Обязан ли водитель школьного автобуса одевать маску

Обновлено: 02.05.2024

  • В России введен всеобщий масочный режим, и на сегодня нет причин считать, что это незаконно.
  • Из-за отсутствия маски вам вправе отказать в обслуживании в магазине, в сфере услуг или в общественном транспорте, а попытки доказать свою правоту могут закончиться административным штрафом.
  • Никто, кроме сотрудников правоохранительных органов, не вправе применять к вам физическую силу. Если это происходит, сами привлекайте нарушителей к ответу.

Законно ли требование носить маски?

То есть требование носить маски опирается на федеральный закон, который дает главному санитарному врачу полномочия выносить такое предписание и обязывает граждан этому предписанию следовать.

Но не только. Повинуясь второму пункту постановления Анны Поповой, главы регионов оперативно внесли очередные изменения в собственные, как правило, еще мартовские указы и распоряжения о режиме повышенной готовности на территории своих субъектов. В новой редакции этих региональных актов появился пункт, так или иначе передающий смысл предписания о всеобщем масочном режиме. То есть теперь это предписание как федерального уровня, так и регионального.

До Конституционного суда дошло первое дело о законности ограничений из-за коронавируса

Здесь важно помнить, что еще в апреле в федеральное законодательство внесли изменения, которые приравняли эти самые региональные акты к обязательным для исполнения правилам поведения при спецрежиме. И установили ответственность за нарушение этих правил — предупреждение или штраф до 30 тыс. рублей (20.6.1 КоАП РФ).

По поводу законности этих новшеств спорят до сих пор. Но никому не удалось отменить ни один из региональных актов о режиме повышенной готовности, не говоря о поправках в федеральное законодательство. В конце сентября стало известно, что один из таких региональных споров — в Подмосковье — дошел и до Конституционного суда. Ему предстоит оценить все эти типовые карантинные ограничения в регионах на предмет соответствия Конституции. Но пока о решении КС ничего не известно.

Законно ли отказывать в обслуживании без масок?

Похоже, тот же ответ — да. По крайней мере, нам не удалось найти сведений о том, что предприятия торговли и услуг понесли какую-то ответственность за разворот покупателя или клиента без средств индивидуальной защиты у входа или у кассы.

Этот алгоритм посетители многих магазинов и торговых центров за несколько последних месяцев уже выучили наизусть — о нем постоянно рассказывают по локальной громкой связи. В реальной жизни в силу понятных причин коммерческий сектор довольно лояльно относился к нарушителям и, скорее всего, продолжит это делать дальше — в конце концов в письме Минпромторга было сказано о праве, а не об обязанности отказать в обслуживании без масок.

С другой стороны, если губернаторам вдруг каким-то образом удастся усилить контроль над соблюдением масочного режима (например, начнут штрафовать не покупателей, а сами магазины), вольнице может прийти конец.

Жителя Благовещенска оштрафовали за ношение защитной маски на подбородке

Что точно бесполезно — это пытаться в подобных ситуациях взывать к правам потребителя. Защитой этих прав тоже занимается Роспотребнадзор, а между правами потребителей и санитарным благополучием ведомство наверняка выберет второе.

А что насчет прав и обязанностей пассажиров общественного транспорта?

Здесь применима прямая аналогия с торговлей и другими видами обслуживания. Тем более в постановлении главного санитарного врача общественный транспорт и такси упомянуты отдельно. Да, вас могут не пустить в салон, если вы откажетесь надеть маску. И на том же основании попросить выйти из салона, если вы, например, маску сняли и игнорируете требование снова ее надеть.

Зачастую результатом таких рейдов становятся санкции в отношении перевозчиков — вплоть до запрета продолжать работать на маршруте.

Неудивительно, что перевозчики ответили принципиальностью по отношению к пассажирам, из-за которых их могут наказать. Водители просто отказываются продолжать поездку, пока нарушитель не покинет салон.

Здесь, конечно, можно продолжать стоять на своем, испытывая терпение водителя, кондуктора, других пассажиров. Но нужно помнить, что для транспортного предприятия простои — это упущенная прибыль. И вопрос времени, когда перевозчики освоят механизм судебного взыскания этих денег с ковид-диссидентов, создающих помехи в работе. В этом случае предъявленные к возмещению суммы могут оказаться пострашнее любых штрафов.

Как россиян крутят, штрафуют и бьют за отсутствие масок

Что до юридической стороны вопроса, то применять физическую силу (а при необходимости и спецсредства) вправе только сотрудники правоохранительных органов. Это право четко регламентируется федеральными законами. Если люди в погонах ведут с вами чересчур агрессивно, не надо их оскорблять и тем более оказывать физические сопротивление. Люди за пластиковый стаканчик, брошенный в ряды правоохранителей, оказывались за решеткой, и вы рискуете повторить этот путь. Лучше продолжить отстаивать свою правоту в отделе полиции, вызвав на помощь юриста или адвоката.

Если вы сами не бросаетесь с кулаками, распускать руки не вправе водитель, кондуктор, контролер, продавец или сотрудник частной охранной организации. И уж тем более люди из рассерженной очереди или из числа негодующих по вашему поводу пассажиров. В противном случае они совершают правонарушение, а то и преступление.

Так что если на вас набросился кто-то, кто не обладает полномочиями задерживать с применением физической силы, вы становитесь пострадавшим, особенно если вам действительно нанесли побои.

Здесь все по привычной схеме: идите в травмпункт, фиксируйте телесные повреждения (заключение бюро судмедэкспертизы имеет еще большую юридическую силу), пишите заявление в полиции. Понятно, что шансы привлечь обидчика к ответственности тем выше, чем полнее ваши доказательства — видеозапись, показания свидетелей. Возможно, имеет смысл обратиться за профессиональной юридической помощью.

Но помните: обстоятельства вашего дела наверняка сделают неоспоримым факт, что вы нарушили масочный режим. А значит, есть все шансы понести за это наказание.

Масочный режим лучше соблюдать, у вас почти нет шансов доказать, что вы вправе не надевать средства индивидуальной защиты.

Не стоит проявлять принципиальность в своем нежелании надевать маску там, где ее требуют надеть. Так вы ничего не добьетесь и рискуете получить штраф и столкнуться с физической агрессией.

Не доводите дело до кулачного боя, но если это произошло, фиксируйте побои, идите в полицию и в суд.

1.2. Водитель должен пройти инструктаж по технике безопасности.

1.3. Водитель обязан выполнять настоящую инструкцию и соблюдать правила дорожного движения.

1.4. Запрещается перевозка детей необорудованным автотранспортом.

1.5. Опасные факторы при перевозке детей автотранспортом:

§ угроза травмирования проходящим транспортом при выходе на проезжую часть с тротуара, при посадке и высадке из автобуса;

§ угроза травмирования при резком торможении автобуса;

§ угроза травмирования в случае ДТП.

1.6. При перевозке обучающихся автотранспортом их должны сопровождать двое взрослых.

1.8. Водитель является ответственным за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, находящимися в автобусе, и обязан требовать выполнения этих правил от всех лиц.

1.9. При условиях, опасных для жизни и здоровья водителя и лиц, находящихся в автобусе, водитель обязан немедленно прекратить работу, поставить в известность своего руководителя, и до устранения этих условий работу не продолжать.

1.10. В случае нарушения водителем правил техники безопасности руководитель группы должен сделать ему замечание и в случае невыполнения прекратить перевозку детей.

1.11. За нарушение требований настоящей инструкции и ПДД виновные привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом перевозки учащихся.

2.1. Перевозка обучающихся разрешается только по письменному приказу руководителя.

2.2. Перед началом перевозки с обучающимися проводится инструктаж по технике безопасности с соответствующими записями в журнале инструктажа.

2.3. В соответствии с ПДД и отметкой в путевом листе (штамп тех. исправности), сопровождающий должен убедиться в технической исправности автобуса.

2.5. Посадку обучающихся в автобус следует производить со стороны тротуара или обочины дороги, строго по количеству посадочных мест (стоять в проходе между рядами строго запрещается).

2.6. Перед началом перевозки сопровождающий проверяет обучающихся по списку.

3. Требования безопасности во время перевозки.

3.1. Перед началом движения водитель обязан убедиться, что движение будет безопасным и не создаст помех другим транспортным средствам.

3.2. Обучающиеся обязаны соблюдать дисциплину и выполнять все указания старших.

3.3. Во время движения автобуса обучающимся запрещается стоять, передвигаться по салону, выглядывать в открытые окна.

3.4. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся не должна превышать 60 км/ч.

3.5. Во избежание травм при резком торможении автобуса, обучающиеся должны упираться ногами в пол кузова, руками держаться за поручни сидений.

3.6. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или при других условиях недостаточной видимости на автобусе должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При возникновении неисправности в работе двигателя, водитель должен съехать на обочину и устранить неисправность.

4.2. При вынужденной остановке автобуса на обочине или у края дороги для проведения ремонта водитель обязан выставить на расстоянии 25–30 метров от автобуса знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.3. При невозможности устранить неисправность водитель ставит в известность своего руководителя с целью предоставить группе обучающихся исправное транспортное средство.

4.4. Буксировка неисправного автобуса должна осуществляться автомашинами тех. помощи. Запрещается присутствие других лиц, кроме водителя, на буксируемом автобусе.

§ немедленно остановиться и включить аварийную световую сигнализацию;

§ принять возможные меры для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь;

§ сообщить о случившемся руководителю автоколонны, руководителю ОУ, в полицию, родителям;

§ принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, организации объезда места ДТП;

5. Требования безопасности по окончании перевозки.

5.1. Съехать на обочину или подъехать к тротуару и остановить автобус.

5.2. Обучающиеся выходят из автобуса с разрешения старших в сторону тротуара или обочины.

5.3. Запрещается выходить из автобуса на проезжую часть.

5.4. Сопровождающий должен проверить обучающихся по списку при выходе из автобуса.

Читайте также: