Шанс попасть в авиакатастрофу и дтп

Обновлено: 24.04.2024

Бояться нормально, также, как и дышать, спать, испытывать голод и возбуждение. Это естественная реакция нашей психики на непонятную и неконтролируемую ситуацию. В развитии аэрофобии последние два эпитета ключевые: непонимание принципов обеспечения безопасности полетов, их механики и всех подспудных процессов в гражданской авиации превращает перемещение на высоте тысяч метров над землей в ужасное мистическое колдовство. Масла в огонь подливает ощущение беспомощности и отсутствия контроля над происходящим — все, что пассажир может сделать, так это купить билет, приехать в аэропорт и покориться случаю. Практика показывает, что вероятность нанести вред своему здоровью в долгосрочной перспективе из-за частого стресса гораздо выше, чем пострадать в результате авиационного происшествия. И вот почему.

Безопасность полетов

Гражданская авиация — едва ли не самая параноидально-зарегулированная отрасль с множеством различных норм, инструкций и законов, связанных с безопасностью деятельности. Наглядным примером являются правила обращения с электронными устройствами на борту. Никакое оборудование современных самолетов не может быть повреждено или его работа нарушена сигналом от потребительской электроники. Тем не менее, поскольку первые мобильные телефоны были аналоговыми и имели достаточно мощные приемо-передатчики, их использование запретили, и некоторые ограничения остаются даже спустя десятилетия — а вдруг что пойдет не так?

С технической стороны, самолеты еще на заре популярности и массовой доступности перелетов в далекие 1950-е имели двойное или тройное резервирование основных систем: вероятность критического отказа оборудования всегда была крайне низка. Перед вылетом каждый борт обязательно проверяется техническими специалистами: на любую комбинацию погодных условий и характеристик определенного маршрута существует свой набор требований к инспекции и подготовке воздушного судна.

Для сравнения, в сети существует едва ли не самый подробный агрегатор новостей об авиационных происшествиях — Aviation Herald . На нем ежедневно оперативно публикуется самая свежая информация об инцидентах со всего мира, которые привели, либо потенциально могли привести к человеческим жертвам. Если отбросить обновления старых постов, например о недавнем крушении Boeing 737 MAX в Африке, то окажется, что каждый день происходит 3−4 аварии. А новые красные кружочки (катастрофы) появляются раз в неделю-две, и чаще всего это дополнения по расследованиям прошлых событий.


Популярная механика

Как перестать бояться


Популярная механика

Что делать, если все пошло не так

Самое важное — это подготовка. В экстренной ситуации не будет времени размышлять, время на принятие решений и планирование действий исчисляется секундами. Важно внимательно прослушать инструктаж по безопасности, который проводит экипаж перед взлетом, даже если он уже известен наизусть. Чем чаще его повторять, тем вероятнее, что при аварии он мгновенно вспомнится. Помимо представления с участием бортпроводников, в кармане переднего кресла всегда есть подробная схема-инфографика с отмеченными аварийными выходами, средствами спасения и инструкцией по их применению.

Результаты анализа авиационных происшествий и различных инцидентов с другими видами транспорта показывают, что наибольшие шансы на выживание и минимизацию травм имеют те люди, которые не растерялись и действовали согласно инструкциям. Причем это никак не зависело от физической подготовки, решающую роль играли осведомленность о методах спасения и самообладание — отсутствие паники или ступора.

Не лишним будет упомянуть, что покидая борт в нештатной ситуации, стоит забыть обо всех вещах — выжив, всегда есть шанс найти их потом на месте аварии, мертвецам ноутбуки и смартфоны уже не нужны. Не забывайте помогать окружающим, если есть на это силы и самообладание. Однако мудрость всех экстренных служб — если не являешься профессионалом, лучше не пытайся оказывать помощь: энтузиасты-спасатели чаще пополняют списки жертв, чем героев.


Популярная механика

Необычные способы спасения

Ежедневно из новостной ленты миллионы людей узнают об автомобильных ДТП, сошедших с рельс поездах, разбившихся самолетах и других авариях, которые заканчиваются великим числом погибших. Возникает вопрос, как уберечь себя от неприятностей и какой же вид транспорта является самым безопасным? Чтобы не предаваться страху представляем Вашему вниманию список самого безопасного транспорта в мире, по статистическим сводкам этого года.

Мотоциклы и мопеды

Мотоциклы и мопеды

Велосипеды

Велосипеды

По статистическим сводкам на каждые 1,5 миллиарда километра приходится 35 погибших. Это самый экологически чистый транспорт, но при этом и один из самых небезопасных. Но, по правде говоря, в ДТП больше оказываются виноватыми водители автомобилей, чем сами велосипедисты. Часто случается так, что у машины всего несколько царапин, а вот велосипедист вместе со своим транспорт находится между жизнью и смертью.

Метро

Статистика в данном случае приводить цифры в 25 погибших человек на 1,5 миллиарда километров. Самые опасные происшествия, которые случаются в метро – возгорание, давка, столкновения составов. Великое количество людей, в небольшом закрытом пространстве – паника и огромный процент пострадавших. В Российской Федерации лидер по таким происшествиям — Московский метрополитен.

Водный транспорт для пассажиров

Водный транспорт для пассажиров

Путешествия по воде всегда были очень рискованными мероприятиями. Конечно, за многие века развития технологий, сейчас водный транспорт стал намного безопаснее, но тем не мене на каждые 1,5 миллиарда километров приходится 20 погибших. Хотя основной причиной смерти остается не столкновения с другими кораблями, а падение пассажиров за борт.

Космический транспорт

Космический транспорт

Здесь статистика приводит такие цифры – 7 погибших на 1,5 миллиарда километров. Опасность перелета в космическом пространстве, никак не сравнится с земной – путешествие в Космосе в 17 раз безопаснее, чем поездка на мотоцикле. За все время путешествий в Космосе, на Землю не вернулись лишь три аппарата (единственное, что негативно отражается на статистических сводках – это взрывы при взлетах космических кораблей).

Микроавтобусы

Микроавтобусы

Поездки в маршрутках предполагают 5 смертей на 1,5 миллиарда километров. Это один из самых популярных видов транспорта среди населения. Чтобы обезопасить себя в маршрутном такси лучше всего занимать место посередине. Тут уже сыграет размер машины, устойчивое сцепление и пассивная безопасность. К несчастью, основным поводом аварий остается низкий уровень квалификации водителей.

Автомобили

Автомобили

Здесь статисты приводят такие цифры – 4 погибших на 1,5 миллиарда километров. Развитие технологий коснулось и машин, теперь пассивная и активная безопасность находится совсем на другом уровне. К сожалению, автомобилисты больше всех зависят от других участников дорожного движения. Можно быть самым умелым и осторожным водителем в мире, но это все равно не застрахует от того, что кто-то может в вас врезаться и по итогу вы попадете в клинику или и того хуже.

Автобусы

Автобусы

На третьем месте рейтинга оказались автобусы, статистические данные приводят данные в одного погибшего на 1,5 миллиарда километров. Если вы хотите безопасно путешествовать, то этот транспорт именно для вас. Иногда выходит так, что маршрут автобуса насчитывает не одну тысячу километров (к примеру, в Австралии, автобус, который едет по маршруту Перт-Брисбен, проезжает 5455 километров). Но все равно путешествовать на автобусе вполне безопасно.

Поезда

Поезда

Поезд является одним из безопаснейших видов транспорта. Вы вдумайтесь – всего 0,2 погибших на 1,5 миллиарда километров дороги. Железная дорога в Америке и Европе является самой безопасной в мире. В России дела идут немного хуже – 0,7 погибших на тот же кусок дороги. Если просчитать вероятность смерти в поезде она составит 1 в 431800 степени (приблизительно 0,0002%). Ресурс Investopedia приводит данные, которые гласят, что вероятность умереть в автомобильной аварии в 1000 раз больше, чем железнодорожной.

Самолеты

Самолеты

Согласно результатам исследований ученых с мировым именем, самолет является самым безопасным видом транспортного средства. Однако большинство пассажиров, страдающих от аэрофобии, могут привести сотни различных доводов, пытаясь оспорить данное утверждение. Проектировщики и команды инженеров, участвующих в разработке авиалайнеров, постоянно вносят различные коррективы в свои конструкции с целью улучшить систему безопасности. Работа над этой составляющей позволяет минимизировать риски аварии по причине отказа основных систем. В нашей статье мы постараемся разобраться в вопросе о том, почему самолет самый безопасный вид транспорта.

что безопаснее самолет или поезд

Статистика говорит, что в среднем путешественник может провести в самолете 123 тыс. лет, но так и не потерпеть крушение

Нормы безопасности пассажирских авиаперевозок

Для того чтобы получить сертификат безопасности, воздушное судно должно иметь повышенный запас надежности.

Многие самолеты используются на протяжении нескольких десятков лет. На протяжении этого отрезка времени разрабатываются новые технологии, позволяющие увеличить безопасность путешествий на воздушных суднах. Большая часть современных лайнеров оборудована несколькими парами реактивных двигателей. Согласно словам разработчиков, в случае отказа одного из двигателей, экипаж воздушного судна сможет не только совершить экстренное приземление, но и продолжить полет в случае данной необходимости. История свидетельствует о том, что некоторым пилотам удается успешно посадить летательное средство даже после поломки трех двигателей.

В случае возникновения аварии или других форс-мажоров, сотрудники сертифицирующего органа проводят тщательное расследование. Расходы на такие исследования составляют миллионы долларов. Данные действия позволяют внести различные новшества в процесс изготовления самолетов и обновить нормы, согласно которым проводится техническое обслуживание транспортных средств. Важно отметить, что данный подход не имеет аналогов среди других видов пассажирского транспорта.

Многие пассажиры, слыша о частых крушениях самолетов, отказываются летать на устаревших моделях. Следует обратить внимание на тот факт, что многие авиаперевозчики регулярно обновляют свои парки. Большинство пассажирских воздушных лайнеров рассчитаны на десять лет непрерывной работы. Для того чтобы на протяжении этого срока отсутствовали какие-либо аварии, необходимо своевременно проводить технические осмотры. По мнению экспертов, возраст транспортного средства не имеет прямого влияния на степень его надежности.

Возраст самолета имеет важную роль только для самой авиакомпании, поскольку постепенное моральное устаревание конструкции приводит к значительному увеличению затрат на техническое обслуживание. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что отказ от старой техники обусловлен не заботой о безопасности, а именно экономическими факторами. Довольно интересен тот факт, что даже бюджетные авиакомпании стараются приобретать только новые самолеты и регулярно обновляют свой воздушный парк. Низкая стоимость билетов у таких компаний объясняется тем, что данные самолеты проводят значительно больше времени в полете, чем авиалайнеры, принадлежащие крупным транспортным службам.

почему самолет безопаснее поезда

Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000

Черные списки

Следует обратить внимание на тот факт, что величина черного списка регулярно уменьшается. На момент его создания, в список было внесено около трех сотен различных авиаперевозчиков. На сегодняшний момент в этом списке находится всего сто транспортных компаний, что свидетельствует о повышении надежности воздушных перевозок.

Общая статистика

Массовые случаи аэрофобии объясняются шумихой, которую активно развивают средства массовой информации. Именно СМИ создают негативную репутацию данным транспортным средствам. Согласно научным данным, вероятность попасть в воздушную катастрофу равна 1 к восьми миллионам. Из этого можно сделать вывод, что путешественники могут всю жизнь пролетать на самолетах, так и не попав ни в одно происшествие.

Многих туристов интересует вопрос о том, почему самолет безопаснее поезда. Согласно официальным данным, уровень смертности в результате железнодорожных аварий составляет около 0,9 процентов пассажиров на сто миллионов километров. В случае с самолетами данный показатель равен 0,6. Самым опасным пассажирским транспортом являются мотоциклы и автомобили, однако большинство людей не боятся использовать данные транспортные средства.

статистика

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, имеет мало общего с реальностью

Результаты исследований, посвященных авиакатастрофам

Многие печатные издания уверяют своих читателей, что выжить в авиакатастрофе практически невозможно. Это мнение является ошибочным и противоречит официальной статистике. Большинство средств массовой информации пытаются осветить именно те аварии, где погибло много человек. Небольшие транспортные происшествия редко заслуживают внимания от общественности.

Американские ученые проанализировали более пяти сотен катастроф. Согласно собранной им статистике, количество погибших пассажиров составило около пяти процентов от общего количества людей, воспользовавшихся этими рейсами. Статистика свидетельствует о том, что из пятидесяти трех с половиной тысяч людей, попавших в авиакатастрофу, выжило более пятидесяти одной тысячи человек.

Согласно официальным данным, уровень смертности пассажиров воздушного транспорта равен 0,0003 человека на сто миллионов миль. Следует отметить, что у наземного транспорта более высокие показатели смертности. В качестве примера можно привести статистику за две тысячи двенадцатый год. На протяжении данного временного отрезка было совершенно двадцать шесть с половиной миллионов воздушных рейсов. За этот же отрезок времени произошло всего шесть воздушных аварий, часть из которых окончилась смертью пассажиров.

  1. Рейсы гражданской авиации отправляются в небо и приземляются каждые три секунды.
  2. Увеличение риска смертности до 0,01 процента стало бы причиной того, что в день разбивалось бы не менее десяти лайнеров.
  3. Перед каждым взлетом, транспортное средство проходит полный технический осмотр.
  4. Шанс умереть под колесами автомобиля стоя на тротуаре, значительно выше шансов стать участником воздушной аварии.
  5. Крупнорогатый скот убивает значительно больше людей, чем гибнет в авиакатастрофах.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, что безопаснее самолет или поезд. Самолет является одним из безопасных видов транспорта, что подтверждается международной статистикой. Безопасность полета гарантирована постоянным техническим обслуживанием транспортных средств и строгим контролем гражданской авиации.

Прежде всего, нам необходимо понять, как же вычислить статистическую безопасность авиаперелета.

Всем известно, что самолет признан самым безопасным транспортным средством, но верится в это многим весьма с трудом.

Итак, как же вычислить степень риска крушения при авиаперелете? Очевидно, что нам необходим один, общий знаменатель, чтобы получить верные результаты. Иначе попытка сравнить яблоки с грушами заранее обречена на провал.

Если попробовать сравнивать количество машин и самолетов со смертностью в них? - Это не совсем верный путь. Ведь для того, чтобы перевести 300 человек из Москвы в Южно-Сахалинск, нам потребуется много машин и много дней, и лишь один авиаперелет и 8 часов времени. Следовательно, общего знаменателя не получается, и такое сравнение не будет корректным.

В авиации принято считать риски в количестве смертей на пассажиро-километр, но это тоже не совсем верно. Приведу пример: рейс вылетел из Санкт-Петербурга в Москву и, не дай Бог, разбился. Либо, предположим, что произошло крушение самолета, летевшего из того же Питера во Владивосток. Статистика рисков на пассажиро-километр в первом случае будет хуже, чем во втором. Хотя, как вы понимаете, на реальность угрозы гибели в авиакатастрофе протяженность маршрута не влияет.

Некоторые также пытаются вычислить авиационные риски путем подсчета количества падений самолетов на количество безаварийных рейсов. Но и здесь реальной картины мы не получим. Разве авиакатастрофа от выкатывания при посадке с полосы из-за ветра и подлежащего списанию (при 2-3 погибших пассажирах) имеет тот же удельный вес, что и крушение самолета, скажем, врезавшегося в гору, где погибают все?

До сих пор я озвучивал неверные способы вычисления безопасности авиационного транспорта. Но как же все-таки посчитать правильную цифру? Как понять, опасно летать или нет?

Для корректной оценки рисков предлагается простая формула:

РИСК (R) = 1 / количество катастроф (КК) Х процент смертности в ней (%S)

количество рейсов за выбранный период (N)

или R = 1 / КК х %S

В чем преимущества такой формулы? Сейчас объясню.

Во-вторых, формула принимает во внимание то, что не все авиакатастрофы одинаково смертельны. Если произошла катастрофа самолета, в которой погибло, скажем, 2 пассажира из 100, то ее удельный вес будет ниже, чем, если бы погибли все. И это логично. Выживаемость обусловлена многими факторами. В том числе, пассивной и активной безопасностью, а также тем, что большинство происшествий случаются возле земли, то есть на посадке или на взлете самолета, что, по сути, является разновидностью ДТП с относительно высоким процентом выживаемости.

Подставим в формулу расчета статистики значения для пробы:

Предположим, что сегодня в России совершено 10 рейсов, из них 1 закончился авиакатастрофой, в результате которого погибло 50% пассажиров, то есть шанс выжить в котором составляет 1 из 2. Заметьте, абсолютно не важно, сколько было пассажиров. Для того, кто в нем, увы, оказался, количество пассажиров на борту значения не имеет.

Согласно нашей формуле, риск составит 1 / 1 происшествие * 50% погибших 10 выполненных рейсов что в результате дает 1 к 20, то есть очень высокий показатель.

Если, для проверки подставить значения - 1 рейс, 100% смертность, и всего, предположим, был выполнен 1 рейс, то риск будет 1 к 1, то есть 100%.

Если же происшествий, например, 0, а рейсов, скажем, 1000, то результат формулы будет 0 (0 катастроф / 1000 рейсов).

Следовательно, наша формула работает верно.

Точно по такой же формуле может быть вычислен любой риск.

Например, риск погибнуть при обвале потолка собственного дома будет равен количеству обвалов потолков (КК) * % погибших и все это делим на количество не рухнувших потолков за любой рассматриваемый отрезок времени.

Например, в Москве около 180 000 жилых подъездов. Если за год из-за перепланировок, взрывов газа, износа конструкций, снега на крыше, терактов и прочих “прелестей” рухнут 3 подъезда, и в этих крушениях смертность составит 20%, то, согласно формуле, риск погибнуть при обвале собственного подъезда составит на каждый год жизни = 3 обвала* 20% смертности и делить на 180 000 не рухнувших подъездов = 1 на 333 000.

Вы еще помните о шансе на выигрыш в казино? 1 к 37 вдруг кажется невероятно высоким шансом)).

Давайте теперь посмотрим на реальные цифры в гражданской авиации.

Начнем с общемировой статистики авиакатастроф.

Подставляем известные нам параметры в формулу:

Риск при авиаперелете = 1 / (количество катастроф (около 7 за год в мире) * % смертности (в среднем около 65%) делить на количество выполняемых рейсов (около 50 000 000))

Результат: вероятность разбиться в самолете в среднем по миру равна 1 на 10 миллионов 989 тысяч рейсов!

Если рассматривать только западные страны, то будет около 1 на 23 миллиона!

Теперь давайте возьмем российскую авиацию. Продолжаем действовать согласно формуле: в этом, не простом для российской авиации году, произошли 5 происшествий с пассажирскими самолетами на коммерческих рейсах:

Ан 24 выкатился при посадке с полосы, сгорел, никто не погиб (смертность s=0%)

Ту 154 в аэропорту г. Сургут загорелся, в результате погибли 3 человека из 134 (s=2%)

АН 24 приводнился на реку Обь, погибло 7 пассажиров, выжило 30 (s= 19%)

ТУ 134 в Петрозаводске погибло 47, выжило 5 (s=90%)

ЯК-42 в Ярославле погибло 44 человека, выжил 1 (s=98%)

Итого, в числителе нашей дроби 1 катастрофа *0% смертности + 1*2% + 1*19% + 1*90% + 1*98% = 2.1

В знаменателе дроби возьмем количество рейсов, выполненных на территории РФ за 10 месяцев 2011 года , примерно = 2 200 000.

Результат: риск в 2011 году при полете на коммерческих рейсах в РФ составил 1 на

1 047 000 рейсов.

С одной стороны, это в 10 раз выше, чем в среднем в мире в этом году.

С другой стороны, даже в проблематичный для Российской авиации год, это в 3 раза меньшая вероятность, чем смертность из-за обвала подъезда жилого дома!

Придет ли вам в голову постоянно дрожать от ужаса, засыпая в своей кровати, учитывая, что вероятность крушения подъезда выше, чем крушения самолета?

И еще немаловажный момент: когда статистика авиакатастроф столь низка, любое единичное авиапроисшествие изменяет статистические риски в десятки или даже в сотни раз. Например, проанализировав 2010 год в Российской авиации, можно увидеть, что риски на тот год составили по нашей формуле 1 на 3 248 000. то есть наличие 1-2 авиапроисшествий в год меняет цифры в несколько раз.

Точно также, как и авиакатастрофа Air France в 2009 году повысила риски, связанные с авиаперелетом во Франции в десятки раз, но это не значит, что летать во Франции стало опасно.

Важно помнить, что любые риски в авиации существенно меньше рисков, с которыми сопряжен любой день нашего проживания на земле.

Для тех, кто боится летать приведенная здесь информация, к сожалению, не поможет избавиться от страха полета, они все равно будут продолжать разбираться в расследовании авиакатастроф, искать факты об опасности полетов и т.д. Дело в том, что статистика анализируется и обрабатывается левым полушарием головного мозга человека, в то время как на борту у людей с аэрофобией работает только правое полушарие, отвечающее за фантазии, эмоции, предчувствия, домыслы и т.п.

Если вы боитесь летать несмотря на впечатляющую статистику авиационной безопасности, обратитесь за профессиональной помощью в центр “Летаем Без Страха”, где вы научитесь контролировать свои мысли, физиологию и поведение во время авиаперелетов и попадания в зону турбулентности.

Избегая полетов, вы существенно ограничиваете свою главную ценность - свободу, абсолютно не получая ничего взамен.

Читайте также: