Чрезвычайные ситуации на дорогах причины и последствия дтп

Обновлено: 24.05.2024

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

1. Нарушение ПДД

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов. Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств. Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

Выполнил: Абаев Н.А. учащийся 8 класса Проверил: Преподаватель-организатор ОБЖ Сидоров Р.Д .

Введение . стр. 3

Что такое дорожно-транспортное происшествие . стр. 4

Исторические факты . . . . стр. 5

Причины ДТП . стр. 6-7

Последствия ДТП …. стр. 8

Заключение ……………. стр. 9

Список использованных источников и литературы …………………………………………………….….… .стр. 9

Жизнь современного общества немыслима без транспорта. В этой сфере деятельности заняты миллионы людей. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной частого возникновения ЧС, в результате которых повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде, травмируются и гибнут люди. Среди факторов, реально угрожающих здоровью и жизни современного человека, на одном из первых мест стоят ЧС на транспорте.

Актуальность:

Дорожно транспортные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всем мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, поездов, кораблей) вместе взятых. Дорожно - транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Аварии на дорогах со стремительной скоростью растут, и многие специалисты считают, что дорожно-транспортные происшествия могут увеличить показатель смертности в мире в ближайшие двадцать лет на шестьдесят шесть процентов, что поставит данный вид смертности в один ряд со стихийными бедствиями.

Цель исследования: выяснить, причины дорожно-транспортных происшествий и какие последствия оно за собой влечет.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

2. Рассмотреть, историю возникновения дорожно-транспортных происшествий.

3. Выяснить, причины дорожно-транспортных происшествий, и какие последствия оно за собой влечет.

Методы исследования:

- Поиск информации в глобальной сети Интернет.

- Изучение и анализ литературы по данному вопросу.

I .Что такое дорожно-транспортное происшествие.

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, грузов или иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от тяжести последствий, характера ДТП, места происшествия и других признаков. По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия.

Столкновением — называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;

опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;

наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или ударилось в него;

наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

наезд на животных — происшествие, при котором механическое транс портное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

прочие происшествия — все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамваев с рельсов; падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства, в результате резкого изменения скорости или траектории движения и пр.

II. Исторические факты .

- Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

- Первой жертвой ДТП стала пожилая жительница Лондона. Несчастье произошло 17 августа 1896 года. Автомобиль ехал со скоростью 6,4 км/час. Эта трагедия открыла печальный список жертв автомобильных аварий и катастроф.

- Первое ДТП произошло в конце 19-го века. Лоб в лоб столкнулись два автомобиля.

- Разрешенная скорость движения на автомобиле в Париже в конце 19-го века составляла 12км/час, за городом – 20км/час.

- 12 февраля 1898 года впервые погиб водитель автомобиля. Он превысил скорость и врезался в придорожный столб. Автомобиль ехал со скоростью 32 км/час.

III. Причины ДТП. в России.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков - водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.
Нарушение правил ПДД является основной причиной дорожно-транспортных происшествий.

ДТП по вине водителя

Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.

ДТП по вине пешехода

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно - транспортных происшествий. Наиболее частыми причинами бывают: нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия, не используют в темное время суток светоотражающие элементы.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения.

- Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора

- пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

- пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно - транспортных происшествий. - Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. - Пешеход – ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое бывает в спальных районах, поэтому, там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость 40 км/ч. - Пешеход - пенсионер, который никогда не знал правила дорожного движения, выходит на дорогу, не чаще 1 раз в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно. - Пешеход переходит на другую сторону дороги в наушниках, при этом даже не смотрит по сторонам, слушая музыку на ходу, не обращает внимание, на дорогу – это самые злостные нарушители ПДД.

Это только несколько типичных ситуаций с пешеходами. Пешеходы, как и другие участники движения должны хорошо знать правила дорожного движения.

Неисправность транспортного средства. Наиболее частыми причинами являются, повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины, износ протектора и т.д.

Несоответствующие дорожные условия.

Основные причинами являются, скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и др. Очень часто дорожно - транспортные происшествия случаются по причине неудовлетворительного состояния дорог. Даже небольшая яма может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на полосу встречного движения

По причине прочих участников движения. Вина велосипедистов.

Основные причины дтп по вине велосипедистов – это нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда, незнание правил дорожного движения, неисправный велосипед.

К тяжким дорожно - транспортным происшествиям приводит неисправность технических средств велосипеда, например – неисправный светофор или тормозные колодки. К ДТП часто приводят велосипедисты несоблюдающие ПДД. По статистике почти половина ДТП с участием велосипедистов, происходит по их вине. Недобросовестные велосипедисты полностью игнорируют элементарные Правила дорожного движения и использования в темное время суток световозвращающих элементов.

Велосипедист – полноценный участник дорожного движения, который обязан неукоснительно соблюдать ПДД. Правилами предусмотрено велосипедистам нужно двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Пересекать дорогу по пешеходному переходу дозволяется только, ведя велосипед рядом с собой.

Глава 3. Организация и проведение
поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций

понятие ДТП
виды ДТП
учетность пострадавших
главные причины ЧС на автотранспорте
некоторые закономерности
наибольшая опасность

По данным ООН, ежегодно в мире в результате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 тыс. человек, 8 млн. человек получают ранения. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. В России погибает более 30 тыс. человек, ежегодные потери рабочего времени из-за ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн. человеко-дней.

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи. троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).
Падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.
Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.
-11 июля 1978 г. - на дороге, идущей возле автокемпинга “Лос-Альфекес” в испанском курорте Сьерра-дель-Мар, автоцистерна с 19 т пропилена. взорвавшись, загорелась, перевернулась и покатилась по территории пляжа. Температура горения пропилена составляет 1300-1500° С. В огне погибли 149 человек, получило серьезные ранения и ожоги более 300 человек. Сгорело и было раздавлено около 80 автомобилей.
- 4 августа 1978 г. - под г. Краснодаром при попытке обгона автобус “Икарус ” выехал на полосу встречного движения и столкнулся с идущим навстречу “ЛАЗом”. Погибли 8 человек, получили тяжелые травмы 21 человек.
- 24 июня 1993 г. - на Дмитревском шоссе в г. Москве контейнеровоз, объезжая припаркованный бензовоз, повредил его цистерну, в результате чего произошло мгновенное возгорание. Вспыхнули находившиеся рядом троллейбусы с пассажирами. Десять человек сгорели заживо. 25 человек получили сильные ожоги.
- 2 ноября 1993 г. - в Смоленской области на автодороге опрокинулась спецмашина, перевозившая жидкий аммиак. На грунт вылились 5 т СДЯВ.
- 14 декабря 1993 г. - в Московской области произошло лобовое столкновение рейсового автобуса и автокрана воинской части. Восемь человек погибли и 13 были госпитализированы.
- 17 февраля 1994 г. - в Костромской области шофер, следуя на автомашине “КАМАЗ”, выехал на полосу встречного движения и совершил столкновение с автомашиной “ЗИЛ”. Оба водителя, а также 3 пассажира “КАМАЗа” погибли.
- 8 мая 1994 г. - воспламение двигателя небольшого грузовика привело к пожару, охватившему около 600 га национального парка Сахарос в штате Аризона (США). Посетители были срочно эвакуированы. Пожар тушили несколько дней.
- 22 мая 1994 г. - в Непале пассажирский автобус не вписался в поворот и сорвался в пропасть. Погибли 23 человека. 26 человек получили тяжелые увечья. Эвакуация пострадавших из пропасти осуществлялась вертолетами.
- 25 мая 1994 г. - в Египте перевернулся и упал в канал грузовик с людьми. Все 23 человека погибли.
- 26 мая 1994 г. - в Восточном Трансваале (ЮАР) перевернулся автобус с пассажирами. Погибли 32 человека.
- 26 мая 1994 г. - недалеко от г. Мидделбурга (ЮАР) столкнулись сразу несколько машин. Погибли все пассажиры и водители - всего 13 человек.
- 7 июня 1995 г. - на трассе “Адлер-Сочи” на большой скорости пассажирский автобус перелетел бетонный бордюр и упал с высоты 25 м. Погиб один человек и были ранены 25 человек.

К числу главных причин ЧС на автотранспорте относятся:
- нарушение правил движения ;
- превышение скорости ;
- управление автомобилем в нетрезвом состоянии ;
- плохое состояние дороги, метеоусловия ;
- неисправность автомобиля .

На улицах городов и населенных пунктов происходит почти 60% аварий, 40% - на загородных дорогах. Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сентябрь, преимущественно в пятницу и субботу. До 70% аварий случается по вине лица. управляющего транспортным средством. По некоторым данным, в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин совершает операторское действие, а каждые 20 мин попадает в обстановку, близкую к критической. Гарантией безаварийности транспортных средств могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.

Наибольшую опасность представляют собой ДТП, происшедшие по причине превышения водителем скорости движения. Данные статистики указывают на то, что столкновение на скорости свыше 115 км/ч приводит к гибели почти 100% водителей. Это неудивительно, если учесть, что при столкновении на скорости в 100 км/ч голова водителя продолжает движение вперед с силой в 1440 кгс. При столкновении на скорости 300 км/ч голова просто отрывается от туловища, если оно удерживается предохранительными ремнями.

История свидетельствует, что первая авария с участием автомобиля произошла в 1896 г. Это был наезд на пешехода, который не успел вовремя покинуть проезжую часть. Мировая статистика современности утверждает, что дорожно-транспортные происшествия становятся причиной гибели более миллиона человек ежегодно. Причины повышенной аварийности основаны как на человеческом факторе, так и на качестве дорожного покрытия, уровне освещенности трасс. Существует несколько видов и классификаций ДТП, которые отражают наиболее частые причины и последствия аварийных ситуаций на дороге.

Классификация по тяжести последствий

По тяжести последствий происшествия на дороге можно разделить на несколько видов. Наиболее легкими считаются ДТП, повлекшие лишь материальный ущерб для участников. В этом случае учитывается не только порча транспортных средств или имущества пассажиров, но и стоимость ремонтно-восстановительных работ, оплата труда работников автоинспекции, выезжающих на место ДТП, медиков и т.д. Остальные виды ДТП обусловлены наличием пострадавших, которые:

  • Получили легкие повреждения или утратили трудоспособность на короткое время;
  • Получили повреждения средней тяжести (длительное расстройство здоровья) и тяжкие (серьезная и длительная потеря трудоспособности, увечье, опасность для жизни);
  • Скончались на месте или после транспортировки в медучреждение.

К категории особо тяжких отнесены аварии, когда гибнет несколько человек (4 и более), есть больше десятка раненых. Участниками таких ДТП чаще всего бывают транспортные средства, перевозящие большое количество пассажиров (общественный транспорт, междугородние рейсы). Причиной может стать состояние дорожного покрытия (обледенение, снежные заносы), человеческий фактор (несоблюдение водителем правил, смерть за рулем), столкновение с большегрузом или поездом.

Столкновение и опрокидывание авто

Основные виды ДТП

Частое место опрокидываний — загородные и скоростные трассы, поскольку ТС может опрокинуться при высокой скорости движения. Также причинами могут быть: неудовлетворительное качество дорожного покрытия (ямы, кюветы, обледенение), прокол резины, резкий маневр. Опрокидывание очень опасно для пассажиров, которые не пристегнулись ремнями безопасности. Опрокинувшееся авто загорается в считанные минуты, поэтому главная задача для людей — покинуть салон. Материальный ущерб также значителен, так как отремонтировать машину будет сложно — нарушается кузовная геометрия. Опрокидывание ТС может стать продолжением столкновения, однако в протоколе сотрудники ГИБДД фиксируют ДТП как столкновение, поскольку машина переворачивается после удара. Реже переворачиваются авто из-за неисправности. Стоит отметить, что опрокидывание является ДТП, только если произошло во время движения.

Виды наездов

Аварии с участием детей и иные происшествия

С каждым годом количество аварий, в которых участвуют дети, растет. Основная причина — невнимательность детей, незнание или несоблюдение правил движения, игры возле проезжей части. При этом виновной стороной практически всегда оказывается водитель, который не смог предотвратить ДТП. Родителей наказывают крайне редко и только в том случае, если невиновность водителя очевидна. Распространенные причины возникновения ДТП с участием детей:

  • Катание на велосипедах, коньках на проезжей части;
  • Пересечение улицы на запрещающий сигнал светофора;
  • Самостоятельный переход дороги дошкольниками и младшими школьниками (дети в таком возрасте еще не могут реально оценить возможность наезда);
  • Переход дороги в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • Низкое качество преподавания ПДД в школе (только теория);
  • Пример родителей, которые игнорируют правила перехода через дорогу;
  • Невнимательность водителей, неадекватно оценивающих поведение детей.

Заключение

Классификация дорожно-транспортных происшествий зависит от вида и тяжести ущерба, причины аварии. Некоторые дорожные происшествия не квалифицируются как ДТП, а значит, страховые выплаты исключены. Чаще всего на дорогах РФ фиксируются столкновения, наезды, аварии с участием детей.

Расследование ДТП обязательно включает выяснение причины происшествия. Авария может произойти как по вине водителя, так и из-за внешних факторов: источниками риска могут стать поломки авто, нарушения ПДД другими участниками дорожного движения, плохих погодных условий и др. Действия правоохранительных органов включают сбор статистики количества ДТП и исследование обстоятельств их возникновения для снижения травматизма людей.

Общие

Чаще всего авария происходит по причине того, что один из участников дорожного движения проигнорировал ПДД. Однако иногда ДТП может произойти из-за плохих дорожных условий или неправильной организации дорожного движения на участке дороги. Разберем эти причины подробнее. Детальнее о том, какие бывают виды ДТП, можете узнать из этой статьи.

Неподчинение сигналам регулирования и дорожным знакам

Человек может нарушить ПДД по причине невнимательности или банального игнорирования правил. На участке дороги, где пересекаются два направления, порядок проезда регулируется правилами дорожного движения и соответствующими сигналами:

  • светофора;
  • регулировщика;
  • дорожными знаками и разметкой.

Так как несоблюдение правил разъезда нарушает участник, который совершает движение в одном из направлений, он создает аварийно опасную ситуацию и подвергает опасности других участников дорожного движения.

Неудовлетворительные условия на дорогах и недостатки в организации

Существуют ситуации при которых вина ложится не на водителя или пешехода, а на плохие дорожные условия. Таковыми условиями могут быть:

  • стертая разметка;
  • недостаточное освещение;
  • испорченные дорожные знаки;
  • наличие деревьев, перекрывающих знаки или светофор;
  • плохая погода: снежные заносы или гололед;
  • неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, открытые люки;
  • несоответствие дороги геометрическим параметрам.

Вышеперечисленные факторы могут стать причиной непонимания водителем порядка проезда перекрестка или же снижения коэффициента сцепления, что в свою очередь увеличивает тормозной путь автомобиля.

По вине водителя

Чаще всего в аварии виноват человек по различным причинам. В таком случае органы правопорядка после расследования ДТП принимают меры, чтобы у виновника не возникало желания повторно прибегнуть к нарушению. О том, как происходит расследование ДТП и как составляется акт о результатах, читайте тут.

Нарушение ПДД

Желание сократить себе дорогу или ускорить проезд, а также простая невнимательность и пренебрежение правилами чаще всего чреваты последствиями. Рассмотрим ТОП-5 причин, по которым водителей признают виноватыми в авариях.

  1. Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Алкоголь пагубно влияет на организм, а одним из его действий считается замедление реакции. В опьянении человек за рулем может не замечать ограничений или слишком поздно реагировать на увиденный знак/сигнал. Также, в зависимости от степени опьянения, может быть изменена степень адекватности и восприятия средств регулирования.
  2. Превышение скорости движения. На каждом участке дороги установлена максимальная скорость движения транспортных средств. Она зависит от расположения участка (например, в городе или за его пределами), а также от степени аварийности, наличия уклонов, крутых поворотов и др.

Важно! Невнимательность, усталость или состояние здоровья не являются причинами для оправдания в случае аварии. Водитель, чувствуя недомогание, не должен садиться за руль.

Недостаточная квалификация

В последние годы большинство аварий возникают по вине водителей, которые имеют опыт вождения не более 3 лет. Ввиду неопытности человек за рулем, развивая большую скорость, может не успеть среагировать на препятствие или сигнал светофора (так как скорость реакции увеличивается с опытом вождения).

Кроме того, многие лица, получающие права, садятся за руль не сразу после обучения, а через длительное время. Чтобы успешно водить автомобиль, необходимо сразу же после получения водительского удостоверения садиться за руль и получать опыт.

Техническая неисправность ТС

Отправляться в путь на автомобиле, у которого проявляются технические неполадки – опасно. На дороге в таком случае необходимо включить аварийный сигнал и на минимальной скорости доехать к ближайшей станции техобслуживания или же вызвать эвакуатор.

Системы, поломка которых опасна:

  • двигатель;
  • тормозная система;
  • система охлаждения двигателя;
  • коробка передач;
  • панель управления (спидометр и пр.).

Также не стоит отправляться в путь, ощущая люфт в какой-либо системе, увидев нарушение целостности колес или подвески, проблемы с зеркалами заднего вида, внешними световыми приборами, стеклоомывателями и т.д.

Нередко дорожно-транспортное происшествие является следствием нарушения ПДД пешеходами. Так же как и водители они могут не следовать правилам дорожного движения, нарушая их по незнанию или умышленно.

Для пешеходов выделены конкретные участки, на которых они должна передвигаться – тротуары (п. 4.1 ПДД России). Пребывание человека на проезжей части, не преследующее цель перейти дорогу, можно считать нарушением. Особенно это касается катания на роликах, самокатах, гироскутерах, а также на иных средствах, не являющихся транспортом.

Для передвижения на таких средствах выделены специальные роллердромы и открытые площадки для катания.

Появление и движение пешехода по проезжей части вызывает у водителей необходимость в объезде: человек занимает часть полосы, препятствуя движению автомобилей. Это чревато ДТП с участием транспортных средств и пешеходов.

Наиболее распространенными причинами, по которым пешеход нарушает ПДД, являются:

  1. Незнание правил – не освобождает от ответственности. Например, многие пешеходы не в курсе, что на пешеходный переход нельзя выскакивать внезапно и, если это вызовет ДТП, согласно ПДД виноват будет именно пешеход.
  2. Невнимательность – одна из самых распространенных причин наездов на пешеходов. Человек, выходящий на проезжую часть, обязан убедиться в своей безопасности и не должен задерживаться на дороге, если это не связано с обеспечением безопасности движения (п. 4.6 ПДД). Это означает, что бездумно выбегать на дорогу запрещено, особенно не убедившись, что рядом нет транспортных средств.
  3. Лень – свойство, присущее всем людям, однако на дороге она чревата травматизмом и даже гибелью. Многие пешеходы ленятся пройти 100 метров до установленного места перехода, и переходят проезжую часть в неустановленном месте. Особенно это опасно, если у водителя в этой части дороги ограничена видимость: человек за рулем может не успеть среагировать.

Справка! В ночное время, двигаясь вдоль проезжей части (при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин) пешеход должен иметь на одежде светоотражающие вставки для того, чтобы водитель вовремя заметил человека в условиях плохой видимости (пункт 4.1 ПДД).

Меры предотвращения аварий правоохранительными органами

Для того чтобы лицо, виноватое в ДТП, не повторяло вновь своих ошибок, правоохранительные органы принимают комплекс мер, регламентируемых статьями 12.1—12.37 КоАП РФ. В соответствии с видом правонарушения, может последовать наказание:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение прав на определенный срок (от месяца до 2 лет);
  • задержание транспортного средства;
  • арест.

Меры могут быть приняты к водителю автомобиля, владельцу транспорта, должностному лицу, ответственному за эксплуатацию или перевозку.

Для определения правильности установленных знаков и режима работы светофоров регулярно измеряется интенсивность транспортного потока и тип единиц средств, движущихся в нем. Кроме того, постоянно обновляется разметка, улучшается состояние покрытия дороги. Власти должны следить за отсутствием на проезжей части посторонних предметов и сооружений, препятствующих движению.

В случае перекрытия дороги ГИБДД должны заблаговременно уведомить водителей о том, что участок транспортной сети будет временно недоступен. При этом обязательно требуется сообщить причину закрытия, его сроки и рекомендуемые пути для объезда.

Внимание! Сейчас активно популяризируется обучение детей правилам дорожного движения. В детских садах и школах выделяют время для проведения уроков по ознакомлению детей со знаками и основными правилами для пешеходов.

Кроме того, дороги должны активно патрулироваться, а для фиксации нарушений на многих участках закреплены камеры наблюдения. Так правоохранительные органы в случае ДТП смогут определить виновника и отыскать его.

Для автолюбителей мы подготовили материал о том, как происходит оформление ДТП, а также как оказать неотложную помощь, если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия.

Четкое соблюдение правил дорожного движения не может дать 100% гарантию безопасности, но обязательно снизит шансы получить травму, повредить автомобиль или просто испугаться непредвиденной ситуации. Знание правил – обязательное требование к каждому водителю и пешеходу, а их нарушение наказывается всегда обоснованно.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇

Читайте также: