Какая страна 1 в мире узаконила использование автомобильных ремней безопасности

Обновлено: 03.05.2024

ГОСТ Р 41.16-2001
(Правила ЕЭК ООН N 16)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ:
I РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
II ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ

Uniform provisions concerning the type approval of:
I. Safeti-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles;
II. Vehicles equipped with safeti-belts

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 16, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 16 с поправками серии 04 (с 22.12.85) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств;

II транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности", и включает в себя:

- пересмотр 3 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3);


- пересмотр 3 - поправка 1 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.1);

- пересмотр 3 - поправка 2 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.2);

- пересмотр 3 - поправка 3 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.3);

- пересмотр 3 - поправка 4 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Add.15/Rev.3/Amend.4)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 16 (далее - Правила).

1 Область применения

Настоящие Правила применяются к ремням безопасности и удерживающим системам, устанавливаемым в механических транспортных средствах, имеющих три колеса и более, и предназначенным для индивидуального пользования (в качестве индивидуального устройства) лицом, занимающим сиденье, расположенное в направлении движения либо против направления движения, а также к транспортным средствам, оснащенным такими ремнями безопасности.

2 Определения

В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.2.1 ремень безопасности (ремень): Приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения пользователя ограничением возможности перемещения его тела. Такое приспособление обычно обозначается в тексте термином "комплект ремня"; этот термин включает также любое устройство, предназначенное для поглощения энергии или втягивания ремня.

2.1.1 поясной ремень: Ремень, охватывающий туловище пользователя на высоте таза.

2.1.2 диагональный ремень: Ремень, охватывающий грудную клетку по диагонали от бедра до противоположного плеча.

2.1.3 ремень с креплением в трех точках: Ремень, представляющий собой, как правило, сочетание поясного и диагонального ремней.

2.1.4 ремень привязного типа: Комплект ремня, состоящий из поясного ремня и плечевых лямок.

2.2 тип ремня: под ремнями различных типов подразумевают ремни, между которыми имеются существенные различия: в частности, эти различия могут касаться:

2.2.1 жестких частей (пряжек, деталей крепления, втягивающих устройств и т.д.);

2.2.2 материала, плетения, размеров и цвета лямок;

2.2 3 геометрических характеристик комплекта ремня.

2.3 лямка: Гибкая часть ремня, предназначенная для удержания тела и передачи нагрузки на стационарные элементы крепления.

2.4 пряжка: Устройство, позволяющее быстро расстегивать ремень и дающее возможность удерживать ремнем туловище пользователя. Пряжка, за исключением пряжки для ремней безопасности привязного типа, может иметь регулирующее устройство.

2.5 устройство для регулирования ремня: Устройство, позволяющее регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей пользователя и положения сиденья. Регулирующее устройство может быть частью пряжки, втягивающим устройством или любой частью ремня безопасности.

2.6 устройство предварительного натяжения: Дополнительное или встроенное устройство, которое служит для прижатия лямки ремня к сиденью в целях натяжения ремня в момент удара.

2.7 исходная зона: Пространство между двумя вертикальными продольными плоскостями, расположенными на расстоянии 400 мм друг от друга симметрично точке , которое определяется поворотом модели головы из вертикального в горизонтальное положение в соответствии с описанием, содержащимся в приложении 1 к Правилам ЕЭК ООН N 21. Эта модель устанавливается на максимальном расстоянии 840 мм.

2.8 подушка безопасности в сборе: Устройство, установленное в дополнение к ремням безопасности и удерживающим системам на механических транспортных средствах, т.е. система, которая в случае сильного удара транспортного средства автоматически разворачивает гибкое устройство, предназначенное для ограничения (путем уплотнения содержащегося в нем газа) силы удара одной или более частей тела водителя или пассажира транспортного средства об элементы внутренней части салона.

2.9 подушка безопасности для пассажира: Подушка безопасности в сборе, предназначенная для защиты пассажира (пассажиров), занимающего (занимающих) сиденье, не являющееся сиденьем водителя, в случае лобового столкновения.

2.10 детское удерживающее устройство: Защитное устройство, определение которого приведено в Правилах ЕЭК ООН N 44.

2.11 обратное направление: Направление, противоположное обычному направлению движения транспортного средства.

2.12 детали крепления: Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве.

2.13 устройство для поглощения энергии: Устройство для поглощения энергии, являющееся частью комплекта ремня и работающее независимо или совместно с лямкой.

2.14 втягивающее устройство: Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.

2.14.1 неблокирующее втягивающее устройство (тип 1): Втягивающее устройство, из которого лямка полностью вытягивается при приложении небольшой внешней силы и которое не имеет регулятора длины вытянутой лямки.

2.14.2 втягивающее устройство, отпирающееся вручную (тип 2): Втягивающее устройство, которое требует приведения в действие вручную приспособления для получения желаемой длины лямки и которое автоматически запирается после достижения пользователем желаемой длины.

2.14.3 автоматически запирающееся втягивающее устройство (тип 3): Втягивающее устройство, которое позволяет получить желаемую длину лямки и которое при закрытой пряжке автоматически регулирует ее длину для пользователя. Без вмешательства пользователя дальнейшее извлечение лямки из устройства невозможно.

2.14.4 аварийно запирающееся втягивающее устройство (тип 4): Втягивающее устройство, которое при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движения пользователя. Такое устройство включает приспособление для регулировки длины, которое автоматически регулирует лямку в зависимости от телосложения пользователя, и запирающий механизм, срабатывающий в случае аварии под действием:

2.14.4.1 торможения транспортного средства (единичная чувствительность);

2.14.4.2 сочетания торможения транспортного средства, движения ремня или любого другого автоматического устройства (множественная чувствительность).

2.14.5 аварийно-запирающееся втягивающее устройство с повышенным уровнем чувствительности (тип 4N): Втягивающее устройство, которое соответствует типу, указанному в 2.14.4, но имеет особые характеристики, позволяющие использовать его на транспортных средствах категорий , , , и *.

* Определение категорий транспортных средств согласно приложению 7 к Сводной резолюции R.E.3 (TRANS/WP.29/78/Rev.1/Amend.2).

2.14.6 устройство регулирования ремня по высоте: Устройство, позволяющее регулировать по высоте положение верхнего обхвата ремня по желанию каждого пользователя и в зависимости от положения сиденья. Такое устройство может рассматриваться как часть ремня или часть устройства крепления ремня.

2.15 приспособления для крепления ремней: Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремней безопасности.

2.16 тип транспортного средства с точки зрения ремней безопасности и удерживающих систем: Категория механических транспортных средств, которые не имеют существенных различий в размерах, форме и материалах элементов конструкции транспортного средства, конструкции сидений или любой другой части транспортного средства, к которой крепятся ремни безопасности и удерживающие системы.

2.17 удерживающая система: Система, состоящая из сиденья, прикрепленного к конструкции транспортного средства, и ремня безопасности, по крайней мере, один несъемный элемент для крепления которого расположен на каркасе сиденья.

2.18 сиденье: Конструкция, являющаяся или не являющаяся неотъемлемой частью конструкции транспортного средства, включая обивку, и предназначенная для сидения одного взрослого человека. Этот термин охватывает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного нераздельного сиденья, предназначенную для сидения одного человека.

2.18.1 переднее сиденье для пассажира: Любое сиденье, в котором "выступающая точка " находится на вертикальной поперечной плоскости, проходящей через точку сиденья водителя, либо перед этой плоскостью.

2.19 группа сидений: Многоместное нераздельное сиденье либо отдельные, но расположенные рядом сиденья (т.е. установленные таким образом, что передние крепления одного из этих сидений находятся на одной линии с передними или задними креплениями другого либо между креплениями этого другого сиденья), предназначенные для размещения одного или более взрослых людей в сидячем положении.

2.20 многоместное нераздельное сиденье: Конструкция, включая обивку, предназначенная для сидения более чем одного взрослого человека.

2.21 система регулирования сиденья: Устройство, с помощью которого можно регулировать положение сиденья или его части для удобного размещения сидящего в нем человека с учетом его морфологии; это устройство может, в частности, обеспечивать:

2.21.1 продольное перемещение;

2.21.2 вертикальное перемещение;

2.21.3 изменение угла наклона.

2.22 крепление сиденья: Система крепления каркаса сиденья к конструкции транспортного средства, включая соответствующие элементы конструкции транспортного средства.

2.23 тип сиденья: Категория сидений, которые не имеют существенных различий в отношении:

2.23.1 формы, размеров и материалов элементов каркаса сиденья;

2.23.2 типа и размеров устройств для регулировки и блокировки сиденья;

2.23.3 типа и размеров несъемных элементов каркаса, к которым крепится ремень, креплений сиденья и соответствующих элементов конструкции транспортного средства.

2.24 система перемещения сиденья: Устройство, при помощи которого сиденье или какая-либо его часть изменяет угол наклона или перемещается в продольном направлении без фиксации промежуточного положения (для облегчения доступа пассажиров).

2.25 система блокировки сиденья: Устройство, обеспечивающее блокировку сиденья и его частей в определенном положении.

2.26 утопленная кнопка пряжки ремня: Кнопка пряжки ремня, которой нельзя открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.

2.27 неутопленная кнопка пряжки ремня: Кнопка пряжки ремня, которая позволяет открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.

3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Тип транспортного средства

3.1.1 Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении оснащения его ремнями безопасности и удерживающими системами подает предприятие-изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.

3.1.2 К заявке должны быть приложены нижеперечисленные документы в трех экземплярах и следующие сведения:

3.1.2.1 чертежи общей конструкции транспортного средства в надлежащем масштабе, на которых указано место установки ремней безопасности, а также подробные чертежи ремней безопасности и точек их крепления;

3.1.2.2 характеристики используемых материалов, влияющие на прочность крепления ремней;

Prancuzija (1)HD

В одних странах Правила дорожного движения нужно соблюдать очень строго, в других эти правила существуют по большей части на бумаге. Более того – в различных странах ПДД могут существенно различаться, и то, что допускается по правилам южноевропейских стран, может быть запрещено в странах Северной Европы.

Болгария

В этой стране есть много категорий водителей и пассажиров, которым разрешается не пристёгивать ремни безопасности. Например, в Болгарии ремни безопасности могут не пристёгивать беременные женщины – не важно, сидят ли она за рулём или находятся в автомобиле в качестве пассажиров. Ремни безопасности также могут не пристёгивать инструкторы, обучающие будущих водителей навыкам вождения.

Кипр

Максимально допустимая скорость движения по магистралям этого небольшого европейского государства – одна из наименьших в Европе. На Кипре можно ездить со скоростью не более 100 км/ч. Если на Кипре вы решите проехаться по магистрали со скоростью, к которой привыкли в Литве – вас оштрафуют на 30 евро, а при скорости 131 км/ч штраф будет вдвое больше (62 евро). За превышение скорости местные водители, кроме денежных штрафов, получают штрафные очки. На Кипре, точно также, как в большинстве других европейских стран, запрещается управлять автомобилем и одновременно говорить по телефону. За это нарушение водители могут быть оштрафованы на 85 евро и получить от 2 до 4 штрафных очков. Аналогичное наказание ожидает водителей также за то, если, находясь за рулём, они будут закусывать, употреблять освежающие напитки и т.д.

Чехия

Эстония

У любителей автомобилей Эстония ассоциируется со страной так называемых ледовых дорог. Ледовые дороги – это специальные участки, временно оборудованные на замёрзших озёрах или заливе Балтийского моря. Движение по ледовым дорогам регламентируется отдельными правилами, определяющими скорость движения, стиль вождения и т.д. При движении по ледовым дорогам разрешается не пристёгивать ремни безопасности. Также в Эстонии нет поблажек для тех, кто превышает скорость. В эстонском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение скорости на 1 км/ч, хотя различные источники утверждают, что эстонские полицейские, как правило, не составляют протокол, если водители превышают скорость не более чем на 7-8 км/ч.

Германия

Венгрия

Ирландия

Италия

Литва

Наша страна оказалась в этом списке лишь из-за одного специфического правила, которого нет ни в одном другом европейском государстве. Это требование остановить автомобиль у светофора, на котором есть зелёная стрелка, разрешающая поворот направо при красном сигнале светофора.

Мальта

Если бы в Литве полицейский предложил вам провериться на алкотестере, а результат алкотестера был бы 0,7 промилле, вам бы грозил штраф в размере от 289 до 434 евро с лишением водительских прав сроком на 12 – 18 месяцев. На Мальте вам такое наказание не грозит – на этом острове можно садиться за руль с 0,8 промилле алкоголя в крови. Кроме того, с таким содержание алкоголя управлять автомобилем могут не только профессиональные, но и начинающие водители.

Норвегия

Норвегия известна как страна, в которой очень популярны электромобили. К сожалению, многие водители по себе знают, какие штрафы ожидают в Норвегии за превышение скорости. Сумма штрафа за нарушение скорости привязана к определённому участку движения. Например, если вы превысите скорость на участке, где разрешается двигаться со скоростью не более 30 км/ч, сумма штрафа будет больше, по сравнению с суммой, которую вам бы назначили за превышение скорости на магистрали. В Норвегии наказания за превышение скорости очень суровые – кроме штрафов, вас могут лишить водительских прав на 3 года, а за повторное нарушение могут назначить исправительную работу или тюремное заключение.

Польша

В соседней стране пешеходы могут пересекать улицу не на пешеходном переходе – главное, чтобы место, где вы пересекаете улицу, было не более, чем в 100 метрах от обозначенного пешеходного перехода.

Румыния

На родине графа Дракулы водители квадрациклов и трёхколёсных мотоциклов могут ездить без шлемов.

Словакия

В Словакии нужно обратить внимание на использование ремней безопасности. Как и во многих других европейских странах, в Словакии также есть исключения, применяемые в отношении инвалидов, больных людей и т.д. Однако, в Словакии есть одно правило, которого, скорее всего, нет в других странах – пристёгивать ремни безопасности не обязаны люди ростом менее 150 см.

Словения

В ПДД многих стран сказано, какие необходимые предметы должны быть в автомобиле. Как известно, по литовским правилам в автомобиле должен находиться огнетушитель, жилет со светоотражающими элементами, треугольный знак аварийной остановки и набор для оказания первой помощи. Этот список необходимых предметов может отличаться – в одних странах не нужен огнетушитель, в других – набор для оказания первой помощи и т.д. В Словении нужны все без исключения предметы, более того – нужно возить с собой запасные лампочки. На сайте Европейской Комиссии, где опубликована эта информация, не сказано, о каких лампочках идёт речь – скорее всего, это должны быть запасные лампочки для передних фар.

Швеция

Видимо, так думают многие современные водители, которые отказываются пристегиваться за рулем своего автомобиля. Споры о том, в каком случае у водителя и пассажиров больше шансов остаться в живых при аварии, не утихают до сих пор.


Многие взрослые, которые не могут мириться с детским непослушанием, часто грозят детишкам ремнем. Но при этом было бы неплохо, если бы они помнили и о ремнях для себя. Речь пойдет о ремнях безопасности, благодаря которым можно перенести встречу с праотцами на неопределенный срок.

Природа человека такова, что даже ознакомившись со статистикой ДТП и осознав всю опасность езды на автомобиле, мы никак не можем принять, что самое плохое может приключиться именно с нами. Все эти жертвы аварий и автомобили, превращенные в кучу металла, где-то там – так далеко, что это не имеет к нам никакого отношения. И мы настойчиво продолжаем игнорировать элементарные правила безопасности и не пристегиваемся спасительными ремнями. И это ошибка. Иногда фатальная.

Использовать ремни предложили еще в начале XIX века

В июне 1955 года в американском штате Иллинойс впервые в истории было законодательно введено обязательное использование в автомобилях ремней безопасности, в 1957 году - на территории всей Швеции, далее - по разным странам Европы, в СССР такое обязательство добралось в 1975 году.

Использовать ремни безопасности предложил английский изобретатель Джордж Кэйли еще в начале XIX века. А в 1885-м американский изобретатель Эдвард Клэгхорн получил первый патент на ремень безопасности, который предназначался для фиксации кучера кареты. Есть предположения, что впервые ремни безопасности использовал пилот Адольф Пегу из Франции. Уже 1 сентября 1913 года он на своем самолете совершил первый в истории продолжительный полет вверх колесами во многом благодаря ремням безопасности. Изобретателем современного трёхточечного ремня был инженер Volvo Нильс Болин. В 1985 году Германское патентное ведомство даже отметило это изобретение в числе восьми, принёсших человечеству самую большую пользу за последние100 лет.

Йохен Риндт, который погиб, неправильно использовал ремень


Действительно, в той же Формуле-1 есть примеры, когда гонщики сгорали в своих болидах,так как не могли выбраться, но современные пилоты пристегиваются во всех болидах. Разве это не является ярким доказательством эффективности? Справедливости ради необходимо отметить, что технология совершенствовалась со временем. Изначально ремни действительно не были такими удобными, как сейчас.

Объяснять необходимость и эффективность ремней приходится до сих пор


Ремень с двумя точками крепления


Нильс Болин демонстрирует свое изобретение — трех-точечный ремень

И все равно было тяжело заставить людей пользоваться этим эффективным средством безопасности. Большинство стало пристегиваться после того, как за неиспользование ремней стали вводить штрафы.

Согласно статистике, которую обнародовали японские исследователи, применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Ремень безопасности предназначен для удержания пассажира на месте во время аварии, либо при экстренном торможении и предупреждает удары о части салона или вылет пассажиров за его пределы.

Давайте произведем простые расчеты. Если авто, которое двигается со скоростью 50 км/ч, сталкивается с неподвижным препятствием, а деформация передней части его кузова составляет 50 см, то величина замедления будет равна 385 м/с2. Если взять среднестатистического водителя, масса которого составляет 80 кг, то на него в этот момент будет воздействовать сила, равная 30800 ньютонов.


Что это значит? Это значит, что при столкновении вес водителя увеличивается в 40 раз! Вряд ли нужно объяснять, какие травмы можно получить при таком столкновении. Как минимум, не совместимые с жизнью.

Использование ремней безопасности позволяет уменьшить риск гибели:● при лобовом столкновении в 2,3 раза● при боковом столкновении в 1,8 раза● при опрокидывании автомобиля в 5 раз

Московский автомобильно-дорожный институт провел исследования, которые позволили установить, что чаще всего пассажиры и водители легковых автомобилей получают травмы грудной клетки и головы. При этом источником травм людей, которые находятся за рулем, в 68% является рулевая колонка, в 28,5% – ветровое стекло, в 23,1% – приборный щиток, в 12,5% – боковая стойка и в 3% – крыша.

Как рассчитали эксперты, при лобовом ударе в зависимости от скорости люди получают такие же повреждения, как и при падении на твердое покрытие с различной высоты: 40 км/ч — 6,3 м, 60 км/ч — 14 м, 80 км/ч — 25 м.

Многие современные авто оборудуются специальными приспособлениями, которые отключают систему зажигания или перекрывают подачу топлива в том случае, если водитель или пассажиры забыли застегнуть ремни безопасности.

Тем, кому цифры кажутся не очень понятными, пытаются объяснить необходимость использования ремней с помощью рекламных роликов. Многие из них, действительно, ярче всех слов:


Ремень безопасности — средство пассивной безопасности, предназначенное для удержания пассажира автомобиля (или иного транспортного средства) на месте в случае аварии либо внезапной остановки. Применение ремня безопасности предотвращает перемещение пассажира по инерции, и, соответственно, возможные его столкновения с деталями интерьера транспортного средства или с другими пассажирами (так называемые вторичные удары), а также гарантирует, что пассажир будет находиться в положении, обеспечивающем безопасное раскрытие подушек безопасности. Помимо этого, ремни безопасности при аварии немного растягиваются, тем самым поглощая кинетическую энергию пассажира и дополнительно тормозя его движение, и распределяют усилие торможения на большую поверхность. Растяжение ремней безопасности осуществляется с помощью устройств удлинения и амортизации, снабжённых энергопоглощающими технологиями. Возможно также использование в ремнях безопасности устройств натяжения.

Ремни безопасности уменьшают риск гибели водителя и пассажиров переднего и заднего сиденья в зависимости от типа аварии от 2 (лобовое и боковое столкновения) до 5 раз (переворачивание). В России согласно Правилам дорожного движения использование ремней безопасности обязательно для водителя и всех пассажиров оборудованного ремнями безопасности транспортного средства, в том числе находящихся на заднем сиденье.

По оценке ФАА, ремни безопасности в самолётах снижают на 20% вероятность летального исхода и на 88% риск серьёзных травм пассажиров в случае аварийной посадки.

История

В начале XIX века ремни безопасности предложил использовать английский изобретатель Джордж Кэйли.

В 1885 году в США был выдан первый патент на подобное приспособление.

В 1903 году Луис Рэно изобрёл пятиточечный ремень безопасности.

В 1909 году в Англии было изобретено устройство безопасности, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства — удерживать пассажира на автомобильном сиденье.

В 1913 году впервые в истории авиации ремень применил Адольф Пегу, однако до 1930-х годов ремни в самолётах не использовались.

В начале 1920-х годов ремнями безопасности начали пользоваться автогонщики. Но так как существовавшие в то время ремни безопасности были неудобными для каждодневного использования они не получили широкого распространения на серийных автомобилях.

В конце 1950-х годов инженер по безопасности шведской автомобильной компании Volvo Нильс Болин, ранее работавший над катапультными креслами в Saab AB, разработал трёхточечный ремень безопасности. После года тестов Болин установил, что лучше всего пассажира удерживает в кресле ремень, протянутый через плечо к бедру, который к тому же можно застегнуть одной рукой. Новый ремень Volvo представила в 1959 году.

В 1957 году Швеция стала первой в мире страной, узаконившей использование ремней безопасности.

В 1961 году примеру шведов последовал американский штат Висконсин.

1 апреля 1970 года власти Франции обязали автопроизводителей устанавливать ремни безопасности на передних сиденьях новых автомобилей. В том же году сделали установку ремней безопасности обязательной Республика Берег Слоновой Кости и австралийский штат Виктория.

В СССР начиная с 1970 года все новые легковые автомобили оборудовались местами крепления ремней, но массовый выпуск ремней безопасности налажен только в конце 1974 года.

Обязательное применение ремней узаконено в 1979 году.

Со временем конструкция ремней безопасности совершенствовалась, в частности они стали саморегулирующимися, а устанавливать их стали не только на передних, но и на задних сиденьях.

По числу мест крепления к каркасу ремни безопасности делят на двух-, трёх-, … и многоточечные (обычно шеститочечные):

Двухточечные

Бедренные

Поясные

До недавнего времени применялись многими производителями автомобилей на задних пассажирских сиденьях; также применяются на некоторых автобусах. Широко применяются на самолётах, поскольку, удерживая пассажира в кресле, тем не менее обеспечивают возможность свободного принятия позы для безопасной посадки.

Плечевые

Проходят от бедра к плечу. Применялись в автомобилях 1960-х годов, но не были очень удачными, поскольку при аварии пассажир мог легко выскользнуть из-под такого ремня.

Трёхточечные

Трёхточечный ремень сочетает в себе плечевой и поясной ремни, но при этом представляет собой единый отрезок ремня, по которому перемещается пряжка, что обеспечивает удобство пристёгивания или отстёгивания. При аварии усилие торможения распределяется по значительной поверхности груди, плеч и бедренного пояса, что значительно облегчает перенесение соударения. Трёхточечный ремень был изобретён Нильсом Болином, и впервые был применён в серийном автомобиле Volvo PV 544 в 1959 году.

Пристёгивать трехточечными ремнями детей и вообще людей с небольшим торсом не рекомендуется, так как при типичных габаритах сиденья и положении точек крепления верхний сегмент ремня будет проходить в опасной близости к горлу пристёгнутого.

Трехточечные ремни бывают также двух видов: инерционные и неинерционные.

Инерционные: это именно те ремни, которые мы сейчас привыкли видеть практически на всех более-менее современных автомобилях. В непристёгнутом состоянии инерционный ремень втягивается специальным устройством, и, таким образом, располагается вдоль стенки салона. Чтобы пристегнуться инерционным ремнём, нужно вытянуть его и закрепить в замке для ремня. После отстегивания такой ремень автоматически возвращается на своё место.

Неинерционные: такие ремни автоматически в отстегнутом состоянии не убираются, а остаются лежать на сиденье. Есть существенная разница в том, как правильно пристегнуться инерционным ремнём и неинерционным. Если инерционный ремень автоматически подстроит свою длину и будет плотно удерживать человека сам, то для неинерционного ремня необходимо предварительно подобрать длину лямки. В пристёгнутом состоянии длина должна быть такой, чтобы между лямкой и грудной клеткой помещалась ваша ладонь. Не нужно ни слишком ослаблять ремень, ни слишком затягивать, так как это может привести к травмам.


Также существуют ремни с преднатяжителем. Преднатяжитель срабатывает во время аварии: он регулирует силу удержания человека ремнём.

Многоточечные

Применяются в пилотских кабинах самолётов и вертолетов, гоночных автомобилей и т. д. В гоночных автомобилях пяти- и шеститочечные ремни безопасности служат, помимо основного назначения, в качестве дополнительного средства боковой поддержки, удерживая тело водителя на водительском сиденье. В настоящее время в отдельных сериях таких как NASCAR, NHRA, USAC часто используют восьми-девяти и даже десятиточечные ремни безопасности. это связано с особыми видами перегрузок, обычных для этих автогонок.

В самолётах гражданской авиации пилоты обычно пристёгиваются четырёхточечными ремнями, а в военных — пяти- и шеститочечными. В космических кораблях также применяются многоточечные ремни безопасности. В автомобильных детских удерживающих устройствах (автолюльках и автокреслах) для пристёгивания ребёнка к устройству часто используют пятиточечные ремни.

Применение ремней безопасности

В большинстве стран правилами дорожного движения узаконено требование обязательно использовать ремни безопасности (при условии, что транспортное средство оборудовано ими). В России Правила дорожного движения требуют обязательное использование ремней безопасности для водителя и всех пассажиров, в том числе находящихся на заднем сиденье:

Нарушение этого правила влечет наложение административного штрафа в размере 1000 руб.

Детские автокресла

Штатные ремни безопасности рассчитаны на габариты взрослого человека. Их использование без дополнительных приспособлений для фиксации детей при аварии может привести к перелому позвоночника, так как детские шейные позвонки ещё не окрепли и при столкновении не способны удержать тяжёлую голову. Дети на штатных сиденьях, пристёгнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем дети, сидящие в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции.

В России при перевозке детей в возрасте до 12 лет обязательно использовать детские автокресла или бустеры, которые позволяют без вреда использовать ремень безопасности. Нарушение влечет штраф 3000 руб.

Использование вместе с подушкой безопасности

Использование ремней безопасности обязательно при наличии рядом с местом водителя или пассажира хотя бы одной подушки безопасности. Алгоритм раскрытия подушек разрабатывается в предположении, что водитель (пассажир) во время их раскрытия пристёгнут ремнём. Поэтому срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека при аварии может привести к непредсказуемым последствиям. Например, при фронтальном ударе непристёгнутый водитель получит раскрывающейся подушкой безопасности удар в голову, по силе превосходящий удар о переднюю панель. В некоторых современных автомобилях раскрытие подушек безопасности при непристёгнутых ремнях блокируется.

Эффективность ремней безопасности

Около 70 % спасений в критичных авариях обеспечивают именно ремни (для сравнения: подушки безопасности — 20 %).

Применение ремня безопасности уменьшает риск гибели водителя:

  • При фронтальном (лобовом) столкновении — в 2,3 раза.
  • При боковом — в 1,8 раза.
  • При опрокидывании — в 5 раз. При опрокидывании автомобиля ремни позволяют избежать ударов о внутренние части автомобиля, фиксируя положение пассажиров.

Применение ремней безопасности снижает вероятность гибели и получения тяжёлых травм для пассажиров:

  • Переднего сидения — на 40-50 %.
  • Заднего сидения — на 25 %.

Для наибольшей эффективности необходимо пристёгиваться водителю и всем пассажирам — непристёгнутый пассажир во время аварии начинает на большой скорости перемещаться по салону и своим телом может нанести тяжёлые травмы водителю и другим пассажирам.

Устройства удлинения и амортизации в ремнях безопасности автомобилей. Краткая характеристика применения

Ежегодно на дорогах гибнет 30 тыс. россиян. Необходимость применения устройств удлинения и амортизации в ремнях безопасности можно подтвердить следующим примером.

В данном случае возникает проблема применения в ремнях безопасности более эффективных технологий защиты человека от лобовых столкновений и многократных опрокидываний. Возникающие при этом перегрузки необходимо снизить многократно с использованием новейших технологий. Эти технологии могут быть реализованы устройствами удлинения и амортизации или комбинированными технологиями безопасности.

Устройства удлинения и амортизации ремня безопасности обеспечивают возможность снижения ударной и вибрационной нагрузки на человека и частично на аппаратуру, размещённых в автомобиле. Снижение ударной и вибрационной нагрузки достигается за счёт эффективного энергопоглощения, а также изменения направления векторов кинетической энергии, воздействующих на человека.

Простейшие технические решения устройств удлинения и амортизации ремней безопасности могут быть следующими.

Устройства удлинения ремня безопасности

Устройства удлинения ремня безопасности предназначены для снижения кинетической энергии человека и реализуют следующие циклы: удлинения и фиксации ремня в случае аварии с возможностью управления энергией воздействия на человека. Возможны к реализации также циклы повторного удлинения и амортизации.

Устройства удлинения, как правило, размещены в нижней части ремня безопасности и содержат устройства, обеспечивающие удлинение ремня при заданной динамической нагрузке на определённую длину. Этим удлинением снижается ударная нагрузка на человека.

Устройства удлинения ремня безопасности могут быть выполнены в виде:

  • зафиксированной петли в ленте ремня безопасности;
  • свободного конца ремня безопасности, закреплённого в устройстве фиксации;
  • дополнительного тросика, используемого в устройстве удлинения;
  • устройства перемещения вдоль ленты ремня безопасности;
  • устройства растяжения ремня безопасности;
  • устройства проскальзывания ремня безопасности.

Возможны также другие технические решения, используемые в устройствах удлинения, в которых происходит удлинение ремня безопасности на заданную длину.

Простейший пример технического решения устройства удлинения может быть следующим.

Петля ремня безопасности, скреплённая прошивочными нитями

В нижней части ремня безопасности размещена петля, скреплённая специальными прошивочными нитями. Снижение нагрузки на человека обеспечивается за счёт разрыва швов при определённой нагрузке. Тем самым снижается кинетическая энергия человека и соответственно травматизм при аварии автомобиля.

Основной недостаток — это защита человека только от однократной ударной нагрузки, например, при лобовом столкновении. В случаях многократных опрокидываний автомобиля защита человека минимальна. Вместе с тем, это простейшее техническое решение используется многими автопроизводителями.

Амортизация ремня безопасности

Осуществляется с помощью упругих элементов, размещённых в устройстве фиксации, что позволяет защищать человека и аппаратуру от продолжительных ударных и вибрационных нагрузок незначительной амплитуды при езде по пересеченной местности.

Устройства амортизации могут быть выполнены в виде простейших пружин или эластичного фрагмента ленты ремня безопасности. Амортизатор одной своей частью должен быть соединён с лентой ремня безопасности, а второй своей частью — с устройством фиксации в виде обычной защелки.

Резюме

Рассмотренные в данной статье конструктивные варианты ремней безопасности, а также устройств удлинения и амортизации, фактически являются примерами принципов формирования новых направлений конструирования систем безопасности автомобиля.

Читайте также: