Из за абс попал в дтп

Обновлено: 28.04.2024

Правда ли, что ABS сокращает тормозной путь?

Это не всегда так. Например, во время торможения на скользкой дороге ABS обеспечивает управляемость автомобиля, предотвращая блокировку колес (т.е. не давая автомобилю тормозить юзом). При этом тормозной путь может увеличиться.

Также тормозной путь с ABS может увеличиться при торможении на рыхлом снегу, на скользком спуске. Но однозначно ответить на вопрос, как поведет себя автомобиль с ABS (или без таковой) при экстренном торможении – невозможно.

Все зависит от скорости движения, погодных условий, дорожного покрытия, типа установленных шин и мастерства водителя.

Какие бывают ABS?

В самых дорогих, а значит, и самых эффективных системах каждое колесо имеет индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости. Естественно, что количество датчиков угловой скорости, модуляторов давления и каналов управления в этом случае равно числу колес.

Дешевые ABS обходятся двумя датчиками на задних колесах, одним общим модулятором и одним каналом управления. Наибольшее применение получила система с четырьмя датчиками, но с двумя модуляторами (по одному на ось) и двумя каналами управления. Существует также трехканальная система с четырьмя датчиками угловой скорости. Три модулятора этой системы обслуживают три канала, производя индивидуальное регулирование давления тормозной жидкости в магистралях передних колес по отдельности и обоих задних колес.

В новейших ABS с помощью компьютера оценивается динамика движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при замедлении автомобиля и другие факторы, и на основании этих данных блок управления регулирует давление в тормозной магистрали. Определив величину давления, его обеспечивают подачей или стравливанием тормозной жидкости в гидроаккумулятор.

А если автомобиль оборудован ABS, то гололед ему не страшен?

Ни в коем случае. Система ABS (равно как и ESP, и прочие системы активной безопасности) лишь уменьшает вероятность потери контроля над автомобилем, но отнюдь не гарантирует безопасной езды в любых условиях и на любой скорости.

В гололед уверенному движению больше способствует состояние протектора и тип шин (кстати, существуют модели шин, разработанные специально для автомобилей с ABS), манера вождения и навыки самого водителя. Поэтому в любой ситуации нужно правильно выбирать дистанцию и скорость движения независимо от того, оборудован ли ваш автомобиль электронными помощниками.

Как работает система ABS

Система ABS состоит из основного блока, который на многих машинах, имеющих эту систему, можно увидеть, заглянув под капот. Этот блок соединен металлическими трубками с тормозным цилиндром и тормозной системой. Каждое колесо автомобиля, оборудованного ABS, имеет датчик скорости; в систему также входят электронный блок управления (отслеживающий пробуксовку каждого колеса индивидуально) и гидроцилиндр (распределяющий тормозные усилия).

Принцип работы заключается в следующем: при резком торможении обычная тормозная система блокирует колеса, ABS же при резком торможении отслеживает блокировку и растормаживает колеса, таким образом сохраняется контроль над автомобилем. При этом происходят достаточно сильные вибрации на педали тормоза, и раздается характерный звук. На все это не стоит обращать внимания, так как эти признаки свидетельствуют о нормальной работе системы.

ABS мешает водителю правильно тормозить, от нее только вред!

Это самое распространенное заблуждение. Антиблокировочная система тормозов (ABS) на сегодняшний день является самой распространенной системой, повышающей безопасность движения. Практически на все новые автомобили эта система устанавливается в базовой комплектации. ABS очень полезна и эффективна, главное – научиться ею правильно пользоваться.

ABS последнего поколения позволяет водителю сохранить стабильность направления движения даже в наихудших дорожных ситуациях. А дополняющие ABS электронные помощники позволяют добиваться большей эффективности торможения.

Так, например, существуют системы, увеличивающие давление в тормозной системе при экстренном торможении, и электронные регуляторы, оптимизирующие тормозной путь за счет перераспределения давления в контурах тормозного привода всех четырех колес (в зависимости от загрузки автомобиля и состояния дорожного покрытия).

Если ABS неисправна – неисправны тормоза

Это не так. При неисправной ABS тормозная система работает как обычная. О срабатывании системы ABS водитель узнает по загорающейся в момент торможения надписи на панели приборов и по характерным толчкам педали тормоза.

Если надпись на приборном щитке горит постоянно, то это говорит о том, что система неисправна вследствие поломки, или о том, что она отключена.

Как пользоваться ABS

Фактически ABS имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Водители кремлевского гаража применяли такой способ экстренного торможения еще до изобретения антиблокировочных систем и могли сделать до 7 нажатий (торможений) в секунду. ABS делает около 15 циклов торможения в секунду, такая частота человеку недоступна.

В результате антиблокировочная система обеспечивает автомобилю минимальный тормозной путь и делает его управляемым в торможении – ведь колеса катятся и воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с покрытием. И это основное преимущество ABS. Ведь с заблокированными колесами автомобиль практически не управляем.

Самое главное – это не бояться нажимать педаль до упора. Если ваш автомобиль оборудован ABS, обязательно потренируйтесь, в противном случае в экстренной ситуации вы можете не среагировать. Для этого можно выбрать тихую спокойную площадку и попробовать на скорости около 40 км/ч резко затормозить, поворачивая при этом рулевое колесо. Немного тренировки, и вы запросто сможете объехать препятствия во время торможения, используя ABS.

Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения – система сама обеспечит эффективное замедление.

Есть еще заблуждение – ABS не отключается

Это не совсем так. На многих автомобилях систему ABS можно отключить, обесточив электронный блок управления (т.е. снять предохранитель или реле), при этом тормозная система будет исправно работать.

А, например, на некоторых моделях Audi и VW даже предусмотрена кнопка на панели, отключающая систему ABS.

ABS делает автомобиль неуправляемым

Это не так. Наоборот, ABS не дает заблокироваться колесам при экстренном торможении, тем самым помогая сохранить курсовую устойчивость и возможность управлять автомобилем в торможении (например, чтобы объехать препятствие).


Безусловная польза электронных ассистентов доказана мировой статистикой аварийности. На Западе АБС входит в базовые комплектации всех автомобилей с 2004 года, а с 2011 года Евросоюз, США и Австралия ввели требование оснащать все новые машины системами курсовой устойчивости (ESP). Уже известно, что системы экстренного автоторможения также станут обязательными в ближайшие годы.

АБС — основа всего

Бороться с блокировкой колес при торможении начали более 100 лет назад, причем сначала эту проблему заметили на железной дороге (вагоны с заблокированными колесами чаще сходили с рельсов). В середине XX века системы, предотвращающие юз колес, получили распространение в авиации. Ну а первым серийным автомобилем с электронной АБС стал Mercedes S-класса (W116) в 1978 году.

Принцип работы и устройство АБС


Когда при интенсивном торможении колеса перестают вращаться, автомобиль начинает скользить и не слушается руля, а тормозной путь при этом может значительно вырасти (на некоторых видах покрытия). Дело в том, что пока колесо катится, в пятне контакта протектора с дорогой создается трение сцепления (оно же — трение покоя), и его сила больше, чем сила трения скольжения, возникающая при блокировке. Без трения сцепления колеса не способны воспринимать боковые усилия, поэтому автомобиль просто продолжает скользить по инерции: объехать препятствие или вписаться в поворот не получится.


АБС позволяет не допустить такой ситуации: датчики на колесах отслеживают скорость вращения десятки раз в секунду, и когда электроника фиксирует блокировку колес, гидромодуль снижает давление в одной или нескольких тормозных магистралях, чтобы колеса вновь смогли вращаться.


Вплоть до конца XX века антиблокировочные системы на многих автомобилях работали плоховато: электроника срабатывала грубо и не могла достаточно точно дозировать тормозное усилие на каждом из колес в отдельности. Инструкторы по контраварийной подготовке рекомендовали вообще не полагаться на АБС и учили водителей по старинке тормозить на грани блокировки колес либо использовать прерывистое торможение (это гоночный прием, имитирующий работу АБС). Но по мере эволюции электронных систем все поменялось.


Современные АБС имеют важное дополнение — систему помощи при экстренном торможении (не путать с автоматическими системами экстренного торможения). Речь про Brake Assist System (BAS), которая способна фиксировать резкий удар по педали тормоза, и в случае, если усилие на педали недостаточное, электроника сама будет дотормаживать изо всех сил до полной остановки. Именно так, как учат делать инструкторы.

ESP, HDC, EDL, EDTC и их родственники

К 90-м годам прошлого века электроника поумнела настолько, что автопроизводители стали доверять ей более сложные задачи. Инженеры взялись за борьбу с боковыми скольжениями и с пробуксовкой ведущих колес. Так появились система динамической стабилизации ESP(Electronic Stability Program) и противобуксовочная система Traction Control, которые добавились к АБС. В сущности, это даже не отдельные системы, а функции, реализованные в едином блоке управления.

Принцип работы и устройство ESP


1 — Электрогидравлический модуль
2 — Датчики ABS
3 — Датчик поворота руля
4 — Датчик вращения вокруг вертикальной оси
5 — Блок управления




Каждый производитель ищет свой подход к настройкам ESP и вспомогательного оборудования. Иногда получаются очень любопытные вещи. Например, обновленная Mazda 3, появившаяся в прошлом году, получила дополнительную функцию управления вектором тяги G-Vectoring Control (GVC). Электроника, определяя разгрузку передних колес, варьирует тягу, в итоге система не допускает сноса передней оси. Утверждается, что новая система действует филигранно и почти совсем не ограничивает возможности мотора.


Автотормоза, хорошие и разные

Автоматика, способная в случае опасности ударить по тормозам, появилась в 2003 году. Почти одновременно на рынок вышли Honda Inspire и Toyota Celsior с подобными разработками. В дальнейшем этим направлением заинтересовались все крупнейшие автоконцерны, и сегодня это оборудование стало вполне массовым: на российском рынке уже есть пара десятков моделей с автотормозом, причем это оборудование теперь не является особенностью только лишь люксовых машин.

Принцип работы и устройство системы автоторможения





Автомобиль Городской тест
(10–50 км/ч, макс. 3 балла)
Загородный тест
(50–80 км/ч, макс. 3 балла)
Тесты с манекенами-пешеходами
(макс. 6 баллов)
Сумма баллов
1 Volvo S90 3 3 6 12
2 Volvo V90 3 3 6 12
3 Seat Ateca 2,9 2,8 5,8 11,5
4 Kia Niro* 3 2,6 5,4 11
5 Audi Q2 3 2,8 5 10,8
6 Hyundai Ioniq 3 2,7 5 10,7
7 Toyota Prius 3 2,8 4,9 10,7
8 Subaru Levorg 3 2,6 5 10,6
9 Alfa Romeo Giulia 3 2,8 4,5 10,3
10 Mercedes E-класса 3 2,9 4,2 10,1
11 Volkswagen Tiguan 2,9 2,7 4,5 10,1
12 Suzuki Ignis* 3 2,5 4,3 9,8
13 Toyota Hilux* 3 2,6 4,1 9,7
14 SsangYong Tivoli* 3 2,2 4,2 9,4
15 SsangYong XLV* 3 2,2 4,2 9,4
16 Ford Edge 2,9 2,5 2,7 8,1
17 Renault Scenic 2,4 1,6 3,8 7,8

* — Отмеченные звездочкой модели проходили испытание с опциональными пакетами безопасности. Все прочие упомянутые модели имеют систему предотвращения фронтальных столкновений в базовых версиях.


Адаптивный круиз-контроль, система удержания автомобиля в своей полосе и парковочный автопилот сегодня есть в арсенале большинства ведущих автомобильных марок. Первые системы, способные контролировать дистанцию до впереди идущей машины, появились в середине 90-х. В 1995 году Mitsubishi вывела на рынок седан Diamante, оснащенный немного усовершенствованным круиз-контролем: при приближении к впереди идущей машине эта система умела автоматически сбрасывать газ и тормозить передачами, но не более того. Задействовать тормоза первыми смогли немцы: в 1999 году на Mercedes S-класса в кузове W220 появилась система Distronic, которая через штатный блок АБС-ESP могла контролировать дистанцию до впереди идущей машины.



К 2003 году ассистенты научились рулить. Honda оснастила седан Inspire системой Lane Keep Assist System. Она не просто видела дорожную разметку и оповещала водителя о том, что машина покидает свою полосу (такое стало возможным еще в 90-е), но и сама подруливала таким образом, чтобы удержать автомобиль в своем ряду. В том же 2003 году на рынок впервые вышел автомобиль, способный самостоятельно осуществить параллельную парковку — пионером в этой области стала Toyota Pruis. Обе разработки вскоре получили широкое распространение на рынке.



Начиная с 2014 года Euro NCAP присуждает автомобилям дополнительные баллы за работу системы удержания машины на полосе движения. За прошедшие три года было испытано 45 машин, впрочем, в 2016 году тесты проходили по новой, более детальной методике оценки, так что именно испытания прошлого года дают актуальную картину. Среди 13 испытанных в 2016 году машин места распределились следующим образом:

Автомобиль Функции системы Оповещение Баллы (макс. 3)
1 Audi Q2 Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Тактильное (вибрация) 2,7
2 Hyundai Ioniq Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 2,7
3 Subaru Levorg Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 2,7
4 Ford Edge Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 2,7
5 Volvo S90 Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 2,7
6 Volvo V90 Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 2,7
7 Kia Niro* Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое 2,6
8 Toyota Prius Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое 2,5
9 Volkswagen Tiguan Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Тактильное (вибрация) 2,5
10 Suzuki Ignis* Только сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 1,7
11 Alfa Romeo Giulia Только сигнализирует о покидании полосы Звуковое 1,5
12 Toyota Hilux* Корректирует курс и сигнализирует о покидании полосы Звуковое 1,5
13 Peugeot 3008 (2016) Только сигнализирует о покидании полосы Звуковое и визуальное 1,5

Следующий шаг — полностью автономное управление автомобилем, и некоторые производители его уже сделали. С осени 2015 года владельцы автомобилей Tesla получили обновленный софт для своих автомобилей, называющийся Autopilot. Это пока еще не полностью беспилотная система, а скорее продвинутый круиз-контроль. По инструкции руки убирать с руля не следует, но, в принципе, можно: автомобиль будет ехать по намеченному маршруту, совершая перестроения и поворачивая в нужных местах. На шоссе с хорошей разметкой это уже работает неплохо, в городской черте система пока проходит отладку.


Принцип работы и устройство ассистентов и автопилотов



Если основные системы безопасности, такие как АБС и ESP, успели доказать, что им можно доверять, то с автопилотами пока много сомнений. Они корректно работают только на дорогах с хорошей разметкой и, к сожалению, слишком часто ошибаются в распознавании препятствий.

Вспомогательные системы. Их дело — предупредить

По Правилам дорожного движения никакие электронные помощники не снимают с водителя ответственности. Поэтому лучше, конечно, не доводить ситуацию до опасного рубежа, когда электроника вынуждена брать дело в свои руки. И в арсенале современных машин есть множество систем активной безопасности, которые никак не вмешиваются в управление, но способны вовремя предупредить о риске, чтобы водитель сам совершил нужные действия. Эти разработки тоже спасают много жизней.



Очень полезны бывают системы кругового обзора, дополнившие привычный парктроник: миниатюрные видеокамеры размещены на кузове таким образом, что система способна построить виртуальную картинку, показывающую вид сверху или сбоку от машины. Еще недавно это казалось фантастикой, а теперь встречается на вполне распространенных моделях. Например, в качестве опции такую систему можно заказать на Volkswagen Passat или даже Nissan Qashqai.


WhatsApp

ABS напрямую относится к тормозной системе автомобиля. В то же время ПДД содержат Перечень неисправностей, при которых нельзя ездить на машине. Среди прочего, при проблемах с тормозами назначается отдельный повышенный штраф, а водителя на дороге ждёт эвакуация его авто. Но как по закону обстоит дело с этим нарушением? В этой статье мы с вами рассмотрим, что грозит легковому автомобилю или грузовику, если у вас горит лампочка АБС на панели приборов, если есть реальная неисправность антиблокировочной системы, какой за это штраф и, главное, насколько он законен и как это работает на практике 2021 года. Давайте обо всём по порядку!

Какой штраф за неисправный ABS?

На практике 2021 года вам могут выписать штраф в размере 500 рублей по части 2 статьи 12.5 КоАП РФ. И это незаконно! Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.

Данная норма наказания применяется за управление автомобилем с неисправной тормозной системой. Относится ли антиблокировочная система к таковой? "Почему бы и нет" – скажут многие автолюбители, ведь это полноценная часть данного узла. Это и правда, скорее всего, так.

Доводы многих автовладельцев основываются на том, что на всех автомобилях ABS можно вообще отключить, и от этого тормоза не станут нерабочими. Более того, для опытного водителя отсутствие этой электроники вообще сделает торможение более эффективным.

Тем не менее, факт остаётся фактом: ABS с точки зрения законодательства напрямую относится к тормозной системе транспортного средства. Хотите "пруфов"? Вот, к примеру, в разделе 1 Приложения №8 Технического регламента об автомобилях, находящихся в эксплуатации, антиблокировочная система непосредственно включена в требования к тормозам.

Итак, мы выяснили, сколько составляет штраф, если у вас не работает ABS, в том числе горит лампочка ошибки этой системы – 500 рублей. Но это для многих автолюбителей лишь малая "кровь" по сравнению с тем, что ещё грозит за это нарушение.

Штрафстоянка

Есть 2 нарушения ПДД по неисправностям, которые грозят водителю лишиться временно автомобиля:

  1. если не работает тормозная система,
  2. если неисправно рулевое управление.

И это вполне логично, так как оба этих узла машины как ничто иное влияют на безопасность в дорожном движении.

Законность штрафстоянки, если горит лампа антиблокировочной системы

А законной эвакуацию на штрафстоянку делает статья 27.13 Административного кодекса, часть 1 которой перечисляет все другие правонарушения, за которые применяется данная мера обеспечения. И часть 2 статьи 12.5 со штрафом 500 рублей делает спецстоянку законной.

Какое наказание для грузовой машины?

Обратите внимание, что отдельной санкции для водителей грузовиков в действующем на 2021 года КоАП РФ нет. Даже несмотря на то, что неисправности тормозов у грузовых автомобилей могут привести к последствиям большего масштаба.

То есть, чтобы выяснить, какой штраф ждёт водителей грузовиков за горящую лампочку неисправной ABS на приборной панели, возвращаемся к нашей статье 12.5, части 2 Кодекса – 500 рублей. И плюс штрафстоянка, как и в случае с легковыми автомобилями.

И снова напомним, что все сомнения в его законности, а также актуальную судебную практику ещё приведём немного ниже.

Законный штраф для грузовика, перевозящего опасные грузы

А теперь настало время для вполне обоснованного штрафа. Он налагается на водителей, должностных лиц и/или организации.

Какой его размер:

  • штраф на водителя за горящую лампочку ABS будет наложен в сумме 2-2,5 тысячи рублей, альтернативно водителю будет грозить лишение прав на срок 4-6 месяцев,
  • на должностное лицо, которое несёт ответственность за перевозку – от 15 до 20 тысяч рублей,
  • а на юрлицо – 400-500 тысяч рублей.

Обратите внимание, что именно в контексте данной нормы наказания, штраф будет или лишение прав, чаще всего зависит от того, привело ли нарушение к вредным последствиям – ДТП. Если неработающая ABS стала причиной столкновения с другими автомобилями, то водителя вполне могут лишить прав. В остальных же случаях при остановке сотрудником ГИБДД на дороге и обнаружении, что горит лампа ABS, будет наложен штраф. А здесь, какой он будет – 2 000 или 2 500, уже зависит банально от настроения инспектора ДПС, хотя по закону на это должны влиять смягчающие и отягчающие факторы.

Всё это предусматривает часть 1 статьи 12.21.2 КоАП, которая наказывает в том числе за перевозку опасных грузов на грузовой машине, конструкция которой не отвечает требованиям безопасности для этого.

Эти требования прописаны вовсе не в ПДД, а в специально описанных других нормативных актах:

  • в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200, в пункте 3 которого идёт отсылка на другой документ,
  • а этим другим нормативным актом является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), которое прямо и непосредственно устанавливает обязанность рабочей ABS для перевозки.

Штраф за ABS для грузовых автомобилей

Как на практике в 2021 году?

На сегодняшний день на дороге обычный инспектор ДПС не имеет права проверять разного рода системы автомобиля. Да и не сможет он этого сделать – по меньшей мере в случае, если доступ к шлангам АБС у вас не на виду под капотом.

Привлечение технических специалистов только ради проверки работы тормозной системы даже на грузовых автомобилях – очень редкое и практически нереальное на практике явление. Впрочем, нередко сотрудники ГИБДД при остановке грузовиков прибегают к незаконным методам. В том числе просят нажать тормоз и удерживать его, проверяя падение давления в тормозной системе.

Но ключевое слово здесь – "просят". На просьбу инспектора вы можете отказать. А для привлечения вас к наказанию за невыполнение требования сотрудника полиции оно должно быть законным. В данном случае такая проверка никаким нормативным актом не подкреплена.

Однако, проверка работоспособности ABS становится вполне не облачной перспективой при ДТП – особенно, при наличии пострадавших. В рамках уголовного дела со сбитыми пешеходами, к примеру, очень часто проводится экспертиза на проверку исправности тормозов. В том числе проверке подвергается антиблокировочная система.

По административному же делу сотрудник ГИБДД просто более вероятно может назначить экспертизу, если это будет нужно для всестороннего рассмотрения дела о ДТП и наличия нарушения одним из водителей.

Таким образом, вероятность обнаружения на дороге при общении с ДПС нерачей системы ABS довольно низкая, хотя и не нулевая. А вот при дорожном происшествии перспектива назначения экспертизы тормозной системы уже становится более вероятной – в особенности, при наличии пострадавших пешеходов.

Если у меня просто горит лампочка ABS?

Зато обнаружить негорящую лампу антиблокировочной системы инспектор может уже легче. Порой для этого не нужно даже заглядывать внутрь салона автомобиля – значок ABS часто видно снаружи в окно.

Является ли горящая лампочка АБС основанием для вынесения штрафа за неисправность? С большой долей вероятности, да – так посчитает инспектор. Ну а насколько это законно, прямо сейчас и поговорим!

Почему штраф для легковых незаконнный?

А что нам до законности штрафа по букве закона. Так, ранее мы уже выясняли, к примеру, что и требования за тонировку незаконны. Тем не менее, они вполне практикуются, и даже суды засиливают такие наказания.

Нам важна практическая ценность этого дела. А она заключена в каждом конкретном деле. Говоря проще, ваша задача – убедить рассматривающее дело должностное лицо или судью при обжаловании, что постановление со штрафом за неработающий ABS вынесены незаконно. То есть в каждом конкретном случае это удастся или не удастся сделать.

Наказание за лампочку АБС на легковом автомобиле

А убедить в незаконности можно, основываясь на различных доводах:

  • приводя законы, постановления Правительства или приказы,
  • приводя судебные акты – особенно, вес будут иметь постановления, решения или определения Верховного суда.

И мы приведём для вас все правовые акты, так или иначе имеющие отношение к нашему вопросу о том, какой штраф за ABS.

Мы не будем рассматривать обоснованность наказания для грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Выше мы выяснили, что наказание по 12.21.2 в этом случае вполне законно. Однако, ответственность за лампочку ABS или неисправность самой системы по части 2 статьи 12.5 под большим вопросом.

Что говорят ПДД?

Итак, главная причина, почему штраф за неисправную антиблокировочную систему не является основанным на законе и единственный законный довод, который поможет вам избежать наказания – это ПДД.

Дело в том, что вся статья 12.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисправности и условия, при которых запрещена эксплуатация транспорта. Значит, где-то должно быть запрещено ездить на машине:

  • если у неё не работает система ABS,
  • если горит лампочке АБС, даже если сама система в исправном состоянии.

Так вот, сам заголовок статьи 12.5 повторяет и ссылается в части 1 на соответствующий Перечень неисправностей – приложение к ПДД. Идём в этот нормативный акт. И сразу в 1 разделе читаем список неисправностей, при которых нельзя управлять автомобилем. И не находим здесь ни единого упоминания ABS. Из этого следует, что статья 12.5 в данном случае неприменима, а штраф за неисправный ABS вынесен незаконно, так как нет ни одного условия для запрещения эксплуатации при горящей лампе индикатора.

Запрет есть в Техрегламенте

В частности, пункт 1.15 и его подпункты Приложения №8 регламента устанавливают следующие требования:

  • все крепления должны быть надёжными (выглядеть таковыми), комплектность ABS должна быть полной, ну и главное – работоспособное состояние системы,
  • лампочка ABS должна включаться после включения зажигания автомобиля и гаснуть не более чем через 10 секунд после начала движения,
  • машина (легковая и грузовая – без разницы) должна двигаться прямолинейно при торможении со скорости более 40 км/ч,
  • на пневмотормозах (на грузовых автомобилях) должны исправно работать глушители выпуска воздуха.

Законодательство о штрафе за неисправность ABS

Как видим, здесь есть требования как к тому, чтобы антиблокировочная система работала как таковая, так и к лампе ABS – она не должна гореть постоянно.

Но главное заключается в том, что за эти предписания Техрегламента КоАП не предусматривает ответственности. Вам может грозить штраф 500 рублей за нарушения Перечня неисправностей, но не регламента.

Изменения в законе

Между тем, на стадии рассмотрения находится новая редакция указанного выше Перечня, штраф за нарушения которого мог бы быть законным.

Так, пункт 11 и 12 обновлённого нормативного акта буквально содержат следующие предписания, при которых запрещено ездить на автомобиле:

Элементы антиблокировочной тормозной системы (далее – АБС) ненадежно закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.
АБС, предусмотренная изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, неисправна.
Примечание. Исправность АБС определяется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС.

Таким образом, если это изменение введут, то штраф будет грозить уже вполне реально и законно. Однако, пока неизвестно, когда это произойдёт.

Судебная практика по штрафу за неработающий ABS

Теперь переходим к судебным актам. К большому сожалению, их достаточно много для грузовых автомобилей с неисправным ABS, перевозящих опасные грузы и практически нет для легковых – по части 2 статьи 12.5. Это потому что инспекторы всё же редко выписывают штрафы за АБС на практике. Да и ввиду небольшого размера штрафа водители редко их обжалуют.

По крайней мере, в 2021 году очень мало решений судов, в которых бы доводы основывались именно на неприменимости 12.5 к неработющей антиблокировочной системы, так как в Перечне нет соответствующего запрета. Но есть решения, в котором судьи просто посчитали ABS не частью тормозной системы. Если быть точнее, то такое заключение сделала техническая экспертиза в рамках судебного разбирательства.

В 2018 году водитель обжаловал вынесенное в Московской области постановление сотрудника ГИБДД. В результате суд решил буквально следующее:

Система ABS является одним из дополнительных элементов тормозной системы, лишь облегчающим её работу, и выход её из строя не приводит к отказу всей тормозной системы транспортного средства. Кроме того, неисправность ABS не входит в Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (п.1 Приложения к Основным положениям. ).

В ходе экспертизы установлено, что при возникновении неисправности антиблокировочной системы участие транспортного средства в дорожном движении допустимо. При этом, следует принять скорейшие меры для обращения в сервисный центр для устранения данной неисправности.

Установлено, что ТС и полуприцеп проходили техническое обслуживание, технический осмотр и в соответствии с действительными диагностическими картами являются технически исправными.

Суд в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ при объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, считает необходимым жалобу в части отмены постановления удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что в действиях [водителя] отсутствует состав административного правонарушения, установленного статьёй 12.5, частью 2 КоАП РФ.

К сожалению, данное решение Рузского районного суда не выложено в публичном виде. Его выкладывали в социальных сетях в виде фотографии бумажного решения.

Что касается привлечения по статье 12.21.2 КоАП, то есть судебные акты, где:

home

вчера выезжаю из поворота возле КФЕНа.а там есть маленькая горка и я чуть чуть газонул чтоб выехать на горку.и по тормозам чтоб на дорогу не выехать.а там этот АВS и пипец.2 машины чуть не врезались в меня на Кулаковского: жигули и крузак.остановились в метре от меня.чуть не обоссался сцуко!


хорошо что не обосрался :)))))) АБС сцука прикольная.



есче надо руль выкинуть и педали


И вообще пересесть на парапланы всем нах :)))


ABS удлиняет тормозной путь!


На моей машине не удлиняет :) Спецом проверял :))


abs - это весчь. на обоих моих стоит.

тормоз в пол и руль крути:)


главное с АБС

давить педаль в пол и не отпускать,просто тупо держать,тогда эффективно,а так вообще лажа получается,если сам ещё подтормаживаешь


нах нада этот АБС

отключу его нафик.кода ехал где то 80 и тормознул то этот АБС ни.куя не сработал и мя чуть с дороги не выбросило.хорошо что у мя переднеприводная.а едешь 20-30 км то АБС ппц ловко работает и так и едешь метров 5 на такой же скорости.


а япошки то и незнают. надо им написать чтобы авс неставили


ABS-ДЛЯ ЧАЙНИКОВ.



На нормально работающей ABSке такое невозможно (+)

соотв или АБС у вас глючит, либо состояние резины у вас плохое. АБСка + хреновая резина = Смерть! Японцы и вообще запад к безопасности более трепетно относятся чем у нас, и не ставили бы АБСки на свои авто ,если бы они были столь хреновыми как вы тут пишите. Не возражаю, на АБСке можно прокатиться 5-10 м. при торможении на скорости 40 км. но без нее вы проедете все 15 м. или 5 метров до кювета.


почитай топ. не надо спорить . ступенчатое нажатие тормаза в наших условиях

намного надёжнее чем абс+хорошая резина


Ну надо спорить?

На западе и в Японии гололеда неамного больше, чем у нас! У них полгода гололед


спор можно решить простым способом-

проверить ,как будет с абс и без нее.замерить тормозной путь.


у вас получается нажимать быстрее абс? :)


да, покрайне мере чувствовать когда машина скользит а когда идёт накатом


а мне недавно

помогло, без АБС точно вспорол бы бочину, на перерестке еду на свой зеленый, встречный УАЗ выруливает на мою половину, первая реакция по тормозам до упора, еду всеравно, руль право, машина руля слушается. Там ведь на все это секунды, если не доли. Без АБС маневр не удался бы точно.


вот вот, правильно говоришь

предназначение ABS - не потерять управление при торможении на скользкой дороге, то бишь против заносов. При экстренном торможении нужно работать ногами и крутить руль, также как на авто без ABS, только на авто с ABS это получается гораздо лучше. Конечно, если тупо держать ноги на тормозах, тормозной путь получается длинне чем на авто без ABS. То, что некоторые не умеют водить авто с ABS еще не говорит о том, что ABS штука бесполезная. Нужен навык.


ну как сказать, без авс, у вас ни разу небыло случая когда от шока там от будушей аварии или типа

этого, - 98% баб и некоторые мужики так делают при такой ситуаци, тормоза до упора и держаться за руль ожидая удара - в таких ситуациях авс нужен. (без авс еще быстрее убыстряеться если тормоза в пол) + у них бывает невысокая скорость это спасает - 98% мужиков делают все правильно, без авс судорожно дергают ногой при этом маневрируя рулем. тут не нужен авс, потомучто с авс так не сделаешь. но у них минус бывает высокая скорость, но работая ногой они тоже достигают эффекта и это спасает короче авс нужен все равно скажем для женьшин и чайников. все равно эта электроника помогает


При гололеде тормоз в пол, АБС брякает машина скользит, отпускаю тормоз и занова в пол, машина уже останавливается, АБС брякает. И так несколько раз.


Желаю вам на 4вд, по гололеду без АБС проехаться на хорошей скорости.

Как вы говорите, тапкой в пол работать судорожно и рулем рулем.


Однозначно без АБС лучше? если умеешь :)!

А если в панике, то АБС чуть выручает. Пару-тройку раз было что с испугу жмёшь педаль в пол, без абски вье_бался бы, а если без паники то я бы выкинул её нах!

Читайте также: