Дтп с трактором что делать

Обновлено: 14.05.2024

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Конструкторская школа российского тракторостроения развивается по мировым канонам. Усилия каждой стороны направлены на повышение производительности техники, экономное энергопотребление и снижение стоимости владения. Про удобную эргономику, удобство человека за рулем и снижение его утомляемости тоже не забыли. Задуманное получилось — скорость, мощность, комфорт выросли. Неизменной осталась только классическая трактовка конструкции трактора.

И хотя признавать устаревшей узкокапотную компоновку никто не собирается, призывы привести тракторную технику к современным требованиям безопасности относительно других участников дорожного движения уже звучат. Первой затрубила Европа. В России пока прислушиваются, но все идет к тому, что отечественные тракторные заводы стоят на пороге комплектации выпускаемой техники фронтальными бамперами. Речь идет не про элемент дизайна, а про значимый атрибут обеспечения безопасности дорожного движения.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Силовой бампер обычно чуть меньше общей ширины трактора, но выносные габариты по краям всё компенсируют.

Любой из водителей не раз убеждался, что появление в темное время суток любого трактора на дороге в попутном или встречном направлении даже со всеми световыми, габаритно-ходовыми огнями крайне опасно. С появлением скоростного транспорта вопрос встал остро: из-за высокого и узкого расположения тракторных фар возникает визуальное искажение дорожной ситуации.

Глаза водителя непроизвольно начинают классифицировать две стандартно расположенные светящиеся точки фар идущего навстречу ТС с расстояния 327 м. Соответственно, есть время оценить обстановку, без спешки принять соответствующие меры и спокойно разъехаться по встречным курсам.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Все типы тракторов Kubota Safertractors с завода комплектуются фронтальными бамперами.

Однако световые приборы сельхозтехники расположены нестандартно. Трактор в ночной темноте на расстоянии 81 м визуально воспринимается водителем за обычное транспортное средство в удалении 327 м. Соответственно, времени на принятие правильного решения остается в четыре раза меньше, что зачастую приводит к аварийным ситуациям. Пешеходы не исключение. Поскольку бампер в тракторной технике как экранирующий элемент защиты отсутствует, то человек попадает прямиком под колеса. Как, впрочем, и влетевшая под трактор легковушка — ее не отбрасывает, не волочит, а сразу подминает. Летальность исходов при таких авариях в три раза выше, чем при столкновении бамперных ТС с другой техникой или пешеходами.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Пионерами бамперной комплектации тракторов считаются Нидерланды, где добрый десяток предприятий занят выпуском этого атрибута безопасности — копеечного по стоимости и простенького в изготовлении. Если поначалу изготавливался бампер с обычными световозвращающими наклейками, то потом по краям конструкции начали врезать плафоны с габаритными лампочками или же делать их выносными по каждой стороне.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Открытая колесная зона любого трактора враждебно настроена ко всем участникам дорожного движения.

Маститые производители сельхозтехники вначале не очень серьезно отнеслись к подобным новшествам. С появлением бамперных конструкций в виде фронтального противовеса по заданной массе, а потом еще и с наборными с листовыми сегментами плит, позволяющими под тип и вес трактора, его задней навески и операционный режим формировать передний балласт, отношение изменилось.

Конечно, дополнительная комплектация ведет к удорожанию. Но поскольку в Нидерландах стали покупать бамперы-противовесы к уже имеющейся технике, а в соседних странах тоже начался их активный сбыт, что заметно повысило безопасность ТС на дорогах общего пользования, тракторные бренды взялись формировать и свои заявки на приобретение таких устройств.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Световозвращающая пленка стала непременным атрибутом бамперной оснастки, хорошо дополняя габаритные фонари.

Анализ аварийности показал, что при лобовом столкновении трактора с другим участником дорожного движения существует большой риск попадания транспортного средства под колеса трактора, поскольку они не экранированы. А находящийся впереди бампер может отрикошетить или оттолкнуть автомобиль при столкновении, так как его нижний край находится на расстоянии 40 см от земли и на той же высоте, что и бампер машины.

К настоящему времени заявки в портфель заказов нидерландским предприятиям начали подавать практически все европейские производители тракторов. Посыпались заказы с других континентов. Именитые бренды уже опционально предлагают свою технику в первичной заводской комплектации или с доукомплектацией у дилеров. К примеру, под все типы тракторов Kubota, поступающие в дилерскую сеть Евросоюза, уже поставляются фронтальные бамперы AGRIbumper с переменным балластом. Они оснащены светодиодными дневными ходовыми огнями Hella, световыми индикаторами и световозвращающим слоем пленки. Налицо двойное предназначение — противовес и устройство для обеспечения безопасности дорожного движения.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Соотношение разницы размаха габаритно-ходовых светодиодных фонарей на экране бампера к стандартным приборам освещения.

Россия пока только знакомится с новшеством, массово приобретать бамперы к имеющейся технике или уже укомплектованные промышленные и сельскохозяйственные трактора с таким атрибутом обеспечения безопасности никто не спешит. Сказывается цена.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Для примера возьмем самый простенький передний бампер серии Uni-Line 250 с маркировкой упомянутой выше AGRIbumper из тех же Нидерландов. Его масса в стандартном исполнении составляет 212 кг. Отпускная цена, установленная заводом-изготовителем для такого атрибута безопасности, чуть-чуть недотянула до кругленькой цифры и составила 1995 евро. Этот же бампер в модификации Uni-Line 500 с дополнительным балластом до 240 кг и ящиком для инструментов завод продаст за 2875 евро.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

В поле бампер трактору ни к чему, чего не скажешь даже о проселке.

Если перевести запрашиваемые суммы в российские рубли, то цифра удорожания трактора по курсу конвертации начала третьей декады мая получается приличная — 157 626 руб. в первом случае и 227 155 руб. во втором. Однако не стоит потирать руки и радоваться: по такой стоимости в РФ ни один дилер этот бампер вам не продаст. Во-первых, сюда нужно заложить стоимость транспортировки. Во-вторых, государство обижать себя не позволит и за растаможку мзду возьмет. Есть и третий фактор удорожания — поставщик тоже хочет заработать. При этом мы рассмотрели простенький ценовой вариант, есть предложения и подороже. В общем, раскошелиться на дополнительную комплектацию уже имеющегося трактора не каждое хозяйство согласится, как, впрочем, и взять новенькую машину с такой комплектацией.

ЗАКОНОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

Отечественных производителей среднеразмерных и тяжелых тракторов инновационная атрибутика безопасности дорожного движения не заинтересовала. Изучается вопрос только для экспортных версий техники с адаптацией под комплектацию проданных машин непосредственно в зарубежных дилерских центрах. И лишь под конкретный заказ.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

При наличии переднего бампера доступ к переднему валу отбора мощности остается открытым.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

В легкой рассветной дымке бамперный светодиод четко очерчивает габариты трактора.

Эксперты в один голос утверждают, что для трактора этот атрибут безопасности дорожного движения законодательно в России ни в одном документе не прописан. Как и в ТТХ тракторной техники. И пока его не примут официально, никакая статистка аварийности и летальных исходов тему не поднимет, тракторную комплектацию не наладит. Но это произойдет, обязательно.

…И ПЛЮС ИЗМЕНЯЕМАЯ БАЛЛАСТИРОВКА

Даже выносные фары недотягивают до габаритной ширины передних колес. Не забываем о виляющем из стороны в сторону тракторном прицепе, который в сумерках вообще в слепой зоне.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Соответственно, схема расположения балласта у них тоже разная — у кого-то плиты контргруза лежат горизонтально, а у кого-то они нанизаны по вертикали. Например, трактор с бамперным устройством TracSafe в трехслойном модульном исполнении на дороги общего пользования может выезжать с обычным базовым модулем, масса которого не превышает 240 кг. Это фигурная, поперечная относительно трактора пластина с вырезом в центральной части для доступа в зону переднего ВОМ, ребристым желобом для крепежного захвата и системой светодиодных габаритных огней по бокам.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать
Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Для дополнительной балластировки предназначен второй модуль, к нему можно подцепить пять плит противовеса. Самой большой балластировки, в 2130 кг, можно достичь с помощью навески третьего модуля. При такой сборке использование передней навески исключено. Это обычно практикуется при работе с массивными кормовыми рабочими орудиями, когда требуется соответствующий противовес в передней части трактора.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Сергей Герасимов,
продуктовый менеджер CLAAS

На тракторах в России достаточно часто встречаются самодельные передние бамперы, но используются они не с целью защиты от столкновения, а для защиты шин от контакта с высокой стерней и быстрого износа. Стерня таких культур, как подсолнечник и кукуруза, достаточно жесткая и выкрашивание шин при почвообработке по стерне является большой и очень распространенной проблемой. Низкий бампер приминает стерню и направляет ее по ходу движения машины, иногда такие устройства оснащают дополнительными резиновыми щитками либо металлическими балками на цепях. Передний бампер может выполнять несколько функций — защита шин, предохранение капота, размещение дополнительного освещения и, понятное дело, это эффективное противодействие рискам при столкновении. Привлекательность еще в том, что подобные системы оборудуют рундуками для хранения инструмента, баками с водой для мытья рук и т. п. Думаю, такое многофункциональное устройство будет востребовано в том числе и в России, но… при его адекватной цене.

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Почему трактор опаснее автомобиля и что с этим делать

Андрей Чуприн,
ландшафтный дизайнер,
владелец садоводческой фирмы

Я впервые познакомился с этим атрибутом дорожной безопасности в Дании, где проходил практику еще будучи студентом агроакадемии. Имею хорошую наработку на тракторах с фронтальным бампером как в поле, так и на дорогах. Устройство нужное, сам убедился. На проселке прямо под трактор из-за кустов вылетел теленок. К счастью, скорость небольшая. Не будь экранирующего бампера — угодил бы несмышленыш под колеса. А так его просто сбило с ног, отбросило. Поднялся и побежал дальше.

Читайте также: