Как начинающему водителю научиться ровно ездить на машине

Обновлено: 15.05.2024

В эпоху машин и мобильности все больше и больше людей хочет научиться водить машину. Собственный автомобиль – это прежде всего независимость от общественного транспорта, это своя территория и свой темп жизни.

Если вы созрели для обучения вождению, только не знаете с чего же начать, то мы вам поможем. В этой статье мы расскажем, что нужно знать, перед тем как водить машину, для начинающих пошагово рассмотрим важные моменты, которые обязательно нужно усвоить.

В первую очередь следует понять, что не существует гениев, которые впервые сев за руль сразу же мастерски стали управлять автомобилем по оживленным улицам мегаполиса. Машина для начинающих водителей – это прежде всего транспорт, в котором он ранее перемещался на месте пассажира. И если пассажир решил обучаться вождению, то должен прежде всего начинать уже присматриваться к действиям опытных водителей:

  • Как они перестраиваться из ряда в ряд.
  • Какие действия выполняют перед поворотом, обгоном или экстренным торможением.
  • На какой сигнал светофора начинают притормаживать.

Начинающим автолюбителям следует наблюдать за опытными водителями для улучшения своих навыков вождения

Эти нехитрые действия позволят новичку выработать внимательность к дорожным ситуациям. Вполне возможно, что опытный водитель еще будет комментировать свои действия, тем самым давая бесценные советы новичку.

Как начать водить машину на механике или автомате: важные моменты

Автомобили чаще всего встречаются с двумя видами коробок передач: механической и автоматической трансмиссией. Классикой считается механическая коробка передач. Новичку можно обучаться сначала на механике, а потом по желанию или необходимости пересесть на автомат. В обратном случае переучиться будет сложно.

Инструкторы в автошколах советуют начинать обучаться вождению на механике в зимнее время. Это позволит понять, как вести себя в разных ситуациях на дороге. Неопытный водитель должен обязательно запомнить, что при плохой погоде он должен двигаться по дороге очень осторожно и с малой скоростью. А при движении в гололед необходимо останавливать автомобиль исключительно двигателем.

Больше всего аварий происходит именно в зимнее время, особенно в гололед. Для начинающих этот сложный период является настоящим испытанием

Главное правило: если хочешь научиться водить машину, будь готов отрабатывать водительские навыки до автоматизма. Если начинаешь обучаться вождению на автомобиле с МКПП, то придется отрабатывать дополнительные действия, например:

  • Быстро выжимать сцепление, синхронно отпуская педаль газа.
  • Плавно отпускать педаль сцепления, одновременно с этим мягко нажимая на газ.
  • Включать нужную передачу в зависимости от скорости движения автомобиля и показаний на тахометре.
  • Плавно нажимать на педаль тормоза, не допуская блокировки колес автомобиля и многие другие.

Водить машину (механику) для начинающих поначалу может оказаться сложно. К примеру, если слишком резко убрать ногу со сцепления, то машина может дернуться, а двигатель заглохнуть. Чтобы этого не происходило, вам просто нужно немного больше попрактиковаться. Вождение на машине в некотором смысле похоже на езду на велосипеде. Должно пройти определенное время, прежде чем вы поймете, как правильно на нем ездить. Но как только вы этому научитесь, то уже никогда не забудете.

Получать необходимые навыки вождения лучше всего в автошколе. Если вам этого будет недостаточно, стоит нанять хорошего инструктора. Дополнительно о переключении скоростей на механической коробке передач можете узнать, перейдя по данной ссылке, где также подробно описаны важные моменты, связанные с вождением автомобиля на механике.

В первую очередь важно запомнить, где какая педаль находится. Если машина на механике:

  • Первая справа – это педаль газа;
  • Тормоз находится в центре;
  • Сцепление – последняя педаль слева.

Нужно понимать, что за разгон автомобиля отвечает педаль газа. Перед включением любой из передач необходимо выжимать педаль сцепления. Для переключения скоростей служит селектор. Передачи необходимо постоянно переключать по мере увеличения скорости автомобиля в случае машины на механике. Для поворотов в необходимом для движения направлении служит рулевое колесо.

Если же авто с АКПП, то в этом случае педали только две:

Педаль сцепления на машине автомат отсутствует, передачи в этой трансмиссии переключаются автоматически. При этом селектор необходимо переводить в нужное положение только один раз перед началом движения. В таком автомобиле от водителя только и требуется, что нажимать на нужную педаль и по сторонам смотреть, отвлекаться на переключение скоростей вы не будете. Подробнее о вождении автомобиля с автоматической коробкой передач можете узнать, перейдя по этой ссылке.

На фото – селектор автоматической коробки передач

За торможение автомобиля отвечает педаль тормоза. Однако в некоторых ситуациях лучше применять торможение двигателем. Для того чтобы выполнить этот маневр, необходимо плавно отпустить педаль газа при включенной передаче. И по мере снижения скорости авто необходимо переходить на пониженную передачу. Тормоз можно выжимать только на малых скоростях движения автомобиля.

Во время движения не стоит забывать включать повороты – это правило для всех автомобилистов одинаково, вне зависимости от коробки передач. Рычаг находится с левой стороны от руля. Для поворота направо – рычаг тянем вверх, поворачивая налево – опускаем его вниз.

Важно умение включать ближний или дальний свет фар. Если рычаг повернуть по оси и потянуть его на себя, то включится ближний свет. Для включения дальнего света, рычаг следует отжать от себя. Хотя в этом случае расположение переключателей в каждой машине индивидуально, может изменяться в зависимости от марки и модели автомобиля.

Для безопасного управления автомобилем важно уметь пользоваться зеркалами заднего вида. Новичок поначалу может видеть в них все что угодно, но не то что происходит на дороге. Постепенно приучайтесь к мысли, что в них обязательно нужно смотреть перед совершением любого маневра.

На фото – машина в боковом зеркале заднего вида

Перед первым выездом на дорогу обязательно следует выучить ПДД, где подробно описаны знаки и правила, которые встречаются на дорогах. Основные моменты, которые при обучении вождению вам придется усвоить мы рассмотрели. Более подробно о том, как водить машину, для начинающих пошагово расскажет инструктор в автошколе. Также подробнее о вождении автомобиля с механической коробкой передач можете узнать, нажав на эту ссылку.

Первая самостоятельная поездка начинающего водителя

Первый выезд на дорогу без сопровождения – это всегда страшно для новичка. Самое главное – это сохранять спокойствие в любой ситуации и быть уверенным в своих действиях. Опасностей на дороге для начинающих предостаточно: опытные автомобилисты часто обгоняют медленных водителей, при этом подрезают, поджимают, стараются втиснуться в дистанцию между новичком и передним автомобилем.

Как водить машину, для начинающих пошагово должен объяснить инструктор по вождению, но в некоторых случаях можно воспользоваться помощью других, более опытных водителей

В заключение хочется сказать: не бойтесь учиться, будьте целеустремленными. Анализируйте дорожную ситуацию, внимательно осматривайтесь по сторонам. И самое главное, при обучении вождению не нужно торопиться. Как говорится, тише едешь, дальше будешь. Верьте в себя!


Полная свобода перемещения, никакой зависимости от расписания автобусов и электричек, путешествия в любую точку страны в любое время – преимущества исключительно личного автомобиля.
Да, научиться водить машину может каждый – было бы желание. Но этот процесс не такой быстрый, как хотелось бы.

С какими трудностями сталкиваются новички при вождении, что надо знать, чтобы уверенно ездить, как сделать учебный процесс безопасным и приятным, мы расскажем в этой статье.

Перед тем, как сесть за руль автомобиля, вы должны тщательно выучить Правила дорожного движения (ПДД). Вопреки дерзкому суждению, что правила существуют для того, чтобы их нарушать, на дороге такая шутка может превратиться в очень злую.


В Правилах Дорожного Движения нет главных и второстепенных. Каждый закон – одинаково важен.

Независимо от того, новичок вы с небольшим опытом или уверенный водитель, вам необходимо досконально знать ПДД, уметь читать дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие, информационные) и их соблюдать.


Банально звучит, но когда вы покупаете какую-то технику, допустим телефон, наверняка изучаете инструкцию пользования. Так и с транспортным средством. Никто не говорит сейчас учить ходовую и двигатель, самостоятельно проверять уровень масла и его заливать, но основные механизмы, с которыми вы непосредственно будете контактировать во время езды, знать надо. Напомним для начинающих, которые учатся ездить с нуля.


Основными механизмами управления машиной являются:

Водительские рефлексы – признак уверенного тона

Когда вы садитесь за руль автомобиля, как участник дорожного движения, обязаны создать для себя максимально комфортные условия для езды – один из главных факторов безопасного движения. Вас ничто не должно отвлекать, напрягать, стеснять, сковывать. Посторонние предметы уберите в сторону. Если это зима – снимите куртку.

Новичкам – обратить внимание на обувь, она должна быть максимально удобной. Если на вас летние шлепанцы, они не должны спадать с ноги. А если туфли или босоножки на каблуке, то не на сильно высоком или берите с собой в машину сменную пару обуви. Девушке лучше учиться водить в обуви на низком ходу.

Возьмите за правило:

  • Пристегиваться перед выездом.
  • Проверять обзор зеркал заднего вида. В зеркала нужно постоянно, периодически смотреть, не отрывая при этом взгляд от дороги. Вы должны максимально контролировать ситуацию на дороге вокруг себя на 360 градусов.

Это приходит с опытом и практикой, но прежде чем сделать тот или иной маневр, вы обязаны посмотреть в зеркало и убедиться, что вам ничего не мешает. Зеркала – это святое.

  • Концентрироваться на дороге. Не отвлекаться на посторонние моменты.
  • Обзаведитесь мобильной гарнитурой, чтобы отвечать на звонки за рулем (новичкам – вообще забыть о телефоне во время езды).
  • Всегда включать указатели поворотов. Так вы показываете свои намерения другим участникам дорожного движения.
  • Соблюдать режим скорости.
  • Своевременно менять резину по сезону и проходить плановые ТО.

Учимся ездить на механике

Считается, что ездить на автомате легче и проще, чем на механике: вы не глохнете раз за разом при трогании с места и не переключаете передачи миллион раз, пока тянетесь в пробке. Но есть много вещей, которые сделаешь только на механической коробке передач (далее МКПП).

Как новичку, вам и не нужно сейчас учится дрифту, резко переходить на пониженные и брать разгон на светофоре. Важно знать, что механика позволяет наработать более универсальные навыки вождения. Если вы освоите трудный материал, то о легком и говорить нечего.

Водитель, который учится на механике, в любой момент сядет за АКПП и так же хорошо поедет. Но водителю автомата часто сложно пересесть на механику без дополнительной подготовки.

Механическая коробка передач

Коробка переключения передач служит для увеличения или уменьшения скорости автомобиля. Что собой представляет механика? Вы самостоятельно рычагом переключаете передачи, набирая ту или иную скорость.

Существует несколько разновидностей МКПП: четырех, пяти, шестиступенчатые (где какая передача написано прямо на самом рычаге, R (реверс) – задний ход). Принцип переключения у всех одинаковый: через нейтральное положение, пошагово от меньшей к большей для увеличения скорости и от большей к меньшей при сбрасывании скорости.

Виды механической коробки передач: минимально 4, максимально - 6 ступеней.

Виды механической коробки передач: минимально 4, максимально – 6 ступеней.

Важно понимать: чем больше в коробке ступеней, тем экономичнее расходуется топливо и дольше служит моторесурс (двигатель, коробка и другие детали) при условии правильной езды.

С повышением оборотов двигателя на низкой передаче происходит перерасход топлива и увеличивается износ транспортного средства.

Инструкция: начало вождения на МКПП

Учимся трогаться с места:

  1. При заглушенном двигателе попробуйте несколько раз нажать на каждую педаль, чтобы вы примерно поняли, с каким усилием это надо делать.
  2. Перед запуском двигателя проверьте, в каком положении стоит рычаг коробки передач. Механика должна находится в нейтральном положении (автомат – на паркинге Р).
  3. Чтобы правильно проверить положение рычага МКПП, необходимо выжать сцепление, включить первую передачу и вернуть рычаг в положение между первой и второй (как показано на рисунке выше – это горизонтальная линия между верхним и нижним уровнем передач).
  4. Проверьте снят ли ручник.
  5. Выжимаем педаль сцепления и запускаем двигатель. Плавно отпускаем педаль сцепления. Если машина стоит на месте, все получилось правильно.
  6. Выжимаем сцепление, включаем первую передачу, плавно отпускаем педаль сцепления, одновременно плавно нажимая на газ. Все должно происходить синхронно и плавно. Если вы заглохли, не расстраивайтесь. С первого раза редко у кого получается. Повторите шаги 2-6.
  7. После того как автомобиль тронулся, плавно нажмите на педаль газа, автомобиль начинает ускоряться. Вы выжимаете сцепление и переводите рычаг передач на вторую-третью-четвертую и т.д.

Доведите процесс до автоматизма на ровной дороге. Тогда вы будете более уверенно трогаться с места под горку.


Чтобы остановить автомобиль существует несколько способов:

  1. Выжмите педаль сцепления, переведите ручку в нейтральное положение и, отпустив педаль сцепления, начните плавно притормаживать до полной остановки.
  2. Торможение двигателем – сложный, но более эффективный способ. Вы начинаете тормозить, не выжимая сцепление, продолжая движение на той или иной передаче, и в самый последний момент перед остановкой выжимаете педаль сцепления и переводите ручку в нейтральное положение.

Навык торможения двигателем приходит с опытом.

Учимся ездить на автомате

Коробка автомат – проста как все гениальное. В процессе методичного переключения коробки передач участие водителя не требуется, за вас все делает электроника. Чем она так нравится многим, особенно женщинам, – сел за руль, один раз поставил рычаг в нужное положение и поехал.

Разновидности автоматической коробки передач.

Разновидности автоматической коробки передач.

Автоматические коробки передач (АКПП) тоже бывают нескольких видов в зависимости от количества передач, наличия ручного режима. Элементарное, что нужно знать новичкам:

  • P – паркинг (остановившись и припарковавшись, вы включаете режим парковки и глушите двигатель);
  • R – реверс (для езды задним ходом);
  • N – нейтральная передача (служебное положение для буксировки, перекатывания транспортного средства);
  • D – режим для езды (автоматика сама разберется со скоростью);
  • M – ручной режим (с помощью + и – вы можете самостоятельно переключать передачи для разных стилей вождения).

Перед тем как запустить двигатель, проверяйте положение передачи и ручника.

Как перестать бояться

Не учитесь ездить в одиночку

Для отработки навыков в начальной практике можно взять несколько занятий с инструктором, прокатиться с ним по привычным маршрутам дом-работа-учеба.


При самостоятельном вождении первое время просите друга, знакомого, родственника поездить с вами за компанию, для моральной поддержки.

Отделитесь от трафика

Самый дельный совет, который только может быть в этом случае, – учитесь ездить на специальных площадках, пустырях, территории, где нет ни людей, ни лишних транспортных средств.

Первые выезды на дорогу, в город лучше осуществлять вечером или ночью, когда трафик менее активен.

Попробуйте съездить ночью на работу. Тем самым вы изучите дорогу, обратите внимание на дорожные знаки на вашем пути (светофоры, пешеходные переходы) и будете чувствовать себя более уверенным.

Так можно делать каждый вечер, меняя направления движения.

Изучайте габариты авто

Чтобы лучше почувствовать габариты своего автомобиля, можно начать практику с занятий на специально предназначенной площадке. Расставьте фишки по периметру, можно использовать наполненные водой пластиковые бутылки, картонные коробки и прочие подручные средства (главное, чтобы это были не сильно жесткие предметы, чтобы не повредить автомобиль).


Чем больше вы практикуетесь, тем увереннее чувствуете себя на дороге.

Сложности вождения у женщин


По статистике количество аварий на дороге по вине женщин вдвое меньше, чем по вине мужчин. А все благодаря тому, что женщина более сосредоточена на дороге, чем мужчина.

Пол водителя никаким образом не сказывается на качестве и умении водить автомобиль.

Учимся ездить – самостоятельно или в автошколе

Самостоятельно можно научиться и дом строить. Вопрос – будет ли учение настолько качественным и полным, как с профессиональным инструктором на курсах вождения?

Конечно, вы сможете освоить азы, базис, но с нуля постигнуть секреты вождения можно только с хорошим учителем и грамотным наставником.

Никто не спорит, что управлять автомобилем сложно. Ещё сложнее адаптироваться под те условия, которые наблюдаются на дорогах общественного пользования. Многие водители откровенно лихачат, иные блокируют движение других транспортных средств из-за неумения правильно перестроиться или двигаться с нужной скоростью. Статистика ДТП неутешительная. Регулярно происходит огромное число аварий по вине водителей. Из-за этого многим новичкам порой страшно выезжать на дороги общего пользования. Они вроде всё знают, но в реальных условиях по причине паники или из-за нервов все свои полученные в автошколе навыки забывают. Можно дать огромное количество советов начинающим водителям, и каждый из них способен принести потенциальную пользу. Постараемся акцентировать внимание на важнейших составляющих успешного вождения даже при недостатке опыта.

Самые важные советы начинающим водителям – памятка новичку

Основы подготовки к выезду на дороги

Если вы только недавно закончили автошколу, получили права и обзавелись собственным транспортным средством, вам предстоит научиться правильно вести себя на дорогах, адаптироваться к сложным условиям, уметь правильно действовать в пробках и в режиме плотного трафика. Звучит странно, но при выходе из автошколы лишь небольшая часть людей отлично знает все правила дорожного движения. Сейчас водители обучаются с помощью билетов, что является не самым эффективным инструментом для изучения ПДД. Чтобы сдать экзамены, не обязательно досконально знать весь свод правил. Кто-то угадывает, другие просто действуют методом исключения, а у некоторых есть способность визуально запоминать правильные ответы. Это не гарантирует, что человек будет точно знать и понимать каждый знак, движения регулировщика и прочие нюансы ПДД.

Вождение является ответственным и сложным удовольствием, которое накладывает на человека определённую ответственность. От его умений правильно вести себя на дороге зависит собственное здоровье и жизнь, а также судьба пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и других водителей. Свод полезных советов для начинающих водителей женщин и мужчин позволит лучше подготовиться, а также не испугаться, оказавшись без инструктора на дорогах общего пользования. Есть 3 основных момента, на которые специалисты и опытные водители советуют обратить особое внимание новичкам:

  • ПДД;
  • собственный автомобиль;
  • зеркала.

Каждый пункт разберём отдельно.

Первый выезд на автомобиле

В любой памятке начинающему водителю будет сказано, что без знания ПДД выезжать на дороги категорически не рекомендуется. Но к этому совету прислушиваются далеко не все. Получив права, водитель забывает о своих обязанностях, игнорирует знаки, тем самым создавая угрозу для остальных участников дорожного движения. Тут важно запомнить, что все правила, которые вписаны в ПДД, в буквальном смысле создавались на крови людей. Это не должно вас пугать. Следует понять, сколько людей пострадало из-за нарушения даже элементарных правил пересечения сплошной линии или выезда на красный свет светофора. ПДД существует не для того, чтобы сотрудники ГИБДД выписывали водителям штрафы. Это нормы, которые обязан соблюдать каждый для сохранения собственной жизни и здоровья.

Простых навыков управления транспортным средством недостаточно. В реальных условиях всё куда сложнее, поскольку водитель обязан уметь понимать ситуацию на дороге, быстро принимать правильные решения и знать, какой манёвр будет правильный, а какой может нанести непоправимый ущерб участникам дорожного движения. Всё это получится достичь, если изучать ПДД, понимать суть, а не банально запоминать правильные ответы в билетах.

ПДД и дорожные знаки

Свой автомобиль

Также в памятке начинающему водителю нужно обязательно указать важность предварительной тренировки на собственном автомобиле. Многие автошколы располагают собственным автопарком, на котором осуществляется проведение практических занятий. Это специально оборудованные машины, в которых рядом сидит инструктор, помогает и при необходимости подсказывает, как правильно действовать в той или иной ситуации. Но после окончания занятий и получения прав оказывается, что новичок совершенно не привык к своей машине. Педали нажимаются по-разному, коробка передач работает иначе, в зеркала смотреть не так удобно, да и вообще посадка совершенно не совпадает с той, которая была на учебной машине.

В итоге получается, что всему приходится учиться заново. Поэтому перечень полезных советов начинающим водителям хочется начать с рекомендации о тренировках на своей машине. Для этого во многих городах есть специальные площадки, где можно практиковаться, отрабатывать разные манёвры. Главной задачей тут является адаптация к тому автомобилю, на котором после получения прав вы будете ездить. Потому такие занятия проводятся параллельно с практическими уроками в автошколе. При этом важно, чтобы рядом с вами всегда был опытный водитель. Постарайтесь выделить на тренировки как можно больше времени. Это поможет быстрее почувствовать все органы управления транспортного средства, привыкнуть к габаритам, научиться смотреть в зеркала и понимать, как машина реагирует на те или иные манипуляции со стороны водителя.

Управлять на своем авто

Зеркала

Обычно женщинам сложнее адаптироваться к реальным условиям, хотя при обучении они показывают себя лучше мужчин. Давая советы начинающим водителям, эксплуатирующим машины на механике или автоматической коробке передач, стоит всегда помнить об огромной важности зеркал заднего вида. Для новичков это ключевой пункт подготовки. Если вам удастся научиться читать дорожную обстановку, используя полученные знания ПДД, а также грамотно следить за происходящим вокруг, вы объективно станете очень хорошим водителем, даже несмотря на небольшой стаж. Знай, что не стаж определяет умелого водителя. Теперь конкретнее о том, что же нужно знать начинающему водителю относительно зеркал заднего вида.

  1. Начинать практиковаться следует не на дорогах, а в неподвижном состоянии транспортного средства. Сядьте за руль и потренируйтесь.
  2. Для контроля ситуации нельзя всегда смотреть только прямо. Периодически взгляд переводится на зеркало заднего вида и в боковые зеркала.
  3. Посматривая каждые несколько секунд в зеркало заднего вида, нельзя двигать головой. Этому нужно обязательно научиться, иначе вы будете тратить лишнее время.
  4. Смотря в боковые зеркала, старайтесь минимально поворачивать голову. Они настраиваются под конкретного водителя, чтобы максимально облегчить создание качественного обзора.
  5. Не тратьте много времени на каждое зеркало. Иначе вы будете отвлекаться от происходящего впереди.
  6. Поворачивая голову в сторону, оставляйте ситуации впереди под контролем боковым зрением.

Кажется сложно, но этому можно быстро научиться. Ежедневные тренировки с последующим испытанием своих навыков в реальных условиях поможет добиться нужного результата.

Настроить автомобильные зеркала

Многие водители, особенно новички, допускают одну и ту же ошибку. Её суть заключается в том, что они полностью переключают своё внимание на одно из направлений. Когда взор направлен в боковое зеркало, он теряет контроль над происходящим впереди. Как итог, водитель врезается во впереди идущее транспортное средство, банально не успев среагировать. Постепенно вам обязательно удастся отработать движения до автоматизма, тратить минимум времени на осмотр ситуации вокруг машины, но при этом правильно фиксировать обстановку и принимать соответствующие решения по дальнейшим манёврам.

Перед посадкой в автомобиль

У шофёров, которые уже много лет находятся за рулём, порой формируется мнение о себе как об идеальном водителе. Это не так. Потому представленные советы начинающим водителям будут актуальны для всех, кто имеет разрешение управлять транспортным средством. Одни не знают о некоторых правилах, другие их банально забывают. В связи с этим повторение пройденного никогда не навредит.

  1. Убедитесь, что вы взяли всё необходимое с собой в автомобиль. Ключи с брелком от сигнализации и деньги на бензин — это одно. Но с позиции ПДД нужно не забывать про водительское удостоверение, регистрационные документы, бумаги на прицеп при его наличии, и страховку. Не все документы нужно возить с собой. Некоторые бумаги наоборот нужно спрятать в надёжное место и никому не показывать.
  2. Осмотрите транспортное средство, прежде чем начать движение. Нет ли следов капающего масла или вытекающей охлаждающей жидкости, не захотелось ли какому-то животному погреться на колесе или залезть под автомобиль.
  3. Багаж и вещи. Для них существует багажник. Но водители часто бросают вещи на сиденье. Нельзя допускать, чтобы какие-то предметы свободно перемещались по салону. Они могут вас отвлечь от дороги, результатом чего станет авария.
  4. Оцените своё физическое состояние. Логично, что начинающему и опытному водителю категорически запрещается садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Также запрещено управлять ТС при наличии некоторых хронических заболеваний. Из-за них человек банально не пройдёт медицинскую комиссию. Если вам временно запретили садиться за руль после операции или из-за приёма лекарств, не нарушайте это требование.

Если ничего не мешает вам сесть за руль, тогда смело присаживайтесь на водительское кресло. Но это вовсе не означает, что можно стартовать. Есть ещё ряд советов, к которым стоит прислушаться перед движением.

До начала движения

Когда человеку выдают водительские права, это вовсе не означает, что отныне он самый умелый водитель. А потому послушать полезные советы всем начинающим водителям нужно обязательство. Иначе к вам, как автомобилисту, будет много претензий со стороны других участников движения. Прежде чем завести машину и тронуться с места, следует придерживаться нескольких правил:

  • Никогда не садиться за руль пьяным. О последствиях нарушения этой рекомендации можете узнать из последних сводок о ДТП. Рисковать своей жизнью и жизнью других людей нельзя ни в коем случае;
  • Проверьте работу световых приборов. Если уже вечер, включите фары;
  • Отрегулируйте положение руля, зеркал и сидений. Когда машиной пользуется не один человек, каждый подстраивает её под себя. Это нужно обязательно делать, поскольку иначе вы не сможете следить за обстановкой на дороге, будет болеть спина и затекать руки;
  • Заранее продумайте маршрут своего движения. Совет простой, но на самом деле крайне полезный;
  • Пристегните ремень. Проследите, чтобы это сделали и все остальные пассажиры;
  • Запустите двигатель. Проверьте, чтобы на приборной панели не было аварийных сигналов, которые говорят о проблемах с двигателем, низком уровнем масла, топлива и пр.

Выполнив все эти требования, вы сможете начать движение. Но на этом перечень рекомендаций не останавливается. Есть ещё множество советов, которые пригодятся новичку.

Пристегнуть ремень безопасности

Начало движения

Для новичков самой страшной является первая поездка. Некоторые продолжают бояться ещё в течение нескольких десятков поездок без сопровождения инструктора или более опытного водителя. Следующие советы для начинающих водителей касаются начала движения. Именно здесь нужно постараться собраться с силами, сконцентрироваться и не отвлекаться от управления.

  1. Всегда держите обе руки на руле. Множество водителей вальяжно управляют машиной только одной рукой. Поверьте, пусть так он выглядит более уверенно, но с позиции безопасности и способности быстро отреагировать на ситуацию куда проще действовать двумя руками.
  2. Старайтесь всегда располагать руки правильно. Оптимальной позицией считается 10 и 2 часа. Просто посмотрите на циферблат часов, и взгляните, где находятся отметки 2 и 10 часов. Примерно так и нужно держать руки.
  3. Всегда сигнализируйте о своих манёврах. Это касается даже ситуаций, когда вы выезжаете со двора по внутренним дорогам. Это вопрос элементарного уважения к пешеходам, а также способ проинформировать их о манёврах заранее. Человек не может догадаться, повернёте вы вправо, влево или поедете прямо. На дорогах общего пользования сигналы поворота включаются заранее.
  4. Скорость. Резкие разгоны и торможение только убивает ваш двигатель и тормозную систему. Плюс это очень опасно. Старайтесь ехать так, чтобы ваши действия были плавными и предсказуемыми.
  5. Не отвлекайтесь. Некоторые новички боятся лишний раз посмотреть в боковое окно. Другие же смело с первых дней включают громкую музыку, разговаривают по телефону и общаются с пассажирами, регулярно смотря на них. Это категорически неправильное поведение за рулём. Вы несёте большую ответственность, поэтому будьте внимательными, не отвлекайтесь и старайтесь много не разговаривать с пассажирами.
  6. Усталость. Новички быстрее утомляются за рулём, поскольку они более сосредоточенные, буквально впиваются руками в руль. Отсюда появляется физическая усталость, быстрая утомляемость. Если вы чувствуете, что внимательность падает, ощущается дискомфорт, тогда остановитесь в положенном месте, выйдите из машины, разомнитесь.
  7. Пешеходные переходы. Всегда начинайте притормаживать перед ними, даже если вам горит зелёный свет. В любой момент он может замигать и переключиться с жёлтого на красный. Тормозить в последний момент крайне опасно.

Это важные рекомендации, о которых многие почему-то часто забывают. Для новичка они должны стать основой для развития навыков правильного управления транспортным средством.

Начало движения

Тёмное время суток и плохая погода

Начинающему водителю и так сложно правильно вести себя на дороге. А когда передвигаться приходится в тёмное время суток, либо же при плохой погоде, становится ещё труднее и страшнее. Но переживать не стоит. Паника явно вам не поможет в такой ситуации. А вот прислушаться к нескольким советам стоит.

  1. Когда на улице темно, наблюдается густой туман, сильный дождь или снег, включайте все приборы освещения. Не зря придумали противотуманные фары, которые обладают способностью направлять свет через туман, качественно освещая дорожное покрытие.
  2. Сбавьте скорость, не спешите, думайте о безопасности. Плохая погода одинаковая для всех, поэтому водители находятся в равных условиях.
  3. Особенности зрения. Человек днём видит не так, как ночью. Поэтому есть определённая разница в ощущении расстояний. Аккуратно входите в повороты и совершайте обгоны. Если видите впереди светофор, пешеходные переходы или иные возможные препятствия, тормозить лучше заранее.
  4. За дорожной ситуацией нужно следить ещё внимательнее. Поэтому тут не отвлекайтесь на пассажиров, выключите музыку, сосредоточьтесь. Если кто-то звонит, не берите трубку. Перезвонить можно и позже, а вот обратить вспять аварию не получится.
  5. Вынужденная остановка. В такой ситуации, когда машина сломалась, либо возникли другие причины, нужно включить аварийку и выставить аварийный сигнал.
  6. Не прижимайтесь к обочине. Держитесь в своей полосе, не создавайте потенциальные препятствия для других водителей. Если двигаться по обочине, водители сзади могут подумать, что вы стоите на месте. Отсюда и аварии с серьёзными последствиями.
  7. Ближний и дальний свет. Если машин впереди нет, включайте дальний свет. Иначе вы будете слепить водителей. Также могут ослепить вас. Чтобы не рисковать и не ждать, пока глаза снова привыкнут к освещению, сбросьте скорость, не меняйте полосу своего движения и включите аварийный сигнал.

Можно давать огромное множество советов начинающим водителям. Но пока сам человек не захочет стать хорошим водителем, никакие рекомендации ему не помогут. Здесь мало просто научиться управлять транспортным средством. Хорошего водителя определяет его умение действовать в сложных ситуациях, аккуратно маневрировать, не создавая помех другим участникам движения, а также чётко знать все знаки, правила и инструкции согласно действующему ПДД. Не забывайте, что правила дорожного движения часто меняются, дополняются и обновляются. Нужно всегда быть в курсе последних событий, меняя в соответствии с изменениями своё поведение за рулём.

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.


Особенности механической коробки передач

Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП


Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.


Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад — парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес — холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.


2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.


Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.


При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

  • дерганьем машины, рывками;
  • зачастую транспортное средство глохнет после нескольких рывков.

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную


Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП


Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником


Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.


При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Читайте также: