Вводный инструктаж водителя школьного автобуса образец

Обновлено: 02.05.2024

Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей (ИБДД) — важное действие, без которого практически невозможно обеспечить дорожную безопасность в организациях всех типов. Разберем, какие они бывают, когда и с какой периодичностью их стоит проводить, а также где найти образцы инструкций.

С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством. В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.

Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница

Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.


ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.

Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.

Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример


Разновидности ИБДД

В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.

Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения

Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.

Программа вводного инструктажа может включать:


Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.

В него включаются следующие сведения:


Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.

Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:


Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:

  • изменилось законодательство;
  • поменялись маршрут или условия движения;
  • произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
  • существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.

Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.

Периодический инструктаж по БДД для водителей

Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.

Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения

Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.

Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:

  1. Общие обязанности водителей.
  2. Основы безопасности на дороге.
  3. Предупреждение ДТП.
  4. Управление автомобилем в критических ситуациях.
  5. Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
  6. Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
  7. Выбор безопасных интервалов.
  8. Обгон.
  9. Пересечение ж/д путей.
  10. Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
  11. Оказание первой помощи.
  12. Противодействие терроризму.
  13. Командировка.
  14. Заполнение извещения о ДТП.
  15. Обязанности при перевозке людей.
  16. Перевозка детей.
  17. Порядок эвакуации пассажиров.

Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.

Как организовать ИБДД

Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:

  • разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
  • подготовку программы занятий с персоналом;
  • инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.

Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.

Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).

Бланк журнала для заполнения


Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.

Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.

При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.

Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД

Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного

Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.

Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля является важнейшим документом, напоминающим сотруднику о правилах его работы, правах и ответственности, которую он несет. В ней пишут правила поведения перед поездкой и после нее, а также во время пути. Иными слова, такая инструкция – это шпаргалка, которой водитель должен следовать при каждом выезде.

Инструкция по охране труда водителя

Как составить: общее положение

Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:

  • быть старше 18 лет;
  • иметь водительские права;
  • пройти медицинский осмотр;
  • пройти предрейсовый инструктаж.

Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.

Список документов для водителя выглядит следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • приказы руководства;
  • внутренний кодекс компании;
  • инструкция по охране труда.

Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.

Инструкция по охране труда и технике безопасности: требования безопасности до начала, во время и по окончании работы

Следующие три раздела инструкции традиционно посвящаются правилам поведения на рабочем месте.

Например, перед началом работы водитель предприятия обязан:

  • получить задание и путевой лист;
  • пройти предрейсовый инструктаж и медицинский осмотр;
  • надеть одежду установленного образца.

После получения наряда-задания водителю необходимо:

  • проверить наличие аптечки, огнетушителей и необходимого комплекта инструментов;
  • проверить техническое состояние автомобиля;
  • произвести ежесменное техобслуживание и заправку автомобиля топливом;
  • проверить работоспособность двигателя на холостом ходу, а на малом — исправность тормозов и рулевого управления.

Каждый водитель перед началом работы должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить у диспетчера путевой лист и проверить состояние машины.

При осмотре авто также осматривают аккумулятор,, освещение, сигнализацию, глушитель, утечку масла. Даже водитель личного автомобиля должен это делать, но на практике все необходимые действия выполняет далеко не каждый. У коммерческих машин путешествия, как правило, не близкие и в любой момент может что-то сломаться, поэтому лучше заранее все предусмотреть.

Если водитель увидит, что пришло время менять расходники, он просто заменит их до поездки. А вот если он застрянет на середине дороги из-за расходных материалов, то пострадает и машина, и водитель, и компания. Именно поэтому огромную роль в предотвращении технических задержек рейса играет плановая проверка состояния транспортного средства.

Отдельно указывается необходимость проверки подножек — с них нужно своевременно счищать грязь, снег и лед, а также следить, чтобы на них не попадало масло и топливо.

Отдыхать в кабине можно только с выключенным двигателем, в противном случае может наступить отравление оксидом углерода.

Существует отдельный перечень инструкций для заправки автомобиля:

  • переливать бензин только с помощью специализированных приборов (ни в коем случае ртом);
  • зимой заправочные пистолеты брать в рукавицах;
  • следить за попаданием топлива на тело;
  • не курить на заправке;
  • не заправляться, если работает двигатель.

Следующим подпунктом в инструкции являются правила поведения в аварийных ситуациях. Как правило, водитель должен:

Перед окончанием работы сотрудник должен предупредить сменщика/руководство о возможных неполадках и проверить транспортное средство на предмет утечки топлива.

Образцы инструкции по охране труда для водителя

Типовая инструкция для водителя автомобиля

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya001

Легкового автомобиля в учреждении

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya002

Погрузчика

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya003

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya004

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya005

Автобуса

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya006

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya007

Грузового автомобиля

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya008

Самосвала

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya009

Топливозаправщика

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya010

Электротележки и электрокара

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya011

Водителей, направляемых в командировку

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya012

Водителя по перевозке опасных грузов

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya013

Сборник инструкций для водителей по обеспечению БДД (безопасности дорожного движения)

Водитель несет ответственность за свою жизнь, жизнь пассажиров и пешеходов. Поэтому каждый сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией по БДД для водителей, в которой помимо основных правил безопасности дорожного движения обозначаются правила поведения при определенных условиях — например, в осенне-зимний и весенне-летний период.

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya015

Вводный инструктаж для водителей по БДД

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya016

Предрейсовый инструктаж водителей

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya017

По проведению медицинского освидетельствования водителей

instrukciya-po-ohrane-truda-voditelya018

В заключение хотелось бы отметить, что от соблюдения инструкции по охране труда и технике безопасности зависит не только сохранность автомобиля, но и жизнь окружающих его людей. Именно поэтому подходить к составлению подобного документа необходимо с максимальной долей ответственности.

Особенности и характеристика условий труда водителя автобуса (далее именуется - водитель). Характерные причины несчастных случаев и заболеваний при выполнении водителем своих обязанностей. Примеры несчастных случаев среди водителей.

2. Общие требования охраны труда

Порядок допуска к самостоятельной работе водителем. Ограничения по возрасту. Предварительный и периодические медицинские осмотры. Виды инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Объем знаний, которыми должен владеть водитель.

Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя во время работы. Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека.

Токсичность химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости. Возможное вредное их воздействие на организм человека. Опасность для человека выхлопных газов.

Производственные ситуации, представляющие наибольшую опасность для водителя автобуса. Применение средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Прохождение водителем, направленным для участия в незнакомых ему работах, целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.

Соблюдение требований пожарной безопасности для предупреждения возможности возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения.

Необходимость соблюдения трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Ответственность за нарушение или невыполнение требований инструкций по охране труда.

3. Требования охраны труда перед началом работы

Действия водителя перед началом работы. Существующие ограничения для начала работы. Нарушения требований безопасности, при которых водитель не должен приступать к выполнению работ. Запрет водителю приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

Прохождение медицинского осмотра (на предмет употребления алкогольных напитков или наркотических веществ). Недопустимость выезда на линию в болезненном или утомленном состоянии.

Проверка перед выездом на линию технического состояния автобуса: исправности тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояния аккумулятора, отсутствия утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости.

Проверка укомплектованности автобуса запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом. Наличие исправного инструмента и приспособлений (домкрата, переносной лампы, насоса для накачивания шин и т.д.).

Необходимость обо всех замеченных неисправностях сообщить руководителю и к работе не приступать до их устранения.

4. Требования охраны труда во время работы

Требования к поведению водителя во время работы.

Основные требования безопасности при выполнении водителем своих обязанностей.

Меры безопасности при запуске двигателя автобуса.

Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус.

Основы безопасности движения. Необходимость избегать резкие торможения и повороты. Выбор безопасной скорости движения с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий. Существующие ограничения скорости движения автобусов, в том числе в населенных пунктах. Выбор безопасного интервала между движущимися автомобилями с учетом возможной длины тормозного пути. Обеспечение безопасности при маневрировании, перестраивании из ряда в ряд. Способы преодоления крутых и длительных спусков.

Особенности езды в темное время суток. Правила пользования ближним и дальним светом фар. Меры предосторожности при остановке или стоянке на неосвещенных участках автодороги.

Требования безопасности при движении задним ходом.

Действия водителя при временном покидании автобуса. Меры предосторожности от возможного угона автобуса. Меры безопасности при выходе водителя на проезжую часть.

Действия водителя при возникновении во время работы на линии каких-либо технических неисправностей. Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте автобуса. Требования безопасности к инструменту и приспособлениям. Требования к гаечным ключам.

Меры безопасности при использовании домкрата. Порядок подъема автобуса. Недопустимость нахождения под автобусом при работающем двигателе. Меры предупреждения простудных заболеваний при работе лежа.

Требования безопасности при ремонте топливной системы. Обеспечение пожарной безопасности при работе с топливом. Меры предосторожности при переливе топлива.

Предупреждение возможности отравления тормозной жидкостью.

Меры безопасности при открытии пробки радиатора на горячем двигателе.

Соблюдение осторожности при работе с аккумуляторной батареей. Опасность химического ожога серной кислотой при работе с электролитом.

Безопасность труда при демонтаже и монтаже шин.

Допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Действия водителя в случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности (водитель должен обратиться к руководителю и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону).

Действия водителя при несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании и пр. (необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся). Правила оказания первой помощи. Медицинская аптечка.

Действия водителя при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) (необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара).

6. Требования охраны труда по окончании работы

Действия водителя по окончании смены. Порядок осмотра, приема и сдачи автобуса по окончании работы. Меры предосторожности при уборке рабочего места, инструмента, приспособлений и пр. Необходимость по окончании работы применяемые средства индивидуальной защиты сложить в отведенное для них место. Необходимость убедиться в правильности хранения ГСМ и отсутствии возможных источников воспламенения по окончании работы.

Правила личной гигиены по окончании работы (вымыть руки теплой водой с мылом).

Меры безопасности при перемещении по производственным, бытовым и административным помещениям, а также по территории организации.

Профилактика внештатных ситуаций при управлении автотранспортом начинается для водителя с прохождения вводного инструктажа по вопросам безопасности дорожного движения (БДД).

Следует выяснить, как и при каких обстоятельствах проводится данное инструктирование на предприятии, и нужно ли фиксировать факт его прохождения в специальном регистрационном журнале.

Когда проводится вводный инструктаж для водителей по БДД?

Вводный инструктаж для лица, принимаемого в компанию на должность водителя, должен затрагивать не только условия работы, но и правила обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок.

Кроме того, особое внимание уделяется вопросам охраны труда, предотвращению чрезвычайных происшествий при управлении автотранспортом.

Для водителей также проводятся следующие виды инструктажей:

Вводный инструктаж по БДД проводится для водительского состава в следующих типичных ситуациях:

  1. Новый работник принимается на должность водителя в компанию. В данном случае ответственные лица компании – специалист по безопасности (охране) труда, руководитель отдела водителей – информируют нанимаемого сотрудника об условиях работы, правилах трудовой дисциплины, нормах внутреннего распорядка. При этом человеку разъясняются все основы БДД, касающиеся вождения автотранспорта и осуществления перевозок.
  2. Сотрудник был откомандирован из другой компании для работы в качестве водителя. Прибывшему работнику предоставляется вся необходимая информация о том, как следует вести себя на новом месте. Учитывая специфику профессии, внимание акцентируется на обеспечении БДД при управлении автотранспортом компании. Инструктаж проводят субъекты, ответственные в организации за охрану труда и безопасность вождения.
  3. Сотрудника перевели в водительское подразделение из другого отдела (цеха) этой же компании. Нового водителя посвящают в вопросы, касающиеся охраны труда при управлении транспортом и обеспечения безопасности перевозок. Инструктаж проводится ответственными лицами компании.
  4. Учащийся ВУЗа или специального учебного заведения прибыл в компанию с целью прохождения практики или трудоустройства по срочному контракту на должности водителя. С таким сотрудником нужно провести вводный инструктаж по вопросам БДД и охраны труда. При этом будут затрагиваться аспекты, касающиеся противопожарной безопасности и действий по оказанию первой медпомощи.

Вводный инструктаж может осуществляться и в других ситуациях, если работодатель принял решение о целесообразности проведения данной процедуры. Иногда такой инструктаж проводится для иных работников.

Порядок проведения и оформления

Вводный инструктаж по БДД реализуется как комплекс теоретических и практических занятий. Он проводится на предприятии в соответствии с программой (инструкцией), разработанной ответственными лицами – специалистом по безопасности труда и руководителем водительского подразделения.

При составлении такой программы учитываются положения нормативных актов, издаваемых профильными госорганами (Минтруда РФ, Минтранспорта РФ).

Юридическое подразделение компании может проверить программу (инструкцию) вводного инструктажа по безопасности дорожного движения на предмет её соответствия нормам и требованиям законодательства. Программа (инструкция) утверждается приказом руководителя компании.

Общий порядок вводного инструктирования водителей выглядит так:

  1. Ответственные лица – непосредственный руководитель, инженер по охране труда и руководитель организации – констатируют наличие оснований для проведения данной процедуры. Например, в организацию приняли нового сотрудника на должность водителя.
  2. Руководитель организации оформляет приказ, предписывающий провести вводное инструктирование с новым сотрудником. Такой приказ регламентирует все организационные моменты – сроки, список инструктируемых, ответственные исполнители процедуры, порядок и программа проведения.
  3. Ответственные исполнители – специалист по безопасности труда, руководитель водительского подразделения – проводят с инструктируемыми комплекс соответствующих занятий, руководствуясь программой и порядком инструктирования. Чаще всего затрагиваются условия работы, правила перевозок и БДД, оказание первой медпомощи, противопожарная безопасность, особенности вождения, правила обслуживания автотранспорта, ключевые маршруты движения, а также законодательное регулирование отрасли автоперевозок.
  4. Сведения о прохождении сотрудниками-водителями инструктажа отражаются в журнале учета. Соответствующая запись содержит дату прохождения и подписи сторон (инструктируемого водителя, ответственных лиц).

Факт прохождения сотрудником-водителем вводного инструктирования на предприятии фиксируется в журнале учета, содержащем следующие столбцы:

  1. Дата проведения вводного обучения.
  2. ФИО сотрудника.
  3. Дата рождения водителя.
  4. Название вида профессиональной деятельности – водитель.
  5. Наименование отдела/цеха компании, в котором будет работать данный сотрудник.
  6. Вид осуществляемого инструктажа – вводный.
  7. Краткое содержание, общая суть данного инструктирования.
  8. ФИО и занимаемая должность ответственного инструктора.
  9. Подпись ответственного инструктора.
  10. Подпись инструктируемого (она подтверждает факт проведения).

Все указанные графы должны заполняться инструктирующим по итогам проведения процедуры. Без прохождения вводного инструктажа нельзя допускать водителя к работе (учитывая, что он проводят только при наличии определенных оснований, перечисленных выше).

Выводы

Гражданин, который устраивается работать водителем в организацию, занимающуюся перевозками, должен получить от своего работодателя всю необходимую информацию. Прежде всего, речь идет об условиях работы, нормах охраны труда, правилах безопасного вождения.

Такие сведения работодатель должен предоставить наемному работнику при оформлении с ним трудовых отношений.

Соответствующие требования регламентированы положениями Трудового кодекса РФ и нормами безопасности (охраны) труда, предусмотренными законодательством России.

Ознакомление сотрудника-водителя с указанной информацией производится его работодателем посредством вводного инструктажа по вопросам БДД. Факт прохождения данного обучения отражается в журнале учета.

Особенности и характеристика условий труда водителя автобуса (далее именуется - водитель). Характерные причины несчастных случаев и заболеваний при выполнении водителем своих обязанностей. Примеры несчастных случаев среди водителей.

2. Общие требования охраны труда

Порядок допуска к самостоятельной работе водителем. Ограничения по возрасту. Предварительный и периодические медицинские осмотры. Виды инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Объем знаний, которыми должен владеть водитель.

Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя во время работы. Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека.

Токсичность химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости. Возможное вредное их воздействие на организм человека. Опасность для человека выхлопных газов.

Производственные ситуации, представляющие наибольшую опасность для водителя автобуса. Применение средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Прохождение водителем, направленным для участия в незнакомых ему работах, целевого инструктажа по безопасному выполнению предстоящих работ.

Соблюдение требований пожарной безопасности для предупреждения возможности возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения.

Необходимость соблюдения трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

Ответственность за нарушение или невыполнение требований инструкций по охране труда.

3. Требования охраны труда перед началом работы

Действия водителя перед началом работы. Существующие ограничения для начала работы. Нарушения требований безопасности, при которых водитель не должен приступать к выполнению работ. Запрет водителю приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

Прохождение медицинского осмотра (на предмет употребления алкогольных напитков или наркотических веществ). Недопустимость выезда на линию в болезненном или утомленном состоянии.

Проверка перед выездом на линию технического состояния автобуса: исправности тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояния аккумулятора, отсутствия утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости.

Проверка укомплектованности автобуса запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом. Наличие исправного инструмента и приспособлений (домкрата, переносной лампы, насоса для накачивания шин и т.д.).

Необходимость обо всех замеченных неисправностях сообщить руководителю и к работе не приступать до их устранения.

4. Требования охраны труда во время работы

Требования к поведению водителя во время работы.

Основные требования безопасности при выполнении водителем своих обязанностей.

Меры безопасности при запуске двигателя автобуса.

Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус.

Основы безопасности движения. Необходимость избегать резкие торможения и повороты. Выбор безопасной скорости движения с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий. Существующие ограничения скорости движения автобусов, в том числе в населенных пунктах. Выбор безопасного интервала между движущимися автомобилями с учетом возможной длины тормозного пути. Обеспечение безопасности при маневрировании, перестраивании из ряда в ряд. Способы преодоления крутых и длительных спусков.

Особенности езды в темное время суток. Правила пользования ближним и дальним светом фар. Меры предосторожности при остановке или стоянке на неосвещенных участках автодороги.

Требования безопасности при движении задним ходом.

Действия водителя при временном покидании автобуса. Меры предосторожности от возможного угона автобуса. Меры безопасности при выходе водителя на проезжую часть.

Действия водителя при возникновении во время работы на линии каких-либо технических неисправностей. Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте автобуса. Требования безопасности к инструменту и приспособлениям. Требования к гаечным ключам.

Меры безопасности при использовании домкрата. Порядок подъема автобуса. Недопустимость нахождения под автобусом при работающем двигателе. Меры предупреждения простудных заболеваний при работе лежа.

Требования безопасности при ремонте топливной системы. Обеспечение пожарной безопасности при работе с топливом. Меры предосторожности при переливе топлива.

Предупреждение возможности отравления тормозной жидкостью.

Меры безопасности при открытии пробки радиатора на горячем двигателе.

Соблюдение осторожности при работе с аккумуляторной батареей. Опасность химического ожога серной кислотой при работе с электролитом.

Безопасность труда при демонтаже и монтаже шин.

Допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Действия водителя в случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности (водитель должен обратиться к руководителю и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону).

Действия водителя при несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании и пр. (необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся). Правила оказания первой помощи. Медицинская аптечка.

Действия водителя при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) (необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара).

6. Требования охраны труда по окончании работы

Действия водителя по окончании смены. Порядок осмотра, приема и сдачи автобуса по окончании работы. Меры предосторожности при уборке рабочего места, инструмента, приспособлений и пр. Необходимость по окончании работы применяемые средства индивидуальной защиты сложить в отведенное для них место. Необходимость убедиться в правильности хранения ГСМ и отсутствии возможных источников воспламенения по окончании работы.

Правила личной гигиены по окончании работы (вымыть руки теплой водой с мылом).

Меры безопасности при перемещении по производственным, бытовым и административным помещениям, а также по территории организации.

Читайте также: