Когда сент получил патент на швейную машину для пошива сапог

Обновлено: 05.05.2024

Оборудование: мультимедийное оборудование, рабочая тетрадь, швейная машина, учебник, презентация.

Тип урока: комбинированный

На изучение темы "История создания швейной машины. Бытовая швейная машина" отводится два часа по 45 минут.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала и настрой учащихся на работу.

Повторение в виде игры "Смекалка" . Презентация №1.

а) Рассмотрите рисунки. Назовите оборудование для ВТО швейных изделий. (презентация №1, слайд - 1)

б) Рассмотрите рисунки. Назовите операции ВТО, используя слова для справок. (презентация №1, слайд - 2)

Слова для справок:

Рассказ учителя. "Что умеет швейная машина".

Всегда увлекательно было наблюдать, как бабушка ловко управлялась со швейной машиной. Это не сложный с виду механизм казался живым существом - таким он был ушлым, понятливым и послушным в ее руках. То из-под его доброй продолговатой мордочки со стрекотом бежала аккуратная прямая строчка, то выходила ровная ажурная мережка, то сами собой образовывались кокетливые вафельные сборки. Умела бабушкина машина пришивать пуговицы, штопать, латать, делать изящную вышивку. Самой большой наградой для детворы было, когда бабушка позволяла нам покрутить ручку машины. А сама лишь чуть поправляла шитье. Казалось, умная машина делала сложную, разнообразную работу сама. Но когда мне, наконец, довелось сесть за машину, оказалось, что все эти хитрые швейные операции умела делать бабушка, а не машинка. Много времени и терпения пришлось потратить, чтобы научиться у бабушки ее секретам.

Скажите, пожалуйста, девочки: "Чтобы вникнуть во все секреты работы на швейной машине, что нужно, прежде всего?" (ответы учащихся)

Ответ : Правильно, необходимо хоть в общих чертах разобраться в устройстве и работе машины. В этом нам поможет и ее интересная история.

Презентация №2. . Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу ХV века. Его приписывают Леонардо да Винчи.(презентация №2, слайд - 2) А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам ХIХ века. Но и тогда это была довольно редкая диковина, достояние выставок немногих передовых швейных мастерских.

Сведения об истории создания швейной машины.

Швейная машина служит для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий.

Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Один француз, портной по профессии, придумал первую швейную машину, она была деревянной и вместо иголки шила крючком.

В 1755 году К. Вейзенталю был выдан патент на швейную машину, копирующую образование стежка вручную (машина однониточного цепного стежка). (презентация №2, слайд - 2)

В 1790 году патент на швейную машину для пошива сапог получил англичанин Т. Сент. Машина приводилась в движение рукой, вручную под иглой перемещалась и заготовка сапога. (презентация №2, слайд - 3)

В 1834 году американец Уолтер Хант изобретает иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Появляется первая машина двухниточного стежка, ее недостаток - отсутствует регулятор натяжения нижней нити. (презентация №2, слайд - 4)

В 1845 году в США Э. Хоу изобрел первую швейную машину челночного стежка.(презентация №2, слайд - 5) Она была очень несовершенной: ткань при шитье на ней укрепляли вертикально, накалывая на шпильки. Перемещалась она только в прямом направлении благодаря специальной ленте. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок работал, как челнок в ткацком станке.

Швейные машины были громоздки, неудобны, часто ломались. Поэтому изобретатели продолжали их совершенствовать.

В дореволюционной России своего производства швейных машин не было. В Подольске американская фирма "Зингер" организовала сборочную мастерскую, в которой машины собирали из деталей, поступавших из-за границы.

После 1917 года наша страна создает заводы швейного машиностроения. В настоящее время бытовые и промышленные машины выпускают Подольский, Оршанский, Тульский и другие механические заводы.

Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Срок их службы, по принятым стандартам, 25 лет. Но немало "долгожителей" сохранилось и с довоенной поры, а то и дореволюционного выпуска. И работают!

Швейная машина - это добротно сделанная машина очень рациональной конструкции, надежная и простая в обращении. Вложенный в нее когда-то человеческий труд до сих пор приносит плоды. (учащиеся со слайдов записывают самое основное в тетрадь)

Слово учителя.

Швейные машины бывают промышленные и бытовые. Давай те рассмотрим их поподробней. (презентация №2, слайд - 6)

Швейная машины, которые применяют в быту, отличаются по конструкции, техническим возможностям, дизайну, но устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.

Швейные машины современного типа не только стачивают куски ткани, но и обметывают осыпающиеся срезы, пришивают пуговицы, обрабатывают петли, вышивают и еще выполняют много-много других операций. (презентация №2, слайд - 7)

Швейные машины бывают с ручным, ножным, электрическим приводами. Привод - это устройство, с помощью которого машина приводится в движение. (презентация №2, слайд - 8)

Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине неудобно, потому что правая рука занята вращением рукоятки. Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество перед ручным приводом. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, так как можно легко регулировать скорость вращения главного вала.

Машина с электрическим приводом наиболее быстроходна и современна, удобна в работе.

Рассказать и показать на швейной машине с электрическим приводом составные части машины, устройство и принципы работы электропривода. (презентация №2, слайд - 9)

После демонстрации, показать слайд, как формируется машинная строчка. (Для более полного восприятия изученного нового материала).(презентация №2, слайд - 10)

После чего учащиеся выполняют практическую работу по теме: "Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями"

Предупреждаю о возможных затруднениях при выполнении работы. В ходе практической работы осуществляю индивидуально- текущий инструктаж, обращаю внимание на приемы работы; при необходимости осуществляю групповой инструктаж. Обращаю внимание на соблюдение технике безопасности и правильной посадки.

Закрепление изученного материала.

  1. Каково основное назначение бытовых швейных машин?
  2. Какие привод швейных машин теперь вы знаете?
  3. С помощью чего машину можно привести в движение?
  4. Кто изобрел первый проект швейной машины?

Активным учащимся выставляются оценки в журнал.

Прошу класс взять со стола, то выражение лица, какое у них на данный момент настроение. Делаю вывод, какое настроение было, у учащихся и понравился ли им урок.

Домашнее задание. Учебник, параграф 5, 6; ответить на вопросы в конце параграфа - устно; знать основные понятия по теме.

МАРКОВ А.М., вед. специалист отдела интеллектуальной собственности НИЦ "Алгоритм", патентный поверенный РФ, к.т.н., Санкт-Петербург Самая известная легенда в среде изобретателей: Зингер получил патент на иглу для швейной машины с отверстием у острого конца, и так удачно составил патентную формулу, что никто не мог с ним конкурировать. Вначале было желание получить ответ на один вопрос: а был ли такой патент? Однако в процессе знакомства с патентными документами, относящимися к данной теме, и с историей создания швейных машин, выявились и другие факты, которые, с нашей точки зрения, могут быть интересны современному читателю. ИСААК МЕРРИТ ЗИНГЕР Исаак Меррит Зингер (Isaac Merritt Singer) был американцем, и в двенадцать лет сбежав из дома, перепробовал многое, был даже актером, и главное -у него явно была жилка изобретателя. Однако его первые машины: пилорама и машина для резьбы по дереву не привели к финансовому успеху. Свою первую швейную машину Зингер создал в 1850 году. Оказавшись волей случая в мастерской по ремонту швейных машин, он усовершенствует швейную машину Блоджетта и Лероу (Sherburne C Blodgett, John A. Lerow). Сам Зингер впоследствии рассказывал, что работа заняла 11 дней, и он использовал 40 долларов своего партнера. Ранее, в 1849 году, о чем Зингер и не подозревал, Блоджетт и Лероу на свою конструкцию получили патент US 6766. ПЕРВЫЙ ПАТЕНТ Известно, что Зингер не подозревал и о патентах на другие швейные машины, которые в то время действовали в США. Первая заявка на созданную им конструкцию была оформлена в период с сентября 1850 года по март 1851 года. Как утверждал сам Зингер, за оформлением патента он обратился в НьюЙорке к Чарльзу М. Келлеру (Charles M. Keller).1 Интересно отметить, что по первой поданной Зингером заявке патент не был выдан, она была или отозвана или отклонена2. Вторая заявка поступила в Патентное ведомство 16 апреля 1851 и по ней был выдан первый патент Зингера № 8294 со следующей формулой: 3 "То, что я заявляю как свое изобретение и хотел бы закрепить в патенте, состоит в следующем: 1. Придание челноку дополнительного движения вперед, после того как он был остановлен для замыкания петли, как это описано выше, с целью затягивания стежка, когда дан импульс к этому дополнительному движению при наличии и в сочетании с поступательным движением ткани в обратном направлении и конечном движении вверх иглы, как это было описано выше, так что две нитки будут затянуты в одно и то же время, как это описано выше. 2. Регулировка нитки при движении иглы вниз сочетанием фрикционной прокладки с целью предотвращения провисания нити над тканью с той целью и тем способом, которые были описаны выше. 3. Размещение бобины, с которой подается нитка для иглы, на регулируемой консоли, прикрепленной к раме, в соответствии с предыдущим описанием, притом, что это сочетается с протягиванием вышеуказанной нити через ушко или направляющую, прикрепленную к носителю иглы и двигающуюся вместе с ним, как это описано выше. Причем можно задать любую желаемую длину нити для формирования петли без изменения диапазона движения иглы". Таким образом, первый патент Зингера не является патентом "на иглу для швейной машины с отверстием у острого конца". Зингер в описании к своему первому патенту сам указывает на изобретенные им "новые и полезные" усовершенствования, изложенные в пяти пунктах и которые в сокращенном изложении можно свести к следующему: 1 Этот и другие интересные факты взяты из издания Смитсоновского института истории техники и технологии в Вашингтоне: "The Sewing Machine: Its Invention and Development" Cooper, Grace Rogers, Published by Smithsonian Institution Washington DC, 1976. 2 См. указанный источник. 3 Перевод формулы выполнен А.П. Дьяченко. • согласование движения челнока и иглы для формирования надежного стежка; • регулировка натяжения нити при формировании стежка; • иной механизм для передвижения ткани, состоящий из колеса с зубцами, размещенного под тканью и планки, прижимающей ткань сверху, что позволяет регулировать длину стежков, шить непрямые швы; • размещение катушки с нитками на консоли, положение которой регулируется, что позволяет регулировать длину петли. Интересно, что специалисты, изучающие историю создания швейных машин, практически единодушно несколько иначе формулируют достижения Зингера. В конструкции машины Зингера игла расположена вертикально, а челнок горизонтально. Благодаря этому швейное изделие располагается на столе, можно выполнять непрерывные и не прямые строчки и избежать запутывания нити. Ткань изделия прижимается лапкой, а перемещение ткани производится с помощью зубчатого колеса, установленного под столом и расположенного под тканью. Введен ножной привод, состоящий из качающейся педали и вращающегося колеса, освободивший руки швеи4. В то время в патентное ведомство наряду с описанием изобретения было принято представлять и действующий экземпляр изобретенной машины, которую называли "патентная модель". По сути, это было прямым подтверждением критерия "промышленная осуществимость". Представленная модель первой швейной машины Зингера, коммерческая швейная машина под номером 22, сохранилась и здесь приводится ее фотография, выполненная Смитсоновским институтом5. ПАТЕНТЫ ЗИНГЕРА В процессе поиска на сайте патентного ведомства США обнаружено 20 патентов, выданных на имя Исаака Меррита Зингера. № Номер US патента Дата публикации 1 8294 12 августа 1851 2 8876 13 апреля 1852 3 10842 2 мая 1854 4 10974 30 мая 1854 5 10975 30 мая 1854 6 RE 278 3 октября 1854 7 12364 6 февраля 1855 8 12969 29 мая 1855 9 13065 12 июня 1855 10 13362 31 июля1855 11 13661 9 октября1855 12 13662 9 октября1855 13 13687 10 октября 1855 14 13768 6 ноября 1855 15 13966 18 декабря 1855 16 14475 18 марта 1856 4 В первых машинах Зингера ножного привода не было, он появился позднее. 5 Фотография из указанного источника. 17 15020 3 июня 1856 18 16030 4 ноября 1856 19 60433 11 декабря 1866 20 61270 15 января 1867 Первый патент на конструкцию швейной машины Зингер получил 12 августа 1851, второй патент был получен в 1852 году. После этого наступает перерыв до 1854 года. В 1854 - 1856 годах изобретателем получено рекордное количество патентов - 16. И далее, после десятилетнего перерыва, еще два патента. Среди патентов, полученных Зингером, и в этом может убедиться каждый желающий, нет патента "на иглу для швейной машины с отверстием у острого конца". Как представляется, изобретатели швейных машин и не стали бы подавать такую заявку, . потому, что такие швейные иглы к тому времени были известны. Например, в 1755 году Чарльзом Вейзенталем (Charles Weisenthal) был получен патент Британии № 701 на обоюдоострую иглу для вышивания с ушком у одного конца иглы. Известен был также патент Британии №30078 от 30 октября 1807 года Эдварда и Вильяма Хапманов (Chapman) на машину для изготовления матерчатых ремней или плоских лент, в которой использовались иглы с ушком у острого конца. Портной из Вены, австриец Мадерспергер (Madersperger) в своей швейной машине, на которую он в 1839 году получил патент, использовал иглу с ушком у острого конца. I. M. SINGER COMPANY Вернемся к рассматриваемому этапу истории швейных машин. Разработав машину, Зингер всю свою энергию направил на ее коммерческое использование. Машина вызвала значительный интерес, и первый крупный заказ поступил в том же году. В 1851 году владельцем компании наряду с Зингером становится адвокат Эдвард Кларк (Edward Clark), вложивший в фирму собственные средства. "ВОЙНА ШВЕЙНЫХ МАШИН" Однако вскоре успешно развивающейся фирме Зингера пришлось вступить в судебное разбирательство с другим изобретателем швейной машины Элиасом Хоу (Elias Howe), который в сентябре 1846 года получил патент US 4750 на свою конструкцию швейную машину. И хотя конструкция швейной машины Зингера отличалась от машины Хоу, в ней, по мнению Хоу, применялся тот же принцип работы иглы и челнока. Сравните рисунки. В конструкции на рисунке слева (патент Хоу US 4750) игла движется по дуге, практически горизонтально6, а на рисунке справа (патент Зингера US 8294) игла (b) движется вертикально. В США Хоу со своей швейной машиной не смог добиться успеха и вынужден был уехать в Британию. Вернувшись в США в 1849 году после долгих злоключений, Хоу начинает, наконец, производить свои 6 В конструкции С. Блоджетта и Дж. Лероу (патент US 6766), с которой был знаком Зингер при создании своей машины, игла также как и в конструкции Хоу движется горизонтально. машины и, считая, что другие производители нарушают его патент, инициирует судебные процессы, в том числе против Зингера. Эти процессы длятся до 1854 года, приобретают громкую известность и название "война швейных машин". В процессе судебной борьбы с Элиасом Хоу Зингер также проявляет изобретательность. Перерыв старые журналы, он находит упоминание о швейной машине Вальтера Ханта (Walter Hunt), которая использует тот же принцип, что и машина Хоу, но создана между 1832 и 1834 годами. Он находит изобретателя и помогает ему получить патент US 11161, публикация 27 июня 1854 года. Данный патент отражал вклад Ханта в создание швейной машины, но суд отклонил его притязания. Комиссар Патентного ведомства Чарльз Мейсон (Charles Mason) писал: "Когда первый изобретатель позволяет своему открытию спать в течение 18 лет, при полной невозможности довести его до состояния активного использования, и когда оно возрождено только для вытеснения и подавления изобретения, которое уже передано обществу и которое уже имеет практическое использование, все разумные основания должны быть в пользу изобретателя, который стал сам средством получения реальных выгод во всем мире"7 . Патент Ханта не помог Зингеру в отстаивании его интересов. Во время "патентной войны" Зингер стал активно патентовать усовершенствования своей конструкции. В этот период им получено 16 патентов. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ КОНКУРЕНТАМИ В 1854 году стороны, втянутые в "войну", сели за стол переговоров и договорились на основе своих патентов действовать совместно, создать некий "общий патент" на "комбинированную швейную машину". В этом соглашении речь шла об "объединении" следующих патентов: US 4750 - Howe; US 8296 - Wilson; US 6439 – Bachelder; US 8294, 8876 – Singer; US 7931 – Grover & Baker, а также патента Morey & Johnson, сведения о котором не удалось обнаружить8. Соглашение предусматривало выделение патентовладельцам доли прибыли от продаж машин. Следует заметить, что к этому времени компания Зингера приобрела права на некоторые патенты, участвующие в споре, в частности, на патент US 6439 (Bachelder). Эти приобретения заметно укрепили позицию Зингера в соглашении. В соглашении кратко был отражен вклад каждого из участников. Вклад Зингера был сформулирован следующим образом: "кулачок в форме сердечка для движения стержня со вставленной в него иглой". Удивляет, что вклад других изобретателей современному читателю кажется более весомым. Конечно, этим формулировкам не следует придавать большого значения, это был результат компромисса. Зингер на его основе выигрывал для бизнеса очень много, поэтому формулировки вклада наверно не были для него важны. Вклад Хоу, который был отмечен на первой позиции, формулировался так: "Желобчатая с отверстием игла, используемая с челноком, для формирования челночного стежка". Такой формулировки не было в патенте Хоу (US 4750), желающие могут в этом легко убедится. Однако именно эта формулировка из соглашения и могла быть основой той легенды об идеальном патенте, которая до сих пор владеет умами изобретателей. После заключения соглашения компания Зингера не имела препятствий к завоеванию рынка. Заключив соглашение, Хоу также выиграл. С каждой проданной в США машины ему полагалось 5$, с каждой машины, проданной за границей - 1$. В период с 1856 по 1867 год он получил не менее двух миллионов долларов9. Последние два патента Зингера US 60433, 11 декабря 1866 и US 61270, 15 января 1867 на прямострочную швейную машину, по сути, являются обобщением всех достижений Зингера. Формулы этих патентов составлены кратко и четко. 7 См. указанный источник. 8 Возможно, это был патент US 10597. 9 Указанный источник. В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ Приведем график патентной активности в США в области швейных машин в рассматриваемые годы. Видно, что даты получения патентов Зингером совпадают с подъемом изобретательской активности в этой области. После 1857 года счет выданных патентов шел уже на сотни. Среди патентов тех лет есть и патенты на иглы, в том числе для швейных машин. В качестве примеров можно сослаться на патенты US 11769 - Вилкокс и Витридж (Wilcox & Bhitridge), 1854 год; US 17272 -Гарвей (Garvey), 1857 год; US 29648 -Дрейк (Drake), 1860 год. Однако они не имеют отношения к машине Зингера и другим коммерчески успешным швейным машинам. Зингер был изобретателем, который создал работоспособную конструкцию, которую все время усовершенствовал. Однако он не получил патент на швейную машину с ножным приводом, введение которого в конструкцию, как мы помним, высоко оценивают историки техники. Когда внимание Зингера обратили на это обстоятельство, было уже поздно, ножной привод открыто применялся уже более двух лет. Швейная машина Зингера была создана в то время, когда общество было готово принять и использовать швейную машину. Фирма Зингера и Кларка агрессивно и очень успешно использовала различные виды рекламы и продаж по всему миру. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Легенда об идеальном патенте не подтверждается фактами. Не было патента Зингера на иглу для швейной машины с отверстием у острого конца, не было такого патента и у других изобретателей его времени. Какое значение сыграли патенты Зингера в истории швейных машин? С одной стороны, не очень большое. Нельзя утверждать, что они были особо удачно составлены. Вспомним, например, первый патент US 8294 - особых обобщений, с точки зрения патентоведа нашего времени, он не содержит. Да и упущенная возможность получения патента на использование ножного привода в швейной машине тоже о многом говорит. С другой стороны, если бы у Зингера не было патентов, то он, возможно, не смог бы производить свои машины столь успешно, и точно не смог бы придти к соглашению с Хоу и другими патентовладельцами. И главное -в успехе его швейных машин огромную роль сыграло удачное сочетание всех факторов: изобретательских, производственных, коммерческих и патентных. Очень важно с новым и хорошим продуктом оказаться в нужное время в нужном месте. P/S. По данным ООН в Германии и Японии патентный продукт народа в ВВП свыше 60%. А Россия живет как Нигерия, в категории развивающихся стран имея Добровольского, Сикорского, Королева, Гагарина и практически права по всем основным достижениям цивилизации 19 и 20 века. На извечный вопрос народа: "Что делать?". Отвечаю. "Менять блядей Кремля!".

Памятник Йозефу Мадершпергеру в Вене (Карлсплац)

В центре Вены, на Карлсплац, посреди зеленого скверика стоит бронзовый бюст, тоже изрядно позеленевший. Бюст поставлен в память Йозефа Мадершпергера (Josef Madersperger) (1768 - 1850), изобретателя швейной машинки.

Думаю, что для большинства моих читателей надпись на этом памятнике - откровение, так же как и даты, свидетельствующие о том, что швейная машинка была изобретена во времена Наполеона. А если учесть, что имя Мадершпергера практически никому из нас не известно, закрадывается в голову мысль, что Австрия, вроде давнишнего Советского Союза, устроила в свое время битву за приоритеты в науке и технике. А дошлые историки отыскали в архивах забытого изобретателя, который всем говорил, что хочет изобрести швейную машину, и у которого дальше эскизов и чертежей дело не пошло.

Но оказалось, что дело обстояло и сложнее, и интереснее. Процесс создания швейной машинки был отчасти похож на процесс изобретения самолета, у которого, строго говоря, нет одного-единственного изобретателя. Те же братья Райт - не первые и не последние в целой шеренге героев-первооткрывателей и смельчаков-испытателей из разных стран.

Точно так же, среди тех, кто пытался механизировать труд портных - изобретатели и механики из самых разных стран. Первым в этом строю называют Чарльза Вейсенталя (Charles Weisenthal). Фамилия сразу же выдает в нем немца Карла Вайзенталя, эмигрировавшего из Германии в Великобританию. В 1755 году он получил британский патент на необычную иглу. У иглы этой было два острых конца, а ушко для нитки находилось посередине. Такую иглу можно было бы использовать для шитья с помощью специального механизма. Сам же этот механизм, скорее всего, так построен и не был.

В 1790 году англичанин Томас Сент (Thomas Saint) получил патент на первую в мире швейную машину. Сама машина не сохранилась, но по дошедшим до нашего времени чертежам смогли сделать ее модель. Машина эта сшивала ткань или кожу. Судя по всему ее как раз и использовали для пошива сапог. Иглы в машине не было, дырки проделывались специальным шилом. Через них вручную протаскивалась нитка. Затем ткань или кожа сдвигались (опять-таки, вручную) вперед на длину стежка. Снова делалась дырка, нитка на этот раз пропускалась снизу вверх. Таким образом копировались движения, которые производит портной, сшивая два куска материи.

Я не для красного словца сравнил изобретение швейной машинки с изобретением самолета. Еще на заре авиации стало ясно, что не следует копировать крылья птиц и создавать махолеты. Точно так же изобретатели швейных машин постепенно стали понимать, что их изобретение не должно копировать действия человека-портного. Уже упомянутый Йозеф Мадершпергер, которого австрийцы почитают как изобретателя швейной машины, всю жизнь и все свои средства положил на создание, пожалуй, самого сложного "механического портного". В 1815 году он подал патент на швейную машину, а затем бОльшую часть своей жизни занимался ее совершенствованием, потратив на это также изрядное количество денег. В 1841 году опытный экземпляр этого серьезного агрегата был представлен на промышленной выставке и получил там бронзовую медаль. Однако изобретатель так и не нашел производителя для своего изобретения. Единственный экземпляр швейной машины Й.Мадершпрегера находится нынче в Венском техническом музее. И, кстати, в рабочем состоянии!

Одна из любимых баек патентоведов - история о том, что изобретатель швейной машины И.Зингер запатентовал не саму машину, а швейную иголку с отверстием для нитки у острого конца, и уж этот патент никто не смог обойти. Эта байка весьма далека от реальности. Не И.Зингер изобрел иглу, которая до сих пор "трудится" в швейных машинах, а Йозеф Мадершпрегер первый использовал такую иголку в своем "механическом портном".

Приблизительно в то же время француз Бартелеми Тимонье (Barthélemy Thimonnier) (1793 - 1857) построил у себя на родине первую в мире действующую швейную машину, и не одну. Тимонье предполагал получить правительственный заказ на пошив военной формы. По его мнению, для такого массового производства стоило оборудовать "механическими портными" специальную мастерскую. Машина Тимонье была сделана из дерева и использовала специальную иголку с крючком на конце. Иголка прокалывала ткань, крючком захватывала нить и протаскивала ее через сделанное уже отверстие на другую сторону ткани, образуя петлю. Через эту петлю проходила следующая, фиксируя таким образом, предыдущий стежок. Машина Тимонье считается первой действующей швейной машиной. Самолет наконец-то оторвался от земли! Но. Прослышав об изобретении Тимонье, соседи-портные, боясь потерять свой заработок, сожгли мастерскую со всеми установленными в ней машинами.

В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант (Walter Hunt) (1796–1859). Фактически в здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.

Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную машину. Почему? Он боялся, что такая машина лишит работы множество женщин-швеек. Безработица! Социальные потрясения! Проклятия изобретателю, как главному виновнику всех бед! Оно ему нужно?

Тем более, что в голове Ханта идеи буквально роились. Он оказался одним из первых изобретателей автоматического оружия, придумав механизм перезаряжания для винтовки Винчестера. А еще в 1849 году он придумал английскую булавку, которой мы пользуемся до сих пор. Почему же булавка "английская", а не "американская"? Да потому что англичанин Чарльз Роули (Charles Rowley) всего полгода спустя запатентовал изобретение Ханта в Англии под своим именем.

Запреты и самозапреты в науке и технике бессмыслены и бесполезны. Всего через 10 лет после Ханта, в 1844 году, другой американец, Элиас Хоу (Elias Howe) (1819 – 1867), запатентовал и изготовил швейную машину, делавшую двойную строчку со скоростью 300 стежков в минуту. С такой скоростью ни один портной работать не мог бы.

Казалось бы, теперь можно начинать выпуск швейной машины и ожидать, что покупатели повалят за новинкой валом. Ничего подобного не произошло. Портные приглядывались, вздыхали, чесали затылки но 100 долларов - изрядные в то время деньги выкладывать не желали. В растройстве чувств изобретатель покинул США и уехал в Великобританию.

Поэтому в 1854 Элиас Хоу подал в суд на компанию И.Зингера. И выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.

Впрочем, это не помешало И.Зингеру и его компаньону стать миллионерами. А швейная машинка, вопреки страхам Уолтера Ханта, дала многим тысячам человек достойный заработок, а миллионам - дешевую и качественную одежду.

В центре Вены, на Карлсплац, посреди зеленого скверика стоит бронзовый бюст, тоже изрядно позеленевший. Бюст поставлен в память Йозефа Мадершпергера (Josef Madersperger) (1768−1850), изобретателя швейной машинки.


Надпись на этом памятнике удивила меня, так же как и даты, свидетельствующие о том, что швейная машинка была изобретена во времена Наполеона. А если учесть, что имя Мадершпергера было мне не известно, в голову закралась мысль, что Австрия, вроде давнишнего Советского Союза, устроила в свое время битву за приоритеты в науке и технике. А дошлые историки отыскали в архивах забытого изобретателя, который всем говорил, что хочет изобрести швейную машину, и у которого дальше эскизов и чертежей дело не пошло.

Но оказалось, что дело обстояло и сложнее, и интереснее. Процесс создания швейной машинки был отчасти похож на процесс изобретения самолета, у которого, строго говоря, нет одного-единственного изобретателя. Те же братья Райт — не первые и не последние в целой шеренге героев-первооткрывателей и смельчаков-испытателей из разных стран.

Точно так же среди тех, кто пытался механизировать труд портных — изобретатели и механики из самых разных стран. Первым в этом строю стоит Чарльз Вейсенталь (Charles Weisenthal). Фамилия сразу же выдает в нем немца Карла Вайзенталя, эмигрировавшего из Германии в Великобританию. В 1755 году он получил британский патент на необычную иглу. У иглы этой было два острых конца, а ушко для нитки находилось посередине. Такую иглу можно было бы использовать для шитья с помощью специального механизма. Сам же этот механизм, скорее всего, так построен и не был.

В 1790 году англичанин Томас Сент (Thomas Saint) получил патент на первую в мире швейную машину. Сама машина не сохранилась, но по дошедшим до нашего времени чертежам смогли собрать ее модель. Машина эта сшивала ткань или кожу. Судя по всему, ее как раз и использовали для пошива сапог. Иглы в машине не было, дырки проделывались специальным шилом. Через них вручную протаскивалась нитка. Затем ткань или кожа сдвигались (опять-таки вручную) вперед на длину стежка. Снова делалась дырка, нитка на этот раз пропускалась снизу вверх.

В 1834 году свою швейную машину спроектировал американский изобретатель Уолтер Хант (Walter Hunt) (1796−1859). Фактически здесь уже были все узлы современной швейной машины: специальная игла с ушком у острия, две шпули с нитками, находящиеся по разные стороны от сшиваемых кусков ткани, и челночный механизм, фиксирующий стежок, протаскивая вторую нить через петлю сделанную из первой нити.

Хант запатентовал свое изобретение, но так и не создал действующую швейную машину. Почему? Он боялся, что такая машина лишит работы множество женщин-швеек. Безработица! Социальные потрясения! Проклятия изобретателю как главному виновнику всех бед! Оно ему нужно?

Запреты и самозапреты в науке и технике бессмыслены и бесполезны. Всего через 10 лет после Ханта, в 1844 году, другой американец, Элиас Хоу (Elias Howe) (1819−1867), запатентовал и изготовил швейную машину, делавшую двойную строчку со скоростью 300 стежков в минуту. С такой скоростью ни один портной работать не мог бы.

Казалось бы, теперь можно начинать выпуск швейных машин и ожидать, что покупатели повалят за новинкой валом. Ничего подобного не произошло. Портные приглядывались, вздыхали, чесали затылки, но 100 долларов — изрядные в то время деньги — выкладывать не желали. В растройстве чувств изобретатель покинул США и уехал в Великобританию.

В 1854 году Элиас Хоу подал в суд на компанию И. Зингера и выиграл тяжбу. С каждой проданной швейной машины компания Зингера должна была перечислять ему 25 долларов.

Впрочем, это не помешало И. Зингеру и его компаньону стать миллионерами. А швейная машинка, вопреки страхам Уолтера Ханта, дала многим тысячам человек достойный заработок, а миллионам — дешевую и качественную одежду.

13 июня в мире отмечают День швейной машинки — Sewing Machine Day. Этот праздник неофициальный и он связан с датой получения пантента. 13 июня 1790 года Английский изобретатель Томас Сейнт Сент получил патент на конструкцию первой швейной машинки. Она предназначалась для сшивания кожи и парусины.

По этому случаю Сарафан24 посвящает обзор швейной машинке, как вехе промышленной революции, одной из ступеней переворота не только в сфере легкой промышленности, но и в быту для всех домохозяек.

Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.

Идеи первых швейных машинок появились в XV веке у Леонардо да Винчи. Есть версии, что в XIV веке в Голландии некий изобретатель сделал приспособления, упрощающие работы по пошиву парусов. В 1755 году Карл Вейзенталь запатентовал конструкцию швейной машинки, повторяющей принцип работы ручного пошива, то есть копирующей стежки при пошиве вручную.

Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь.

Австрийский портной и изобретатель Йозеф Мадершпергер в начале XIX века сконструировал машинку с иглой с ушком у острого конца (идея частично взята у Вейзенталя). Такая машинка могла делать до 100 стежков в минуту. В 1830 году удобную и практичную швейную машинку с 200 стежками в минуту создал французский изобретатель Бартелеми Тимонье. Полученный патент и удачная конструкция позволили создать швейную мануфактуру, только просуществовала она недолго. Мануфактура была разгромлена и сожжена во время протеста рабочих, опасавшихся потерять работы из-за упрощения и автоматизации производства.

Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший машину на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы.

В 1851 году законодателем моды и мировым брендом в этой области стала компания Исаака Меррита Зингера. Его швейная машинка стала глубоко модернизированным вариантом машинки Э. Хоу, однако благодаря доработкам и модернизации И. М. Зингер сумел сделать свой продукт надёжным, удобным, ремонтопригодным и относительно доступным. Именно машинки Зингера стали мечтой всех домохозяек и показателем достатка, так как швейная машинка на первых порах была не дешёвым продуктом.


Машина Йозефа Мадерспергера
Фото: polytechnic.edu.na


Конструкция швейных машин усложнялась и совершенствовалась довольно быстрыми темпами. С каждым новшеством они становились более быстроходными и специализированными. Трудно поверить, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера — Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году.

К 1900 году помимо машин для пошива одежды были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др.

На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки.

С годами дизайн машин упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. Так всегда бывает: вещи, поставленные на поток, — унифицируются.

Первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге. Здесь же позднее купец первой гильдии Леон Кастелейон наладил производство швейных машин различного назначения.

К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Северо-Американских Штатов), продавая их ежегодно в количестве 700 тысяч штук на сумму 63,5 млн рублей.

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные.

Официальный канал компании на Сарафан24.ру: Modern Artisan Современный ремесленник Сарафан24.ру

Сарафан24.ру

Сарафан24.ру — это сообщество российских фабрик-производителей одежды, оптовых покупателей и магазинов одежды. У нас легко собирать и публиковать все, что связано с коммерческой российской модой, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать коллекции.

Читайте также: