Дтп со скутером что делать

Обновлено: 27.04.2024

Среди пострадавших в авариях в основном подростки. Они нарушают правила дорожного движения, выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.

Резко возросло количество погибших и травмированных водителей скутеров, мопедов и прочей техники, на которую не требуются права.
Среди пострадавших в авариях в основном подростки. Они нарушают правила дорожного движения, выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.

Только за полгода количество таких ДТП выросло по сравнению с прошлым годом на 6,5 процента. В этих авариях погибло на 27 процентов больше людей, чем годом ранее.

Один из типичных случаев. Ночь. Рязанская трасса, 140-й километр. Ни одного фонаря в округе. И только в свете фар высвечивается разметка и обочина. И вдруг в этом свете появляется скутер. На нем ни одного огонька, даже катафотов нет. Водитель пытается уйти от столкновения, но задевает бампером по ноге скутериста. За рулем двухколесной техники оказался 14-летний подросток. Его более старший друг впоследствии рассказал, что они после того, как починили скутер, решили опробовать его качества на дороге. Но сельская дорога заканчивалась выездом на федеральную магистраль. Там водитель скутера развернулся через две сплошные. Впрочем, завершить маневр ему, как уже было сказано, не удалось. К счастью , подросток отделался только ушибами. У машины, которая его задела, бампер под замену.

Итак: 14-летний подросток выехал на федеральную трассу ночью без каких-либо огней. Далее он совершил разворот там, где это запрещено. Он был без шлема. Словом, нет ни одного пункта в правилах, которые бы он не нарушил.

А теперь о правилах.
В них прописаны все требования к водителям легких ТС: при движении по дорогам управлять этой техникой разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.
Велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается также буксировка велосипедов и мопедов. Однако зачастую водители малой техники этих правил не исполняют. Как правило, они их не знают. А откуда им их знать? ГИБДД не может предъявить претензий по той причине, что права на эту технику не выдаются. Было предложение ввести новую категорию для тех, кто управляет мопедами и скутерами. В новом законе о водительских удостоверениях был предусмотрен пункт о правах для водителей мопедов. Категория "М". Однако вводить такую категорию правительственная комиссия не стала.

Но пока законодатели решают столь серьезный вопрос, на дорогах погибают дети. Нынешнее лето уже показало, что за рулем скутеров оказываются в основном подростки. Причем на своих маленьких двухколесных конях они совершают серьезные аварии с тяжелыми последствиями. И это объяснимо, ведь ребята не учились в автошколах и не знают правил движения, что обозначают знаки, кто пользуется преимущественным правом при проезде разных перекрестков. А там как раз и случается большинство аварий с участием двухколесной техники. При этом у скутера нет регистрационных знаков, и если наездник уехал или убежал с места происшествия, бросив своего анонимного железного друга, ставшего орудием аварии или даже убийства, то его найти сложно.

Статистика неутешительна. С января по июль 2011 года на территории одной только Московской области произошло 220 ДТП с участием водителей скутеров. В таких авариях погибли 16 человек и получили травмы 222 человека. Из этого числа раненых 26 детей.
Когда начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев приводил корреспонденту "РГ" эти цифры, ему принесли сводку за день - из 33 дорожных происшествий. 7 произошли с участием скутеров.

Сергеев говорит, что эти цифры лучше всего свидетельствуют о том, что проблема очень острая. Владельцы скутеров, сбивают людей, становятся причиной других аварий и даже сбивают друг друга.
3 июля этого года на 20-ом километре автодороги "Крым" скутер "Хонда" под управлением 22-летнего вордителя столкнулся с другим скутером "Е-мото", которым рулил 23 -летний водитель. В результате оба оказались в одной больнице Подольска. Интересно также, что этот маломощный вид транспорта оказывается не такой уж тихоходный, поскольку водитель "Хонды" догнал другого скутериста, который двигался в том же направлении и это привело к большим пробкам на федеральной трассе.

И это еще одна из важных проблем. В Европе водителям скутеров запрещено выезжать на автобаны. У нас же автобанов нет, но скорости на трассах достаточно велики, чтобы привести к серьезным столкновениям.

Понятно, что и выдачей прав малолетним скутеристам всех проблем не решить. Вопрос, как проверять у них права? Практика показывает, что при попытке остановить этих сорванцов они только прибавляют газу и не останавливаются. В случае их преследования они сворачивают на тропинки, пешеходные тротуары и даже поля и уходят от погони. Как же быть? Генерал Сергеев убежден, что права на технику категории "М" все же надо вводить. В этом случае малолетние водители хотя бы правила дорожного движения в автошколе выучат.

Сейчас подмосковная ГИБДД вышла с этими предложениями в Мособлдуму. Если региональные депутаты дадут им положительную оценку, то тогда Мособлдума выйдет с законодательной инициативой в Госдуму о внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".

Кстати, зачастую виновниками аварии на скутерах оказываются и вполне взрослые люди, у которых есть права на мотоцикл или автомобиль. Как быть с теми, кто, даже зная правила, сознательно их нарушает? По данным статистики Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения, за последние полгода наибольший всплеск трагических случаев наблюдается среди водителей мопедов в возрасте от 28 до 38 лет. Количество смертей в результате ДТП в этой категории выросло на 74 процента!
В ГИБДД это объясняют тем, что у людей появились деньги на покупку техники, а как с ней обращаться, они не задумываются.

В итоге игнорирование правил оборачивается большими проблемами для других участников дорожного движения.

Каско — это комплексное страхование автомобиля. В отличие от полиса ОСАГО, оно является добровольным и покрывает убытки в случае ДТП, хищения (угона), пожара, стихийного бедствия, хулиганских действий и других происшествий. В отличии от ОСАГО, автовладелец получает возмещение ущерба даже в тех случаях, когда он является случайным виновником происшествия.

Когда требуется каско?

Приобретая полис каско, водитель может выбрать защиту от повреждений или от повреждений и хищения (угона). С угоном всё ясно. А что же с повреждениями? Они могут быть следствием ДТП, пожара, стихийного бедствия и противоправных действий третьих лиц. В последнем случае подразумеваются царапины и вмятины на кузове, хищение колёс, зеркал и т. п. Также страховым случаем считается ситуация, когда владелец непреднамеренно причинил вред, например, сам ударил машину или не справился с управлением.

Полис покрывает более 20 различных неблагоприятных событий. Однако есть ряд ситуаций, когда страховая защита не действует, как пример:

  • водитель не указан в полисе;
  • водитель управлял автомобилем в нетрезвом виде;
  • в двигатель авто попала жидкость;
  • произошёл естественный износ деталей автомобиля и пр.

Какие случаи считаются страховыми?

Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении. Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.

Как действовать при ДТП?

Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Не перемещайте автомобиль и предметы, которые относятся к аварии.
  2. Если в ДТП участвовало два автомобиля, у водителей транспортных средств есть ОСАГО, вред здоровью и жизни не причинен, иное имущество, кроме двух авто, не пострадало, то оформить ДТП можно по Европротоколу — без ГИБДД.
  3. Если в ДТП участвовало более двух машин или пострадали люди, то нужно обязательно вызывать ГИБДД и скорую помощь (при необходимости).
  4. Сделайте видеозапись или сфотографируйте повреждения автомобиля и место происшествия. Попробуйте найти свидетелей ДТП. Чем больше доказательств, тем проще и быстрее можно будет получить компенсацию.
  5. Свяжитесь со страховой компанией. Звоните бесплатно на горячую линию в любое время. Специалисты подскажут, как оформить страховой случай и проконсультируют вас о порядке и сроках получения возмещения.

Как оформить ДТП?

Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:

  1. Если происшествие соответствует условиям оформления Европротокола, заполните бумажное Извещение о ДТП. Этот документ состоит из двух колонок: вы заполняете одну из них, второй участник ДТП — другую. При воссоздании картины ДТП используйте типовые схемы ДТП и инструкцию Российского союза автостраховщиков.
  2. В остальных случаях нужно вызвать сотрудника ГИБДД на место аварии либо самостоятельно приехать в ближайшее подразделение полиции или пост ДПС (с разрешения сотрудника, ответившего на звонок). Сотрудник ГИБДД выдаст документ с указанием перечня пострадавших деталей автомобиля и имущества, протокол о ДТП, а также постановление или определение, составленное на лицо, которое нарушило ПДД. Эти документы пригодятся вам при оформлении возмещения.

Если ДТП произошло на парковке

Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.

При ДТП на парковке действуйте следующим образом:

  • Постарайтесь найти видеозапись с происшествием. Возможно, камеры наружного наблюдения или видеорегистраторы расположенных рядом машин засняли момент повреждения автомобиля.
  • Попробуйте найти свидетелей ДТП и запишите их телефоны.
  • Обратитесь в ГИБДД, если автомобилю причинён вред в результате наезда на препятствие или столкновения с другой автомашиной.

Когда и как получить возмещение?

Для возмещения ущерба заполните заявление и предоставьте копии следующих документов:

  • страховой полис каско (если заявляется имущественный ущерб);
  • документы об оплате страховой премии по договору каско;
  • СТС или ПТС, водительское удостоверение;
  • документы, в которых указаны повреждённые детали авто и имущество;
  • постановление или определение об административном нарушении;
  • заявление о страховом событии;
  • диагностическая карта;
  • паспорт страхователя;
  • фото- и видеоматериалы с места происшествия;

Если все документы верны и поданы в срок, страховая направляет на ремонт, на СТО, указанное в договоре.

Какие еще риски покрываются каско?

Полис каско предусматривает страховую защиту также и от следующих рисков. Среди них:

  • хищение (угон);
  • пожар, взрыв и возгорание;
  • стихийное бедствие;
  • повреждение автомобиля третьими лицами при совершении попытки хищения или из хулиганских побуждений;
  • повреждение автомобиля предметами, вылетевшими из-под колёс других транспортных средств, или в результате падения предметов (в том числе снега или льда с крыши).

Порядок действий

Порядок действий в этих ситуациях аналогичен действиям при ДТП. Разница лишь в том, что зачастую нужно дополнительно обращаться к сотрудникам полиции, МЧС и других служб для составления административного протокола или даже возбуждения уголовного дела. Подробнее о порядке действий каждом страховом случае, связанным с различнми способами нанесения повреждений автомобилю можно прочитать здесь.

Каско — надёжный способ защитить себя от большинства финансовых расходов, связанных с причинением вреда автомобилю. Но не забудьте, что о любом происшествии, даже если вы сами повредили машину, надо сообщать в страховую компанию. Следуйте описанному выше порядку действий, чтобы без промедления получить возмещение ущерба по действующему страховому полису.

Рост популярности самокатов и скутеров приводит к увеличению аварий и инцидентов с их участием. Разбираем, нужно ли оформлять ОСАГО или другую страховку на подобные средства передвижения и что делать в случае аварии.

Средства индивидуальной мобильности (СИМ) переживают такой бум, что правила и нормы их использования не поспевают за ростом популярности. Сочетание этих факторов приводит к стремительному увеличению числа аварий с участием СИМ, в том числе с серьезными последствиями. Законодательство в этой сфере еще сырое, сами пользователи только задумываются о требованиях закона и безопасности, однако уже сейчас есть нормы регулирования использования электросамокатов и моноколес.

Относится ли самокат к транспортным средствам

Водитель самоката приравнен Правилами дорожного движения к пешеходам (по крайней мере, пока). Но только в том случае, когда мощность двигателя самоката не превышает 4 кВт и скорость движения ограничена 50 км/ч. Если мощность двигателя выше, электросамокат относится к категории М, требует регистрации и наличия соответствующих прав вождения. Хотя надо отметить, что скорость в 50 км/ч уже далека от пешеходной.

Страховать или нет?

Первая мысль, которая приходит в голову, – застраховать электросамокат, а также свою ответственность перед третьими лицами. Но как относится страховой рынок к подобным устройствам?

ОСАГО на самокат

С 2003 года договор ОСАГО должны заключать все владельцы автомобилей. Правда, есть исключения: не нужен страховой полис на транспортные средства, скорость которых ниже 20 км/ч, не имеющие колесных движителей (гусеничная техника), принадлежащую Вооруженным Силам и другим воинским формированиям.

Для оформления договора, среди прочих документов, обязательно предоставление свидетельства о регистрации транспортного средства, а также водительского удостоверения лица, управляющего им. Получается, что заключать договор ОСАГО на самокаты, не стоящие на учете в ГИБДД, не нужно.

Отметим, что ОСАГО предполагает возмещение ущерба, причиненного владельцем транспортного средства другим участникам дорожно-транспортного происшествия. В этом случае ремонтировать своего двухколесного друга вам придется самостоятельно.

Добровольное страхование ответственности

А что с имущественным страхованием?

Можно обеспечить защитой свой самокат, заключив договор страхования имущества. В этом случае оговаривается территория действия полиса (квартира или дом). За пределами согласованного места случай не будет считаться страховым и выплата не последует.

Важно помнить, что при защите имущества возмещается ущерб, причиненный объекту страхования. В нашем случае – это самокат (моноколесо и т.д.). Но тогда восстанавливать собственность другого лица, поврежденное по вине владельца, придется самостоятельно.

Что делать при аренде самоката?

Популярная услуга кикшеринга – или аренды самоката – активно развивается в различных городах нашей страны. Поездки на арендованных устройствах также можно застраховать.

А если ДТП?

Рассмотрим с разных сторон дорожный инцидент с участием вашего средства передвижения.

Что делать при ДТП с самокатом и виновником-автомобилем

В случае дорожно-транспортного происшествия с участием самоката, где виновником является водитель автомобиля, полис ОСАГО покрывает риск ДТП. Нужно вызвать ГИБДД на место происшествия, зафиксировать событие и обратиться в офис страховой компании, заключившей договор.

Что делать при ДТП, в котором виновник управлял самокатом

ДТП с участием автомобиля, виноват в котором самокат (моноколесо и т.д.) без полиса ОСАГО. В данной ситуации необходимо вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать инцидент. При отсутствии полиса страхования гражданской ответственности (добровольного или обязательного), ущерб потерпевшему придется возмещать самостоятельно. Сделать это можно добровольно или по решению суда, если пострадавший решит обратиться в суд.

Что делать, если самокат столкнулся с пешеходом

Что делать, если инцидент, в котором пострадал пешеход, произошел на тротуаре? Необходимо вызвать на место происшествия полицию. Сотрудник правоохранительных органов зафиксирует событие. Если виновником наезда признают владельца индивидуального средства передвижения, придется возмещать ущерб либо самостоятельно, либо по решению суда (при обращении пострадавшего с исковым заявлением).

Как видно, при установлении вины владельца самоката, возмещать ущерб придется самостоятельно – и сумма может оказаться существенной. Поэтому лучше постараться заключить договор страхования, но обязательно внимательно читать условия и ограничения.

ДТП с участием моноколёс, электросамокатов и электроскутеров происходят всё чаще. Причин для этого много — и невнимательность водителей, и погода. Однако покупатели "пешеходного" транспорта перестали бояться последствий и стали ездить по дорогам общего пользования.


Забавные видео на "Ютубе", где пешеходы рассекают на электрических самокатах прямо по шоссе, постепенно вытесняются роликами, где владельцы самокатов либо разбиваются об автомобили в пробке, либо получают по голове от других участников движения. Сам по себе вид электротранспорта хорош. К примеру, если ездить на метро, особенно летом, электрический самокат или гироскутер на массивных колёсах помогает значительно сократить общее время движения до офиса. Но это удобство начинает напрягать обычных пешеходов. Московские юристы отмечают, что в 2019 году в судах находится сразу несколько дел, связанных с владельцами электросамокатов и гироскутеров.

Фото © Shutterstock

— Подробности дела приводить не стану, скажу лишь, что владелец гироскутера разогнался по тротуару и влетел в толпу пешеходов на светофоре. Одна из девушек, стоявших в толпе, была беременна. Другой молодой мужчина готовился к операции и теперь лежит с сотрясением мозга. Владелец транспорта тоже пострадал — у него закрытая черепно-мозговая травма от удара, — рассказал Лайфу юрист Сергей Арутюнян.

Такой результат стал возможен не только потому, что современные гироскутеры оснащаются мощной батареей. Главная причина — отсутствие у владельца элементарных навыков безопасного движения. С точки зрения закона, такое происшествие — это удар одного пешехода об другого. А если представить, что подобное происходит на дороге?

Прав нет, зато есть претензии

Видео с владельцем электросамоката, который сначала едет по выделенной для автобусов полосе, а затем врывается в общественный транспорт, чтобы проучить водителя, возмутило многих. В конце ролика, кстати, нерадивый водитель самоката попытался скрыться, а закончилось видео так, как должно быть по классике жанра: самокатчик угодил под колёса внедорожника. Пользователи Интернета сразу стали спорить о том, кто виноват в этой ситуации и как поступать в случае аварии из-за водителя электросамоката. Однако надо начать с другого — а какие вообще права имеют владельцы такого транспорта?

Спойлер: почти никаких. То есть, конечно, владелец такого транспорта может двигаться там же, где идут обычные люди, потому что нигде, кроме как по тротуарам, такой транспорт двигаться не может. Юрист Борис Новожилов в беседе с Лайфом пояснил, что в законе определение "мопед" прописано чётко и никакой ошибочной трактовки в документе быть не может.

— Смотрим в ПДД. Там чётко указано, что мопед — это двух- или трёхколёсное транспортное средство, способное разгоняться не более чем до 50 км/ч. Оно имеет двигатель внутреннего сгорания 50 "кубиков" объёма или электродвигатель с максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт. Соответственно, владельцы транспорта, который под эти ограничения попадает, должны получать права категории М. Без них они не имеют никакого права выезжать на дорогу и в случае ДТП будут признаны виновными, — пояснил юрист.

Фото © Shutterstock

Правда, по его словам, в большинстве случаев, когда ДТП несмертельное и владельцу электроскутера причинён лёгкий ущерб, про необходимость иметь права почти сразу забывают.

— Почти во всех случаях инспекторов, а затем и суд пытаются убедить, что мощность существенно ниже и что на проезжую часть выехали как бы чисто случайно. Но это, само собой, просто потому, что им так удобно. Если виноваты — сразу пешеходы, и тут водитель автомобиля будет вынужден доказывать, что всё делал правильно. Как только вопрос касается движения в потоке — владельцы электротранспорта считают, что они полноправные участники движения. Собственно, этим и объясняется их стремление постоянно качать права и возмущаться, когда их "подрезают", — поясняют юристы.

Кто виноват и что делать

С владельцами моноколёс, электроскутеров мощностью менее 250 Вт и другого аналогичного транспорта в случае ДТП ситуация однозначная — в большинстве разъяснений и подзаконных актов сказано, что такой водитель на самом деле — пешеход. К ним в случае аварии будут применяться те же статьи КоАП, что и к обычным пешеходам, — 12.29, которая применяется, если никакого ущерба нет или он минимален, и более тяжкая — 12.30, применяемая в случае нарушений, повлёкших вред здоровью различной тяжести.

Как отмечает автоюрист Сергей Чудинов, пропорциональной становится и материальная ответственность. Здесь, как объясняют юристы, всё строго индивидуально и напрямую зависит от мощности электросамоката. Если его мощность выше 250 Вт, то такой транспорт приравнивается к мопедам (скутерам). Если у владельца нет прав на управление таким транспортом — он автоматически становится виноват. Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или влетевшего как в стоящий автомобиль, так и в транспорт во время движения.

— Часто к отсутствию прав добавляется и отсутствие полиса ОСАГО. На электрический транспорт, который под определение "мопед" не попадает, страховка не нужна. На всё остальное — будьте добры в кассу, раз хотите ездить по дорогам общего пользования. Если полиса нет — возмещать ущерб в случае чего придётся из собственного кармана, — сказал Чудинов.

Ущерб, страдания и другие тонкости

Фото © Shutterstock

Как поясняют юристы, при нанесении существенного ущерба, который нельзя устранить прямо на месте, водителю необходимо обратиться непосредственно к причинителю вреда и виновнику ДТП. Чаще всего вред возмещается деньгами, но если электроскутер не попадает под определение "мопед", закреплённое в ПДД, придётся повозиться.

— Виновнику ДТП направляется претензия. Если он отказывается от возмещения ущерба, то можно смело писать исковое заявление. Как правило, ущерб легко установить даже самой простой независимой экспертизой, поэтому её результаты суд принимает во внимание и в большинстве случаев решение выносят в пользу автомобилиста. Потом обычный исполнительный лист, и по нему ответчик платит столько, сколько нужно, — рассказал автоюрист Сергей Чудинов.

Первое, что нужно сделать, если ДТП уже произошло, — это убедиться, что все живы и здоровы. Если владелец электроскутера прокатился на капоте или остался лежать под колёсами — первое, что нужно сделать, — вызвать скорую и полицию. Если всё в порядке и ничего, кроме испуга, нет, то в случае отсутствия повреждений и взаимных претензий можно просто разойтись по домам. Во всех других случаях придётся действовать по регламенту.

— Если помята или сильно повреждена дверь автомобиля, содрана краска, разбито стекло или что-нибудь в этом духе, то владелец электросамоката возмещать ущерб, скорее всего, откажется. Если ситуация пойдёт по такому сценарию, то стоит сразу вызывать сотрудников ГИБДД. Они отрисуют схему ДТП, где будет видно, что электроскутер двигался по проезжей части. Запись видеорегистратора в этом случае может стать основанием для решения в пользу водителя, поэтому её нужно проверить в первую очередь, — отмечают юристы.

Читайте также: