Где рассматриваются уголовные дела по дтп

Обновлено: 16.05.2024

Дела о ДТП представляют собой одну из самых распространённых в судебной практике. Касается это и уголовных, и гражданских, и дел об административных правонарушениях. В зависимости от последствий ДТП и позиции участников и пострадавших, любое ДТП может оказаться причиной возникновения дела любой из указанных категорий. Однако при рассмотрении судами этих дел (а также при расследовании уголовных дел органами досудебного следствия) возникают одни и те же проблемы, причём характерные для этой категории дел и практически никогда не возникающие по делам других категорий.

Чем это объясняется? Характерной особенностью многих дел по ДТП, которая крайне редко встречается по делам других категорий: кроме прочих обстоятельств, по ним приходится устанавливать, и кто из участников происшествия оказался его виновником. По подавляющему большинству других дел виновная и потерпевшая стороны очевидны. Возьмём для примера распространённые уголовные дела по квартирным кражам, где виновная и потерпевшая сторона очевидны, а основная задача - установить личность виновного и добыть доказательства совершения преступления именно этим лицом. Примерно такая же ситуация по делам о возмещении ущерба, вызванного залитием квартиры. И, естественно, есть много категорий гражданских дел, где понятие виновности вообще не употребляется (например, наследственные и многие другие имущественные споры), где суду нужно разбираться только в сути правоотношений между сторонами. Такая же ситуация и по множеству категорий дел об административных правонарушениях.

Так вот, к этой особенности дел о ДТП, по которым известен, как правило, состав участников происшествия, но неизвестен виновник, наши процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение различных категорий дел, оказываются совершенно не приспособлены, что на практике вызывает многочисленные коллизии в случаях, когда виновность участниками ДТП оспаривается.

Наиболее тяжёлая в этом отношении ситуация, безусловно, по делам об административных правонарушениях. Объясняется это, прежде всего, усечённостью самого процесса рассмотрения таких дел в соответствии с КоАП Украины. Основная проблема здесь заключается в том, что КоАП не предусматривает вообще никакой процедуры административного дознания или расследования. Ст.254 КоАП предусматривает только составление протокола об административном правонарушении, ст.257 - направление протокола органу или должностному лицу, которому надлежит рассмотреть дело. Наконец, стст.276-282 регулируют рассмотрение дела этим должностным лицом или органом (применительно ст.124 КоАП это судьи районных (городских) судов). Больше никаких этапов производства по делу закон в принципе не предусматривает.

В целом ряде случаев на вопросы о виновности в ДТП невозможно ответить без проведения экспертиз - судебно-автотехнической, транспортно-трассологической и пр. Хотя ст.251 КоАП включает в перечень доказательств заключение экспертизы, однако КоАП не разъясняет, кто именно и каким образом должен эту экспертизу назначать, каким процессуальным документом это оформляется, каковы права и обязанности участников ДТП и экспертов, и многие другие моменты. В результате экспертизы по данной категории дел назначаются крайне редко. При этом ситуация усугубляется ещё и небольшими сроками наложения административного взыскания, предусмотренными ст.38 КоАП: реально за два месяца далеко не всегда удаётся собрать необходимые доказательства, особенно если по делу есть необходимость проведения экспертиз. А исключений из этих сроков закон не предусматривает.

А между тем, - и тут мы переходим к ситуации, сложившейся по гражданским делам о возмещении ущерба от ДТП, - именно по делу об административном правонарушении проводится основная работа по определению виновной стороны. Связано это с тем, что в ныне действующей редакции ГПК Украины появилась весьма опасная именно для этой категории дел в существующей ситуации новелла. Согласно ч.4 ст.61 ГПК, не только приговор по уголовному делу и, при ряде обстоятельств, решение по другому гражданскому делу, как это было раньше, но также и постановление по делу об админнарушении является обязательным для суда, рассматривающего гражданское дело, по вопросам, имели ли место те или иные действия и совершены ли они конкретным лицом.

В принципе, логика понятная. Если при рассмотрении дела об админнарушении определён виновник, то нет смысла, казалось бы, углубляться в эти вопросы повторно при рассмотрении гражданского дела. И должна быть исключена ситуация, когда два суда при рассмотрении дела об админнарушении и гражданского дела об одном ДТП по-разному определили виновность. Однако есть два обстоятельства, позволяющие смотреть на это совершенно иначе. Первое из них - это та самая усечённость процесса по делам об админнарушениях, не позволяющая в полной мере установить истину по делу, что часто приводит к ошибкам. Вторая - это неосведомлённость о такой специфике населения. Большинство водителей полагают, что по делу об административном нарушении решается только вопрос сравнительно небольшого штрафа, в худшем случае - лишения права управления транспортными средствами на срок до полугода (санкция ст.124 КоАП). И что в случае, если на него подадут в суд иск о возмещении ущерба, он сможет доказать свою правоту в гражданском процессе. Соответственно, не принимает мер в рамках дела об административном правонарушении. (Кстати, такая неосведомлённость поддерживается и используется рядом сотрудников ГАИ, а иногда и судов, для упрощения своей работы по таким делам.) А затем в гражданском процессе этого сделать не удаётся.

Как уже говорилось, хуже всего здесь положение того лица, которое само не участвовало в ДТП, но согласно ГК может оказаться обязанным возмещать ущерб (например, работодатель наёмного водителя): участником процесса об административном правонарушении такое лицо вообще не является, и, следовательно, на процесс установления виновности по делу о ДТП повлиять практически не может. Что же касается самого наёмного работника, то он, в силу ограничения его ответственности по трудовому законодательству, в доказывании своей невиновности, по сути, не заинтересован. В результате возможности ответчика, не бывшего непосредственным участником ДТП, по доказыванию невиновности своего водителя, оказываются резко ограниченными.

Таким образом, указанная новелла в ныне действующей редакции ГПК Украины также не несла бы столь отрицательных последствий, если бы не усечённость процесса по делам об административных правонарушениях. А в настоящее время она приводит к крайней сложности доказывания невиновности того или иного участника ДТП в целом ряде случаев.

Можно ли противодействовать всему этому? В большинстве случаев - да. Но только при условии активной позиции участника ДТП с самого начала производства по делу.

По делам об административных правонарушениях есть мало используемый сейчас путь. Каким образом перевести разбирательство дела по составленному на месте, зачастую безо всяких доказательств, протоколу об админнарушении в плоскость не столь усечённого процесса? Такой путь есть. Действия сотрудников милиции по оформлению ДТП, а также сами составленные ими документы могут быть предметом обжалования, точнее, обращения в суд с административным иском, согласно Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины. Инструменты доказывания согласно КАС приближаются к тем, которые даёт участникам процесса ГПК Украины. При этом согласно ч.2 ст.71 КАС, по делам о противоправности действий органов государственной власти возлагается на ответчика, то есть на эти самые органы, в нашем случае на милицию. Иначе говоря, обращаясь в суд, участник ДТП, наконец-то, вынуждает ГАИ по-настоящему доказывать его вину!

Правда, и в этом случае (ч.4 ст.72 КАС) существует обязательность для суда постановления по делу об админнарушении. Однако и этот фактор можно нейтрализовать, если обратиться с административным иском до того, как будет передан в суд и рассмотрен сам админматериал. Если административный иск подан, то далее лицо, привлекаемое к административной ответственности, может подать ходатайство о переносе рассмотрения дела на другую дату, в данном случае - до рассмотрения дела по административному иску. Дело в том, что ст.268 КоАП сформулирована таким образом, что в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, дело об админнарушении может быть рассмотрено только в том случае, если это лицо, во-первых, уведомлено о дате и времени рассмотрения, и, во-вторых, не подало ходатайства о переносе дела. Т.е. если такое ходатайство подано - дело рассматривать нельзя вообще, независимо от причин и оснований подачи ходатайства. А к моменту рассмотрения дела по административному иску, во-первых, может истечь срок наложения административного взыскания (особенно в случае, если по делу проводилась экспертиза). Во-вторых, если сам админпротокол и другие документы, как и действия милиции, будут признаны незаконными и недействительными, то суду по делу об админнарушении и рассматривать будет нечего.

Кстати, парадоксально, что таким образом можно фактически избежать административной ответственности практически за любое нарушение. Подача административного иска и ходатайства о переносе рассмотрения дела об админнарушении позволяет, даже в случае, если нарушение доказано, фактически сделать невозможным наложение админвзыскания по срокам.

По гражданским делам ответчик может аргументировать доказывание в части обстоятельств ДТП таким образом: не оспаривая постановления по делу об админнарушении (и не нарушая ч.4 ст.61 ГПК) в части виновности данного водителя, просить назначить экспертизу или провести процессуальные действия другого характера с целью доказывания вины также и другого участника ДТП, акцентируя внимание на возможном снижении размера ответственности или ответственности в соответствии со степенью вины при наличии вины также и другого участника ДТП. А в дальнейшем, при наличии полученных доказательств, можно подавать жалобу на постановление по делу об админнарушении в соответствии с ст.294 КоАП.

Также всегда нужно помнить о том, что даже свидетелю ст.63 Конституции Украины позволяет не давать показаний относительно себя или близких родственников. В ряде случаев воспользоваться ею весьма полезно, т.к. часто доказательства против водителя берутся непосредственно из его собственных показаний.

Однако в любом случае реформа процессуального законодательства назрела. Прежде всего, это касается процесса по делам об административных правонарушениях, который нуждается в полном пересмотре: введение института административного дознания или расследования, чёткого порядка совершения ряда процессуальных действий, детализации процесса рассмотрения дел в судах. В идеале должна быть достигнута истинная состязательность процесса, обязанность органов милиции доказывать вину лица, привлекаемого к административной ответственности. Кстати, в этом случае будет снята проблема и по делам о нарушениях ПДД, не связанных с причинением какого-либо ущерба, по которым водители часто оспаривают свою виновность.

По гражданским делам необходима возможность доказывания обстоятельств ДТП и виновности в нём независимо от результатов рассмотрения дел об админнарушениях.

Реформа уголовного процесса - большая тема, выходящая за пределы этой статьи, однако одна из необходимых мер - введение обязанности следователя предъявить обвинение лицу, в отношении которого получены данные о совершении им преступления, в течение определённого срока после получения этих данных, и аналогичным образом введения обязанности признать потерпевшим лицо, которому причинён ущерб преступлением в течение определённого срока с момента получения таких данных.

Всё это позволит в значительной степени избежать судебных ошибок и длительного, зачастую требующего значительных средств на судебные издержки, процесса их исправления, которые по делам о ДТП встречаются чаще, чем по большинству других категорий дел.

Вред, причиненный гражданину автомобилем как источником повышенной опасности, возмещается его владельцем независимо от его вины, если он не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.


Одним из самых страшных последствий ДТП является гибель людей. Виновному в случившемся придется отвечать перед законом. Каким будет наказание за ДТП со смертельным исходом? Какая статья Уголовного кодекса определяет меру наказания? Можно ли смягчить вину или избежать уголовной ответственности? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в статье.

Что говорит УК РФ?

Владельцу транспортного средства, насмерть сбившему человека, придется отвечать по одному из пунктов статьи 264 УК. Вина водителя должна быть доказана.

Последствия ДТП Отягощающие факторы Мера наказания
Гибель 1 человека Принудительные работы на срок до 4 лет или 5 лет тюремного заключения
Гибель 1 человека Водитель находился под действием алкоголя или наркотических веществ От 2 до 7 лет лишения свободы
Гибель 2 и более лиц Принудительные работы на срок до 5 лет или 7 лет тюрьмы
Гибель 2 и более лиц Водитель находился под действием алкоголя или наркотических веществ Лишение свободы на срок от 4 до 9 лет
Гибель 1 и более человек, но есть смягчающие обстоятельства Тюремный срок заключения может быть заменен условным наказанием (ст. 73 УК РФ). Если на протяжении испытательного периода виновником ДТП было совершено какое-либо правонарушение — срок лишения свободы увеличивается на установленный ранее период.

Для виновников ДТП предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность в виде наложения штрафных санкций, лишения права заниматься определенными видами деятельности или права управлять автомобилем на срок до 3 лет. Виновник аварии со смертью людей должен возместить родственникам погибших моральный и материальный ущерб (ст. 1100 и 1064 ГК РФ).

Факторы, усугубляющие вину

При расследовании преступления могут быть выявлены обстоятельства, отягощающие вину владельца транспортного средства и оказывающие влияние на срок наказания. К ним относятся:

  • состояние алкогольного или наркотического опьянения;
  • вождение автомобиля, находящегося в плохом состоянии (существует перечень повреждений, при которых машины нельзя эксплуатировать);
  • систематическое нарушение водителем ПДД, характеризующее его как недисциплинированного человека;
  • преднамеренные действия, совершенные из хулиганских побуждений;
  • авария возникла по причине допущения к управлению автомобилем лиц, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • водитель покинул место происшествия или своевременно не оказал потерпевшему необходимую медицинскую помощь.

Если обвинительная сторона докажет один или несколько отягощающих фактов — виновнику грозит максимальный срок тюремного заключения, предусмотренный ст. 264 УК РФ.

Факторы, которые могут смягчить наказание

  • ДТП возникло вследствие случайного стечения обстоятельств;
  • на момент совершения преступления обвиняемому не исполнилось 18 лет и он не мог адекватно оценивать свои поступки;
  • виновником аварии стала беременная женщина или человек, имеющий на попечении малолетних детей или родственников, за которыми нужен уход;
  • обвиняемый явился с повинной и принимал участие в проведении расследования;
  • обвиняемый оказывал потерпевшему медицинскую помощь;
  • погибший человек осуществлял аморальные или противоправные действия по отношению к другим людям.

Обложка

Договор аренды автомобиля Образец

Дефектная ведомость на автомобиль

Договор мены автомобилей

doverennost-general-avto

Если водитель скрылся с места преступления

В соответствии с ПДД, владелец транспортного средства, совершивший наезд на пешехода, обязан оказать ему медицинскую помощь и сообщить сотрудникам Госавтоинспекции о случившемся. Виновник ДТП имеет право покинуть место происшествия исключительно для того, чтобы доставить пострадавших в лечебное учреждение. Он обязан вернуться на то место, где был совершен наезд, для выяснения всех обстоятельств. Умышленный побег с места ДТП и неоказание срочной медицинской помощи другим людям является отягощающим обстоятельством и способствует увеличению меры наказания.

Как устанавливают виновность водителя в ДТП?

  • опрос очевидцев, на глазах которых произошло ДТП с летальным исходом;
  • получение дополнительной информации (с камер слежения, видеорегистраторов и пр.);
  • анализ технического состояния автомобиля;
  • проведение трасологического исследования;
  • установка взаимосвязи между ДТП и полученными человеком травмами (к примеру, если у пострадавшего случился сердечный приступ во время пересечения дороги);
  • выяснение состояния водителя.

Водитель автомобиля, совершивший наезд на человека со смертельным исходом, является обвиняемым по уголовному делу. В ходе досудебного расследования могут быть выявлены как смягчающие, так и усугубляющие его вину факторы. Меру наказания определяет суд.

Если имеются смягчающие факторы, они тоже учитываются в обязательном порядке. Но, к сожалению, полностью уйти от ответственности можно только при гибели всех участников ДТП.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

ДТП со смертельным исходом — одно из самых страшных происшествий, которые могут случиться на дороге. От него не застрахованы ни водители, ни пешеходы, ни пассажиры, поскольку автомобиль изначально считается объектом повышенной опасности на дорогах.

Водителю, виновному в летальном исходе пострадавшего, грозит уголовная ответственность за ДТП и строгое наказание в соответствии со статьей 264 Уголовного Кодекса РФ. Оставление места ДТП? В зависимости от степени вины, конечно же, могут измениться и карательные меры, которые вынесет суд. Но здесь уже все определяет ситуация.

Горячая линия


Если имеются смягчающие факторы, они тоже учитываются в обязательном порядке. Но, к сожалению, полностью уйти от ответственности можно только при гибели всех участников ДТП.

Очень редко получается избежать наказания, если имеет место примирение между виновником трагедии и близкими родственниками погибшего. На решение суда влияет также то, как ведет себя ответчик на протяжении всего времени с момента аварии. Сюда включается и поведение после прибытия инспектора ГИБДД, и во время уголовного расследования, и во время судебного процесса.

Виновный или невиновный

Прежде чем наказывать предполагаемого виновника ДТП, суду необходимо провести предварительное расследование с выяснением обстоятельств, при которых произошла автомобильная авария со смертельным исходом. Это делается для того, чтобы исключить случаи, когда потерпевший мог умереть не вследствие произошедшего ДТП, а, например, по состоянию здоровья или иному неблагоприятному стечению обстоятельств аварии с летальным исходом

  • Один из вопросов, обязательных к рассмотрению — превышал ли виновник ДТП скорость, установленную на данном участке дорожной трассы. Проводится экспертиза, по результатам которой выясняется, имел ли водитель возможность предотвратить ДТП с погибшими с технической стороны. При отрицательном результате уголовное дело не возбуждается, но следует ответственность по статье 10.1 ПДД. В ней указано. Что водитель был обязан принять все возможные меры, чтобы снизить скорость движения автомобиля вплоть до полной остановки ТС.
  • В случае, когда водитель имел все возможности к обнаружению опасности и технически мог избежать ДТП с летальным исходом, но произвел ряд действий, повлекших за собой возникновение аварии с летальным исходом пострадавшего.
  • Уголовная ответственность также не грозит автовладельцу, если вина в дорожной аварии со смертельным исходом лежит не только на нем, но и на пострадавшем. Например, если со стороны потерпевшего присутствовали грубые нарушения ПДД, из-за которых наступила гибель нарушителя. Исключение составляют моменты, когда не была обеспечена безопасность пассажиров со стороны водителя. Это предусмотрено пунктом 2.1.2 ПДД РФ

Как могут трактовать смерть при ДТП

Автомобильная аварии со смертью может быть расценено судом как убийство, если будут обнаружены доказательства умышленных намерений виновника по причинению вреда жертве. В таком случае автомобиль будет считаться орудием убийства.

Строгие меры регламентируются статьями Особенной части УК РФ, которая оговаривает ситуации, в которых присутствуют преступления против личности. Минимальное наказание, которое ждет виновного в убийстве — от 6 до 15 лет лишения свободы.

Но, поскольку большая часть летальных исходов во время ДТП приходится на случайное стечение обстоятельств, действия со стороны водителя квалифицируются как убийство по неосторожности. Это означает, что виновник случившегося мог предвидеть последствия, но не предпринял ничего, что помогло бы предотвратить трагедию, проявив преступную небрежность или легкомыслие. Либо его действия были недостаточными.

Наказание за ДТП со смертельным исходом по статье 264 УК РФ

Данная статья регулирует наказание водителя за нарушение ПДД и неправильную эксплуатацию автомобиля или другого транспортного средства.


Выделяют следующую ответственность за ДТП со смертельным исходом:

Видео: В новом УК убрали норму о примирении сторон за совершение ДТП со смертельным исходом

Большинство водителей, попавших в ДТП, знают, что с этого неприятности только начинаются. Чаще всего последствия происшествия заканчиваются поиском справедливости в суде. Об особенностях судебной практики касательно этого вопроса пойдёт речь в статье.

Срок подачи заявленияКак и когда проходят судыКто платит за причинённый ущербВидео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?Отказ о возбуждении административного правонарушенияКак доказать свою невиновностьПримеры из судебной практикиБесконтактная аварияДТП по вине дорожных службСо смертельным исходомС животнымиПовреждение грузаОбоюдная винаУтраченный заработокПо суброгацииvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Срок подачи заявления

Подача заявления в суд ограничивается сроком исковой давности (СИД) — временем, отведённым для защиты оспариваемого субъективного права. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок составляет 3 года, а специальные определены конкретными нормативно-правовыми актами.

Отчёт времени начинается с момента фактического нарушения прав человека и установления конкретного ответчика по иску. Таким образом, при выявлении всех необходимых обстоятельств для подачи судебного иска по истечении данного срока и отсутствия уважительной на то причины, ответчик вправе требовать у суда отказа в удовлетворении требований заявления.

В связи с этим необходимо точно знать все специальные СИД. После ДТП виновник может нести не только гражданскую ответственность, но и административную либо даже уголовную.

Знаете ли вы? Иск на возмещение морального ущерба вследствие ДТП не имеет ограничения СИД. При подаче такого заявления лучше обратиться за помощью к юристу, так как суд потребует обоснования нужной суммы компенсации.

Так, обстоятельства на месте происшествия существенно влияют на сроки подачи заявления в суд, если:

Виновники оставили место происшествия. При отсутствии пострадавших СИД составит 3 месяца, при их наличии — 1 год. Если в этот период виновник не был найден либо дело не передали в суд, то водитель избежит административной ответственности. Подать иск за нанесённый материальный ущерб с момента установления ответчика возможно в течение 3 лет, если только суммарный срок давности не превысит 10 лет с момента ДТП.У виновника отсутствует полис ОСАГО либо ущерб превысил лимит выплат по страховке. В таком случае иск на возмещение материальных утрат подаётся непосредственно на виновника ДТП в течение 3 лет с момента происшествия.Вследствие автокатастрофы есть тяжело пострадавшие либо погибшие. Срок привлечения виновника к уголовной ответственности не имеет ограничений.В случае, когда вы не согласны с выплаченной вам страховой компанией суммой либо она совсем отказывается возмещать материальный ущерб, срок подачи иска составляет 2 года с момента ДТП. По требованию истца суд вправе моментом отсчёта признать день выплаты заниженной компенсации (или отказа).

В случае отсутствия возможности подачи заявления в указанные периоды по уважительной причине срок давности можно продлить либо восстановить. Для этого в суд необходимо написать заявление и предоставить подтверждающие документы. Чаще всего во внимание будут приняты обстоятельства, препятствовавшие подаче только последние полгода.

Рекомендуем для прочтения:

Как нарисовать схему ДТП

Как правильно написать расписку при ДТП

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Обращение в страховую компанию после ДТП

Как и когда проходят суды

Согласно федеральному законодательству, сроки рассмотрения административного дела, так же, как и гражданского (компенсация ущерба), не могут превышать 2 месяцев со дня поступления в суд заявления либо протокола, дополнительных материалов. Отличием является возможность продления административного судопроизводства (но не более чем на 1 месяц) при ходатайстве участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Если же правонарушение влечёт за собой арест, рассмотрение происходит в день получения материалов. Решение по уголовному делу (подсудность, предварительное слушание, судебное заседание) принимается не позднее срока в 1 месяц. Само же рассмотрение должно быть начато не позже 14-дневного срока, а с участием присяжных — 30-дневного.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ не указаны ограничения по длительности рассмотрения материалов. На практике оно может продолжаться годами. Извещение о назначенной дате слушания высылается почтой на указанные сторонами адреса. При предоставлении мобильного номера информация также приходит в виде SMS-оповещения. Законодательством РФ предусмотрено размещение даты заседания на официальном сайте суда.

Кто платит за причинённый ущерб

Согласно Гражданскому кодексу РФ, лица, причинившие вред в процессе использования транспортного средства — источника повышенной опасности, обязаны компенсировать данный ущерб, если не докажут, что вред нанесён вследствие чрезвычайных обстоятельств и непредотвратимых событий либо умысла потерпевшего.

Важно! В случае наличия у ответчика (виновника ДТП) ОСАГО либо КАСКО необходимо привлекать страховую компанию в качестве соответчика. Это поможет избежать лишних затрат времени и средств на судебные издержки при подаче иска о несогласии с компенсированной суммой.

Значит, требовать компенсацию необходимо с владельца. В данном случае владелец и собственник — совершенно разные понятия. Владеть транспортом можно при устной договорённости (передача свидетельства о регистрации транспортного средства), по доверенности и на правах аренды.

Исключением является водитель, которому собственником выдано транспортное средство для оплачиваемой в установленном трудовым законодательством порядке работы. В этом случае требовать возмещение ущерба необходимо с собственника. Это касается компенсации не только материального, но и морального вреда.

Видео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?

Отказ о возбуждении административного правонарушения

Иногда сотрудник ГИБДД выдаёт на руки участникам ДТП решение об отказе в возбуждении административного правонарушения. В основном это аварии при движении задним ходом, самопроизвольном движении автотранспорта, движении со скоростью, не обеспечивающей водителю постоянного контроля за дорогой (с учётом погодных условий либо состояния транспорта), при столкновении движущегося авто и припаркованного.

Всё это является нарушением ПДД, по которым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) не предусмотрено какой-либо ответственности. В таком случае, при отсутствии наказания, инспектор, даже при полном согласии нарушителя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вправе вынести лишь определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

Читайте подробнее: примирение сторон при ДТП.

Как доказать свою невиновность

Решение о виновности в ДТП может вынести лишь суд, так как инспектор вправе составить только протокол, подтверждающий нарушение ПДД, которое может и не быть причиной аварии. В основном, при рассмотрении материалов дела определяется степень вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, необходимо уделить особое внимание процессу оформления ДТП, чтобы не остаться виновником. Ни в коем случае не стоит подписывать документы, не ознакомившись с ними.

Если инспекторы ГИБДД по объективным причинам не могут определить виновника, следует провести независимую транспортно-трасологическую экспертизу до окончания оформления всех документов. При необходимости можно воспользоваться услугами юриста. Постарайтесь сделать качественные фото происшествия со всеми подробностями (следы торможения, дорожная разметка, знаки, состояние дороги и автомобилей). При наличии видеорегистратора убедитесь, что запись сохранилась.

Важно! Никогда не покидайте место дорожного происшествия, за исключением случаев, когда требуется доставить пострадавших в лечебные учреждения. В иных условиях опровергнуть свою вину будет очень сложно.

Составьте детальную схему ДТП с указанием расстояния по отношению к статичным предметам (столб, бордюр и т. д.). Необходимо постараться найти как можно больше очевидцев произошедшего и попросить их дать пояснения инспектору. Если в постановлении присутствуют неточности, нужно указать на это инспектору.

В случае несогласия с виновностью и отказа подписывать постановление дело будет рассмотрено непосредственно в отделении ГИБДД. О времени и месте рассмотрения вам сообщат заранее. К этому моменту необходимо собрать как можно больше дополнительных материалов по делу, свидетельствующих о вашей правоте.

Если и здесь не удалось доказать невиновность, в течение 10 дней стоит подать иск на обжалование в суд, так как постановление является лишь фиксацией нарушения ПДД, а не доказательством виновности.

В ходе судебного разбирательства должно быть вынесено одно из решений:

неудовлетворение требования жалобы;отмена постановления и назначение нового рассмотрения;изменение постановления;закрытие дела;

В случае не согласия с решением суда следует подать апелляцию.

Её нужно составить в соответствии с требованиями закона — в этом случае помощь адвоката становится необходимой. Если вам вменяют уголовную ответственность, процесс доказательства невиновности идентичен. Только в этом случае также потребуется обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в следственных органах.

Примеры из судебной практики

Обычно после ДТП следует судебное разбирательство. Для каждого из трёх видов судопроизводств (административное, гражданское и уголовное) существует свой процессуальный порядок. Единственное, что объединяет их, — влияние на вынесение решения судебного прецедента, поэтому перед первым слушанием необходимо внимательно ознакомиться с решениями, вынесенными по подобным делам о ДТП.

ДТП по вине дорожных служб

При подаче иска в суд о возмещении ущерба вследствие аварии по вине дорожных служб необходимо точно знать, кто ответственный за участок, на котором возникло происшествие. Указание в заявлении ненадлежащего ответчика может быть причиной отказа в иске.

Со смертельным исходом

При смертельном исходе вследствие ДТП виновника, скорее всего, ожидает уголовная ответственность. Хотя многое решают обстоятельства, повлёкшие за собой плачевный результат.

Рекомендуем для прочтения:

Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП

Если я виновник ДТП, надо ли обращаться в страховую?

Что делать, если при ДТП у потерпевшего нет страховки

Скорость реакции водителя

Часто при движении на дорогах вдали от населенных пунктов ДТП происходит вследствие столкновения с животными. Такой случай является страховым только при наличии полиса полного КАСКО.

Знаете ли вы? При оформлении ДТП с участием диких животных необходимо присутствие егеря, отвечающего за охотничье хозяйство территории вблизи места аварии.

После ДТП пострадавший может требовать не только компенсацию нанесённого морального и материального ущербов, а и утраченного заработка.

Так, водитель после лечения в течение 3 месяцев и 2-месячного курса реабилитации, необходимых для восстановления трудоспособности, при помощи суда взыскал с виновника:

248000 руб. — за лечение;120000 руб. — за реабилитацию;250000 руб. — утраченный заработок за 5 месяцев.

Ущерб, принесённый автомобилю, был выплачен согласно полису ОСАГО.

Страховая компания, компенсировавшая ущерб по ОСАГО или КАСКО, вправе потребовать взыскания суммы покрытого ущерба с виновника.

При любом исходе ДТП участникам лучше вызвать для оформления инспектора ГИБДД, детально составить схему произошедшего и обеспечить себе как можно больше очевидцев, видео- и фото-доказательства. В случае, когда обстоятельства затрудняют выявление нарушителя, либо в ситуациях, когда вам начинают вменять сомнительную вину, необходимо воспользоваться услугами независимой экспертизы и помощью юриста.

Если дело о ДТП доходит до судебного разбирательства, следует хорошо подготовиться к слушанию, собрав все необходимые материалы, которые помогут в ходе рассмотрения, и, по возможности, ознакомиться с прецедентами, судебные решения по которым могут повлиять на исход дела.

Довольно часто люди, попавшие в ДТП с пострадавшими, не придают произошедшему должного внимания.

Это неправильная позиция, на мой взгляд, как адвоката по ДТП со смертельным исходом.

Часто, через несколько месяцев после происшествия, нарушителя снова вызывают в полицию, но уже в новом статусе – в качестве подозреваемого в совершении преступления. Самая строгая мера наказания по ст. 264 УК РФ – до 15 лет лишения свободы!

Сразу же избирается мера пресечения (вплоть до задержания, и последующего помещения в следственный изолятор).

К такому обороту, как правило, редко кто бывает готов…

Что надо знать про уголовное дело по ДТП с пострадавшими, излагается в настоящей статье.

Условия возбуждения уголовного дела по ст. 264 УК РФ

Дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) возбуждается в отношении нарушителя по совокупности следующих обстоятельств:

    при наличии вины у нарушителя;

Вина есть, когда можно было избежать нарушения, соблюдая правила дорожного движения.

Следует отметить, что в уголовном праве есть случаи, когда даже при наличии вины можно избежать ответственности либо существенно уменьшить размер и меру наказания.

Тяжесть причинения вреда здоровью пострадавшему определяется после окончания основного лечения и проведения медицинского исследования, оценивающего тяжесть причиненного вреда здоровью.

Момент возбуждения уголовного дела

Дело по ст. 264 УК РФ:

  • как правило, сразу не возбуждается, если в результате наезда на человека ему был причинен вред здоровью.
  • возбуждается при гибели пострадавшего в отношении неустановленного лица.

Значит ли это, что виновник избежал ответственности? Конечно же нет!

Такая отсрочка при расследовании происшествия необходима органам полиции для получения заключений специалистов по следующим вопросам:

  • установление тяжести вреда здоровья. Только при причинении тяжкого вреда здоровья пострадавшему может наступить уголовная ответственность.
  • определение причин гибели погибшего;
  • возможно ли было избежать наезда.

Только по результатам полученных заключений уже будет решаться вопрос, имеются ли основания для возбуждения уголовного дела в отношении виновника наезда.

Потерпевшему ДТП причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть. Что будет дальше?

После установления наличия вины, причин гибели или характера телесных повреждений - возбуждается уголовное дело в отношении нарушителя.

Он признается подозреваемым в совершении преступления по ст. 264 УК РФ, о чем выносится соответствующее постановление. Избирается мера пресечения.

В ходе расследования обстоятельств наезда проводятся уже с участием подозреваемого ряд экспертиз, а также иные следственные действия.

Если доказательств в совершении преступления конкретным лицом у органов полиции достаточно – подозреваемому предъявляется обвинение. Он становится обвиняемым.

По окончании расследования дело передается для рассмотрения в районный суд.

Пострадавший вправе предъявить гражданский иск к виновнику дорожно – транспортного происшествия с требованиями о взыскании сумм материального и морального вреда, причиненных в результате преступления на стадии следствия.

Иск будет рассматриваться также в районном суде.

Как потерпевший, так и нарушитель имеют право пользоваться помощью адвоката, начиная со стадии доследственной проверки (первого вызова в органы полиции, либо к сотрудникам ГИБДД).

Что можно сделать после возбуждения уголовного дела по ДТП с пострадавшими.

По этой категории дел адвокатом ведется работа по следующим направлениям.

  1. позволяющих прекратить дело;
  2. смягчающих, позволяющих уменьшить тяжесть или размер наказания;
  3. способствующих переквалификации преступления с более тяжкого, на менее тяжкое.

От четких, верных и детальных показаний участников, свидетелей об обстоятельствах происшествия; от ряда технических показателей и данных; вопросов, которые ставятся перед экспертами зависит результат окончательного решения следователя по наличию или отсутствию в действиях конкретного лица состава преступления по ст. 264 УК РФ, учет смягчающих обстоятельств.

Если Вы являетесь лицом, предположительно виновным в дорожно – транспортном происшествии, либо потерпевшим по делу – рекомендуется по уголовному делу по ДТП вместе с Вашим адвокатом занимать активную позицию по делу, а именно:

  • при проведении экспертиз по необходимости заявлять вопросы, на которые должен ответить эксперт с целью установления объективных причин ДТП и виновности конкретного лица;
  • в ходе предварительного следствия заявлять ходатайства, направленные на установление обстоятельств происшествия (о проведении дополнительных следственных мероприятиях; о допросах свидетелей и т.п.).

В случае, если Вам необходима юридическая помощь по представлению Ваших интересов в уголовном деле (как в суде, так и на следствии), помощь адвоката по ДТП со смертельным исходом, Вы можете обратиться ко мне и с учетом Вашего конкретного дела будет определен комплекс необходимых мероприятий, которые следует провести; будет определена тактика Вашей защиты, которой мы уже совместно с Вами будем придерживаться, чтобы добиться беспристрастного и объективного расследования преступления.

Читайте также: