Какие возможности предоставляет мобильное приложение при урегулировании каско

Обновлено: 20.05.2024

Срок уведомления о страховом событии – 10 рабочих дней, но не позднее даты окончания действия договора страхования.

Документы, необходимые для получения страховой выплаты:

  • Документ, удостоверяющий личность застрахованного, или нотариально заверенная доверенность на его представителя.
  • Комплект документов, выдаваемый при заключении договора каско:
    • заявление на страхование;
    • страховой полис или договор страхования;
    • дополнительное соглашение к полису или договору страхования (если составлялось);
    • квитанция об оплате страховой премии;
    • акт осмотра ТС при его приеме на страхование (если осмотр производился)
    • ПТС;
    • свидетельство о регистрации;
    • если страховой случай наступил до момента государственной регистрации – документы, подтверждающие приобретение ТС (справка-счет, договор купли-продажи и др.);
    • если Страхователь (Выгодоприобретатель) не является собственником – действующий гражданско-правовой договор;
    • копия кредитного договора с банком, если ТС приобретено в кредит.
    • при повреждении или уничтожении ТС вследствие ДТП:
      • справка из ГИБДД по форме №154, выданная на месте ДТП (с приложениями);
      • копия протокола об административном правонарушении (если составлялся);
      • копия постановления об административном правонарушении (если составлялось);
      • определение о возбуждении или отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
      • результаты медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения/экспертизы на наличие в крови и биологических жидкостях алкоголя или наркотических, психотропных, токсикологических, медикаментозных препаратов (если такое освидетельствование/экспертиза проводились);
      • документы, содержащие информацию о содержании алкоголя или наркотических, психотропных, токсикологических, медикаментозных препаратов в крови водителя, управлявшего в момент наступления события застрахованным транспортным средством и погибшего в результате ДТП или направленного с места ДТП в медицинское учреждение (если такое исследование проводилось);
      • документы из ОВД, а также документы из органов противопожарной службы, МЧС, аварийной службы, гидрометеослужбы или другого компетентного органа в зависимости от характера произошедшего события, с указанием времени и места повреждения ТС, его марки, государственного регистрационного знака, причин и перечня его повреждений;
      • или копия постановления о возбуждении уголовного дела (или отказе в возбуждении) по факту произошедшего события с указанием вышеперечисленной информации и статьи УК РФ.

      Если произошло хищение транспортного средства, его отдельных частей, деталей, узлов, агрегатов или дополнительного оборудования (квалифицируется в соответствии с законодательством РФ)

      Что делать?

      • При хищении отдельных деталей постарайтесь обеспечить дальнейшую сохранность автомобиля, не оставляйте его без присмотра, не уничтожайте возможных доказательств злоумышленных действий.
      • Позвоните в полицию: 020 – для абонентов Мегафон, Tele2, Ростелеком; 102 – МТС; 002 - Билайн. Единый номер экстренной службы помощи – 112 (для всех операторов). Вызов возможен при нулевом балансе.
      • Напишите заявление в ОВД по месту угона.
      • Позвоните в круглосуточный контакт-центр СОГАЗа по телефону 8 (800) 333-0-888 для регистрации события и согласования дальнейших действий. Если вам удобнее воспользоваться интернетом, заполните форму уведомления о страховом событии на сайте.
      • Если страховой случай произошел далеко от места заключения договора страхования, зафиксируйте на фотографиях поврежденное имущество, обратитесь в уполномоченные экспертные организации для проведения осмотра и калькуляции ущерба.

      Срок уведомления о хищении (угоне) – 2 рабочих дня с момента обнаружения (если иное не предусмотрено договором страхования).

      Документы, необходимые для получения страховой выплаты:

      • Документ, удостоверяющий личность застрахованного, или нотариально заверенная доверенность на его представителя;
      • Комплект документов, выдаваемый при заключении договора каско:
        • заявление на страхование;
        • страховой полис или договор страхования;
        • дополнительное соглашение к полису или договору страхования (если составлялось);
        • квитанция об оплате страховой премии;
        • акт осмотра ТС при его приеме на страхование (если осмотр производился).
        • ПТС;
        • свидетельство о регистрации;
        • если страховой случай наступил до момента государственной регистрации – документы, подтверждающие приобретение ТС (справка-счет, договор купли-продажи и др.);
        • если Страхователь (Выгодоприобретатель) не является собственником – действующий гражданско-правовой договор;
        • копия кредитного договора с банком, если ТС приобретено в кредит.
        • при хищении (угоне):
          • справка из ОВД, подтверждающая факт обращения по поводу утраты ТС с указанием даты и времени обращения;
          • заверенная копия постановления о возбуждении уголовного дела по факту хищения (угона) транспортного средства с указанием статьи УК РФ или справка с указанием номера уголовного дела, даты его возбуждения и статьи УК РФ.
          • заверенная копия постановления о приостановлении предварительного следствия в случае, если ТС не найдено в установленные соответствующими органами сроки (если договором страхования не предусмотрено иное).
          • справка из ОВД по форме №3, подтверждающая факт обращения по поводу противоправных действий третьих лиц, с указанием похищенных и/или поврежденных частей, деталей, узлов, агрегатов, дополнительного оборудования ТС, виновных лиц, если они установлены, и/или копия постановления о возбуждении уголовного дела (или отказ в возбуждении) с указанием статьи УК РФ.

          Необходимо передать в СОГАЗ штатные комплекты ключей и брелоков от ТС, а также ключи и брелоки от дополнительно установленных противоугонных устройств и систем поиска в количестве, указанном в договоре страхования или заявлении на страхование.

          Если документы на машину, ключи и брелоки изъяты для приобщения к материалам уголовного дела, приложите подтверждающий документ из ОВД.

          Что делать?

          • Незамедлительно обратитесь за медицинской помощью.
          • Вызов скорой помощи: 030 - для абонентов МТС, Мегафон, Tele2; 003 - для абонентов Билайн. Единый номер экстренной службы помощи – 112 (для всех операторов). Вызов возможен при нулевом балансе.
          • Обратитесь в компетентные органы, чтобы оформить событие документально:
            • ГИБДД – если событие произошло во время дорожного движения;
            • ОВД, противопожарную или аварийную службу, МЧС, гидрометеослужбу или другие органы в зависимости от характера события;
            • медицинские учреждения – для получения медицинской помощи и подтверждения факта наступления страхового случая.

            Если договором не предусмотрено иное, срок уведомления о страховом случае – 30 рабочих дней с момента обнаружения причиненного вреда или 30 рабочих дней со дня выписки из стационара, перевода на амбулаторное лечение или инвалидность (в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше).

            В случае смерти застрахованного в страховую компанию обращается назначенный получатель выплаты или наследники.

            Документы, необходимые для получения страховой выплаты:

            • Документ, удостоверяющий личность застрахованного, или нотариально заверенная доверенность на его представителя. Наследники представляют документы, подтверждающие вступление в права наследования.
            • Комплект документов, выдаваемый при заключении договора каско:
              • заявление на страхование;
              • страховой полис или договор страхования;
              • дополнительное соглашение к полису или договору страхования (если составлялось);
              • квитанция об оплате страховой премии;
              • акт осмотра ТС при его приеме на страхование (если осмотр производился).
              • ПТС;
              • свидетельство о регистрации;
              • если страховой случай наступил до момента государственной регистрации – документы, подтверждающие приобретение ТС (справка-счет, договор купли-продажи и др.);
              • если Страхователь (Выгодоприобретатель) не является собственником – действующий гражданско-правовой договор;
              • копия кредитного договора с банком, если ТС приобретено в кредит;
              • если несчастный случай произошел во время дорожного движения:
                • справка из ГИБДД по установленной форме, копия протокола ГИБДД с указанием ФИО потерпевшего, заверенная органами МВД копия постановления о возбуждении уголовного дела (если оно возбуждалось) или иные документы, подтверждающие причинно-следственную связь между наступившим событием и причинением вреда жизни, здоровью;
                • результаты медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения/экспертизы на наличие в крови и биологических жидкостях алкоголя или наркотических, психотропных, токсикологических, медикаментозных препаратов (если такое освидетельствование/экспертиза проводились);
                • документы, содержащие информацию о содержании алкоголя или наркотических, психотропных, токсикологических, медикаментозных препаратов в крови водителя, управлявшего в момент наступления события застрахованным ТС и погибшего или направленного с места ДТП в медицинское учреждение (если такое исследование проводилось).
                • в случае травмы – документы из медицинского учреждения с указанием диагноза и продолжительности временной утраты трудоспособности;
                • в случае инвалидности – заключение медико-социальной либо судебно-медицинской экспертной комиссии об установлении инвалидности, а также документы из медицинского учреждения, подтверждающие причину установления инвалидности;
                • в случае смерти – свидетельство органов ЗАГС о смерти застрахованного лица и документ из медицинского учреждения, подтверждающий причину смерти.

                По полису ДГО выплата страхового возмещения производится в случае недостаточности выплаты по ОСАГО для возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу других лиц

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 3 рабочих дня с момента угона.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Постановление/определение об административном правонарушении;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Постановление о возбуждении уголовного дела (в обязательном порядке подразумевает составление закрывающего документа);
                • Постановление о приостановлении /закрытии уголовного дела;
                • Акт о пожаре.

                Могут потребоваться дополнительные документы:

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Талон уведомление;
                • Протокол об административном правонарушении (если протокол составлялся);
                • Постановление/определение об административном правонарушении;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Постановление о возбуждении уголовного дела (в обязательном порядке подразумевает составление закрывающего документа);
                • Постановление о приостановлении /закрытии уголовного дела.

                Могут потребоваться дополнительные документы:

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Талон уведомление;
                • Протокол об административном правонарушении (если протокол составлялся);
                • Постановление/определение об административном правонарушении;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Постановление о возбуждении уголовного дела (в обязательном порядке подразумевает составление закрывающего документа);
                • Постановление о приостановлении /закрытии уголовного дела.

                Могут потребоваться дополнительные документы:

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Талон уведомление;
                • Протокол об административном правонарушении (если протокол составлялся);
                • Постановление/определение об административном правонарушении;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Постановление о возбуждении уголовного дела (в обязательном порядке подразумевает составление закрывающего документа);
                • Постановление о приостановлении /закрытии уголовного дела.

                Могут потребоваться дополнительные документы:

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Талон уведомление;
                • Протокол об административном правонарушении (если протокол составлялся);
                • Постановление/определение об административном правонарушении;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Постановление о возбуждении уголовного дела (в обязательном порядке подразумевает составление закрывающего документа);
                • Постановление о приостановлении /закрытии уголовного дела.

                Могут потребоваться дополнительные документы:

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                * Если в вашем регионе действует данная услуга.

                Документы, которые нужны для получения платы:

                  (заполняется в отделе урегулирования страховой компании либо точках удаленного урегулирования);
                • Свидетельство о регистрации ТС (СТС) или ПТС;
                • Водительское удостоверение - лица управлявшего ТС в момент события;
                • Документ удостоверяющий личность заявителя - Паспорт гражданина РФ;
                • Полис КАСКО;
                • Доверенность на предоставление интересов собственника ТС (если заявитель иное лицо);
                • Талон-уведомление;
                • Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела / дела об административном правонарушении;
                • Справка из гидрометеорологической службы, подтверждающую квалификацию события как стихийное бедствие с указанием наименования стихийного события, даты, времени и места происходившего события (стихийного бедствия).

                Могут потребоваться дополнительные документы

                • Если автомобиль приобретен в кредит, то распорядительное письмо из банка

                Срок обращения в компанию и подачи заявления на возмещение – 10 рабочих дней с момента происшествия**.

                **Для клиентов Москвы и Московской области: в случае выезда аварийного комиссара на место происшествия выполнение данного пункта не требуется.

                1. Позвоните в Совкомбанк Страхование по телефону 8 800 100 2 100 из любой точки России (звонок бесплатный) и сообщите необходимую информацию (номер договора, контактный телефон для связи, адрес места происшествия и обстоятельства. Сотрудник Совкомбанк Страхование вызовет на место ДТП представителей ГИБДД, аварийного комиссара*, при необходимости – скорую помощь;
                2. По возможности, запишите данные свидетелей дорожно-транспортного происшествия (номера автомобилей, ФИО, номера телефонов) и укажите их в первичных объяснениях.

                Документы, которые нужны для получения выплаты:

                При постоянной потере трудоспособности:

                • Страховой полис;
                • Заявление о страховом случае с указанием застрахованных лиц;
                • Заключение о медицинском освидетельствовании лица, управлявшего автомобилем в момент наступления ДТП;
                • Справку из ГИБДД о ДТП по установленной форме с указанием пострадавших;
                • Документы из лечебно-профилактического учреждения, где застрахованное лицо проходило лечение;
                • Заключение МСЭК;
                • Заявление на выплату страхового обеспечения.

                При смерти застрахованного – законные наследники представляют:

                • Страховой полис;
                • Заявление о страховом случае с указанием застрахованных лиц;
                • Заключение о медицинском освидетельствовании лица, управлявшего ТС в момент наступления ДТП;
                • Справку из ГИБДД о ДТП по установленной форме с указанием пострадавших;
                • Документы из лечебно-профилактического учреждения, где застрахованное лицо проходило лечение (если лечение имело место);
                • Заключение МСЭК (если лечение имело место);
                • Заявление на выплату страхового обеспечения;
                • Нотариально заверенную копию свидетельства о смерти застрахованного лица.

                Мы надеемся на ответственное отношение наших клиентов к своему автомобилю и обращаем ваше внимание на то, что по нашим условиям страхования следующие события не являются страховыми случаями:

                • Управление автомобилем водителем, не допущенным к управлению. Водители автомобиля должны быть указаны в полисе. При выдаче новой доверенности необходимо внести соответствующее изменение в договор страхования;
                • Управление автомобилем в нетрезвом виде;
                • Гидроудар (попадание жидкости в двигатель автомобиля);
                • Падение автомобиля с домкрата;
                • Естественный износ деталей автомобиля;
                • Моральный вред.

                Своевременно сообщайте нам об изменении сведений, которые предоставили страховой компании при заключении договора. Наиболее серьезные последствия могут возникнуть при утрате документов на автомобиль, потере ключей, в случае неисправности или отсутствия противоугонных устройств (если они предусмотрены договором страхования). Своевременное обращение по страховому случаю позволит не только оперативно организовать восстановление автомобиля, но также избежать увеличения ущерба и дополнительных затрат.

                • Вызов ГИБДД и сотрудников полиции: с городских телефонов 02, с мобильных телефонов 020;
                • Служба спасения: с мобильных телефонов 112 (службы 01, 02, 03); (495) 937-99-11 дополнительно для абонентов "Билайн" 911;
                • Дежурный ГИБДД: (495) 624-31-17;
                • Если ваш автомобиль забрали на штрафстоянку: (495) 531-25-55.

                Санкт-Петербург:

                • Вызов ГИБДД и сотрудников полиции: с городских телефонов 02, с мобильных телефонов 020;
                • Служба спасения: с мобильных телефонов 112 (службы 01, 02, 03); (812) 380-91-19;
                • Дежурный ГИБДД: (812) 234-90-21;
                • Если ваш автомобиль забрали на штрафстоянку: 004.

                Выше обозначенные перечни документов не ограничиваются данными списками и могут быть изменены в зависимости от варианта административного оформления события.


                Полное страхование помогает защитить транспортное средство от разных видов рисков — хищение, угон, порча третьими лицами и прочего. Перечень страховых случаев очень большой, поэтому каждый автовладелец сможет выбрать для себя нужную опцию. Чтобы получить максимальную выгоду от продукта, необходимо знать правила КАСКО и соблюдать все пункты соглашения.

                Обратите внимание. Правила КАСКО — важный документ, который должен быть изучен от начала до конца. Многие клиенты при наступлении страхового случая сталкиваются с тем, что компания отказывает в выплате компенсации. Это не всегда значит, что страхователь не выполняет свои обязательства. Это говорит о том, что клиент невнимательно читал договор при его подписании.

                Правила КАСКО

                • Угон или хищение.
                • Порча транспорта третьими лицами.
                • Ущерб, полученный вследствие аварии и стихийных бедствий.
                • Умышленный поджог или самовозгорание.
                • Конструктивная гибель транспорта.

                При расторжении договора с компанией потребуется предоставить перечень необходимых документов и описание причины, по которой полис уже не актуален. Остаток страховой премии подлежит возврату только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством РФ — смерть автовладельца, кража застрахованного объекта (если авто не защищено от угона), утилизация транспортного средства. Замена КАСКО на другой вид страхования не предусматривает возврат остатка страховой премии.

                Обратите внимание. Во избежание спорных ситуаций при возникновении страхового случая обязательно читайте каждый пункт соглашения. Если есть вопросы по поводу продукта, уточняйте их у страхового агента до заключения сделки, а не после.

                Что нужно для получения КАСКО

                • Паспорта владельца транспортного средства.
                • Прав (всех лиц, допущенных к управлению ТС).
                • Пройденного и действительного талона технического осмотра.
                • Документов на автомобиль (ПТС, СТС, доверенность — если она есть). Перечень документации может различаться в зависимости от страховой компании.

                Как происходит оформление

                • Специалист сверяет VIN-номер с документами.
                • Проверяется номер кузова.
                • Методом визуализации определяется состояние ТС.

                По итогам визуального осмотра составляется акт о наличии/отсутствии дефектов или повреждений. Небольшие царапины в документе не отображаются, фиксируются только существенные дефекты. В случае с сильными повреждениями элементов кузова может потребоваться их замена, КАСКО в такой ситуации оформляется только после устранения повреждений.

                После заключения специалиста обязательно ознакомьтесь с актом осмотра. Если в документе будут допущены ошибки, при постановке автомобиля на ремонт будет очень сложно доказать, какие повреждения были причинены в результате аварии, а какие, по мнению страховой компании, были выявлены до момента обращения за оформлением КАСКО.

                Важно! Порядок страхования КАСКО учитывает время начала действия полиса. Не ограничивайтесь простой датой, должен быть точный час начала действия страховки. Правила выплаты компенсации

                В отличие от ОСАГО, выплаты по КАКСО не имеют чётких временных промежутков. Закон предлагает придерживаться условий разумности. Это значит, что страховая компания не должна задерживать принятие решений в возмещении убытков. Обычно выплата производится в течение 21—30-дневного периода.

                Если за это время компенсация не получена, это можно расценивать как затягивание рассмотрения заявки. В такой ситуации следует написать претензию на имя руководителя компании и потребовать возмещения ущерба в течение 7 дней. В случае игнорирования уже есть смысл обращаться в суд.

                Выплата может быть проведена в денежном выражении или путём ремонта повреждённого авто. Работы должны выполняться специализированной компанией, с которой страхователь заключил соответствующий договор. Не проводите ремонт самостоятельно до того момента, пока не получите официальный ответ о сумме выплат.

                Важно! Страхователю нужно документальное подтверждение ущерба, поэтому игнорируйте просьбы в мирном урегулировании конфликта на дороге. При наступлении ДТП обязательно вызывайте дорожного инспектора. Только на основании его акта может быть признан страховой случай.

                Правила Каско при ДТП

                • Не перемещайте автомобиль пока не разрешит патрульная служба. Такое действие возможно только после закрепления плана схемы дорожно-транспортного происшествия. Любое перемещение затруднит проведение расследования при выплате возмещения.
                • Не договаривайтесь с участниками дорожного происшествия. Вас могут записать на видеокамеру или диктофон. Для суда это не является доказательством, но страховая компания в соответствии с внутренним нормативом может отказать в выплате. Основание — наличие в ваших действиях мошенничества или предварительного сговора.

                По окончании фиксирования ДТП внимательно читайте протокол. Если вы находитесь под стрессом или не в состоянии его подписать, это можно сделать позже. По закону у человека есть трое суток для того, чтобы заверить документ своей подписью.

                Когда страховая компания отказывает в выплатах

                Вопреки расхожему мнению, КАСКО не является 100% защитой вашего автомобиля. Например, в выплате компенсации после угона могут отказать по причине того, что машина была оставлена на ночь на неохраняемой стоянке. Такие условия в договоре присутствуют у многих компаний. Предъявить претензии достаточно сложно — договор уже подписан.

                Стандарты продукта внесены в правила страхования КАСКО, и чтобы не упустить самое важное, необходимо точно придерживаться содержания этого документа. Ещё одно условие — автомобиль должен быть исправен, а в действиях лица отсутствует состав преступления.

                • Нет предусмотренного правилами или договором обязательного уведомления о наступлении страхового случая.
                • Отсутствует подписанный инспектором ГИБДД протокол о дорожно-транспортном происшествии.
                • Факт угона автоматически означает уголовную ответственность. Если зафиксирован отказ клиента от возбуждения уголовного дела по факту угона (если ТС угнано), покрытие ущерба не производится.
                • Во время аварии за рулём находился человек, который не допущен к управлению ТС согласно заключенному договору КАСКО.
                • Автомобиль был технически неисправен до наступления страхового случая.
                • Доказан случай умышленного поджога транспортного средства с целью незаконного получения компенсации.
                • Отсутствие страхового случая. Если в договоре указано, что авто застраховано только от угона, но клиент требует возмещения убытков за порчу ТС третьими лицами, страховая откажет.
                • Другая сторона или инспектор обещает не сообщать о нарушении, например, в обмен на быстрый ремонт. Помните — добровольное согласие в таком случае может послужить отказом от последующей выплаты страхового возмещения.

                Правила полиса КАСКО содержат всю подробную информацию о способах информирования страховой компании, порядка подачи заявления на выплату возмещения и условиях проведения возможного ремонта автомобиля. Не игнорируйте эти требования, при подписании договора — документ имеет равнозначную юридическую силу наравне с договором КАСКО.


                Суд первой инстанции встал на сторону страхователя

                В период действия договора автомобиль был поврежден, и Борис Петрачук уведомил страховую компанию. После осмотра автомобиля страховщик признал случай страховым и выдал владельцу направление на ремонт. Не согласившись с перечнем предполагаемых работ и заменяемых деталей, указанных в счете СТОА, страхователь направил в СК претензию, в которой просил выплатить ему страховое возмещение в денежном выражении. Ответа на претензию, равно как и страхового возмещения, мужчина не получил.

                Суд первой инстанции исходил из того, что хотя заключенным между сторонами договором страхования ТС в случае его повреждения предусмотрено страховое возмещение в виде выдачи потерпевшему направления на ремонт на соответствующую СТОА, в данном случае страховщиком не выполнено обязательство по надлежащей организации такого ремонта, поскольку указанный в направлении на ремонт объем повреждений автомобиля Бориса Петрачука не соответствовал имеющимся в действительности повреждениям. На основе изложенного суд указал, что истец вправе был потребовать от ответчика выплаты страхового возмещения в денежном выражении в размере стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При определении размера подлежащего взысканию в пользу потерпевшего страхового возмещения суд первой инстанции руководствовался заключением проведенной судебной автотехнической экспертизы от 24 октября 2019 г.

                Апелляция не нашла оснований для выплаты истцу страхового возмещения в денежном выражении

                2 июля 2020 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение первой инстанции было отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. В заседание судебной коллегии для представления интересов истца явился его представитель, адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов Артур Саакян, который не был допущен к участию в заседании, поскольку не имел при себе диплома о высшем юридическом образовании.

                Апелляционной суд посчитал, что страховщик выполнил условия заключенного договора, согласно которым в случае повреждения автомобиля страхователя страховщик обязан выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля на соответствующей СТОА, однако Борис Петрачук уклонился от предоставления поврежденного ТС на ремонт. Помимо этого суд отметил, что судебный эксперт не осматривал автомобиль и произвел экспертизу на основании материалов дела, в том числе представленных истцом, достоверность которых, по мнению апелляционного суда, вызывает сомнение.

                Недопущение представителя к участию в заседании нарушило конституционное право истца

                Позднее Борис Петрачук обратился с жалобой в Верховный Суд и просил оставить в силе решения суда первой инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам ВС не согласилась с доводами апелляционной и кассационный инстанций, отметив допущенные нарушения норм действующего законодательства.

                Прежде всего Верховный Суд напомнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как предусмотрено ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд разъяснил, что в ст. 49 Кодекса закреплено, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены.

                Пленум ВС РФ принял постановление о некоторых вопросах применения обновленных процессуальных норм во избежание судебных ошибок

                ВС указал, что при недопущении представителя истца к участию в заседании по причине отсутствия у него при себе диплома о высшем юридическом образовании апелляционный суд не принял во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 9 июля 2019 г. № 26 о применении норм ГПК, АПК, КАС в связи с процессуальной реформой. В соответствии с данным положением лицо, которое до вступления в силу изменений начало участвовать в деле в качестве представителя, после вступления в силу изменений сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

                Так, Суд пояснил, что из материалов дела следует, что Артур Саакян, действующий на основании выданной ему в установленном законом порядке доверенности, участвовал 27 сентября 2019 г. в судебном заседании суда первой инстанции в качестве представителя истца. В связи с этим адвокат сохранил предоставленные ему Борисом Петрачуком полномочия на участие в деле в качестве представителя в суде апелляционной инстанции.

                По мнению Верховного Суда, не допустив Артура Саакяна в качестве представителя истца к участию в рассмотрении дела в апелляционном порядке, судебная коллегия тем самым нарушила конституционное право Бориса Петрачука на получение квалифицированной юридической помощи и принцип состязательности сторон гражданского процесса, а ее постановление, вынесенное без учета принципов гражданского судопроизводства, не может считаться законным.

                ВС не согласился с формальным подходом суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела

                Ссылаясь на п. 1 ст. 929 ГК РФ, Суд указал, что страховщик, заключая договор страхования, берет на себя обязательства за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре события возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя в пределах определенной договором суммы.

                Верховный Суд также подчеркнул, что по общему правилу, установленному п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела, обязательство по выплате страхового возмещения является денежным. Вместе с тем согласно п. 4 указанной статьи в пределах страховой суммы может предусматриваться замена страховой выплаты предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу, а в случае повреждения имущества, не повлекшего его утраты, – организацией и (или) оплатой страховщиком в счет страхового возмещения ремонта поврежденного имущества.

                Обращаясь к п. 42 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. № 20, Верховный Суд подчеркнул, что если договором добровольного страхования предусмотрен восстановительный ремонт ТС на СТОА, осуществляемый за счет страховщика, то в случае неисполнения такого обязательства в установленные договором сроки страхователь вправе поручить производство ремонт третьим лицам либо произвести его своими силами и потребовать от страховщика возмещения понесенных расходов в пределах страховой выплаты.

                В рассматриваемом случае транспортное средство отремонтировано не было, поскольку истец не согласился с объемом предполагаемых восстановительных работ, полагая его недостаточным. В связи с этим, как пояснил Суд, для правильного разрешения спора суду апелляционной инстанции надлежало установить, какие обязанности возникли у сторон договора КАСКО в связи с наступлением страхового случая. Кроме того, в связи с несогласием Бориса Петрачука с объемом предполагаемых восстановительных работ было необходимо выяснить, какие действия каждая из сторон в соответствии с действующим законодательством должна была предпринять и предприняла. Однако судом эти обстоятельства не устанавливались и на обсуждение сторон не выносились, подчеркнул ВС.

                Суд также посчитал, что апелляционной инстанции следовало определить, были ли надлежащим образом страховщиком исполнены обязательства, возникшие из договора имущественного страхования, обусловлено ли соглашение сторон о натуральном возмещении условиями договора КАСКО, предусмотрена ли законом или договором возможность замены обязательства, исполняемого в натуре, денежным обязательством. В связи с выявленными нарушениями Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

                Эксперты оценили позицию Верховного Суда

                В частности, по мнению Дмитрия Шнайдмана, в рассматриваемом деле, в случае несогласия страхователя с предполагаемым объемом ремонтных работ, указанным в направлении страховщика, добросовестным поведением страхователя могло бы являться требование о понуждении страховщика исполнить договор на согласованных условиях, выдав направление на ремонт всех повреждений, имеющих отношение к страховому случаю. В этом случае спор касался бы порядка исполнения обязательств страховщика, связанных с выплатой страхового возмещения путем организации восстановительного ремонта, но не менял бы сути данного обязательства, добавил адвокат.

                Читайте также: