздкой, а следовательно, крупномасштабной.

14 Дальнейшим развитием карты ДТП является, линейный график. Линейный график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Если на карте ДТП место происшествий показывают условно, то на линейном графике привязка ДТП является более точной. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

15 При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок ДТП в обе стороны от него, что отражает соответственно встречные направления потоков по правой и левой стороне дороги. Однако в связи с тем, что ряд ДТП происходит на осевой линии или с выездом транспортного средства на левую сторону, такая детализация не всегда достигает цели. Для построения линейных графиков необходима предварительная систематизация данных по данной магистрали из учетных карточек ДТП. Для этого можно воспользоваться, например, вспомогательной карточкой регистрации данных о ДТП на данной магистрали, площади и т.д. Карты и линейные графики для важнейших магистралей города или области позволяют по истечении определенного календарного срока выявить очаги концентрации ДТП, а, следовательно, места, которые должны быть подвергнуты детальному изучению службой организации дорожного движения.

16 Масштабная схема (ситуационный план) представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП. Кроме того, могут быть нанесены дата, время суток, номер учетной карточки. Схема позволяет принимать решения о необходимости совершенствования организации движения на конкретном участке улично-дорожной сети.Масштабная схема (ситуационный план) представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП. Кроме того, могут быть нанесены дата, время суток, номер учетной карточки. Схема позволяет принимать решения о необходимости совершенствования организации движения на конкретном участке улично-дорожной сети.

17 С помощью специального анализа решаются вопросы, касающиеся отдельно каждого элемента системы АВДС, а также этих элементов во взаимосвязи. Так сказать, изучение и анализ в широком смысле.С помощью специального анализа решаются вопросы, касающиеся отдельно каждого элемента системы АВДС, а также этих элементов во взаимосвязи. Так сказать, изучение и анализ в широком смысле. Результаты, полученные при специальном анализе с использованием различных методов изучения материалов ДТП, являются основой для разработки мероприятий в АТП по совершенствованию деятельности служб БД: - подготовка и стажировка водительского состава; - проведение служебного расследования ДТП в АТП с применением инженерных расчетов; - взаимодействие службы БД с другими службами в АТП и т.д.

18 Дорожно-транспортные происшествия вызываются различными причинами и их изучение необходимо для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. Уровень безопасности движения определяется следующими основными факторами:Дорожно-транспортные происшествия вызываются различными причинами и их изучение необходимо для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. Уровень безопасности движения определяется следующими основными факторами: - численностью населения города; - парком транспортных средств; - состоянием дорог, их протяженностью, оборудованием, обустройством; оборудованием, обустройством; - техническим состоянием транспортных средств и степенью их использования и др. и степенью их использования и др.

19 По данным Экономической комиссии ООН ДТП со смертельным исходом или ранением происходят: - по вине водителей – 20%, - по технической неисправности ТС – 5%, - из-за неудовлетворительных дорожных условий – 70%, - по вине пешеходов и велосипедистов – 5%. на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится примерно 250 причин и сопутствующих причин. Однако соотношение ДТП по видам и причинам их возникновения по отдельным странам колеблется в широких пределах. Это объясняется, в определенной степени, различными подходами к оценке причин возникновения ДТП. Установлено, что на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится примерно 250 причин и сопутствующих причин. Дорожно-транспортные происшествия в городах и населенных пунктах наиболее часто повторяются на перекрестках, в зоне остановочных пунктов общественного транспорта, на улицах с большой интенсивностью и плотностью движения, с узкими проезжими частями, плохим освещением.

20 Причины, вызывающие дорожно- транспортные происшествия, подразделяются на две группы: - субъективные, связанные с личным фактором, т.е. вызванные состоянием и поведением людей; - объективные, т.е. вызванные состоянием транспортных средств, дорожных условий, видимости, освещения, метеоусловий. Около 80% ДТП связано с субъективными факторами. Основными причинами ДТП, возникающих по вине водителей, являются: - превышение скорости движения в опасных условиях; - нарушение правил обгона и выезд на левую сторону; - несоблюдение правил проезда перекрестков; - неосторожная езда в местах скопления пешеходов.

21 Основными причинами ДТП, возникающих по вине пешеходов, являются:Основными причинами ДТП, возникающих по вине пешеходов, являются: - переход улицы перед близко идущим транспортом; - переход улицы в не установленном месте; - неожиданный выход из-за транспортного средства; - ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара; - переход на запрещающий сигнал светофора. Наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий или факторами, сопутствующими их возникновению вследствие неудовлетворительных дорожных условий, являются: скользкое покрытие; неровная поверхность проезжей части; отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек; плохое содержание дорог в зимнее время; недостаточное освещение проезжей части.Наиболее частыми причинами дорожно-транспортных происшествий или факторами, сопутствующими их возникновению вследствие неудовлетворительных дорожных условий, являются: скользкое покрытие; неровная поверхность проезжей части; отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек; плохое содержание дорог в зимнее время; недостаточное освещение проезжей части. Дорожно-транспортные происшествия по технической неисправности транспортных средств чаще всего возникают по технической неисправности тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации.Дорожно-транспортные происшествия по технической неисправности транспортных средств чаще всего возникают по технической неисправности тормозной системы, рулевого управления, системы освещения и сигнализации.

Понятие, классификация, причины, схема зарождения и развития дорожно-транспортных происшествий - событий, возникших в процессе движения по дороге, при которых погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства. Анализ состояния аварийности.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.05.2011
Размер файла 455,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Понятие, классификация, причины, схема зарождения и развития дорожно-транспортных происшествий

2. Учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий. Анализ состояния

Введение

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда.

Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.

Общее количество дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно составляет приблизительно 200 тыс. и это количество растёт, особенно за последние годы. В 2002 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибло 45 тыс. человек, ранено 200 тыс. Среди пострадавших большую часть составляют водители и пассажиры (61% от общего числа погибших), на долю пешеходов приходится 38% от общего числа погибших.

Таким образом, от дисциплинированности участников движения и профессиональной подготовки водителя зависит безопасность движения на дороге.

1. Понятие, классификация, причины, схема зарождения и развития дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Классификация дорожно-транспортных происшествий:

1. Столкновение -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2. Опрокидывание - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

4. Наезд на препятствие - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

5. Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт -- дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие дорожно-транспортные происшествия - дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

На рис. 1 представлена схема зарождения и развития дорожно-транспортного происшествия.

Безопасная дорожно-транспортная ситуация -- это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.

Опасная дорожно-транспортная ситуация - это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза дорожно-транспортного происшествия, но при этом существует возможность его предотвращения.

Аварийная ситуация -- это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Сопутствующие факторы - обстоятельства, влияющие до развития дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия дорожно-транспортного происшествия.

Рис. 1. Схема зарождения и развития дорожно-транспортного происшествия.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:

1. Недисциплинированность пешеходов.

2. Недостаточная квалификация водителей.

3. Плохие дорожные условия.

4. Неудовлетворительная организация движения.

5. Неправильное размещение груза на автомобиле, плохое крепление. Только ясное представление механизма дорожно-транспортного

происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.

Наиболее часто дорожно-транспортные происшествия возникают в летне-осенний период - с июня по октябрь. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти 5 месяцев составляет 55 - 60% годовых.

По дням недели наибольшее число дорожно-транспортных происшествий падает на пятницу и субботу.

В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течение этих 4 часов совершается 30 - 35% от общего числа дорожно-транспортных происшествий за сутки.

2. Учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий. Анализ состояния аварийности

Учёт дорожно-транспортных происшествий ведётся органами внутренних дел, предприятиями, организациями, Ведомствами и Министерствами, имеющими транспортные средства.

Лечебно-профилактические учреждения и Минздрав ведут учёт погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственный отчёт не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пропускными системами; огороженными, закрытыми территориями, а также дорожно-транспортные происшествия на соревнованиях, с тракторами и другими самоходными машинами, если они не выполняли основные производственные операции.

Анализ состояния аварийности заключается в выявлении причин их возникновения. Используют количественные, качественные и топографические методы анализа.

1. Количественный метод анализа - анализ данных в цифровом виде.

2. Качественный метод анализа - анализ данных в цифровом виде или в виде описания по производственной форме.

3. Топографический метод анализа - нанесение на карту, схему участки дорожно-транспортных происшествий. Здесь выявляются наиболее опасные участки, причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на предприятии ведётся по средствам служебного расследования.

Служебное расследование проводится с целью:

* установления обстоятельств, условий и причин возникновения;

* выявления нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие или способствовавших его возникновению;

* разработки мероприятий по профилактике аварийности на автомобильном транспорте.

Мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются:

* совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технического персонала,

* улучшение медико-санитарного обслуживания водителей и контроля за их состоянием здоровья (обязательный медицинский осмотр проводится раз в 3-5 лет),

* улучшение технического состояния автомобилей, совершенствование организаций перевозок, улучшение дорожных условий;

* совершенствование службы безопасности движения,

* совершенствование работы с кадрами.

Заключение

дорожный транспортный аварийность происшествие

Из анализа материала, представленного выше могут быть сделаны следующие обобщающие выводы:

* Дорожно-транспортное происшествие -- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

* Дорожно-транспортные происшествия классифицируют следующим образом: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие дорожно-транспортные происшествия.

* К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся: недисциплинированность пешеходов, недостаточная квалификация водителей, плохие дорожные условия, неудовлетворительная организация движения, неправильное размещение груза на автомобиле, плохое его крепление.

* Учёт дорожно-транспортных происшествий ведётся органами внутренних дел, предприятиями, организациями, Ведомствами и Министерствами, имеющими транспортные средства. Лечебно-профилактические учреждения и Минздрав ведут учёт погибших и раненных.

* Анализ состояния аварийности заключается в выявлении причин их возникновения. Используют количественные, качественные и топографические методы анализа.

* Только ясное представление механизма дорожно-транспортного происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.

Список литературы

1. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения: Справочник. Пер. с англ. / В.У. Рэнкин, П. Клафи, С. Халберт и др. - M.: Транспорт, 1981.-592 с.

2. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: Учебник для студентов вузов / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Транспорт, 1984.-333 с.

3. Гордеев А. Дорожно-транспортные происшествия // Авто Дело. -2003. - № 2. - С. 4-6.

4. Справочник инженера-экономиста / Под ред. С.Н. Голованенко -M.: Высшая школа, 1984. - 392 с.

Подобные документы

Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Метод коэффициентов аварийности. Основные виды ДТП. Анализ основных характеристик дорожных условий и эксплуатационного состояния дороги.

курсовая работа [422,8 K], добавлен 08.10.2014

Понятие и виды столкновения. Сущность происшествия, при котором движущееся транспортное средство опрокидывается. Наезд на гужевой и стоячий транспорт. Анализ и виды дорожно-транспортных происшествий. Некоторые примеры дорожно-транспортных происшествий.

презентация [521,5 K], добавлен 11.12.2013

Функции лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Характеристика прав и обязанностей государственной инспекции безопасности дорожного движения. Анализ и виды дорожно-транспортных происшествий. Изучение понятия стабилизации управляемых колёс.

контрольная работа [453,9 K], добавлен 19.03.2010

Дорожно-транспортные происшествия, наезд на неподвижное препятствие. Трасологическая экспертиза и исследование маневра транспортных средств. Оценка ущерба при повреждении автотранспортных средств и грузов. Пример расчета пружинных виброизоляторов.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 11.10.2013

Основные понятия о дорожном движении. Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий: задачи и цели анализа, классификация и количественный анализ ДТП. Дорожные условия и организация дорожного движения, а также технические средства ОДД.

реферат [264,5 K], добавлен 20.01.2009

Основные виды дорожно-транспортных происшествий. Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП. Заполнение и кодирование карточки учёта дорожно-транспортного происшествия. Место совершения, вид и схема ДТП. Сведения о транспортных средствах.

лабораторная работа [33,4 K], добавлен 31.01.2010

Анализ аварийности на улично-дорожной сети Первомайского района г. Минска. Исследование условий движения, параметров транспортных и пешеходных потоков. Оценка существующей организации дорожного движения на участке и поиск путей ее совершенствования.

Сведения о ДТП, в которых погибли или получили ранения люди, заносятся в специальную карточку учета ДТП и включаются в государственную статистическую отчетность по ДТП, которая ведется органами ГИБДД МВД России.

Решение вопроса о включении сведений о ДТП в государственную статистическую отчетность основано на определении погибшего и раненого.

Согласно Правилам учета ДТП к погибшим относятся лица, погибшие на месте ДТП либо умершие от его последствий в течение семи последующих суток.

По определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, погибшим считается лицо, скончавшееся на месте ДТП или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

В разных странах срок, на протяжении которого смерть пострадавшего в ДТП относит его к категории погибшего в ДТП, различен, что затрудняет сравнение статистических данных о последствиях ДТП. Так, в Греции этот срок составляет 3 суток, во Франции - 6 суток, в Италии - 7 суток, в США - 30 суток.

Раненый - лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее 1 суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Первичная информация, отраженная в карточках учета ДТП, из всех регионов направляется в общий государственный банк данных, на основании которых формируется государственная статистическая отчетность о ДТП, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 26.12.1995.

численности нарушителей правил дорожного движения;

числа административных правонарушений и преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

численности граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;

Учет ДТП в Российской Федерации в соответствии с Правилами учета ДТП наряду с государственной системой учета должен осуществляться также организациями, эксплуатирующими транспортные средства, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомств и частных дорог.

В медицинских учреждениях подлежат учету все лица, обратившиеся или доставленные для оказания медицинской помощи в связи с ДТП, а также погибшие вследствие ДТП.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение 3 лет. Ответственность за полноту учета и правильность регистрации и передачи сведений о ДТП несет руководитель организации. Организации сверяют с городскими или районными органами внутренних дел сведения о ДТП с пострадавшими до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно Правилам учета ДТП:

органы внутренних дел не реже 1 раза в месяц предоставляют возможность сверять данные о ДТП представителям министерств, ведомств, транспортных организаций, дорожных, коммунальных и других организаций по показателям, предусмотренным формой отчетности этих предприятий и организаций о ДТП, и заверяют правильность проведенной сверки;

руководители городских и районных органов внутренних дел, ГИБДД МВД России не реже 1 раза в месяц организуют сверку сведений о ДТП с данными лечебно-профилактических учреждений, моргов и страховых компаний.

Детальный анализ всех видов ДТП основан на выявлении факторов и причин, их вызывающих.

В соответствии с целями и задачами анализа ДТП различают количественный, качественный, топографический анализ.

Количественный анализ ДТП оценивает уровень аварийности по месту (пересечение, магистраль, город, регион, страна, весь мир) и времени их совершения

(час, день, месяц, год).

Различают абсолютные показатели (общее число ДТП, численность погибших или раненых, суммарный ущерб от ДТП) и относительные показатели (число ДТП, приходящихся на 100 тыс. жителей, на 1 тыс. транспортных средств, на 1 тыс. водителей, на 1 км протяжения дороги, на 1 млн. км пробега и др.). Абсолютные показатели дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ во времени для определенного региона и показывают тенденции изменения этого уровня.

Однако более объективными являются относительные показатели, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, магистралей и др.

Из перечисленных показателей наиболее распространенным и объективным является показатель относительной аварийности kа, учитывающий пробег транспортных средств:

где - число ДТП за рассматриваемый период; - суммарный пробег транспортных средств за этот же период, км.

С учетом среднесуточной интенсивности N, авт./сут, движения транспортных средств в течение года на участке магистрали протяженностью l, км, показатель относительной аварийности на 1 млн. км пробега:

В связи с различной степенью тяжести последствий ДТП для возможности сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент kт тяжести ДТП, определяемый как отношение численности погибших к численности пострадавших за определенный период времени:

По данным официальной статистики, показатель тяжести ДТП колеблется в различных странах от 2 до 20 погибших на 100 пострадавших. В России тяжесть последствий ДТП в течение последних 5 лет составляет 11 - 12 погибших на 100 пострадавших. Следует учитывать, что полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями может искажать показатель kт.

Для оценки тяжести отдельного вида ДТП (столкновение, опрокидывание и т.п.) используется показатель, представляющий собой отношение численности погибших (пострадавших) к числу ДТП данного вида.

Интегральная оценка опасности отдельных элементов дорожной сети с учетом тяжести последствий ДТП может быть определена интегрированным показателем kи опасности или тяжести ДТП:

где m -число рассматриваемых участков дорожной сети; Рi - показатели тяжести ДТП, учитывающие повреждения транспортных средств, сооружений и элементов обустройства дороги, степень тяжести ранения и гибель людей; ni - число ДТП за год по принятой классификационной группе тяжести; N - среднесуточная интенсивность транспортного потока, авт./сут; l - протяженность участка дороги, км

Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и степени их влияния на ДТП.

Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждой из составляющих системы водитель – автомобиль – дорога - среда. Основной причиной ДТП является ошибка человека (см. подразд. 1.4).

Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:

• несоблюдение правил дорожного движения участниками движения;

• выбор водителями режимов движения, при которых происходит потеря возможности контролировать транспортное средство, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и т.п.;

• снижение психофизиологических функций участников движения в результате переутомления, болезни, употребления алкогольных напитков, наркотиков, лекарств или под влиянием факторов, способствующих изменению нормального состояния (нездоровый климат на работе или в семье, болезнь близких и т.п.);

• неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;

• неправильное размещение и крепление груза;

• неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной инфраструктуры;

• неудовлетворительная организация дорожного движения и др.

При анализе ДТП наиболее часто причину его возникновения

относят к водителю, который должен компенсировать несовершенство составляющих системы водитель - автомобиль - дорога - среда необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения.

Однако многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности должностных лиц, например, ДТП, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения дорог, неудовлетворительного состояния проезжей части,

неправильной или некачественной разметки дорог, неправильной установки и неудовлетворительного состояния дорожных знаков и т.п.

Анализ различных видов ДТП показал, что на каждые 100 ДТП приходится примерно 250 причин и сопутствующих факторов.

В отрезке времени, непосредственно предшествующем ДТП, и в процессе его развития влияние разных причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах ДТП эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей.

При анализе ДТП необходимо выявлять все причинно-следственные связи. В обратном случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествовавших ДТП. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

Топографический анализ ДТП предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечение, участок дороги, магистраль, город, регион, страна и др.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП; линейный график ДТП; масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. В зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т.д. В результате на карте в наглядном виде проявляются очаги ДТП, что немаловажно для принятия соответствующих мер специалистами.

Линейный график ДТП, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике показывают неблагополучные дорожные условия в местах их сосредоточения.

Масштабная схема ДТП представляет собой схему ДТП на пересечении (площади, участке дороги и т.д.), выполненную в крупном масштабе. На масштабной схеме ДТП символическими изображениями наносят транспортные средства, участников ДТП, направления их движения, тяжесть последствия ДТП, дату, время суток, номер учетной карточки ДТП. Схема позволяет принимать решения о необходимости совершенствования организации дорожного движения на конкретном участке дорожной сети.


В России автомобильный транспорт продолжает оставаться самой распространённой внешней причиной смерти людей. С 2015 года было зафиксировано 628 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими и 73 тысячи погибших [1]. При этом, экономические потери от аварий превышают 300 млрд рублей в год [2]

C 2012 года количество ДТП с пострадавшими плавно снижается, так же как и число погибших и раненных. По числу погибших на 100 тысяч жителей Россия практически сравнялась с США – 13,0 и 12,3 соответственно. Важно сохранить этот тренд в условиях роста автомобилизации, старения автопарка, развития общественного транспорта и мобильных сервисов.

Проблема повышения безопасности дорожного движения (БДД) решается на федеральном уровне: разрабатываются соответствующие программы, нормативная и проектная документация. Причины ДТП рассматриваются на уровне города в комплексных схемах организации дорожного движения (КСОДД), для каждой улицы или дороги в проектах ОДД, на аварийно-опасных участках при аудите мест концентрации ДТП.

На наш взгляд необходимо проводить полноценный аудит БДД для всех автодорог. В некоторых случаях совмещение этой работы с разработкой ПОДД ускорит реализацию необходимых мероприятий. При разработке КСОДД также необходимо рассматривать аварийность с учётом рекомендаций по аудиту БДД [4].

Для этих целей нами был разработан модуль интеграции с базой данных Госавтоинспекции, который обрабатывает данные по ДТП – с координатной привязкой, информацией об условиях совершения, участниках и последствиях. В состав модуля входит NoSQL база данных, информация из которой загружается в сетевую геоинформационную систему (Веб-ГИС). Веб-ГИС позволяет проводить топографический анализ в различном масштабе, а его атрибутивная информация – качественный и количественный анализ ДТП. В настоящей статье будет продемонстрирована возможность использования этих инструментов для интерпретации статистических данных по Российской Федерации за 2015—2018 годы.

Между числом транспортных средств и количеством ДТП наблюдается прямая зависимость. Соответственно, плотность населения влияет на вероятность совершения аварии. Для определения отношения числа происшествий к числу жителей в Веб-ГИС были интегрированы данные с участковых избирательных комиссий [5] ] . Пространственный анализ показал возрастание вероятности ДТП на одно транспортное средство на территориях с более низкой плотностью населения. Всего вне населённых пунктов произошло 28% происшествий.

Самые распространённые типы ДТП – это столкновения (42%) и наезды на пешеходов (30%). На опрокидывание и наезд на препятствие приходится по 8% случаев, а на остальные типы по 3-4%. Такое распределение сохраняется на протяжении последних 4 лет. Выявление факторов, влияющих на риск возникновения ДТП позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить причины происшествий. Эффективные меры по снижению числа и тяжести аварий могут быть на всех уровнях – от того что дорожный рабочий надевает светоотражающую жилетку при работе на автодороге до установки систем обеспечения активной и пассивной безопасности автомобиля.

ДТП происходят по многим причинам, среди которых есть как технические, так и человеческий фактор. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или из-за технической неисправности автомобиля. Существуют также суточные, недельные и годовые колебания аварийности. Они определяются главным образом интенсивностью движения.

Основная причина ДТП в России – это поведение водителей (63% случаев). Среди их основных нарушений: нарушение правил проезда перекрестков (20%); превышение скорости, в том числе несоответствие скорости условиям (18%); выезд на встречную полосу (11%) и нарушения на пешеходных переходах (10%). В 13% случаев причиной является поведение пешехода. Остальные 25% приходятся на технические факторы.

Формированию участков концентрации ДТП способствуют: низкий технический уровень дороги, неудовлетворительное эксплуатационное состояние либо недостаточное содержание. Транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети является сопутствующим фактором более чем в трети всех происшествий. Для отдельных типов ДТП этот уровень еще выше — 48% наездов на пешеходов, 38% наездов на велосипедистов и на препятствие. Учитывая абсолютные значения числа пострадавших, необходимо уделять особое внимание обустройству пешеходных переходов и иных мест повышенного риска.

В распределении ДТП по значению автодорог 47% происшествий с пострадавшими приходится на местные дороги, а 29% на региональные. С учётом их общей протяжённости, показатели по числу аварий на 1000 км близки – 205 и 224 соответственно. Автодороги федерального значения, на которых происходит 21% ДТП, выделяются – 1583 происшествий на 1000 км. Кроме того, на них приходится более трети всех погибших. С учётом финансирования федеральных трасс, этот показатель особенно привлекает внимание: на 3,5% самых обустроенных автодорог приходится 35% погибших в ДТП.

Водители со стажем от 1 до 11 лет попадают в наибольшее количество ДТП с пострадавшими. Это вызвано не отсутствием опыта, а двумя другими факторами: демографическими особенностями и ростом автомобилизации. Первый состоит в том что 10-12 лет назад права начали получать представители самого многочисленного поколения второй половины 1980х гг. Именно они сегодня составляют значительную долю водителей. Второй определяется резким увеличением автопарка в середине нулевых годов. Для водителей со стажем до 20 лет пострадавших меньше в полтора-два раза, а в самой опытной когорте – от 21 года – число аварий плавно снижается вместе с количеством водителей.

ДТП практически всегда происходят по вине их участников. Повышение уровня содержания и обустройства автодороги провоцирует водителей на увеличение скорости и другие нарушения, что увеличивает риск происшествий. Необходимо развивать автодорожную сеть и одновременно воздействовать на поведение участников дорожного движения, в том числе адекватно регулировать скоростной режим, чтобы у водителя сложилось доверие к вводимым ограничениям. В перспективе внедрение беспилотных автомобилей сократит влияние человеческого фактора, а значит число и тяжесть дорожных происшествий уменьшится. В ожидании этих перемен желаем всем доброго пути!

Читайте также: