Как пережить последствия дтп

Обновлено: 05.05.2024

Водитель зацепил бампером пешехода на зебре. От небольшого удара человек упал. Участники происшествия стали разбираться. Водитель автомобиля начал вызывать скорую и ДПС. Однако потерпевший встал, сказал, что нога не сильно повреждена, и предложил решить все полюбовно без ДПС. Машина повреждена не была.

Мы поехали в травмпункт. Потерпевший сказал врачу, что подвернул ногу. Сделали осмотр, рентген. Диагноз — вывих сустава и небольшая трещина. Поставили гипс. Врач сказал, что ничего страшного — через 10 дней уже будете бегать. Дали ему больничный.

После этого потерпевший и водитель написали расписку в двух экземплярах. В ней написано: пострадавший претензий не имеет и просит моральную компенсацию в размере 50 000 рублей. В расписке не указано, что произошло. Он получил деньги, в чем и расписался. Все мирно разошлись, все довольны.

Через несколько дней звонит родственник потерпевшего и просит от его лица еще 210 000 рублей. Угрожает судом. Говорит, что денег мало, дали подачку и так далее. Утверждает, что потерпевший не работает из-за травмы , ему за квартиру съемную платить надо. Он — рабочий без документов из Челябинска.

Что стоит предпринять? Какого специалиста подключать? Какие есть риски?

Ваша ситуация сложная, но я попробую описать ее так, как она выглядит из вашего письма и с точки зрения закона, если понимать его буквально.

Если коротко — с учетом того, как все оформлено по документам, нарушений с вашей стороны формально нет, оснований для взыскания дополнительных денег тоже будет не так просто найти. Но риски все же есть и их нужно иметь в виду.

Сложно рассуждать о виновности или невиновности людей в ДТП, не глядя в документы — например, в те же самые европротоколы или расписку, как в вашем случае. Разберемся, как нужно было бы поступить по закону, что получилось у вас и какие могут быть последствия. Это не универсальная инструкция для всех случаев с неоформленными ДТП, отказом от медицинской помощи и решением вопросов с возмещением ущерба на месте. В других ситуациях события могут развиваться и по другому сценарию.

Что обязан делать водитель в случае любого ДТП

В принципе закон не запрещает участникам ДТП решать вопросы возмещения ущерба без участия ГИБДД и страховой компании. Правила дорожного движения разрешают водителям не сообщать о ДТП в полицию и оставить место ДТП, если оформят его по европротоколу.

Если не выполнить эти требования — ситуацию признают оставлением места ДТП. За такое могут лишить водительских прав на срок от года до полутора лет или поместить под административный арест на срок до 15 суток. Также за оставление места ДТП при наличии пострадавших могут привлечь к уголовной ответственности.

При этом в законе нет оговорок, что при отказе пострадавшего от медицинской помощи можно не вызывать ГИБДД и не оформлять документы. Даже если упавший человек говорит, что с ним все в порядке, но водитель знает, что было столкновение с его автомобилем, — положено вызывать ГИБДД. Оставление места ДТП до вызова сотрудников полиции или оформления европротокола — это нарушение, за которое накажут по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

С учетом недавних разъяснений Пленума Верховного суда, место ДТП нельзя оставлять даже тому водителю, который ни с кем не столкнулся, свой автомобиль не повредил и вреда никому не причинил, но все же стал участником ДТП и он четко это понимает.

Вот несколько дел из судебной практики, когда отказ пешехода от медицинской помощи и вызова ГИБДД не помог водителю избежать ответственности за оставление места ДТП:

  1. Водитель наехал на пешехода, но тот отказался от врачей и вызова ГИБДД. Водитель убедился, что к нему никто не имеет претензий, и уехал, а потом его лишили прав на год.
  2. Девушка на велосипеде упала рядом с машиной. От помощи отказалась, доказательств, что она получила травму именно из-за столкновения с машиной, не было. Велосипедистка и водитель разъехались. Пострадавшая пошла домой, а потом оказалось, что она была в шоке и не заметила травму руки. Водителя лишили прав за оставление места ДТП и не приняли во внимание тот факт, что к нему никто не имел претензий, а связь травмы и столкновения не доказана. Для квалификации нарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП достаточно того, что водитель уехал.
  3. Произошло ДТП с участием водителя и пешехода. При этом пешеход сказал, что чувствует себя хорошо, помощь ему не нужна, ГИБДД вызывать тоже не стоит. И даже написал расписку, что не имеет к водителю претензий. А потом сам пошел в больницу фиксировать повреждения. Водитель узнал об этом и сразу приехал в ГИБДД, то есть он не прятался. Но все равно остался без прав на год, потому что с места ДТП уезжать нельзя.

Во всех этих историях пострадавшие хоть и позже, но на каком-то этапе заявили о факте ДТП. То есть суд посчитал, что само происшествие было, это доказано. В истории с наездом на зебре и распиской факт ДТП не зафиксирован, а при осмотре в больнице пострадавший не упомянул о причине травмы. Но другим водителям стоит иметь в виду чужой опыт, чтобы как минимум не остаться без прав на долгий срок.

Кто считается потерпевшим в ДТП

ДТП — это событие, которое произошло при движении автомобиля, если в результате пострадало чье-то имущество, здоровье или жизнь. Любое лицо, которому в результате ДТП по чьей-то вине причинен физический, имущественный или моральный вред, считается потерпевшим. Сам себя человек признать потерпевшим не может — это должен сделать суд или орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Как правило, сотрудники ГИБДД изучают место ДТП, под протокол опрашивают всех участников, свидетелей, изучают показания видеорегистраторов и камер видеонаблюдения, если они есть. И уже после этого делают выводы о наличии вины водителя.

Закон в этом случае защищает интересы всех участников дорожного движения. Если человек сам бросается под колеса проезжающих авто с целью получить компенсацию, и это удастся доказать — потерпевшим его не признают, и на выплаты он может не рассчитывать.

Также потерпевшим не признают человека, который получил травму не в результате ДТП, а в другом месте. Нет причинно-следственной связи между столкновением с автомобилем и травмой — нет права требовать компенсацию.

Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Как выглядит ситуация с пешеходом по документам

На пешеходном переходе случилось некое происшествие, в результате которого пешеход упал. При этом событие необязательно являлось ДТП: машина могла стоять, у пешехода могла закружиться голова, он мог подвернуть ногу на зебре. И так случилось, что рядом оказался автомобиль с неравнодушным водителем. Автовладелец решил вызвать полицию и скорую помощь, но пешеход отказался. Причины отказа неизвестны. По закону они не должны волновать водителя, его обязанность в случае ДТП — вызвать ГИБДД, даже если пешеход говорит, что с ним все в порядке. Но в этой истории пешеход согласился на помощь, но как будто не из-за автомобиля, а из-за дискомфорта в ноге. Он ничего не говорил про ДТП, не обвинял водителя в травме и не сообщил врачам, что произошел контакт с транспортным средством.

Водитель отвез пострадавшего в травмпункт, поскольку полагал, что может требоваться врачебное вмешательство. В травмпункте пострадавший сказал врачу, что подвернул ногу, ничего не упомянув про ДТП и его связь с травмой. Водитель точно не знает, было ли это так на самом деле, но оснований не доверять пешеходу у него не было. При этом водитель вроде бы не мешал пешеходу сообщать врачам о дополнительных обстоятельствах получения травмы — например, о том, что он столкнулся с бампером автомобиля. Медработники при поступлении человека с травмой всегда заполняют сигнальный листок, где со слов пострадавшего записывают обстоятельства получения телесных повреждений.

Сам водитель, вероятно, ни медиком, ни автоэкспертом не является. Оценить, в результате чего была получена травма, он не может. Если пострадавший сам утверждает, что подвернул ногу — возможно, так и было. В конце концов, ему виднее.

А если пострадавший водителя виновником своей травмы не считает, на вызове полиции не настаивает, а говорит, что ногу подвернул сам — формально это событие не считается ДТП, потому что автомобиль в нем не участвовал. А если нет ДТП, то нет и оснований для выполнения требований, предусмотренных пунктами 2.6 и 2.6.1 ПДД.

Пострадавший попросил моральную компенсацию, которую на месте и получил. Но о том, что это компенсация за травму, полученную в ДТП, он нигде не упоминает.

Все это не означает, что водителю вообще ничего не грозит. При оставлении места ДТП суд должен установить вину и умысел водителя. Для доказательства могут принять любые обстоятельства и факты, в том числе показания свидетелей.

На что может претендовать пешеход

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же . Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если формально ДТП как бы не было или оно не оформлено и теперь невозможно доказать такой факт, страховая в выплате возмещения не участвует. Но и требовать деньги с водителя, который просто отвез человека в больницу, тоже нет оснований. Пешеход может пойти в суд и попытаться доказать факт ДТП, связь действий водителя и своей травмы. Но не факт, что у него получится это сделать.

Если пешеход решит пойти в суд, ему придется доказать следующее:

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации. При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить. Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Суд может спросить самого водителя, как было дело. Но статья 51 Конституции позволяет не свидетельствовать ни против себя, ни против своих родственников. Можно вообще отказаться от объяснений — это на случай, если дело дойдет до суда. Пусть пешеход сам все доказывает — без показаний водителя сделать это будет еще сложнее.

Со стороны требования пострадавшего похожи на вымогательство

С точки зрения закона такие действия можно квалифицировать как вымогательство. Определения шантажа в уголовном кодексе нет. Это не отдельное преступление, а способ совершить какое-то нарушение. В тех статьях, где он упоминается, имеется в виду вид принуждения к каким-то действиям, но именно под угрозой — например, распространения каких-то сведений или разглашения тайны. Когда речь идет о возмещении вреда при ДТП, это не совсем такой случай: если потерпевший требует что-то для защиты своих прав и угрожает судом, это не шантаж и даже не вымогательство.

Но в этой истории нет факта ДТП и пока не доказана вина водителя. В действиях пешехода и его якобы родственника можно найти и прямой умысел, и корыстную цель — с учетом обстоятельств конкретно этого дела звонков и требований хватит для обвинения в вымогательстве.

Что делать водителю в ответ на угрозы судом и требование выплат

Вот что можно посоветовать в этой ситуации.

Не торопиться с выплатами по требованию пешехода. Такие требования могут быть бесконечными, а сумма запросто окажется завышенной. Волнением водителей часто пользуются мошенники, которые занимаются автоподставами: об этом хорошо знает и полиция, и суды.

Общаться только письменно. Предложите пострадавшему и его представителям составить письменную претензию, а в ответ на угрозы судом стоит ответить, что это будет самое правильное решение.

Пусть пешеход отправит претензию и водителю, и в страховую компанию. На самом деле никакого смысла обращаться по полису ОСАГО уже нет, но отказ страхователя в выплате поможет пешеходу убедиться в том, что у него почти нет шансов на компенсацию, потому что случай не оформлен как ДТП.

В письменных ответах стоит ссылаться на законы. Возможно, для этого лучше подключить юриста или адвоката. Уверенность в своей правоте и юридическая грамотность отпугнут мошенников, которые рассчитывают на легкую наживу.

Выбрать тактику защиты и подготовиться к суду. Не видя обоснований доводов пострадавшего, говорить о судебных перспективах сложно. Но обычно до судов такие истории доходят редко. Если дело все же дойдет до судебного разбирательства — нужно будет смотреть, какие требования будут в иске, какие доводы будут приводиться и как будут обосновываться заявленные требования. Это станет понятно из письменных претензий пешехода. На всякий случай стоит проконсультироваться с автоюристом с опытом в таких делах. Это поможет сориентироваться и учесть судебную практику в вашем регионе.

Подключать каких-либо специалистов для конкретных действий на этапе звонков и угроз преждевременно. Не всегда такие слова перерастают в реальные иски и требования.

  1. Для пострадавшего в ДТП самый надежный способ получения компенсации — оформить все по закону. То есть ждать ГИБДД, сообщить врачу о причинах травмы, требовать компенсацию от страховой компании и собирать доказательства ущерба для суда. Договоренность с водителем на месте может привести к тому, что даже сам факт ДТП будет сложно доказать. Хотя многое зависит от формулировок в расписке, но в этой истории они не в пользу пешехода.
  2. Для водителя оформление всех дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД не всегда выгодно. Если задеть пешехода на зебре и причинить ему легкий вред, скорее всего это будет грозить штрафом. Чтобы уменьшить риски, нужно сделать все по правилам и найти максимум смягчающих обстоятельств. Еще повысится коэффициент при покупке полиса ОСАГО. Но если отдать деньги без вызова ГИБДД и уехать, вероятность потерять права будет гораздо выше, а потом придется решать вопросы с вымогательством и угрозами.
  3. Не торопитесь платить сразу в подобных случаях. Конкретно в этой ситуации уже поздно привлекать страховую компанию, но вообще вред здоровью могла бы оплатить она. Если дело дошло до требований дополнительных выплат и есть риск, что водителю все же придется отвечать, предложите пострадавшему взыскать предполагаемый ущерб через суд. Скорее всего административной ответственности здесь уже не будет, а размер компенсации может оказаться меньше, чем требует пешеход. Если он вообще сможет ее получить.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами


. Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты. В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте.

Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

Откуда страх?

По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

Биохимия

При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

Что же делать?

● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.

dtp 1

Популярный белорусский портал проводил опрос среди читателей о страхе после ДТП.

Результаты неутешительны: каждый четвёртый попавший в аварию водитель сразу после инцидента испытывает сложные чувства, садясь за руль, каждый третий навсегда запоминает тяжелые ДТП, а 3% ответивших до сих пор не могут побороть страхи и вернуться к вождению.

Действительно, прогноз ситуации зависит от многих обстоятельств. Что именно произошло, какова была ответственность водителя (или он стал жертвой обстоятельств), какие наступили последствия.

Что происходит в психике в этот момент, и как это побороть, чтобы снова сесть за руль? Давайте разберёмся.

С чем сталкиваются водители после ДТП

В результате, спустя какое-то время после того, как ситуация прекратилась, человек начинает терзаться навязчивыми мыслями о том, что произошло, его мысли и сны наполняются картинами этой ситуации, его вера в безопасность и предсказуемость мира разрушена и он совсем не чувствует в себе силы на что-то влиять. Плюс постоянная фоновая тревога - когда реальных причин нет, но подспудно везде чувствуется угроза жизни и здоровью, своей и близких.

В тяжелых случаях, когда доходит до панических атак (внезапно беспричинно накатывающий ужас, страх смерти с сильно выраженной реакцией тела - учащённым пульсом и т.п.) с ПТСР должны работать психиатры и психотерапевты, лечение включает приём седативных и некоторых других препаратов и психотерапию.

dtp 2

Как преодолеть страх

Но если возможности ограничены, помогать себе придётся самостоятельно.

Основные моменты:

dtp 4

Как снова сесть за руль

Чтобы преодолеть страх вождения после аварии, важно не только приступить к тренировкам как можно быстрее, но и действовать постепенно, дать себе время.

  • на первом этапе вы просто садитесь в свою машину и наблюдаете, какие чувства у вас это вызывает.

Если очень тяжело, попросите кого-то из близких побыть с вами в этот момент, поддержать вас. В присутствии другого человека тревога отступит. Музыка и радио также помогут расслабиться.

  • второй этап - отработка навыков управления.

Заведите машину. Стоя на места, покрутите рулём, попереключайте передачи, настройте зеркала и кресло под себя. В общем, повторите привычные действия перед поездкой.

Главная задача - не манипулировать с управлением, а прислушиваться к себе, отлавливать малейший дискомфорт и справляться с ним.

dtp 5

  • третий этап - планирование поездки, круг почёта по двору

После того, как пребывание в салоне не вызывает негативных эмоций, можно отправляться в первую пробную поездку. Задача такая - спокойно выехать со двора на дорогу общего пользования, проехать немного, вернуться.

Как только будете готовы тронуться с места, заводите двигатель и сделайте медленный круг по двору, прислушиваясь к себе. Всё хорошо? Можно выезжать. Тревожно, пульс участился, ладони потеют? Не торопитесь, проговорите, что испытываете, сделайте ещё круг. Помните, что вы всегда можете вернуться обратно на парковку. Относитесь к себе бережно, не заставляйте себя.

  • четвёртый этап - выезд на дорогу общего пользования

Очень желательно на данном этапе попросить подстраховки опытного водителя. Если вас накроет паника, он сможет не только успокоить, но и взять управление на себя.

То же самое касается и вашего уровня дискомфорта. Если вы не чувствуете в себе готовности сесть за руль в условиях, когда есть и другие машины, это сопровождается сильной реакцией тела (стучит в висках, бросает в пот, тахикардия и т.п.) - попросите компаньона подменить вас, а сами займите место пассажира, привыкая снова к движению по дороге.

Если ваше состояние позволяет и вы ведёте машину сами, двигайтесь с небольшой скоростью, избегайте сложных участков дороги, пристройтесь за другим автомобилем.

Продолжая шаг за шагом такие тренировки, спустя какое-то время вы вновь сможете выезжать на дороги с оживлённым движением и отказаться от сопровождения помощником.

  • пятый этап - повышение уверенности

Очень благотворно действуют на водителей после ДТП курсы контраварийного вождения. Такие предлагают несколько автошкол в Минске.

Дело даже не только и не столько в практических навыках, которые отрабатываются на этих занятиях, сколько в восстановлении чувства контроля и управления автомобилем.

dtp 3

Ещё несколько советов:

Если не можете прекратить винить себя за произошедшее, поймите, что вы сделали в тот момент всё, что могли, чтобы предотвратить аварию: ведь вы спасали свою жизнь и жизнь пассажиров, такая мотивация заставила тело работать на инстинктах и принять то решение, которое в тот момент казалось наиболее верным.

Вместо того, чтобы постоянно вызывать в памяти саму аварию и сопутствующие обстоятельства, снова переживая эти эмоции, включите логику. Расскажите об аварии несколько раз подряд, но не эмоционально, а как будто смотрите кино. Нарисуйте схему. Проанализируйте, как развивались события, как будто вы инструктор в автошколе.Выпишите на отдельный лист, над какими навыками управления вам нужно работать, какие ошибки исправлять в своём стиле вождения. В общем, посмотрите на произошедшее как на историю без эмоциональной составляющей.

Не можете заставить себя приступить к тренировкам навыков после ДТП? Подумайте о том, как изменится ваша жизнь в статусе пешехода. Как придётся менять своё расписание, ездить в общественном транспорте и контактировать с людьми, продумывать маршруты с пересадками, отказаться от загородных поездок и путешествий на автомобиле. Наша психика устроена так, чтобы поддерживать статус-кво любой ценой. Вы готовы сознательно уронить свою жизнь в качестве и так дорого заплатить за аварию, без которой ни обходится опыт ни одного водителя? Взвесьте свои страхи и удовольствие и комфорт, который вы получали от вождения раньше - и посмотрите, что пересилит.

Читайте также: