Поворотники на машине где лево где право

Обновлено: 06.05.2024

Зачастую на дорогах можно встретить ситуации, когда водители включают левый указатель при желании повернуть направо. Этот способ обозначения направления движения используется зачастую только в крупных городах, создавая аварийные ситуации и непонимание многих водителей. Читайте ниже о том, как комментируют своё поведение автомобилисты и как правильно сигнализировать о манёврах при въезде на главную и на кольцо.


Зачем включают левый поворотник при повороте направо

Негласное правило многих любителей авто – левый указатель поворота при въезде на главную. Особенно часто водители сигнализируют о правом повороте таким способом, когда необходимо съехать на главную дорогу, примыкающую к второстепенной с левой стороны под острым углом. Такие ситуации нередки на круговом движении и Т-образных перекрёстках. Считается, что такая привычка появилась у водителей из-за огромного количества примыкающих дорог и развязок. Часть водителей воспринимает выход с полосы ускорения как завершение манёвра, поэтому и мигают левым поворотником – как при перестроении.

По словам автомобилистов, подающих неправильный световой сигнал, таким образом они пытаются просигнализировать движущимся по главной дороге водителям о своём намерении присоединиться к потоку машин и занять полосу. Водители на главной воспринимают такие сигналы неоднозначно – некоторых это вводит в заблуждение, а некоторые считают, что замечают авто с мигающим левым поворотником быстрее и понимают, что последние таким образом обозначают себя и просят пропустить. Особенно актуальным такое действие становится на трассах с плотным движением, где съехать с прилегающей дороги на главную становится проблематично.

Многие используют левый указатель поворота, чтобы сообщить другим участникам движения ряд перестроения. Например, когда после съезда хотят перестроиться в левый крайний ряд, а не в правый.

На круговом левый световой сигнал используется, чтобы предупредить автолюбителей о манёвре – считается, что водители во время движения по кругу могут не заметить правый поворотник.

Чем опасно неправильное включение указателей поворота

Включение неправильного указателя используется повсеместно и зачастую сбивает водителей с толку. Особенно это касается молодых автолюбителей с небольшим опытом вождения – они привыкли ездить по правилам, и такие сигналы могут показаться недавним выпускникам автошкол непонятными и нелогичными.

При въезде на главную дорогу левый поворотник вводит в заблуждение и тех, кто следует за транспортным средством, использующим световые сигналы. Учитывая то, что многие автолюбители пренебрегают правилами дорожного движения, остальные участники движения могут подумать, что авто будет совершать запрещённый манёвр. Например, при подаче неверного указателя на перекрёстках может сложиться впечатление, что водитель хочет пересечь двойную сплошную или выехать на встречную. В результате таких действий создаётся непонимание, которое при интенсивном потоке перерастает в аварийную ситуацию и может стать причиной трагедии.

Использование левого сигнала, когда автомобиль стоит уже перед въездом на главную под углом, более понятно и путает водителей реже. В этом случае автолюбители понимают, что указатель поворота сигнализирует о перестроении, а не о намерении повернуть.

Какое наказание за неподходящий поворотник

Наказание за неверное включение указателей поворота регулируется статьёй 12.14 КоАП РФ и предполагает довольно мягкие меры – предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей.

Если из-за включения левого поворотника при манёвре направо возникла аварийная ситуация, повлёкшая за собой ДТП, виновник может получить более серьёзное наказание.

Как на самом деле надо подавать сигналы поворота

В соответствии с 8 разделом ПДД, выбор сигнала зависит от стороны, в которую водитель планирует совершить манёвр. Манёвром считаются такие действия, как выезд на круговое, обгон, перестроение, поворот и разворот. Это означает, что при движении вправо необходим правый поворотник, а при повороте влево – левый. На круговом необходимо включать тот сигнал, который соответствует направлению движения. Правила одинаковы для любого из манёвров.

Следует помнить, что световые сигналы не должны вводить других участников движения в заблуждение. Опытные водители рекомендуют включать правый сигнал непосредственно при съезде направо, перед выездом на главную, а для указания перестроения использовать левый поворотник.

В каких случаях нужно включать поворотник (водитель обязан подавать сигналы поворота)

фото 1


Сигналить о предстоящем повороте нужно начинать не менее чем за 50-100 м до момента начала маневра. При перестроении сигналить начинают непосредственно перед началом маневра, чтобы у других водителей не возникало недоумения.

Сигналы включаются всегда, независимо от того, сколько машин на дороге, идут ли люди через дорогу. Соблюдать правило следует даже при движении во дворе.

Сигнал прекращает подаваться сразу после завершения маневра.

По Правилам водитель активизирует указатели в следующих случаях:

  • на старте;
  • перед поворотом и разворотом;
  • обгоном и перестроением в другую полосу;
  • перед въездом на круговую развязку;
  • перед любым сложным перемещением по дороге;
  • перед остановкой.

Это обязательно и необходимо для безопасности дорожного движения. Сигналить придется, даже если поворотники не работают или не предусмотрены конструкцией ТС.

Участники движения, которые не могут подать сигналы обычным способом, сигналят рукой из бокового окна. Поворот вправо означает вытянутая в сторону рука, влево – согнутая в локте, об остановке предупреждают, вытянув руку вверх.

При начале движения какой поворотник включать?

В начале движения (любого: перестроения, поворота, остановкой, разворотом) водитель подает указателями поворота, включая их соответственно задуманному направлению своего движения. Также на момент начала маневра ситуация на дороге и расположение других участников движения должны быть безопасны для совершения действия.

Какие поворотники включать при развороте в т.ч. на перекрестке?

фото 2


При поворотах на перекрестках указатели поворота включаются заранее, еще на подъездах к развязке.

Здесь есть момент, который нужно учитывать – поворотник включается, даже если на перекрестке возможна только одна траектория, предусматривающая поворот.

Но здесь нужно действовать без размышлений о приоритетности дороги, на которой был и остается водитель – изменение траектории (поворот) происходит только с поворотником. Это указано в Правилах (8.1). Указатель поворота должен начать мигать заблаговременно, как и при обычном маневре.

Это нужно делать для предупреждения аварийной ситуации на случай, если поблизости едет новичок или малоопытный водитель. Если предписан поворот налево без вариантов, то указатель все равно активизируется. Это предохранит от столкновения с водителем, который не сбросил скорость своевременно или вообще не понял, как следует двигаться.

Если же водитель продолжил движение по прямой, перейдя в сторону второстепенной дороги, то поворотники не нужны.

Какой поворотник включать при движении задним ходом?

Этот момент нередко выпускается из виду, что служит причиной сложностей при сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.

Для теоретического решения проблемы нужно еще раз внимательно перечитать ПДД п. 8.1., там перечислено, в каких случаях нужно включать поворотники, но нет указания, что правило действительно только при движении передним ходом. Поэтому можно заключить, что это распространяется на любое начало движения и прочие пункты.

В любом случае, это оповещение находящихся рядом участников о своем намерении, что предусмотрено и является обязанностью водителя.

Практически это осуществляется активизацией поворотника с той стороны, куда поворачивается руль. Это также нужно запомнить, так как при движении задним ходом водитель разворачивается и смотрит в заднее стекло.

Как производится подача сигнала поворота при маневрировании, обгоне и перестроении по полосам?

фото 3


Указатель активизируется заранее, после чего водитель начинает выбирать момент для совершения маневра.

Согласно Правилам, он предварительно должен пропустить всех, кто едет по той полосе, на которую он хочет перестроиться.

Это распространяется на обгон и маневрирование, которые являются разновидностями перестроения.






Сигналы поворотов рукой

Сигналы поворотов рукой (руками) подробно описаны в пункте 8.1 ПДД. Жесты рук с соответствующими значениями изображены на картинке ниже.

Руками

В настоящее время редко, где можно увидеть подачу сигнала поворота рукой. В утвержденных случаях ПДД этого требуют, но выполнение остается на совести водителя. Намного чаще можно встретить осуществление маневра вовсе без подачи сигнала поворота при технически исправных! указателях.

Когда вы движетесь вслед за каким-нибудь автомобилем, и понимаете, что он маневрирует, не подавая никаких сигналов, то есть смысл повысить бдительность. Вполне возможно, что неисправность случилась недавно, и он едет к месту устранения.

В таком случае целесообразно увеличить дистанцию до него, и следить за траекторией его движения. Предлагаю прочесть статью Почему важно соблюдать дистанцию.

При въезде на кольцо какой поворотник включать?

фото 4


Эта группа вопросов обычно вызывает мало трудностей.

При выезде с кругового движения(кольца) на первом повороте активизируется правый указатель, так как круговая развязка покидается в правом направлении.

Левый или правый поворотники используются при маневрах внутри кольца – то есть при смене полосы движения.

При этом после включения сигнала водитель пропускает всех на той полосе, куда он собирается переместиться. Левый указатель включается только при перестроении в полосу слева.

Перед въездом на круг должен работать правый указатель, так как движение на круговом перекрестке происходит против часовой стрелки, то есть всегда в правом направлении. Другое направление запрещается.

При движении на кольце поворотник выключается (после завершения маневра въезда). Далее водитель движется без каких-либо сигналов. Поворотник активизируется только в случаях съезда, перестроения.

Существует ли преимущество у водителя, использующего световые указатели поворота, перед другими участниками движения?

Водитель должен маневрировать в потоке машин, не создавая проблем другим участникам движения. Любой маневр должен совершаться в такой точке дороги, где исключено возникновение аварийной ситуации.

Включение поворотника не дает преимуществ, это просто оповещение о намерении повернуть или перестроиться. Поэтому перед маневром водителю придется пропустить все автомобили, которые имеют, по правилам, приоритет, и дождаться удобного момента, чтобы не создать опасную ситуацию.

В каких случаях можно не включать поворотник, и это не будет противоречить правилам?

В Правилах указаны ситуации, когда поворотники не нужны:

  • при движении по трассе, которая меняет свое направление – если отсутствуют пересечения дорог;
  • когда автомобиль едет по криволинейному участку дороги и не намерен изменять полосу.

Если поворот плавный

Если автомобиль движется по главной дороге с плавным изгибом, то здесь не происходит перестроения, поворота и разворота — манёвр слишком маленький для таких действий. Транспорт движется по другой траектории, чем во всех случаях, что мы рассмотрели выше, и участники движения в любом случае должны понимать, где в следующую секунду окажется автомобиль. А значит, в такой ситуации поворотник включать не нужно.

Ситуация не изменится даже если к такому изгибу примыкает второстепенная дорога, но она поворачивает вбок, а не идёт прямо, как в предыдущем примере. Если водитель продолжает движение по главной трассе с плавным уклоном, то он имеет право ехать по ней без сигналов, как предписывает ему дорожная разметка. Если он планирует повернуть на примыкающую, то да, здесь поворотник включить однозначно придётся.

Всё достаточно просто и логично, и в теории не должно ввести водителя в ступор. Двигаемся по главной дороге, и включаем поворотники, когда ситуация вынуждает нас кардинально изменять траекторию движения и коммуницировать с другими автомобилями. Рядом с любым изменением расположения дорог будет висеть соответствующих знак и он подскажет водителю как действовать.

  • Автор: Алексей Винокуров
  • Распечатать

(8 голосов, среднее: 3.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!

Какой штраф за невключенный поворотник?

Если на дороге находится инспектор, и ему удалось зафиксировать неправильное использование поворотников, то водитель получит административное взыскание, предусмотренное ч.1,ст.12.14 КоАП.

Штраф составляет 500 рублей. Его можно выплатить в меньшем размере (со скидкой в 50%), если оплачивать через сайт Госуслуги не позднее, чем через 20 дней после его назначения.

Инспектор может ограничиться предупреждением, если водитель продемонстрирует согласие и признание своей ошибки и при этом у него не будет документально зафиксированных нарушений ПДД за последние полгода.

Как накажут водителя за неисправность сигналов поворота?

фото 5


Если, при наблюдении за участниками движения, инспектор заметит автомобиль с неработающими(неисправными) поворотниками, его владелец получит административное взыскание в размере 500 руб.

При наличии примерного поведения как минимум в последние полгода инспектор может ограничиться предупреждением.

Штраф

Штрафная санкция считается наиболее эффективной мерой борьбы с нарушениями в сфере ПДД. Так, после 2021 года размер штрафа за не включенные указатели был пересмотрен. Часть первая статьи 12.14 Кодекса об административных правонарушениях регламентирует: официальный размер штрафа за неиспользованный поворотник составляет 500 рублей.

Водители имеют право пользоваться скидкой при уплате штрафа за подобного рода правонарушения. Если автомобилист успеет внести сумму в течение 20 суток с даты вынесения постановления, размер штрафа сократится на половину и составит 250 рублей.

Если собственник транспортного средства будет затягивать с уплатой штрафа, размер административного взыскания может увеличиться втрое. По истечению 70 дней с момента вступления постановления в законную силу, водитель будет обязан внести уже 1500 рублей. Эта сумма делится на две составляющие: 500 рублей — размер штрафа, 1000 рублей — взыскание за упущение срока уплаты.

К чему может привести несвоевременная подача сигнала поворота?

Указатели поворота должны работать только при наличии намерения совершить маневр. Отсутствие сигнала при изменении траектории или сигнал, который постоянно необоснованно включен (например, водитель забыл выключить после маневра, который он совершил до этого) одинаково опасны на дороге.

Неправильное использование сигнализации приведет к тому, что другие водители будут вести себя соответственно Правилам, а в условиях, когда ожидаемый маневр не происходит, это может привести к возникновению аварийной ситуации.

Также важно не ждать последней секунды перед маневром, чтобы подать сигнал.

Запоздалое оповещение, произведенное непосредственно в момент поворота или иного маневра, может стать причиной аварии, столкновения с непредсказуемым результатом.

Водители, которые едут поблизости, просто не успеют среагировать. Достаточно мигнуть 2-3 раза, чтобы избежать опасности.

Своевременное оповещение о своих перемещениях важно – пренебрежение этим важным фактором является грубым нарушением Правил (8.2)

Можно ли избежать наказания за неисправность сигналов поворота на машине?

Есть один способ, который может использоваться не только в случае неисправных указателей.

Когда авто будет остановлено инспектором, не нужно спорить с ним и что-то доказывать – нужно немедленно признать свой недочет и чистосердечно раскаяться. Это помогло достаточное число раз, чтобы признать этот метод действенным.

Избежать штрафа поможет также отсутствие санкций за нарушения за последние шесть месяцев.

Также хорошо при неработающих поворотниках не забывать сигналить рукой – это исключит обвинение в отсутствии оповещения о маневрах.

Это не очень удобно, но поможет избежать неприятностей.

Но самый лучший способ избежать штрафа за неисправные указатели – это срочно починить их и пользоваться согласно Правилам.

Справка! При ремонте не стоит ставить поворотники ярко-красного цвета – это грозит потерей прав.

Можно ли использовать поворотники красного цвета

Установка поворотников красного цвета нередко вызывает множество вопросов.

Ответить на большинство из них можно с помощью двух положений:

  • Согласно ПДД наличие поворотников красного цвета возможно только сзади. Установка красных сигналов спереди неправомерна.
  • Технический регламент запрещает установку сигналов красного цвета на поворотниках, вне зависимости от их расположения (сзади или спереди).

Часть первая статьи 12.5 административного кодекса страны на 2021 год предусматривает взыскание в размере 500 рублей за поворотники красного цвета сзади и белые по кругу. Установка красных сигналов спереди санкционируется особым наказанием.

Если автомобилист захочет поэкспериментировать с установкой световых приборов, он должен быть готов лишиться права управления автомобилем на период от 6 месяцев до одного года. Подобное наказание предусмотрено за наличие на транспортном средстве любых световых приборов, цвет или режим которых отличается от установленного регламента. Красные поворотники спереди авто не считаются исключением.

Важно знать, что оборудование автомобиля ксеноном не подходит под статью 12.5, которая предполагает лишение водительского удостоверения за нарушение регламента. Привлечение к ответственности со ссылкой на данное положение законодательства считается неправомерным действием сотрудников ГИБДД.

А я-то думал, что здесь не нужно!

8)

Многие водители считают, что раз другого направления знаки не разрешают, то поворотник включать не надо. Но ПДД (пункт 1 раздела говорит так: перед началом выполнения манёвра водитель подаёт сигналы световыми указателями соответствующего назначения. Даже если налево ехать не позволяют знаки, правый поворот на перекрёстке он всё равно совершает, что является маневрированием. И тут никаких исключений.

Хотя нет, есть одно: подача сигнала указателями поворота производится не вводя в заблуждение других участников движения. Ехать целый квартал с включённым поворотником и не совершать никаких манёвров — вот это нельзя.



Даже на Т-образном перекрёстке, если знак предписывает движение только направо, поворотник включать надо

Включать заблаговременно? Это как?

10 секунд? 5 секунд? Или 100 метров? Что значит заблаговременно? ПДД не уточняет в каких-то единицах измерения это понятие. Заблаговременно, или заранее, для того чтобы другие участники движения успели понять ваш будущий манёвр в зависимости от дорожной ситуации.

Включить поворотник вместе с началом поворота или перестроения — это не заблаговременно. Включить поворотник, стоя на перекрёстке, сразу после включения зелёного сигнала светофора тоже не заблаговременно.

Всё это не только доставляет неудобства другим водителям, но и частенько приводит к авариям. Хотя нет ничего сложного дёрнуть рычажок под рулём! Заранее.

Даже те, кто не первый день за рулем, не всегда знают о тонкостях и нюансах, которые облегчают водительскую жизнь.

Мы рассказываем, как почувствовать себя на дороге в своей тарелке, научиться избегать опасных ситуаций и стать уверенным водителем.

12. Проверьте, правильно ли настроены зеркала


Если зеркала настроены неверно, то возникает слепая зона — часть дороги, которую вы не видите, поэтому можете не заметить автомобиль на соседней полосе. Чтобы ее не было, настройте боковые зеркала так, чтобы ваша машина не была в них видна (либо была видна совсем чуть-чуть). Чтобы проверить, нет ли слепой зоны, медленно двигайтесь задним ходом мимо другой стоящей машины, глядя в боковое зеркало. Как только она исчезла из зеркала, вы должны увидеть ее боковым зрением. Зеркало заднего вида настраивается так, чтобы в нем было полностью видно заднее стекло автомобиля. Когда настраиваете зеркала, примите ту позу, в которой обычно водите машину.

11. Научитесь чувствовать, где находятся колеса


Чтобы уметь объезжать ямы на дороге и не царапать диски при парковке у бордюра, нужно научиться чувствовать, где находятся колеса автомобиля. Для этого возьмите пустую пластиковую бутылку, сомните ногой и положите на асфальт. Потренируйтесь наезжать на ее по очереди правым и левым передним колесом. Откройте окно, чтобы слышать хруст бутылки.

10. Паркуйтесь, ориентируясь на окна и зеркала


Если вы паркуетесь передом к бордюру, останавливайтесь, как только увидите бордюр под боковым зеркалом. Так расстояние до бордюра будет минимальным, а вы не поцарапаете бампер.

Если вы паркуетесь передом параллельно бордюру, нужно позаботиться о том, чтобы не поцарапать диски. Наклейте кусочек цветного скотча внизу лобового стекла. Как только линия бордюра совпадет с меткой, останавливайтесь. Лучше парковаться параллельно бордюру задом — тогда бордюр виден в боковых зеркалах и вы не прижметесь к нему вплотную.

9. После заезда в лужу просушите тормоза


Перед любой, даже мелкой лужей притормозите, а затем проезжайте ее плавно, не маневрируя, не набирая и не сбрасывая скорость. На большой скорости вода может попасть в систему зажигания, и машина заглохнет. Кроме этого, может начаться аквапланирование — когда исчезает сцепление с дорогой и автомобиль скользит по воде.

Выехав из большой лужи, не глушите двигатель, не тормозите, не разгоняйтесь, а главное — просушите тормоза: не отпуская педаль газа, несколько раз нажмите на педаль тормоза. От трения тормозные колодки нагреваются, и вода испаряется.

8. Следите за маневрами высоких машин впереди вас


На дороге наблюдайте не только за машиной перед вами, но и за другими автомобилями в потоке впереди. Следите за высокими машинами (грузовики, автобусы), их водители лучше видят дорожную ситуацию. Если они одновременно начали освобождать какую-то полосу, скорее всего, там произошла авария или есть другое препятствие, и вам лучше перестроиться заранее.

7. Если двигатель не заводится, включите дальний свет

Иногда зимой двигатель не заводится с первого раза. Прежде чем завестись, разогрейте аккумулятор — включите на минуту свет, радио или аварийку.

6. Ночью опускайте зеркало заднего вида


Не все знают, что стандартное зеркало заднего вида в салоне имеет 2 режима — дневной и ночной. Чтобы фары едущей сзади машины не слепили вас, потяните рычажок под зеркалом вниз и измените его наклон.

5. Включайте кондиционер

Даже если вы не пользуетесь кондиционером (например, зимой), регулярно включайте его ненадолго. Иначе охлаждающая жидкость будет вытекать, а трубки сохнуть.

4. Регулярно пользуйтесь ручным тормозом


3. Если автомобиль на соседней полосе тормозит, притормозите тоже


Если вы видите, что едущий впереди вас автомобиль на соседней полосе начинает притормаживать, хотя впереди вроде бы нет помехи, сбросьте скорость — возможно, другой водитель пропускает пешехода или животное, перебегающее дорогу.

2. Не поддавайтесь иллюзии небольшой скорости

На прямой дороге скорость кажется вдвое меньше, чем на самом деле. Если после прямого участка дороги вы поворачиваете, недостаточно сбрасывая скорость, машину может занести.

1. Не выворачивайте колеса заранее, когда ждете очереди повернуть налево


Если вам нужно повернуть налево и вы пропускаете встречные машины, не спешите выворачивать колеса, это опасно. Они должны смотреть прямо. Если в вас сзади врежется другая машина, при развернутых колесах вас может вынести на встречную полосу, где столкновения с другими автомобилями не избежать.

Поворот налево на перекрестке

В этой статье речь пойдет о том, как поворачивать налево на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Поворот налево является одним из самых сложных маневров на перекрестке, т.к. при его выполнении траектория машины может пересечься с траекториями других автомобилей.

Многие серьезные ДТП на перекрестках происходят именно при выполнении поворота налево.

С какой полосы разрешен поворот налево?

Для начала рассмотрим самый обычный перекресток, на котором нет знаков и разметки, определяющих направления движения по полосам:

Поворот из левой полосы

В данном случае выбор полосы движения регламентируется пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом выполнить поворот разрешается только из левой полосы. Причем нужно не просто занять левую полосу, но и крайнее левое положение на этой полосе (белый автомобиль на рисунке выше). То есть автомобиль должен располагаться максимально близко к разметке, отделяющей встречное направление.

Нужно понимать, что поворот налево из правого ряда повлечет штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей:

Поворот налево с двух полос

В правилах дорожного движения существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют установить иной порядок движения по полосам. При наличии таких знаков и (или) разметки поворот налево можно выполнять из нескольких полос:

Поворот из двух полос

На рисунке выше знаки 5.15.2 разрешают выполнить поворот налево как из левой полосы, так и из средней. Обычно такая ситуация не вызывает проблем у водителей. Белая машина поворачивает на левую полосу, а оранжевая - на правую. То есть траектории не пересекаются.

Однако если внимательно изучить текст ПДД, то можно заметить неоднозначность. С одной стороны, пункт 8.5 требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение. С другой стороны, знаки 5.15.2 разрешают поворачивать из двух полос. Причем в правилах не говорится о том, что при наличии знаков 5.15.2 пункт 8.5 перестает действовать. То есть если понимать ПДД буквально, то получается, что использование знаков, разрешающих одновременно поворачивать из нескольких полос, бессмысленно, т.к. водители все равно должны поворачивать только из левой полосы. Однако на практике за поворот из средней полосы при наличии знака 5.15.2, разрешающего поворот, не штрафуют.

На практике вопросы могут возникнуть в случае ДТП при одновременном повороте налево. Поскольку ситуация не регламентирована другими пунктами правил, то применяется пункт 8.9:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

То есть оранжевый автомобиль находится справа и имеет преимущество, а белый должен уступить ему дорогу.

Поворот налево с трамвайных путей

Отдельного внимания заслуживают перекрестки, через которые в одном уровне с асфальтом проходят трамвайные пути:

Поворот с трамвайных путей

Ситуация регламентируется вторым абзацем пункта 8.5 ПДД:

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

То есть в примере выше белый автомобиль может повернуть налево только с попутного трамвайного пути. Более подробно ситуация рассмотрена в статье:

Кому нужно уступить дорогу при повороте?

Автомобилям на главной дороге

Если Вы въезжаете на перекресток по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной:

Поворот налево на главную дорогу

Информация об этом приведена в пункте 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Встречным транспортным средствам

Встречный автомобиль имеет преимущество

Уступить дорогу встречному автомобилю при повороте налево нужно в следующих случаях:

  • на равнозначном перекрестке (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если главная дорога не меняет направление (пункт 13.12 ПДД);
  • на неравнозначном перекрестке, если Вы въезжаете по второстепенной (пункт 13.12 или 13.9 ПДД);
  • на регулируемом перекрестке (пункт 13.4 ПДД).

Единственная ситуация, когда не нужно уступать дорогу встречному при повороте налево:

  • Вы въезжаете на нерегулируемый перекресток по главной дороге, а встречный - по второстепенной.

На практике имеет смысл уступить дорогу абсолютно всем встречным транспортным средствам, в том числе движущимся с нарушением требований ПДД. Однако, если произойдет столкновение, например, с машиной, едущей по обочине, то виновником ДТП будет признан водитель именно этой машины. Вопрос более подробно рассмотрен в отдельной статье:

Пешеходам и велосипедистам

Предоставление преимущества пешеходу и велосипедисту

Пункт 13.1 ПДД требует, чтобы на любом перекрестке водитель поворачивающего автомобиля уступил дорогу пешеходам и велосипедистам:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Примечание. При этом пешеходы не обязательно должны идти по пешеходному переходу. Уступить нужно в любом случае.

Как правильно поворачивать налево на перекрестке?

Правила дорожного движения позволяют выбрать любую траекторию движения в пределах пересечения проезжих частей.

Разберемся с тем, как выбрать оптимальную траекторию при повороте налево. Для этого нужно рассмотреть 2 ситуации:

  • Транспортные средства со встречного направления не поворачивают налево (им горит запрещающий сигнал светофора, поворот налево для них запрещен знаком или просто нет желающих повернуть).
  • Встречные автомобили поворачивают налево.

Встречные автомобили не поворачивают налево

В этом случае ничто не мешает Вам проехать по перекрестку прямо и остановиться напротив необходимой полосы движения. Как только появится возможность для поворота налево, нужно повернуть налево и покинуть перекресток.

Поворот под прямым углом

Такая траектория решает одновременно несколько проблем:

  • автомобиль не мешает проезжать встречным машинам, т.к. находится на "попутной" стороне перекрестка;
  • при выезде с пересечения проезжих частей машина случайно не заедет на встречную;
  • если одновременно с Вами решит повернуть еще один автомобиль, то он всегда окажется слева, т.е. уступать ему не придется.

Встречные автомобили поворачивают налево

Не существует единых правил разъезда на перекрестке при повороте налево. Разъезжаться со встречными можно как левыми, так и правыми бортами:

Разъезд со встречными правыми бортами

На практике выбор схемы разъезда зависит от конфигурации перекрестка. При этом чаще используется разъезд правыми бортами, т.к. автомобили не мешают друг-другу.

Примечание. На перекрестке с разделительной полосой следует разъезжаться левыми бортами, т.к. в противном случае при выезде с пересечения проезжих частей Ваш автомобиль окажется на встречной полосе, а это запрещено правилами.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Читайте также: